Рыбинск — второй по величине город в Ярославской области России, расположенный в 82 км от Ярославля. Первые упоминания о поселении Усть-Шексна в пределах города Рыбинска относятся к XI веку. В 1777 году своим указом Екатерина II присвоила Рыбинску статус города. Административный центр Рыбинского района, в который не входит, обладая статусом города областного значения и образуя городской округ город Рыбинск с единственным населённым пунктом в его составе. Расположен у слияния рек Волги, Шексны и Черёмухи. (изначальное финно-угорское название последних Шехонь и Черемха). До Октябрьской революции — крупнейший в России центр торговли зерном, перегрузочный центр Мариинской водной системы, прозванный «столицей бурлаков». В советское время основой экономики города становится моторостроительный завод, ныне известный под наименованием ПАО «ОДК-Сатурн». После строительства в 1930-х годах Рыбинской ГЭС к северо-западу от города возникло Рыбинское водохранилище — крупнейший для своего времени искусственный водоём мира. Численность населения на 1 января 2018 года — 188 678 тыс.чел. (зарегистрированное население). Город расположен в 270 км к северу от Москвы и в 80 км к северо-западу от Ярославля. Кроме трёх основных рек, в городе протекает ещё ряд мелких речек и ручьёв. Исторический центр города ограничен реками Волгой, её правым притоком Черёмухой, левым притоком Черёмухи Коровкой и левым притоком Коровки Дресвянкой или Пахомовским ручьём. Местность по правому берегу Черёмухи в городе называется «За Черёмухой», а окраина по правому берегу Пахомовского ручья — «За Пахомовским мостом». Небольшая речка Уткашь, впадающая в Волгу по течению ниже Черёмухи, отделяет восточную часть города — Копаево. Другой правый приток — Фоминский ручей протекает по северо-западной окраине и отделяет от города микрорайон Переборы. В левобережной части города протекает ручей Крутец и речка Селянка, отделяющие от заволжской части города его восточную окраину — Слип. Приток Шексны ручей Инопаш ограничивает заволжскую часть с севера. Город расположен в самой северной точке реки Волги, до Рыбинска она течёт в основном на северо-восток, а от Рыбинска поворачивает на юго-восток. Рыбинск лежит на обоих её берегах, но основная часть находится на правом берегу, ориентирован вдоль неё и имеет протяжённость двадцать один километр при ширине не более шести километров. Город расположен в равнинной, часто заболоченной местности. Через него проходит условная граница зоны смешанных лесов и тайги. В черте города расположена плотина Рыбинской ГЭС, образующая Рыбинское водохранилище. Особенность этой плотины в том, что она перекрывает место впадения реки Шексны в реку Волгу; слившись, реки образовали широкое, но мелководное водохранилище. Между старым руслом Шексны, водохранилищем и Волгой образовался довольно протяжённый остров. Герб и флаг Герб городу Рыбинску был пожалован по указу от 3 августа 1777 года императрицей Екатериной II (как и статус города). Утверждён законом от 20 июня 1778 года. «Щит в червлёном поле: главная часть Ярославского наместнического герба: выходящий из-за реки медведь, держащий в левой лапе золотую секиру, при оной реке пристань; две же стерляди доказывают изобилие той рыбы.» Рыбинский герб представляет собой красный щит, разделённый на две части. В верхней — выходящий из-за реки медведь с золотой секирой на левом плече, показывающий принадлежность города к Ярославской области. Красный цвет поля символизирует храбрость, мужество, неустрашимость. В нижней части изображён голубой пояс и две стерляди, свидетельствующие об изобилии воды и рыбы. Из воды на холм идут две лестницы, обозначающие пристань, с которой Екатерина II всходила 9 мая 1767 года в рыбинский собор слушать божественную литургию. Стерляди на гербе Рыбинска связаны именно с наличием перекатов на Волге выше Переборов. Эта «царская» рыба семейства осетровых доставлялась к царским застольям именно из Рыбинска, отчего он и был назван. Возникновение Исторически Рыбинск возник на правом берегу реки Волги при впадении в неё реки Черёмухи. Острый мыс между ними называется