Всем привет.Немного расскажу о своей малой Родине,наверное о самом известном месте Нижегородской губернии. Серафим Саровский. Родился в 1754 году[1] в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии.[2] Очень рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.[2] В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха. В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник. Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне.[3] Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно что кормил Старец и других животных). Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания. В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы. Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.[4] Итак, самые старые фотографии, которые мне удалось найти -1903год.Приезд императора Николая 2 с семьёй в Серафимо- Саровский и Дивеевский монастыри. Часовня и купальня на источнике преп. о. Серафима Вновь освященная церковь во имя Св. Троицы, сооруженная над келлией преп. Серафима. Место камня, на котором преп. о. Серафим молился 1000 ночей. Ближняя пустынь преп. о. Серафима. Камень, на котором преп. о. Серафим молился 1000 ночей. Соборный Успенский храм, в которм находятся св. мощи преп. Серафима. Крестный ход из Серафимо-Дивеева монастыря в Саровскую пустынь 17 июля 1903 года Прибытие крестного хода из Сер.-Дивеева монастыря в Саровскую пустынь. Поднесение Их Императорским Величествам, на границе Тамбовской губернии, депутациям хлеба-соли Их Императорские Величества обходят представительниц инородцев Тамбовской губернии 17 июля 1903 Прибытие Их Императорских Величеств в Саров 17 июля 1903 г. Встреча Их Императорских Величеств митрополитом Антонием в Сарове 17 июля 1903 г. Выход Их Императорских Величеств из Успенского собора 17 июля 1903 г. Государь Император по дороге к источнику преп. Серафима. Их Императорские Величества у камня, на котором преп. Серафим молился 1000 ночей. Их Императорские Величества у Дальней пустыньки преп. Серафима 18 июля 1903 г. Поднесение Их Императорским Величествам иконы хоругвеносцами 18 июля 1903 г Вынос св. мощей преп. Серафима из церкви свв. Зосимы и Савватия во время всенощной, 18 июля 1903 г., в Успенский собор. Вынос мощей из Успенского собора 19 июля 1903 г. Крестный ход со св. мощами преп. Серафима, саровского чудотворца, 19 июля 1903 г. Крестный ход со св. мощами преп. Серафима вокруг Успенского собора Крестный ход перед алтарем Успенского собора 19 июля 1903 г. Крестный ход со св. мощами преп. Серафима. Возвращение крестного хода в Успенский собор. Выход Их Императорских Величеств из Успенского собора 20 июля 1903 г. Отбытие Их Императорских Величеств из Сарова. Их Величества, предшествуемые духовенством, идут к св. вратам 20 июля 1903 г. Посещение Их Императорскими Величествами богомольческого городка в Сарове 20 июля 1903 г. Общий вид Саровской пустыни. Дворец Их Величеств в Сарове. Соборные храмы - Живоносного Источника и Успенский. Рака над мощами преп. Серафима, саровского чудотворца, пожертвованная Их Императорскими Величествами. Часовня над могилой преп. о. Серафима. Могила преп. о. Серафима в настоящем виде. Наружный вид келлии преп. о. Серафима, в которой скончался преподобный (над келлией сооружен новый храм во имя Св. Троицы) Внутренний вид часовни, где находится источник преп. о. Серафима. Серафимо-Дивеевский женский монастырь (с левой стороны) - трапезная, приходская церковь, колокольня и собор Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Умиление, перед которой скончался преп. о. Серафим. Пустынь Через минуту продолжу.
