Церкви Калужской области

Тема в разделе "Калужская область", создана пользователем NaPoleOn 1., 5 ноя 2009.

  1. Offline

    NaPoleOn 1. Кладокопатель

    Регистрация:
    30 окт 2009
    Сообщения:
    703
    Спасибо SB:
    20
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Фазенда "SB"
    Интересы:
    тарабант
    Тысячи фото Внутреннего убранства,определенных архитектурных приемов,ковка,все это выйдет Каталогом для наших потомков-реставраторов,кои восстановят из нынешнего хауса и небытия ...Храм Божий!!! Но это позже,время и силы надобно.
    Калужская обл.

    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 3 ноя 2014
    kress 71, Любовь Н., Khron и ещё 1-му нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Feldkur Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 июн 2013
    Сообщения:
    276
    Спасибо SB:
    189
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    фото начала 20-го века и ее макет.

    IMG_2337.JPG IMG_2377.JPG IMG_2378.JPG IMG_2379.JPG IMG_2380.JPG IMG_2381.JPG IMG_2382.JPG
     
    Последнее редактирование модератором: 2 ноя 2014
    Любовь Н., Khron, Wolf09 и 3 другим нравится это.
  4. Offline

    Комбат Поручикъ

    Регистрация:
    13 авг 2014
    Сообщения:
    89
    Спасибо SB:
    225
    Отзывы:
    9
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калуга
    Интересы:
    поиск и коп
    Здравствуйте всем!!!
    Кирпичная церковь, сооруженная в 1773 на средства А. И. Лопухиной. Четверик с небольшой трапезной и колокольней. Имелся придел мученицы Агрипины. Закрыта в 1930-х, позже сильно перестроена - венчания сломаны, сооружены пристройки. В настоящее время находится на территории пилорамы.
    В связи с битвой в городе Малоярославце в 1812 году интересен рапорт калужскому губернатору от малоярославецкого уездного исправника Протасова, в котором перечисляются памятники в Малоярославецком уезде. Из данного рапорта мы узнаем, что в селе Марьине, в церковной ограде братская могила, на которой крест с надписью «В данном месте погребены русские воины, павшие в битве с французами». До настоящего времени братская могила не сохранилась.
    Точное число русских воинов, павших 12 октября, определить сложно. Вероятно, оно составляло 3–4 тысячи человек. В трех братских могилах на территории города после сражения было захоронено всего 1,3 тысячи человек. Количество захороненных солдат в не сохранившихся двух братских могилах в окрестностях Малоярославца неизвестно.

    Вот ещё информация...
    Дорога к храму



    Как известно, вокруг по-воински славного Малоярославца за 612 лет его существования местные и чужие, патриотичные и не очень, профессиональные историки-музейщики и любители-краеведы нагородили массу мифов и легенд. Они - в книгах, на страницах журналов, в газетах, со стороны и местных, в памятниках и на памятных досках, их проповедуют с амвона… Вместе с тем, реальная история Малоярославца далека от приписываемой ему легендарной, в последнее время на это стали обращать внимание сотрудники музея 812 г., журналист А. Тремпольцев, к ним и я примкнул.
    Одна из сказок, которую приходилось неоднократно слышать от местных православных священников заключается в том, что вот, мол, проклятые большевики церкви развалили, священников прижимали и сейчас местная власть нам не помогает в храмовом ренессансе. Она во второй части рассчитана на некомпетентного обывателя. Власть очень даже помогает и словом и делом, но сейчас не об этом.

