д.Боярщина Демидовский район Смоленская область Воспоминания Анисима Николаевича Очакова о юности, прошедшей в д. Боярщина Поречского уезда (ныне Демидовский район). Мужчины на войне. Деревня Боярщина бедняцкая, хлеба-то вволю не кушали. Носили все свое домотканное. Учебу пришлось прервать, так как матери одной было трудно. Ходил на поденщину — косил сено, молотил рожь, дрова пилил. О революции узнали от солдат. Они возвратились с фронта, поговаривали о дележке земли. В скором временя заявился верхом на коне и с винтовкой мой отец. Он стал председателем комбеда. И тихая жизнь в деревне кончилась. Редкий день проходил без собрания. Делили землю поровну. У кулаков отбирали хлеб, инвентарь. Бедняков обеспечивали семенами. Они приветствовали Советскую власть, а кулаки затаили злобу, выжидали... Я в то время гордился тем, что мне поручали составлять списки кулаков, у которых нужно изъять излишки хлеба, ходил на все сходы. Помню, приехали к нам в деревню большевики: председатель укома партии Яков Демидов, начальник уездного земотдела Мачалов и бедняк из соседней деревни Андреево Фрол Васильков для избрания делегатов на уездный съезд. Собрание тогда не состоялось, помешали кулаки. Оно прошло позже. В 1918 году богачи братья Жигаловы подняли восстание. Они захватили и разграбили Поречье, зверски убили Якова Демидова и других замечательных большевиков. Однако присланный из Смоленcка отряд большевиков с броневиком быстро ликвидировал ядро кулацкой банды и восстановил Советскую власть. Но братья Жигаловы ускользнули и стали отъявленными бандитами, Однажды к моему отцу, как к председателю комбеда приехал секретарь Укома комсомола Саломягин, который был представителем по Бородинской волости. Увидев меня» он предложил вступить в комсомол. Утром мы уехали в дер. Борода, где меня не только приняли в комсомол, но и избрали делегатом на губернскую конференцию. Комсомольцам для борьбы с бандитизмом выдавали в то время винтовки. Из Поречья до Рудни был самый ближний путь, но и самый опасный. В округе притаились бандиты. И мне пришлось ехать на станцию Лелеквино на перекладных. Конференция состоялась в конце 1919 года. Время было суровое. В кабинет секретаря губкома комсомола тов. Чаплина собралось человек 18 — от каждого уезда по одному—три комсомольца. Еще не во всех уездах были созданы комячейки. А нужно было вести борьбу с бандитизмом, ликвидировать неграмотность, вести культработу на селе, антирелигиозную пропаганду. Обо всем говорил тов. Чаплин. Выше среднего роста, в шинели внакидку, в гимнастерке и заячьей папахе он страстно призвал развернуть культурную революцию на селе. Мне в то время было 16, а ему, вероятно, 20 лет. Еще не все доходило, но нравилась горячность, убежденность, непоколебимая вера выступавших. Возвратившись в дер. Борода, я рассказал о конференции. Решили действовать без промедления. Комсомольцы на следующий же день взбудоражили молодежь. И вот на площади перед деревней собралось около 300 парней и девушек. Начался митинг. Комсомольцы горячо творили о том, что религия это опиум для народа, что мы не можем терпеть церковь в своей волости и т. д. Было решено снять колокол, убрать иконы и вообще закрыть церковь. Однако кулаки прознали о наших намерениях и во все села направили гонцов. Не успел окончиться митинг, как площадь окружили мужики и бабы с кольями, вилами, косами, а то и просто с палками в руках. До кровопролития дело не дошло, но кое-кто получил увесистых подзатыльников. Второй раз иа закрытие церкви не посягали, пошли по другому пути: организовывали в селах кружки художественной самодеятельности, обучали население грамоте. В 1925 году, после возвращения из армии, меня избрали председателем Андреевского сельсовета. Обстановка в деревнях в то время была не только тяжелая, но и опасная. Единоличники были заинтересованы в том, чтобы больше получать сельскохозяйственной продукции, Бедняки освобождались от продналога, на середняка — норма, а с кулаков взималась надбавка до 100 процентов. Вот это-то и вызывало приступы ярости у богатеев. Часто при взимании продналога они оказывали сопротивление. Приходилось вызывать милицию. Однажды мы возвращались вдвоем с секретарем сельсовета Семеном Абрамовичем Павлюченковым из уездного города. Не успели доехать до бани, стоящей у дороги, как загрохотали выстрелы. Лошадь сразу упала, а мы — кубарем в придорожную канаву. Что делать? У кулацких сынов обрезы, а у нас наганы. Пришлось перебежками оторваться на недосягаемую дистанцию. Такие засады устраивались часто. Но особенно возобновилась ожесточенная борьба в период коллективизации. В то время я уже вступил в партию. ...Оглядываясь сейчас назад, невольно начинаешь чувствовать н ценить то время, когда в период разрухи, голода и борьбы комсомольцы, да н не только они, верили в счастливую жизнь и отдавали все силы для ее строительства. Все, о чем мы мечтали, сбылось. Опубликовано в газете "Искра" от 28.10.1966г.
Времена были.. Не знаю, можно ли здесь это спрашивать? Нигде не видели информацию о родственниках Никола́я Па́вловича Чаплина? Знаем, что он был дядей прадедушки (дворянина, кстати). Он к нему во время учебы в педагогическом ездил, у него оставался. Но не можем найти документальную пока что связь. С какой стороны он дядя. Может быть есть у кого—то информация о его происхождении? Нашла пока только информацию о братьях, сестре. Книгу внука из Штатов. Но с какой стороны он дядя — так и не поняли)