Литература по истории церквей Смоленщины

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Ellenna, 29 янв 2009.

  1. Offline

    Ellenna Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 янв 2009
    Сообщения:
    200
    Спасибо SB:
    234
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калуга
    Интересы:
    Краеведение
    Уважаемые знатоки,
    сразу извиняюсь, что пишу "не в тему", но соответствующей нет, а меня очень интересует литература по истории церквей Смоленщины, так как в течение 18-19 веков в Бельском, Гжатском, Сычевском Дорогобужском, Вяземском и Ельнинском уездах служили мои предки - священники. Последние несколько лет собираю все, что с "моими" местами связано, читаю в РНБ, РГБ, исторической библиотеке, но все мало. Вы ссылаетесь на источники, которые для меня не знакомы. Есть ли у вас что-нибудь по селу Арнишицы (Орнишицы) Ельнинского уезда (Санковский и у меня законспектированы), Будино, Боголюбово, Спас, Комары Бельского уезда. Мои список длинный, поэтому продолжать не буду. Буду очень благодарна, если на форуме появится такая "специализированная " тема. (От Родины предков, к сожалению, живу на некотором удалении).
    С уважением,
    ellenna
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    vladimir1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    25 май 2008
    Сообщения:
    413
    Спасибо SB:
    40
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    смол. обл.
    ellenna, на смоленщине в церквях в продаже книга, (к сожалению в своем книжном бардаке сложно мне ее сразу найти) название типа "Ельнинская земля: Православные храмы" Иеромонах Рафаил (Ивочкин). Это наверно то,что Вам надо.
     
  4. Offline

    Ellenna Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 янв 2009
    Сообщения:
    200
    Спасибо SB:
    234
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калуга
    Интересы:
    Краеведение
    Спасибо за такой быстрый ответ. Эту и др. книги этого же автора прочитала. Ездила специально за ними из Калуги, где живу, в библиотеку Москву, так как у нас книги ваших издательств не продаются.Книга очень хорошая. Но опять же хочется "продолжения" ...
    С уважением,
    ellenna
     
    Тамрико нравится это.
  5. Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо SB:
    37
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    По Арнишицам у меня есть только информация из книги о. Рафаила, известной elenna. В своем тексте он ссылается на "Смоленские епархиальные ведомости", точные данные по сноскам выложу вечером.
     
  6. Offline

    Абр Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 янв 2009
    Сообщения:
    152
    Спасибо SB:
    40
    Отзывы:
    1
    Из:
    Smolensk
    Не знаю, сюда инфу кинуть , или в 1812г.
    Сброшу сюда , всё таки к информации по храмам она ближе:
    Бог был им помощником
    Монашество, духовенство и духовные святыни Смоленского края - память о войне 1812 года

    «…Неприятель, вошедший в Смоленскую древнюю Российскую Губернию, опустошает земли, делает все рода насилия жителям
    и убивает их, и что еще жесточае, ругается святынею, грабит
    церкви и делает из них неприличное употребление. Русские
    солдаты должны отмстить злодеям, истребляющим православную
    веру их, и Бог будет импомощником».
    Из приказа №75 по 1-й Западной армии от 27 июля 1812 года.

    Нашествие «Великой» армии на Российскую землю принесло неисчислимые страдания для всех слоев населения. «Просвещенные европейцы», охваченные жаждой наживы не гнушались ничем, что попадалось им на пути. И все русские люди - от высшего общества до простых крестьян, объединились в едином патриотическом порыве против «цивилизованных» мародеров, насильников и убийц. Война за защиту Веры и Церкви стала действительно Отечественной. Не осталось в стороне православное монашество и белое духовенство, предпринимавшее все усилия для сохранения храмов, монастырей и чтимых святынь. Об этом сохранилось множество документальных свидетельств и устных преданий. Считаем возможным, вспомнить эти источники, так как в публикациях последнего десятилетия предательство нередко возводится в доблесть, мародерство в необходимость, очерняется российское военное руководство и армия, всячески восхваляется неприятель принесший в страну горе и разруху.