    Лет пять назад в одной из статей в "Шансе" я спрогнозировал, что в Малоярославце будут восстановлены/отремонтированы все православные храмы и задался вопросом насчёт детских садов и школ. На сегодняшний день, конечно, я ошибся - признаю - ремонтом обошли часовню внизу Интернационального проезда и музей 812 г. продолжает удерживать от православных адептов часовню майора Максимова, но наш монастырь расцветает прямо на глазах, все другие храмовные здания отремонтированы (хотя бы по фасаду), в 2009 г. воссоздан храм Преображения Господня на Пролетарской, построена часовня на монастырской площади, принято думское решение о строительстве часовни недалеко от Кургана Славы, открыта православная гимназия, планируется сооружение памятника священнику Васильковскому, но не построено ни одной школы, ни одного детсада. Так что предлагаю уважаемым священнослужителям снять с себя обиженную личину и не пудрить мозги пастве.

    Теперь по району ширится движение с вектором каждому сельскому населённому пункту по своему храму. Здесь две дороги: строительство новых, как в Детчино или Кудиново или восстановление прежних как в Недельном. В прошедшем феврале "Малкрай" поместил большую статью Марины Гнесенской "Спасём храм от разрушения"! Речь идёт о церкви Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы в с. Лукьяново Малоярославецкого района. Тут надо уточнить: храм уже разрушен и спасать его остатки надо не от разрушения, а от полного уничтожения. Она же сообщает, что уже есть инициативная группа и объявляет сбор средств.

    В прошлом году на информационном портале "Шанса" прошла подобная информация с дискуссией о церкви в д. Маклино. Её также надо спасать и ряд жителей проникся этой идеей. Я тоже что-то там говорил, и мой давнишний оппонент под ником "Крендель" адресовал меня к отцу Николаю. Позвонил батюшке, мы встретились (оказалось он помнит меня ещё по работе в гор.администрации), переговорили, он пообещал подготовить кое-какие документы, перезвонить, а я напишу статью. Прошло больше года, то ли батюшка забыл о своем обещании, то ли побрезговал моим обществом, которое разбивает привычный и удобный штамп, что все атеисты - ярые враги церкви.

    4 апреля в МФЮА состоялись ХIV Радищевские чтения, на которых с сообщением "Из истории церкви во имя Михаила Архангела в с. Марьино (сейчас Маклино - прим. А.И.) Малоярославецкого уезда" выступила Е. А. Назарян. Тут же была продемонстрирована уникальная фотография начала прошлого века этого храмовного здания, собственником которой является В. И. Меленчук, также участвовавший в чтениях. С их благосклонного согласия я представляю на суд читателей следующий материал.

    Село Марьинское - старинная вотчина князей Щербатовых, потомков удельных князей Оболенских. В документах, хранящихся в Госархиве Калужской области (ГАКО), есть прошение владельца сельца Марьинского князя Ивана Осиповича Щербатова, датируемое 1706 г. Он писал в Патриарший Казённый Приказ, что от церкви Михаила Архангела в Марьинском остался только погост и просил разрешения построить новую с тем же названием. Старая церковь, возможно, была разрушена в Смутное время или просто обветшала, и служба в ней прекратилась. Задуманное было осуществлено, и в 1707 г. воссозданная деревянная церковь была освящена.

    С некоторого времени с. Марьинское начинают именовать также "Марьино" и "Архангельское" (по названию храма). В архивных документах одинаково часто встречаются оба эти названия.

    Внучка Ивана Щербатова Анна вышла замуж за Николая Степановича Лопухина, и потомки этой семьи владели Марьиным в 1740 - 1770-х г.г. Во всяком случае, во время Генерального межевания владелицей села названа "Анна Ивановна Лопухина, вдова полковника". В 1764 г. (по другим документам в 1773 г.) вместо деревянной церкви на деньги помещицы А.И.Лопухиной была построена каменная с тем же названием церковь с колокольней. Именно это здание и сохранилось до наших дней, правда, в весьма измененном виде - колокольня была разобрана, а к нему уже в советское время с двух сторон сделали двухэтажные постройки.

