Московские школы. Прошлое и настоящее

Тема в разделе "Москва и Московская область", создана пользователем fidji, 27 окт 2020.

  1. Offline

    fidji Команда форума

    Регистрация:
    15 апр 2010
    Сообщения:
    5.731
    Спасибо SB:
    30.171
    Отзывы:
    1.250
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Екатерина
    Интересы:
    поиск, генеалогия, история
    Долго собиралась создать тему про московские школы, и наконец решила, что пора. Скажу честно, меня останавливали две причины. Первая это, недоступность, даже неприступность наших московских школ, а вторая…. Не люблю я писать о тех местах, где сама не была…. Но подумав и посчитав, что только средних школ в Москве в 1940 году было 492, и если я начну объезжать их всех по адресам, то тему я создам, лет так через…дцать))))

    Поэтому, взвесив все за и против, решила все таки ее начать, а там по ходу, может быть и свои фото добавятся….

    А начну я ее со школ 235 и 607…. Почему сразу с двух? А потому, что эти школы связывает один и тот же человек. Пиратинский Исаак Борисович….

    Школа № 235 находилась в Пальчиковом переулке…. Сейчас нет ни школы, ни самого переулка, сгинул при строительстве Олимпийского проспекта…

    справочник.jpg

    Про эту школу, очень мало информации…. Единственное, нашла две фотографии, одна 1939 года

    шк. 235 пальчиков пер.jpg

    И вторая, более поздняя но на ней, виден только школьный забор с левой стороны…

    пальчиков пер 1960.jpg
    Но тем не менее, в 1940 году в ней директорствовал Исаак Борисович, и с началом войны ушел воевать, оставив директорское кресло и сменив указку на автомат….

    Пиратинский Исаак Борисович
    Учетно-послужная картотека
    Дата рождения: 28.02.1908
    Место рождения: Белорусская ССР, Витебская обл., г. Витебск
    Дата поступления на службу: 25.06.1941
    Воинское звание: майор
    Наименование воинской части: 407 сп 108 сд,11 гв. А
    Дата окончания службы: 18.07.1946

    Пиратинский И.Б..jpg

    С войны вернулся. Награжден медалями и орденами….

    наградной лист 1.jpg
    наградной лист 2.jpg
    наградной лист 3.jpg
    https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_kartoteka1008486988/?

    Вернулся и стал опять директором, но уже не 235, а 607 школы, которая в то время находилась на Трифоновской улице, а сейчас ее адрес ул. Советской Армии д.9

    справочник 2.jpg
    Бывшая директор Коновалова Валентина Степановна, с началом войны эвакуировалась, о чем есть запись в пермском архиве...

    Коновалова Валентина Степановна
    Год/дата рождения
    Год вступления в партию 1939
    Член / кандидат ВКП(б) член
    № парт. билета / кандидатской карточки 1387555
    Откуда эвакуирован(а) Дзержинский РК ВКП(б) г. Москвы
    Место работы до эвакуации школа
    Должность, профессия до эвакуации директор
    Стаж работы (лет)
    Куда эвакуирован(а) Сталинский РК ВКП(б) г. Молотова
    Место работы в эвакуации райОНО
    Занимаемая должность/выполняемая работа в эвакуации инспектор школ
    Дата отправки учетной карточки 01.08.1942
    № учетной карточки 1/1402
    Основание/архивный шифр ПермГАСПИ. Картотека эвакуированных коммунистов
    https://www.permgaspi.ru/db/evacuated/index.php?id=6620

    А на ее место приходит Пиратинский И.Б. А вот так школа 607 выглядела до ее сноса...


    школа 607 джп.jpg

    Нам повезло, в этой школе учился наш замечательный поэт Евгений Евтушенко, который оставил воспоминания и о школе, и о своем директоре, а то так мы бы и не узнали, что это был за человек...

    евтушенко.jpg

    " Ошибка Исаака Борисовича Пирятинского "

    Каждому педсовету

    выхода не было проще;

    что с хулиганами? В эту —

    в ихнюю Марьину Рощу.

    Е. Е.


    ......Но, кажется, это происшествие стало известно директору Ивану Ивановичу, потому что слишком уж охотно меня перевели в новую, только что открывшуюся школу № 607, куда со всей Москвы спихивали так называемых неисправимых.

    Сам район, где находилась эта школа, – Марьина Роща – был назван по имени деревни Марьино. В восемнадцатом веке здесь проходила таможенная граница Москвы. В конце девятнадцатого века осталось только название, а саму рощу вырубили, застроили деревянными домиками, где жили резчики по дереву, иконники, оловянники, позолотчики, ткачи – словом, мастеровая вольница. После войны это было царство безотцовной шпаны, где споры разрешались финками. Фонари здесь всегда были разбиты, ибо темнота была нужней света. Была шутка: «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны минус Марьина Роща».

    Школа неисправимых» по характеру пришлась вполне этому неисправимому району.

    Директор 607-й марьинорощинской школы Исаак Борисович Пирятинский был небольшенький, крепенький фронтовичок-здоровячок, с коротким седоватым ежиком и смышлеными энергичными глазами, полными доброжелательного любопытства отца-командира к вверенным ему рядовым – то есть к школьникам.

    На работу он ходил в военной форме со следами от споротых погон, с колодкой наградных планок и ввинченной в гимнастерку единственной медалью, на которой было написано только одно гордое слово: «Гвардия».

