с.Дмитриевы Горы Меленковский район Владимирской области

Тема в разделе "Владимирская область", создана пользователем Wolf09, 14 авг 2018.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    832b7581c54663f2c9cb3b2eb28d5d38.jpg
    img.jpg
    melen.png
    Дмитриевы Горы — село Меленковского района Владимирской области России.
    Центр Дмитриевогорского сельского поселения.

    Расположено в 23 км от города Меленки. На берегу реки Ока. «Село Димитриевы Горы на берегу реки Оки и при речкахъ Ястребке и Долговке, находится въ 20-ти верстах от уездного города Меленок (Меленковский уезд) и в 160-ти от губернского Владимира».

    Городище (р.ж.в.) расположено в 1 км. к северу от села Дмитриевы горы, мыс левого коренного берега р. Ока при впадении в ее долину глубокого оврага. Площадка подтреугольная в плане, вытянута с севера на юг, размеры ее 65х55 м., с востока она ограничена обрывом к Оке, с юга и запада - системой оврагов. Сохранились остатки кольцевого вала высотой 1 м. при ширине в основании 10-12 м. Ров не прослеживается. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, в т.ч. горшки баночной формы с поддонами, а также сковороды, предположительно городецкой культуры.

    Селище (14-17 вв.) расположено в 0.2 км. к юго-западу от села Дмитриевы горы, левый берег ручья Ястребка, левого притока р. Ока, 3 км. от устья. Протянулось вдоль берега ручья с северо-запада на юго-восток, размеры ок. 200х80 м., высота над ручьем 3-4 м. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. красноглиняная 14-15 вв.

    Одна из версий связывает название Дмитриевы Горы с именем князя Дмитрия Донского (1363 - 1389 гг.), который в этом месте переправлялся через Оку во время своего похода к Куликову полю.

    В писцовых книгах 1628-1630 гг. две трети села Димитриевых Гор значатся старинной вотчиной Семена Волынского, перешедший к нему от деда его, а остальная треть куплена Волынским у гр. Чиркова; в селе тогда были двор вотчинников, двор приказчиков, 6 дворов задворных людей и 16 дворов крестьянских. О церкви в писцовых книгах не упоминается.

    В нач. XIX в. Ока протекала в 7-ми верстах от Дмитриевых Гор, делая против села крутой изгиб к востоку, затем вода пробила прямое течение, и село оказалось на берегу нового протока, который за свое направление и назван «Прямицей».

    До революции Дмитриевы Горы - центр Димитровско-Горской волости Меленковского уезда.
    В 1859 г. наиболее крупные населённые пункты:

    Гусевский чугунный и железный завод (5 327 чел.); Меленки (4 736 чел.); Гусевская хрустальная фабрика (3 282 чел.); Дмитриевы Горы (1 406 чел.)… В 1897 г. население в Дмитриевых Горах - 1854 чел.

    Дмитриево-Горская земская аптечка

    В 1900 г. приходящих больных было принято в аптечке первичных 3514 чел. обоего пола, против прошедшего года более на 791 чел., а посещений ими сделано 6627 чел., более прошедшего года на 1490 чел. обоего пола. Аптечкой заведовал фельдшер Сафонов, врач ездил 2 раза в месяц.

    Оспы фельдшером Софоновым было привито 366 детям, а вместе с фельдшерами при Меленковской амбулатории всего 2199 детям. Рецептов в 1900 году выдано 7123 рецепта, а вместе с Меленковской амбулаторией, помимо больничных рецептов 38523 рецепта. Врачом принято было 690 чел., слабые больные навещались на дому.

    Было очень много лихорадящих больных, именно: 967 чел., затем много больных корью, которая господствовала во всех селениях Дмитриево-Горской волости и благодаря весьма плохому уходу родителей за детьми, было много смертных случаев: некоторые брали лекарства, но оставляли его нетронутым или же вовсе не желали брать лекарства, другие прямо высказывали, что им желательно даже, чтобы ребят «несколько поубавилось». В д. Муратовой был тиф. Скарлатины и натуральной оспы было мало. Из д. Муратовой больных брюшным тифом я старался уговорить лечь в больницу во избежание заражения других.

    Операции были произведены следующие: извлечение зубов 23, инцизий 26, разрезов карбункула 3, вправление вывихов 4, из коих один не был вправлен, как очень застарелый. Итого 56 операций.

    Квартира для аптечки фельдшера переведена в гораздо лучшее и удобное помещение.


    Об устройстве при Дмитриево-Горском волостном правлении отдельной комнаты для телефона.

    «Волостное правление 5-го марта 1907 года за № 472 сообщило управе, что с устройством телефона в волостном правлении занятия становятся невозможными ввиду того, что для разговоров по телефону приходит много посторонних лиц, между тем отдельной комнаты не имеется. О пристройке отдельной комнаты правлением было доложено волостному сходу, но последний в этом отказал. А потому и ходатайствует перед земским собранием об ассигновании средств для пристройки к зданию волостного правления телефонной комнаты.

    Об изложенном земская управа имеет честь доложить на благоусмотрение земского собрания, присовокупляя при этом, что расходы по постройке помещения следовало бы принять — волости на свой счет, так как телефоном главным образом пользуется население волости и кроме того если сделать отдельное помещение в Дмитриево-Горской волости, то придется делать и в других волостях, на что потребуется довольно порядочные суммы.

    26 сентября 1907 г.»


