Оформляю свою коллекцию крестов

Тема в разделе "Металлопластика", создана пользователем Питер, 1 мар 2016.

  1. Offline

    Остап Бендер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 апр 2010
    Сообщения:
    2.108
    Спасибо SB:
    5.906
    Отзывы:
    251
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск - город-герой!
    Фото ,скинь быстрей найдете...
    Сообщения объединены, 16 мар 2016, время первого редактирования 16 мар 2016
    Аналогичная место попалость в Тверской области ,слияние двух крупных рек Межа и Ельша..
    На Мысине,кладбище в 300 метрах..участок 50х50м. за 1 час было найдено более 40 поломанных крестов...
    Вторых половинок не к одному кресту...конец 17- по конец 18 века..
    это что ТО Сакральное?
     
  2. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    1.049
    Спасибо SB:
    8.896
    Отзывы:
    471
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    Дождевой Земляк нравится это.
  3. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    1.049
    Спасибо SB:
    8.896
    Отзывы:
    471
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    За истекшее время у меня ранних крестиков по Древней Руси прибавилось.
    Внешне они не особо эффектные, но это глубокая старина. Домонгол.

    1Древняя Русь.jpg
     
    Нивер, Spirit, Wolf09 и 5 другим нравится это.
  4. Offline

    Виктор К Полковникъ

    Регистрация:
    13 мар 2016
    Сообщения:
    105
    Спасибо SB:
    222
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург
    Интересы:
    история, родословие, антиквариат.
    Питер, а два верхних крестика слева и справа как атрибутируете ?
     
  5. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    1.049
    Спасибо SB:
    8.896
    Отзывы:
    471
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    1КРЕСТ с ромбом.jpg
    Можно таким образом:
    "Ромб или квадрат в средокрестии символизирует четыре земные стихии, усвоенных Христом при воплощении. Кроме этого четыре угла квадрата или ромба символизируют четыре Евангелия и четырех евангелистов."

    Можно как-то проще:
    "В средокрестии на ромбе — рельефные шарики, имитирующие зернь. Подобные нательные кресты были широко распространены на территории Древней Руси XI — начала XV в."
    Нательные кресты из коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
    http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/symbol/drevnerusskie-natelnye-kresty.html
    Сообщения объединены, 18 мар 2016, время первого редактирования 18 мар 2016
    Есть у меня еще такой крестик, по всем признакам - кельтский крест (или иначе - крест Ионы).
    В сети можно найти рассуждения на тему, как соотносится такая форма креста с православием. Но это отдельный вопрос.
    Интересно другое - характерная форма кельтского креста с кругом в центре была так или иначе принята в Новгороде. Полагают. что это отражало традиционные связи Новгорода с западным миром.

    "Кельтский крест символизирует уникальное сочетание христианства и древней индоевропейской традиции. Крест в круге — древнейший символ жизни и мироустройства — встречающийся повсюду от Индии до Норвегии, тем не менее стал эмблемой именно кельтского мира — Ирландии, Шотландии, Уэльса. Христианство, принесённое монахами — миссионерами в Ирландию ещё в 4 веке, впитало в себя всё богатство и красоту древней кельтской культуры: мифы и легенды, элементы искусства, тайные знания друидов. Кельтский крест — символ мудрости и гармонии, связующее звено между прошлым и настоящим, эмблема кельтской культуры и всей североевропейской традиции." (цитата)
    Кельтский крест в замке Rock of Cashel:
    1КРЕСТ кельтский в замке Keltskie-kresty-v-zamke.jpg
    Сообщения объединены, 18 мар 2016
    1КРЕСТ кельтский у меня.jpg
     
    Wolf09, jus.74, Виктор К и 2 другим нравится это.
  6. Offline

    Виктор К Полковникъ

    Регистрация:
    13 мар 2016
    Сообщения:
    105
    Спасибо SB:
    222
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург
    Интересы:
    история, родословие, антиквариат.
    Питер, это не совсем так. На Руси семь веков существовало двоеверие. Синодальные священники всячески стараются стереть нашу память. Даже у "своих" двух евангелистов после раскола символы поменяли. Или например русское узорочье себе приписали.
    Питер, в среде специалистов меднолитого литья бытует мнение, что это так называемые отголоски "засеянного поля"
    Христос в ромбах и квадратах никаким боком.