    Но солдафоном он не был.

    Мы его звали, сглатывая «о», Исак Брисыч, а он нас называл по именам, а не по фамилиям, что по тем временам было поразительно, и прекрасно помнил нас в лицо.

    Он мне нравился, потому что был полной противоположностью Иван Иванычу – никогда занудно не иерихонствовал, не размахивал угрожающе связкой ключей, иногда играл с нами в волейбол, в шахматы. Ему, даже если бы захотелось, было бы нелегко от нас отделаться, ибо 607-я школа стояла на самом краешке обрыва советского образования, а внизу была уже пропасть.

    Ему нравились мои стихи, и на наши прогулы он смотрел сквозь пальцы. Словом, такого прекрасного директора мы даже не заслуживали.

    Но случилось нечто.

    Однажды ночью кто-то взломал учительскую комнату и украл все классные журналы. Позднее их обгоревшие остатки обнаружили на свалке. Подозрение пало на меня, потому что именно в этот день я получил «кол» по немецкому, и, если следовать логике, именно я должен был прийти в ярость и отомстить за унизительную отметку.

    Честно говоря, сжечь классные журналы я был способен, если бы меня сильно разозлили. Но там произошло кое-что похуже – кто-то стукнул старика-сторожа по голове, а вот этого я сделать не мог.

    Исак Брисыч был человек по-военному прямолинейный. Это хорошее качество и одновременно опасное. Нет ничего более хрупкого, чем железная логика.

    Он созвал общее собрание и несколько часов подряд просил, требовал, чтобы виновник сам признался. Взамен Исак Брисыч обещал полное прощение.

    Все молчали. Сначала он обходил меня взглядом, видимо борясь с собой. Было даже неестественно, что он смотрит на всех, за исключением меня, расхаживая перед нами в сапогах, пронзительно скрипящих среди общей тишины. Я почувствовал, что он смотрит на меня, даже не глядя.

    – Я не хочу, чтобы вы доносили на ваших товарищей, – говорил он. – Я презираю стукачей. Доносительство – это трусость. Я прошу у того, кто это сделал, честности перед собой и другими. Если вы будете молчать, я сам сейчас назову предполагаемого виновника. Но ведь я же могу ошибиться, и молчание настоящего виновника будет равносильно ложному доносу на товарища. Ну, наберитесь наконец мужества!

    Потеря терпения и логика постепенно заставили его сконцентрировать взгляд на мне. Этот взгляд уговаривал, убеждал, приказывал мне признаться. Наконец Исак Брисыч не выдержал и ткнул в меня пальцем, впервые назвав меня не Женей, как обычно, а по фамилии:

    – Евтушенко, это сделал ты!

    – Нет, – сказал я, поднявшись. – Я этого не делал.

    – Ты! Ты! Ты! – повторял он в ярости, то ли на меня за выдуманную им мою трусость, то ли на себя от боязни того, что сейчас совершает непоправимую ошибку.

    На следующий день я был исключен из школы.

    Прежде чем я вообще получил какой-либо «человеческий» паспорт, у меня оказался «волчий».

    «Волчий паспорт» – это выражение еще дореволюционное.

    В царской России это означало документ о неблагонадежности, закрывающий доступ на государственную службу, в учебные заведения. В советское время «волчьим паспортом» называли официальную отрицательную характеристику, выдаваемую или школой, или институтом, или профсоюзом, или комсомольской или партийной ячейкой. Совсем без характеристики ткнуться было некуда, а с такой характеристикой – тем более.

    Но были люди, которые поверили в меня, давали почитать умные книги, не позволившие мне – даже с «волчьим паспортом» – стать волком.

    Все мы – произведения тех, кто в нас верит. Мой отец, поэты А. Досталь, Н. Тарасов, критик В. Барлас, прозаик, будущий великий футбольный обозреватель Л. Филатов написали вместе со мной то лучшее, что написал я. Впоследствии меня «дописывали» Вл. Соколов, А. Межиров, Б. Слуцкий.

    Когда мне было пятнадцать лет, в газете «Советский спорт» напечатали мое первое, глупенькое, звучащее сейчас пародийно стихотворение, начинавшееся так:

    Под грохот трещоток дробный

    в залах,

    где воздух сперт,

    ломаются

    руки

    и ребра —

    и это

    у них

    спорт!

    До сих пор не могу понять, как Николай Тарасов, которому я принес эту детсадовщину, мог догадаться, что на меня стоит тратить время. А он догадался.

    В 1952 году вышла моя ходульно-романтическая книжка «Разведчики грядущего», но затем из бумажного моря выдуманных стихов о выдуманных людях стали время от времени выныривать настоящие стихи, как нерпы выныривают из грязных нефтяных разводов на байкальской воде.

    Меня начали читать, переписывать в тетрадки, запоминать. Однажды позвонил Исак Брисыч:

    – Читаю тебя, горжусь. Очень понравилось «О, свадьбы в дни военные…», «Окно выходит в белые деревья», «Зависть»… Хотя, честно скажу, мне было бы легче, если бы ты писал плохо… Я ведь тебя все-таки исключил… Ты на меня зла не держишь, Женя?

    – Ну что вы, Исак Брисыч… Логически вы ведь были правы…

    – Что значит – логически? – несколько оторопел он.

    – А то, что я не крал этих журналов.

    Ответом мне было продолжительное молчание в трубке.

