Монитор "Смоленск"

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Славентий, 7 окт 2015.

  1. Offline

    Славентий «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    25 ноя 2009
    Сообщения:
    1.347
    Спасибо SB:
    3.337
    Отзывы:
    54
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Вячеслав
    Интересы:
    Краеведение, Сталинское время
    Ольга Тонина
    Монитор "Смоленск" ("Краков")
    [​IMG]
    Все попытки собрать воедино информацию о каких-либо объектах и событиях Великой Отечественной войны, приводят к одному и тому же результату - все больше и больше понимаешь, что нынешние так называемые "исследователи"-историки вроде Соколова, Резуна, Солонина - мягко выражаясь - фальсификаторы, работающие на тех, кто стремится уничтожить Россию. Грубо выражаясь - ничего кроме смертной казни через повешение они не заслуживают. В качестве примера рассмотрим вкратце историю корабля, который создавался для участия в завоевании нашей Родины нашими врагами, но прославился тем, что как это не парадоксально, защищал нашу Родину под нашим флагом.
    [​IMG]
    Мысль о создании огромного военного флота, включавшего линкоры, крейсера и множество эсминцев появилась в Департаменте морских дел Польши, еще в 1919 году. Сей абсолютно безумный кораблестроительный план был разработан в угоду безумным польским политикам, мечтавшим о Великой Польше "от можа до можа" и от Москвы до Берлина (за счет оккупации значительных территорий принадлежавших Германии и России). Тогда же, вследствие не слишком удачных боев Польской Армии с частями Красной Армии, тот же Департамент морских дел признал необходимость постройки современных речных мониторов для польских ВМС, для обеспечения действий Польской Армии, в чью задачу ставили оккупацию Украины, Литвы, Белоруссии и части земель России. Осенью 1919 года Техническая секция Департамента морских дел разработала эскизный проект речного монитора типа "А". В корабль водоизмещением в 60 тонн, амбициозные и абсолютно некомпетентные польские специалисты пытались натолкать как можно больше вооружения. Было два варианта вооружения: 2 два 120-мм орудия и четыре пулемета или четыре 75-мм и четыре пулемета. С этими проектами польские спецы посетили несколько иностранных верфей, но получили отказ. Но не по причине безумности проектов, а по причине отсутствия денег у польского правительства. Строить в счет прибылей от будущего захвата русских земель иностранные судостроители не пожелали. Денег же в польском бюджете не хватало даже на военную кампанию 1920 года, в ходе которой Пилсудский планировал захватить Минск, Киев, Смоленск. Поэтому "осетра пришлось урезать" - был разработан долгосрочный план, согласно которому польские речные флотилии на протяжении 1920- 1929 годов должны были получить 4 больших и 20 малых мониторов. Одновременно польские военные поняли и свою техническую некомпетентность - после консультаций с польскими судостроителями, проект был переработан - водоизмещение пришлось увеличить до 110 тонн, а вооружение уменьшить до двух 88-мм орудий и пяти пулеметов. Первыми вступили в строй четыре монитора - "Варшава", "Городище", "Пинск", и "Мозырь". Они были построены на гданьских верфях. При постройке на мониторы, по причине отсутствия 88-мм орудий, установили 105-мм гаубицы образца 1914 года. Из-за увеличения веса, пришлось уменьшить толщину брони с 12-14 мм до 10-11 мм, но перегрузка все равно составила 1,5-2 тонны, что привело к увеличению осадки на 6-9 см и снижению скорости с 10 узлов до 9 узлов.
    [​IMG]
    Гданьские мониторы (относились к большим мониторам) успели принять участие в боевых действиях в составе 1-го дивизиона Вислянской флотилии. После захвата Польшей Западной Украины и Западной Белоруссии, их включили в состав Пинской флотилии.
    Строительство малых мониторов началось только через несколько лет после окончания войны, по причине отсутствия денег в польском бюджете. Первый из них "Краков" строился в Кракове почти два года - с 1924 по 1926 год. Только в августе 1926 он был принят комиссией, а 31 октября 1926 на нем был поднят флаг польских ВМС. Первоначально водоизмещение монитора составляло 70 тонн, а вооружение из одной 105-мм гаубицы, двух 76-мм орудий и 3 пулеметов.
    В 1931-1932 году монитор прошел модернизацию - на нем, взамен прежнего вооружения установили три 100-мм гаубицы WZ 1914/19P, 3 пулемета и мины. В результате этого водоизмещение корабля увеличилось до 90 тонн.