    Я чего спросил, у меня живёт одна интересная икона, не богата помпезностью, но довольно много может рассказать о своём мире среди живших тогда людей. Что немало важно, на ней отсутствует реставрация и в подлинности можно не сомневаться. Ценные сведения кроются в её полях.

    Почитай, что я накропал по атрибуции, ( моя душа то отзывалась, то чуралась в правильности моего изложения :) )




    Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Рубеж 18-19х веков. Русский Север. Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера. Размер иконы 33,5х26,5х см. Иконная доска имела две врезные шпонки ( утеряны)
    Икона привезена из Вологды, вероятно там и "родилась" с таким скромным, самобытным характером и славянской мудростью.
    Цветовое решение иконы скудное, не гонимое ветром перемен и страстным желанием, что либо улучшить и преукрасить.
    Здесь просматриваются и чувствуются вековые знания народной глубинной памяти, которая ориентированна больше даже не на богословие в красках, а на внутреннее зрение и родовую славянскую память - жить в ладу с природой .Подтекст богомаза заметен через его духовный настрой в деталях - древней символики, которая присуствует на четырёх углах иконы. Я думаю, что художник не просто украсил икону случайным примитивным узором, геометрическим рисунком , а именно написал идеограмму поля и квадраты с точками-семенами, а также идеограмму солнца в виде диска- восход и закат. А также цветочки в виде колосков. Знаки возрождения !
    Растительный орнамент в виде криниц (ростков), стилизованной буквы «Ж», прямые аналогии с берегинями (рожаницами)


    Художник распределил элементы ромбо-точечного орнамента по «всем четырем сторонам»: ведь для земледельца эти четыре направления были не только сторонами света — полуднем, полночью, заходом и восходом, но и сторонами его прямоугольного поля. Знания чаще всего сокрыты в символах.


    Простейшая композиция "решётка" состоящая из ромбов и квадратов с точкой в середине - это символ засеянного хлебного поля у славян.
    Такой "шашечный ромб" является одним из изученных в научной литературе Б.А. Рыбаковым, А.К. Амброзом, В.И. Бибиковой.

    Вот например, что пишет про славянский древнейший религиозный символ плодородия - «засеянное поле» в своей научной публикации академик Борис Александрович Рыбаков "Язычество древних славян":
    "На свадебных «молодецких» паневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка. Так как квадрат есть частный случай ромба, то назовем эту композицию «ромбо-точечной». Обычно эта композиция не заслоняется другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами.

    Связь ромбо-точечного узора со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины заставляет обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «рожаницы» – покровительницы как рождаемости, так и урожайности.
    Большой интерес представляет запись этнографа В. В. Богданова о том, как применялась ромбо-точечная схема в Белоруссии в XIX в. При постройке новой избы (что являлось естественным продолжением образования новой семьи) глава семьи должен был освятить участок земли, отведенный под постройку нового жилища. С этой целью он чертил на земле большой квадрат, размером с усадьбу, делил этот квадрат на четыре части так, чтобы образовались четыре малых квадрата. Затем хозяин будущей усадьбы отправлялся «на все четыре стороны» и приносил с четырех полей по большому камню. Камни укладывались в центре каждого малого квадрата, начерченного на земле. После этого земля будущей усадьбы считалась освященной. Белорусский крестьянин освящал свою землю той самой ромбо-точечной композицией, которую девушки вышивали на своей свадебной одежде.
    На эмалевых и черневых изображениях Бориса и Глеба XII – XIII вв. мы видим то «крины» – символы первых всходов, первых ростков, то сетку из небольших квадратов с точкой внутри каждого. Не было ли это символическим изображением поля с семенами?

