Давным-давно...в одной далёкой галактике... Да нет... было это лет этак 12-ть назад. В Москве. Тушино. Сходил я как-то на "Автоэкзотику" через дырку в заборе так как вход был 500р. , а мы были "бедные студенты". В общем из всей "экзотики" мне почему-то запал в душу ГАЗ-69... Порыdшись в бескрайних просторах сети открыл для себя его батю-ГАЗ 67, который запал ещё больше... Поиски сначала привели к раме ГАЗ АА. А через некоторое время был найден 67-й. Критериями поиска были: географическая удалённость(точнее близость), современные документы и комплектность(точнее то, что я тогда под этим понимал...). Исходник был найден под Тулой.
Тогда мне этот исходник казался таким комплектным... Родные мосты, родной двигатель с коробкой, родные рессоры... Задний мост оказался от "Победы"... Задняя часть рамы представляла собой довольно добротное произведение "гаражной мысли"... Задние рессоры оказались разными, собранными из 69-х листов. Понятное дело посадочные места в кронштейнах были просто "убиты". Передние рессоры представляли из себя такую сборную солянку, что при ревизии из "полного комплекта" едва получилась одна! Но кульминацией всего был двигатель... Во-первых в цилиндрах была вода...во вторых коренные и шатунные вкладыши были так "ушатаны", что без молотка и какой-то матери снять крышки было невозможно: нижняя бобышка шатуна была разбита до состояния эллипса!!! Кузов представлял из себя некий "слоёный пирог" из листового металла разной толщины, приклёпанного, приваренного, посаженного на сопли...
Процесс "реставрации" начал с кузова, так как хотелось ускорить процесс. Мол внешний вид наведу и на парад, а с остальным как-нибудь потом разберёмся... В те не очень далёкие времена были доступны чертежи кузова. Они были выложены на сайте gaz69. com. При этом новодельные кузова пока никто не делал. Были отдельные попытки. Костин тогда помнится выкладывал свои первые работы... В общем не сильно долго думаю, ввязался я в авантюру с новодельным кузовом. Купил 3 листа 1,5 мм. стали и один лит 2 мм. Порезал это дело болгаркой согласно имеющимся чертежам... Точнее попытался: пол, состоящий из 2-х неравных половин из одного листа никак не получался... Пошёл по упрощённому пути-стал вырезать самые скверные элементы пола с целью заменить новодельными... Чтобы гнуть листовую сталь сделал нехитрое приспособление из станины от пилорамы... и приобрёл аппарат для точечной сварки... Просверлить, напилить оказалось задачей хоть и не лёгкой, но вполне осуществимой, а вот правильно согнуть листовой металл оказалось делом куда более не простым(знал бы я тогда, что приобретённый метал для этого не очень подходит...). Да ещё в полу кузова оказалась масса отверстий большого и очень больш0го диаметра. Как просверлить ручной дрелью отверстие 32 мм, а тем более 80 мм. для меня тогда было загадкой... На том же форуме нашёл человека, который не только имел опыт производства новых деталей кузова на 67-й, но и необходимый станочный парк... Так я познакомился с очень интересным товарищем, который свои профессиональные слесарные навыки использовал и для хобби... Его руками были сделаны такие машины как Sd.Kfz. 222 и грузовик Круппа. А работал он...в метро, точнее под метро( в метро есть "подметро"-всякие служебные и производственные помещения). Там стояли станки-ровесники моего 67-го. Огромный сверлильный, 2-х метровый листогиб, фрезерный... Просто рай для реставратора... И вот, в 22ч, уложив детей и чмокнув жену, спускаюсь в метро со здоровенной сумкой, в которой лежит лист железа примерно метра на полтора(наверное эпичное было зрелище...) Задняя часть кузова... Задняя стенка... стенка аккумуляторного ящика нижний усилитель задней стенки... Работа была проделана колоссальная! Не буду долго томить картинками, тем более может не влезть... Готовая лодка кузова в эпоксидном грунте. Продолжение следует...