    Еще одна модернизация прошла весной 1939 года, и затронула переустановку пулеметов. Монитор входил в состав Пинской флотилии ВМС Польши, командиром которой являлся Витольд Зайчонковский.
    В сентябре 1939 года монитор направили на защиту объекта "Kaczanowicze" вместе с канонерской лодкой "Zuchwal?", но оба корабля не смогли достичь заданного объекта из-за низкого уровня воды. 20 сентября монитору "Краков" удалось прорваться к Пинску. Там ему была поставлена задача вместе с другими кораблями прорваться к Модлину на Висле. По одной из версий Дойдя до разрушенного железнодорожного моста около Kamienia Koszyrskiego, поляки обнаружили, что для дальнейшего продвижения нет возможности и 21 сентября 1939 монитор был затоплен. По другой версии корабль выскочил на мель на реке Пина и был оставлен экипажем. Вероятнее всего корабль был просто брошен на мели, так как уже в сентябре снят с мели и в октябре 1939 года был доставлен советскими моряками в Пинск для восстановления. Тогда же "Краков" был переименован в "Смоленск". 24.10.1939 г. "Смоленск" был зачислен в состав Днепровской военной флотилии. 17.07.1940 г. зачислен в состав Пинской военной флотилии.
    [​IMG]
    В 1940 году корабль прошел модернизацию. Были установлены две 122/12,8 гаубицы, и 2-45 мм орудия. Начало Великой Отечественной войны "Смоленск" встретил под командованием капитана 3 ранга Бастома в составе дивизиона мониторов в Пинске и выдвинулся по направлению к Бресту, но в следствии того, что командование Западного фронта под руководством Павлова потеряло связь с войсками, приказ не поступил и уже 24 июня монитор вернулся в Пинск. 28 июня с оставлением Пинска корабль отступил к Лунинцу, а 12 июля перешёл в район Речица для поддержки контрудара 21-й армии.
    [​IMG]
    По приказанию командующего 21-й армией операция началась вечером 26 июля. Группой кораблей командовал командир монитора "Смоленск" старший лейтенант Н.Ф. Пецух. Монитор "Смоленск" и три бронекатера (N202, 204, 205) приняли на борт солдат отряда сопровождения и вышли из села Здудичи, находившегося в 4-5 км от линии фронта. Корабли были полностью затемнены, шли малым ходом, используя подводный выхлоп. При подходе к передовой, экипажи кораблей и расположившиеся на палубах пехотинцы были приведены в боевую готовность. Но фашисты, упоенные первыми успехами, считали себя в полной безопасности и не следили за рекой ( По всей видимости они читали свои же послевоенных мемуаров, где они "одним махом - семерых побивахом", а также им известны работы Солонина, Бешанова и Соколова и прочих, утверждающих, что весь 1941 год Красная Армия или отступала или сдавалась в плен. Складывается даже впечатление, что кто-то на машине времени доставил эти труды в Германию, перевел на немецкий язык и дал прочесть Гитлеру, после чего последний и разработал план "Барбаросса"!) Отряд, которым руководил командир "Смоленска" старший лейтенант Н. Пецух, беспрепятственно преодолел линию фронта и, углубившись на 3 км вглубь занятой противником территории, высадил на оба берега группы сопровождения, а также корректировочный пост с радиостанцией и полевым телефоном. После этого отряд двинулся дальше, прикрываемый с берега параллельно идущими группами сопровождения. К 22 часам корабли заняли назначенную огневую позицию у деревни Воротень, а группы сопровождения - оборону на берегах. Корректировочный пост расположился в удобной для наблюдения точке и установил надежную связь с кораблями.
    В 22.05 две 122-мм гаубицы монитора дали по мосту первый пристрелочный залп зажигательными и фугасными снарядами и тут же, получив поправки от корректировщиков, перешли к стрельбе на поражение. В течение нескольких минут обрушилось несколько пролетов моста, и движение по нему прекратилось. Огонь монитора был перенесен на скопившиеся перед мостом войска, танки и автомобилям. Сразу же вспыхнуло несколько машин, начали рваться боеприпасы, началась паника. Взрывы и пожары хорошо освещали цели, и точность стрельбы монитора увеличилась. Лишь через 15 минут раздались первые разрозненные выстрелы фашистских минометов, потом пушечные выстрелы, но эффективность стрельбы гитлеровцев была низкой: снаряды и мины рвались с большим недолетом.