Стрелка. Устье реки Шексны — левого притока Волги, как и другие левобережные районы вошли в состав города только в XX веке, в связи с бурным ростом в период индустриализации. В историческом центре города найдена стоянка каменного века. Древнейшее поселение на месте впадения Шексны в Волгу называлось Усть-Шексна. Первое летописное упоминание связано с Ростовским восстанием 1071 года: Ян Вышатич «сташа на Усть-Шексны» для суда и расправы над восставшими волхвами. Раскопками обнаружены следы обширного торгово-ремесленного поселения начала XI века (площадь свыше 30 га) с изделиями византийского и скандинавского происхождения, обилием арабских дирхемов. Очевидно, на месте современного города был крупный пункт Волжского торгового пути. Найдена также актовая печать Игоря Ярославича. В следующий раз поселение упоминается в 1504 году уже как Рыбная слобода в духовной грамоте Ивана III. В это время и позднее слобода принадлежала непосредственно московским царям и обеспечивала царский двор рыбой. Сохранились документы о натуральном рыбном налоге на жителей. Слобода была деревянной, и от этой эпохи в городе памятников не сохранилось. В XVII веке строятся первые каменные церкви, включая городской собор Спаса Преображения. XVIII — начало XX века В 1777 году Рыбная слобода, став центром уезда Ярославской губернии, получила статус города и название Рыбинск. После переноса российской столицы в Санкт-Петербург Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении — на перекрёстке путей от Санкт-Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому. Это и послужило главной причиной быстрого роста города в XVIII—XIX веках. В районе Рыбинска заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги, а выше города, в посёлке Переборы, Волга становилась настолько мелкой, что её переходили вброд. Поэтому в Рыбинске происходила перегрузка товаров и хлебных грузов, пришедших с низовьев Волги, на небольшие суда, которые могли перемещаться по Мариинской и Тихвинской водным системам, соединяющим Волгу с Балтикой. В 1863 году строится железная дорога вдоль Шексны, а с 1870 года — железная дорога Рыбинск — Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы. Далее грузы следовали во все концы России и за границу. В начале XX века хлеба и товаров привозилось в Рыбинск до 1,5 млн т на сумму около 75 млн рублей. Только сравнительно незначительная часть хлеба перемалывалась на местных мукомольных мельницах и шла на варку пива. В городе возникло большое складское хозяйство, в том числе один из первых нефтяных складов братьев Нобелей. В это время в Рыбинск переселяются жители окрестных городов, которых экономическое развитие обошло стороной: Углича, Бежецка и др. Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков, ломовиков и козельщиков, которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей (ломовиками назывались владельцы телеги, которые использовались для развозки мешков как по городу, так и по уезду). Так, в начале XX века зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации оно учетверялось. Массовое развитие пароходства на Волге привело к тому, что к 1870 году бурлаков на Волге не осталось. В городе развивается и промышленность. Купец Николай Михайлович Журавлёв в 1859 году строит в окрестностях города в селе Абакумово крупнейшую в Европе канатно-прядильную фабрику и паровой лесопильный завод. В 1863 году был основан чугуно-литейный механический и судостроительный заводы. Был построен также кирпичный завод(затоплены при строительстве водохранилища в 1940 году). Его дело продолжил сын - Михаил Николаевич Журавлев, ставший почетным гражданином Рыбинска. Строится чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские (на базе которых ныне работает завод дорожных машин «Раскат»). В городе работали крупные мукомольные фабрики купца Е. Калашникова и А. Галунова. В 1907 году братья Нобель построили существующий до сих пор судостроительный завод в пригородном посёлке Слип. Во время Первой мировой войны в город были эвакуированы предприятия, давшие начало ныне действующим заводам (на базе предприятия «Феникс» возник «Полиграфмаш», а на базе завода «Рессора» судостроительное предприятие «Вымпел»). В 1916 году начинается строительство автомобильного завода «Русский Рено», на базе которого потом вырос моторостроительный завод. С XVIII века город застраивался по единому плану, созданному Ярославским губернским архитектором И. Левенгагеном в 1784 году: одни улицы параллельны берегу Волги, другие строго перпендикулярны, кварталы в плане — квадратные. Главной улицей города стала Крестовая, вытянутая вдоль Волги. На углах часто возводились двухэтажные особняки, типовые проекты которых были приняты в Российской империи. Иван Белоногов. Город Рыбинск (1848 г.) Из-за большого числа купечества город отличался высоким благосостоянием жителей, при небольшой численности населения и уездном статусе имел многие учреждения, свойственные большим городам: гимназии, училища, библиотеки (1864 год — публичная библиотека при хлебной бирже, 1880 год — земская библиотека), благоустроенную набережную, городские парки, храмы всех конфессий (кроме православных — старообрядческие, костёл, лютеранскую церковь, синагогу). В 1860 году строится типография, которая развилась в крупное предприятие, функционирующее и поныне (в настоящее время под названием ОАО «Рыбинский дом печати»). С 1864 года в городе выпускается газета. В 1876 году по проекту архитектора В. А. Шрётера построен большой театр, на сцене которого с гастролями побывали практически все известные артисты дореволюционной России (сгорел в 1921 году и разобран на кирпич). Хлебная биржа в Рыбинске, открытая в 1842 году, была третьей биржей в России; в 1912 году было построено новое здание. В начале XX века в городе появилась электростанция, водопровод, электрическое освещение улиц. Панорама Рыбинска 1896 г. Будущий ректор Народного университета в Турку С. Нюман так описал Рыбинск, через который он проезжал в 1889 году: «Рыбинск расположен на левом берегу Волги, он представляет собой настоящий русский провинциальный город. Его грязные улицы сравниваю с полями, усеянными камнями. Большинство строений низкие, сколоченные на скорую руку из неотесанных бревен, причем рубка углов такова, что бревна выступают наружу. Каменные строения скромные, если не учитывать семь городских церквей, часть которых впечатляет своей статностью. Тем не менее как портовый город на Волге Рыбинск имеет большое значение». 1917—1945 годы Советская власть в Рыбинске была установлена 2 марта 1918 года. 8 июля 1918 года в городе произошло белогвардейское Рыбинское восстание, подавленное в течение нескольких часов. В 1921—1923 годах город был центром Рыбинской губернии, а в 1929—1930 годах — Рыбинского округа. С 1936 года — в составе Ярославской области. Новый этап развития Рыбинска начался при индустриализации страны. С начала 1930-х годов город быстро растёт, превращаясь из торгового в промышленный. На базе завода «Русский Рено» создаётся крупнейший в городе моторостроительный завод, выпускавший в основном авиационные моторы. В 1932 году в городе открывается Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе. В отличие от многих советских городов, это предприятие никогда не было «градообразующим», в городе было множество других крупных предприятий: завод полиграфических машин, судостроительные заводы, завод дорожных машин. По-прежнему играл существенную роль речной порт и связанные с ним склады, в том числе хлебные элеваторы. В 1936 году рядом с железнодорожной станцией «Рыбинск-Товарный» был построен терминальный элеватор, самый крупный в Европе на момент строительства. Вокруг заводов вырастают рабочие посёлки, давшие названия городским микрорайонам: Восточный, Северный и Западный вокруг моторостроительного завода, Старый и Новый — возле судостроительного катерозавода, Волжский — рядом с Механическим заводом. В 1930-е годы территория города приобретает современные очертания, многие населённые пункты входят в состав Рыбинска: посёлки Переборы, Копаево, Волжский, посёлок гидроэлектростанции ГЭС-14, а также Заволжье, куда было переселено много людей из затопляемой зоны. В 1936 году в рамках проекта «Большая Волга» было