    На земледельческом энеолите завершается ретроспективный поиск истоков ромбо-точечной композиции, дожившей до наших дней на очень широкой территории у разных народов. Далее IV тысячелетия в глубь веков ромбо-точечный узор не идет; в орнаменте охотничьих племен его вообще нет, и нет его в более позднее время. Это еще раз позволяет прочно связывать его с земледельческой символикой и считать идеограммой вспаханного поля засеянного семенами нивы (ромбы с точками в их середине)."


    Вытекает неразрывная связь образного наполнения орнамента и православного мироощущения. Поэтому, после принятия христианства чудным образом переплелись художественные элементы языческой Руси с новым живым христианским восприятием мира. И тогда уже был создан самобытный, неповторимый и образный язык Святой Руси.
     

    Вложения:

    • DSC_3787.jpg
      DSC_3787.jpg
      Размер файла:
      599 КБ
      Просмотров:
      5
    • DSC_3769 (2).jpg
      DSC_3769 (2).jpg
      Размер файла:
      1,6 МБ
      Просмотров:
      4
    Последнее редактирование: 19 мар 2016
    zepd, kress 71 и Wolf09 нравится это.
  7. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    1.049
    Спасибо SB:
    8.896
    Отзывы:
    471
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    Пополняется коллекция ранних крестиков.
    Казалось бы, безнадежное дело, их там около 1000 разновидностей.
    А интерес к ним все-таки самый большой.
    крестики Русь.jpg
    Сообщения объединены, 15 апр 2016, время первого редактирования 15 апр 2016
    Еще целый энколпион, обе створки на месте, не раскрытый.

    энколпион.jpg
     
    j.silver, Medinis, Annchen и 3 другим нравится это.
  8. Offline

    skorpion61 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 мар 2016
    Сообщения:
    439
    Спасибо SB:
    1.186
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Жуковский
    Имя:
    Валерий
    Интересы:
    Хобби, как жизнь.
    Виктор К, Очень хороший экскурс по Святой Руси, Питер, с красивыми крестиками тебя !!!
     
    Питер и Wolf09 нравится это.
  9. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    1.049
    Спасибо SB:
    8.896
    Отзывы:
    471
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    Когда-то давно в школе или в университете я услышал впервые про технику выемчатой и перегородчатой эмали на Руси.
    Даже и не подумал бы, что позже буду древние кресты с эмалью сам держать в руках.
    мои кресты с эмалью.jpg
    Сообщения объединены, 16 апр 2016, время первого редактирования 16 апр 2016
    Нижний крестик по-видимому тоже был с эмалью, но слой тонкий и утрачен.
    Такого вида крест в литературе можно видеть тоже с выемчатой эмалью.

    как мой крест с эмалью.jpg
    Сообщения объединены, 16 апр 2016
    Надпись на оборотной стороне одного крестика сначала показалась даже не на русском языке, хотя написана кириллицей:
    ДАВАСК
    РЕСНЕТ
    БГЪИГИР АСТЧА
    ТСВРАЗЫЕГ
    ОИДА
    БЕЖАТЪО
    ЛИКАЕГ
    В первый момент ничего не понятно. Оказалось, все очень понятно.
    Это начало молитвы " Да воскреснет Бог" на церковнославянском.
    "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его."
     
  10. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    1.049
    Спасибо SB:
    8.896
    Отзывы:
    471
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    Возник интерес к формам крестов других христианских религий (конфессий). Подумываю сделать для них самостоятельную композицию.
    Пока у меня их только несколько экземпляров. О кельтском крестике я выше уже коротко высказался.
    Здесь у меня еще современные - иерусалимский крест, армянский, два католических (как видно, от строгого латинского креста там тоже перешли к художественным формам). Сейчас есть возможность приобрести древний католический крест.

    кресты религий.jpg
    Сообщения объединены, 18 апр 2016, время первого редактирования 18 апр 2016
    Иерусалимский крест или Крест крестоносцев (пятикрестие).