    "Смоленск" примерно час практически безнаказанно вел огонь по переправе и фашистским войскам, которые как-то вот утратили всю свою организацию, способность убивать "иванов" сотнями и умение пользоваться радиосвязью для вызова подкреплений. Только через час, из предместья Паричей рядом с ним лег залп трехорудийной крупнокалиберной батареи противника. Однако корректировщики-краснофлотцы быстро сориентировались и, установив по вспышкам местонахождение вражеской батареи, передали данные на "Смоленск". Три двухорудийных залпа заставили батарею прекратить огонь. А монитор, сделав стремительный огневой налет на Паричи, прекратил стрельбу и начал отходить.
    [​IMG]
    Именно тогда была допущена серьезная ошибка - отход корабли производили полным ходом, и группы сопровождения отстали. В результате этого корабли наткнулись на засаду. В районе хутора Веретень, близ деревни Шацилки на 4-5 км ниже позиции стрельбы, немцы спешно подтянули артиллерию и танки, которые открыли внезапный огонь по отходившим советским кораблям. "Смоленск" получил 10 попаданий 37-мм снарядами. На мониторе были выведены из строя одна башня, один двигатель и рулевое управление. Погибло восемь и ранено десять человек. Положение спасли бронекатера. Два из них открыли огонь по фашистским танкам и пушкам, а один прикрыл "Смоленск" дымовой завесой. Эти решительные действия позволили экипажу монитора исправить рулевое управление, и через 10 минут корабль вышел из зоны обстрела и благополучно пересек линию фронта.
    Бронекатер "БКА-205", прикрывший монитор в критическую минуту боя дымовой завесой, сам получил тяжелые повреждения и лишился хода. Командир приказал взорвать корабль, а его экипаж, присоединившись к отходившей группе сопровождения, вместе с ней перешел линию фронта. Два других бронекатера не смогли пробиться через засаду. Они поднялись вверх по реке и укрылись в сильно заболоченном, заросшем густым кустарником затоне. Перед рассветом оба катера, не включая двигателей, бесшумно сплавились по реке и, пройдя незамеченными мимо засады и переднего края неприятеля, прибыли в Здудичи.
    Позднее было установлено, что в этой операции "Смоленск" и бронекатера уничтожили и вывели из строя от 30 до 100 единиц техники - танков, бронетранспортеров и автомашин противника с боеприпасами и живой силой, разрушили переправу. На восстановление немцам потребовались целые сутки, что серьезно замедлило темп наступления противника на этом участке фронта. Командование 21-й армии высоко оценило действия отряда: Н. Пецуху досрочно присвоили внеочередное звание капитана III ранга, а большая группа личного состава была представлена к наградам. Также можно сделать вывод о том, что боевые качества немецкого вермахта в значительной степени преувеличены - немцы, организовав артиллерийскую засаду, так и не смогли потопить тихоходный монитор, защищенный противопульной броней, и это при том, что река по ширине была далеко не Амазонка! И орудия стояли на прямую наводку!
    28 июля корабль ушёл в Киев, где встал на ремонт, а уже 7 августа вошёл в группу огневой поддержки левого фланга Киевского укреплённого района.
    [​IMG]
    Оценили успехи "Смоленска" и других мониторов противника немцы. В самом начале августа 1941 года в военном дневнике начальника германского генерального штаба Ф. Гальдера появилась такая запись: "На наступление оказывают влияние мониторы...".
    23 августа в районе Горностайполя сильный немецкий подвижной отряд при поддержке 50 танков и бронемашин вышел к Днепру. Наши войска не успели взорвать Печкинский шоссейный мост у Окуниново. Фашистские части переправились по нему и устремились к г. Остер. Чтобы не допустить быстрого сосредоточения вражеских войск на этом плацдарме (в междуречье Днепра и Десны), надо было срочно разрушить мост через Днепр. Вылетевшая для этой цели авиация не смогла его уничтожить. Авиация не смогла уничтожить переправу, и командование Юго-Западного фронта возложило эту задачу на Пинскую флотилию. "Хотя бы ценой всей флотилии уничтожить Окуниновскую переправу", - говорилось в приказе.. Монитор "Смоленск" и три канонерские лодки "Димитров", "Каганович", "Верный" подошли к мосту и открыли по нему интенсивный артиллерийский огонь. Канонерской лодке "Верный" удалось артиллерийским огнём поджечь мост. Разрушение моста привело к разделению 11-й танковой дивизии на две части. Одна отбивала атаки на восточном берегу Днепра, другая бездействовала на западном. Корабельная артиллерия нанесла также большой урон немецким войскам, которые подошли к переправе в походных колоннах.
    [​IMG]
    Доклад одного из немецких командиров:
