Маурах

Тема в разделе "Генеалогический форум", создана пользователем Наташа СМ, 2 сен 2012.

  1. Offline

    Наташа СМ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 июн 2012
    Сообщения:
    544
    Спасибо SB:
    1.142
    Отзывы:
    31
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Город-Герой Смоленск
    Интересы:
    Генеалогия
    Добрый день! У меня неожиданная находка, сначала как увидела, аж руки затряслись)) Мысль мелькнула, что вот ответ на многие загадки. Ага, щазз :biggrin: Ещё больше запуталась
    Очень нужно Ваше мнение, иначе я совсем свихнусь с жёнами Вильгельма Маураха :wacko:

    Итак, нашлась запись о третьем браке Вильгельма Маураха, это 1881 год.

    Что получается:
    первая жена - Ефросинья Янович (метрики о браке нет)
    вторая жена Марфа Афанасьева (запись о браке есть, есть метрики о рождении детей)
    третья жена выходит Иванова Елена Ивановна.

    в 1882 году у Вильгельма рождается дочь, матерью которого значится Мария Иванова. Ок, спишем на то, что писарь мог спутать имя второй и третьей жены, Мария-Марфа, хотя версия с натяжкой, скажем так.

    Но дальше интереснее: в 1884 году рождается другая дочь, матерью которой указана Елена Осипова. В дальнейшем именно Елена Осипова/Иосифова фигурирует ВО ВСЕХ записях (не только метрических) как третья жена Вильгельма Маураха.

    И тут начинают сыпаться вопросы:
    - это в записи о браке ошибка, т.е. Елена Осипова изначально была Еленой Ивановой?
    - или это Елена Ивановна по какой-то причине вдруг стала именоваться Еленой Осиповой? тогда по какой такой причине?
    - а может вообще всё "как в кино", и Елена Осипова - это вообще четвёртая жена, которую выдавали за третью?

    И вообще, где Вильгельм мог познакомиться с Великолуцкой крестьянкой, когда на нём дети, хозяйство, торговля в лавке и сплавка леса???


    upload_2021-4-23_13-28-38.png
     
    Любовь Н., NEMO и Kozlov1984 нравится это.
  2. Offline

    Kozlov1984 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 окт 2020
    Сообщения:
    316
    Спасибо SB:
    1.052
    Отзывы:
    30
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Юрий
    Интересы:
    генеалогия
    Я бы предположил, что Елена Иванова (позднее Осипова) и Мария Иванова - одно и то же лицо.

    Скорее всего третью жену Вильгельма звали именно Елена Иванова.
    Имя Мария (Марфа) могло появиться в записи о рождении ребенка год спустя ошибочно - по старой памяти; ну, не привык еще батюшка к новому имени третьей жены Вильгельма Маураха!

    Что касается дальнейшего изменения отчества с Ивановны на Осиповну, то меня это уже не удивляет. Вот примеры из нашей родословной:
    1. Крестьянин д. Сумароково Краснинского уезда - Кирпиченков Игнат Демьянович (Дамианович) - Демидович (Диомидович) - одно и тоже лицо.
    2. Его жена крестьянка Прасковья Минаевна - в последующих МК вдруг превратилась в Ивановну.
    3. Дети Аникия (Иоанникия) Иванова из д. Сивцово Сычевского уезда в МК через раз писались то Аникиевичами (Иоанникиевыми), то Ивановичами (Иоанновыми)
    4. Ну, и совсем уже былинный пример с Бушуевым Алексеем Васильевичем из д. Ольховцы Сычевского уезда, который в 1917 г. превратился в Алексея Алексеевича.

    Так что, какой только путаницы в документах не бывает!
    Кстати, Иоанн (Иван) и Иосиф (Осип) тоже весьма созвучные имена.
     
