Танк с окраин Сталинграда

Тема в разделе "СССР и Красная Армия", создана пользователем Atos, 15 апр 2017.

  1. Offline

    Atos Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 фев 2017
    Сообщения:
    1.050
    Спасибо SB:
    3.399
    Отзывы:
    190
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Донецк. Украина
    Имя:
    Василий
    Интересы:
    Военная история, поиск и находки
    Одним из символов битвы за Сталинград стали выпускавшиеся там же Т-34. Последние такие танки, выпущенные Сталинградским тракторным заводом, шли из цехов сразу в бой, при этом их экипажи комплектовались заводскими рабочими. Менее заметными участниками битвы, перебившей хребет немецкому блицкригу, стали Т-60, выпускавшиеся на окраине города — в поселке Красноармейск. На находившемся там заводе №264 танки выпускались немногим больше полугода. Тем не менее, по массовости выпуска танков Т-60 эта «внеплановая» площадка стала второй после Горьковского автомобильного завода им. Молотова.




    Танковое производство на судоверфи
    В 1931 году в жизни поселка Красноармейск (до 1920 года – бывшая немецкая колония Сарепта) произошло два знаковых события. Во-первых, поселок был присоединён к Сталинграду, а во-вторых, там началось строительство верфи. Красноармейская верфь специализировалась на гражданских судах, но к концу 30-х годов появились планы ее загрузки и военными заказами. В 1940 году её преобразовали в завод №264 Наркомата судостроительной промышленности. Новым направлением для предприятия стала постройка бронекатеров проекта 1124, известных также как «речные танки».

    Впрочем, деятельность завода оказалась связанной и с настоящими, «сухопутными» танками. Когда на СТЗ осваивали производство средних танков Т-34, возможности Красноармейской судоверфи было решено использовать в корпусном производстве для этой машины.


    original (11).jpg
    Сборка корпуса Т-60 на заводе №264, зима 1942 года. Хорошо заметно, что борта у машины сварные


    После начала Великой Отечественной войны корпусное производство для Т-34 стало одним из основных направлений работы завода №264. В сентябре 1941 года произошло переподчинение завода Наркомату танковой промышленности. Бронекатера при этом продолжали сходить со стапелей.

    В конце сентября с предприятием произошли еще большие метаморфозы в плане производственной деятельности. С 17 числа началась эвакуация Харьковского тракторного завода, который в тот момент производил бронетракторы ХТЗ-16 и разворачивал выпуск малых танков Т-60. Часть заводских эшелонов немцы смогли перехватить, часть оказалось на Алтае в городе Рубцовск, где был организован Алтайский тракторный завод. Остальное оборудование и рабочие ХТЗ оказались в Сталинграде.

    Встречается информация, согласно которой эвакуация ХТЗ стала причиной выпуска бронетракторов, аналогичных ХТЗ-16, на СТЗ, но это не соответствует действительности. На предложение инженеров завода №264 Красильщикова и Немчинского делать похожую машину с использованием шасси СТЗ-5 был получен резко отрицательный ответ. Вместо этого предлагалось выпускать Т-60. Ответ был датирован 5 сентября 1941 года, и мало кто тогда мог подумать, что меньше чем через месяц это предложение превратится в задание.


    original.jpg
    Сборка башни. Как и в случае с корпусом, применение заклепок минимальное


    Прибывшие из Харькова эшелоны стали разгружать в недостроенные корпуса, в которых еще не было отопления, складских и бытовых помещений. Октябрь и ноябрь ушли на организацию производственного процесса. Вместе с производством в Красноармейске оказалось и конструкторское бюро ХТЗ. Можно сказать, что на территории одного завода теперь находились два предприятия. Некоторое время даже на заводской документации по Т-60, который было решено выпускать в пригороде Сталинграда, красовались штампы ХТЗ. Главным конструктором образованного на заводе №264 ОКБ стал инженер Фролов.

    9 ноября вышло постановление ГКО №876сс «О восстановлении танковых заводов, эвакуированных из Харькова, Москвы и Ленинграда». Согласно этому документу, установка оборудования на заводе №264 должна была закончиться к 1 декабря. При этом в ноябре планировалась поставка первых тридцати Т-60, а уже в декабре – 150. С 15 января 1942 года планировался переход завода на выпуск 10 танков ежедневно. К декабрю, несмотря на ряд проблем, подготовка к производству Т-60 в основном была закончена, но за ноябрь ни одного танка завод №264 так и не выпустил. Главной причиной срыва планов стало то, что первые три двигателя прибыли на завод лишь 29 ноября.


    original (1).jpg
    Ленивец без обрезинки, один из характерных признаков сталинградских Т-60. Разработана конструкция в конце 1941 года, но на чертеже заметен штамп ХТЗ


    Тому, что в качестве места сборки была выбрана судоверфь, удивляться не следует. Еще первые советские танки строились в 1920 году на мощностях судоверфи «Красное Сормово», а в 1941 году там же был организован завод №112. В мировой практике примеров использования судостроительных предприятий для выпуска танков предостаточно.