    "Собственно пехота ещё смогла пройти мост через Днепр, и даже смогла продвинуться вперёд ещё на 30 км к востоку от реки, однако танковые подразделения пройти не смогли, так как этот важный мост через Днепр был разрушен русскими канонерскими лодками и самолётами и горит. Поэтому мы остаёмся на западном берегу Днепра и ждём дальнейших приказов"
    (G.W.Schrodek. Op. Cit. S. 169).
    Что получается? А получается закономерная вещь - хваленые всякими Солонинами "панцеры" вермахта попросту обоср...лись кораблей с противопульной броней! Кроме того, отсутствовала напрочь охрана моста, система наблюдения. И опять - корабли флотилии не бежали от врага, как это должно быть по книгам Мрака Солонина, а очередной раз наваляли звиздюлей "непобедимому" вермахту.
    25 августа немцы пытались организовать еще одну переправу через Днепр - в районе Сухолучье (10-12 км ниже Окуниново). Монитор "Смоленск" и канонерская лодка "Верный" артиллерийским огнем уничтожили значительную часть переправочного парка противника. Подоспевшая к этому времени вражеская авиация атаковала корабли, и они вынуждены были отойти. В течение часа группы по 9-18 самолетов бомбили отходившие корабли. В канонерскую лодку "Верный" попали две большие бомбы, и она затонула. "Смоленск" получил повреждения от близких разрывов авиабомб. Но задача была уже выполнена - от переправы в этом месте противник отказался. Этот эпизод подтверждается немецкими источниками: "русские канонерские лодки - упомянутые выше мониторы, которые в начавшуюся наводку моста пришли сюда и провели прекрасный фейерверк" (Ibidem).
    Вот так вот! Сколько люфтваффефилы в лице Хазанова, Зефирова, Дегтева и прочих не восхваляли ястребов Геринга, именуя их "экспертами", а на проверку вышло, что они не асы, а ассы! Несколько эскадрилий в течении часа смогли утопить только один речной пароход из двух возможных! И это при практически полном отсутствии противодействия!
    26 и 27 августа в связи с выходом неприятельских войск к городу Остер монитор принял участие в прорыве к Киеву и получил при этом незначительные повреждения.
    Корабли флотилии больше двух недель помогали нашим военным частям отбивать многочисленные вражеские атаки на южном фланге обороны Киева в районе Ветви Литовской. Боевые суда, замаскированные на огневых позициях, какие они занимали у левого берега Днепра, систематически наносили удары по батареям гитлеровцев. Когда вражеские пушки открывали огонь, по их вспышкам засекались координаты и наши корабли сосредоточенным фланговым огнем уничтожали дальнобойную артиллерию врага. После отражения очередного вражеского артобстрела экипаж монитора "Смоленск", которым командовал старший лейтенант Б.А.Юшин, получил записку от наших пехотинцев, в которой они выражали благодарность за меткую стрельбу.
    С таким же высоким мастерством действовали и другие корабли на южном фланге обороны Киева. Начальник Генштаба сухопутных войск немецкой армии, генерал-полковник Гальдер, в августе в 1941 г. с грустью писал в своем дневнике: "6-ая армия очень медленно продвигается в Киев. Артиллерия врага с восточного берега не дает продвигаться наступающим частям. Большое противодействие оказывают мониторы противника."
    К 30 августа немцы заняли оба берега Днепра южнее устья Припяти на протяжении 60 км. Семь кораблей Березинского и Припятского отрядов решили с боем прорываться вниз по течению. Три из них погибли, а четыре - мониторы "Левачев" и "Флягин", канонерка "Кремль" и госпитальное судно "Каманин" - прибыли в Киев. Остальные остались в зоне переправ и до конца поддерживали отход арьергардных частей. В числе этих кораблей был и героический "Смоленск".
    2 сентября "Смоленск" совершил переход в Чернигов, где уничтожил переправу противника. Для содействия в переправе частей 5-й армии через Десну в районе Чернигова был сформирован Черниговский отряд кораблей в составе монитора "Смоленск", канлодки "Белорус", трех катеров и зенитной батареи. В начале сентября они обеспечивали спасение прижатых к Десне полков 45-й и 62-й дивизий. 11 сентября 1941 года, переправив на левый берег Десны последние части Красной Армии, корабли попытался прорваться к Киеву. Однако пробиться к Киеву, еще удерживаемому советскими войсками, кораблям Черниговского отряда уже не удалось, и они 15 сентября были взорваны своими экипажами, которые отошли на восток вместе с сухопутными войсками. "Смоленск" был уничтожен собственным экипажем 15 сентября 1941 года в Ладинском затоне у деревни Ладинка на реке Десна. 22.09.1941 г. исключен из списков ВМФ.