    Дмитриевогорская ярмарка

    В 2012 году исполнилось сто лет со дня проведения первой ярмарки в селе Дмитриевы Горы. 21 сентября (8 сентября по ст. ст.) в день Рождества Богородицы велась бойкая торговля. В работе ярмарки принимали участие купцы и торговцы из Меленок, Касимова, Мурома, Выксы и других близлежайших населенных пунктов (Елатьма, Ляхов и др.).

    Вопрос об открытии в Дмитриевых Горах ярмарки рассматривался 30 сентября 1911 года (по ст. ст.) на утреннем заседании уездного земского собрания. «Дмитриевогорское сельское общество приговором от 4 сентября 1911 года обратилось в управу с ходатайством об открытии ежегодной ярмарки в селе в день Рождества Богородицы,- прозвучало в докладе. – При этом общество мотивирует свое ходатайство тем, что в селе Дмитриевы Горы и других пяти селениях, стоящих в трех-четырех верстах, имеется большое число жителей, почему является крайняя нужда для обмена и сбыта местных товаров, а других ярмарок поблизости нет».

    На этом заседании было принято решение о признании ходатайства дмитриевогорского общества заслуживающим удовлетворения и необходимости просить губернское земское собрание об открытии ежегодной ярмарки. Что, кстати, и произошло. Ярмарка была открыта.

    Отметим, что у меленковских купцов Валенковых на берегу реки Оки находился соляной склад, лабаз для торговли и емкость – склад для керосина. Дмитриевогорцам старшего поколения были известны купцы Василий Федорович, Иван Федорович, Павел Федорович, Михаил Федорович, Федор Федорович Валенковы. У Михаила Федоровича Валенкова работал приказчиком первого класса житель села Дмитриевы Горы Яков Меркулович Осипов – это дед бывшего председателя совета ветеранов Дмитриевогорского сельского поселения Василия Алексеевича Осипова. Также у Валенковых работал житель села Б. Санчур Егор Авитович Ганькин – отец и дед Анастасии Егоровны и Анатолия Михайловича Борисовых.

    На ярмарке торговали льном, хлебом, солью, крахмалом, яйцом, медом, горшками, лыком, дегтем, смолой, мануфактурой, обувью, одеждой и другими предметами ширпотреба. В самом же селе Дмитриевы Горы купцов не было, но были торговцы и крестьяне, занимавшиеся торговлей. Среди них: Тимофей Петрович Афонин, Степан Афонин, Мартын Руфимович Бондарев, Константин Александрович Калинин, Егор Иванович Кикеев, Василий Прошин и его сын Алексей, Иван Яковлевич Царев.

    /М. Подобуева./


    Очередные земские собрания Муромского и Меленковского уездов признали с 1912 года необходимым устройство корзиночных учебных мастерских в с. Благовещенском Муромского уезда и с. Дмитриевы горы Меленковского уезда, ассигновав ¼ стоимости ежегодного содержания мастерских. Половину стоимости содержания мастерских решено испросить через губернское земское собрание у отдела сельской экономии и сельскохозяйственной статистики, а остальную недостающую ¼ из средств губернского земства. Меленковское собрание внесло кроме того в смету 1912 года 200 руб. на оборудование мастерской.

    «Население сел Благовещенского и Дмитриевы Горы, обученное искусственному корзиноплетению, будет в состоянии иметь верный заработок в течение зимних месяцев чего в настоящее время совершенно не замечается. Местоположение выбранных сел при существующих пристанях реки Оки дает очень удобный и дешевый способ сбыта изделий. Сам сбыт изделий является вполне обеспеченным».

    Каждая мастерская существует и управляется на основании устава.

    «По ходатайству Меленковского уездного собрания об отпуске средств на корзиночную мастерскую.

    В губернскую управу поступил следующий доклад попечительного совета Дмитриево-Горской корзиночной мастерской:

    «В отчетном 1915 — 16 гг. корзиночная мастерская продолжала занятия по обучению корзино-плетению по установленной программе. Учебный год в мастерской начался с 2 октября и продолжался до 1 мая. Из 11 учеников, в начале года, по семейным обстоятельствам выбыло двое и было пропято вновь три ученика, которые и образовали первую группу. В первое полугодие, т.е. по 1 января 1916 года учениками и мастером было выработано изделий на сумму 278 руб. С 1 марта мастер Плохов уволился от службы и остальные два месяца занятия с учениками вела его жена. Отчасти, по этой причине, отчасти же вследствие краткости времени занятий (истекший учебный год был на целый месяц короче принятого в мастерской), ученики второй группы, ознакомившись с плетением всевозможных корзин, не успели однако пройти производство и плетение мебели. Для более основательного изучения корзиночного производства и плетения мебели ученикам второй группы, следовала бы пробыть в мастерской еще один год, в виду чего попечительный совет считает необходимым предложить желающим ученикам остаться на третий год и дополнить комплект до 12 человек вновь принятыми учениками, из которых образовать первую группу.

    С 15 августа на должность мастера-руководителя Дмитриево-Горской учебно-корзиночной мастерской определен, окончивший курс в Мариинско-Посадской (Казанской губ.) школе инструктором со званием мастера-инструктора Георгий Тимофеевич Тимофеев.

    По прибытии Тимофеева на место службы ему было поручено принять мастерскую со всеми материалами, изделиями и инвентарем. При приемке оказалось — многие инструменты и предметы оборудования мастерской пришли в негодность, часть их утеряна, а некоторые, как например столярные инструменты, пособия по рисованию и пр., не были приобретены; между тем ознакомление учеников со столярным ремеслом и рисованием, поскольку это необходимо для изготовления деревянных частей к плетеным изделиям и рисунков изделий, было бы весьма желательно. Все это мог бы преподавать ученикам новый мастер, инструктор Тимофеев.