    В конце 1780-х г. имение перешло тайному советнику сенатору Николаю Ефимовичу Мясоедову. "За ним в селе Марьине 139 душ". Н. Е. Мясоедов начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку в 1765 г., вскоре получил звание капитана и вышел в отставку в чине бригадира. Штатская карьера складывалась успешно, в 1775 г. Николай Ефимович получил чин титулярного советника, а в 1776 г. был назначен секретарем Оружейной канцелярии в Туле. 6 марта 1784 г. Н. Е. Мясоедов был определен Тульским вице-губернатором. Первым браком женился на Аграфене Сергеевне Щербатовой, дочери князя Сергея Осиповича Щербатова. Видимо, в приданное за женой и получил имение в Марьине. В 1801 г. Аграфена Щербатова умерла. В 1803 г. Мясоедов стал директором Главной соляной конторы, позднее исполнял должность вице-губернатора Москвы. В том же 1803 г. женился на бывшей фрейлине Марии Алексеевне Измайловой. В столице Мясоедовы проживали в собственном особняке на Большой Дмитровке, при котором имелся крепостной театр. Маловероятно, что они приезжали в свое малоярославецкое имение.

    В октябре 1812 г. Малоярославецкое сражение захватило и территорию села Марьино. В начальной фазе сражения, примерно в версте по дороге от Марьино к городу находилась кавалерия под командой Дорохова, в середине сражения - уже ближе к Марьино, по левую сторону от дороги - пехота 2-го корпуса в батальонных колоннах, за батареями правого фланга; а справа от дороги на возвышенности - кавалерия 2-го и 3-го кавалерийских корпусов, опять же за мощными батареями. В конечной фазе сражения, впереди Марьино, примерно в версте, справа от дороги, находилась часть кавалерии, а вся русская армия заняла позицию в полуверсте за Немцово (сейчас - дер. Радищево), "оседлав" большую дорогу.

    После сражения, на погосте церкви во имя Архангела Михаила были захоронены русские солдаты и офицеры. В ГАКО сохранился ряд документов о подготовке в Калужской губернии к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г. В частности было выявлено распоряжение начальника штаба Московского военного округа, в котором указывалось, что полицейские чины обязаны сообщить "имеются ли в пределах Калужской губернии братские могилы, относящиеся к 1812 году, имеются ли на них памятники и если имеются, то требуют ли они ремонта и какого именно, с подробным исчислением расходов".

    В рапорте пристава I стана Малоярославецкого уезда Василия Пигулевского указано, что "в селе Марьино, Марьинской волости в церковной ограде - память о существовании коей поддерживается - небольшой холм земли, на котором поставлен деревянный крест с надписью, что "в данном месте погребены русские воины, павшие в битву с французами". Крест… временами исправляется тщанием крестьян с. Марьино, возобновление существующего креста стоит около 25 руб." Это единственное известное упоминание о захоронении русских воинов 1812 года на погосте церкви во имя Архангела Михаила. На сегодняшний день братская могила утрачена.

    В 1820-х годах имение в Марьино принадлежало участнику Отечественной войны 1812 г. полковнику Ивану Николаевичу Вепрейскому. Он родился в 1778 г. в Орловской губернии в семье отставного поручика. На родине за ним числилось 83 души. В 1799 г. закончил Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус (АИШКК), и был определен подпоручиком в батальон генерал-лейтенанта Батурина. Участвовал в войне с Францией 1807 г., русско-шведской войне 1808 - 1809 гг. В Отечественную войну 1812 г. в чине капитана 1-й артиллерийской бригады принимал участие в Бородинском сражении, также в сражениях при Малоярославце, Красном, Витебске. Затем участвовал в заграничных походах в Герцогстве Варшавском, Силезии, Саксонии, Богемии, в сражениях при Лейпциге, Магдебурге и Гамбурге. Ранений и контузий не имел, в плену не был. В 1823-1830 гг. поселился в Малоярославце и был предводителем уездного дворянства.