    Авраамиевский монастырь. Город Смоленск. Авраамиевский мужской монастырь основан в начале XIII века. Во время наступления неприятеля на Смоленскую крепость он подвергся ожесточенному обстрелу из орудий. «Бомбы и пушечные ядра, во все продолжение атаки, постоянно летали в монастырь, потрясали его стены и убивали мирных иноков, в теплой молитве к Богу, искавших спасения и забывавшим себя и грозившую им опасность». Большое пушечное ядро застряло, не разорвавшись в алтарной стене верхнего этажа соборного монастырского Спасо-Преображенского храма, служа видимым свидетельством яростной и разрушительной атаки французов. По донесению в декабре 1812 года в Духовную Консисторию настоятеля архимандрита Павла Сабатовского монастырь понес от неприятеля полное опустошение и был обращен в военный лазарет. Все келии: настоятельские, братские и ученические заполнили больные, раненые и увечные воины. «Кроткие престарелые иноки, за слабостию телесных сил не успевшие спастись бегством, обязаны были прислуживать им – врагам Церкви и Отечества и, не имея никаких утешений, кроме небесных, ни какой отрады, кроме молитвы несли эту должность для старости нелегкую с истинно-христианскими чувствами, - благодушно, в глубокой покорности промыслу и с полным самоотвержением». Известны имена двух из них – иеромонаха Филарета и иеродиакона Стефана. После освобождения города, уже в ноябре 1812 года в обители было восстановлено Богослужение, а в сентябре 1813 возобновились занятия в Смоленской семинарии. (1)

    Троицкий монастырь. Город Смоленск. Свято-Троицкий мужской монастырь был основан предположительно в XV веке. Захватив Смоленск французы, «как враги Отечества и Церкви …внесли в этот монастырь мерзость запустения: - в церкви Рождественской в нижнем этаже обобрали, похитили и разорили все, кроме стен; в Троицкой – в верхнем этаже выломили и похитили половину царских врат, богатую золотом и серебром, также престол и жертвенник; в теплой Зачатьевской – похитили и разорили все, кроме трети иконостаса; в келиях братских деревянных разорили и повредили окна, печи, полы и потолки; здания монастырския чрез дорогу деревянныя сожгли до основания, а в каменных оставили только стены; словом, как дикие вандалы, в короткое время обобрали и разорили монастырь до основания, оставив целыми и неповрежденными только четыре братские келии, которыя, по всеобщему единогласному уверению старожилов, обращены были в лазарет для больных неприятельских воинов». (2)

    Вознесенский монастырь. Город Смоленск. Вознесенский девичий монастырь основан по повелению великого князя Московского Василия Иоанновича в 1515 году. «Неприятели-французы …взяв Смоленск, сожгли, разорили и разграбили этот монастырь почти до основания: - деревянныя монастырския здания, - келии инокинь и церковь Печерской Божией Матери, за разграблением их предали пламени, а в каменной соборной церкви, и во всех ея приделах расхитили и обобрали совершенно все имущество и богатство, оставленное инокинями, как-то: драгоценные серебренные и золотые оклады на иконах, богатую церковную утварь и ризницу; святотатственная рука их коснулась даже дорогой верхней и нижней одежды на престолах и жертвенниках и катапетасм на царских вратах. …Возвратившись в обитель в конце того же 1812 года игумения и некоторые престарелые инокини не нашли здесь для себя ничего, нуждались в пище и одежде, не имели приюта и принуждены были проживать в разоренных неприятелем, но наскоро несколько исправленных черных избах». (3)

    «Молоховские» врата. Город Смоленск. Враги Отечества разрушили в 1812 году «Молоховскую» надвратную башню крепостной стены, но стоявшая в ней древняя икона Пресвятой Богородицы чудесным образом была спасена, и в 1832 году обретена «невредимою» при разборке руин. В 1840 году жители Смоленска «в память избавления от французов и во свидетельство грядущим временам сердечной признательности своей к Государю Императору Николаю I, даровавшему им средства и возможность восстановить утраченные ими в Отечественную войну благосостояния…» решили устроить над руинами «Молоховских» ворот церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм был построен и причислен к Авраамиевскому монастырю, в память о событиях 1812 года, а местно чтимая икона Богородицы установлена с левой стороны от Царских врат. (4)

    Село Ново-Спасское, Ельнинский уезд. Каменный храм в честь Преображения Господня построен в 1786 году майором Н.А.Глинкой. Владелец усадьбы, капитан Глинка при нашествии неприятеля, «вынужденный удалиться с семейством своим», поручил церковь «охранению и заботливости» местного священника. Престарелый отец Иоанн Стабровский «принял близко к сердцу святость своего долга; и, наблюдая за целостию храма, успел вразумить крестьян, обольщенных врагами порядка, и воодушевить в них мужество для борьбы с мародерами». По преданию, 30 августа 1812 года, французский отряд из семидесяти человек окружил церковь, в которой шла Божественная литургия. Мародеры «ломились в двери храма, но железные затворы и решетки не поддались их усилиям». «Народ, пораженный ужасом, готов был бежать из церкви; но в эту минуту священник вышел из алтаря, остановил бегущих: «Стойте – и молитесь!», сказал он им; «Оружие наше – крест и молитва; силою этого священного меча обратятся в прах нечестивцы, дерзающие возстать на храм Господень». При этих словах французы отступили от церкви и стали грабить усадебный дом и жилища священно-церковно-служителей. Удовлетворенные найденным имуществом враги покинули село, а отец Иоанн перенес утварь и иконы в безопасное место в лес. «Церковь Божия была спасена неустрашимостию и самоотвержением доблестнаго пастыря». (5)

