Сазонов Борис Петрович. Поиск информации

Тема в разделе "Поиск солдат ВОВ", создана пользователем logarifm, 12 фев 2024.

  1. Offline

    logarifm Капитан 2 ранга

    Регистрация:
    27 окт 2016
    Сообщения:
    677
    Спасибо SB:
    1.465
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ленинград
    Интересы:
    история
    При просмотре немецких документов попался допрос нашего сбитого лётчика.
    Пилот не пробивается.
    Вполне вероятно, что был без документов: полностью или частично изменил сведения о себе, об Иркутской военной школе авиационных механиков и другие данные.
    Из точно известного:
    1. Летел на Р-5.
    2. Сбит 7 августа 1942 года у Богаево.

    Если это Руза, то - Ватулино. Возможны ближайшие аэродромы на ту дату - лётчик знал район полётов и мог назвать не свой.
    В Ватулино на то время располагалась 201 иад. Есть за 7.08 один НБЗ, но через день он возвратился и по ходу БД нет упоминания о наличии в полках Р-5.


    Оригинал допроса пленного лётчика.

    Гугло-перевод с некоторыми правками.

    35 пехотная дивизия
    Отдел 1С
    Командный пункт дивизии
    8 августа 1942 года


    Допрос пленного.

    Пилот был задержан возле Богаево, в 2 км к северу от Пречистого
    Имя: сержант Сазонов Борис Петрович.
    Год рождения: 1922, место рождения Пятиозёрье (?) Павловский район (Урал)

    Пленный был призван в военное училище в Иркутске 2 августа 1941 года курсантом.
    Предыдущее образование: 7 классов средней школы, школа шофёров и 1 год шофёром.
    Летчик вступил в 1939 году в комсомол.
    В школе обучалось 250 человек, все в возрасте от 19 до 20 лет, в основном комсомольцы.
    Руководители военной школы: полковник Васильев, батальонный комиссар Волков.
    Срок обучения: 1 год
    {по факту до конца 43-го в школе были полугодичные сроки обучения}.

    1 августа 1942 года пленный прибыл на аэродром в Рузе {Ватулино?}.
    Аэродром в Рузе занимают 14 истребителей Як-1 и 5 учебных самолетов Р-5.
    3 или 4 августа 1942 года аэродром подвергся атаке немецких бомбардировщиков, но эффекта не имел.

    Пилот получил Р-5 (биплан) и 7 августа 1942 года в 11 часов утра отправился в полет один. По его словам, ему было поручено совершить тренировочный полет. Из-за пасмурной погоды он потерял направление и уже не знал, где находится.

    Неожиданно на него напали два немецких истребителя. По его заявлениям, его хвостовое оперение было расстреляно. Через 300 – 400 м он совершает посадку, разбивает самолет. Он не использовал парашют. Пилот серьезно ранен. Сообщается, что самолет был подожжен пехотой.

    Пилот не смог предоставить никакой дополнительной информации.
    Пленный производит впечатление закрытого человека, явно не желающего говорить правду. Лишь после долгого периода отрицания он признался, что является сержантом.
    Поэтому его показания весьма сомнительны.
     
    Курнак нравится это.
  2. Offline

    logarifm Капитан 2 ранга

    Регистрация:
    27 окт 2016
    Сообщения:
    677
    Спасибо SB:
    1.465
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ленинград
    Интересы:
    история
  3. Offline

    Мирумир Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 ноя 2016
    Сообщения:
    3.305
    Спасибо SB:
    6.178
    Отзывы:
    197
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Плещеницы
    Интересы:
    поиск
    Из истории аэродрома : В октябре 1941 года город Руза и расположенный неподалеку от него «Ватулино» в результате наступления немецко-фашистских войск оказался в оккупации. Был освобожден во время зимнего контрнаступления Красной армии, а в марте 1942 года перешел во фронтовое подчинение, сменил статус на «оперативный». В этот период на нём базировались:
    ● 62-й авиационный штурмовой полк;
    ● 431-й авиационный истребительный полк;
    ● 122-й авиационный истребительный полк.
    В дальнейшем, после того как линия фронта начала отодвигаться на западном направлении, из оперативного аэродром стал «площадкой подскока». После окончания войны «Ватулино» стал резервным. Использовался авиацией ПАНХ для проведения авиахимработ до 1986 года.
     