    В 1847 г. у церкви, стоявшей рядом с усадьбой, была перестроена колокольня. Это произошло по заказу подполковника Александра Юрьевича Поливанова, которому, вероятно, принадлежала усадьба в тот период.

    Метрические книги Марьинской церкви сохранились за период с 1781 по 1917 гг., т.е. почти за 150 лет. Эти книги позволяют получить представление о некрополе с. Марьино, который, надо полагать, содержит от трёх до семи тысяч имён. На церковном погосте производились захоронения всех прихожан Марьинского прихода, в том числе владельцев села и членов их семей, и церковнослужителей. В метрических книгах указано также, что погост располагался при церкви.

    На протяжении 2-й половины XIX в. Марьиным владела Екатерина Никаноровна Адамс. Очевидно, при ней около парка было построено несколько небольших жилых и служебных зданий, возможно, и сохранившийся до сих пор погреб. Среди владельцев усадьбы упоминается титулярный советник Валериан Любимович Адамс, судья малоярославецкого уездного суда. Он скончался в г. Туле, в связи с чем Тульским губернатором был выдан открытый лист "на провоз тела умершего в его родное село Марьино для предания там земле" . Адамсы были последними владельцами Марьино. 22 ноября 1918 г. Марьинским Волостным Исполнительным Комитетом было принято решение переименовать Марьино в Маклино в память Октябрьской революции и в честь Джона Маклина - одного из руководителей левого крыла Британской социалистической партии. В советское время на территории усадьбы располагался колхоз "Большевик", уже в постсоветской России преобразованный в акционерное общество закрытого типа "Большевик".

    Церковь была закрыта в 1930-х годах. В 1950 г. в бывшей церкви с. Марьина была устроена металлообрабатывающая мастерская, в 1970-х - кожевенная мастерская. В 1990-х помещение бывшей церкви было приватизировано и на сегодняшний день находится в частной собственности (скорее всего, собственником является Н. М. Кардаш). На месте церковного кладбища сейчас лесопилка.

    Т.о., храм во имя Архангела Михаила - это, во-первых, памятник архитектуры II-й половины XVIII в., во-вторых, свидетель Малоярославецкого сражения, в-третьих, это культовое сооружение, на погосте которого захоронены несколько тысяч жителей деревни Маклино и, в том числе, русские воины, погибшие в Малоярославецком сражении. Это наша память, наша история, наше культурно-историческое наследие.
    В дальнейшем я рассчитываю продолжить журналистское расследование на эту тему.


    А.Исаченко
     
    Последнее редактирование модератором: 2 ноя 2014
    Любовь Н., Khron, Wolf09 и 5 другим нравится это.
  5. Offline

    MikeGorby Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2013
    Сообщения:
    2.510
    Спасибо SB:
    4.749
    Отзывы:
    201
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калужская обл
    Feldkur, макеты церквей-это великолепная идея.
    Фотографии, репродукции с изображением церквей, монастырей есть у многих.
     
    Комбат нравится это.
  6. Offline

    Комбат Поручикъ

    Регистрация:
    13 авг 2014
    Сообщения:
    89
    Спасибо SB:
    225
    Отзывы:
    9
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калуга
    Интересы:
    поиск и коп
    MikeGorby,
    Полностью согласен с вами , но есть идейка получше...Поставить бы крест поклонный героям 1812года в том месте, вот это ДА... Реконструкторы и историки по войне 1812г. ... ПОДКЛЮЧАЙТЕСЬ...!!!
     
    Wolf09 нравится это.
  7. Offline

    MikeGorby Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2013
    Сообщения:
    2.510
    Спасибо SB:
    4.749
    Отзывы:
    201
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калужская обл
    В любом деле нужны сподвижники.
    Виталий, известной вам Елене Ник. поступило предложение по работе в историческом плане. Колеблется, а вдруг не справится.
    Если что, можно было бы помочь ей.
    Тут каждое лыко в стоку.
     