    Смета на пополнение инвентаря и предметов оборудования мастерской составлена мастером Тимофеевым в сумме 374 руб. Попечительный совет считает возможным сократить смету до 250 р. и просить управу разрешить ему произвести этот расход из специальных средств мастерской».
    17/4 июля 1917 года крестьяне с. Дмитриевы-Горы, Меленковского уезда, самовольно сняли с проходившего парохода и разделили между собой 200 мешков ржи.
    18/5 июля 1917 г. крестьяне села Дмитриевы-Горы, вновь сняли с проходившего парохода около 200 мешков ржи.

    В годы Советской власти центр Дмитриево-Горского сельсовета, центральная усадьба колхоза «Большевик».
    Численность населения в с. Дмитриевы Горы в 2010 году – 581 муж. и 687 жен., всего 1268 чел.

    Дмитриевогорский приход

    111.jpg 222.jpg


    В писцовых книгах 1628-1630 гг. две трети села Димитриевых Гор значатся старинной вотчиной Семена Волынского, перешедший к нему от деда его, а остальная треть куплена Волынским у гр. Чиркова; в селе тогда были двор вотчинников, двор приказчиков, 6 дворов задворных людей и 16 дворов крестьянских. О церкви в писцовых книгах не упоминается.

    Во второй пол. XVII в. церковь была уже построена и в 1676 г. значится в окладных книгах Рязанского епископа; в этих книгах отмечено, что в селе Димитриевых горах церковь Покрова Пресв. Богородицы. У той церкви дворъ попа Афонасья, дворъ дьячковъ, да дворъ боярский, да приходскихъ крестьянскихъ 57 дворовъ (в 1896 г. в Димитриевых Горах 249 дворов). Да по поповой сказке дано ему земли изъ крестьянскихъ дачъ две четверти съ четверикомъ и съ полчетверикомъ, сенныхъ покосовъ 20 копенъ».

    В 1772 г. эта церковь сгорела и вместо неё построена новая деревянная церковь, которая без изменений существовала до 1864 г. В том же году церковь была капитально ремонтирована. Она несколько изменила свой первоначальный вид: «деревянная кровля заменена железною, окна расширены, подведенъ фундаментъ». В 1875 г. в приделах устроены новые иконостасы, а в 1891 г. новый иконостас устроен и в главном храме. В 1892 г. была перестроена по новому плану и колокольня. Обновление главного храма и колокольни произведено на средства Преосвящ. Иеронима, архиепископа Литовскаго, уроженца села Димитриевых Гор.

    «Престолов в храме три: главный в честь Покрова Пресв. Богородицы, в приделах теплых: в память Усекновения главы св. Иоанна предтечи и св. прор. Илии.

    Утварью и ризницей церковь снабжена достаточно; и этим церковь много обязана Преосвящ. Иерониму.

    Причт при церкви состоит из священника и псаломщика. На содержание его получается: от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли церковной до 650 р. в год. Дома у членов причта собственные на крестьянской земле, а церковная усадебная земля занята крестьянскими постройками.

    Приход состоит из одного села Димитриевых Гор, в котором по клировым ведомостям числится 1,084 души муж. пола и 1158 женского».

    /Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

    111.jpg

    В селе имелась церковно-приходская школа; эта школа устроена и содержалась на средства Преосвящ. Иеронима. В 1891-92 учебном году Преосв. Иероним пожертвовал на содержание школы – 10000 руб. Преосв. Иероним родился в этом селе. Учащихся в 1896 году было 60.

    Дмитриево-Горское училище, Дмитриево-Горской волости, в селе Дмитриевых-Горах. Основано общество в 1880 г. Ближайшее училище — Воютинское в 4 в.

    В 1884 году «Помещение наемное, деревянное, вместе с хозяином дома; по свету и теплоте не удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длин. 6 арш. 3 вер., шир. 6 арш. 2 в., выш. 3 арш. Учебных пособий не достаточно — на 75 р. 67 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Павел Орлов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1880 г.; учительница Екатерина Алякринская, из 5-го класса Владимирской женской гимназии, преподает с октября 1880 г. Попечитель поручик Константин Алексеевич Иконников; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 года 45 м. и 1 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 6 м. и 1 д. Окончило курс со свидетельствами 5 м. Вновь поступило 11 м. и 1 дев. К 1-му января 1884 года состояло 45 мальч. и 1 дев. Учатся вместе. Возраст учащихся от 7 до 13 лет. Учащиеся все из с. Дмитриевых-Гор. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 3 м. и 1 д., крест. 42 м. Средства; от земства 225 р., от общества 30 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 30 р.; жалованье — законоучителю 25 р., учительнице 200 р. Посещали классы исправно. Прием в октябре; поступили все не грамотными. За теснотой помещения отказано 10. Учебный год с 21-го октября по 6-е мая. Пению обучаются простону. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 9, по Славинскому языку - 3, по арифметике - 6, по пению - 2. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 года. Не окончившие курса учились до 3-х месяцев. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет».

    2.jpg
    Церковь Покрова Пресвятой Богородицыв селе Дмитриевы Горы

    Безымянный.jpg
    Вид на улицу Приокская и церковь


    Приезд Преосвященнейшего Иеронима, Епископа Тамбовского и Шацкого, в село Дмитриевы-горы в 1891 г.

