Еще 18 июля 1941 г. Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ о строительстве оборонительных рубежей для прикрытия подступов к Москве на волоколамском, можайском и малоярославском направлениях. К концу сентября система рубежей включала Вяземскую и Можайскую линии обороны и Московскую зону обороны. Вяземская линия проходила в 250-300 км западнее Москвы по рубежу Осташков, Селижарово, Оленине, Дорогобуж, Ельня, Жуковка, Брянск. Она включала в себя предполье глубиной 30-50 км и три оборонительные полосы с отсечными позициями между ними. Разрешить НКВД на линии Брянск — Вязьма — Ржев — Селижарово, по мере окончания оборонительных работ, а по линии Валдай — Боровичи немедленно, перебросить на новые рубежи строительные управления и строительные тресты со всем имуществом, административно-техническим персоналом и постоянными работниками. Как и впрежние века, Жирятинская земля стала основной заставой для врага на подступах к Брянску и Москве. 30 июня 1941 года Государственный Совет Обороны принял решение о строительстве рубежей обороны для армий второго эшелона Западного фронта по линии Ржев-Вязьма-Киров-Брянск-Трубчевск (по реке Десне с ее притоками). По нашему району проходила первая линия обороны от Ожогов на Высокое, Большие Коски, Столбы, Быковичи и часть второй линии обороны через Слепынь, Страшевичи, далее на Госому, Сельцо и.т.д. Были еще третья и четвертая линии. Система обороны представляла собой противотанковый ров размером 5-5,5 метров по верху и глубиной 2-2,5 метров; огневые сооружения доты, дзоты, железобетонные и металлические колпаки, убежища от огня противника для людей и техники, наблюдательные и командные пункты для управления боем, противотанковые препятствия. На глубине обороны 1,5-2 км надо было строить 8-12 укреплений для орудийных и пулеметных точек, 36- для ручных пулеметов, 9- для противотанковых ружей, 36 стрелковых окопов. Цепочка из 4х УРов протянулась ровно по линии Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа. Дело в том, что до сих пор считалось, что эту линию начали строить (и проектировать) лишь после начала Великой Отечественной Войны, а тут вот — готовая карта, с расположением УРов, составляющих их узлов обороны и опорных пунктов. В правом нижнем углу табличка, с раскладкой по тому, сколько и каких сооружений должно быть построено и сколько это будет стоить. Судя по таблице, первая очередь строительства должна была быть закончена к 1 июня 1942 года, промежуточным этапом к 1 января 1942 года. Ржевский УР. Ширина по фронту 140 км. Перед УРом расположено большое предполье. Надо сказать, что в 1941 году по переднему краю предполья, проходил передний рубеж обороны. Еще можно обратить внимание на то, что узлы обороны расположены вдоль Волги таким образом, чтобы оборонять фланг от удара с севера. В 1941 году пришлось удерживать противоположный берег Волги. Обращает внимание рубеж возле города Белый, который прикрывает стык между УРами. Вяземский УР. Ширина по фронту 120 км. Идет вдоль Днепра. Шоссе и железная дорога прикрыты одним узлом обороны в районе Издешково. Спас-Деменский УР 130 км по фронту, у передней границы УРа город Ельня.
вяземский ур 19, проэктировался в 1939 г , построен в июле августе 41 , пересекает шоссе Москва Минск в районе 253км, жд в 272 км. Противотанковый ров , дзоты почти все взорваны после войны.На 253 км Минки остатки дота у самой дороги слева , если из москвы. А недалеко , западней ,дзот и ещё один с другой стороны дороги.