  8. Offline

    Левко Новобранец

    Регистрация:
    19 фев 2015
    Сообщения:
    1
    Спасибо SB:
    2
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    РФ, М.О., г. Подольск
    Интересы:
    Интересуюсь историей Малоярославца
    Сообщения объединены, 19 фев 2015, время первого редактирования 19 фев 2015
    Здравствуйте! Вы что-нибудь узнали нового о захоронении русских воинов у церкви Архангела Михаила в с. Марьине? Есть желание поучаствовать в возведении монумента на этом месте, если это возможно.
     
    Комбат и Юлиа нравится это.
  9. Offline

    Комбат Поручикъ

    Регистрация:
    13 авг 2014
    Сообщения:
    89
    Спасибо SB:
    225
    Отзывы:
    9
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калуга
    Интересы:
    поиск и коп
    ЗДРАВСТВУЙТЕ ВСЕМ!!! НИ КАКИХ НОВОСТЕЙ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ БОЛЬШЕ НЕТ...
     
  10. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.564
    Спасибо SB:
    96.160
    Отзывы:
    1.459
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    2 (1).jpg
     
    Юлиа и Любовь Н. нравится это.
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.564
    Спасибо SB:
    96.160
    Отзывы:
    1.459
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Разрушенная церковь в селе Васцы (Калужская область Юхновский район). Фото 1973 года. Автор:В. Егоров

    1.jpg

    Мещовск. Церковь Преображения Господня (Калужская область Мещовский район). Фото 1950-1960 гг.

    2.jpg

    Мещовск. Благовещенский собор (Калужская область Мещовский район). Фото 1990 года. Автор:А.Агафонов

    3.jpg

    Церковь Георгия Победоносца (Калужская область Мещовский район). Фото 1990 года. Автор:А.Агафонов.
    Двухэтажная кирпичная церковь, построенная в 1691 г., вероятно, на средства Лопухиных, и реконструированная в 1-й пол. XIX в.
    Двусветный трёхапсидный четверик на подклете, перекрытый куполом с главкой, с галереями и трёхъярусной колокольней в стиле классицизма, построенной в 1820 г.
    Закрыта не позже 1932 г.

    4.jpg

    Реставрация 1 ноября 2014 г.

    01762_20141107_224725.jpg
     
    Юлиа и PaulZibert нравится это.
  12. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.564
    Спасибо SB:
    96.160
    Отзывы:
    1.459
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Мятлево. Износковский район. Церковь Вознесения Господня
    1941 год

    1.jpg

    Кирпичная трёхпрестольная церковь с временной деревянной колокольней построена в 1907 г.
    Закрыта в 1938 г., использовалась под склад.
    Подорвана в 1941 г. отступающими советскими войсками.
    На месте церкви в 90-е гг. ХХ в. выстроен Скорбященский храм.

    3.jpg

    Мятлево. Износковский район. Церковь Вознесения Господня
    1941 - 1942 гг

    2.jpg

    000.jpg

    4.jpg

    5.jpg
     
    Любовь Н. и Юлиа нравится это.
  13. Offline

    Petro77 Приказный

    Регистрация:
    12 ноя 2019
    Сообщения:
    19
    Спасибо SB:
    41
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калуга
    Интересы:
    краеведение
    Село Букань Людиновского района Калужской обл. Церковь Казанской иконы Божией Матери во время оккупации.
    Немецкие фотографии.

    Каменная трёхпрестольная церковь с каменной колокольней и оградой на кирпичном цоколе с кирпичными столбами и деревянными балясинами построена в Букани в 1828-1829 гг. в стиле провинциального классицизма на средства прихожан. К одноглавому увенчанному ротондой храму примыкала протяжённая трапезная и приземистая трёхъярусная колокольня со шпилем. Приделы во имя святителя Николая Чудотворца Мирликийских и мученицы Параскевы Пятницы освящены в 1900 и 1912 гг.
    По штату 1873 г. церковь относилась к 5-му классу.
    Во время оккупации фашисты последовательно разрушали церковь - сначала взорвали колокольню, потом трапезную. Почти полностью церковь была разрушена в 1943 г во время жестоких боёв в районе Букани (д. Букань переходила из рук в руки 8 раз).