    – Неужели ты и сейчас не хочешь в этом признаться? Ну хорошо, давай об этом не будем… У нас через неделю вечер встречи выпускников. Приезжай, почитаешь стихи. Выпьем немножко, потрепемся…

    – Да я же не выпускник, а вышибник…

    – Опять ты за свое. Разве можно быть поэту злопамятным…

    Я приехал, и мы искренне обнялись.

    И вдруг случилось нечто непредвиденное.

    Один мой одноклассник по кличке Пряха, впоследствии ставший членом-корреспондентом Академии наук, сказал после нескольких глотков теплой водки из бумажного стаканчика:

    – Ребята, я хочу у Жени, у Исак Брисыча и у всех вас попросить прощения. Это я тогда сжег классные журналы…

    Все так и застыли.

    – Но почему ты это сделал? – вырвалось у Исака Брисыча. – Ты же был всегда круглым отличником!

    – Я первый раз в жизни получил пятерку с минусом, – виновато, но в то же время как бы оправдательно пожал плечами Пряха. – А я к минусам не привык…

    – Ну что же ты раньше об этом не сказал, сукин ты сын… – зашумели мои бывшие одноклассники. – Что же ты молчал в тряпочку, когда парня вышвыривали на улицу!

    – Но я же в конце концов признался. Лучше поздно, чем никогда. За что вы на меня так набросились?.. Все-таки надо ценить муки совести… – вставая и надевая шляпу, оскорбленно сказал Пряха.

    – Даже запоздалые? – язвительно спросил кто-то.

    – Запоздалых мук совести нет… – с достоинством обронил афоризм будущий член-корреспондент Академии наук, удаляясь.

    Но меня он заинтересовал гораздо меньше, чем Исак Брисыч.

    Я никогда не представлял раньше, что Исак Брисыч способен плакать. Он плакал не глазами – он плакал плечами.

    – Почему я тебе не поверил тогда, по-че-му? Почему я тебе выписал «волчий паспорт»… Ты мог бы от отчаянья стать вором, и, кто знает, может быть, убийцей… Это я бы тебя сделал таким, я… Какая страшная ошибка… – судорожно вырывалось у него.

    После тех «посиделок» я больше не видел Исак Брисыча.

    Недавно на Ваганьковском, совсем близко от могилы отца, я вдруг вздрогнул, прочитав четыре строки из моего стихотворения «Марьина Роща», высеченные на чьем-то могильном камне:

    Поняли мы в той школе

    цену и хлеба и соли

    и научились у голи

    гордости вольной воли.

    Надпись на камне гласила: «Исаак Борисович Пирятинский. Педагог».

    https://biography.wikireading.ru/34655


    Интересно... у многих ли директоров школ, на памятнике эпитафия их учеников....

    захоронение.jpg

    Кстати! Эту школу закончил и еще один известный человек... А именно наш Министр Иностранных дел, Сергей Лавров....

    Сейчас школа, стала совершенно другая.... Новое современно здание, наверное удобные классы, но что-то уходит, безвозвратно и неуловимо....

    школа 607 современная джп.jpg

    Так.… Тему я начала, если кому есть что сказать, про наши школы, то давайте, Дело в том, что информации о них очень мало, особенно о школах из отдаленных районов, как моя Марьина Роща, хотя сейчас это практически центр....)))))
     
    Кудасов, Radik, KATI и 3 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    fidji Команда форума

    Регистрация:
    15 апр 2010
    Сообщения:
    5.731
    Спасибо SB:
    30.171
    Отзывы:
    1.250
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Екатерина
    Интересы:
    поиск, генеалогия, история
    Вчера я как-то сумбурно тему начала, видимо надо было мне быстрее первый шаг сделать, пока не передумала))))

    А тема, действительно интересная…. Например, я никогда не задумывалась, о раздельном обучении… Ну было и было…. А сейчас, пытаясь собрать, хоть небольшую информацию о наших школах, эта тема естественным образом всплыла. Ведь в до революции у нас раздельное обучение практиковалось всегда, а в 1918 году было принято решение «всех объединить»!

    А вы знаете для чего? Меня это очень порадовало! Эта мера, должна была устранить неравноправие, между мальчиками и девочками!:ns5: Но, незадолго до войны, наше руководство в лице Щербакова посчитало, что равноправие уже достигнуто и …… «Введение раздельного обучения будет содействовать укреплению дисциплины и устранит не всегда здоровые взаимоотношения между противоположными полами», :ns1: короче пора все возвращать на свои места)))) И вот в 1943 году, опять вводят раздельное обучение!

    А я все думала…. Отдельно для мальчиков школа, отдельно для девочек…. Это новые помещения надо…. А учителя! Где же столько набрать? Особенно после войны, когда опять открылись школы, а многие учителя не вернулись с войны…. Теперь мне стала понятна ротация учителей…. Очень часто один и тот же директор, или учитель переходил из школы в школу, именно из за нехватки педагогов…..

    Еще интересный факт. Пока искала где школа находилась или находится сейчас, заметила закономерность. Многие школы строились на месте сносимых храмов…. Есть школы которые находились на территориях монастырей… Неужели места другого не нашлось?:( Если все сложится, то примеры я потом приведу….

    А пока… Раз я уже начала о школах Дзержинского района, то прыгать не буду, а продолжу….

