Эфиопия, страна с древней историей и самобытной культурой . История Эфиопской Церкви началась в 4 веке н.э. , точнее в 330 году . С момента своего образования она находилась под началом Коптской Церкви и лишь в 1959 году обрела самостоятельность . Тем не менее свой национальный стиль , имеющий отличие от коптского египетского стиля возник в Эфиопии довольно быстро . Это и стиль в иконописи , и огромное количество форм процессиональных , ручных и нательных крестов ( только ручных крестов более 300 форм ) , музыкальное сопровождение литургии национальными музыкальными инструментами ( такими как ритуальный барабан , крар , систры ) . Это касается и церковной утвари . Печати , которыми пользовались священно-служители для своих нужд вырезались из камня в виде фигурок . Изображены на них культовые персонажи истории Эфиопии ( когда-то Аксумского Царства ) царь Эзана , легендарные царь Соломон , царица Савская ( Шеба - так в Эфиопии её называют ) и другие известные личности . Печати бывают разных размеров , от 5-6 см и до 50-60 . Каждый размер использовался для своих , определённых целей и принадлежал священно-служителям разных рангов . Это уникальное для мировой истории христианских церквей явление ( нигде больше не возникло ничего подобного ) со временем превратилось в вид искусства со своими канонами , сюжетами ,неповторимым стилем . Тема печатей Эфиопии , вырезанных из камня пожалуй самая малоизученная и абсолютно новая у нас , да и не только у нас , но пожалуй и в мире ( за 4 года я не нашёл никакой серьёзной и литературы по этому вопросу ) , по этой причине она меня заинтересовала. Представляю несколько фотографий . Скор предстоит опять поехать в Эфиопию , надеюсь узнать что-то новое .
Африка, а сейчас вырезают печати? Можно немного поподробнее? И фотографиями путешествия в Эфиопию не поделитесь?
Здравствуйте ! Сейчас печати тоже вырезают , но думаю , это для туристов ( точно не интересовался , в следующую поездку при случае попробую уточнить и если получится - сообщу Вам в конце июля точно ) . Скульптура и резьба по камню как вид национального искусства не умер , и продолжает развиваться . Фото современной печати я выставляю , вторая , что посветлее - старая . Делают печати из известняка и мрамора . В зависимости от цвета исходного материала их могут красить в различные цветовые оттенки - это может быть красноватый , бурый , зеленоватый , серый , коричневый , синеватый , чёрный цвета . Своих фото практически нет , есть только , где я на стоянке в аэропорту Аддис-Абебы , и у музея . Немного фото из национального музея . Музей честно говоря не произвёл никакого впечатления . Первый этаж полностью посвящён останкам Люси , австралопитека . На других этажах немного живописи , скульптуры , оружия , одна витрина посвящена индийскому оружию , что меня удивило , только щит эфиопский .Последний этаж это предметы быта и церковная утварь . В музее лично мне очень понравилось большое резное панно , его фото после печатей . Задавайте вопросы , буду рад ответить .
Спасибо Необычно все. Не обычные крестики, оружие, печати. Не пойму, то ли фотография печати непонятно, то ли принцип постановки самой печати. На документы ставили? Или оттиск на чем-то другом? Почему буквы не выпуклые, а наоборот внутрь вырезаны? А вообще Ваше впечатление от страны? И фотографий икон у Вас нет?
Вы правильно поняли принцип постановки печати . На всех печатях, будь то надпись или символ, изображение вырезано внутрь . Из этого можно сделать только один вывод , что ставились эти печати только на что-то мягкое , что впоследствии застывало . В конце это был сургуч , а вот что было давным давно не знаю . Повторюсь , что информации просто нет , или она очень скупа . Что касается крестов как нательных так и ручных и процессиональных это отдельная интересная тема . Разновидностей только ручных крестов более 300 видов . Только у Эфиопской Церкви существует такое разнообразие . Иконы это как и всё в Эфиопии необычно для нас и интересно . Выставлю фото печатей с оттисками , что бы Вы могли посмотреть и фото иконы . Икона современная , небольшая , такие носили с собой . Она двусторонняя , причём сюжеты с каждой стороны разные . По крестам и наконечникам для посохов ( это ещё одна интересная тема думаю лучше написать в разделе металлопластика ) , посмотрите пожалуйста там , но это уже не сегодня . Что касается впечатлений от страны , точнее от столицы Аддис-Абебы , то как раньше говорили сплошные контрасты . Много строится , рядом трущобы , дома из профнастила. Город меняется быстро , в лучшую сторону , но при этом как темнеет, много народа ночуют на улице . При входе в музей или какое-то общественное место обязательно обыскивают и не важно турист или местный , напряжённость высокая . За последние 4 года люди больные проказой почти исчезли с улиц , но в стороне метров 50 в переулок от какой-то центральной улицы , например Черчель-роуд можно встретить человека больного проказой и просящего милостыню . Но при всём при этом Эфиопии внушает оптимизм , изменения к лучшему на лицо . В политике у них приват закона . Министр может иметь один костюм . Этим я хочу сказать , что коррупции там практически нет.