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (Спасибо за интересный материал!) 19 ноя 2019
    Wolf09 и PaulZibert нравится это.
  14. Offline

    Petro77 Приказный

    Регистрация:
    12 ноя 2019
    Сообщения:
    19
    Спасибо SB:
    41
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калуга
    Интересы:
    краеведение
    Храм Казанской иконы Божией Матери (Казанский Собор). г. Людиново, Калужская обл.

    В соборе находился один из двух(второй был в г. Дятьково, Брянская обл.) хрустальных иконостасов России (да и в мире таковых нигде не было...)

    Начало истории.

    Первый храм в Людиново построен на деньги П. Е. Демидова для рабочих Людиновского железоделательного завода. В каком году заложен храм, точно неизвестно.
    Однако уже в описи 1782 уже упоминается "церковь деревянная пророка Илии с приделом пророка Елиссея".
    На плане 1795 г. показана "церковь святых пророков Илии и Елиссея внутри и снаружи выштукатуренная деревянная".

    В 1802 году П.Е. Демидов чуть севернее старого деревянного храма начал строительство нового каменного трехпрестольного,
    с каменной колокольней (Рошефор «Опись церковных памятников Калужской губернии» СПб, 1882 г., с. 27).

    Центральный престол храма был устроен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный (левый) в честь святителя Николая Чудотворца и южный в память первого деревянного храма - в честь св. пророка Божия Илии.

    Завершение строительства храма и его освящение произошло в 1820 года уже при новом владельце Людиновского и Сукремльского железоделательных заводов - Мальцове Иване Акимовиче.

    Храм представлял собой крестообразное в плане, каменное здание с едино устроенной, примыкающей к трапезной части храма колокольней.
    Высокий барабан центрального купола с 12 большими арочными окнами покоился на четырёх опорных столбах. Его завершал барабан меньшего диаметра с 6 малыми окнами и небольшим, почти шлемообразным куполом, увенчанным восьмиконечным крестом.
    Апсида снаружи была украшена круглыми колоннами с литыми чугунными капителями и базами коринфского ордера.
    Боковые алтари были отмечены на кровле приделов небольшими световыми башенками прямоугольной формы, с прямоугольными окнами. Башенки венчались миниатюрными куполочками. Каменная колокольня - трёхъярусная с часами и высоким шпилем.

    В целом внешняя, архитектурная часть храма первоначально была выдержана в стиле «русского барокко», позже, примерно в 1850 годы, храм был расширен и перестроен в типичном классическом стиле ХIХ в.

    Уникальными же особенностями внутреннего убранства были:

    - это великолепный хрустальный иконостас всех трех алтарей, выполненный как бы заедино и хрустальный престол главного алтаря. Насколько нам известно, это один из двух хрустальных иконостасов России ХIХ в., они оба были устроены заводчиками Мальцовыми, потомственными «стекольщиками».
    Второй был в храме с. Дятьково - деловой «столице» фабрично-заводского округа С. И. Мальцова, который литератор Немирович-Данченко называл «Америкой в России». К великому сожалению ни один из двух иконостасов не сохранился, кроме нескольких хрустальных плиток в «Музее хрусталя» г. Дятьково и хрустального креста в мини-музее нашего храма, а о былом великолепии Людиновского иконостаса свидетельствуют лишь чудом уцелевшие фотографии;

    - четыре замечательных церковных «паникадила» со множеством хрустальных подвесок, одно, пятиярусное - в главном куполе в центре храма, второе, среднее - в трапезной части и два поменьше - в боковых приделах. Говорят, что когда они возжигались, создавалось необычайное по красоте впечатление от блистания и переливов и сверкания, отражающегося в хрустальных гранях света;

    - по бокам и в западной части трапезной были устроены по три яруса балконов на ребристых чугунных литых коринфских колоннах с чугунными фигурными перилами и лестницами. В боковых приделах были устроены таким же образом хоры. Эта удивительная чугунная колоннада трапезной части храма придавала ему особый интерьер, не совсем характерный для православной церковной архитектуры.