    Последнее редактирование: 23 апр 2021
    Анна Гл, Любовь Н., NEMO и ещё 1-му нравится это.
  3. Offline

    Наташа СМ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 июн 2012
    Сообщения:
    544
    Спасибо SB:
    1.142
    Отзывы:
    31
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Город-Герой Смоленск
    Интересы:
    Генеалогия
    Юрий, спасибо большое за обстоятельный ответ!
    Я согласна с пресловутой путаницей в документах. А вот интересно, как это было в жизни - людей их близкие тоже начинали называть другими именами? Я не беру в расчёт уличные прозвища и глубокие времена, а к примеру конец 19 века?

    Почему я спрашиваю. Ещё в самом начале поисков, когда я нашла дальнюю родню по линии Маурах, когда ещё никто не знал, что жён было несколько, и никто не видел метрических записей, мне рассказали семейную легенду о том, что жена Вильгельма была дочерью Иосифа Малевича, учителя Софьи Ковалевской.
    Легенду эту вроде как удалось опровергнуть., несмотря на то, что в восприемниках детей дважды был Иосиф Игнатьевич Малевич, полный тёзка учителя. Но в воспоминаниях Ковалевской её учитель был холостяк. Это я к тому, что в памяти родственников жена Вильгельма была именно "Иосифовной" , не "Ивановной". То есть, её так называли в семье. Могли ли родственники вдруг "забыть" настоящее отчество?
     
    Анна Гл, Любовь Н., NEMO и ещё 1-му нравится это.
  4. Offline

    Kozlov1984 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 окт 2020
    Сообщения:
    316
    Спасибо SB:
    1.052
    Отзывы:
    30
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Юрий
    Интересы:
    генеалогия
    Всё может быть. Нашего Алексея Васильевича Бушуева жена, дети, родственники и соседи по деревне после революции звали Алексеем Алексеевичем.
    А вот о причинах такого "чудесного превращения" нам тоже остается только догадываться.
     
    Последнее редактирование: 23 апр 2021
    Анна Гл, Наташа СМ и Любовь Н. нравится это.
  5. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.142
    Спасибо SB:
    9.322
    Отзывы:
    274
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    уже не Тверь
    Интересы:
    генеалогия
    Думаю, что настоящее отчество — Иосифовна. А Ивановна— это самый простой и частый вариант замены, когда церковнослужители забыли или не знали ни ее, ни отца.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Kozlov1984: 1 пункт (Дельное и очень остроумное предположение!) 23 апр 2021
    Анна Гл, Strelka, Наташа СМ и 2 другим нравится это.
  6. Offline

    Наташа СМ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 июн 2012
    Сообщения:
    544
    Спасибо SB:
    1.142
    Отзывы:
    31
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Город-Герой Смоленск
    Интересы:
    Генеалогия
    Любовь Н., спасибо за Ваше мнение!
    А при венчании кто называл имя невесты, поручители? Интересно, что в метрике о браке и по отчеству она Иванова, и по фамилии )
     
    Анна Гл, Любовь Н. и Kozlov1984 нравится это.
  7. Offline

    Strelka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 июн 2018
    Сообщения:
    489
    Спасибо SB:
    2.318
    Отзывы:
    207
    Страна:
    Sweden
    Из:
    Uppsala
    Интересы:
    Покопаться
    поддерживаю!
    Сообщения объединены, 23 апр 2021, время первого редактирования 23 апр 2021
    она безземельная, значит могла быть ранее дворовой, значит проживала не там, где приписана, а следовала за помещиком или помещицей
     
    Анна Гл, Любовь Н., Kozlov1984 и ещё 1-му нравится это.
  8. Offline

    Наташа СМ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 июн 2012
    Сообщения:
    544
    Спасибо SB:
    1.142
    Отзывы:
    31
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Город-Герой Смоленск
    Интересы:
    Генеалогия
    Strelka, спасибо!
    Выходит, вся проблема в метрике о браке, где отчество указано неправильно.
    Кстати, обратила внимание, что фамилии у крестьян (если это не переселенцы, и не очень богатые крестьяне) - появляются первыми именно у безземельных. Это совпадение или этому есть какое-то разумное объяснение?
     