    В 28-ми верстах от гор. Елатьмы, Тамбовской губернии, по направлению к гор. Мурому на левом, довольно высоком, но отлогом, берегу реки Оки находится село Дмитриевы-горы, родина Преосвященнейшего Иеронима, Епископа Тамбовского.

    Преосвященнейший Иероним, в мире Илья Тихонович Экземплярский, сын священника села Дмитриевых-гор Тихона Ивановича Экземилярского, родился в 1836 году. Прочные основы религиозного воспитания и первоначальное школьное подготовление он получил под руководством опытного своего родителя и чрезвычайно набожной матери. Обучался во Владимирском духовном училище и, по окончании училищного курса, в 1852 году поступил во Владимирскую духовную семинарию, где во все время учения в разрядных списках занимал № 1-й. В 1857 году Илья Тихонович поступил в число студентов Киевской духовной академии. По окончании академического курса в 1861 году, он определен был преподавателем в Черниговскую дух. семинарию. Чрез год молодой преподаватель Экземплярский перемещен был в Киевскую дух. семинарию, и здесь за свой ученый труд, по составлению Дидактики, удостоен ученой степени магистра Богословия. Как трудолюбивый, энергичный преподаватель, Илья Тихонович обратил на себя внимание Епархиального Начальства, и вскоре определен был законоучителем в коллегию П. Галагана, с возведением его в сан священника; через несколько времени удостоен был сана протоиерея.

    Семейная жизнь о. протоиерея, полная счастья и радости, скоро изменилась: еще, можно сказать, в цвете лет он лишился супруги, оставшись с пятерыми малолетними детьми. Озабоченный воспитанием и образованием своих детей, о. протоиерей мало по малу свыкался с положением вдовства и приготовлял себя к иноческой жизни. Исполнивши назначение семьянина-отца, он в 1886 году принял иночество с именем Иеронима, и возведен был в сан архимандрита. В том же году, через несколько месяцев, архимандрит Иероним возведен был в сан Епископа и назначен Викарием Киевским. В 1890 году Преосвященный Иероним перемещен был в Тамбовскую епархию, смежную с Владимирской.

    Не видавши своей родины ровно 30 лет, Преосвященнейший Иероним давно желал побывать в Дмитриевых-горах, повидаться с своими родными, а главное — поклониться праху своих родителей. Представился и случай для этого. Перед назначенной им поездкой по епархии, Владыка писал своим родным, что для свидания с ними он прибудет в Дмитриевы-горы из гор. Елатьмы и назначил день своего приезда, который впрочем был несколько ускорен. Всякий не только из родных и сельчан, но даже из окрестных жителей, знавший Преосвященного Иеронима в летах его юности, желал видеть и послушать его и принять от него Святительское благословение. 23-го августа в 8 часов утра жители с. Дмитриевых-гор, и старый и малый, отправились за село для встречи дорогого гостя и ожидали его прибытия на границе своей земли. Вскоре усмотрен был экипаж Преосвященного выезжающим из села Санчур, а через пять минут он поравнялся с земляками Владыки, которые в благоговении все без исключения пали пред Его Преосвященством на колена с обнаженными главами и приветствовали его, кто как сумел. Тронутый такой задушевной встречей своих сельчан, Владыка вышел из своего экипажа, принял хлеб-соль, поднесенную ему, осенил народ благословением и благодарил за радушную встречу. При этом Преосвященный выразил желание вместе с своими сельчанами проследовать пешком до самого храма. Дорогой Владыка обо многом расспрашивал своих Дмитрогорцев и обо многом рассказывал им из своей юношеской жизни. Между прочим, перейдя речку Ястребку и взойдя на гору, Владыка старался отыскать (и отыскал) тот холм, на котором в последний раз прощался он с своим родителем; при этом воспоминании Преосвященный не мог удержаться от слез. Во вратах храма с подобающей почестью, при колокольном звоне, встречал Преосвященного зять его, местный священник Павел Орлов и приветствовал его речью. Преподав благословение всем порознь и осмотрев храм, Преосвященный вышел в южные двери на могилы своих родителей и с слезами на глазах поклонился праху их до земли. Из церкви Преосвященный пошел в дом, где в воротах встречала его родная сестра, жена священника, Елена Тихоновна Орлова, с хлебом и солью. В доме родственная беседа длилась около двух часов. При этом Владыка высказал, что желалось бы ему посетить, хоть на короткое время, также родственное ему семейство священника соседнего села Воютина, посмотреть знакомые места, где бывало, во время семинарских вакаций, приходилось ему гулять, и полюбоваться растущими в глубоких оврагах вековыми деревьями, которые за 35 верст видны из самой Елатьмы, но что при всем его желании, по недостатку времени, в Воютине он быть не может.