    Иерусалимский крест.jpg

    Исторически был символом первого крестового похода за освобождение от мусульман Иерусалима и Гроба Господня в 1096-1099 году, изображался золотом на серебряном фоне. Крестоносцы на плащах носили в реальности крест красного цвета на белом фоне.

    крестоносец.jpg
    Сообщения объединены, 18 апр 2016
    (Грузия при Мишико Саакашвили избрала этот крест своим государственным флагом).
    Часто используется на покрывалах на алтаре. Большой крест — символ Христа, четыре маленьких — символы 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света. Есть и другие толкования.
    Позже внешний вид креста стал видоизменяться у тамплиеров и др.рыцарских Орденов.

    крест меняется у Орденов.jpg
    Сообщения объединены, 18 апр 2016
    Русская Православная Церковь не одобряет ношение иерусалимского креста в качестве нательного, но не отвергает его как сувенир, крест паломника, сохраняющий память о посещении Иерусалима и Святой земли. Католики носят такой крест.
    Как я видел, некоторые наши православные сограждане при поездке в Израиль покупают такой крест и носят его как нательный, освятив его в Храме Гроба Господня в Иерусалиме или в базилике Рождества Христова.
    И это нормально, считаю, что наша РПЦ ведет себя слишком догматично и агрессивно по отношению к другим христианским же конфессиям.
    Освящается любой крест или икона непосредственно русскими туристами и паломниками в Храме очень просто и собственноручно – посредством положения его на каменную плиту, на которую по преданию сняли Христа с распятия.
    Там же был освящен и этот мой крестик. «Крест всякой формы есть истинный крест».
    освящение крестов и икон.jpg
    Сообщения объединены, 18 апр 2016
    Особая форма креста исторически существует в Армении
    Армянский крест.jpg
    Сообщения объединены, 18 апр 2016
    Символы христианства едины для всех христианских ветвей.
    Но армянский крест заметно отличается формой и орнаментом, за который его еще называют Цветущим или Проросшим. На нем можно увидеть ответвления, ленточные обрамления, расширенные оконцовки. Армянский крест кажется немного вытянутым за счет его удлиненной ножки. Все крылья креста расширяются от середины и заканчиваются лучами («ласточкин хвост»). Крест украшен элементами цветения. Очень редко на кресте изображают распятого Христа.
    Армянский крест имеет большое сходство с византийским.
    Это фотку византийских крестов я сделал в археологическом музее Херсонеса в Крыму.

    ВИЗАНТИЙСКИЙ КРЕСТ музей в Херсонесе моя фотка.jpg
    Сообщения объединены, 18 апр 2016
    В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Византийский император Константин I признал христианство религией в 313 году. Исторически часть Армении входила в состав Византии, там проживало много армян, причем из армян даже вышел ряд византийских императоров.
    Армянский крест нашёл своё отражение в армянских камнях-крестах – хачкарах.
    Произошёл от армянских корней «хач» — «крест», и «кар» — «камень». Это хачкар 1220 года. ХАЧКАР 1220 год.jpg
    Хачкары создавались и устанавливались в честь военных побед, для увековечения событий, имеющих историческое значение, по завершении строительства храмов, мостов и других сооружений, а также как пограничные и указательные знаки на границах поселений, на перекрестках и как обереги. Это армянский архитектурный памятник и национальная святыня. Каменные узоры на них выдержаны примерно в одном стиле, хотя есть множество разновидностей. Уже в V веке в Армении появились столбы и стелы с крестами и иконографическими барельефами, изображениями Христа, Богоматери, ветхозаветных сюжетов. В отличие от Византии, большое значение армяне придавали именно кресту, а не иконам и сюжетам из Ветхого и Нового заветов. Примерно с VIII века хачкар - прямоугольная стела с крестом в орнаменте - стал наиболее распространенным видом памятника, а его внешние украшения все больше становились своего рода искусством.

    (На Руси тоже ставились во множестве придорожные, поклонные, памятные и другие кресты, но в большинстве они были деревянные. Такой православный крест не стал произведением искусства. Он оставил за собой главную религиозную функцию – служить верующим местом для молитвы).
     