    Адмирал флота И. Исаков в своем широко известном труде "Военно-Морской Флот СССР в Отечественной войне", вышедшем в 1944 году, так писал о героических действиях экипажей речных флотилий в первые месяцы войны: "В течение почти полугода выбирались из окружения и возвращались одиночным порядком или группами офицеры и команды Днепровской и Дунайской флотилий из числа тех, что уходили последними, взорвав корабли и минировав фарватеры в тылу противника. Все они, как один, высказывали стереотипную просьбу - послать их опять в бой и по возможности вместе. Часть моряков ушла к партизанам. Связанные пережитыми тяжелыми испытаниями, видевшие своими глазами, какие злодеяния творит озверевший враг в оккупированных районах, сохранившие горькую память о затоплении родных кораблей, все они горели священной ненавистью к врагу и в дальнейшем показали себя неистовыми мстителями и наиболее отважными бойцами в составе других флотилий, особенно при высадке десантов. Они верили, что "будет и на нашей улице праздник", и знали, что придет день, когда, вернувшись в родные места на Днепре и Дунае, они будут громить врага и рассчитываться с насильниками и убийцами. Днепровцы уже дождались этого часа... Недалеко время, когда и моряки Дунайской флотилии выйдут снова к юго-западным границам нашей Родины..."
    [​IMG]
    Корпус монитора с обрезанными палубой и надстройкой, занесенный илом и заросший осокой сохранился в полузатопленном состоянии до настоящего времени. Неподалеку от места гибели монитора - на конечной остановке рейсового автобуса Чернигов - Ладинка - установлен памятный знак.
    [​IMG]
    Координаты 51град.16.965 мин.N 31 град. 05.994 мин. E.
    [​IMG]
    Оценка корпуса монитора "Смоленск" по результатам водолазного обследования 21.04.2005 г.
    В ходе проведённых водолазных работ были подняты фрагменты набора корпуса монитора и предварительно установлено следующее:
    1). МН "СМОЛЕНСК" затоплен на глубине около 3 м, корпус находится в грунте почти на половину своей высоты.
    2). Внутренняя часть МН сильно заилена, а носовая - вообще засыпана грунтом (ил с песком).
    3). Верхняя палуба срезана по всему периметру корабля, сохранились только отдельные её фрагменты.
    4). Наблюдаются сильные разрушения в кормовой части МН, кормовая оконечность отсутствует.
    5). Машиное отделение разрушено сильным взрывом, но часть механизмов и оборудования на месте.
    6). Бортовая обшивка корпуса в р-не взрывов частично разрушена, шпангоуты в удовлетворительном состоянии.
    7). Продольные переборки внутри корпуса сильно повреждены коррозией, поперечные переборки сохранились удовлетворительно.
    8). Сохранились основания носовой и кормовой артиллерийских башен, возможно, с частью б/з.
    9). Гребные винты не обнаружены, но есть остатки тоннелей гребных валов.
    [​IMG]
    [​IMG]
    Тактико-технические характеристики монитора"Смоленск"(Бывший польский монитор "Krakow").
    Построен в 1925 - 1926 гг. (Краков, Польша)
    31.10.1926 г. вошел в состав Речной флотилии Польши.
    Водоизмещение - 70,3 т после модернизации в 1931 -1932году - 90 т .
    Размерения - длина 35 м, ширина 6 м, осадка 0,5 м.
    Вооружение - 1х 100-мм гаубица в 1914 году, 2 х 75 мм, 3 тяжелых пулемета.
    после модернизации 1931-1932 3 х100-мм гаубицы 1914/19P, 3 станковых пулемета, мины.
    В 1940 г. перевооружен в СССР
    1х2 122/12,8 гаубицы образца 1910/30 года, (боезапас 170 снарядов)
    1х2 45 мм, (боезапас 450 снарядов)
    3 пулемета.
    Броня - 5-8 мм.
    ЭУ - 2 6ти-цилиндровых дизеля Perkun-Kromhout (Semi-Дизель) 60 л.с.
    2 винта диаметром 0,6 м.
    Скорость - 9 узлов (13,5 км/час).
    Экипаж - 40 человек (по другим данным 33 человека: офицеров - 3, старшин - 7, рядовых - 23)
    [​IMG]
    Использованы материалы:
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Смоленск_(монитор)
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Мониторы_типа_«Житомир»
    http://otvoyna.ru/vmfsssr.htm
    http://taryar.narod.ru/weapon_war_sovremen_kiev_2.html
    http://www.wreck.ru/www.wreck.ru
    http://www.warships.ru/MK-3/MK-21/MK-21-1.htm
    http://www.warships.ru/MK-3/MK-21/MK-21-2.htm
    http://www.warships.ru/MK-3/MK-21/krakov.jpg
    http://www.moremhod.info/index.php?option=com_content&view=article&id=105+++&Itemid=29
    http://www.moremhod.info/index.php?option=com_content&view=article&id=48&Itemid=28
    Источник: http://samlib.ru/t/tonina_o_i/monitor-smolensk.shtml
     