    Над царскими вратами помещалась картина - холст "Тайная вечеря". Картина была привезена из Италии и принадлежала, как считают, кисти Тициана,
    или была хорошей копией его полотна(что скорее всего). Уничтожена, как и иконостас, при разграблении храма большевиками.

    При соборе была хорошая приходская библиотека и действовало «Общество любителей церковного пения».
    В конце ХIХ - начале ХХ веков при храме всегда было 2 профессиональных хора - взрослый и детский (сохранились фото 1910 и 1929 гг.).

    Первым настоятелем собора в 1820 году, по имеющимся данным, был священник Николай Остроумнов, диаконом Димитрий Карасев, старостой был избран Григорий Бурылев. К храму тогда же было приписано 8 человек певчих, а регентом хора был назначен Владимир Фирсов, присланный из Тулы.
    Последним же настоятелем Казанского собора оказался священник Павел Нестеров, который долгое время служил в храме.
    Он упоминается еще в 1910 году, при нем же в штате 1916 года указываются еще священник Николай Попов, священник Симеон Баталин, дъякон Лаврентий Рождественский, псаломщики Василий Рождественский и Тимофей Спасский, и.д. псаломщика Василий Кушневский.
    Обычно при храме служил один диакон, но на лето «выписывали» протодиакона из губернии (т.е. из Калуги).

    О самом о. Павле Нестерове к сожалению мало что известно, лишь устные свидетельства Строчилиной И.П.,
    у свекрови которой в известном в Людиново «доме Строчилиных», квартировал о.Павел с семьей в 30-е годы, как о добром и отзывчивом человеке, весьма образованном и интересном собеседнике, который очень любил детей.
    (Возможно, что его родственница похоронена на старом городском кладбище справа от могилы прот. Николая Витуна - Александра Семеновна Нестерова, род. 19 апреля 1865 года).

    Что стало с самим о. Павлом после его ареста вместе с матушкой в 1935 году неизвестно, хотя некоторое время передавались им в ссылку, в Сибирь, продукты, даже было несколько писем от их сына из Челябинска, который якобы стал там директором завода.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]


    Внутреннее убранство собора (фото сделаны уже после закрытия в 1930 г )

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]


    Хрустальный иконостас в г. Дятьково :

    [​IMG]

    Сегодня: Единственный в мире хрустальный иконостас в храме-памятнике «Неопалимая Купина» в г. Дятьково
    источник фото : rustur.ru/mir-sverkayushhix-granej

    [​IMG]
     
    2bellum и Wolf09 нравится это.
  15. Offline

    Petro77 Приказный

    Регистрация:
    12 ноя 2019
    Сообщения:
    19
    Спасибо SB:
    41
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калуга
    Интересы:
    краеведение
    Храм Казанской иконы Божией Матери (Казанский Собор). г. Людиново, Калужская обл.

    Продолжение истории. Закрытие храма.

    12 марта 1929 на заседании Людиновского Горсовета ставится вопрос о закрытии храма на основании письма рабочих Песоченского чугунно-литейного завода и фаянсовой фабрики.
    21 марта 1929 еженедельная газета Людиновского завода "Грохот станков" (от 21 марта 1929 года № 23)писала:
    "Особенно бурно, с большим подъемом, громовыми аплодисментами и возгласами "ура" была принята резолюция о немедленном закрытии церкви и передачи ее для Дворца культуры, а имеющуюся церковь на кладбище использовать для верующих".
    Там же опубликовано и "Обращение рабочих и служащих Песоченского чугунно-литейного завода и фаянсовой фабрики к рабочим Людиновского завода" в поддержку закрытия церкви в Людинове.