    В половине 12 часа по колокольному звону весь народ собрался в церковь, где Владыка, облачившись в Архиерейскую мантию, начал служить панихиду по родителях своих, при участии двоих священников - родственников (Дмитриевогорского и Воютинского). По окончании панихиды, Владыка совершил краткую литию на могилах своих родителей и здесь-же сделал некоторые распоряжения о сооружении на месте могил чугунной плиты с надписью, железного креста и таковой же решетки. По возвращении в церковь Владыки с амвона произнес речь сельчанам, в которой, между прочим, обещал для их детей устроить церковно-приходскую школу и для постройки ее просил отвести небольшой участок земли. По выходе же из храма, Владыка сам облюбовал место для школы с южной стороны церкви, на что Дмитрогорцы, с выражением благодарности Его Преосвященству, изъявили полное согласие. Владыка вторично высказал им здесь свое обещание устроить школу, и при этом заявил, что внесет в обеспечение школы капитал, проценты с коего будут поступать на жалованье учителям, наем прислуги и ремонт школьного здания, — и что через два года надеется опять прибыть в Дмитриевы-горы на освящение школы. В заключение всего Владыка сказал: «молитесь только обо мне Богу, чтобы Господь продлил жизнь мою, — все будет для вас устроено – и храм и школа».

    Да, счастливы Дмитрогорцы, подумали многие, когда они имеют такого щедрого благодетеля! И действительно, нельзя не удивляться щедрости Преосвященнейшего Иеронима. За последние 4 или 5 лет вещественных и денежных пожертвований поступило от него на устройство и украшение Дмитриевогорской церкви до 3000 руб. и в пользу причта 1000 рублей. А с каким расположением, с каким сочувствием относится Владыка Иероним к просьбам и нуждам своих сельчан! Кто ни приходил к нему, — всякого принимал, дарил книгами, благословлял крестиками и образками, и редкого отпускал без денежного пособия. Уходя из его кабинета, каждый выносил с собой самые отрадные, благодарные чувства.

    После обеда, до вечернего чая, Преосвященный совершил прогулку на р. Оку; при этом около каждого ручейка, холмика и кустика у него было много воспоминаний из детских приключений, которые, благодаря его памяти, передавались им с особенною полнотой, как-бы из недавнего времени. Вечер проведен был им не столько в беседе с родными, сколько в приеме сельчан и раздаче им пособия.

    На другой день (24-го августа) в 6 часов утра Преосвященнейший Иероним, преподав всем благословение и распростившись со всеми, при колокольном звоне отправился в пределы своей Тамбовской Епархии, опять в гор. Елатьму.

    Священник Александр Авроров (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 20-й. 15-го октября 1891 года).

    Последним настоятелем Покровского храма был священник Александр Михайлович Синадский. В 1937 г. был арестован Ляховским УНКВД и 14 сентября 1937 г. был расстрелян. Покровский храм вскоре был разрушен.

    11 сентября 2011 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий совершил чин освящения закладного камня Покровского храма села Дмитриевы Горы Меленковского района.
    Архиепископа встречают члены попечительского Совета и жители села Дмитриевы Горы.

    Безымянный 333.jpg

    Закладка фундамента Покровского храма села Дмитриевы Горы

    Безымянный 6666666.jpg

    Вид на строящийся храм. Август 2012 года.

    Безымянный 444.jpg

    В настоящее время в с. Дмитриевы Горы выстроен новый храм — кирпичный, теплый.

    с.-Дмитриевы-Горы-Меленковский-р-н-храм-Покрова-Пресвятой-Богородицы.jpg

    Краткие сведения о священнослужителях села Дмитриевы Горы

    1. Иванов Степан (1780 г.р.) уволен в 1821 году из-за слепоты глаз и в 1824 году умер.
    С ним и позже служили дияконы Егор Алексеевич Драчевский ( до 1832 г.), Зверев Яков Дмитриевич , Лаврентий Иванов , пономарь Егоров Михаил.
    2. Экземплярский Тихон Иванович (1799 г.р.).
    С 19 марта 1821 года он служил священником в с. Дмитриевы Горы.
    В 1858 году с ним служили: диакон Зверев Яков Дмитриевич, дьячек Василий Лаврентьевич Горский, пономарь Михаил Егоров.
    3. Орлов Павел Дмитриевич - священник Покровский Петр Евграфович - дьячек
    4. Фортунатов Иван - священник.
    5. Фигуровский Михаил Михайлович - священник, арестован в 1930 г. и осужден на 10 лет.
    6. Синадский Александр Михайлович – священник, арестован 07.08.1937 года и осужден к расстрелу.
    7. Синадская Олимпиада Петровна - служитель религиозного культа , арестована 22.08.1937 года и осуждена на 10 лет лишения свободы.
    8. Альбицкий Петр Парфирьевич - учитель церковно-приходской школы.

    Наиболее известными родовыми фамилиями служителей церкви в уезде и волости были:

    1. Авроровы
    2. Веселовские
    3. Виноградовы
    4. Грамматины
    5. Синадские
    6. Фигуровские и др.

    Позже из этих семей вышло много учителей, внесших большой вклад в развитие народного образования Меленковского уезда и Дм -Горской волости.
    Последним священником Покровского храма села Дмитриевы Горы был Александр Михайлович Синадский. Он много потрудился на благо церкви. За многолетний добросовестный труд в 1907 году получил медаль « За усердие», а также серебряные медали в память царствования императора Александра III и в память 25-летия церковно-приходских школ. В 1917 году к празднику Пасхи отец Александр был награжден набедренником.

    В августе 1937 года он был арестован Ляховским РО УНКВД. Обвинялся в том, что «прибыв после отбытия наказания в 1935 году в село Дмитриевы Горы возобновил контрреволюционную деятельность, подстрекал верующих церковников на устройство открытых контрреволюционных волынок на почве защиты церкви от закрытия».
    В сентябре 1937 года тройкой УНКВД по Горьковской области отец Александр был приговорен к расстрелу.