    Другое дело, каким именно образом на заводе было поставлено корпусное производство. Как ни парадоксально это прозвучит, завод №264, обеспечивавший СТЗ корпусами и башнями для Т-34, корпусное производство Т-60 у себя не организовал. Смежником завода №264 по линии корпусов и башен для Т-60 оказался металлургический завод «Красный Октябрь». Расстояние между двумя предприятиями составляло больше 35 километров, и выглядит подобное решение с точки зрения логистики довольно странно.

    Многоликий танк
    К началу производства Т-60 на заводе №264 находилось 37 комплектов корпусов и башен. Кроме того, имелось 13 корпусов производства Ворошиловградского завода им. Октябрьской революции, не имевших башен. Данные корпуса, изготовленные с толщиной брони 20 мм, были экранированы силами завода №264. По плану, с завода «Красный Октябрь» за декабрь должно было поступить 100 корпусов и башен, по факту же их получили лишь 7 комплектов. Из этого количества один корпус «Красного Октября» оказался забракован, а остальные пришлось доделывать своими силами.

    Не менее серьезные проблемы имелись и с поставками деталей с СТЗ. За декабрь оттуда было получено всего 39 радиаторов и 91 бензобак, имелись большие задержки по тракам и другим деталям. Кроме того, на заводе №264 часть деталей из-за неготовности производства пришлось выпускать с использованием различных обходных способов.

    Несмотря на все сложности, 8 декабря завод своим ходом покинуло первые пять Т-60, ушедших в 21-й и 22-й запасные учебные танковые полки. Всего же за декабрь 1941 года в Красноармейске успели сдать 45 машин. Завод №264 стал вторым после Горьковского автозавода предприятием, запустившим столь нужный армии малый танк в крупную серию.


    original (2).jpg
    Такими были Т-60 завода №264 зимы-весны 1942 года. Угловатый воздухоприток механика-водителя и ленивец без обрезинки являются признаками, которые быстро позволяют определить производителя


    Отдельно стоит упомянуть продукцию завода «Красный Октябрь». Несмотря на то, что Т-60, в основном, был сварной конструкции, его корпус имел и клепаные соединения. Например, половинки бортов собирались именно на клёпках. Хватало клёпок и в других местах – они использовались при креплении главной передачи, соединении листов днища, установке буксирных крюков, «ресничек» смотровых приборов корпуса и башни, петель люков и т. д. Кроме того, хватало и штампованных деталей, некоторые из них имели сложную форму. Специфика производства на «Красном Октябре» привела к тому, что вместо клёпок здесь применялась сварка, местами довольно грубо выглядящая.


    original (3).jpg
    В декабре 1941 года было разработано несколько вариантов ящиков ЗИП. Часть из них пошла в серию


    Освоение Т-60 шло довольно тяжело, в основном – по вине смежников. В январе 1942 года вместо 240 танков удалось сдать всего 110. Корпуса, поступавшие с «Красного Октября», нередко приходилось дорабатывать на месте. Больше того, за январь вместо 200 корпусов завод получил лишь 92 штуки. Подводил и СТЗ, выступавший смежником по ряду важных агрегатов, включая бензобаки и радиаторы. Проблема поставок деталей со стороны СТЗ стояла настолько остро, что приходилось идти на крайние меры и выпускать танки без некоторых узлов. Например, из январского выпуска как минимум 11 машин было сдано без масляных радиаторов. Отсутствие у завода №264 отапливаемого помещения привело к тому, что танки вместо легкосмываемой белой краской на основе казеина, мела и извести красили белой никтрокраской.

    Для решения вопроса обеспечения завода №264 дефицитными узлами пришлось привлекать другие предприятия. Завод №469 НКАП им. Громова (г. Горький), который изготавливал радиаторы для заводов №37 и ГАЗ, в середине февраля получил расширенный заказ.

    Несмотря на проблемы, в Главном автобронетанковом управлении (ГАБТУ) считали, что трудности имеют временный характер. 30 января 1942 года был подписан договор между заводом №264 и ГАБТУ на поставку 650 танков. Согласно этому документу, стоимость полностью укомплектованного Т-60 составила 81 000 рублей. Кроме того, предусматривалось создание радийной версии танка, и в случае ее запуска в производство цена машины составила бы 82 700 рублей. Впрочем, за все время выпуска Т-60 ни на одном заводе так и не выпустили радийных Т-60. Виной тому стало отсутствие радиостанций.


    original (4).jpg
    Помимо восьмигранного башенного люка, эта машина легко определяется как танк завода №264 по характерным ящикам ЗИП


    Проблемы со смежниками продолжали преследовать завод и позднее. В феврале вместо 200 запланированных танков их сдали 67 штук, в марте ожидалось уже 250 Т-60, а в реальности было сдано 80. И виноват был не завод №264: вместо 200 корпусов «Красный Октябрь» за первую половину февраля сдал 61, а в общей сложности было получено всего 159 корпусов. Но самой большой проблемой стал «моторный голод». Фактически количество сданных заводом №264 танков равнялось количеству имевшихся моторов.