начато строительство Рыбинской ГЭС и гидроузла. Проект преследовал несколько целей: обеспечить глубоководный путь из Волги к Балтике и к Москва-реке, а также обеспечить растущий промышленный центр электроэнергией. Строительство велось организацией «Волгострой», с привлечением большого числа заключённых «Волголага». В Переборах, в том месте, где Волга была особенно мелкой, был построен двухниточный шлюз и водосливная плотина Рыбинского водохранилища. Плотина ГЭС перекрыла русло Шексны, которая теперь выше плотины слилась с Волгой в одно водохранилище. Рыбинское водохранилище необычайно широко и мелководно, оно затопило большие площади земель в поймах рек Шексна и Молога, за что данный проект подвергается критике. Водохранилище, кроме многих сёл и деревень, затопило город Молога, население которого большей частью было переселено в Рыбинск. Строительство было почти закончено перед началом Великой Отечественной войны; в 1941 году началось заполнение Рыбинского водохранилища. Недостроенная ГЭС всё-таки давала ток во время войны: 18 ноября 1941 года был запущен первый гидроагрегат, а 15 января 1942 года — второй; в 1942 году после строительства линии электропередач рыбинский ток пришёл в Москву. Во время Великой Отечественной войны жители города, обладающие техническими специальностями, особенно часто служили в авиации и танковых войсках. Многие из них удостоены звания Героя Советского Союза. В 1941 году в город Рыбинск было эвакуировано Пушкинское танковое училище. Боевые действия город непосредственно не затронули, но на подступах по берегу Волги возводились оборонительные сооружения, остатки которых сохранились до сих пор. Город, предприятия, склады подвергались бомбардировкам немецкой авиации. Ряд стратегических объектов, в том числе завод авиационных моторов и авиационный институт, были эвакуировано в город Уфу, где они дали основание местным объектам (Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уфимский государственный авиационный технический университет). Многие жители города, эвакуированные в Уфу, навсегда поселились там. Однако через некоторое время эти объекты были воссозданы и в Рыбинске. В начале июня 1942 года одиночный немецкий самолёт, незамеченный постами ВНОС, пролетел 450 км от линии фронта и беспрепятственно сбросил мину ВМ1000 на авиамоторный завод в Рыбинске. Хотя в начале Второй мировой войны Рыбинское водохранилище и не было полностью заполнено, и в 1941 году только одна турбина давала ток (а с весны 1942 года уже были подключены две), оно изначально задумывалось как стратегический объект — резервный источник электроэнергии для важнейших объектов Москвы: Кремля, Генштаба, радиовещания, вокзалов. Поэтому, в отличие от других электростанций, электричество с Рыбинской ГЭС проведено на спецподстанцию Москвы не ЛЭП, а подземным бронированным кабелем. Именно за счёт этого подземного резервного кабеля снабжение электричеством московских стратегических объектов не прерывалось никогда,несмотря на ожесточённые бомбёжки, даже когда подмосковные ТЭЦ были выведены из строя. Послевоенный период 13 сентября 1946 года город был переименован в Щербаков в честь политика Александра Сергеевича Щербакова, но уже в октябре 1957 года ему было возвращено историческое название Рыбинск. Однако 15 марта 1984 года город вновь переименован — уже в Андропов, в честь генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова, а в марте 1989 года название Рыбинск снова было возвращено. После войны в городе появились приборостроение (Рыбинский Завод Приборостроения), электротехническая промышленность (Рыбинский кабельный завод, электромеханический завод «Магма»), крупный оптико-механический завод «Призма». Развивались деревообрабатывающая (мебельно-деревообрабатывающий комбинат «Свобода», спичечная фабрика «Маяк») и пищевая промышленность, а также машиностроение: появились завод гидромеханизации, завод деревообрабатывающих станков, а на базе механических мастерских Волгостроя в посёлке Волжском возник Волжский машиностроительный завод, специализировавшийся на среднем машиностроении. В связи с большой