    Pavel, Зяблик, ValeraMXM и 6 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Лешка77 Приказный

    Регистрация:
    5 апр 2014
    Сообщения:
    18
    Спасибо SB:
    51
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    Петровская Россия
    Интересно, а какое плавсредство первым получило название "Смоленск"? И когда
     
  4. Offline

    Славентий «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    25 ноя 2009
    Сообщения:
    1.347
    Спасибо SB:
    3.337
    Отзывы:
    54
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Вячеслав
    Интересы:
    Краеведение, Сталинское время
    Линейный корабль «Смоленск»

    Первым военным кораблём, получившим название «Смоленск», стал 74-пушечный линейный корабль. Спущенный на воду в 1830 году парусник был построен в Санкт-Петербурге и вошёл в состав Балтийского флота, а имя своё получил в память о героической обороне города в 1812 году. Благодарные смоляне часто отправляли экипажу корабля различные подарки, в том числе и икону Смоленской Божьей Матери Одигитрии. В 1853-1856 годах «Смоленск» участвовал в Крымской войне, обороняя Кронштадт от флота противника. В 1862 году корабль был разобран в связи с достаточно ветхим состоянием.

    [​IMG]

    Речной буксир «Смоленск»

    В 1875 году в Риге был спущен на воду речной буксир «Чиригин», позднее получивший имя «Смоленск». Дважды корабль, использовавшийся в днепровском бассейне, был мобилизован для нужд флота, в 1919 и 1920 годах. На военной службе «Смоленск» использовался в качестве парохода службы связи.

    Крейсер-пароход «Смоленск»

    Успешные действия России во время Русско-Турецкой войны 1877-1787 годов в значительной степени осложнили отношения с Великобританией, шла речь о возможном начале боевых действий между двумя странами. В связи с этим Российской Империи срочно требовался мощный боеспособный флот, но казна на тот момент была истощена. Чтобы выйти из этой сложной ситуации правительство приняло решение о создании в 1878 году Добровольческого флота, иными словами, новые военные корабли должны были строиться за счёт пожертвования граждан. Идея оказалась жизнеспособной – уже через 10 месяцев Россия закупила 10 пароходов-крейсеров. Программа постройки «народных» кораблей растянулась на несколько десятилетий. Активное участие в перечислении средств на счета Добровольного флота приняли и смоляне.