Икона , которая на изображении , как я уже писал выше современная . Может ей года 3 , может 5 . Не думаю что больше . Датировать иконы Эфиопской Церкви задача трудно выполнимая . Они практически не изучены и по этой причине не классифицируемы . Искусствоведческий анализ использовать можно только в узких рамках , выборочно . Отличить стиль 17 века от 16 или 19 могут может человек 20-30 в мире , да и то в редких случаях ( в отношении специалистов буду рад если ошибусь в большую сторону ) . Применять каждый раз радиоуглеродный метод не возможно , не те условия , таких задач для этого сегодня не стоит . Привезти икону не достаточно , надо её сохранить . По этому вопросу ясности ещё меньше . Как поведёт себя дерево в новых условиях , грунт и так далее - никто не знает ( точнее сказать знает , что результат будет отрицательный ). Какие условия необходимо создать , когда состав того же грунта точно не известен . Вопросов больше чем ответов . Поэтому предполагаю , что эфиопская религиозная живопись редкость в музеях всего мира . Само понятие иконы на мой взгляд выглядит шире , чем везде . Иконопись встречается на холсте ( это как говорят люди , кому можно доверять и кто разбирается ) 19 век , есть и на коже . Это может быть аккуратно вырезанная в форме квадрата или прямоугольника хорошо выделанная кожа коровы , красиво расписанная большим количеством сюжетов . Встречаются иконы , где роспись делается на целой коровьей шкуре . Оставляет приятное впечатление , очень красиво и самобытно .
В продолжение темы хочу уделить особое внимание одной из представленных вашему вниманию выше печатей . Меня она сразу заинтересовала и понравилась мне оригинальным и вместе с тем отличительным от всех остальных печатей художественным решением . Мастерство резчика , его воображение , опыт и талант позволили ему увидеть в не подходящем на первый взгляд куске камня тот образ который стал абсолютно законченным миниатюрным скульптурным произведением . Все фигурки полностью законченные работы со всех сторон и только эта одна имеет две не обработанные грани , выглядя при этом полностью завершённой , добавить уже нечего . Вначале я подумал , что она расколота , но взяв в руки скола не увидел . По не обработанным граням отчётливо видно что рука резчика их не касалась . Для примера выставлю фото двух печатей , сделанных как надо , а третья будет та , которая оставила у меня самые положительные эмоции талантом мастера-резчика.
Возможно оба предположения верны . Как материал глина подходит . Но возникает вопрос , на какое глиняное изделие и кто мог ставить печать . Мокрая кожа как материал так же мог использоваться , но печать для кожи лучше металлическая , могли бы отлить из бронзы например . Известняк не лучший материал для влажной и всё-таки твёрдой поверхности . Кожу надо положить на что-то твёрдое , иначе оттиск на получится. Вода рабочую часть быстро разрушит , печать не будет долговечной . Попробую узнать точнее в Эфиопии в ближайшую поездку .
В продолжении темы после после в Эфиопию хочу добавить к выше сказанному . По поводу печатей единственное , что получилось выяснить это то , что их использовали служащие приходов и монахи для переписки и в торговле . Привёз ещё несколько печатей . Большинство оттисков похожи , надписи встречаются только у печатей , сделанных в форме всадников . Либо это изображение царя Соломона , либо когда всадника два . Один уже выше упомянутый царь Соломон , второй всадник , точнее всадница - это царица Савская или Шеба ( местное название ) . Эти фигурки печатей не большие , до 11 см . Каждая по своему привлекает внимание . Например самая маленькая , светлого цвета по своему виду похожа на двуликого Януса . Вторая по счёту печать изображает лицо явно африканского типа , и могла принадлежать одному из южных народов . Интересна форма , где печать сделана в форме полукруга . С тыльной стороны она гладкая и с шнурком , что бы можно было повесить её и не разбить . Не смотря на многообразие форм , по одинаковым оттискам можно предположить что они дублировали друг друга , но относились к разным регионам . Как я уже писал каждая местность имела свои отличия . Это касается и формы всевозможных крестов , и видимо печатей .