    0000.jpg
    Семья Александра Михайловича и Олимпиады Петровны

    Комитет по делам архивов Нижегородской области
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРХИВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    (ГУ ЦАНО) 13.07.2010 г. № 1236/08-07

    Архивная справка

    В документах архивного фонда Горьковского облисполкома имеется дело о ликвидации церкви в селе Дмитриевы Горы Ляховского района.
    Имеется выписка из протокола №24 заседания президиума Ляховского райисполкома от 6 августа 1938 года, в которой значится : «Слушали: решение пленума Дм. Горского с/совета от 18.06.1938 г. и решение общего собрания граждан с. Дм. Горы от 14.06.1938 г. о закрытии церкви в с. Дм. Горы и переоборудовании её под школу согласиться, т.к. по протоколу видно, что против закрытия церкви голосовало всего 16 человек из количества 613 человек. Функционирующая церковь имеется в с. Воютино на расстоянии 3 км, и верующие для соблюдения своих религиозных обрядов могут ходить в с. Воютино. Просить президиум облисполкома утвердить наше решение».
    В деле имеются сведения , что до 1938 года церковь бездействовала более 3 лет.
    В деле имеется план 2- х классной школы ( переоборудована из бывшей церкви) и ориентировочная смета переоборудования церкви под школу.
    В выписке из протокола №13 заседания комиссии по вопросам культа при президиуме Горьковского облисполкома от 2 сентября 1938 г. значится:
    «Слушали: о ликвидации церкви в с. Дм. Горы Ляховского района . Постановили: в связи с ходатайсвом преобладающего большинства населения согласиться с постановлением президиума Ляховского райисполкома от 06.08.1938 г., и церковь в с. Дм. Горы ликвидировать, с последующим преобразованием под школу . Ликвидацию поручить произвести райисполкому, с соблюдением ст.40,42 и 44 Закона о религиозных объединениях».
    Данное постановление утверждено постановлением Президиума облисполкома от 11.09.1938 г. протокол № 50.
    Постановление облисполкома от 11 сентября 1938 г. по вопросу ликвидации церкви в с. Дм. Горы Ляховского района объявлено секретарем Ляховского райисполкома 19 сентября 1938 года церковному совету в лице Залетиной Екатерины Осиповны, Шиморяновой Евдокии Даниловны, Кандрушиной Анны Осиповны.
    Фотографий и чертежей церкви не имеется.
    Сведений по дореволюционной истории села Дмитриевы Горы в Центральном архиве Нижегородской области не имеется, так как село до 1929 года входило в Дмитриевогорскую волость Муромского уезда Владимирской губернии.

    Рекомендуем обратиться в Государственный архив Владимирской области по адресу: 600012, г. Владимир, ул. Батурина, 8 а.
    Основание: ф.3074, оп.1, д.399, л.49 д.1013, л.1-12.
    Директор О.С. Аржанова



    После закрытия церкви с нее сняли колокола. Большой колокол, весом 72 пуда 5 фунтов и 3 золотника разбили на куски.
    Средний колокол подняли на пожарную вышку колхоза и использовали при пожаре.
    В 70-е годы ХХ века этот колокол по распоряжению председателя колхоза Морозова М. А., передали Ардабьевскому храму. Третий и малые колокола долго лежали у домика пожарки, а затем они исчезли…
    Здание церкви разобрали, а затем началась подготовка к строительству на этом участке школы.
    Основная часть убранства церкви ( иконы, утварь) была растащена жителями.
    Сотни книг и тысячи различных папок, стопок бумаг и простой утвари было сожжено в большой железной печке. Большую часть от строения взял колхоз и огородил сад , что был за речкой Долговкой. К сожалению, осенью 1941 года ограждение было сожжено эвакуированным населением из западных областей страны.
    При разборке церкви жительницы села Никитаева Елена Порфирьевна и Шувалова Наталья Васильевна активно мешали работать , за что их арестовали и дали тюремный срок. Арестован был и церковный староста Макеев Иван Алексеевич. Женщины, отбыв срок, вернулись домой, а Иван Алексеевич домой не вернулся.
    В церковной ограде , в зарослях крупной синей сирени, была могила священнослужителя.
    Её вскрыли с целью найти там ценности, но, увы, их там не оказалось, все истлело.
    Стеклянные и латунные детали кадила и обуви сохранились.
    Надгробный памятник Экземплярскому Тихону Ивановичу и его супруге в сентябре 1939 года был занесен в подполье вновь построенной школы.
    Сейчас этот памятник находится на Дмитриевогорском кладбище.

    009.jpg

    В 1938 - 1939 годах на лошадях был завезен строительный лес и на месте церкви в короткие сроки построена новая школа (семилетка).
    1 сентября 1939 года она была открыта.
    Так как церкви в селе не стало, то начиная с войны 1941 - 1945 годов верующие православные жители стали молиться в частных домах односельчан. Подбирали дома с толстыми перекладами и подпольными столбами под ними, рассчитывая на вес 40-50 человек.
    Такое богослужение длилось около 60 лет.
    В 2000 году в селе умирает одинокая старушка – Соплякова Анна Фроловна по адресу ул. Первомайская, дом № 93, дом остается бесхозным. Верующие прихожане пишут заявление в администрацию сельского округа с просьбой выделения дома для богослужения.