  11. Offline

    Виктор К Полковникъ

    Регистрация:
    13 мар 2016
    Сообщения:
    105
    Спасибо SB:
    222
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург
    Интересы:
    история, родословие, антиквариат.
    Каменное строительство на Руси вообще заглохло при Петре. Все силы были брошены на строительство Санкт-Петербурга.
    А каменные кресты , как и надгробные плиты, как и фрески с московских храмов уничтожались Романовыми повсеместно на всей территории России . Писалась новая история.
    Даже древние колокола шли на переплавку. Сохранился чудом только один колокол до романовский. ( с надписями )

    Деревянное религиозное зодчество Руси, тоже было под запретом.
    В пермском музее есть огромная коллекция произведений искусства которые были запрещены Синодом.

    Деревянные Распятия (венец до 17 века отвергали) , резные складни- городецкие, фигурки Нила Столобенского .... вот пожалуй почти и весь перечень, что допускалось изготавливать народу ((

    У меня в собрании есть два живописных Распятия, один аналойного размера, другой 76 см. Оба трилистниковых креста- конца 19 века. Сухо и банально, не сравнить со старообрядческими. Показывать не буду )) DSC_4084б.jpg
    Сообщения объединены, 19 апр 2016, время первого редактирования 19 апр 2016
    3. - копия.jpg
     
  12. Offline

    Африка Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 июн 2015
    Сообщения:
    653
    Спасибо SB:
    1.704
    Отзывы:
    38
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Печати , амуниция
    Уважаемый Питер, кельтский(для христианской символики правильно будет-органический) орнамент является символом Древа Рая.Фото большого каменного креста относится к богомилам,и только внешне напоминает нательный крест,фото которого Вы разместили рядом.
     
    Питер нравится это.
  13. Offline

    Виктор К Полковникъ

    Регистрация:
    13 мар 2016
    Сообщения:
    105
    Спасибо SB:
    222
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург
    Интересы:
    история, родословие, антиквариат.
    Вот такие находки не афишируют. Замалчивают.
    Каменная Русь. неизвестные находки.jpg
     
    j.silver, RedisKo_Sun и Питер нравится это.
  14. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    1.049
    Спасибо SB:
    8.896
    Отзывы:
    471
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    В Псковской и Новгородской землях до XVII века существовал обычай ставить памятные кресты в местах, связанных с какими-то важными событиями.
    В прошлом году в Изборске я сфотографировал целый ряд памятных крестов, связанных с историей Изборской крепости. Изготовление крестов здесь облегчалось наличием известняка, который служил подходящим строительным материалом.
    Один крест из известняковой плиты известен как Труворов крест. Как считают, под ним покоится прах основателя города, младшего из трех варяжских братьев, призванных на Русь на княжение. Крест датируют концом XIV - началом XV века. Его высота 2,28 м.
    Рядом остатки других каменных крестов.
    ИЗБОРСК Труворов крест текст.jpg ИЗБОРСК Труворов крест.jpg
    Сообщения объединены, 19 апр 2016, время первого редактирования 19 апр 2016
    Памятный крест сохранился и у самого подножия Жеравьей (т.е Журавлиной) горы с северной стороны крепости. Его дополняет стела из черного базальта с надписью «На сем месте покоятся войны. Убиты в 1657 году». И крест и стела установлены в начале XX века в память о погибших защитниках Изборской крепости в 1657 году в ходе войны России с Польшей и Литвой.
    У церкви старое кладбище с каменными крестами.
    ИЗБОРСК кресты у церкви перед крепостью.jpg ИЗБОРСК крест.jpg
    Сообщения объединены, 19 апр 2016
    По дорожке к крепости видна группа крестов у местного ресторана.
    Про них ничего не знаю, может их сюда перенесли специально как туристскую достопримечательность. Не могу сказать.
    В этом ресторанчике мы выпили холодного пива, про кресты не спросили.
    ИЗБОРСК кресты перед рестораном.jpg
    Сообщения объединены, 19 апр 2016
    Наверное, многие видели самое большое в мире сосредоточение крестов в Литве - так называемая Гора крестов, примерено в 12 км от Шауляя.
    Производит самое странное впечатление. Незабываемое .
    Если кто не видел, я сейчас загружу свои фотки. Хотя их много, лучше будет занять отдельную тему где-нибудь тут...
    Сообщения объединены, 19 апр 2016
    Фотографии с Горы крестов в Литве я повесил на ветке:
    http://smolbattle.ru/threads/Гора-крестов-Литва.45440/#post-776451
    Сообщения объединены, 19 апр 2016
    Вообще-то издавна существует понятие "Литовский крест".
    Но в свою коллекцию мне добавить его вряд ли получиться - он не нательный.
    Литовцы католики и носят католический крест. Как сувенир, я литовский крест тоже не видел. Продают там крестики из янтаря, но они имеют обычную форму креста.