    Духовская церковь. Город Дорогобуж. Каменный храм в честь Сошествия Святаго Духа построен в 1711 году по благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Сильвестра. В 1812 году Духовская церковь пострадала от неприятеля менее других храмов города Дорогобужа благодаря стараниям священника отца Александра Юденича. Французы разрешили ему совершать Богослужение в храме и звонить (стучать) в деревянную доску. После войны 1812 года в храме сохранились: образы Спасителя и Божией Матери, в серебряно вызолоченных венчиках, написанные в 1733 году; местно чтимый резной образ святителя Николая; местно чтимая икона Божией Матери Иерусалимской, привезенная в город из Архангельска и стоявшая в часовне еще до строительства Духовского храма; гербовый Указ на владение землею, воздухи шитые серебром и золотом и бронзовое паникадило на сорок восемь свечей, подаренные в храм императрицей Екатериной II. (6)

    Церковь Богоявления. Город Дорогобуж. Церковь в честь Богоявления Господня была построена в 1764 году. В храме хранилась икона Божией Матери, уцелевшая в 1812 году от пожара и простреленная под левой рукой Богородицы неприятельской пулей. Это «место обложено серебряно-вызолоченным кольцом с надписью: «Сия рана получена в 1812 году». (7)

    Болдин монастырь. Село Болдино, Дорогобужского уезда. Монастырь основан в 1528 году преподобным Герасимом Болдинским. В 1812 году обитель подверглась сильному разорению от французов. «Один инок сего монастыря, Алексий, бывший после 1812 года иеродиаконом, оказал ревность, достойную истинного сына Церкви и Престола. По вступлении неприятельской армии в монастырь один офицер ея, увидев в соборной церкви монаха, сказал ему, требуя от него повторения: «Виват Наполеону!». Монах Алексий смелым голосом отвечал: «Виват Александру!». За такой ответ монах немедленно получил от офицера удар по щеке саблею. Потом офицер опять вскричал: «Виват Наполеону!». Монах вторично отвечал: «Виват Александру!». Тогда офицер опять схватился за саблю, но не ударил, а только с презрением плюнул в лицо монаху».

    Соборный Троицкий храм был ограблен и обращен в тюрьму для пленных русских, иконы употреблялись французами для устройства себе шалашей. Введенскую церковь они ограбили и осквернили.

    В монастыре хранилась древняя чтимая икона Казанской Божией Матери, которую по промыслу Божию, по изгнании неприятеля из древней столицы, нашел иеродиакон Владимир «на одной из Московских улиц на кирпичах». (8)

    Казанский собор. Город Юхнов. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери построен в конце XVIII века. В нем с 8 июля 1813 года хранилась икона Казанской Божией Матери, сопровождавшая в походах 1812 года Юхновское ополчение. Образ передан уездным предводителем дворянства С.Я.Храповицким. В соборе находился и взятый Храповицким в бою 13 января 1813 года «шелковый, шитый золотом, штандарт», с надписью на французском языке: «Сей трофей, дан за Ваграмское сражение Наполеоном 28-му французскому драгунскому полку». Через сенатора Каверина этот штандарт «повергнут к стопам» императора Александра I. На древке штандарта была выполнена надпись: «В Юхновский Казанский собор к образу Божией Матери, за избавление онаго города и округа. 1812 г. октября 18 дня». (9)

    Село Покров, Юхновского уезда. Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1749 году. По преданию, французы в 1812 году разграбили церковь, проломив отверстие в двери, так как были не в состоянии сорвать ее с петель. Дверь с отверстием, как доказательство этих событий хранилась в колокольне храма, о чем свидетельствовал в 1892 году прихожанин Покровского храма, потомственный, почетный гражданин Дмитрий Тимофеевич Жемчужный. (10)

    Село Лосьмино, Юхновского уезда. Каменный храм во имя Преображения Господня был построен на берегу речки Лосьминки в 1758 году. В село 17 августа 1812 года прибыл отряд французов. «Одни из них бросились в церковь, разбили замки и запоры и всю утварь церковную серебряную забрали …другие грабили по домам священнослужителей, и что находили нужным забирали с собою». В храме хранилась местно чтимая икона Божией Матери Владимирской, написанная на холсте, в серебряной ризе. Образ был передан в церковь генеральшей Коховской в память о спасении имения в Лосьмино от пожара в 1812 году. (11)

