Обликин Николай Никифорович. Поиск пропавшего без вести

Тема в разделе "Поиск солдат ВОВ", создана пользователем бертеюн, 19 мар 2015.

  1. Offline

    бертеюн Новобранец

    Регистрация:
    17 мар 2015
    Сообщения:
    13
    Спасибо SB:
    2
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    интересы в области военного поиска
    Обликин Николай Никифорович 1905 года рождения, уроженец с. Мердушь Рязанской области Ермолинского района. На ОБД Мемориале есть справка-доклад о том, что он был ранен во время бомбежки. Считается пропавшим без вести. Благодарю за любую информацию.
     
  2. Offline

    SLESU Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2013
    Сообщения:
    1.265
    Спасибо SB:
    2.093
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новосибирск
    Имя:
    Владимир
    Интересы:
    ВОВ
    Находился на принудительных работах... На аэродроме... Началась война - призвали. Призвали - не призвали. В Белостоке немцы были уже 27 июня. Бомбить, прежде всего аэродромы начали наверняка раньше. В самом городе и окрестностях, сражалась в окружении 10 Армия, где и была по большому счету разгромлена. Кому то удалось выйти с окружения, кто-то партизанил. Кто-чего. Что ж его одного из Рязани привезли трудовую повинность отрабатывать? Наверное, одного не повезли бы... Может это один из его товарищей http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=72213330&page=1 .
    Скажите, нет оснований так считать? Тоже возможно призвать успели http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=57800201
    Сообщения объединены, 19 мар 2015, время первого редактирования 19 мар 2015
    В начале 1941 г. советское правительство приняло решение о постройке в Западной Белоруссии аэродромов с бетонными полосами 1200 м х 80 м. На территории Белостокской области планировалось построить 11 аэродромов: объект № 101 – Гонендз, № 117 – Заблудов, № 169 – Бельск, № 202 – Лапы, № 227 – Гродно, № 253 – Белосток, № 270 – Свислочь, № 294 – Кватеры, № 337 – Скидель, № 360 – Рось, № 400 – Соколка (Красняны). На строительство каждого из аэродромов планировалось затратить по 16 млн. руб. и закончить к 1 сентября 1941 г
    Сообщения объединены, 19 мар 2015
    И так вышло, что к 22 июня почти все основные аэродромы в ЗапОВО, числом 62, оказались «выключенными» из боевого распорядка: на них вовсю развели работы строительные батальоны, подчиненные созданному весной ГУАС (Главному Управлению аэродромного строительства) НКВД СССР. Новый главк был образован 27 марта 1941 г. приказом наркома внутренних дел № 00328 во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта, по которому на НКВД СССР было возложено строительство аэродромов для Военно-воздушных сил Красной Армии. Начальником ГУАС был назначен военинженер 1 ранга В.Т.Федоров, занимавший до этого пост начальника ГУШОСДОР. В составе НКВД – УНКВД республик, краев и областей в районах строительства аэродромов были созданы управления аэродромного строительства (УАС НКВД-УНКВД). Начальниками УАСов стали начальники НКВД – УНКВД, они же по совместительству назначались уполномоченными НКВД СССР на местах по строительству аэродромов. К 15 июня 1941 г. началась реальная деятельность. Работы велись силами заключенных, приговоренных к исправительно-трудовым работам без содержания под стражей, строительных батальонов, военнопленных и колхозников, мобилизованных местными организациями. На 15 июня 1941 г. из 254 аэродромов на всей территории СССР строительство 156 обслуживали заключенные, 11 военнопленные (видимо, польские, финские, японские и пр.).
    Для строительства отдельного аэродрома создавалось управление строительства данной спецточки, подчиненное ГУАСу. Для примера: управлением строительства аэродрома в Бельск-Подляски ( 126-го истребительного полка 9-й САД) руководил сотрудник НКВД БССР А.В.Бородин [51, с. 20]. При тех управлениях, на которых использовался труд заключенных, организовывались лагпункты, подчиненные территориальным ОИТК – УИТЛК УНКВД – НКВД. Согласно приказу наркома № 00343 от 02.04.1941 г., часть работ выполняли организации ГУЛДЖС (Главного управления лагерей железнодорожного строительства). Судя по всему, в самом ГУАСе строительных подразделений войскового типа не было; это были, скорее всего, подразделения военно-строительного отдела войск НКВД. Тема эта очень интересна, но практически полностью не разработана.
    В Белостокской области велось строительство бетонных полос (размером 1200х80 м) на 11 объектах. Заблудов, объект № 117, номер батальона НКВД не установлен. Гонендз, объект № 101, 438, 439, 505-й строительные батальоны РККА. Установлено, что 505-й батальон располагался в д. Соколы Озерные. Бельск, объект № 169, 442-й, 443-й строительные батальоны РККА. Лапы, объект № 202, номер батальона РККА не установлен. Есть неясность: аэродром Лапы не значится в перечне объектов тыла ВВС, возможно, он строился для почтовой или иной гражданской авиации. Гродно, он же Каролин, он же Чеховщизна, объект № 227, номер батальона РККА не установлен. Белосток, объект № 253, номер батальона РККА не установлен. Свислочь, объект № 270, номер батальона НКВД не установлен. Кватеры, объект № 294, номер батальона РККА не установлен. Скидель, объект № 337, 446-й и 447-й строительные батальоны РККА. Россь, объект № 360, 502-й и 503-й строительные батальоны НКВД (513 заключенных из тюрем Полоцка, Барановичей, Гродно, Бронной Гуры). Сокулка (Красняны), объект № 400, номер батальона НКВД не установлен. Всего по спискам на 20 мая 1941 г. на строительстве аэродромов в Белостокской области находилось 9560 красноармейцев строительных батальонов, 5 020 заключенных, 491 вольнонаемный и 3010 человек в порядке трудовой повинности. Не «бьются» стройплощадки Яблоново, Скалубово и Стоки (444-й, 445-й строительные батальоны). Они проходят как объекты ГУАС, но только Скалубово есть в списке объектов тыла ВВС (39-я авиабаза 14-го района). В то же время можно предполагать, что Яблоново и Стоки, как и Лапы, предназначались не для военных. Для примера: аэродром в Бегомле Минской области в ходе войны использовался партизанами. Они искренне считали его армейским, для тяжелых бомбардировщиков, хотя он был почтовым (Г.Ануфриев. Я вез агенту чемодан с деньгами. «7 дней», № 7 от 15.02.2007 г.). Есть также свидетельство, что у деревни Чеховцы Лидского района силами заключенных из Средней Азии строилась полоса еще на одном аэродроме. Упоминаний о нем крайне мало, есть лишь данные, что в 1944 г. он использовался советскими ВВС, в частности, на нем базировались 63-й и 470-й гвардейские полки истребительной авиации. Тем не менее аэродром был бывшим польским, с него летали на Львов, Люблин, Вильно и Ковно; в сентябре 1939 г., когда к Чеховцам подошла танковая часть Красной Армии, на нем находилось полтора десятка самолетов различного назначения.
    Сообщения объединены, 19 мар 2015
    Очень познавательно будет http://modernlib.ru/books/dmitriy_egorov/iyun_1941_razgrom_zapadnogo_fronta/read/
     