    Юниор и logarifm нравится это.
  4. Offline

    logarifm Капитан 2 ранга

    Регистрация:
    27 окт 2016
    Сообщения:
    677
    Спасибо SB:
    1.465
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ленинград
    Интересы:
    история
    С большой долей вероятности, лётчика нашли.

    Также вероятно, что выше - "трудности перевода" гуглом. Может быть "совершил посадку" пилот, но не самолёт, про парашют пока не ясно.
    Пока непонятно, как немцы не смогли отличить Р-5 от Ил-2.
    Или. Всё-таки был ИЛ-2, лётчик выбросился с парашютом (который потом спрятал), а самолёт разбился - в куче разбитого и сгоревшего немцы разбираться не стали: Р-5, так Р-5.

    И слишком много совпадений ниже.

    Ольховой Иван Ильич
    Донесение о безвозвратных потерях
    Дата рождения: __.__.1922
    Место рождения: Чкаловская обл., Павловский р-н, Андреевский с/с
    Воинское звание: сержант
    Последнее место службы: 231 шад
    Воинская часть: 231 шад
    Дата выбытия: 07.08.1942
    Причина выбытия: пропал без вести
    Место выбытия: Логачиха, в районе

    Карта. Совпадает с местом пленения лётчика.

    богаево.jpg


    Ольховой Иван Ильич. Орден Отечественной войны II степени
    __.__.1922, Оренбургская обл., Павловский р-н, с. Пятиозерное. Юбилейная картотека


    Ольховой Иван Ильич
    Страна:
    СССР
    Годы жизни:
    1922 - 07.08.1942 (НБЗ)
    Место рождения:
    Чкаловская обл., Павловский р-н, Андреевский с/с
    Вид авиации:
    Штурмовая
    Категория:
    летчик
    Места службы:
    289 шап
    ?‑07.08.42
    Летчик
    Сержант, летчик.
    07.08.42 г. не вернулся с боевого задания из района Логачиха.

    Очень надеюсь, что попали в точку: вот "вишенка" от Маруси Митрофановой: https://vk.com/wall710704557_52

    Общая информация по Ольховому.

    Пытаюсь найти место дислокации и ЖБД 289 шап или 231 шад. Пока не вижу.
    Сообщения объединены, 13 фев 2024, время первого редактирования 13 фев 2024
    Как вариант. Мог представиться немцам фамилией своего (знакомого) техника из полка.

    Сазонов Михаил Николаевич
    Учетно-послужная картотека
    Дата рождения: 13.09.1905
    Место рождения: Воронежская обл., г. Борисоглебск
    Дата поступления на службу: 28.10.1927
    Воинское звание: ст. техник-лейтенант
    Воинская часть: 289 шап , 289 шап 1 ВА
    Дата окончания службы: 14.08.1946
     
    Последнее редактирование: 13 фев 2024
    Мирумир нравится это.
  5. Offline

    Мирумир Завсегдатай SB

    Регистрация:
    30 ноя 2016
    Сообщения:
    3.305
    Спасибо SB:
    6.178
    Отзывы:
    197
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Плещеницы
    Интересы:
    поиск
    logarifm и Юниор нравится это.
  6. Offline

    logarifm Капитан 2 ранга

    Регистрация:
    27 окт 2016
    Сообщения:
    677
    Спасибо SB:
    1.465
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ленинград
    Интересы:
    история
    Спасибо по дислокации. Но дальше эта численная информация пока не подтверждает темы поиска - потерян как раз нужный период.
    Сообщения объединены, 13 фев 2024, время первого редактирования 13 фев 2024
    Есть вариант, пока не подтверждённый.
    25.06.1942 г. полк прибыл на полевой аэродром Глазово (г. Можайск) и вошёл в состав 231 ШАД 1 ВА.
    ЖУРНАЛ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ 4 ШАК. БОЕВОЙ ПУТЬ КОРПУСА
     