Доброго времени суток всем, кто читает! Далее идёт рама. Тут всё просто: отремонтировать всё сломанное, приварить недостающее, выгнуть погнутое... проблема в том, что сломано было примерно... всё. Как я уже говорил в предыдущем посте, задняя часть рамы представляла из себя некий шедевр гаражного рукоблудия из довольно толстого швеллера. Берём 3 части от разных доноров, добавляем новодельный палец фаркопа... Аккуратно отсекаем "колхоз" и "гной" и поэтапно привариваем недостающие части на их законное место! Вырезаем новые усилители... и всё это надёжно соединяем заранее припасёнными заклёпками... Далее восстанавливаем передние кронштейны задних рессор. Как известно резьбовые в них всегда разбиты до состояния эллипса(по крайней мере я других не встречал). Тут путей решения проблемы множество: расклепать кронштейн и проточить в станке, взять огромный координатный станок и, зажав раму, проточить кронштейны прямо на раме... У меня таких возможностей не было. Поэтому я взял ступенчатое сверло, резьбовые пальцы от "Победы", просверлил и вварил резьбовые, предварительно проточив их под конус. Получилось вполне "по-нашему, по -бразильски" и, что самое удивительное, соосно! Далее переходим к кронштейнам передних рессор. Ну с ними было всё совсем просто: Они как водится были протёрты рессорами почти до дыр, а отверстия под стремянки разбиты до уже привычного эллипса! Стачиваем старую площадку до ровного состояния и тем же ступенчатым сверлом рассверливаем старые отверстия стремянок. Изготавливаем по чертежу новую площадку... и привариваем это дело по месту, вварив отрезки трубы в полученные отверстия. Всё это обвариваем и обтачиваем до приличного состояния. Не забываем также о нескольких маленьких кронштейнах...которых почему-то на моей раме не оказалось... После всех сварочно/заклёпочных работ везём раму в пескоструй(кронштейны подножек новодел от мастерской Region73) И красим в красивый чёрный цвет. P.S.: рама не гнутая, она так неудачно лежит. Вот в общем-то и всё. Дел на пол часа стучания по клавишам. И как я на это угробил 2,5 года сейчас ума не приложу...
Итак...продолжаем наш разговор. Далее по списку мосты... Как я уже упоминал ранее, задний мост на машине стоял от "Победы". Родной задний мост искал довольно долго(уж очень не хотелось переплачивать), да и найти комплектный родной мост в рабочем состоянии это почти чудо. Мало того, что их массово переводили на кардан современного типа(то есть ставили "хвостовик" от переднего), активно внедряли ГП от ГАЗ 69, так ещё эксплуатировали и "колхозили" просто нещадно! Вот такой исходник мне достался, зато недорого... Всё это дело было отмыто, отпесочено, отрегулировано... окрашено и собрано. Далее передний мост...Тут оказалось всё намного смешнее: во-первых внутри он оказался пустой... то есть ШРУСов внутри не было. Во-вторых ГП оказалась 5,125... Про просаженные ступицы даже говорить не буду-"это практически норма" ШРУСы нашёл отдельно в приличном состоянии Передние рессоры как и задние здесь с резьбовыми пальцами... как и на задних всё разбито до эллипсов... В общем "по заведённой в клинике методике" ступенчатым сверлом рассверливаем... Берём резбовые от ГАЗ 21... обтачиваем... Ввариваем, отсекаем лишнее...и готово. Песочим/красим/ регулируем/собираем. Шпильки, которые крепят чулки к центральной части картера моста были естественно убиты в хлам, но мало того они ещё и дюймовые. В этой машине вообще много приколов, но это один из самых прикольных-часть крепежа здесь дюймовая, а часть метрическая! Проблема была решена подбором шпилек(от коллектора ГАЗ) с нарезанием резьбы дюймовым метчиком. Далее рессоры... Они здесь интересные...и профилем, и тем, что спереди стоят 4 полурессоры или точнее сказать четвертьрессоры. А ещё здесь 2 коренных, причём второй коренной разрезан по центру и имеет специальную вставку!(слева-оригинальная рессора) Задние удалось найти комплект. Разобрал/отпесочил/смазал/собрал... А передние-из имеющихся собрал одну, докупил листов, попилил лишние из задней... сделал красивые хомутики и приклепал их самодельными заклёпками. Столько нового для себя открыл: оказывается рессора легко пилятся "болгаркой", но чертовски сложно сверлятся... На этом пока всё. До новых встреч в эфире!