    Село Дмитровцы, Юхновского уезда. Каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был построен 1741 году, на высоком берегу реки Угры, в двух верстах от впадения в нее речки Вори, отставным поручиком Степаном Ивановичем Шульцем. В нем хранилась местно чтимая икона Божией Матери Феодоровской, «девять вершков высотой и семь вершков шириной». На иконе была серебряная, вызолоченная риза, с таким же венцом, в который вделаны драгоценные камни. На оборотной стороне иконы, обтянутой зеленой саржей, была сделана надпись: «В знак Божия благоволения и в залог будущих над врагом побед, вручаю сию святую икону 3-му Костромскому пехотному полку. Сергий Епископ Костромской и Галичский. 1812 года, Августа 27 дня». Этот образ был пожертвован в храм помещиком Александром Бариновым в 1842 году. (12)

    Село Крутая Гора, Юхновского уезда. Священник отец Григорий Лелюхин увидел, «…что пятьдесят человек мародеров разбивают двери его церкви и грабят ее. Он бросился по своим деревням и лесам, собрал крестьян и убедил тот час же устроить погоню. Вооружившись топорами, вилами, копьями, крестьяне во главе с отцом Григорием настигли французов на опушке леса, перебили их, а награбленное не только в их церкви, а и во многих других отобрали». (13)

    Село Семлево, Вяземского уезда. В селе «французы с Наполеоном ночевали в Свято-Духовской церкви. Сам Наполеон спал на престоле в алтаре храма. На иконе Божией Матери говядину рубили и лошади стояли в церкви. Из Семлевского храма Наполеон с войском пошел на Вязьму». Сохранилось предание о «Наполеоновской стоянке» и при отступлении французской армии от Москвы. Остановившись в Семлеве, Наполеон выбрал для ночевки каменную церковь, как самое безопасное место. «Внизу в храме были поставлены лошади императора, в алтаре помещался его штаб, а в верхнем приделе, устроенном из хор, обрамляющих церковные стены в виде неширокой галереи, с свободным прозором посреди, устроился сам Наполеон. Колокольня служила обсервационным постом. В тот самый момент, когда пришла первая весть о возгоревшемся Вяземском бое, в Семлевскую колокольню ударило русское ядро, неведомо кем пущенное с севера, со стороны Саввиной горы. Ядро не повредило храма, но все колокола внезапно гулко загудели. Тогда Наполеон с необычайной поспешностью покинул Семлево и двинулся к Славкому».

    Французы столько награбили различного имущества, что после Вязьмы стали от него избавляться. Об этом писал в своих мемуарах Сегюр: «От Гжатска до Михалевской деревни, расположенной между Дорогобужем и Смоленском, в императорской колонне не случилось ничего замечательного, если не считать того, что нам пришлось бросить в Семлевское озеро вывезенную из Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшение Кремля и крест с Ивана Великого. Трофеи, слава – все те блага, ради которых мы пожертвовали всем, - стали нас тяготить». (14)

    Предтечев монастырь. Город Вязьма. Монастырь основан в 1542 году преподобным Герасимом Болдинским. Монастырь потерпел от французов такое же страшное опустошение, как и при нашествии поляков. Больной и престарелый архимандрит Аполлоний был убит французами. Серебряные оклады с икон, церковная утварь, вся ризница, царские грамоты и библиотека были разграблены. «При этом разорении погибло множество чрезвычайно ценных в научном отношении рукописей, царских грамот и разных других документов». Все монастырские храмы и здания сожжены, «остались одни только обгорелыя стены». По преданию, «…вся братия покинула монастырь. В нем остался лишь старик иеромонах Иоасаф и при нем послушник Иона. Они не пожелали бросить на произвол судьбы свою обитель и решились разделить ее участь. Однако при бомбардировке Вязьмы иеромонах был убит, и послушник отправился к самому Наполеону требовать людей для рытья могилы и погребения старца. Для этого были отряжены несколько гренадеров. …Скромный надгробный камень над могилой Иоасафа, свидетель того духовного богатства, обладателем которого был монастырь в тяжкую годину разорения».