    В марте больше проблем доставил срыва поставок комплектующих со стороны СТЗ. Особенно критично выглядела ситуация с радиаторами: вместо 350 штук за март было получено всего 35, то есть в 10 раз меньше запланированного. За этот же месяц вместо 670 бензобаков пришло 170 штук, вместо 600 тормозных лент – 133 штуки, а вместо 5000 катков – 1257 (157 комплектов).

    Вместе с тем, как раз в марте начались поставки корпусов от нового смежника – завода №180 (г. Саратов). К сожалению, подключение нового смежника означало и появление новых проблем. Дефекты саратовских корпусов сыпались в изобилии. Насколько критичным оказались эти дефекты, наглядно показывает следующий факт. С 1 марта по 4 апреля завод №264 получил рекламации на 47 танков, отправленных в войска. Жалобы шли на трещины, при этом в случае с продукцией завода №180 дефектной оказалась половина корпусов.


    original (5).jpg
    Проект модернизации корпуса Т-60, так и не одобренный для производства


    Преодолеть трудности, связанные с производством Т-60, заводу удалось только в апреле. 9 числа вышло постановление ГКО №1571сс, согласно которому завод №264 был обязан выпустить за 2-й квартал 1942 года 825 танков. Из этого числа 660 танков предполагалось изготовить линейными, а 165 радийными (с радиостанцией 9-Р). Цена за линейный Т-60 была утверждена на уровне 75 000 рублей, а за радийный танк – 77 500 рублей. Впрочем, как уже упоминалось выше, ни одного танка с радиостанцией так и не было сделано.

    Проблемы с корпусами удалось решить благодаря энергичной деятельности заводского руководства. 16 апреля были подготовлены новые технические условия на приемку корпусов и башен. С «Красного Октября» и завода №180 в Москву отправились жалобы, но правда была за заводом №264. Кроме того, завод стал практиковать использование для постройки одной машины корпусов и башен разных заводов. Благодаря решению большей части проблем предприятие в Красноармейске смогло перевыполнить план: вместо 250 танков за апрель было сдано 255.


    original (6).jpg
    Та же судьба была уготована и проекту модернизации башни. После жалобы заводов «Красный Октябрь» и завода №180 от этой идеи пришлось отказаться


    Параллельно с решением производственных проблем заводское КБ работало и над улучшением конструкции танка. В феврале была разработана улучшенная конструкция башни, которая, подобно проекту модернизации ГАЗ, лишилась воздухопритока в лобовой части. Его переместили на башенный люк. Переработанные конструкции башни и корпуса 15 апреля были утверждены, но после жалобы «Красного Октября» в серию они не попали. Тем не менее, отдельные узлы данного проекта все же оказались на серийных танках.

    Еще в декабре 1941 года было разработано два варианта ящиков ЗИП. Первый вариант, получивший обозначение 060–21-Сб.12, напоминал малый ящик ЗИП, разработанный на ГАЗ в августе 1941 года. Второй вариант, получивший обозначение 060–21-Сб.13, по конструкции был сильно похож на ящик ЗИП для Т-34. На танках производства завода №264 данные ящики ЗИП появились с весны 1942 года. Наиболее распространенным вариантом размещения была установка 060–21-Сб.13 на левом крыле, а 060–21-Сб.12 – на правом. Встречался и вариант установки ящиков 060–21-Сб.12 на оба крыла. Кроме того, от исходной конструкции ящиков ЗИП завод также не отказался.


    original (7).jpg
    А вот катки с внутренней амортизацией с апреля 1942 года пошли в серию


    Несмотря на то, что модернизацию корпуса и башни не утвердили, весной 1942 года выпускавшиеся в Красноармейске Т-60 заметно преобразились. Новые штрихи в облик танков завода №264 добавил «Красный Октябрь», который внес ряд изменений в корпус и башню. Целью изменений являлось упрощение производства. Наиболее характерной деталью стало появление башенного люка восьмигранной формы, который стал своеобразной визитной карточкой танков производства завода №264. Данный люк выпускался еще и в двух вариантах – с загибом краев под 45 градусов (как на обычных люках), и с загибом под прямым углом. Для установки люков новой формы пришлось переделать и крышу башни. Кроме того, воздухоприток люка механика-водителя упростили, сделав его угловатым. Как и в случае с башенным люком, существовало два варианта конструкции воздухопритока.