    В феврале 2001 года собрание граждан с. Дмитриевы Горы положительно решает этот вопрос.
    Дом для богослужения выделен и передан настоятелю прихода Борщ Владимиру Владимировичу. Дом старый, ветхий, требует ремонта.
    Прихожане дважды собирают деньги у населения , производят ремонт дома. Открытие церкви в селе Дмитриевы Горы состоялось 12 августа 2002 года, на которое приехал благочинный Муромского храма Абрамов Николай. Он назначил священником Дмитриевогорского прихода иерея Борщ Владимира Владимировича.

    001.jpg
    Молельный дом с. Дмитриевы Горы

    Активными организаторами и создателями по восстановлению Дмитриевогорского прихода были верующие прихожане: Елискина Н.И ., Майорова И. В., Царева А. И..
    Благодаря их стараниям был открыт храм для верующих став центром православия для жителей села Дмитриевы Горы.
    31 октября 2008 года священником Дмитриевогорского храма назначен иерей Журавский Борис Петрович, в ноябре 2009 года его сменил Лавущенко Игорь Владимирович.
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Наикрасивейшие места вокруг села :new (10):
    Не менее двух раз в году навещаем родственников в Дмитриевых Горах.
    Природа и просторы завораживают.

    1.jpg

    1.1.jpg

    2.jpg

    2.1.jpg

    3.jpg

    4.jpg

    5.jpg

    В центральной части села, около пекарни находится памятник кормилице Бурёнке.

    DSC05072.jpg

    DSC05074.jpg
     
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Место расположения села Дмитриевы Горы удобно для проживания и хозяйствования. К моменту образования села на Руси население занималось подсечным земледелием, и наши предки успешно освоили его.
    Они выжигали лес и на освободившихся участках сеяли рожь, пшеницу, просо, овёс, горох, огородные культуры. Главным орудием труда были топор, мотыга, соха. Урожай был не велик.
    Поскольку в лесах было много меда, ягод, грибов, а в реке Оке и озерах рыбы, то население села использовали эти ресурсы природы для организации питания.
    Население также разводило коров, коз, овец, свиней, лошадей и использовало плоды труда в своих целях (питание, содержание гужевого транспорта ).
    Жилище (дома) строили люди в то время из леса и жили большими семьями.

    В избе крестьянина были стол, лавки, печка, полати. Спали люди на полу, полатях. Постелью служили дерюга, солома.
    В качестве одежды использовались самотканые штаны, рубахи, кафтан, шубы, полушубки и тулупы.
    В качестве обуви использовались лапти, затем появилась кожаная обувь, валенки. Но лапти в селе Дмитриевы Горы использовали до начала 60-х годов ХХ века (единичные примеры).

    Обедали семьи поочередно: первыми – мужики, вторыми дети и третьими – женщины.
    Основными продуктами питания были : молоко, репа, редька, свекла, лук, квас, ягоды, грибы, реже мясо.
    Картошка появилась позже - в период царствования Петра I.

    Поначалу избы топились «по-черному», т.е. дым из печи выходил прямо в избу. Позже появились дымовые трубы и избы стали более чистыми экологически и удобными для проживания.
    Для изготовления одежды крестьяне имели прялки , ткацкие станы. Для «глажения» одежды использовались скалка (цилиндрическая палка длиной около аршина) и рубель (отрезок доски с рифлёной поверхностью, длиной около аршина).

    С середины XVIII века большое влияние на занятость населения оказало развитие металлургии на Выксунских землях. Заводчики Баташёвы использовали крестьян на добыче руды , её переработке и выжигании древесного угля. Поскольку здешние земли были бедными ( и остаются таковыми до сих пор), то производимых продуктов питания не хватало до нового урожая, и крестьяне уходили на работу в Выксунские края.
    Баташевы обязывали каждую семью крестьян отработать у них за пользования землей на выжиге угля. Норматив отработки был не менее 8 куб. м угля в год.

    Наши люди уходили за 35 верст от дома в урочище Курень Кулебакского района и работали там по 18 часов в сутки. За неделю каторжного труда заводчик платил 18 фунтов муки, некоторое количество пшена и соли.
    Жил рабочий люд в землянках, спали на ветках и хвое. Питались пшенной похлебкой с луком и хлебом, испеченным с добавкой мякины или картошки.
    Они рубили бревна топорами на 5-ти аршинные части, свозили их к ямам по выжиганию угля, выжигали его и везли на Выксунские заводы.
    Таким был труд большинства мужиков села Дмитриевы Горы.

    Кроме этого население занималось заготовкой смолы древесной, дегтя, коры, лыка, плетением лаптей и корзин, строительством домов, кладкой печей и др.
    Позже появилась ручная продольная распиловка леса на брус и доски, наши мужики с успехом освоили этот промысел. Женщины специализировались на изготовлении одежды, половиков, плетении корзин, кружев и т.д.
    Из-за отсутствия государственного медицинского обслуживания многие женщины специализировались на оказании услуг: родовспоможение ( принятие родов), лечение травами, правка вывихов, лечение ушибов, лечение заговорами и т.д.

    Шли годы, село росло (по количеству дворов и жителей) и здесь уместно привести справочные данные по селу Дмитриевы Горы из областного архива и проанализировать их.