    Школа № 244 в Самарском переулке д. 26/28… В этой школе учился мой папа…. Сейчас этой школы нет, нет Самарского переулка…. На этом месте был построен бассейн спорткомплекса «Олимпийский», теперь и его нет…. Это фото 2019 года.... Вот как раз там и проходил Самарский переулок....

    1.jpg

    И когда то, по переулку, даже ходили трамваи.....:(




    самарский.jpg

    Фотографий школы найти я не смогла….. Единственная фотография, где слева видна часть школы 244

    школа 244.jpg

    Но, представляете, что я нашла пока искала фото школы!!!!! Я нашла фото, своей бабушки!:t142033: Папиной мамы, Юдиной Марии Григорьевны, участницы войны и самого лучшего человека на свете!!!! Нет, фото бабушки у меня конечно есть))) Но такого нет! И с кем она тут стоит я не знаю, а снимок сделан на перекрестке Орловского переулка, где собственно она и жила и где родился мой папа и Самарского, где была 244 школа….. Вот видите в центре, в шляпке!!!!! Это бабуля моя! Если судить по датировке снимка, то здесь ей около сорока….

    бабуля.jpg
    http://retromap.ru/show_pid.php?pid=36823

    А сейчас мне потребуется ваша помощь….. Дело в том, директором школы № 244 в 1940 году указан…. Саулевич Эдуард Ксавертович.

    справочник.jpg

    Я нашла информацию, про Саулевича Э.К., но нигде, нигде :new (4): не указано, что он был директором школы! И я вот думаю…. Может полный тезка, но ф.и.о. не распространенные....

    САУЛЕВИЧ Эдуард Ксаверьевич

    Саулевич.jpg
    Родился 24 мая 1909 года в г. Двинске Витебской области. После средней школы поступил на факультет советского права в МГУ, который окончил в 1931 году и стал работать в системе органов внутренних дел и на преподавательской работе. С августа 1940 года до призыва в июне 1941 года в армию трудился прокурором отдела кадров Прокуратуры РСФСР.

    Участвовал в боях при обороне Москвы, был дважды ранен. В 1943 году окончил офицерские курсы и служил помощником военного прокурора сформированного на территории СССР Войска Польского, в составе которого и встретил окончание войны возле г. Праги. Затем продолжал исполнять интернациональный долг в качестве прокурора корпуса внутренней безопасности Польской Народной Республики.

    Демобилизовавшись, работал прокурором отдела кадров Прокуратуры РСФСР, а затем прокурором отдела кадров и следственного отдела Главной транспортной прокуратуры. После её упразднения в мае 1960 года назначен прокурором следственного управления Прокуратуры РСФСР, с 1975 по 1983 годы работал научным сотрудником ВНИИ по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Прокуратуре СССР.

    Старший советник юстиции, Заслуженный юрист РСФСР, Почётный работник прокуратуры, за боевое и трудовое отличие награждён орденами Отечественной войны 2 степени и Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран прокуратуры», орденами и медалями Польской Народной Республики, неоднократно поощрялся приказами Генерального прокурора СССР.

    Скончался Эдуард Ксаверьевич 28 октября 2009 года в г. Москве на 101 году жизни.
    https://genproc.gov.ru/veterans/heroes/13665/

    И вот еще о нем….

    Пожалуй, нет ни одного читателя «Рославльской правды», который не обратил бы внимания на мемуарные материалы Эдуарда Ксаверьевича Саулевича, регулярно публикуемые на страницах нашей газеты. Имя этого замечательного человека хорошо известно и нашим землякам, и москвичам, поскольку его интересные, живые и очень колоритные воспоминания охотно печатают многие периодические издания.
    24 мая нынешнего года заслуженному юристу РФ, участнику Великой Отечественной войны, ветерану Войска Польского и одному из первых рославльских пионеров Э. К. Саулевичу исполнилось 95 лет. Столь выдающийся юбилей - уже само по себе радостное событие и для виновника торжества, и для всех, кто знаком если не лично с юбиляром, то, по крайней мере, с его творчеством.
    За плечами Эдуарда Ксаверьевича долгая и достойная жизнь. Поляк по национальности, он попал в Рославль вместе со своей семьей в период первой мировой войны. Его дед и отец были машинистами, поэтому первые детские воспоминания у него тесно связаны с железнодорожными мастерскими, где он в далекие 20-е годы вступил вначале в пионерский отряда затем - в комсомольскую ячейку. В Рославле первой четверти XX века, утопавшем в яблоневых садах и еще не утратившем окончательно свой патриархальный дореволюционный облик (не был разрушен Благовещенский собор, не был упразднен Спасо-Преображенский монастырь, не был изуродован католический костел), юный Эдуард Саулевич получил среднее образование, приобрел первые навыки журналистской работы в областной газете «Юный пионер», а позднее - даже в центральных изданиях, например, в газете «Гудок». Возможно, именно здесь находятся истоки его уважительного отношения к периодической печати, сохранившегося на всю жизнь.
    Позже были рабфак в Москве, насыщенная разнообразными событиями столичная студенческая жизнь, служба в Красной Армии, участие в первомайских парадах на Красной площади... А затем грянула война, унесшая миллионы жизней, обездолившая многие семьи, повергшая весь мир в неисчислимые бедствия. Эдуард Ксаверьевич с честью выдержал ратные испытания, неоднократно был ранен, сражался на разных фронтах, участвовал в формировании Войска Польского и в его составе дошел до Варшавы. О воинском мужестве Э. К. Саулевича красноречиво говорят многочисленные советские и польские награды.
    После победного мая 1945 года его знания опытного юриста были востребованы, несомненные заслуги перед Отечеством отмечены высоким званием «Заслуженный юрист РСФСР». И перешагнув порог нового века и тысячелетия, наш дорогой юбиляр с завидной энергией активно участвует в современной жизни, следит за всеми политическими событиями, дает очень точные и глубокие аналитические оценки происходящего. Практически ни на один день он не прерывает работы над мемуарами. Столичные издания, печатая его воспоминания, называют его знатоком старой Москвы, мы считаем его еще более умудренным опытом рославльчанином. А на самом деле это человек, который не стареет душой, живо откликается на все актуальные проблемы сегодняшнего дня и мудро судит о них с позиций настоящего патриота и гражданина.
    https://roslavl.ru/history/kraeved/topic/topic9.htm