Друзья, давайте ещё немного побудим в прошлом,прежде чем вернуться в наше время. Ну что же ,побывав в 1903году в день канонизации Св.Серафима Саровского,вернёмся в настоящее 2003 год,столетие со дня канонизации Св.Серафима.Ваш покорный слуга присутствовал на этом мероприятии,в качестве водителя скорой помощи(я тогда ,год жил у родителей и работал в больнице)Так что всё проходило на моих глазах.Множество паломников со всей России,огромное количество иностранцев.Мероприятие было впечатляющее,ну и мне повезло,всего два вызова,а остальное время присутствовал на церемонии. Фото того дня и не только. Ну и наконец последний штрих .. Пещеры Саровского монастыря. Возникновение пещер Саровского монастыря относится к самым к самым годам его истории. Описание начала строительства пещер дал в своей РУКОПИСИ «Сказание о первом жительстве монахов» основатель монастыря иеросхимонах Иоанн в традициях житийной литературы. Согласно ему, Иоанн начал копать пещеру в полугоре от реки Сатиса над источником, идеже ныне самый вход в пещеры близ своей кущи» в 1692 году. Устав от работы, он прилег отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение. Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион - тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело . Очевидно, пещеры в Сарове были задуманы им по образцу киевских. Продолжена аналогия Сарова с Киевом была и тогда, когда сделанную в пещерах церковь освятили в честь Антония, Феодосия и прочих преподобных Киево-Печерских. К сожалению, строительство и использование Саровских пещер не описано так подробно, как того бы хотелось. Но очевидно, что в первые годы монастыря, при первоначальнике Иоанне, роль их была в жизни Саровской пустыни значительнее, чем потом. Тогож 1711 года Марта в 16 день окончены в полугоре пещеры, которые доведены почти до половины монастыря под землею; вход в оные из вне монастыря, и по разным местам оных поделаны келлии, в коих прежде сего живали и монахи.. Прежде сего означает, что во времена автора этой цитаты игумена Маркеллина, написавшего книгу по истории монастыря в 1804 года в пещерах уже никто не живал.)Всказаниях Иоанн упоминает еще и малую пещеру. Вход в нее находился к западу от главного пещерного входа. В 1709 году в подземельях была сделана церковь. Это сооружение сохранилось.Храм невелик- максимальные размеры его 9 на 6 метров, свод поддерживается четырьмя колонннами более метра в поперечнике каждая. Разрешение на освящение подземной церквибыло получено с большими трудностями, причина которых нам не известна. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сте-фан Яворский разрешил открытие церкви только 30 мая 1711 года после ходатайства царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I Они же подарили в новую церковь частицы мощей Киево-Печерских чудотворцев, которые хранились в ней под престолом. В последние годы своей жизни в Сарове много времени проводил в уединении в пещерах настоятель Иоанн. Гроб, приготовленный им для собственных похорон, стоял в одной из подземных келий. Служба в подземной церкви продолжалась до 1730-х годов. Система вентиляции была несовершенной, от сырости портились дерево и богослужебные книги. И если при Иоанне ремонту подземелий уделялось внимание, то после его ухода от должности и смерти церковь на долгие годы стала бездействующей. В августе 1778 года для освящения новопостроенного Успенского собора в Саровскую пустынь приехал Владимирский епископ Иеро-ним. Осматривая монастырь, он побывал в подземной церкви и высказал пожелание возобновить в ней богослужение. Для этого необходим был ремонт. Присутствовавший в это время в Сарове пензенский помещик Николай Афанасьевич Радищев (отец писателя А.Н. Радищева) изъявил готовность помочь. Им была куплена в церковь напрестольная мраморная доска, изготовленная в Санкт-Петербурге. Кроме того, был сделан чугунный иконостас, наверх была выведена вентиляционная шахта, над выходом которой на поверхность был сооружен небольшой купол с главой и крестом. После ремонта епископ Иероним освятил церковь 15 августа 1780 года. Из-за сырости иконостас и церковную утварь в церкви Антония и Феодосия приходилось подновлять и менять. При игумене Иосифе (1872-1890) чугунный иконостас был заменен медным посеребренным с медными позолоченными иконами. Длиной иконостас был 5,6 м, высотой 2,1 м4. Служба в церкви проводилась в то время лишь раз в году - в день памяти Киево-Печерских чудотворцев. Пещеры служили скорее экскурсионным целям. Приведем ниже впечатления некоторых посетивших их паломников. У входа каждый получил пук зажженных свечей, затворы грянули, железная дверь заскрипела, и мы, спуслившись в мрачное подземелье, стали пробираться извилистыми, ходами, за опытным путеводителем. Вот здесь, сказал он, показывая на небольшое углубление в стене пещеры, жили люди покинувшие свет для света духовного,осветившего