    Лабрусь, Татьяна**А и Юлиа нравится это.
  3. Offline

    бертеюн Новобранец

    Регистрация:
    17 мар 2015
    Сообщения:
    13
    Спасибо SB:
    2
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    интересы в области военного поиска
    Просмотрели всех, кто был призван Заблудовский РВК, Белорусская ССР, Белостокская обл., Заблудовский р-н из Рязанской области, все кроме одного пропали без вести, подскажите, что делать дальше?
     
  4. Offline

    бертеюн Новобранец

    Регистрация:
    17 мар 2015
    Сообщения:
    13
    Спасибо SB:
    2
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    интересы в области военного поиска
    Подскажите пожалуйста, я правильно поняла, что последнее место службы будет 270 аэродром Свислочь?
     
  5. Offline

    Татьяна**А ZаVсегдатай_SB Команда форума

    Регистрация:
    6 июн 2014
    Сообщения:
    6.419
    Спасибо SB:
    11.692
    Отзывы:
    302
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нск
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    Поиск Юриспруденция
    В справке-докладе и в объяснительной (подтверждении) его друга аэродром 270 указывают в Белостоке
     
  6. Offline

    бертеюн Новобранец

    Регистрация:
    17 мар 2015
    Сообщения:
    13
    Спасибо SB:
    2
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    интересы в области военного поиска
    А тогда посоветуйте пожалуйста с чего начать поиск?
     