    После походов крестоносцев появляются в Евроре два новых вида креста - Лотарингский и Литовский.
    У каждого из них имеются две поперечные перекладины. Но Литовского они равной длины, а у Лотарингского верхняя короче нижней.
    В прошлом такие виды крестов носили и как нательные.

    Литовский крест — это шестиконечный крест с двумя равными поперечными перекладинами.
    Исторически такой крест был символом королевской династии Ягеллонов. Считается, что такой крест был дарован литовскому князю Миндовгу в знак признательности за принятие католичества. Литовский крест запечатлен на современном гербе, государственных наградах Литвы, на литовских монетах – от средневековых до современных евро и центах.

    Литовский и Лотарингский кресты.jpg
    Сообщения объединены, 19 апр 2016
    В средние века сильное литовское влияние проявлялось на восточнославянских землях, особенно на Белую Русь.
    Такой крест был символом и белорусской шляхты.
    Сообщения объединены, 19 апр 2016
    В Литве всегда было развито самобытное искусство обработки и украшения крестов. Хотя литовцы католики, понятие «литовский крест» происходит еще с дохристианских верований литовцев и связано с языческими столбами. До вхождения Литвы в состав Российской империи в этой стране была широко распространен установка на дорогах крестов из дуба, а позже также из кованого железа. В независимой Литве эта традиция возобновлена. Часто литовские кресты содержат символы солнца, геометрические символы, изображения растений, птиц, а также дерева жизни. Кресты встречаются по всей Литве, иногда около них ставят небольшие католические статуи.
    Сообщения объединены, 19 апр 2016
    При этом формы крестов изображают сейчас самые разнообразные.
    Кресты в Литве разных форм Каунас.jpg
    Сообщения объединены, 19 апр 2016
    Деревянный крест в Литве прямо у шоссе
    ЛИТВА крест деревянный у дороги.jpg
     
    Последнее редактирование: 19 апр 2016
    RedisKo_Sun и Annchen нравится это.
  15. Offline

    Виктор К Полковникъ

    Регистрация:
    13 мар 2016
    Сообщения:
    105
    Спасибо SB:
    222
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург
    Интересы:
    история, родословие, антиквариат.
    Эта байка про призвание варягов на Русь давно уже не катит. :)

    Думаю всем будет интересно почитать и поразмыслить например над ярославскими каменными Крестами.

    И был ли на самом деле Царь Славян ? Иудейскому наши пращуры точно не молились. :)

    Атрибуция крестов на 33 странице и далее. http://profilib.com/chtenie/157060/anatoliy-fomenko-kreschenie-rusi-33.php

    ярославские кресты.jpg Ярославские кресты..jpg
     
  16. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    1.049
    Спасибо SB:
    8.896
    Отзывы:
    471
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    Вообще говоря типичный литовский крест существовал в виде медных нательных крестиков, но в стародавние времена, это большая редкость теперь. Вряд ли возможно такой где-нибудь раздобыть для коллекции.
    Может быть, поискать на белорусских аукционах.
    ЛИТОВСКИЙ КРЕСТ.jpg
     
  17. Offline

    Stefan Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 апр 2015
    Сообщения:
    576
    Спасибо SB:
    829
    Отзывы:
    12
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Мозырь
    Интересы:
    колекционирование
    Что-то вы запутались с литовским влиянием на Белую Русь. Было ВКЛ в котором успешно жили литвины ( нынешние белорусы), руские ( украинцы) и жмудь которые сейчас называют себя лиетувцами. Термин "беларусь" стал внедрятьца только во второй половине 19-го века, после подавления восстания 1864-65, когда стали запрещать само название Литва, обозвали Северо-западным краем.
     