концентрацией предприятий, имевших стратегический характер и работавших в том числе на военно-промышленный комплекс, Рыбинск был «полузакрытым» городом (хотя официально закрытым он не являлся): его практически не посещали туристы (особенно иностранные). Город активно развивался: строились новые жилые микрорайоны (Веретье-1,2,3, Скоморохова гора, новый Центр), социальные объекты, расширялась транспортная сеть. Для интенсификации жилищного строительства в 1960-е годы был введен в строй домостроительный комбинат. С середины 1960-х в городе началось строительство домов повышенной этажности. В 1966 году в Рыбинске появились первые девятиэтажные дома, а уже в 1967 году был построен первый в Ярославской области 12-этажный дом. В 1970-е годы велось массовое строительство 14-этажных домов башенного типа, в 1980-е возведены дома высотой 16 этажей. Наряду со стандартными для регионов типовыми домами (1-447, 1-464, 111-121, 114-85, 114-86) в Рыбинске возводились дома повышенной комфортности по ленинградским проектам (1-528КП-41, 1-528КП-84Э, Ш-5733, Щ-5416, 1ЛГ-504Д). В 1963 году в Рыбинске введен в эксплуатацию автомобильный мост через Волгу, который соединил центр города с микрорайонами Заволжье-1 и Слип (Заволжье-2), в котором расположен один из судостроительных заводов города. В 1963 году город был подключен к магистральному природному газу. В 1976 году запущена троллейбусная сеть, в 1977 году — городская окружная дорога. Население города непрерывно увеличивалось и в конце 1980-х годов превысило 250 тыс. человек. В 1986 году Андропов (в то время название Рыбинска) получил статус исторического города. Рыбинск. Из альбома "Волга. От истока до Каспия." - Путешествия по России. Слияние рек Шексны с Волгой. Хлебный караван на реке Волге Общий вид реки Шексны. Общий вид города Рыбинска и реки Волги. Волжская набережная. Волжская набережная. Городской театр. Казанский собор. Набережная и кафедральный собор Караван судов. выгрузка. Общий вид города Казанский собор.
Рыбинск. Из альбома "Район Волги Отдел II (продолжение). " - Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Караван с хлебом в Рыбинске. Буксирные пароходы. Общий вид на Волгу и караван. Собор Спаса Преображения. Никольский собор. Общий вид г. Рыбинска. Рейд в Рыбинске. Снято с колокольни собора. г. Рыбинск с севера.
Величественный Спасо-Преображенский собор, построенный по проекту ректора Академии художеств А.И.Мельникова, расположенный в центре Соборной площади, неподалёку от Волжского моста, по праву считается визитной карточкой Рыбинска. Первая, в своё время ещё деревянная, церковь возникла на этом месте почти одновременно с образованием города. В 1797-1804 крестьянином деревни Кочевки Ярославского уезда С.М. Карповым была выстроена новая, существующая ныне колокольня собора. Она имеет значительную высоту и выполнена в традициях раннего классицизма с элементами барокко. В 1838 разобрали старый храм и на деньги рыбинских купцов началось строительство нового пятиглавого собора, который мог бы вместить одновременно 4000 прихожан. 29 июня 1851 торжественным архиерейским чином архиепископ Евгений (Казанцев) освятил только что устроенный храм. Колокола также отливались на средства купечества, один из колоколов собора был по своему весу третьим в Ярославской губернии. Гранитные работы по собору выполнял крепостной тверской крестьянин И. Львов. 1894 год Декоративное убранство собора характерно для позднего классицизма. Стены и колонны в своё время были облицованы искусственным мрамором, но, к сожалению, богатейшее внутреннее убранство собора не сохранилось, так как в 1929 он был закрыт, в 1930-х были разрушены барабаны глав, а интерьер разделён на два этажа и приспособлен под конторские помещения. Даже на сегодняшний день Спасо-Преображенский собор не отреставрирован до конца. В 1991 при соборе зарегистрирована церковная община, которой в 1996 передали в пользование колокольню собора. Спасо-Преображенский собор со стороны Большой Казанской улицы 1980 год Личный архив А.В.Бруханский Спасо-Преображенский собор 1981 год Спасо-Преображенский собор 1980-1985 гг.