  7. Offline

    SLESU Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2013
    Сообщения:
    1.265
    Спасибо SB:
    2.093
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новосибирск
    Имя:
    Владимир
    Интересы:
    ВОВ
    По всей вероятности(если верить товарищу), на этом аэродроме они работали. А когда началась война, их призвали Заблудовским РВК. Аэродром же, находился в Свислоче, Свислочский р-он и соответственно РВК. Почему призван не Свислочским РВК, где находился аэродром а Заблудовским? Возможно, так, как они были не осужденные их и призвали, документы на всех "не осужденных" находились в Белостоке, а может и в Заблудове, в том числе и на работающих на других аэродромах. Может их призывали "пакетом документов"... В числе военнопленных, призванных Заблудовским РВК, да и Свислочским, в самом начале войны (в течении недели), из числа как работающих на аэродромах, так и местных, большинство, обозначены, как гражданские, либо не знающие № части, либо призванные, но не успевшие мобилизоваться, т.е. в войсках не были. Вы призывников в военкоматах видели в первые 2-3-5 дней. Они призваны, но у них нет ни формы, ни оружия, ни зачисленные ни в какую в/часть.
    Я бы, кропотливо собирал информацию:1) по аэродрому 270. 2) Работавших на всех этих аэродромах в указанное время, что бы иметь представление о том, что происходило, осужденные - отдельно, местные - отдельно, данная категория - отдельно. 3) Призванные в первые дни войны, прежде всего Заблудовским РВК - судьба. и т.д. ...........
    Что касается документов. В РВК уже ясно, нет ни чего. Тогда обратите внимание на организации которые указаны выше
    Ну и на всякий случай, не стал бы отбрасыват и Белостокский аэродром...
    Сообщения объединены, 21 мар 2015, время первого редактирования 21 мар 2015
    "Всего по спискам на 20 мая 1941 г. на строительстве аэродромов в Белостокской области находилось 9560 красноармейцев строительных батальонов, 5 020 заключенных, 491 вольнонаемный и3010 человек в порядке трудовой повинности. "
    Где-то есть эти списки...
    Вот Здесь есть информация по теме http://kgb-by.livejournal.com/16916.html и ссылки на документы хранящиеся в Государственном архиве общественных объединений Гродненской области. И главное, что и где примерно искать, №№ фондов, дел.
    Можно ли в братском государстве запросить информацию из архива - не знаю. Конечно лучше самому. Думаю, что там можно было, что нибудь накопать. Охватить три аэродрома, Белосток, Свислочь (прежде всего), ну и Заблудов, на всякий случай. Прибывшие с 5 мая, поименные списки, документы на начало войны, не знаю... сам бы - смотрел всё.
    Ну а какие там имеются документы - вопрос.
     
    Seregas1979, Татьяна**А и Юлиа нравится это.
  8. Offline

    бертеюн Новобранец

    Регистрация:
    17 мар 2015
    Сообщения:
    13
    Спасибо SB:
    2
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    интересы в области военного поиска
    Пыталась найти хоть какую-то информацию по аэродромам, не снашла в интернете совсем ничего(.
    Подскажите пожалуйста в каком направлении искать.
     
  9. Offline

    Татьяна**А ZаVсегдатай_SB Команда форума

    Регистрация:
    6 июн 2014
    Сообщения:
    6.419
    Спасибо SB:
    11.692
    Отзывы:
    302
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нск
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    Поиск Юриспруденция
    Если был ранен - значит, обращался в мед.учреждение (какое? Свислочь, Белосток). Был призван (после ранения, лечения или простого оказания мед.помощи) Заблудовским РВК - я бы поискала в списках Заблудовских мед.учреждений.

    И ещё информация:
    na-peredovom-rubezhe-02-680x393.JPG
    http://alternathistory.org.ua/na-pe...oi-belorussii-nakanune-velikoi-otechestvennoi
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2015
    Seregas1979, Юлиа и SLESU нравится это.
  10. Offline

    SLESU Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2013
    Сообщения:
    1.265
    Спасибо SB:
    2.093
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новосибирск
    Имя:
    Владимир
    Интересы:
    ВОВ
    В документах ОБД попадался человек . Призван Свислочским РВК 23 июня, попал в плен 26-го. Из местных работал на аэродроме Кватеры. В плен попал, коглда немцы родное село аккупировали... Я ещё думал, живёт в Свислочском р-не на аэродром не понятно куда ездиет, когда в Свислоче есть...)
     