    Вот и гадаю…. Он не он???? Как думаете?
     
  4. Offline

    KATI Старший политрук

    Регистрация:
    11 май 2010
    Сообщения:
    826
    Спасибо SB:
    1.838
    Отзывы:
    51
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва, СССР
    Интересы:
    6 ДНО, 1941г
    Как я смотрю, в справочнике много ошибок. Или снимали и тасовали должности быстрее, чем редактировался справочник. Но у нас всё равно ничего другого нет. Будем основываться на этом.
    Катя, а ты чем-то на бабушку похожа! А фото, как привет от неё. Она такая веселая.
    На королеву английскую похожа.
     
    Юлиа, Кудасов и fidji нравится это.
  5. Offline

    Radik Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 дек 2018
    Сообщения:
    380
    Спасибо SB:
    630
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    РБ
    Интересы:
    8 ДНО
    fidji и Андрей Бутерман нравится это.
  6. Offline

    fidji Команда форума

    Регистрация:
    15 апр 2010
    Сообщения:
    5.731
    Спасибо SB:
    30.171
    Отзывы:
    1.250
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Екатерина
    Интересы:
    поиск, генеалогия, история
    Она всегда такая была))) Веселая.... Спасибо!))))
     
    PaulZibert и Андрей Бутерман нравится это.
  7. Offline

    fidji Команда форума

    Регистрация:
    15 апр 2010
    Сообщения:
    5.731
    Спасибо SB:
    30.171
    Отзывы:
    1.250
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Екатерина
    Интересы:
    поиск, генеалогия, история
    Если уж зашел разговор про школы, то нельзя не отметить и школьную архитектуру.

    Самые известные архитекторы типовых школьных зданий, это Константин Иванович Джус- Даниленко, и Лидия Арушановна Степанова.

    И если Джус, проектировал школы в 1935-40 х годах, то школы по проекту Степановой получили широкую известность, уже после войны…

    К.И. Джус- Даниленко, советский архитектор, конструктивист; занимался проектированием жилых и общественных зданий. Председатель МОВАНО (1930).

    Родился в 1893 году в Одессе в семье маляра. Участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1929 году окончил архитектурный факультет МВТУ, в 1937 году – факультет усовершенствования Академии архитектуры СССР. В 1930-х годах работал в Архитектурно-планировочной мастерской Моссовета № 4 под руководством И. А. Голосова и Архплане Моссовета; позднее возглавлял мастерскую № 9. Участвовал в разработке проектов архитектурного оформления станций Московского метрополитена. На рубеже 1920-х – 1930-х годов входил в творческое объединение архитекторов ВОПРА. В 1930 году был избран председателем Московского областного отделения Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОВАНО), которое объединило конкурирующие творческие группировки советских архитекторов (МАО, ОСА, АСНОВА, АРУ, ВОПРА и другие).

    Специалист в области школьного строительства, получил известность как автор наиболее распространённых типовых проектов довоенных школьных зданий.

    Узнала, что моя первая школа по улице Достоевского, открытая в 1937-38 году, и носившая тогда номер 193, как раз спроектирована по проекту Джуса.

    1.jpg
    ул. Достоевского,25

    Нашла интересный отрывок из книги А.Рогачева «Великие стройки социализма», где есть упоминание и о моей школе и не только….

    «Кроме того, из-за спешки большую часть школ постройки 1935–1936 годов так и не успели оштукатурить. А темно-красный цвет кирпичных стен придавал школам вовсе ненужную им мрачность. Лишь в 1937-м смогли покрыть штукатуркой около тридцати ранее выстроенных школ, да в последующие годы иногда штукатурили ремонтировавшиеся здания (например, по улице Достоевского, 25).»

    «Плохо выстроили и еще несколько школьных зданий. Так, например, за безобразное качество работ в строившихся школах по Смоленскому бульвару, 24, 1-му Неопалимовскому переулку, 10 и Мертвому переулку, 7 был снят с работы начальник строительства С.С. Зельдин»

    Небольшая ремарка….. Школа по Смоленскому бульвару 24, это школа № 46 в которой учился наш ополченец, Ваня Коротков и где мы собираемся сделать мемориальную табличку, сейчас там мед. училище...
    https://smolbattle.ru/threads/Коротков-Иван-Александрович-Поиск-места-захоронения.68082/

    А по 1-му Неопалимовскому пер.10, это школа 47, в ней работала Герой Советского Союза Елена Колесова…

    2.jpg
    1-й Неопалимовский пер,10

    Помните, я говорила, что заметила закономерность, строить школы на месте бывших церквей, так вот, в этой книге автор дает объяснение этим действиям, на мой взгляд, достаточно спорными….