им путь к блаженству вечному". Восковое Распятие , два образа и жестяная лампада сохранили память удивительной жизни отшельников и свидетельствуют могущество веры, переселяющей человека из очаровательного мира в темный, сырой вертеп, где ожидает его тяжская борьба с прежними привычками и страстями и где только надежда небесной награды остается утешением страдальческой жизни. Узкие своды. Высоким из нас приходиться нагибаться. Идем партией богомольцев. Как всегда впереди монах – водитель. Там и тут объяснения дает. <-> Идем, как водится, с горящими свечами у всех в руках, у монаха целый пук свечей. Колеблется, дрожит, разбрызгивается робкими полосками свет по мрачным, влажно холодным стенам, боязливо притрагивается к ним и уныло проползает за любопытствующими чужими людьми дальше и дальше в таящуюся во мраке и холоде пещерную глубь. Показывали простые заржавленные железные кресты, большие, тяжелые ржавые вериги <...>. Чувство ее какой-то странной, мучительно страшной отчужденности особенного испуганного изумления и потом стыда несмелого все не покидает... Плоть наша, душа человеческая, любящая солнце, свет, краски, многоцветную ширь и даль земли, сопротивляется, стонет, ворчливо жалобится <.. > зачем, зачем так надо уходить сюда, в подземную, мрачную, сырую и холодную глубину пустьнных пещер, залезать сюда, в эти тесные и узкие щели: «широки врата и просторен путь, ведущие в погибель, и многие идут им, но – тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их… 18 июля 1903 года во время торжеств по канонизации Серафима Саровского пещеры посетил Николай II. В легендах, связанных с саровскими пещерами, никогда недостатка не было. После закрытия монастыря упорно стали распространятся слухи, что протяженность ходов оставленных монахами, на самом деле гораздо дальше; молва доводила подземелья до источника Серафима Саровского (2 км) и даже до Дивеевского женского монастыря (14 км по прямой). Никаких вещественных доказательств существования этих ходов нет, хотя периодически объявляются очевидцы, которые либо «сами ходили» по ним, либо помнят, как об этих проходах рассказывали их умершие родственники. Интересно, что и сами Саровские монахи стали со временем забывать историю происхождения и назначение монастырских пещер. В Саровской пустыни в конце XIX и начале XX века паломникам рассказывали легенды о том, что пещеры якобы вырыты еще татарами во времена Золотой Орды или даже разбойниками. Наиболее старый известный нам план пещер относится к 1780 году. Его привел в своих записках послушник Саровской пустыни Афанасий Илларионович («Записки» Афанасия Илларионовича дати-руются 1780-1785 гг., они были опубликованы вместе с планом пещерв 1904 году). План этот очень условный, он отражает лишь примерное взаимное расположение коридоров и келий. План известен в двух вариантах. Один находится в Центральном госархиве Мордовии в Саранске среди бумаг Афанасия Иларионовича, другой - в фонде «Рукописное собрание Саровской пустыни», хранящемся в РГАДА10 Подземные переходы в саранском варианте плана названы «улицами», каждая под своим номером - от 1 до 9. В том же саранском архиве хранится еще один план Саровских пещер. На нем нет даты, но очевидно его более позднее происхождение - конец XIX или начало XX века. Правильность того или иного плана может быть подтверждена только сравнением с оригиналом. В нашем же случае объект был недоступен - когда в Сарове создавался секретный объект вход в подземелья был замурован, и постепенно пещеры и все, что'с ними связано, стало отходить в область городских преданий Точное вне Точное время закрытия входа нам не известно- пока документов найти не удалось. Эту дату можно приблизительно оценить по надписям (граффити), сделанным на стенах пещер; помимо многочисленных имен, там было и несколько дат. Самая поздняя из них - 3 .апреля 11956 года (сейчас при реставрации граффити стерта). В конце 1980-х годов в Сарове (тогда еще Арзамасе-16) начало свою деятельность общественное историческое движение, официально оформившееся в 1990 году как объединение «Саровская пустынь» (бессменный председатель - А.А. Агапов). Среди задач объединения были, конечно, и исследовательские работы, связанные с пещерами. Велись поиски в архивах, расспрашивались старожилы. На земляные работы объединение решилось весной 1992 года. Тогда один из старожилов -Л.С- Русин -с большой степенью уверенности указал место входа в подземелье- Как оказалось впоследствии, он ошибся в воспоминаниях всего метров на 5, но и эти 5 метров стоили нам двух месяцев работы. Вход в пещеры был открыт 22 июля. Главным впечатлением была довольно приличная сохранность подземелий. Было известно, что в начале 1950-х годов взрывами сносились соборы, стоявшие на монастырской площади над пещерами. Мы опасались, что из-за этого пещеры окажутся разрушенными. К счастью, этого не произошло, и подземные сооружения, находящиеся на глубине 8-12 м от современной поверхности земли, уцелели, несмотря на отдельные разрушения. АХ. Масловым была проведена первая топографическая съемка пещер; общая протяженность ходов, оказавшихся доступными в 1992 году, была около 300 метров.