Музы на войне

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Wolf09, 23 фев 2015.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.371
    Спасибо SB:
    121.926
    Отзывы:
    1.952
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    ФРОНТОВЫЕ ТЕАТРЫ (БРИГАДЫ) в годы Великой Отечественной войны профессиональные театральные коллективы, обслуживавшие части Советской Армии и ВМФ на фронте и в прифронтовых районах, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.).

    1.jpg

    За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч – не было ни одной части, где бы не побывали фронтовые театры и бригады. Вместе с Советской Армией артисты прошли весь путь войны. Из самых знаменитых артистов Вахтанговского, Малого, Ленинградского театра драмы им А.С.Пушкина, Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького и др. были созданы фронтовые филиалы. Существовал фронтовой оперный театр. В спектаклях и концертах фронтовых театров принимали участие национальные коллективы, артисты всех поколений, представители всех жанров. Фронтовые театральные коллективы создавались также в действующей армии. Ведущая роль в деле создания фронтовых бригад, а затем и фронтовых театров принадлежала Всероссийскому театральному обществу (ВТО). У истоков этих театров стояли видные деятели советского сценического искусства – А.А.Яблочкина, Ю.А.Завадский, А.Д.Дикий, С.М.Михоэлс, А.А.Гончаров, И.М.Туманов, Е.Ф.Дзиган, Н.П.Акимов.

    2.jpg

    21 июня 1941 артисты Малого театра во главе с Н.А.Анненковым играли шефский концерт в красноармейском гарнизоне под Ковелем, где 22-го уже шли бои, и актеры, продолжая работу в войсках, стали фактически передвижной фронтовой бригадой. На положение фронтовой бригады перешла и группа артистов Театра Красной Армии. Деятельностью фронтовых бригад руководил штаб, созданный в Москве при Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ). К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах.

    Выступление концертных бригад на фронте 1941



    Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад. В них принимали участие 42 тысячи актеров, многие выступали на фронтах по 300 раз. Кроме концертов, некоторые бригады создавали публицистические представления, подчиненные конкретной боевой задаче. Использовались отрывки из сочинений и речей государственных деятелей, сводки Совинформбюро, приказы Верховного Главнокомандующего и эпизоды из новых военных пьес. Для фронтового театра было написано около 700 одноактных пьес. В работе фронтовых бригад участвовали ведущие мастера советского искусства: Н.К.Черкасов, М.И.Царев, Н.П.Хмелев, В.И.Качалов, Е.Н.Гоголева, А.Ф.Борисов, Б.Г.Добронравов, И.В.Ильинский, А.П.Зуева, И.М.Москвин, А.К.Тарасова, П.М.Садовский, Е.Д.Турчанинова, А.А.Остужев, Е.П.Корчагина-Александровская, В.Н.Пашенная, В.Н.Рыжова, М.М.Тарханов, К.С.Скоробогатов и др.

    КОНЦЕРТ-ФРОНТУ, 1942 год



    Вначале фронтовые театры и бригады не имели специального оборудования. Позже у них появились грузовики с откидными бортами, грим, костюмы, реквизит. В репертуаре были и многоактные пьесы, их сокращали, чтобы действие не длилось более полутора часов: Парень из нашего города К.М.Симонова, Профессор Мамлок Фр.Вольфа и др. А.Н.Толстой для фронтового театра написал антифашистский памфлет Фюрер. Программы фронтовых бригад строились по принципу сборного концерта: сценки, монологи, отрывки из драматических спектаклей, номера артистов цирка, сатирические скетчи, оперные арии, кукольники, чтецы. Фронтовые театры, обосновавшиеся в прифронтовой полосе, были менее оперативны. Располагая сильными и сравнительно стабильными труппами, они обычно получали «базу», где можно было днем репетировать, а вечером играть спектакли, но кроме этих спектаклей в войсках шла основная концертная работа этих коллективов. Фронтовыми театрами становились и театральные коллективы городов, в которые пришла война. Театром Западного фронта стал Смоленский областной театр во главе с режиссером Е.Асеевым. Как фронтовые театры продолжили свою работу Театр Киевского военного округа под руководством Б.Норда, Театр Северного флота под руководством В.Плучека, Театр Краснознаменного Балтийского флота под руководством А.Пергамента. 20 июля 1941 в Ленинграде возник театр Народного ополчения. Актеры этого театра были вооружены, в дни блокады некоторые участники труппы погибли. 18 октября 1942 в Ленинграде открылся Городской театр (Блокадный). Труппа состояла из оставшихся актеров разных коллективов.