Доброго времени суток дорогие любители ржавого железа! Продолжаем наш разговор. В прошлой части своего повествования я остановился на рессорах и мостах... Логично теперь это всё соединить воедино с восстановленной рамой. Берём оси передних рычагов от ВАЗ 2101... и прикручиваем передние рессоры. Далее на передние рессоры навешиваем передний мост. Аналогичную процедуру проводим с задними рессорами и мостом... Далее сборка задних ступиц: Берём такой красивый наборчик и собираем воедино(кто бы знал, что этот наборчик собран из 4-х разных мест. Причём одну ступицу удалось найти новую, а сепаратор и стопорное кольцо-прекрасно подходят от ГАЗ М20!) В результате должно получится как-то так... Но! пустые ступицы с тормозными барабанами(хоть и красивыми-родными)-это всё-таки что-то не совсем то! Для комплекта явно не хватает тормозов! Только вот незадача: какие тормоза ставить: гидравлический "колхоз" или столь невозможные, недосягаемые, дорогие как чугунный мост, родные механические? В общем-то как и многие я изначально был нацелен на "колхоз"-механика выглядела более чем не реально... Но, как всегда, помогла цепь случайных совпадений! Вначале мне как-то попался родной задний тормозной трос-в весьма приличном состоянии и главное-недорого! Ну попался и попался-пусть лежит как музейный экспонат!-тогда подумал я. И как-то раз я невзначай обратил внимание на передние опорные диски! А ведь это же оригинальные "опорники" с оригинальными колодками и эксцентриками, пусть и переделанные под гидравлику! Какие-то ещё детали и даже целые комплектные периодически попадались то тут то там... И вот на меня наконец снизошло "просветление"- можно укомплектовать оригинальные механические тормоза!!! Далее пошёл уже целенаправленный поиск недостающих деталей: Была собрана куча всяческих опорников разной степени уколхоженности(и даже целые!) Удалось скомплектовать 3 оригинальных опорника и один сделать из 2-х. Я называю это "расколхоживание" И вот, собственно результат! Полный комплект оригинальной фурнитуры был отпесочен и паркеризирован. Кое с чем помогли профессионалы из "Молотов гараж" Даже попалась пара оригинальных колодок с оригинальными накладками... правильные накладки... Правильные заклёпки... Правильный инструмент(снова спасибо "Молотов Гараж"!) И получается вот такая красота! Окончательный результат. Фух...как много фото и текста... Читатель спросит: почему так много внимания каким-то тормозам?(их же придумали трусы!) Дело в том, что комплектовал я их почти 3 года... Тут по каждой колодке, по каждому эксцентрику можно отдельную главу книги написать! Но, чтобы совсем уж не переутомлять читателей, остановимся на приятной ноте и логически закончим колёсами! На моём "исходнике" ни родных дисков, ни резины не было... Вначале, как и все кто только начинает реставрировать ГАЗ 67 я неистово искал оригинальные диски. Удалось овладеть комплектом как потом выяснилось-дичайшего "колхоза". Дело в том, что со временем отверстия под шпильки изнашивались... вместе с ними изнашивались и ступицы-в результате на мосты устанавливали ступицы от ГАЗ 69-большего диаметра. ЦО диска, соответственно растачивали, вваривали новую сердцевину и т.д. В общем до наших дней оригинальных дисков дожило не так много, а всяких "уколхоженных" -ну просто на любой вкус! К счастью мне перепал комплект оригинальных дисков! Но самое интересное, что я нашёл комплект новой(новой Карл!) сирийской резины "Афамия"-современного аналога того самого "Граунд гриппа", поставляемого во время ВОВ по ленд лизу и которым комплектовались наши ГАЗ 67 с завода! Красота-страшная сила! На этом пока всё. До новых встреч в эфире!