    «С проблемой школьных участков связан еще один вопрос, в сущности, не слишком важный, но на него в последнее время принято обращать особое внимание. Дело в том, что многие из новых школьных зданий возводились на местах снесенных церквей. Ничего особенного в этом нет – старое, ненужное уходит, уступая место новому. Но вот уже много лет желтая пресса, да и некоторые серьезные исследователи проливают целые бочки слез по поводу разрушения храмов. Рассказы об этих событиях удивительно похожи и передаются почти в одних и тех же выражениях, примерно так: «Новые «хозяева» города сломали имеющую огромную ценность церковь (следует очередное название) и на костях ее построили типовое школьное здание». При этом обычно не поясняется, в чем состояла колоссальная ценность церкви, какими обстоятельствами был вызван ее снос и по какому такому типовому (а может, и не типовому) проекту выстроена школа. Но зато рассказ оснащается жалостливыми словечками вроде церковных «костей» (?!), чтобы у неискушенного читателя ручьем потекли слезы от жалости к очередной «ценнейшей» церковке, а на новую школу он мог смотреть только с ненавистью. Но если отбросить ненужные эмоции и причитания, а подойти к вопросу по-деловому, выяснится, что он распадается на две части: во-первых, по каким причинам школы ставили именно на месте церквей, а во-вторых, в чем состояла огромная ценность сносимых храмов? Ответ на первый вопрос очевиден и вытекает из невозможности найти в плотно застроенном центре города удобный и просторный участок. Освобождать место приходилось путем сноса наименее полезных построек. Ломать жилые дома? Но в Москве и без того страшный квартирный кризис. Разве что уж совсем безобразные трущобы, которые разваливались сами по себе… Промышленные предприятия – тем более, во встающей на ноги стране каждое из них на вес золота. Меньше, чем нужно, в Москве, совсем недавно ставшей столицей, и административных зданий. А вот церквей было явно больше, чем требовалось. Даже до 1917 года отчетливо просматривалась тенденция постоянного падения религиозности москвичей, а уж после революции число верующих, да к тому же посещавших храмы, сократилось в десятки раз. Многие церкви уже закрылись. Вдобавок храмы являлись почти единственными постройками в Москве, стоявшими свободно, в достаточно обширных (по московским масштабам) владениях. Это означало, что снос одной церкви заменял снос четырех-пяти, а то и десяти строений. Сегодня далеко не всегда это очевидно, так как за последние два десятка лет окружающую школы застройку в значительной степени расчистили за счет сноса мелких домиков, но шестьдесят лет назад каждый из них был на счету.»
    https://www.livelib.ru/book/146313/readpart-moskva-velikie-strojki-sotsializma-aleksej-rogachev/~16

    А вот уже с 1949 до середины 50-х, стали активно строить школы по проекту Степановой.

    Отличительная черта этих школ, это красный кирпич с белой бетонной отделкой… Если их увидите, то сразу узнаете….
    3.jpg
    Например вот эта школа, бывшая 144, сейчас 1384, рядом с метро «Сокол», открыта в 1949 году…

    И уже в 50-х годах, Степанова предлагает новый проект! Сочетание красно-белых цветов стало менее ярким, но в декоре, на фасаде здания добавляются медальоны с изображением Ломоносова, Пушкина, Горького и Маяковского.

    4.jpg

    Опять же, в районе Сокола на Песчаной улице, бывшая 151 школа, построена в 1952 г. сейчас она числится под номером 1251 им. генерала Шарля де Голля. Можно догадаться, что школа имеет французский языковой уклон….

    А вот к 1951году, «степановские» школы строить прекращают, и начинается так называемая серия Т2…. Главное отличие этой серии, она панельная….

    5.jpg
    Другой фотографии, к сожалению не нашла...

    Но уже, к 1955 году, Степанова опять выходит на школьную арену!))):)

    Появляется серия под кодовым названием МЮ или МС, где буква М – означает Моспроект, а Ю или С это сторона света, на которую выходит главный фасад.

    6 мю.jpg

    Обратите внимание, что спортивный зал, вынесен за пределы здания, отдельной пристройкой, а изначально он располагался на последнем этаже, что создавало определенные трудности…. В 1958 году, эту проблему решили вот таким вот образом.

    Кроме того, в проекте появлялись и другие изменения, поэтому школы серии МЮ можно встретить с разными крышами и фасадами. Двускатная крыша была заменена плоской, фасад в стиле школы Степановой с изображением классиков был убран.

    На этом, этап «степановских» школ подошел к концу, а на его место пришел, самый распространенный и массовый проект, названный в народе «самолетик»))), а по научному имеет сложное название 65-426/1

    Я думаю, что такие школы знают все… Особенно их много в спальных районах….
    Так выглядит и моя четвертая 441 школа, в Загорье…. Теперь, это школа № 1861 с этнокультурным русским компонентом образования! О как! Правда, я не понимаю что это, может вы знаете?:m1361:

    загорье.jpeg

    Вот моя школа, 441 Загорьевский пр-д,13

    Следующий пункт школьной архитектуры, открывается типом школ V-76, в народе получивший название «каре» из-за схожести с каким-то армейским сооружением))))

    И в такой школе я тоже училась! Это моя третья 989, теперь 949, корпус 2! ( это же одуреть можно с этими нововведениями) Ohh

    949 к2.jpg

    Вот так эти школы выглядят сверху.