    29 марта этот вопрос рассматривался на президиуме Бежецкого исполкома, который решил поддержать ходатайство Людиновского горсовета
    о закрытии Казанского храма и использования его под Дворец культуры и направил материалы для окончательного решения в Губисполком.
    Необходимость закрытия храма мотивировалась тем, что в п. Людиново два храма, верующих всего 728 человек из 12 000 населения и "имеется острый недостаток в культпросветучреждениях".
    Закрыт же был Казанский собор накануне праздника Сретения - 14 февраля 1930 года.

    Верующие людиновцы долго сопротивлялись, даже устроили круглосуточное дежурство по 10-15 человек, и только с помощью привлечения вооруженного воинского подразделения (по утверждению некоторых - именно «латышских стрелков») храм смогли отобрать у верующих и разорить.
    Этот драматический момент запечатлен на фотографии, сделанной тайно с чердака Народного Дома (сейчас это здание Дворца культуры).

    Местная Людиновская милиция брать штурмом храм не решалась. Тогда администрация пригласила солдат из полка латышских стрелков,
    и 14 февраля 1930 г., под праздник Сретения Господня, храм был занят военными.

    закрытие храма 14 февраля 1930 г
    [​IMG]
    По воспоминаниям очевидцев, в момент закрытия храма в городе скопилось очень много военных, был мобилизован взвод охраны Локомобильного завода.
    Руководили закрытием храма председатель исполкома Башкиров Николай, а также Алексей Иванович Фокин.
    К всенощной собралось множество людиновцев, но в храм их не пустили. Этот драматический момент запечатлен на фото, сделанном тайно с чердака рабочего клуба, бывшего при Мальцове Народного дома. Закрытие храма сопровождалось кощунственным поведением в нем латышских стрелков.
    Люди, стоявшие вокруг храма, плакали. Несколько человек из борцов за "новую жизнь" залезли на купол и колокольню и сбросили кресты.

    Также были сброшены колокола, праздничный звон которых был слышен даже в Букани и в Космачево, а в хорошую погоду и в Жиздре.
    "Тайную вечерю" солдаты вырезали из рамы и на глазах верующих разорвали на куски и сожгли, несмотря на уговоры людей, которые, предлагая деньги, просили отдать полотно им.

    После закрытия людиновского храма в 30-е годы прошла волна репрессий по всему району.
    По официальным данным в то время пострадало 16 священно- и церковнослужителей, из них 11 человек было расстреляно.

    В их числе священник Афанасий Нагибин (осужден Особой тройкой УНКВД Орловской области 15 ноября 1937 г., приговорен к высшей мере наказания,расстрелян 23 ноября 1937 г.), псаломщик Казанского собора Бондарев Алексей Федорович (осужден Особым совещанием коллегии ОГПУ 18 января 1930 года, приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, повторно был осужден тройкой УНКВД Западной области в 1937 г . и расстрелян 8 сентября того же года).

    Последним настоятелем Казанского собора был священник Павел Нестеров

    Людиновский исполком 25.06.1930 отчитался о том, что на территории района закрыт один храм в г. Людиново,

    После закрытия храм был отдан под склады Центрального рабочего кооператива и райплодсоюза. Ценности изъяты и переданы Госбанку(на основании письма из ГАБО), часть икон люди смогли спасти, укрыв их на чердаках и в сараях.

    В 1933 в трапезной части храма устроен кинотеатр. Кроме складов, перенесенных в восточную часть храма, в его западной части устроили кинотеатр,
    отделив его деревянной перегородкой, который работал до самой войны.
     
    PaulZibert нравится это.

Поделиться этой страницей