    Анна Гл, Любовь Н. и Kozlov1984 нравится это.
  9. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.142
    Спасибо SB:
    9.322
    Отзывы:
    274
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    уже не Тверь
    Интересы:
    генеалогия
    Вообще-то в это время уже были брачные обыски (в 1-ой пол. 19 в.), порой их вшивали в сами метрические книги. Если вчитаться, то там сначала жених и невеста клянутся в отсутствии преград для совершения брака (типа двоеженства и близкого родства), а потом все это подтверждают поручители, в чем собственноручно "подписуются" (за неграмотных — по их просьбе другие). Поручители порой плохо знают приезжего переселенца или девицу из дальних краев, тем более ее отчество.
    И трудно представить, сколько времени занимала эта процедура опроса перед венчанием, когда и утреннюю службу надо было провести.
    Словом, без загадок и поиск неинтересен :)Ohh
     
    Анна Гл, Наташа СМ и Kozlov1984 нравится это.
  10. Offline

    Strelka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 июн 2018
    Сообщения:
    489
    Спасибо SB:
    2.318
    Отзывы:
    207
    Страна:
    Sweden
    Из:
    Uppsala
    Интересы:
    Покопаться
    фамилии у до тех пор бесфамильных появляются у тех, кто "снимался с места", а это как переселенцы, так и ремесленники, торговцы, служивые люди и т.п. Те, кто сидел на своем месте дольше, те и получили попозже, так как все их знали так сказать, ну подумаешь иногда путали имена и отчества, но все равно все знали кто это
     
  11. Offline

    Наташа СМ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 июн 2012
    Сообщения:
    544
    Спасибо SB:
    1.142
    Отзывы:
    31
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Город-Герой Смоленск
    Интересы:
    Генеалогия
    Удалось узнать точный год, когда Вильгельм Даниель Маурах со своей семьёй из Рижского гражданина стал Поречским мещанином - это 1888 год.

    Но не зря говорят, "чем больше знаешь, тем меньше знаешь". Путаница с именем 3 жены не только не решилась, но и усугубилась. Потому что в рижском увольнительном свидетельстве третья жена значится снова как Елена Иванова (!). Отсюда у меня вопрос: если в метриках понятно, кто и как заполнял, то при оформлении подобных увольнительных свидетельств, откуда брали информацию о членах семьи? Человек сам предоставлял какие-то выписки? Если так, то он должен был видеть, что имя написано с ошибкой (если это действительно ошибка, может наоборот это правильный вариант, а потом уже его перековеркали на Иосифову)
    Сообщения объединены, 26 май 2021, время первого редактирования 26 май 2021
    Совсем немного получилось сдвинуться в вопросе имения. Версия о том, что имение Глинское досталось Александру Вильгельмовичу Маураху от матери, кажется, начинает подтверждаться.
    Потому что в 1887 году землевладелицей числится Марфа Афанасьева, мать Александра, хотя и Вильгельм тоже. Дело за малым, узнать, каким образом у бывшей "дворовой девки" появилось имение более чем в 700 десятин... Неужели бывшая барыня могла подарить?
    При этом у Вильгельма, оказывается, были и другие землевладения, о которых первый раз слышу.

    upload_2021-5-26_15-10-38.png
     
  12. Offline

    Наташа СМ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 июн 2012
    Сообщения:
    544
    Спасибо SB:
    1.142
    Отзывы:
    31
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Город-Герой Смоленск
    Интересы:
    Генеалогия
    Людмила Вильгельмовна (у данного писаря - Васильевна) Маурах в 1907 году вышла замуж за Алексея Яковлевича Вавилова, потомственного дворянина Псковской губернии Великолукского уезда

    Что интересно, она значится дочерью Великолукского, а не Поречского мещанина. Видимо, Вильгельм к этому времени уже перешёл в Великолукское мещанство.

    upload_2021-6-24_19-26-29.png
     
    NEMO, Kozlov1984, Любовь Н. и 3 другим нравится это.

Поделиться этой страницей