д.Болваны Рославльский район Смоленская область Ранее: д.Болваны Радичская волость Рославльский уезд Смоленская губерния "Недалеко от села Харикова, в Радичской волости, Рославльского уезда среди коноплянников крестьян деревни Болваны, находится идол, от времени обратившийся в нечто бесформенное, но у него все-таки можно заметить голову, распростертые руки и туловище. Некоторые принимают это изваяние за пограничный крест, другие видят в нем языческое божество Велеса. Идол пользуется среди местных крестьян большою популярностью, и жители окрестных деревень чтут его, как святыню; самое название деревни: «Болваны», по свидетельству многих лиц, получило начало от этого идола. О происхождении его среди крестьян существует много легенд; но самая распространенная следующая — «Это было давно», — говорят крестьяне. «Наша бабушка (так они называют этого идола) пасла свое большое стадо овец и помогала многим людям в болезнях; но вот она прогневала чем-то Бога, который обратил ее и ее овец в камни». Вот причина, по мнению крестьян, почему на поле, где стоит истукан, встречаются камни. «Это все бывшие овцы», говорят крестьяне. Но крестьяне больше называют истукан этот «бабушкой» и верят в какую-то особенную силу ее: она защищает, по их мнению, посевы от градобития, гроз, неурожаев, от эпидемических болезней и других несчастий и считается покровительницею конопли. Всякая непочтительность к ней не остается безнаказанной. Во время весенних праздников:Семика, Духова и Троицина дня крестьянские девушки украшают идола цветами, зелеными ветками и проч.; здесь они веселятся и славят его. Этот обычай до сих пор не может ослабить православное духовенство. Помещик, г. Пенсий, хотел купить у крестьян этого идола; но крестьяне и слышать не хотели об этом. Тогда он тайно увез «бабушку» ночью, а место, где она стояла, посыпал пеплом. Вероятно, г. Пенский полагал, что крестьяне, заметив пепел, подумают, что «бабушка» их улетала на небо. Но крестьяне не поверили такой нехитрой выдумке и после долгих розысков узнали о месте пребывания своей «бабушки» отправились к г. Пенскому миром и силою отобрали у него идола. Так дорожат этим идолом соседние крестьяне. В 1890 г., заведующей Смоленским историческим музеем С.П. Писарев, узнав о существовании этого каменного изваяния, обратился к начальнику губернии с просьбою, в которой, указав на то, что крестьяне деревни Болваны благоговейно чтут идола, что в христианском мире не может быть терпимо, как культ языческого бога; сохранить же изваяние это следует на память последующим поколениям, как остаток глубокой языческой старины, — ходатайствовал об оказании содействия относительно доставки этого изваяния в музей, где ему рациональнее находиться, чем на поле, близ невежественной толпы поселян, традиционно придающих ему значение, не соответственное просвещенному нынешнему веку. В том же году последовал на ходатайство заведующая ответь, в котором, между прочим, сказано, что Рославльский исправник, которому было поручено это дело, донес, что каменное изваяние это имеет вид человеческого туловища, грубо высеченного из сероватого камня, представляющего в своем основании пирамиду, обращенную вершиною вниз, глубоко входящую, по словам крестьян, в землю. Указав затем на неудавшуюся попытку г. Пенского завладеть этим идолом, исправник присовокупил что, по мнению станового пристава, весьма возможно ожидать со стороны крестьян деревни Болваны сопротивления и даже насилия полицейскому чиновнику, в случае отобрания у них этого идола, так как даже духовенство не может оказать никакого влияния на ослабление их суеверия. В виду этого обстоятельства начальником губернии предложено было Рославльскому исправнику приостановиться принятием каких-либо мер к доставлению этого изваяния в исторически музей без добровольного согласия на это со стороны крестьян деревни Болваны" Источники: Грачев В.И. Иллюстрированный путеводитель по г. Смоленску // Смоленск, 1908. С. 10-13 Грачев В.И. Каменные бабы //Смоленский вестник от 25 марта 1892г. №35