    Seregas1979 и Юлиа нравится это.
  11. Offline

    Татьяна**А ZаVсегдатай_SB Команда форума

    Регистрация:
    6 июн 2014
    Сообщения:
    6.419
    Спасибо SB:
    11.692
    Отзывы:
    302
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нск
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    Поиск Юриспруденция
    Не складывается картинка.
    Ощущение, что кто-то кого-то пытался обмануть (да простят меня все).
    Давайте ещё раз перечитаем информацию:
    05 мая 1941 года Обликин Н.Н. и Лагуткин В.В. (свидетель ранения) направлены в Белосток на аэродром 270 (так следует из показаний Лазуткина и жены Обликина) - через Кадомское принудбюро (вот ещё одна ниточка).
    В различных источниках аэродром 270 указывают в Кватерах или Свислочи (но именно в Белостоке не упоминается нигде - во всяком случае, мне такая информация не попалась ни разу).
    Аэродромы были уничтожены в июне 1941 года (в Кватерах - 22 июня 1941 года).
    Лагуткин пишет:
    Лагуткин.jpg
    Т.е., после ранения Обликина Лагуткин сведений о нём не имел.
    Тогда на каком основании он говорит об их совместном призыве (обращаю внимание, что данная информация дописана поверх информации о работах на аэродроме) Заблудовским РВК во время войны?
     
    Последнее редактирование: 22 мар 2015
    Seregas1979, Юлиа и SLESU нравится это.
  12. Offline

    SLESU Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2013
    Сообщения:
    1.265
    Спасибо SB:
    2.093
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новосибирск
    Имя:
    Владимир
    Интересы:
    ВОВ
    Лагуткин утверждает, что работали на аэродроме №270 в Белостоке. Свислочь в 15-20 верстах от Белостока (кажется, на памяти такая инфа. проверить по карте надо). Их привезли в Белосток, (на вряд ли у них был свободный вход-выход), погрузили и на аэродром... Вот вам и аэродром в Белостоке, со слов Лагуткина. Сам факт призыва, либо их мало коснулся, либо в рабочих буднях остался не замеченным. Потому он и забыл об этом, когда писал объяснительную. Видимо напомнили, и он данный факт внес "между строк". И ответ из Заблудовского РВК - " За границей советских учреждений не осталось..." Ну или как-то так. А что у нас сейчас "заграница"? Белосток? Свислочь, Заблудин? Или о чём это?
     