    949.jpg

    Огромный минус школ такой постройки, это внутреннее пространство, которое, практически никак не использовалось…. И лично мне, напоминает внутренний двор тюрьмы!)))):m0400.gif:

    Интересно получается! Это выходит, что я училась и в школе по проекту Джуса, и в школе по проекту Степановой, и в «самолетике», и в«каре»!!!))))) Все основные архитектурные стили испробовала на себе!))):m1044:

    Ну а дальше пошла уже совсем современная застройка…. Это и школы, так называемой серии V-92, характерной чертой здания является то, что вход в этот тип школ никогда не бывает с улицы, он всегда со двора.

    в92.jpg

    И проект I-1577A…. Где главная «фишка» это часы на фасаде!

    часы.jpg

    А сейчас, пришло время «кто во что горазд»! В каком стиле строить школьное здание, зависит от вкуса и наличии средств…. :m0315: И такая…

    сов.шк.jpg

    И такая, как «Синяя птица» в Северном Бутово....

    сов.jpg

    И даже такая, как школа 480 им. В.В. Талалихина в Таганском районе Москвы….

    с.ш.jpg

    Но я, все таки, хочу продолжить тему именно про наши старые школы… Ведь главное, это не здание в котором школа находится, а люди, которые в них преподавали, и тех ребят в которые в них учились… Сколько учителей и учеников, ушли в во время войны защищать Родину, сколько не вернулось, а о скольких мы узнаем только сейчас…. Поэтому по мере сил и времени, буду продолжать, именно о наших старых довоенных школах....
     
    Последние данные обновления репутации:
    KATI: 1 пункт (За школы!) 2 ноя 2020
    Bruno A, Димсаныч, volic и 4 другим нравится это.
  8. Offline

    fidji Команда форума

    Регистрация:
    15 апр 2010
    Сообщения:
    5.731
    Спасибо SB:
    30.171
    Отзывы:
    1.250
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Екатерина
    Интересы:
    поиск, генеалогия, история
    Про архитектуру поговорили, продолжу про школы Дзержинского района, в частности про школы в Марьиной Роще, которая в этот район и входила…. И опять у меня получается сразу про две школы… Связаны они и в прошлом, связанны и в настоящем…. Это школа 241 и школа 605, которые находились по Шереметьевской улице….

    Надо сказать, что Марьина Роща того времени, достаточно злачный район, помните…Верка-модистка, воровские малины)))):) вообщем, рабочие трущобы, состоящие сплошь из деревянных домов, и на их фоне заметно выделялись школы по Шереметьевской улице, N241 и №605 , а еще церковь "Нечаянная радость" из красного кирпича на углу 13-го проезда и Шереметьевской улицы.

    Вот на фото слева это школа 241, а чуть дальше 605…. Вдалеке виднеется церковь «Нечаянной Радости», где меня крестили…..

    шк. 241 и 605.jpg

    Директором 241 школы, в 1940 году была Брусничкина Раиса Дмитриевна.

    WP_20171103_14_07_23_Pro.jpg

    Это школа, мне дорога, потому что в ней училась моя мама….. А еще в ней учился «грустный клоун», как его называли, - Леонид Енгибаров….

    Вот он в 1965 году во дворе 241 школы…

    1965.jpg

    Это фото интересно еще тем, что на нем мамин одноклассник по фамилии Волков))) Имя мама не помнит… Видите, рядом с Енгибаровым, веселый блондин справа…. Сфотографирован он в профиль, так как правый глаз у него был поврежден, в следствии каких-то мальчишеских шалостей, видимо что-то пиротехничили)))) Ohh

    А сам Енгибаров родился и прожил практически всю жизнь, в деревянном маленьком домике, недалеко от школы…

    О своем военном детстве Енгибаров позже рассказывал: «Войну я провел в Москве, в Марьиной роще. Я пережил здесь все бомбежки, и первое, что я узнал в жизни, это были не детские игрушки, не хоккей. Это была война. Вой сирены, предупреждающий о налетах. Это наложило на меня особый отпечаток.»

    Ушел Енгибаров очень рано…. Всего в 37 лет….. Его друг, Владимир Семенович Высоцкий, принял его уход, как личную трагедию посвятив ему замечательное стихотворение «Енгибарову- от зрителей», с потрясающими строками….
    «…Ну а он, как будто в воду канув,
    Вдруг при свете, нагло, в две руки
    Крал тоску из внутренних карманов
    Наших душ, одетых в пиджаки…»


    Про директора…. Раиса Дмитриевна недолго пробыла директором 241 школы. Во время войны, она переходит директором в соседнюю 605! И на это есть причины….

    В школе № 605, директорствовала Микулина Анна Казимировна…..

    микулина.jpg

    Но, в 1941 году Анна Казимировна уходит на фронт.

    Микулина Анна Казимировна
    Учетно-послужная картотека
    Дата рождения: 22.12.1902
    Место рождения: Ставропольский край, ст. Старопавловская
    Дата поступления на службу: __.10.1941
    Воинское звание: лейтенант мед. сл.
    Наименование воинской части: 21 тбр КалФ,ЭГ 1684
    Дата окончания службы: 04.12.1945
    Награды: Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945
    гг.»
    https://pamyat-naroda.ru/heroes/kld-card_uchet_officer9845010/?