    Каменная трапезная церковь во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы, построенная в 1750 году архимандритом Венедиктом, была повреждена французами до такой степени, что в 1842 году «вновь переложена с самого фундамента». (15)

    Богородицкая церковь. Город Вязьма. Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Иоанна Богослова построена в 1727 году, придел святых Жен Мироносиц пристроен в 1785 году. Перед нашествием неприятеля священник Богородицкой церкви отец Петр Кирилловский распорядился «…в огороде вырыть ямы, куда поставлены сундуки с церковной утварью, образами, богослужебными книгами и прочее и все это затем столь тщательно засыпано и замаскировано, что неприятель не напал на этот клад, каковой затем благополучно и был откопан, возвратившимся на свое пепелище Богородицким причтом». От французов уцелели: икона Божией Матери Одигитрии, пожертвованная в 1706 году посадским человеком Сидоровым с семьей; икона Киево-Печерской Божией Матери, пожертвованная в 1774 году прихожанином А.В.Кузнецовым; икона святителя Николая чудотворца, пожертвованная в 1778 году купцами П.И.Родителевым и А.К.Фатовым; «Апостол в переплете, покрытый зеленым бархатом», напечатанный в 1695 году в Киево-Печерской лавре. (16)

    Село Богородицкое, Вяземского уезда. Каменный храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» построен в 1782 году. По сообщению Клетновой Е.Н., дворянин Белкин, усадьба которого сильно пострадала от неприятеля, «вооружил своих дворовых и крестьян и нападал на небольшие французские отряды», отступавшей из Москвы неприятельской армии. «Во время одной из стычек Белкину удалось отбить часть французского обоза. В числе вещей оказалась и митра, по местному преданию – митрополита Московского Алексия». Она была передана в Одигитриевский храм, где и хранилась на хорах. В 1912 году в Смоленское древнехранилище Церковно-археологического комитета поступила фотография от причта села Богородицкое «митры Московского Митрополита Алексия». (17)

    Колочский монастырь. Село Колочь, Гжатского уезда. Монастырь основан в 1413 году по благословению Можайского князя Андрея Димитриевича. По преданию в 1812 году монастырь был «укреплен …русскою артиллериею для удержания французов». Но когда неприятель обошел монастырь справа, русские войска оставили его, отойдя по Старой Смоленской дороге. Обитель стала «достоянием неистовых врагов». Монастырь посетил император Наполеон и, поднявшись на колокольню обозрел «положение Бородинских полей». Обитель была совершенно разорена и опустошена. Разобраны и сожжены все деревянные постройки, каменные сильно повреждены, осквернен Успенский соборный храм. Богослужение возобновлено только в 1816 году. Чудотворный образ Божией Матери Колочской был спасен, и в 1818 году ему поклонялся при посещении обители император Александр I. Копию иконы император «милостивейше изволил принять» от настоятеля игумена Иоасафа. (18)

    Ежегодно в день Рождества Христова в воспоминание об избавлении «Церкве и державы Российския от нашествия галлов, и с ними двунадесяти язык» совершается благодарственный молебен, в ектеньи которого есть такое прошение: «Еще молимся о победоносных вождех и воинех наших, и о всех ревнителех веры и правды, в годину искушения душы своя за братию свою положивших, яко да даст им Царь славы, в день праведнаго своего воздаяния, живот вечный, и венцы нетления, нас же всех в их дусе, и вере, и единомыслии утвердит». (19)

    Весь незабвенный 1812 год в сердцах русских были: Бог, Вера и Святыни праотеческие. Каждый воин, каждый гражданин, слыша моления священнослужителей, божественное пение, благословляемый непобедимым оружием Креста, воодушевлялся на борьбу с врагами Отечества. «Пламенела кровь Русская; летели русские воины с Богом и верою на врага, который осмелился, с оружием в руках вступить в наши родимые поля…». Вспоминая славные события тех лет, сохраним и мы Веру и верность Отечеству, передав их новым поколениям.

