Подвиг экипажа танка Т-28

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем zunder1, 13 мар 2014.

  1. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    0.jpg

    Германия, 1945 год. В американской оккупационной зоне вяло шел допрос военнопленных Вермахта. Неожиданно внимание допрашивающих привлек длинный, полный жути рассказ о безумном русском танке, убивавшем все на своем пути. События того рокового дня из лета 1941 года так сильно отпечатались в памяти немецкого офицера, что не смогли стереться за все последующие четыре года ужасной войны. Тот русский танк он запомнил навсегда.
    28 июня 1941 года, Белоруссия. В Минск врываются немецкие войска. Советские части отступают по Могилевскому шоссе, одну из колонн замыкает единственный оставшийся танк Т-28, ведомый старшим сержантом Дмитрием Малько. У танка проблема с двигателем, но полный запас ГСМ и боекомплект.
    Во время авианалета в районе н. п. Березино, от близких разрывов бомб Т-28 безнадежно глохнет. Малько получает приказ взорвать танк и продолжить следовать в г. Могилёв в кузове одного из грузовиков с прочими бойцами смешанного состава. Малько просит разрешение под его ответственность отложить выполнение приказа – он попытается отремонтировать Т-28, танк совсем новый и не получил значительных повреждений в боевых действиях. Разрешение получено, колонна уходит. В течение суток Малько действительно удается привести двигатель в рабочее состояние.
    Дальше в сюжет включается элемент случайности. К месту стоянки танка неожиданно выходят майор и четверо курсантов. Майор – танкист, курсанты артиллеристы. Вот так неожиданно формируется полный экипаж танка Т-28. Всю ночь они обдумывают план выхода из окружения. Могилевское шоссе наверняка перерезано немцами, нужно искать другой путь.
    …Оригинальное предложение об изменении маршрута высказывает вслух курсант Николай Педан. Дерзкий замысел единогласно поддерживается вновь сформированным экипажем. Вместо следования в расположение сборного пункта отступающих частей, танк помчится в противоположную сторону – на Запад. Они прорвутся с боем через захваченный Минск и выйдут из окружения по Московскому шоссе в расположение своих войск. Уникальные боевые возможности Т-28 помогут им осуществить такой план.
    Топливные баки заполнены практически до крышек, боекомплект – хотя и не полный, но старший сержант Малько знает место расположения брошенного склада боеприпасов. В танке не работает рация, командир, стрелки и механик водитель заранее оговаривают комплекс условных сигналов: нога командира на правом плече механика-водителя - правый поворот, на левом - левый; один толчок в спину - первая передача, два - вторая; нога на голове - стоп. Трехбашенная громада Т-28 выдвигается по новому маршруту с целью жестоко покарать фашистов.
    На брошенном складе они сверх нормы пополняют боекомплект. Когда все кассеты заполнены, бойцы наваливают снаряды прямо на пол боевого отделения. Тут наши дилетанты допускают небольшую ошибку – около двадцати снарядов не подходили к 76 мм короткоствольному танковому орудию Л-10: несмотря на совпадение калибров, эти боеприпасы предназначались для дивизионной артиллерии. В догонку погрузили 7000 патронов для пулеметов в боковых пулеметных башнях. Плотно позавтракав, непобедимая армия двинулась в сторону столицы Белорусской ССР, где уже несколько дней хозяйничали фрицы.
    2 часа перед бессмертием
    По свободной трассе, Т-28 несется к Минску на полном ходу. Впереди, в серой дымке появились очертания города, возвышались трубы ТЭЦ, заводские корпуса, чуть дальше виднелись силуэт Дома правительства, купол собора. Все ближе, ближе и необратимей... Бойцы смотрели вперед, с тревогой ожидая главный бой всей их жизни.
    Никем не остановленный, «троянскй конь» миновал первые немецкие кордоны и въехал в городскую черту, – как и предполагалось, фашисты приняли Т-28 за трофейную бронетехнику и не обратили никакого внимания на одинокий танк.
    Хотя договаривались до последней возможности соблюдать скрытность, все-таки не утерпели. Первой невольной жертвой рейда стал немецкий велосипедист, весело крутивший педали прямо перед танком. Его мельтешащая фигура в смотровой щели достала механика-водителя. Танк рыкнул мотором и закатал незадачливого велогонщика в асфальт.
    Танкисты проехали железнодорожный переезд, пути трамвайного кольца и оказались на улице Ворошилова. Здесь, у ликеро-водочного завода, на пути танка встретилась группа немцев: солдаты Вермахта осторожно грузили в грузовик ящики с бутылками спирта. Когда до анонимных алкоголиков оставалось метров пятьдесят, заработала правая башня танка. Гитлеровцы, как кегли, попадали у автомашины. Через пару секунд танк толкнул грузовик, перевернув его вверх колесами. Из разбитого кузова по округе стал распространяться смачный запах торжества.
    Не встретив сопротивления и сигналов тревоги со стороны рассеянного паникой противника, советский танк в "стелс"-режиме углубился в границы города. В районе городского рынка, танк свернул на ул. Ленина, где ему навстречу попалась колонна мотоциклистов.
    Первая машина с коляской самостоятельно въехала под броню танка, где была раздавлена вместе с экипажем. Начался смертельный аттракцион. Лишь на мгновение перекошенные от ужаса лица немцев показывалсись в смотровой щели механика-водителя, исчезая затем под гусеницами стального монстра. Мотоциклы в хвосте колонны попытались развернуться и удрать от приближающейся смерти, увы, попали под огонь башенных пулеметов.