    анна казимировна.jpg

    Награждена Орденом Красной звезды….
    Наградной документ
    Дата рождения: __.__.1902
    Дата поступления на службу: __.__.1941
    Место призыва: Дзержинский РВК, Московская обл., г. Москва, Дзержинский р-н
    Воинское звание: лейтенант медслужбы
    Наименование награды: Орден Красной Звезды
    Приказ подразделения
    №: 7 от: 09.01.1946
    Издан: ВС 2 Белорусского фронта

    красная звезда.jpg
    https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie25239366/?

    После победы, Анна Казимировна в школу не вернулась, и директором 605 школы, так и осталась Раиса Дмитриевна Брусничкина…. Фото я ее не нашла, зато нашла вот такой портрет, написанный в 1956 году, художником Гореловым Г.Н.

    Брусничкина Р.Д. 1956 г..jpg
    http://www.artmuseum.ru/museumexpo/2314410a-cdf5-44df-be0f-49a319423c54?page=8

    Еще Раиса Дмитриевна автор книги «Директор школы и пионерская организация [Текст] : Из опыта работы [директора моск. 605-й жен. сред. школы]. - Москва : Учпедгиз, 1952. - 88 с. : ил.; 20 см.»

    А вот нашла воспоминания военного времени, и о школе 605 и о ее директоре….

    «Приведу выдержку из письма командира группы минеров «КТ-97» старшины 2-й статьи запаса москвича Александра Ивановича Герасимова:

    «Много получал я писем из тыла. А получал их вот почему. В майский праздник 1942 года у нас в госпитале на 14-й линии Васильевского острова проходил концерт артистов Ленгосэстрады, который транслировали по всей стране. Ведущий — фамилию его не
    помню — спросил раненых: не желает ли кто обратиться к родным и близким со словами привета? «Понимаете, как им приятно будет услышать ваш голос из блокадного Ленинграда?» — сказал ведущий. Не долго думая, я подошел к микрофону и рассказал о своих фронтовых товарищах. «Как только поправлюсь, снова пойду на передовую защищать любимый город на Неве», — на этом я закончил свое первое в жизни выступление по радио.

    Прошел месяц, может чуть больше, и мне передали пачку писем. Почта в Ленинград приходила редко, да и разносить корреспонденцию некому было, вот и скапливалась она на почтамте... Вскрываю один треугольник. Это от учеников 4-го класса 605-й московской средней школы. Читаю, чувствую — к горлу подкатывается ком. «Быстрее поправляйтесь, — пишут мне дети, — чтобы [76] снова бить проклятых фашистов». Далее ребята сообщили, что они собирают для фронтовиков теплые вещи, уже отправили две посылки. Были письма от учеников Звенигородской средней школы, студентов института железнодорожного транспорта, кораблестроительного института из Горького, писали матери, потерявшие на войне сыновей, жены — мужей... Письма я сначала читал товарищам по палате, а когда об этом узнал комиссар госпиталя, попросил меня читать их и для остальных раненых...

    Свободного времени в госпитале было много, и я старательно, подробно отвечал на каждое письмо. Но вот я выздоровел и получил назначение в 7-й дивизион на «КТ-97». Из госпиталя пересылали мне письма по новому адресу. Накопилось их много, а отвечать не мог — не было ни минуты свободного времени. Решил посоветоваться с товарищем Ефременко. «Надо ответить, и как можно быстрее, — сказал он. — Это очень важно! В тылу должны знать, как мы воюем, приближаем желанный час победы над врагом». Ефременко рекомендовал мне выступить перед личным составом дивизиона, рассказать о переписке, прочитать наиболее яркие письма. Так я и поступил.

    Ефременко и секретарь комсомольской организации Ромашков выделили в помощь мне комсомольцев Виктора Островского, Вячеслава Сыромятникова, Валентина Романовского и Алексея Шувалова. Мы на все письма ответили.

    После войны довелось мне выступать перед учениками 605-й школы. Свои письма из блокадного Ленинграда я увидел в Комнате боевой славы под стеклом. Директор Раиса Дмитриевна Брусничкина, в прошлом заведующая учебной частью этой школы, рассказала ребятам историю нашей переписки. «Знали бы вы, как мы ждали ваши письма, — обратилась она ко мне. — Читали и плакали. Ответ ребята писали всем классом. Спасибо вам!»

    http://militera.lib.ru/memo/russian/mudrak_fb/08.html

    А сейчас это уже не школы….Хотя сами здания остались…. Вот бывшая 241….

    241 институт.jpg

    А вот ее соседка... бывшая 605….

    школа 605.jpg

    С 1987 года, там находилось педагогическое училище, потом колледж.
    В настоящее время в этих зданиях, находится Институт цифрового образования. В бывшей 241 – корпус 1, а в 605 – корпус 2. Опять они связаны, как и тогда....

    А вот следующий рассказ будет, про школу, в которой учился мой дедушка и его старший брат Виктор, и который в 1941 году, по сути со школьной скамьи, ушел защищать свою Родину, свой город, свою школу в составе 6 Дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы....
     
    Bruno A, Димсаныч, KATI и 2 другим нравится это.

Поделиться этой страницей