  18. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    1.049
    Спасибо SB:
    8.896
    Отзывы:
    471
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    Меня это вообще не интересует, когда и как появилось и изменялось название Беларусь или, допустим, Украина. Другая историческая тема.
    Мне важно только то, что "литовский крест" применялся и на территории современной Беларуси, которая входила в состав ВКЛ. Вы живете как раз там, в Мозыре, не приходилось ли видеть такой литовский крестик в находках или еще где-то?
    Сообщения объединены, 19 апр 2016, время первого редактирования 19 апр 2016
    Лотарингский крест – символ Эльзас-Лотарингии, встречается также в Белоруссии со средних веков до настоящего времени.
    В 1991-1995 гг лотарингский крест был даже на государственном гербе Беларуси, затем заменен на герб, схожий с гербом БССР.
    gerb_Belarus1991 1995.ipg.png
     
  19. Offline

    Виктор К Полковникъ

    Регистрация:
    13 мар 2016
    Сообщения:
    105
    Спасибо SB:
    222
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург
    Интересы:
    история, родословие, антиквариат.
    Stefan думаю скорее всего сможет поведать про униатские кресты.
    Мне тоже будет интересно почитать.
     
  20. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    1.049
    Спасибо SB:
    8.896
    Отзывы:
    471
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    В этом гербе использовался распространённый среди балтийских народов символ «Погоня», популярный в геральдике Беларуси и Литвы. Такой символ был и на печати Александра Невского, как вариант – на гербах городов Невеля и Себежа в Псковской обл., Велижа в Смоленской обл., входивших в состав ВКЛ.
    Лотарингский двойной крест использовался на гербе Венгрии с 1001 года до настоящего времени, на гербе Словакии. Он стал символом "Свободной Франции", воздвигнут на могиле Де Голля.
    Сообщения объединены, 19 апр 2016, время первого редактирования 19 апр 2016
    А я уже почитал в сети про униатские кресты, тоже своеобразные. "Будем искать".

    "Особенности униатских крестов XVII – первой половины XIX веков на белорусских землях

    Введение униатства в Речи Посполитой (при всех противоречиях этого явления) способствовало появлению нового церковного униатского искусства. Много интересных открытий связано с таким видом церковной металлопластики как кресты нательные и напрестольные. Прежде чем рассмотреть такое оригинальное явление как униатские кресты, необходимо выяснить, почему появились эти памятники личного благочестия. Кресты так называемого домонгольского периода попадали на белорусские земли из Византии и Киева. С XIII века началось поступление из Новгородской земли, а позже – из Московского государства. Эти изделия послужили образцами для местных мастеров, которые их переливали и вносили свои местные элементы. Кресты латинского обряда поступали из Скандинавии и Западной Европы, а позже – из Польши. Крупный центр по их производству находился в Вильно. Таким образом, прослеживается контакт Византийского и Латинского искусства. Наибольшее сближение Византийского и Западноевропейского искусства происходит в униатских памятниках искусства. Еще долго после принятия униатства продолжали пользоваться предметами, выполненными по Византийскому канону. Постепенно вырабатывался новый стиль, и только в XVIII веке появились характерные памятники униатского искусства благодаря тому, что население было хорошо знакомо с крестами как Византийского, так и Латинского обряда.
    Униатские кресты вобрали в себя мощные Византийские и Латинские традиции, сохраняя элементы традиционной народной культуры. Важно, что изготовлены они на белорусских землях в XVII – XIX веках. и т.д..."



    [​IMG]
     

Поделиться этой страницей