    Первый фронтовой театр ВТО проделал путь через Ладожское озеро по «Дороге жизни» и начал свои выступления в Ленинграде сразу после снятия блокады. Этот театр обслуживал воинские части Краснознаменного Балтийского и Северного флота. Директор и режиссер А.Гончаров, заместитель директора Богословский, художник Руднев, актеры Быков, Вершинин-Биннов, Ветрова, Горбатов, Дегтярь, Жеребенко, Кузнецова, Левкиевская-Струкова, Луконин, Малявин, Максимова, Павлов, Соловьев, Филиппов, Шабарин, Шишков, Шкодина. Фронтовой бригадой № 1, обслуживающей воинские части дивизий, защищавших Москву, руководил И.Раевский, №2 – Дикий, № 3 – Завадский, № 4 – Михоэлс. Из литературно-вокальной группы ВТО формировались небольшие бригады, обслуживавшие госпитали и эвакопункты Москвы. Художественный руководитель – Ф.Фортунатов. Фронтовой музыкальный театр ВТО обслуживал воинские части Московского военного округа, 1-го Белорусского, 2-го Прибалтийского и 4-го Украинского фронтов, войска Калининского, Тульского, Воронежского, Калужского направлений. Музыкальный руководитель – Туманов, главный режиссер – Б.Афонин. Комсомольско-молодежный театр ВТО обслуживал воинские части Карельского и Юго-Западного фронтов, тыловые части. В нем работали: главный режиссер – В.Колесаев, директор – В.Невзоров, художник – А.Васильев. Фронтовой московский драматический театр ВТО обслуживал воинские части Ленинградского, 4-го Белорусского, 3-го и 4-го Украинского фронтов, Северного, Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов. Главный режиссер – Гончаров, художественный руководитель Дзиган, театровед – Г.Бояджиев. Второй фронтовой театр ВТО (Вахтанговская труппа) обслуживал воинские части Западного фронта. Художественный руководитель И.Липский, режиссер – А.Лобанов. Второй фронтовой театр ВТО (1-я группа) обслуживал части Владимирского В/О, Сталинградского, Карельского, Центрального, 1-го, 4-го Украинского, 1-го и 2-го Прибалтийского, Забайкальского фронтов, воинские части Орловско-Курского, Борисоглебского, Брянско-Бежицкого направлений. Художественный руководитель Б.Тамарин. Второй фронтовой театр ВТО (2-я группа) обслуживал воинские части 1-го Белорусского, Забайкальского фронтов, вместе с частями Советской Армии вошел в Берлин. Художественный руководитель А.Е.Ефремов, директор – М.Войсковский, художник – Васильев, режиссер – Б.Зеленская. Фронтовой театр миниатюр ВТО «Веселый десант» обслуживал воинские части Закавказского и Юго-Западного фронтов. Художественный руководитель В.Поляков. Композитор – М.Табачников. Фронтовой театр миниатюр ВТО обслуживал воинские части Сталинградского, Северного и 4-го Прибалтийского фронтов. Художественный руководитель – Н.Лунд. Непосредственное руководство (административное и хозяйственное) фронтовыми театрами и бригадами Всероссийского театрального общества осуществляли председатель Правления ВТО, народная артистка СССР Яблочкина, заместители председателя Правления З.Дельцев, М.Никонов, заместитель директора Центрального Дома актера В.Филиппов, администратор-распорядитель Л.Смирнова. 2-я группа Второго Фронтового театра ВТО в Берлине 2 мая 1945 играла спектакль по пьесе Симонова Так и будет, 9 мая давала концерт у стен Рейхстага.

    3.jpg
    Л.А. Русланова выступает перед бойцами. 1941-1942 г.

    4.jpg
    Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами Н-ской части.
    Ленинградский фронт. 1941 г.

    5.jpg
    Выступление на фронте Л.О. Утесова. 1942 г.

    6.jpg
    Л.О. Утесов на Калининском фронте в группе с солдатами и музыкантами джаз-оркестра.
    Калининский фронт. 1942 г.

    7.jpg
    Л.О. Утесов с участниками фронтовой бригады и моряками во время выступления на боевом корабле Тихоокеанского флота. 1942 г.

    8.jpg
    Митинг советских воинов у Бранденбургских ворот. Выступает поэт Е. Долматовский.
    Берлин. 1945 г.

    9.jpg
    Писатель К.М. Симонов, артистка В.В. Серова и художница А.С. Вишневицкая на одном из участков Ленинградского фронта.
    Ленинградский фронт. 1944 г.

    10.jpg
    Артисты фронтового филиала театра им. Е.Вахтангова в гостях у стрелков-гвардейцев.
    Сцена из спектакля по пьесе В.Каверина «Дом на холме».

    11.jpg
    Афиша спектакля «Добро пожаловать» фронтового филиала Театра им. Е.Вахтангова.
    Воронежский фронт. 22 июня 1943 г.

    12.jpg
    Артисты Н.В. Пельцер (слева) и А.Г. Комков в сцене из спектакля «Раскинулось море широко».

    13.jpg
    Группа артистов фронтовой бригады: А.И. Райкин, К.И. Шульженко, М.В. Миронова, Л.О. Утесов, В.М. Гусев и др.

    14.jpg
    В.Н. Аксенов в группе с участниками фронтовых бригад на Калужском направлении. 1942 г.