    Намотав на гусеницы незадачливых байкеров, танк двинулся дальше, проезжая по ул. Советской, танкисты всадили осколочный снаряд в группу стоящих у театра немецких солдат. И тут возникла небольшая заминка – при повороте на Пролетарскую улицу танкисты неожиданно обнаружили, что главная улица города битком заполнена живой силой и техникой противника. Открыв огонь из всех стволов, практически не целясь, трехбашенное чудовище ломанулось вперед, сметая все препятствия в кровавый винегрет.
    Среди немцев началась паника, возникшая в связи с созданной танком аварийной ситуацией на дороге, а также общим эффектом неожиданности и нелогичности появления тяжелой бронетехники Красной Армии в тылу германских войск, где ничто не предвещало такого нападения…
    Передняя часть танка Т-28 оснащена тремя пулемётами ДТ калибра 7.62 (два башенных, один курсовой) и короткоствольным орудием калибра 76.2мм. Скорострельность последнего – до четырёх выстрелов в минуту. Скорострельность пулемётов – 600в./мин.
    Оставляя за собой следы военной катастрофы, машина полностью проехала всю улицу до самого парка, где была встречена выстрелом противотанковой 37-миллиметровой пушки PaK 35/36.
    Похоже, этом месте города советский танк впервые столкнулся с более-менее серьёзным сопротивлением. Снаряд высек искры из лобовой брони. Второй раз фрицы пальнуть не успели – танкисты, вовремя заметили открыто стоящую пушку и незамедлительно отреагировали на угрозу – на Pak 35/36 обрушился шквал огня, превратив орудие и расчет в бесформенную груду металлолома.
    В результате беспримерного рейда гитлеровцам был нанесён крупный урон в живой силе и технике, но главный поражающий эффект заключался в поднятии сопротивленческого духа жителей Минска, что способствовало поддержание авторитета Красной армии на должном уровне. Особенно велико значение этого фактора именно в тот начальный период войны, во время серьёзных поражений Имеются однозначные сведения, что в то время в городе оставалось значительное число местных жителей, ставших свидетелями этого невероятного случая, что повлекло за собой немедленное изустное распространение истории о подвиге советских воинов среди окружающего населения.
    А наш танк Т-28 уходил по Московскому проспекту из логова фрицев. Однако, дисциплинированные немцы вышли из шокового состояния, преодолели страх и попытались оказать организованное сопротивление прорвашемуся в их тыл советскому танку. В районе старого кладбища Т-28 попал под фланговый огонь артиллерийской батареи. Первым же залпом была пробита 20 мм бортовая броня в районе моторно-трансмиссионного отделения. Кто-то вскрикнул от боли, кто-то зло выругался. Горящий танк продолжал движение до последней возможности, все время получая новые порции немецких снарядов. Майор приказал покинуть гибнущую боевую машину.
    Старший сержант Малько вылез через люк механика-водителя в передней части танка и видел, как из командирского люка наружу выбрался раненый майор, отстреливаясь из табельного пистолета. Сержант успел отползти к ограде, когда сдетонировал оставшийся в танке боекомлект. Башню танка подбросило в воздух и она упала на прежнее место. В возникшей суматохе и пользуясь значительным задымлением, старшему сержанту Дмитрию Малько удалось скрыться в огородах.
    Малько осенью того же года удалось вернуться в кадровый строй боевых частей Красной Армии в прежней воинской специальности. Он сумел выжить и пройти всю войну. Удивительно, но в 1944 году, он въехал в освобожденный Минск на Т-34 по тому же Московскому проспекту, по которому он в 41-м пытался из него вырваться. Удивительно, но он увидел тот свой первый танк, который отказался бросить и уничтожить под Березиным и который потом с таким трудом смогли уничтожить солдаты Вермахта. Танк стоял на том же самом месте, где был подбит, аккуратные и ценящие порядок немцы отчего-то не стали его убирать с трассы. Они были хорошими солдатами и умели ценить воинскую доблесть.
    Об этом подвиге заговорили в 60-е годы ХХ века. После войны, Дмитрий Иванович долго искал своих боевых товарищей. Что с ними стало? К сожалению, он совершенно не помнил фамилий майора и тех курсантов – в горячке тех дней они даже не успели познакомиться. Через несколько лет кропотливых поисков с помощью всесоюзного радио, на связь с Малько вышел Николай Педан. В 1964 году состоялась их встреча. Как выяснилось, Николай смог выбраться из горящего танка, но попал в плен. Из концлагеря он был освобожден лишь в 1945 году. По его свидетельствам удалось установить имена трех других курсантов. Фамилию погибшего майора удалось установить лишь предположительно – Васечкин.
    Известно ещё об одном из танкистов: Фёдор Наумов. Он также тогда был укрыт местными жителями, переправлен к партизанам и в 43-м году после ранения в партизанском отряде был вывезен самолётом в тыл. Благодаря ему стало известно место захоронения майора и имена двух других курсантов, погибших тогда же. Убитых майора и двух курсантов похоронила местная жительница Любовь Киреева.
    Это было третьего июля сорок первого года. Командир танка (башенный стрелок) майор Васечкин, механик водитель старший сержант Дмитрий Малько, заряжающий, стрелок курсового пулемёта курсант Фёдор Наумов, Пулемётчик правой башни курсант Николай Педан, пулемётчик левой башни курсант Сергей, пулемётчик кормового пулемёта курсант Александр Рачицкий.
    0.jpg