    Безымянный.jpg

    Наличие: мужчин, всего - 1126, из них в возрасте от 18 до 59 лет – 541
    Женщин, всего - 1154, из них в возрасте от 16 до 54 лет -576
    Было грамотных и полуграмотных мужчин - 305 чел женщин - 15 чел.
    Наличие детей до 12 лет: жен. пола - 363 муж. пола - 391 Всего: - 754

    Как видим, уровень грамотности был низок, особенно у женщин.
    Село занимало важное географическое положение, было большим и, видимо поэтому, оно являлось центром волости, в которую входили следующие населенные пункты:

    Безымянный.jpg

    По наличию промышленных и торговых заведений село Дмитриевы Горы уступало с. Кононово, с. Воютино и д. Муратово.
    У крестьян села Дмитриевы Горы наличие скота в 1898 году:

    Лошадей – 410
    Жеребят - 77
    Коров и быков - 382
    Телят - 180
    Овец - 727
    Не имели скота и лошадей - 66 дворов
    Не имели лошадей и коров - 28 дворов
    Не имели лошадей, но имели коров - 31 двор.
    65% дворов обрабатывали землю только своей семьей.

    По наличию лошадей и скота на 100 дворов село Дмитриевы Горы смотрелось неплохо относительно с. Ляхи, Тургенево, Бутылицы и др. сёл. По наличию промыслов уступало им.
    Таким образом, село Дм. Горы 110 лет назад было на хорошем счету в округе. Этому способствовало наличие богатых угодий в пойме реки Оки (луга и пастбища, лес), рыбных запасов в реке Оке, наличие водных и сухопутных транспортных путей.
     
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    В прошедшие выходные побывал на дмитрогорском кладбище и сфотографировал надгробный памятник Экземплярскому Тихону Ивановичу и его супруге ( сентябре 1939 года был спрятан жителями в подполье вновь построенной школы.)
    Экземплярский Тихон Иванович (1799 г.р.).
    С 19 марта 1821 года он служил священником в с. Дмитриевы Горы.

    DSC02874.jpg
     
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Дмитриевы Горы. 1912 год
    http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7883854
    http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=7883842

    1.jpg

    1.jpg

    Панорама села Дмитриевы Горы - центральной усадьбы колхоза.
    Из комплекта "Владимирская область. Меленковский район. Колхоз "Большевик".
    Скуратов Сергей Юрьевич. Июнь 1986 г.
    На переднем плане снимка - поле, засеянное злаковыми культурами.
    На дальнем плане слева - одноэтажные деревянные дома, сады; справа - каменное двухэтажное здание строящейся школы.
    Правее - излучина реки Оки.
    http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=1413261

    1.jpg
     
  7. Offline

    ЮлияР Новобранец

    Регистрация:
    20 янв 2020
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    9
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    история России, генеалогия
    Wolf09, добрый день! Очень интересная информация про Дмитриевы Горы! Спасибо! а можно поинтересоваться откуда вся эта информация про священников? очень интересно, т.к. первый -мой предок! и Экземплярский-тоже родственник!
     
    Wolf09 нравится это.
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    День добрый.
    Информация о приходе и священниках взята здесь http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/murom/f/48-1-0-2291
     
  9. Offline

    ЮлияР Новобранец

    Регистрация:
    20 янв 2020
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    9
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    история России, генеалогия
    Спасибо! А есть там музей какой при школе может быть или у кого поспрашивать про потомков этих священников? краевед может местный и их контакты?
     
  10. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Постараюсь у родственников в Дм. Горах узнать. Сообщу о результате.
     
  11. Offline

    ЮлияР Новобранец

    Регистрация:
    20 янв 2020
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    9
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    история России, генеалогия
    Спасибо большое!
     
  12. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Приветствую.
    Извиняюсь за долгое ожидание ответа.
    Беседовал с родственниками в Дм. Горах. Краеведением по дореволюционному периоду села не занимаются, а вернее не известно.
    Есть человек, который занимается периодикой становления колхоза при СССР.
    Попробуйте обратиться на нашем форуме в Генеалогический раздел https://smolbattle.ru/forums/Генеалогический-форум.32/

    С уважением
    Алексей
     
  13. Offline

    ЮлияР Новобранец

    Регистрация:
    20 янв 2020
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    9
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    история России, генеалогия
    добрый вечер! и на том спасибо! буду искать в архиве
     
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Художник Куликов Иван Семенович (1875-1941)
    Портрет Афанасия Антоновича Кочетова (»Антоныча») 1936 г.
    Внизу надпись: Антоныч! Афанасий Антонович Кочетов «Дмитриевы горы» Ляховского р-на. Справа: ИКуликов 8-II-1937 Муром.

    uC9cf4Br6NJi3nXp5f_4x3ftUcQ1-1NWtweu1Qg50y6T-B0A0lo4NMSgmhQht3LZ.jpg
     
    Дьяковы-Дьяконовы и PaulZibert нравится это.
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Газета "Приокский рабочий" 15 июня 1929 год

    Безымянный.jpg
     
  16. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Группа евангельских христиан-баптистов Воскресение в селе Дмитриевы Горы в Меленковском районе Владимирской области
    1947 год

    2_baptistw_1947.jpg

    Фото Андреева А.С.
    Дмитриевы горы. 1988 г.

    image015.jpg
     
    Дьяковы-Дьяконовы нравится это.
  17. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.597
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    "Коммунар" 19 мая 2004 года № 40

    Безымянный.jpg
     

    Вложения:

  18. Offline

    Чегадай Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 мар 2010
    Сообщения:
    1.224
    Спасибо SB:
    1.807
    Отзывы:
    67
    Страна:
    Argentina
    Из:
    глины
    Интересы:
    интересные
    Шикарное фото. Просторное. Атмосферное. Но это не Дмитриевы Горы.
     
    Последнее редактирование: 28 мар 2023
    Дьяковы-Дьяконовы нравится это.

Поделиться этой страницей