    15.jpg
    В.Н. Аксенов в группе с участниками фронтовых бригад на Смоленском направлении. 1942 г.

    16.jpg
    К.М. Симонов на фронте читает стихи бойцам.

    17.jpg
    К.М. Симонов, Б.Л. Горбатов, Кудрявцев в польском городе Люблин.


    Забытый памятник

    Под Вязьмой, на старой Смоленской дороге находится заброшенный закладной камень. Он был поставлен 10 лет назад в память о погибших там осенью 1941 года музыкантах Красноармейского джаз-оркестра. Они попали в окружение и почти все были расстреляны фашистами.

    101416105_iiim.jpg

    Никому не нужный, торчащий среди мусора безымянный камень и есть тот самый памятник музыкантам, погибшим под Вязьмой осенью 1941 года. Ни положенного в этих случаях ограждения, ни мемориальной доски. Заляпанный каменный обломок служит лишь ориентиром для остановки автобусов.

    Вера Пугиняк, жительница Вязьмы:

    - Знаю, что памятник. Говорят, что артисты погибли из театра московского.

    Тех, кто в 1941 году сменил концертный фрак на военную форму было 30 человек. Малая часть огромного коллектива, созданного перед войной Ккрасноармейского оркестра Наркомата обороны СССР. Фронтовая бригада сразу же оказалась на передовой. В день давали по несколько концертов. Каждое выступление музыкантов заканчивалось артобстрелом. Живые звуки духовых инструментов немцы приравнивали к оружию. Ведь они не переставали делать свое дело: напоминать солдатам о родине, доме и воинском долге.

    Товмас Геворкян, заслуженный артист РСФСР:

    - Эти ребята приходили с передовой. Грязные все, замученные в окопах. И к концу они уже смеются, веселые. Хоть на эти 40 минут забывали весь этот ужас войны.

    Осенью 1941 года Западный фронт стал последней сценической площадкой для легендарного коллектива. В ночь с 6 на 7 октября под Вязьмой оркестр вместе с 20-й армией под командованием Рокоссовского попал в окружение.

    Людмила Михалева, корреспондент:

    - Артистов в плен немцы не брали. По законам военного времени, они считались особо опасными и приравнивались к морякам, партизанам, морским пехотинцам. Но для оркестра Наркомата обороны СССР фашисты решили сделать исключение. Они предложили выбор: жизнь на благо Третьего рейха или расстрел на месте. Все музыканты выбрали смерть.

    Саксофонист фронтового оркестра Товмаз Геворкян - один из немногих, кто чудом смог выйти из окружения. Во время артобстрела спрятался в лесу, а затем притворился мертвым. Те 10 дней, пока он добирался к своим, до сих пор помнит, как будто это было вчера.

    Товмас Геворкян, заслуженный артист РСФСР:

    - В деревни зайдешь - дадут тебе картошку, хлеб. А еще зайдешь, тебя к черту пошлют: "Из-за вас все!" Не кушать можно 2-3 дня, но когда воды нет…

    Точные данные о месте гибели оркестра не сохранились. Вяземская операция до сих пор - страшная тайна Великой Отечественной. Но историки и краеведы единодушны во мнении: расстрел произошел в этом овраге. 10 лет назад здесь был установлен крест, а неподалеку закладной камень, который со временем должен был стать памятником, но так и не стал.

    77777.jpg

    DETAIL_PICTURE__52128806.jpg

    http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/FRONTOVIE_TEATRI_BRIGADI.html
    http://vyazma-market.ru/action/news/nid/2039/





     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    IMG_5147.JPG IMG_5149 — копия.JPG

    Музыкантам Государственного духового оркестра СССР, погибшим в Вяземском котле (октябрь 1941г.)

    IMG_5146 — копия.JPG
     
    Wolf09, Атася, Лександр и 3 другим нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.371
    Спасибо SB:
    121.926
    Отзывы:
    1.952
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Государственный духовой оркестр СССР был создан в 1937 году выдающимся тромбонистом, дирижёром и композитором, профессором Московской консерватории Владиславом Михайловичем Блажевичем(1881–1942), который был главным дирижёром этого оркестра до 1939 года.
    В довоенное время в Союзе было всего два больших оркестра, носивших имя Государственный, – Государственный академический симфонический оркестр СССР, появившейся в 1936 году, и духовой.
    ГДО СССР с большим успехом гастролировал по стране, записывался на Всесоюзном радио, выступал с известными оперными певцами на главных концертных площадках Москвы.
    В составе оркестра играл отец Д.Д.Ромашкова музыкант-тубист (туба-С) Дмитрий Григорьевич Ромашков (1908 - 1941).
    В самом начале Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, весь состав Оркестра (более 100 человек) добровольно вступил в Московское народное ополчение.
    Осенью 1941 года все участники оркестра-ополченца погибли на фронте в боях под Вязьмой при защите Москвы.

    777.jpg

    http://romashcov.narod.ru/gdo.htm

    888.jpg
     
    Юниор нравится это.

Поделиться этой страницей