Эти крестики мне достались от знакомого поисковика, который летом ездит к родне в Шацкий район Рязанской области. Там по малолюдным берегам реки Цна и ее притоков он находит из древности немало типичных финно-угорских вещей (славянских древностей там нет вообще, по его словам). Но при этом порой нападает на целые залежи ("гнезда") православных крестов, когда он буквально не сходя с места копает их десятками. Причину этого явления он видит в особенностях христианизации местного мордовского населения. По преданиям, там неоднократно возникали бунты против этого, когда жители этих мест массово выбрасывали навязанные им символы "чуждой" религии. Возможно, это происходило в особые дни календаря и в особых сакральных местах. Я это послушал и поискал более точные сведения о таких событиях. Действительно, христианизация на территории мордвы происходила насильственно, очень медленно и долго. Захоронения во всех известных мордовских могильниках еще в XVI–XVIII вв. осуществлялись по языческому обряду. Исходя из данных письменных источников, массовая христианизация началась только в середине XVIII века, что вызвало тогда массовые восстания мордовского населения. Шацкий край - это равнина в самом центре России на Окско-Донской низменности. На рубеже I тысячелетия до нашей эры и I тысячелетия нашей эры с востока пришли угро-финские племена, они заселили район по реке Цна (Поценье) и земли в бассейне Мокши. На их основе сложились древнемордовский этнос. Места здесь были удобны для проживания: леса богаты дичью, плодородная почва, разветвленная речная сеть, позволявшая торговать с соседями.. Известными из летописных источников обитателями этих мест Рязанской земли были племена угро-финской группы: мокша, мурома, мещера, мордва и другие, давшие многие сохранившиеся до сего времени географические названия на территории Рязанской области. Основные реки — Цна, Выша, Шача, Вокша, Кермись, Аза. Первые славяне появились в этих краях видимо около X в. Сам город Рязань возник на месте древнего мордовского поселения. Название мордва не является самоназванием народа, а взято из русского языка. Сами представители этого народа называют себя эрзя и мокша - это две очень близкие по культуре и языку, но обладающие раздельным этническим самосознанием группы. Оба этих языка относятся к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Среди древних археологических находок здесь видны типичные шумелки с гусиными лапками, а сюльгамы бытовали вплоть до 18 века. В XII–XIII вв. шли постоянные русско-мордовские войны. Под напором славян часть мордовских племен отступала в дремучие леса на север. Оставшаяся часть этого народа постепенно утрачивала язык, особенности быта, перенимала многое у славян. Но их влияние на пришедшее русское население тоже было велико. Еще в начале 20-го века крестьян этого рязанского края на стороне называли «мордовцами». На крестьянской одежде, особенно на их рубашках, понятиях, обычаях, также и на местном русском наречии остаются до сих пор явные отпечатки древней финно-угорской культуры. Даже цоканье, встречающиеся в русских говорах, лингвисты считают следствием финно-угорского языкового влияния. Древние финно-угры почитали камни, видя в них опору, основание мира, символ мировой горы, вместилище душ предков. Вся обширная финно-угорская земля богата культовыми камнями, которые почитают и по сей день. На них оставляют свои приношения (хлеб, полотенца, платки, ленты), либо около камней или развешивают рядом на деревьях. Но процесс русско-мордовского противостояния был прерван нашествием хана Батыя. Он пришел в 1236 году из Средней Азии, от волжских булгар пошел по рекам Суре, Мокше, Цне , Шаче, покорил все живущие здесь народы, обложил их данью. Территории по Мокше и Цне стали феодальными владениями татарских князей. Когда в 1380 г в Куликовской битве на стороне Мамая выступил князь Олег Рязанский, в составе его войска были также и мордва. Мордовское войско участвовало и в походе монголо-татар в Европу. Весь край был в составе Золотой Орды в XIII–XV вв. Вплоть до XVI века мордовские земли представляют собой конгломерат мелких княжеств, воюющих как между собой, так и с русскими и татарами. Только начиная с XVI в. русские люди стали заново осваивать территории в бассейне р. Цны. И первопоселенцами в этих лесных местах стали монахи. Во второй половине XVI в практически все мордовское население оказалось в составе Русского государства. При этом мордва в составе Золотой Орды, а затем Русского государства сохраняла свою этнокультурную самобытность, что хорошо подтверждается археологическим материалом. Активное миссионерство среди племен мордвы происходило в XVI — XVIII вв. Методы христианизации, которые применялись в крае, носили ярко выраженный насильственный характер, что естественно вызывало негативную реакцию. Насильственный характер крещения вызывал не только протест, но и реальное противодействие. В 1656 году архиепископ рязанский Мисаил был убит в Шацком уезде при попытке «мордву, и татар в святое крещение приводити». Христианство было воспринято мордвой как «чужеродная» религия. Но местным феодалам, мордовской знати было что терять, и чаще всего они принимали новую веру под страхом попасть в немилость или под прямые репрессии. В XVII веке происходили массовые бунты мордовских крестьян, были погромы православных монастырей. Большинство местного населения даже не знало русского языка и не понимало проповедников. С начала XVIII века правительство начинает проводить политику «кнута и пряника». В мае 1681 года царь Фёдор Алексеевич обратился к мордве с указом, в котором призывал, «поискав благочистивыя христианския веры греческого закона, крестились все, а как они крестятся и им во всяких податях дано будет льготы на шесть лет, а буде они креститься не похотят, и им сказать, что они будут отданы в поместья и вотчины». Петр I и его преемники продолжили эту традицию. В 1720 году новокрещёнам (так называли принявших христианскую веру мордовских крестьян) были даны льготы на три года. Однако чаще всего крещение происходило насильно, принятие христианства мордвой носило формальный характер. Принимая будто бы православие, мордовские крестьяне продолжали молиться своим богам и сопротивлялись православию во всех возможных формах, вспыхивали восстания. Наиболее крупным выступлением стало массовое восстание мордвы Нижегородской губернии 1743-45 гг под религиозными лозунгами. Тогда из Нижнего Новгорода власти пришлось присылать войска. В конце ноября 1743 года у деревни Лапшихи повстанцы были разбиты, пленные подвергнуты пыткам, руководитель восстания Несмеян Васильев сожжен на костре. Процесс постепенной христианизации мордовского края и, в том числе в мокшанской его части, был завершён только к концу XVIII века. Однако, даже посещая церкви, соблюдая внешне православные обряды, мордва ещё долго — вплоть до XX века — "совмещала" старые языческие обряды и христианские ритуалы. Таким образом, можно сделать вывод, что история этих земель подтверждает версию о том, что большее количество крестиков, встречающихся в определенных местах целыми "гнездами", объясняется тем, что их просто выбрасывали во времена сопротивления христианизация Шацкого края.