    ПРИМЕЧАНИЯ
    1. РГИА, ф. 834, д. 1797, л. 21об., л. 22. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Рукопись. Середина XIX века.
    2. РГИА, ф. 834, д. 1797, л. 30-30об.
    3. РГИА, ф. 834, д. 1797, л. 37об.
    4. РГИА, ф.834, д.1797, л.22об.-23об.
    5. Грачев В.Н. Смоленск и его губерния в 1812 году. Смоленск, 1912, с. 271-272.
    6. ИИМК РАН (бывш. ЛОИА), ф. 4, д. 844, л. 1-14.
    7. Грачев В.И. Смоленск и его губерния в 1812 году. Смоленск, 1912, с. 260.
    8. РГИА, ф. 834, д. 1797, л. 47- 47об.// ИИМК РАН, ф. 67, д. 10, л. 1об.// Грачев В.И. Смоленск и его губерния в 1812 году. Смоленск, 1912, с. 259.
    9. Вороновский В.М. Отечественная война в пределах Смоленской губернии. СПб., 1912, с. 344.
    10. ИИМК РАН, ф. 4, д. 899, л. 1-14.
    11. ИИМК РАН, ф. 4, д. 898, л. 1-14.// ЦГВИА, ф. ВУА, оп. 1, д. 3465, ч. 10, л. 188.
    12. ИИМК РАН, ф. 4, д. 897, л. 1-14.
    13. Самецкий С. Вера и церковь в 1812 году. Смоленские Епархиальные Ведомости (СЕВ), 1912, с. 1189.
    14. СЕВ, №4, 1912, с. 203 //Смоленская старина. Вып. II (1812-1912), Смоленск, 1912, с. 415-416.
    15. РГИА, ф. 834, д. 1797, л. 42. // Клетнова Е.Н. Отзвуки Отечественной войны в преданиях и сказаниях Вяземского уезда. Вып. I, Смоленск, 1911, с. 53.// Вороновский В.М. Отечественная война 1812 г. в пределах Смоленской губернии. СПб, 1912, с. 324.// ИИМК РАН, ф. Р-3, д. 5940, л. 1-15.
    16. ИИМК РАН, ф. Р-3, д. 5939, л. 1-14.// Клетнова Е.Н. Отзвуки Отечественной войны в преданиях и сказаниях Вяземского уезда. Вып. I, Смоленск, 1911, с. 49-50.
    17. СЕВ, № 12, 1912, с. 297.// СЕВ, № 13-14, 1913, с. 428.
    18. РГИА, ф. 834, д. 1797, л. 49-50.// ЦГВИА, ф. ВУА, оп. 1, д. 3465, ч. 10, л. 140-140об.
    19. Последование молебных пений. М., 1905, с. 142.
    Иеромонах Даниил (Сычев)
     
    Любовь Н., Аккулина и Юлиа нравится это.
  7. Offline

    Абр Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 янв 2009
    Сообщения:
    152
    Спасибо SB:
    40
    Отзывы:
    1
    Из:
    Smolensk
    Может кто-нибудь подробней расскажет вот про такую историю.
    26 июля 1435 года в Смоленске (по другим источникам – в Витебске) сожжен митрополит Всея Руси Герасим. За два года до того он, будучи архиепископом Смоленским, был возведен в митрополиты русские по обычаям того времени в Константинополе. Митрополичья кафедра на Руси была вакантной еще с 1431 года, но московские князья, занятые борьбой за престол, не торопились представлять своего кандидата византийским иерархам. Проворнее оказался великий князь Литовский Свидригайло, под чьей властью вместе со многими другими русскими городами находился и Смоленск (и в чьем государстве большинство населения составляли тогда православные русские люди). Получив кафедру, Герасим, однако, не поехал в Москву. Мотивировал он это тогдашней междоусобицей, но есть версия, что он тайно склонялся к католицизму и за спиной своего покровителя Свидригайлы начал подготовку к передаче Смоленска польскому королю Сигизмунду. Однако Свидригайло перехватил «переветные грамоты» Герасима и повелел сжечь его на костре как изменника.
     
  8. Offline

    jagd ☭☭☭☭☭☭☭

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    8.928
    Спасибо SB:
    6.568
    Отзывы:
    154
    Страна:
    Chile
    Из:
    mother russia
    Интересы:
    спиннинг
    Давно сфотографировал и хотел создать тему, но "руки не доходили", но вот выдалась свободная минутка, да и тема "Старые храмы" "подстигнула". Давайте в этой теме выкладывать фото действующих церквей Смоленской области.

    Храм Тихвинской иконы Божией Матери в селе Новоспасское.