  13. Offline

    Татьяна**А ZаVсегдатай_SB Команда форума

    Регистрация:
    6 июн 2014
    Сообщения:
    6.419
    Спасибо SB:
    11.692
    Отзывы:
    302
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нск
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    Поиск Юриспруденция
    Они работали на аэродроме почти 2 месяца. Сомневаюсь, что за это время не узнали точного названия местности (или номера аэродрома).
    Интересно, сам Лагуткин воевал? Есть ли воспоминания о работах на аэродроме, имена-фамилии тех, кто с ними там работал (и кто их охранял)?!
    Думаю, что Заблудовский РВК Обликина Н.Н. в качестве призывника не имел на самом деле.
    И искать человека нужно среди раненых (умерших в госпитале) или пленных.
    Дата его выбытия (08.1941) стандартная для тех, от кого не было вестей в течение 2-3 месяцев.
    Сообщения объединены, 22 мар 2015, время первого редактирования 22 мар 2015
    Из сборника «От солдата до генерала: Воспоминания о войне». Том 5. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=32020&p_page=30
    Заполь Михаил Юделевич
    В ВОЕННО-ДОРОЖНОМ ОТРЯДЕ
    Родился 20 ноября 1919 г. в местечке Красная слобода Минской области, Белоруссия. Национальность – еврей. С 1938 по 1943 г. был членом комсомола. В 1943 г. вступил в ВКП(б).
    В 1935 г. окончил 8 классов неполной средней школы и в 1936 г. поступил в Минский архитектурно-строительный техникум, который закончил в 1940 г. По распределению направлен в
    25 ВСУ в/ч 9868 (г. Ломжа, БССР), где работал старшим техником при строительстве оборонительных сооружений в деревне Грабово.
    В апреле1941 г. направлен в УАС НКВД Барановичской области на строительство аэродрома в г. Зельва в должности прораба.
    Строительство аэродрома (объект №161) должно было быть закончено к октябрьским праздникам. К началу июня 1941 г. была готова железобетонная взлетно-посадочная полоса и
    произведена посадка нескольких военных самолетов.
    Строительство аэродрома велось силами военнослужащих, заключенных и вольнонаемных из восточных и западных районов Белоруссии.
    В воскресенье 22 июня 1941 г. рано утром местные жители стали говорить, что началась война.
    В 12 часов дня на строительной площадке собрали на митинг вольнонаемный состав строителей (военнослужащие и заключенные отдыхали в воскресенье в бараках) и по радио заслушали выступление В.М. Молотова о вероломном нападении Германии на Советский Союз.
    Примерно в 13.00 из-за леса, примыкающего к строительной площадке, на низкой высоте появилась эскадрилья самолетов с черными крестами на фюзеляжах. Она пролетела над толпой
    людей, собравшихся на митинг. Самолеты, примерно 9-12 шт., развернулись и открыли огонь по собравшимся. Началась паника и растерянность. Стало ясно, что началась война.
    Появились первые убитые и раненые, особенно среди тех, кто еще отдыхал в бараках. Телефонная связь с вышестоящим руководством в Барановичах сразу была затруднена. Была получена команда оставаться на своих местах и продолжать свою работу. На следующий день (23 июня) мы получили 30 винтовок и ящик патронов, которые были розданы военнослужащим из восточной Белоруссии. Связь с руководством в Барановичах полностью прекратилась. Появились первые раненые и беженцы со стороны линии фронта. Инженерное руководство объекта (главный инженер) принимает решение распустить по домам военных, набранных в Западной Белоруссии, а заключенным и вольнонаемным из Восточной части Союза двигаться самостоятельно своим ходом в сторону Востока. Одновременно начинается подготовка транспорта для эвакуации инженерного персонала объекта и служебной документации. К вечеру 23 июня из двух мостов через реку Зельвянка (автодорожный и железнодорожный) один – автодорожный был разрушен немецкой авиацией. Дорога, по которой двигались беженцы, обстреливалась авиацией. На рассвете 24 июня наша автоколонна подошла к железнодорожному мосту. Вручную, по шпалам, машины были перетащены на другой берег реки и укрыты в придорожном лесу, т.к. дорога полностью обстреливалась одиночными немецкими самолетами. Ночью началось движение автоколонны по маршруту на Барановичи – Слуцк – Минск. Города по пути движения подверглись бомбардировке и горели. Утром 26 июня мы добрались до г. Минска. На окраине города, в парке отдыха работала команда военного ведомства, которая оформляла документы для отправки на фронт. Город горел со всех сторон и население города покидало город. В связи с тем, что наша команда была приписана к НКВД, военное ведомство нас не приняло. По линии НКВД было дано предписание двигаться в сторону Москвы. После оформления и решения организационных проблем обнаружили, что все наши грузовые машины с водителями из Краснодарского края сбежали...
     
    PaulZibert, SLESU и Юлиа нравится это.
  14. Offline

    SLESU Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2013
    Сообщения:
    1.265
    Спасибо SB:
    2.093
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новосибирск
    Имя:
    Владимир
    Интересы:
    ВОВ
    12-й район авиационного базирования
    1 Управление Белосток Белостокская
    2 12 орс управления Белосток Белостокская
    3 68 инженерно-аэродромный батальон Бельск Белостокская
    4 36 зенитная батарея ПВО Заблудово Белостокская
    5 37 зенитная батарея ПВО Белосток Белостокская
    6 38 зенитная батарея ПВО Бельск Белостокская
    7 39 зенитная батарея ПВО Соколка Белостокская
    8 Управление 34 авиабазы Кнышин Белостокская
    9 134 орс управления Кнышин Белостокская
    10 149 бао Кнышин Белостокская
    11 67 инженерно-аэродромный батальон Городок Белостокская
    12 150 бао Гоньондзь Белостокская
    13 151 бао Далистово Белостокская
    14 162 бао Белосток Белостокская
    15 Подразделение обслуживания авиагарнизона при 162 бао Белосток Белостокская
    16 Управление 35 авиабазы Соколы Лапского района Белостокская
    17 135 орс управления Соколы Лапского района Белостокская
    18 153 бао Себурчин Белостокская
    19 154 бао Стависки Белостокская
    20 155 бао Замбров Белостокская
    21 156 бао Ломжа Белостокская
    22 Подразделение обслуживания авиагарнизона при 156 бао Ломжа Белостокская
    23 Управление 36 авиабазы Бельск Белостокская
    24 136 орс управления Бельск Белостокская
    25 157 бао Бельск Белостокская
    26 Подразделение обслуживания авиагарнизона при 157 бао Бельск Белостокская
    27 158 бао Мазовецк Белостокская
    28 159 бао Цехановец Белостокская
    29 160 бао Долобово Белостокская
    30 Управление 37 авиабазы Белосток Белостокская
    31 137 орс управления Белосток Белостокская
    32 161 бао Заблудово Белостокская
    33 Подразделение обслуживания авиагарнизона при 161 бао Заблудово Белостокская
    34 152 бао Граево Белостокская
    35 163 бао Соколка Белостокская
    36 164 бао Кватеры Свислочского района Белостокская
    37 148 аэродромно-техническая рота Белосток Белостокская
    38 149 аэродромно-техническая рота Ломжа Белостокская
    39 150 аэродромно-техническая рота Бельск Белостокская
    40 151 аэродромно-техническая рота Заблудово Белостокская
    41 201 аэродромно-техническая рота Сербучин Белостокская