Доброго времени суток! Как сказал один широко известный персонаж: "Продолжаем наш разговор..." За сборкой шасси логично следует силовой агрегат(двигатель, коробка передач, раздаточная коробка и всё что к ним прилагается). Итак двигатель... Как уже писал выше, двигатель который стоял на машине требовал очень серьёзного ремонта. Двигатель, который шёл в "запас" оказался с сюрпризом... Когда снял поддон(который держался на двух болтах), обнаружил отсутствие одного коренного бугеля(видимо открыли. ужаснулись и наспех закрыли, ещё и потеряв ряд деталей...). Баббит, понятное дело был "убитым", поршни от долгого лежания на улице "приварились" ржавчиной. Как ни странно единственным целым в этом двигателе оказались толкатели клапанов, но обо всём по порядку... Осмотрев весь этот ужас трезвым взглядом, пришёл к выводу, что проще купить "новый". Двигатель ГАЗ ММ давно не выпускается и имеет существенное отличие от современных в виде "баббитовых вкладышей" коленвала. Как выяснилось заливкой баббита никто особо заниматься не хочет, а спец. конторы берут за эту манипуляцию весьма нескромные деньги... В общем основным критерием выбора(кроме цены конечно) было состояние этих самых "баббитовых вкладышей". Точнее основным критерием было найти адекватного продавца, который согласится скинуть поддон, открутить бугеля и сфотографировать состояние этих самых вкладышей. Что, собственно и требовалось: ровный чёткий слой баббита с красивыми глубокими канавками... Состояние коренных было чуть хуже, но ещё в пределах. Пружины всех клапанов были сломаны... Толкатели имели сильный износ(причём поверхность контакта с клапаном была проточена до "ямки"-на фото слева). Видимо клапаны были изначально сильно "зажаты" ГБЦ приобрёл у того же продавца, но с другого мотора. Двигатель неспроста имел такой незначительный износ баббита-он стоял на стационарной установке и редко работал. Массивный литой шкив с приваренной звёздочкой ушёл в металл. его место занял лёгкий штампованный родной... Блок "отпесочил" и покрасил термостойкой серебрянкой(по документам машина 51-го года-на этот период встречал только в таком цвете) ГБЦ отшлифовал-сразу вылезли мелкие трещины вокруг водяных каналов, вроде небольшие...при первом пуске обнаружилась трещина сверху... Клапанная крышка от родного двигателя-на стационарной нет отверстия вентиляции двигателя. Текстолитовая шестерня распредвала тоже от родного двигателя(на стационарных ставились стальные-при больших оборотах сильно гремят) Родные клапана притёр, пружины собрал из 2-х комплектов(с родного и запасного), толкатели лучше всего оказались на запасном. Прокладку поддона вырезал из строительной подложки-как оказалось неудачный вариант... Позже нашёл набор прокладок в "ретродетале" Конечно же сам поддон "отпесочил" и покрасил... Сборка двигателя особых трудностей не вызвала-всё подробно описано в "Вассермане" специфическим языком типа "затянуть до упора" и "проверить постукиванием 200г молотка". Двигатель реально собирается без динамометрического ключа... Далее не менее интересно: при монтаже двигателя вначале ставится кожух сцепления(его положение регулируется толщиной резиновых прокладок) Резинки вырезал по чертежу и довёл до нужной толщины "болгаркой" Кроме того регулируется положение двигателя относительно кожуха сцепления для соосности... В процессе был найден родной задний кардан(точнее то, что там выполняет его функцию-"толкающая труба форда"). Такая конструкция на ГАЗ 67 ничем не оправдана. Видимо делали из того, что было в наличии. Сама конструкция была сильно "уставшая". Не буду писать сколько времени и сил ушло на восстановление этого узла... С передним карданом всё вышло сильно проще: конструкция здесь уже современного образца и имеет много общего с ГАЗ 51. Тем более с машиной шло 2 кардана(причём оба шли в запасе). Из двух удалось скомплектовать один. Крестовины-современные от ГАЗ 51. Резиновый кожух нашёл в "ретродетале". Весь крепёж современный. Крышки и гайку оцинковал. Получилось на мой взгляд красиво! Про коробку передач и раздатку особо сказать нечего-это единственный узел в данном автомобиле который не был собран из 7-им доноров. Просто переборка, чистка, окраска, регулировка... Самое смешное, что рычаг стояночного тормоза и включения переднего моста выпускается до сих пор-как "ручник" для УАЗ-буханки. Амортизаторы...как много в этом геморроя! На поздних ГАЗ 67 используются двухходовые амортизаторы очень похожие на ранние ГАЗ 69/УАЗ 469. При этом имеющие кучу маленьких особенностей. Из того, что стояло на машине родным был признан только один и тот стоял не на своём месте. Далее следовала изучение литературы и форумов, покупка кучи донорских(большинство из которых оказались неправильными). Подборка втулок от 69-го, стоек от ГАЗ 51 с "доработкой напильником" по месту... Вот такая красота получилась... На этом пока всё(уже пальцы болят стучать по клавишам). До новых встреч в эфире!