    Цитата
    Храм в селе НовоСпасское расположен на красивом берегу реки Десна, берущей свое начало у древнего городка Ельня, что на Смоленщине. В 17 веке здесь, рядом с деревней Шатьково, поселились предки композитора Михаила Ивановича Глинки. Сейчас на этом месте находится старинная усадьба с каскадом прудов. В 1982 году здесь был открыт дом-музей композитора.
    На родовом кладбище Глинок стояла часовня («капличка», как говорили местные жители), освященная в честь Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, или просто - Спаса. Поэтому село долго именовалось Спасским. От родового кладбища уцелели три надгробия, расположение которых в настоящее время не связано с самими захоронениями, так как могилы родственников композитора не сохранились и местонахождение могил не определено.
    В 1781 году, по решению Священного Синода, Николай Алексеевич Глинка – дед и крестный отец композитора, силами местных мастеров, из кирпича своего завода, начал строить каменный храм.  Храм освятили в 1786 году. В честь нового храма село стало именоваться НовоСпасским. В новую церковь была заказана точная копия Тихвинской иконы Божьей Матери, и в честь этого образа был освящен второй престол храма. На Святой Руси Тихвинской иконе всегда молились о даровании здоровых наследников мужского пола и даровании здоровья детям. По молитвам рода Глинок, 1 июня 1804 года по новому стилю родился гениальный мальчик Михаил, которому суждено было прославить с. НовоСпасское на весь мир. Талант будущего композитора вырос на звуках колоколов НовоСпасского храма, на церковном и народном пении, которое сотни лет хранилось в устном предании, отлаживалось и органично накладывалось на внутренний мир человека. Первым учителем Михаила Глинки был настоятель церкви священник Иоанн Стабровский Во время Отечественной войны 1812 года Иоанн Стабровский вместе с прихожанами защитил храм от разграбления французскими войсками Наполеона, которые ворвались в с. НовоСпасское, опустошили усадьбу Глинок и дома причетников. Во время дневки штаба русских войск в Ельне, за защиту храма и организацию партизанского движения, герой Отечественной Войны 1812 года отец Иоанн был лично награжден фельдмаршалом Кутузовым.
      В 1933 году по решению богоборцев, захвативших власть в стране, из церкви были вывезены все ценности, включая уникальный кованый пудовый серебряный светильник (паникандило), висевший под куполом храма. За сопротивление грабителям церкви Настоятель храма Федор Тиванов вместе с семьей был арестован. Также были арестованы и сосланы на строительство канала Москва-Волга руководители прихода. На базе приходского и усадебного имущества была организована коммуна, куда согнали вольных крестьян из окрестных деревень. В храме хранили сено и ставили лошадей. Во время Великой Отечественной войны партизаны хранили в храме продукты и оружие. Колокольня храма была взорвана. Из кирпича колокольни и церковной ограды после войны местные колхозники строили фундаменты домов и печей. Во время строительства музея М.И. Глинки (1976 – 1982 годы) и до 1990 года в храме был склад.

    Осенью 1990 года храм был возвращен приходу в печальном виде  – штукатурка обсыпалась; от росписи и внутреннего убранства ничего не сохранилось, чудом уцелел крест на куполе. Этому израненному и простреленному кресту, как и храму, более 200 лет. Храм восстанавливается и любой желающий может принять участие в этом святом и благородном деле. Кованая цепь под куполом ждет возвращения нарядного светильника (паникандила).

    К 2000-летию христианства был построен и освящен престол в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, а вскоре был возвращен чудотворный список (копия иконы), найденный под землей и прекрасно сохранившийся. Тихвинская икона Божьей Матери - одна из главных святынь храма. Восстановлена резьба иконостаса в том виде, в котором она существовала 200 лет назад. Благочестивые прихожане сохранили крест из храма, который был восстановлен благодаря помощи жителей г. Десногорска.

    В Новоспасскую церковь приезжают креститься и венчаться люди со всей Смоленщины и из столицы. В окрестностях храма есть несколько целебных источников, три из которых освящены и обустроены. Чистая вода сотни лет утоляет жажду людей, а молитва, которая возносится в храме по всем воскресным и праздничным дням, помогает осмыслить бытие свое на земле, несет веру и надежду на спасение, вселяет в сердца любовь к людям и Богу.

    Настоятель Новоспасской церкви протоиерей Николай Привалов


    Фото:

    1 Общий вид:
    [​IMG]

    2 Главные ворота
    [​IMG]

    3 Колокольня
    [​IMG]

    4 Цитата
    З55-летие образования православного прихода в селе Новоспасское Ельнинского района ознаменовалось освящением новых колоколов для храма Тихвинской иконы Божией Матери. Так же на торжество  собрались представители администрации и общественных организаций Смоленской области и Ельнинского района, работники СМИ, жители и гости села Новоспасское, многочисленные паломники.
    Епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт совершил молебен и заупокойную литию в храме Тихвинской иконы Богородицы. Преосвященнейшему Владыке сослужили благочинный Ельнинского округа протоиерей Николай Бондар, настоятель храма протоиерей Николай Привалов, клирики Смоленского и Ельнинского благочиний.
    Затем состоялся чин освящения колоколов, который возглавил епископ Феофилакт.