    Примерно в это же время появилась еще одна визитная карточка танков завода №264. Речь идет об опорных катках с внутренней амортизацией, разработанных еще в декабре 1941 года, но пошедших в производство с апреля 1942 года. Сначала военные забраковали их, но весной 1942 года, когда проблема с обрезинкой катков стала угрожать выпуску танков, о катках со внутренней амортизацией вспомнили.


    original (8).jpg
    Подбитый танк, укомплектованный опорными катками со внутренней амортизацией. Лето 1942 года


    Упрощенные корпуса и катки с внутренней амортизацией были характерными, но далеко не обязательным признаком танков с окраины Сталинграда. Дело в том, что с апреля 1942 года на завод №264 стали поступать корпуса с заводов-смежников, которые ранее обеспечивали выпуск Т-60 для Горьковского автозавода. Никуда не делись и литые опорные катки, которые выпускал СТЗ, к тому же из Горького приходили еще и штампованные катки.

    В результате к лету 1942 года танки завода №264 выходили в более чем трехстах комбинациях. К примеру, можно встретить на фотографиях танк с утолщенным корпусом, экранированной башней, штатными ящиками ЗИП и на опорных катках с внутренней амортизацией, причем его башенный люк и люк механика-водителя могли быть разной конструкции. Получившийся хаос, тем не менее, имел положительный эффект: благодаря большому объему комплектующих от разных производителей удалось увеличить объем выпуска.

    Корпуса вместо танков
    В мае 1942 года на заводе №264 было построено 275 танков Т-60, что соответствовало заданию на данный месяц. Подобные объемы заводу давались с большим трудом. Из-за недостатка радиаторов 102 танка выпустили с оборотными радиаторами. Кроме того, двигатели с ГАЗ им. Молотова поступали неравномерно, из-за чего завод №264 пять дней вообще простаивал. Никуда не делись и проблемы с обрезинкой и поставками траков. Несмотря на перебои с поставками радиаторов, в июне завод при задании в 300 танков построил 311 машин.


    original (9).jpg
    Т-60 из состава 3-й гвардейской танковой бригады. Типичная машина поздних выпусков имеет восьмигранный башенный люк и люк механика-водителя с угловатым воздухопритоком. При этом ее корпус и башня созданы не на заводе «Красный Открябрь» или заводе №180


    Увеличившиеся объемы выпуска вселяли уверенность в том, что установленный постановлением ГКО №1880сс от 5 июня на июль 1942 года план в 325 танков, будет выполнен. Увы, к этому времени Т-60 уже окончательно устарел. 3 июля вышло постановление ГКО № 1958сс «О производстве танков Т-34 и Т-70». Согласно ему, завод №264 с 5 июля прекращал выпуск Т-60, сконцентрировавшись на выпуске корпусов и башен для Т-34. Решение было абсолютно верным: к тому моменту уже вовсю шел выпуск Т-70, а СТЗ корпуса «тридцатьчетверок» были нужны как воздух. Тем не менее, заводу №264 удалось в июле сдать еще 51 танк Т-60. Из-за несвоевременного поступления двигателей с ГАЗ и траков с СТЗ доукомплектование последних Т-60 закончилась 26 июля.

    Большинство танков июльского выпуска было отправлено на комплектование частей Сталинградского и Воронежского фронтов. Часть башен Т-60 из задела была использована в качестве неподвижных огневых точек. Несмотря на все трудности, завод №264 оказался на втором месте по числу выпущенных Т-60: всего в Красноармейске было построено 1174 таких танка.


    original (10).jpg
    Сталинградские Т-60 в боях на Северном Кавказе. Три танка одного завода, и при этом у них три разных типа опорных катков


    После битвы за Сталинград завод №264, меньше пострадавший от бомбежек, был преобразован в ремзавод №264. Помимо восстановления советских танков, предприятие занималось и ремонтом трофейной бронетехники. В 1944 году завод занимался изготовление рубок для САУ ИСУ-152, а также находился в кооперации по производству танка Т-44. А позже он вернулся к основной своей деятельности – судостроению.

    Тем не менее, несколько лет назад предприятию, ныне носящему название ОАО «Волгоградский судостроительный завод», пришлось вспомнить славное танковое прошлое. 30 апреля 2011 года со дна реки Добрая Суровикинского района Волгоградской области был поднят Т-60, подбитый зимой 1942 года в ходе боев за Сталинград. По ряду признаков данная машина явно идентифицируется как произведенная на заводе №264. Решение о дальнейшей судьбе танка принималось несколько месяцев. Наконец, 8 августа ее отправили туда, где построили. На судостроительном заводе танк полностью отреставрировали. Ныне он принимает участие в памятных мероприятиях, посвященных боям за Сталинград.

    Источник


    Источник →
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     

Поделиться этой страницей