Всех с праздником Великой Победы! Выпала свободная минутка, чтобы ещё немного написать... Итак шасси практически собрано, приступаем к доукомплектации всякой мелочёвкой... Помпа-этот узел здесь очень своеобразный: во-первых из-за особенностей конструкции она почти всегда течёт потому что не имеет в своём устройстве сальников... Во-вторых найти помпу с живым валом и крыльчаткой практически невозможно. Хорошо, что был чертёж! Вал мне выточил токарь, а "внутрянку" пришлось собирать с миру по нитке. Да ещё и перебирать несколько раз-никак не получалось добиться правильного натяга вала-не хватало одной шайбочки, чертежа которой не было. Так что собирал методом "научного тыка". Радиатор как ни странно сгодился родной. Только пришлось его пропаять/промыть/отпесочить и покрасить, да припаять пару креплений для провода на обойму Далее трамблёр-тоже удалось починить родной Р-30(это поздний-поставил пока его за неимением раннего) Провода сделал самостоятельно, используя чертежи, концевики 50-х годов(по внешнему виду они точ-в точь военного времени) и специальный провод(прикупил по случаю на форуме ГАЗ 69.ру) Карбюратор...мне "посчастливилось" найти родной карб. К-22В!. Разобрал/почистил/оцинковал/поставил. Мегаредкая вещь. Обычно ставят от грузовика ГАЗ 51. И напоследок...глушитель. Удалось выменять новодел у одного известного самарского реставратора! Патрубок шёл с машиной, хомуты нашёл на ВВ2-один такие же как на полуторке. Тяга-2 сваренные вместе тяги ручника ВАЗ 2109. Резинки-от передних амортизаторов ВАЗ 2101. Подошли как родные! Задний хомут-это переделанный из хомута ГАЗ-АА всё-таки родственники... Привод газа-даже не помню откуда какая деталь, но тоже с 3-х разных мест. Выпрямил/отпесочил/оцинковал... на этом пока всё. До новых встреч в эфире!!!
Доброго времени суток всем кто читает! Пожалуй закончу свой "опус". Один из этапов: подгонка "по грязному". Периодически детали приходится подгонять, потом снимать/править/варить/опять ставить. И так по кругу... Подумать только: это 2017 год! Примерка ещё на не отремонтированной раме. Как была изначально... А это основной бак. Как известно баки к нам доходят в весьма плачевном состоянии. этот был собран из 2-х: нижняя часть от взорванного, а крышка-последние лет 40 работала просто крышкой, но у неё сохранилась горловина-почему я её и применил. Перегородки новодел. Каркасы сидений оригинальные, сварены из нескольких доноров. Подушки спинок-от ГАЗ 69. Чертежа не было, а 69-е подошли как родные... Подушки "сидушек"-новодел по чертежам. пружинный каркас, ватник... и "шкурка" из автомобильного дерматина. Кто-то скажет "колхоз"...возможно, для меня всё это было в первый раз и не подсказать не помочь никто не мог/хотел и новодела тогда не было... Заднее сиденье-металлическая часть оригинал, подушки и стойки- новодеел по чертежам и тоже своими силами Ремни крепления тента-отдельная песня... Когда я закинул кличь на сайте gaz69.ru: давайте скинемся, купим ременную ленту, найдём спецов, кто сошьёт на правильном оборудовании... В общем как всегда "глас вопиющего в пустыне"... самостоятельно во всём разобрался, всё закупил, и сам всё пошил... не сразу, с кучей проб и ошибок. Зато потом все на перебой продай/поменяй комплект! А потом набежали "спецы"-да это колхоз, да кто так делает!!! Где же Вы, уважаемые люди, раньше-то были? Оказывается я "уважаемым людям" бизнес порчу... вон оно как бывает! Фурнитура, кстати от Александра Костина. О разных мелочах можно писать ещё очень долго... Взять хотя бы освещение приборки...подобные фонарики до недавнего времени попадались на строительной технике... Сверху-современный, снизу- оригинал. А оригинальный замок зажигания с оригинальным ключом- так это вообще песня! Заключительный этап... А вот, собственно для чего было положено столько труда: первый "выход в свет" 9 мая 2022г. На этой оптимистичной ноте тему закрываю. Здесь я выложил не много не мало почти 8-ми летний труд. Делал "для души" , не торопясь, используя минимум новодельных деталей... На тот момент по комплектации оригинальными деталями я аналогичной машины не знал... да и сейчас не знаю. За время работы машина перевозилась 4 раза. Успела поменять 4 гаража. Сейчас времени заниматься совсем не стало... Периодически попадаются детальки-комплектую по мере сил. Так что будут вопросы-задавайте. Будут интересные детали-обсудим. Всегда готов к конструктивному диалогу... До новых встреч в эфире!!!