Современное расположение коридоров и келий хорошо совпало с поздним саранским планом. Никаких реставрационных или консервационных работ тогда не проводили, поэтому было принято решение вход в пещеры опять завалить. Но Саровские пещеры вскоре о себе напомнили. 16 декабря 1992 года на монастырской площади произошла авария водопровода, образовался провал глубиной около 5 метров. Как оказалось впоследствии, лопнула старая труба, и около пятисот тонн воды и пятидесяти кубометров грунта ушли в открывшийся внизу провала вход в пещеры. Интересно, что провал произошел на участке пещер, который бьл недоступен в июле 1992 года и отсутствовал на «позднем» саранском плане. Тогда в декабре удалось пройти около 20 метров этого вновь открывшегося хода, в котором уже около ста лет не ступала нога человека. Он лежит ближе к поверхности (на глубине около 6 метров), и возможно поэтому его сохранность оказалась хуже. По-видимому, им вообще очень мало пользовались, так как на потолке хода совсем не было копоти, в то время как потолки доступных ходов были все ею покрыты. План пещер с недоступными ныне участками был найден в тамбовском архиве сотрудниками московского научно-реставрационного предприятия «Симаргл»12 . Он довольно точно воспроизводит известную часть подземелий, и, кроме того, на нем обозначены три довольно протяженные ответвления от основной системы ходов в западную сторону. По-видимому, провал произошел в северное или среднее ответвление, при этом изнутри пещер места двух из трех ответвлений обнаружить не удалось. Летом1995 года историческое объединение вновь открыло вход в пещеры. Состояние пещер в 1995 году оказалось гораздо худшим чем в 1992. Весь пол покрывал слой грязи толщиной в несколько десятков сантиметров - последствие аварии. По тонкому следу, оставленному у самого потолка главного коридора и подземной церкви, мы заключили, что в течение довольно долгого времени пещеры полностью были затоплены, пока вода не нашла себе из них выхода (очевидно, весной). После открытия входа подземелья некоторое время были доступны любому, и это имело самые пагубные последствия. В частности, хулиганами была уничтожена надпись об освящении церкви, выбитая в 1711 году на одном из ее столбов. С середины 1990-х годов власти города наконец-то нашли средства на то, чтобы Саровскими пещерами занялись профессионалы. Обследованием пещер занималось упомянутое выше предприятие «Симаргл». Его сотрудниками было изучено состояние пещер, сделан проект реставрации. В настоящее время в пещерах ведутся реставрационные работы, свободный доступ в подземелья закрыт. Несмотря на безусловные сдвиги в нужном направлении, проблемы Саровских пещер еще далеки от своего решения. Главные две опасности, которые им грозят, - это интенсивное автомобильное движение и ветхие коммуникации. Волею судеб архитектурный (и подземный) комплексы Саровской пустыни оказались в центре города, над пещерами проходит одна из самых оживленных городских автомагистралей. Ограничение движения транспорта - насущная необходимость для сохранения памятника, но оно трудно осуществимо, так как из-за сложного рельефа строительство объездной дороги будет очень дорогим мероприятием. Водонесущие коммуникации на монастырской площади проложены в конце 40-х - начале 50-х годов. Чем дольше будет срок их эксплуатации, тем больше вероятность повторения аварий, аналогичных происшедшей в декабре 1992 года (а сколько было более мелких - никто не считал). Карта обрушении в пещерах почти в точности повторяет схему коммуникации. Будет обидно, если памятник конца XVII - начала XVIII века не удастся сохранить. Вот изакончилось маленькое путешествие на мою малую Родину. С Ув Стас.
Стас, спасибо за тему. Вот моя тема по находке с Саровской обители http://smolbattle.ru/threads/Памятный-жетон-Сарово-1903-год.22467/
Столовая близ монастыря. Саров, 1903 г. Паломники, пришедшие к монастырю в надежде исцелиться. Саров, 1903 г. Паломники, пришедшие к монастырю в надежде исцелиться. Саров, 1903 г. Паломники, пришедшие к монастырю в надежде исцелиться. Саров, 1903 г. У святого источника монастыря Серафима Соровского, 1903 г. Пасхальное шествие в Сарове, 1903 г. Местное духовенство и странствующий монах. Саров, 1903 г. Женщины в национальных костюмах в ожидании прибытия императора. Саров, 1903 г. Деревенские старосты, назначенные для беседы с императором, ожидаюют его прибытия. Саров, 1903 г. Семейство Николая II в Саровском монастыре. Саров, 1903 г. Семейство Николая II в Саровском монастыре. Саров, 1903 г. Семейство Николая II в Саровском монастыре. Саров, 1903 г.