    В знак благодарности перед жителями города крейсеру, заложенному в 1900 году, решено было дать имя «Смоленск». Корабль изначально проектировался одновременно и как крейсер, и как торговое транспортное судно. В 1901 году оно было спущено на воду, а в 1902 году состоялся торжественный приём «Смоленска» в Одессе (порту приписки корабля). Смоленская делегация преподнесла экипажу икону Смоленской Божьей Матери в серебряном окладе и герб Смоленска из драгоценных металлов и цветной эмали.

    [​IMG]

    В 1902 году «Смоленск» коммерческих рейсов не совершал из-за выяснившейся убыточности пароходов-крейсеров и находился на резервном положении. В 1903-м выполнил несколько переходов между Одессой и Севастополем для перевозки войск, а 7 января 1904 года передан во временное пользование Морскому ведомству с целью обеспечения буксировки миноносцев типа «Циклон» в Порт-Артур. Началась Русско-японская война, и «Смоленску» пришлось повернуть обратно и вернуться в Севастополь.

    22 июня 1904 года крейсер вышел из Севастополя, имея фиктивные документы на груз угля, провизии и артиллерии для Владивостока. Миновав под флагом Добровольного флота турецкие проливы и Суэцкий канал, в Красном море команда установила артиллерию на штатные места и подняла военно-морской флаг. Боевой задачей «Смоленска» стал досмотр торговых судов в Красном море. Командой были задержаны и отправлены в Либаву английские суда «Ardova», «Scandia», «Formosa», остановлен германский пароход «Prinz Heinrich» с выемкой всей адресованной в Японию почты.

    В октябре 1904 года «Смоленск» перевооружили и в качестве крейсера 2 ранга зачислили в списки судов Балтийского флота под названием «Рион».

    В 1905 году накануне Цусимского сражения крейсер направился в южную часть Жёлтого моря. 16 мая он потопил германский пароход «Tetartos», а 21-го числа задержал пароход «Sillurnum». Возвращаясь из Индийского океана в Россию, «Рион» обнаружил у северо-восточного побережья Африки полузатопленное французское судно «Chadoc». 618 человек с терпящего бедствие судна были доставлены в порт Аден.

    В июле 1905 года корабль вернулся в состав Добровольческого флота под именем «Смоленск». А уже в 1906 году «Смоленску» выпала честь стать первым пароходом регулярного сообщения между Россией и США. 25 июня первые пассажиры менее чем 15 суток были доставлены в Нью-Йорк.

    В годы Первой Мировой войны «Смоленск »вошёл в состав Черноморского флота как военный транспорт, в 1917 – в состав Красного Черноморского флота, в мае 1918 был захвачен германскими войсками, в ноябре – союзниками, в 1919 вошёл в состав Морских сил Юга России. В ноябре 1920 года корабль ушёл из Севастополя в Константинополь, эвакуирую на своём борту беженцев. Позже был захвачен французскими войсками. О дальнейшей судьбе корабля ничего неизвестно.



    Минный тральщик «Смоленск»

    В 1943 году рыболовный буксир «Смоленск» был переоборудован в минный тральщик с присвоением наименования ЭТМШ-15 и 15 августа вошёл в состав военного флота. А уже 23 октября был разоружён и обратно превращён в гражданское плавсредство. Никаких иных подробностей о судьбе этого судна выяснить не удалось.

    Атомный подводный ракетоносный крейсер «Смоленск»

    В 1990 году на воду был спущен очередная атомная подводная лодка проекта 949А проекта «Антей» (по классификации стран НАТО – Oscar-II), предназначенная для уничтожения авианосных соединений противника крылатыми ракетами П-700 «Гранит». В 1993 году крейсер получил имя собственное «Смоленск» (изначально корабль имел лишь наименование К-410).

    Подводная лодка входит в состав Северного флота и базируется в городе Заозёрск (он же Мурманск-150, Североморск-7 или Западная Лица).

    [​IMG]

    «Смоленск» удостаивался приза главнокомандующего ВМФ за успешные ракетные стрельбы в 1993, 1994, 1998 годах.

    В 2011 году ракетный крейсер поставлен на ремонт в Центр судостроения «Звёздочка». 23 декабря 2013 года после завершившегося ремонта АПРК «Смоленск» вышел в море для выполнения программы заводских ходовых испытаний.

    Источник: http://1-smol.ru/3073-s-imenem-smolensk-na-bortu-ko-dnyu-voenno-morskogo-flota/
     

Поделиться этой страницей