    Фото новых колоколов
    [​IMG]

    5 Остатки родового кладбища.
    [​IMG]

    6 Надгробие русского композитора и пианиста Станчиского Алексея Владимировича
    [​IMG]

    7 Памятник Ивана Николаевича Глинки и его супруги Евгении Андреевны
    [​IMG]

    8 Памятник Пелагеи Ивановны Саболевской
    [​IMG]

    9 Надгробие полковника Луки Николаевича Глинки 1768-1826
    [​IMG]

    10 Краткая история
    [​IMG]

    11 По-видимому на территории храма проходят раскопки.
    [​IMG]

    P.S. Буду еще там добавлю фотографий.
    Жду вашего участия.
     
    Любовь Н. нравится это.
  9. Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.115
    Спасибо SB:
    343
    Отзывы:
    9
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    В Вязьме ещще хороши храмы и много
     
  10. Offline

    Анюта Штабс-ротмистр Команда форума

    Регистрация:
    6 окт 2008
    Сообщения:
    1.376
    Спасибо SB:
    1.091
    Отзывы:
    115
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Любовь Н. нравится это.
  11. Offline

    jagd ☭☭☭☭☭☭☭

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    8.928
    Спасибо SB:
    6.568
    Отзывы:
    154
    Страна:
    Chile
    Из:
    mother russia
    Интересы:
    спиннинг
  12. Offline

    Tom Clanci Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 янв 2009
    Сообщения:
    1.513
    Спасибо SB:
    25
    Отзывы:
    1
    Церковь в честь иконы знамения Божей Матери в Вязьме.

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    Еще там продают вкусные пирожки )))
     
  13. Offline

    Трошкин Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 апр 2009
    Сообщения:
    4.464
    Спасибо SB:
    469
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    +
    Интересы:
    +
    Саня,на твоих фотографиях очень красивая Церковь Одигитрии, Иоанно-Предтеченского монастыря.1638 г.
     
  14. Offline

    Tom Clanci Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 янв 2009
    Сообщения:
    1.513
    Спасибо SB:
    25
    Отзывы:
    1
    Цитата(Трошкин @ 13 Октября 2009, 21:52)
    Саня,на твоих фотографиях очень красивая Церковь Одигитрии, Иоанно-Предтеченского монастыря.1638 г.

    Тоесть это не церковь в честь иконы знамения Божей Матери ?
     
  15. Offline

    jus.74 «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 сен 2008
    Сообщения:
    1.487
    Спасибо SB:
    528
    Отзывы:
    33
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Везде
    Саня, это церковь Одигитрии, трёхшатровых церквей всего две в России, одна в Угличе, дивная называется и одна у нас. Но наша красивей намного. :)))
     
  16. Offline

    Oblakin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    7 апр 2009
    Сообщения:
    221
    Спасибо SB:
    160
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Гагарин
    Интересы:
    Гжатск и его уезд
    Отсканировал статью "Забытые храмы Гжатской вотчины князей Голицыных" (авт. А. В. Чекмарев) из сборника "Русская усадьба", который издается Обществом изучения русской усадьбы.

    Почитать можно тут: http://gagarincity.ru/zabytye_hramy/
     
  17. Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо SB:
    37
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Может, кто-нибудь захочет помочь создателям проекта "Храмы России"? Реестр церквей Смоленской области тут: http://www.temples.ru/tree.php?ID=45
    Однако некоторых районов там нет.
     
  18. Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.995
    Спасибо SB:
    2.699
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    Цитата(Iva @ 17 Октября 2009, 21:28)
    Может, кто-нибудь захочет помочь создателям проекта "Храмы России"? Реестр церквей Смоленской области тут: http://www.temples.ru/tree.php?ID=45
    Однако некоторых районов там нет.

    А в чем должна заключатся помощь?
    По тем районам,которых нет или и по тем которые есть?

    Книга Владимира Борисовича Каплинского "Храмы Сычевского уезда".
    Скачать можно по этой ссылке : http://files.mail.ru/Z4ZJHM
     
    Последнее редактирование модератором: 6 дек 2014
  19. Offline

    Юрменчег Новобранец

    Регистрация:
    19 мар 2010
    Сообщения:
    11
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Ярцево
    Народ,кто знает историю церкви?Слышал только о том что она разрушена в годы войны.
     
  20. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.212
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Села Холм в Ярцевском районе не было. Уточни вопрос.
    Село - это сельский населенный пункт с приходской церковью.
     
  21. Offline

    STEH Золотой

    Регистрация:
    17 июн 2009
    Сообщения:
    5.738
    Спасибо SB:
    14.540
    Отзывы:
    569
    Страна:
    Italy
    Из:
    Гондурас
    Интересы:
    Интересные
    Населенные пункты с названием ХОЛМ почти в каждом районе есть!
     

Поделиться этой страницей