  7. Offline

    logarifm Капитан 2 ранга

    Регистрация:
    27 окт 2016
    Сообщения:
    677
    Спасибо SB:
    1.465
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ленинград
    Интересы:
    история
    За эти дни пробивается только два факта бомбёжки. Неудачный - один.
    Оперативная сводка штаба 1 ВА
    Описывает период с 03.08.1942 по 03.08.1942 г. Аэродром.jpg

    По Кубинке еть потери:

    Фамилия Матвеев
    Имя Николай
    Отчество Степанович
    Дата рождения/Возраст __.__.1922
    Место рождения Калининская обл., Калининский р-н, д. Рубцово
    Дата и место призыва Пролетарский РВК, Калининская обл., г. Калинин, Пролетарский р-н
    Последнее место службы 11 иап 6 иак
    Воинское звание сержант
    Место захоронения Московская обл., Звенигородский р-н, с. Никольское, ст. Кубинка
    Причина выбытия умер от ран
    Дата выбытия 03.08.1942
    Первичное место захоронения Московская обл., Звенигородский р-н, с. Никольское, ст. Кубинка

    Аэродром2.jpg
    Сообщения объединены, 14 фев 2024, время первого редактирования 14 фев 2024
    В 1-й Воздушной Армии самолёты Р-5 нашёл (кроме 1-й отдельной агитационной авиаэскадрильи) только в 615 нбап 213 нбад.
    За 7.08 - потерь Р-5 нет. Судя по ЖБД 213 нбад - летали только ночью.
    Дислокация полка:
    Фамилия Понаморев
    Имя Всеволод
    Отчество Александрович
    Дата рождения/Возраст __.__.1921
    Место рождения Молотовская обл., Мулинский р-н, с/с Большакинский
    Последнее место службы 213 ад
    Воинское звание ст. лейтенант
    Причина выбытия погиб
    Дата выбытия 05.08.1942
    Первичное место захоронения Московская обл., Боровский р-н, д. Медовники

    Оперативная сводка штаба 1 ВА
    Описывает период с 07.08.1942 по 07.08.1942 г. -
    потерь Р-5 за указанную дату не подтверждает.


    Вариант, что искомый был на Р-5 - под большим вопросом.
    Сообщения объединены, 14 фев 2024
    Думаю, что поиск можно заканчивать. С очень большой долей вероятности пленный лётчик, с учётом всех выявленных сведений и совпадений, является Ольховым Иваном Ильичом.
    Большое спасибо @nata, Мирумир за помощь в поиске.

    Предадим эстафету Марусе: https://vk.com/wall710704557_52
     
    Последнее редактирование: 14 фев 2024
  8. Offline

    Марья «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    22 июн 2009
    Сообщения:
    739
    Спасибо SB:
    1.614
    Отзывы:
    66
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва-Ельня
    Интересы:
    Поиск по Великой Отечественной
    Что-то много всего намешано. Немцы не отличили Илюшина от старенького биплана в 42-м году? К августу 42-го почти все Р-5 выбиты. Есть небольшой остаток, но он в основном используется ночью, для полетов за ЛФ, реже для бомбёжек, и уж точно не используется днем - этому научил вынужденный опыт 41-го, когда количество бипланов сократилось сильно. Но он вмстительней У-2, большей подходит для заданий штабов партизанских движений.
    Согласна, что задание (нас.пункт) по месту сходится, но вряд ли Илюшин упал очень близко, если летчик живой. Если бы упал близко, то никакой плен пилоту бы не грозил, его еще найти бы надо было в остатках самолета. А раз живой, значит планировал, была возможность постепенно терять высоту.
    В целом, по архиву, получается, что Ольховой. Хорошо бы найти того, кто посмотрел бы на местности, что там, в районе бывшего Богаево лежит
     
    logarifm нравится это.
  9. Offline

    logarifm Капитан 2 ранга

    Регистрация:
    27 окт 2016
    Сообщения:
    677
    Спасибо SB:
    1.465
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ленинград
    Интересы:
    история
    Намешано, чтобы увеличить вероятность совпадения, что Сазонов - Ольховой.
    Что днём Р-5 вряд ли бы отправили на задание.
    Ещё думал подтвердить соседство Р-5 с ИЛ-2 на одном аэродроме - не получилось.
    Придуманная Ольховым фамилия Сазонов тоже, вероятно, взята не с потолка - мог быть его техником.
    Так и мешал...