Вид на площадь и Спасо-Преображенский собор 1957 г. http://iss.rybmuseum.ru/entity/OBJECT/275343?page=195&fund=19&yes_images=true&index=9707 Строительство моста через Волгу в Рыбинске 21 мая 1961 г. http://iss.rybmuseum.ru/entity/OBJECT/275322?page=211&fund=19&yes_images=true&index=10514 Панорама строительства моста через Волгу в Рыбинске 1960 -е гг. http://iss.rybmuseum.ru/entity/OBJECT/59085?page=201&fund=19&yes_images=true&index=10026 Общий вид на мост через Волгу Конец зимы - весна 1963 г. http://iss.rybmuseum.ru/entity/OBJECT/56250?page=212&fund=19&yes_images=true&index=10595 Вид на Спасо-Преображенский собор и стройку моста через Черемуху 1959 г. http://iss.rybmuseum.ru/entity/OBJECT/72233?page=199&fund=19&yes_images=true&index=9932 Спасо-Преображенский собор в лесах 1970-е гг. http://iss.rybmuseum.ru/entity/OBJECT/247757?page=222&fund=19&yes_images=true&index=11081
Строительство дороги Рыбинск-Ярославль. 1930-е гг. У паромной переправы через Волгу в Рыбинске. Мальчики-рыбаки у дебаркадера в Рыбинске. 1930-е гг. Погрузка товаров в лодки у пристаней на Волге. 1930-е гг. Максимов Валентин Михайлович Крыльцо дома № 23 на ул. Чкалова в Рыбинске. 1960-1970-е гг. Максимов Валентин Михайлович Дом № 80 на проспекте Ленина в г. Рыбинске 1970-е гг. Максимов Валентин Михайлович Дом № 7 на ул. Чкалова в Рыбинске во время ремонта. 1960-1970-е гг. Максимов Валентин Михайлович Дом № 26 на улице Пролетарской. 1970-е гг. Максимов Валентин Михайлович Дом № 14 в Пионерском переулке г Рыбинска. Максимов Валентин Михайлович Дом № 8 по ул. Гоголя в г. Рыбинске. 1970-е гг.
Рыбинск начала ХХ века Вид на Рыбинск со Скомороховой горы. Спасо-Преображенский собор. Крестовая улица с видом на Сретенскую и Крестовоздвиженскую церкви. Никольский Собор в Рыбинске. Отделение государственного банка. Народная библиотека-читальня Рыбинского ремесленно-промышленного попечительства в память императора Александра II. Здание старой хлебной биржи. Вид на здание театра с Театральной площади. Вид на театр и пожарное депо с реки Черемхи. Вид на пожарную каланчу и Бульварную улицу с Театральной площади. Склады Нобель. 1913-1914 гг. Крестовая улица. Парк Михалковых за Волгой Здание городской управы на ул. Мологской. Детский приют им. А.Г. Баскаковой и Н.И. Тюменева. 1897-1900 гг. Приют и школа Покровско-Вознесенского общества на Фроловской улице. Улица Ломоносова. 1930 год Вид здания больницы им. Пирогова с реки Волги. 1935 год Группа медицинских работников. 1921 год Группа медиков II-го госпиталя. 1918-1920 гг. Делегаты совещания у Дома крестьянина. 1924 год Рабочие и служащие Дома крестьянина. 19.06.1924 г. Персонал больницы им. Пирогова. 1930 год