    9-я смешанная авиадивизия


    1 Управление Белосток Белостокская
    2 13 легко-бомбардировочный авиаполк (самолеты СБ) Россь Волковысского района Белостокская
    3 13 химвзвод ВВС Россь Волковысского района Белостокская
    4 126 иап Бельск Белостокская
    5 129 иап Заблудово Белостокская
    6 41 иап Белосток Белостокская
    7 124 иап Ломжа Белостокская
    8 Военная прокуратура Белосток Белостокская
    9 3 отделение штаба Белосток Белостокская

    И по аэродрому в Ломже (не смотря на реконструкцию, на нем тоже оставались самолеты — часть машин 124-го истребительного полка и 206-я отдельная эскадрилья 6-го кавкорпуса) был нанесен воздушный удар. В. Я. Гержук, бывший рядовой химвзвода 94-го кавполка, вспоминал: «Ночью на 22 июня 1941 г. я был дежурным по конюшне, перед восходом солнца стал выводить коней из конюшни, чтобы привязать на коновязь, чтобы обсохли, пока хлопцы придут на чистку коней. Не помню, сколько вывел, как появились самолеты с крестами, недалеко от Ломжи был аэродром, и они полетели на аэродром и там начали бомбить и обстреливать из пулеметов. Сразу же на аэродроме возникли пожары». Д. Капранов, служивший непосредственно в 124-м ИАП, запомнил это так: «А в четыре часа 22 июня гарнизон Ломжи подняли по тревоге. До аэродрома — менее пяти километров. Доставляли людей на автомашинах. Их с пикирующего захода обстреливал „Дорнье-217“. Каменный мост через овражек на полпути дороги помог нам спастись, мы успели в это укрытие. В тоже время групповым налетом был нанесен первый удар по аэродрому, и прибывший летный и обслуживающий состав увидел, что от двух эскадрилий осталось исправными „полтора“ самолета, как с горечью пошутили мы. Взлетная полоса была словно перепахана. Прибывшие — кто мог и успел — автотранспортом выехали в Белосток и Заблудов».

    Батальон(рота) Аэродромного Обслуживания, согласно логике (моей )), именно в эти части должны были попасть отрабатывающие труд.повинность. Что бы в неё попасть (быть зачисленным), необходимо было призываться. Что мы имеем, призван Заблудовским РВК, но работали на аэродроме №270, что в Кватерах Свислочьского р-на...
    ............................................................................................................
    32 161 бао Заблудово Белостокская ( 22.6.41-8.9.41 г. расформирован)
    33 Подразделение обслуживания авиагарнизона при 161 бао Заблудово Белостокская
    34 152 бао Граево Белостокская
    35 163 бао Соколка Белостокская
    36 164 бао Кватеры Свислочского района Белостокская (в действующей армии 22.6.41 - 15.8.41 г.)
    ..................................................................................
    В Кватерах аэродром не бомбили..?
    [​IMG]
     