    Я хотел опровергнуть это утверждение.
    213 нбад заявляет о наличии 22 единиц Р-5 на указанную дату в 615 нбап, а также об отсутствии потерь Р-5.

    р_5.jpg
     
    Последнее редактирование: 15 фев 2024
  10. Offline

    Марья «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    22 июн 2009
    Сообщения:
    739
    Спасибо SB:
    1.614
    Отзывы:
    66
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва-Ельня
    Интересы:
    Поиск по Великой Отечественной
    Здравствуйте! Вы не совсем меня поняли. Вот зимой 41-42 таких машин было много (из-за больших потерь серьезной авиации оставалось в строю очень мало). Тогда по всем возможным школам и клубам собрали старенькие бипланы, и не бипланы, что смогли - восстановили, образовали из них легкобомбардировочные полки, которые быстро перешли на ночной режим, использовали также в разведке, транспортировке раненных или необходимых грузов. Вот тогда их было много, но и потерь было много, т.к. такой самолет был тихоходен и маломаневренен, зато малослышим и плохообнаруживаем (мог летать очень низко, сливаясь с ландшафтом). Вот тогда-то их и израсходовали. Собственно, той зимой, эти древние машины брали на себя задачи уже более совершенных, но отсутствующих самолетов. Вспомните, большие летне-осенние потери, плюс массовый переезд заводов, это как раз сошлось на зиму 41-го. Позже в производстве возобновились/остались только У-2 (По-2), а остальных старичков после войны остались единицы.
    В любом случае Ил-2 и Р-5 разительно не походят друг на друга и почти любая деталь с места падения могла бы всё рассказать.
     
  11. Offline

    logarifm Капитан 2 ранга

    Регистрация:
    27 окт 2016
    Сообщения:
    677
    Спасибо SB:
    1.465
    Отзывы:
    57
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ленинград
    Интересы:
    история
    Доброго здравия!
    Я это прекрасно понимаю.
    Мы не знаем всей картины падения самолёта, а в немецком донесении оно описано очень скупо.
    Вполне вероятно, что самолёт всё же сел на жёсткую (раз идёт упоминание о не использованном парашюте) и попал, например, в болото западнее Богаево.
    Если в нашем донесении о потерях точно указано место штурмовки - Логачиха, то рядом с этим местом должно было быть немцев в округе, как блох на собаке.
    Пока Сазонов-Ольховик выбирался из болота, немцы быстро организовали его захват, а уж в болото потом и не полезли, чтобы сличить силуэты Ил-2 с Р-5 - пехота просто спалила самолёт. Если бы была поставлена задача добыть детали самолёта для однозначной идентификации его типа, думаю, её бы немцы выполнили. А может этого и не требовалось: было визуально видно, что падает подбитый Ил-2.

    В немецком донесении нет явного диалога и спора с пленным: просто скрупулёзно записываются его показания согласно "карты допроса", при этом отмечается, что он врёт.
    Положено допросить пленного по установленной форме и задокументировать его ответы - делаем.
    Ну, сказал, что Р-5 - так и записали - бумага стерпит: их больше интересовали возможные разведданные, чем экспертиза обломков самолёта.
    Сказал, что 3-4.08 была неудачная бомбардировка аэродрома в Рузе - запишем (хотя оперсводками 1 ВА это не подтверждается).

    Поставленной перед собой задачей, я пытался, как Вы верно отметили - "мешаниной" - документально отсечь любые сомнения, что это всё же был Ил-2, а не Р-5 (мало, днём не летают, тихоходные... - всё, как Вы и написали, а также отсутствие потерь Р-5 этот день).
    А любые случайные совпадения трактовал в пользу версии, что это - Ольховик, например, и то, что фамилия техника в полку Ольховика - Сазонов, мог назваться знакомой фамилией.

    р_5.jpg
     

Поделиться этой страницей