    Д.И. Малько, человек, у которого нужно учиться воевать. Обратите внимание - ему так и не было присвоено звание Героя Советского Союза.


    Автор Олег Капцов

    Пы.Сы.
    статью скопировал здесь: http://topwar.ru/15421-troyanskiy-kon-iz-krasnoy-armii.html
     
    Комбат, Duha, Костян_mkr1 и 9 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Кондратий Фельдфебель

    Регистрация:
    18 ноя 2011
    Сообщения:
    56
    Спасибо SB:
    5
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Спасибо!!! Читал сам, родственникам по телефону и сыну. Им бы памятник в Минске. Это подвиг!
     
  4. Offline

    mars13 Полковникъ

    Регистрация:
    27 фев 2009
    Сообщения:
    132
    Спасибо SB:
    76
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Минск
    Интересы:
    -
    " Подвиг " Малько - это сказка . В основу положена реальная история прорыва танка Т-34 , который ворвался в Минск и был подбит в том же месте и в тоже время, что и "героический " Т-28 Малько. Экипаж Т-34 погиб, танк простоял до 1944 года и был убран немцами еще до освобождения Минска. Этот танк запечатлен на многих фото , сделанных немцами во время оккупации ( естественно никакого Т-28 на фото в том месте нет ) . Некоторые фото можно посмотреть тут http://rkka.pskov.ru/Minsk/minsk1.htm
     
    ak4242 и Юниор нравится это.
  5. Offline

    Pfeffer ГВИР "Товарищи по оружию"