    Юлиа и Татьяна**А нравится это.
  15. Offline

    Татьяна**А ZаVсегдатай_SB Команда форума

    Регистрация:
    6 июн 2014
    Сообщения:
    6.419
    Спасибо SB:
    11.692
    Отзывы:
    302
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нск
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    Поиск Юриспруденция
    22 июня 1941 г., в первые же часы войны, на военный аэродром в Кватерах и на железнодорожную станцию Берестовица обрушились немецкие бомбы. А в первые дни войны недалеко от станции Берестовица немецкие самолеты разбомбили эшелон с семьями военнослужащих, которые успели эвакуироваться из Белостока.
    http://samlib.ru/i/iwanowsmolenskij_w_g/viivo2002-9.shtml
    Сообщения объединены, 24 мар 2015, время первого редактирования 24 мар 2015
    Согласно рапорту начальника 3-го отдела 10-й армии полкового комиссара Лось от 13 июля, «в 3 часа 58 минут над Белостоком появились первые самолеты противника и вслед за этим начали бомбить белостокский аэродром, батальон связи армии, узел связи, железную дорогу и ряд других объектов. Одновременно бомбардировке подверглись почти все города и местечки, где располагались штабы соединений 10-й армии.
    4-я бригада ПВО, прикрывающая Белосток, примерно до 8 часов утра бездействовала и ни одного выстрела по противнику не произвела. При расследовании выяснилось, что 4-я бригада ПВО имела специальное приказание от помощника командующего ЛанОВО по ПВО до особого распоряжения по самолетам противника не стрелять и это приказание было отменено уже командующим 10-й армией.
    9-я авиадивизия, дислоцированная в Белостоке, несмотря на то, что получила приказ быть в боевой готовности с 20 на 21 число, была также застигнута врасплох и начала прикрывать Белосток несколькими самолетами «МИГ» из 41-го полка» (Там же. Д. 99. Л. 331.)
    Как указывалось в спецсообщении 3-го Управления НКО № 37928 от 15 июля, «произведенным расследованием причин уничтожения фашистской авиацией всей материальной части в 41-м и 124-м ИАП 9-й смешанной авиадивизии установлено:
    Командир 41-го авиаполка майор Ершов в момент налета самолетов противника утром 22 июня растерялся и не мог организовать личный состав полка для отпора противнику.
    Несмотря на то что при первом налете фашистских самолетов на аэродром Сибурчин, где дислоцировался 41-й ИАП, противник не вывел из строя ни одного боевого самолета, так как все они были рассредоточены и замаскированы, Ершов не принял самостоятельных действий по нанесению решительного удара самолетам противника, ожидая указаний от командования 9-й АД.
    Майор Ершов, имея в своем распоряжении боевой полк, вместо принятия решения действовать соединениями, высылал навстречу противнику по 1—2 самолета, которые уничтожались противником. Таким образом были убиты лучшие летчики полка — Соло-ха, Аксенов, Чернявский и подбиты — Крутоверец, Коробков, Кукушкин и Киселев.
    Ершов, не имея необходимости перебазироваться с аэродрома Сибурчин, так как на этом аэродроме имелось все для ведения боя, принял решение перебросить полк на аэродром Курьяны, а затем вечером 22 июня перебазировался на аэродром Кватеры. Впоследствии вся материальная часть была уничтожена вследствие того, что самолеты на этих аэродромах не имели воздуха для заправки самолетов и патрон к пулемету БС, оказавшись небоеспособным...
    http://rkka1941.blogspot.ru/2010_04_20_archive.html
     
    Юлиа и SLESU нравится это.
  16. Offline

    SLESU Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2013
    Сообщения:
    1.265
    Спасибо SB:
    2.093
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новосибирск
    Имя:
    Владимир
    Интересы:
    ВОВ
    Спецсообщение 3-го Управления НКО № 37928 от 15 июля 1941.
    "Произведенным расследованием причин уничтожения фашистской авиацией всей материальной части в 41-м и 124-м ИАП 9-й смешанной авиадивизии установлено:
    О 41 ИАП....."Командир 41-го авиаполка майор Ершов в момент налета самолетов противника утром 22 июня растерялся и не мог организовать личный состав полка для отпора противнику. Несмотря на то что при первом налете фашистских самолетов на аэродром Сибурчин, где дислоцировался 41-й ИАП, противник не вывел из строя ни одного боевого самолета, так как все они были рассредоточены и замаскированы, Ершов не принял самостоятельных действий по нанесению решительного удара по самолетам противника, ожидая указаний от командования 9-й АД.
    ......Майор Ершов, имея в своем распоряжении боевой полк, вместо принятия решения действовать соединениями высылал навстречу противнику по 1–2 самолета, которые уничтожались противником. Таким образом были убиты лучшие летчики полка: Солоха, Аксенов, Чернявский — и подбиты — Крутоверец, Коробков, Кукушкин и Киселев.
    .....Ершов, не имея необходимости перебазироваться с аэродрома Сибурчин, так как на этом аэродроме имелось все для ведения боя, принял решение перебросить полк на аэродром Курьяны, а затем вечером 22 июня перебазировался на аэродром Квартеры.
    .... Впоследствии вся материальная часть была уничтожена вследствие того, что самолеты на этих аэродромах не имели воздуха для заправки самолетов (т. е. сжатого воздуха для запуска двигателя на «МиГ-3») и патронов к пулемету «ВС», оказавшись небоеспособным…"
    О 124 ИАП.
    ....…"Командир 124-го ИАП майор Полунин к моменту военных действий находился в отпуску и прибыл в полк только днем 22 июня, когда противник уже совершил два налета на аэродром. После третьего налета самолетов противника Полунин улетел на самолете «УТИ-4», не дав никаких указаний.
    ..."Помощник командира 124-го ИАП капитан Круглое, оставался за командира полка на время его отпуска, 22 июня утром при налете фашистской авиации растерялся и не принял решительных мер по борьбе с ней. Все распоряжения Круглова носили неорганизованный характер. Самолеты выпускались в воздух не подразделениями, а одиночками, что не давало должного эффекта по отпору вражеским самолетам. У большинства истребителей «МиГ-3» не стреляли пулеметы, так как бригада завода №1 не успела отрегулировать их. Все это привело к тому, что все самолеты полка были уничтожены."

    О 129 ИАП. в мемуарах комиссара полка В.П. Рулина история эта выглядит почти героической сагой:
    "…Принято решение: вывести полк из-под удара. Будем перелетать на другой аэродром. Необходимо выделить команду для уничтожения всего оставшегося: боекомплектов бомб, снарядов, патронов и горючего. Беркаль (командир 129-го ИАП) принял единственное возможное решение в сложившейся обстановке, но как тяжело сознавать, что оно единственное… Всем хотелось поскорее сесть за штурвал боевой машины и бить, бить фашистов…
    ...Двумя группами «чайки» и «миги» перелетели на аэродром Добженевка, расположенный всего в нескольких километрах от места постоянного базирования полка — г. Заблудув.
    ...Из штаба дивизии прибыл связной. Он передал командиру полка приказ: всем самолетам до наступления темноты перелететь на аэродром Кватеры. Двадцать восемь машин могли подняться в воздух, а пять — требовали ремонта.
    ...Далее комисар вспоминает-
    ... "На аэродром Кватеры слетелись все уцелевшие за день самолеты на Белостокском и Гродненском направлениях, главным образом с приграничных аэродромов. Пять «мигов» перегнали на аэродром Барановичи (200 км к востоку от Белостока), тоже забитый самолетами, преимущественно истребителями «И-16» и «И-15-бис»…"
    ..Далее В.П. Рагулин пишет-
    …"Надо было проявить выдержку и дисциплину, отойти в тыл и сберечь людей . Командир полка отдал приказ: оставшемуся личному составу собраться на аэродроме Балбасово (аэродром рядом с г. Орша, 550 км к востоку от границы), пункте сбора летного и технического состава авиаполков округа, базировавшихся на приграничных аэродромах. Не теряя времени, решили двигаться днем.".
    http://militera.lib.ru/memo/russian/iljin_ng/01.html
    О 13 БАП.Из мемуаров П.И. Цупко (в начале войны — командир экипажа бомбардировщика «Ар-2» из состава 13-го БАП)
    ...«Отбомбившись, фашисты улетели. Было убито двое, ранено шестеро бойцов, сгорели два самолета — „СБ“ и „У-2“». .....Далее идет описание трехчасовой разведки экипажем Усенко , и сев через три часа он увидел...
    .....«от ангара отделились и побежали развернутой цепью к самолету солдаты в серо-зеленой форме. По другую сторону ангара Константин вдруг разглядел шесть трехмоторных транспортных „Ю-52“, еще дальше — до десятка „Me-110“… У самолетов сновали серо-зеленые фигурки…». (64, стр. 29)
     
    Татьяна**А, Юлиа и PaulZibert нравится это.

Поделиться этой страницей