    Регистрация:
    23 окт 2012
    Сообщения:
    3.845
    Спасибо SB:
    6.185
    Отзывы:
    91
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Byratinland
    В статье куча неточностей.Похоже автор не ставил задачу довести имеющююся информацию до читателя.Кроме воспоминаний Малько ,которые положены в основу статьи,существуют еще и воспоминания Наумова.Все пятеро(кроме Малько)относились к Минскому танковому училищу,созданного на базе Минского пехотного им Калинина в конце марта 1941г.На базе преподовательского состава ,вышедшего из окружения было создано 2е Ульяновское танковое.Танки т34прорывались через минск со стороны товарной станции на восток 28июня,один был подбит на Комаровской площади и дей ствительно простаял там до зимы 44года. Судьба второго танка не известна.По воспоминаниям чтоМалько ,что Наумова-Т28прорывался 3июля...На фото (а их за пятьдесят штук)действительно нигде нет остатков т 28.Как и небыло т28 в обозримой близости от минска ни в одной танковой части.Ответ на этот вопрос -воспоминанияМалько.Куда же танк подевался-в воспоминаниях Наумова.Кроме этих танков существовали как минимум еще пяток Бт и т26 которые также пытались в начале июля пройти через город,но с тем же результатом.По ниминформация крайне скудна.
     
    ak4242 и Юниор нравится это.
  6. Offline

    Граф Главный тролль

    Регистрация:
    5 май 2010
    Сообщения:
    1.950
    Спасибо SB:
    2.446
    Отзывы:
    53
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    По Звезде была передачя про этотподвиг.
     
  7. Offline

    Pfeffer ГВИР "Товарищи по оружию"

    Регистрация:
    23 окт 2012
    Сообщения:
    3.845
    Спасибо SB:
    6.185
    Отзывы:
    91
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Byratinland
    Кстати,существует одно фото -предпологают 'что минск.На фото остатки т28,явно детонация БК.Танк снят на фоне деревянных домишек.Окресности Комаровской площади были насыщены подобными.Потвердить илиопровергнуть,что это тот самый танк можно только если тщательным образом провести реконструкцию застройки этого района.
     
    Юниор нравится это.
  8. Offline

    МИТРИЧ П. Поручикъ

    Регистрация:
    9 апр 2012
    Сообщения:
    72
    Спасибо SB:
    137
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Беларусь
    Имя:
    МИТРИЧ
    Интересы:
    военная история, рыбалка
    Несколько раз просмотрел фотографии танка. Возник вопрос: на одном из фото на броне размещен указатель «Вильно». Но, как я понимаю, танк двигался по сегодняшней площади Якуба Коласа в направлении сегодняшних проспекта Независимости и улицы Я.Коласа. Экипаж пытался вырваться из Минска на Жодино-Борисов или Плещеницы-Витебск. Исходя из тактической обстановки тех дней, предпочтительнее направление на северо-восток, на Борисов. Но при чем тут Вильно? Чтобы попасть туда, надо развернуть указатель на 90 градусов влево. Или этот дорожный знак должен стоять на тыльной стороне башни, а его поставили ошибочно, или это фото совершенно другого танка??? Тем более, что подобных попыток танковых прорывов через оккупированный Минск было несколько...
    Может коллеги развеют мои сомнения?
     
    Юниор нравится это.
  9. Offline

    Pfeffer ГВИР "Товарищи по оружию"

    Регистрация:
    23 окт 2012
    Сообщения:
    3.845
    Спасибо SB:
    6.185
    Отзывы:
    91
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Byratinland
    Это фото того танка.Указатель Вильно на двух фото,при этом видно ,что он не закреплен и его просто поставили как придется.
     
    Юниор нравится это.
  10. Offline

    МИТРИЧ П. Поручикъ

    Регистрация:
    9 апр 2012
    Сообщения:
    72
    Спасибо SB:
    137
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Беларусь
    Имя:
    МИТРИЧ
    Интересы:
    военная история, рыбалка
    Возможно вы правы. Но, учитывая немецкую педантичность и аккуратность, трудно поверить в такое распиз....(извините) разгильдяйство...
     

Поделиться этой страницей