с.Кикино Темкинский район Смоленская область

Тема в разделе "Темкинский район", создана пользователем Юлиа, 19 апр 2017.

  1. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    с.Кикино Темкинский район Смоленская область
    Ранее - село Кикино Юхновский уезд Смоленская губерния

    В 1930-е годы в Кикинский сельсовет входили:
    - с.Кикино. При селе имелась школа рабочей молодежи, клуб, сельская школа, кооператив, больница
    - д.Михалево, колхоз "Рабочий путь"
    - д.Острожки
    Председатель Кикинского сельсовета - Карасев

    1931г.
    Кикино Темкинский 1931.01.21 №18.jpg
    газета "Рабочий путь" от 21.01.1931г. №18
     
    Последнее редактирование: 7 янв 2019
    Панаев, Никита Мозуров и ivagar нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Фотографии села Кикино

    Кикино.jpg Кикино2.jpg Кикино3.jpg Кикино4.jpg Кикино5.jpg Кикино6.jpg Кикино7.jpg Кикино8.jpg Кикино9.jpg Кикино10.jpg
    Кикино баня.jpg Кикино баня2.jpg Кикино школа.jpg Кикино школа2.jpg
    Источник: ok.ru

    Смоленск
    Его Высокородию Г. Преподавателю Епархиального женского училища Ивану И. Орловскому
    от причта села Кикина Юхновского уезда
    № 104-й
    Печать: Исаково. Смоленск. 27.12.1903
    Продолжение из летописи села Кикина Юхновского уезда

    Благосостояние жителей села Кикина Юхновского уезда.
    В крепостное право (бывшие) помещичьи крестьяне владели землей по количеству наличных работников в семье, вполне способных к физическому труду, – в настоящее время размер крестьянского надела для бывших помещичьих крестьян нашей местности определен по 4 десятины на каждую ревизскую душу. Государственные крестьяне лучше наделены землей, чем бывшие крепостные, вследствие чего экономическое положение первых несравненно выгоднее последних. У государственных крестьян сохраняется предание, что предки их (т.н. однодворцы) были дворянами, они владели небольшими родовыми земельными участками, пожалованными за заслуги государству. Кроме надельной земли есть у некоторых крестьян и купленная земля, но таковой очень мало. Земледелие – главнейшее занятие прихожан
    с. Кикина – находится далеко не в цветущем состоянии: безлесная местность, оскудевшие воды, несовершенство земледельческих орудий (не вездеплуги заведены) составляет едва ли не главную причину малопроизводительности крестьянских полей. Старики говорят: «в былые годы жизнь была привольней, и хлеба родились лучше, и травы были сильнее, и скот и люди рослее; для крестьян земля была родной матерью, а теперь, – переменой к худшему климатических условия, – она стала злой мачехой. Бывало, по их словам, амбары ломились от хлеба, а теперь что ни год – то неурожай: земля истощена». Почва в Кикинском приходе суглинистая, по берегам рек песчано-каменистая, качеством посредственная. Пахотная земля без удобрений весьма редко оправдывает расходы по обработке ее. Севооборот принят трехпольный, по всему приходу; рожь составляет главный продукт полеводства и есть единственный озимый посев. В яровых полях сеют овес, ячмень, горох, картофель, изредка гречу и в большом количестве лен. В урожайные годы лен дает очень большие выгоды; например, в минувшем 1903 г. посеянный пуд льняного семени дал чистой выручки около 40 руб., несмотря на то, что под посев льна крестьяне арендуют у землевладельцев по 30 руб. за десятину на один только пересев. Под посев ржи, как и под всякий яровой хлеб, принято производить две вспашки, кроме ячменя и картофеля, под которые землю троят, т.е. производят три вспашки. Рожь и овес сам-четверть, ячмень сам-шесть приносит самый хороший урожайный год, о таких урожаях редко кто и помнит. Вообще при скудных урожаях кикинские прихожане являются не продавцами, а покупателями хлеба; многие с Михайлова дня начинают есть покупной хлеб. С уничтожением лесов и обращением лугов под пашню для посева льна благосостояние кикинских прихожан ни в коем случае нельзя назвать завидным: из 42 деревень, или селений не находится ни одного, о котором можно было бы сказать: «здесь живут в довольстве». Везде заметна большая и меньшая степень нужды. Сенокосами и постоянными выгонами для скота, за редким исключением, прихожане не богаты, вследствие чего скотоводство находится в упадке. Не только роговой скот, нередко и лошади у бедняков стоят всю зиму на соломе, сеном кормят только лошадей, когда им предстоит усиленная работа, напр. возка дров и леса на значительном расстоянии; отелившихся коров кормят сеном 5-7 дней, а затем стряской сена с соломой. Случается, когда зима долго стоит, у многих к весне не хватает корму, от чего коровы настолько делаются тощими, что их приходится поднимать на веревках (хуже тех коров, что снились фараону), не многие из них дотягивают свое существование до первой зелени, большая часть околевает от бескормицы.

    Народное здравие.
    В старину прихожане села Кикина лечились домашними средствами. По рассказам стариков они до самой старости не знали болезней. В настоящее время в с. Кикине есть больница, устроенная земством в 1870 году.; медицинский персонал составляют: врач, два фельдшера, акушерка, фельдшерица-акушерка и мужская и женская прислуга. Не все заболевшие с охотой ложатся в больницу. Только в крайних случаях, когда болезнь такого рода, что требует серьезного больничного лечения, или когда заболевший безродный, бездомный бобыль, за которым некому ухаживать. Обыкновенно заболевших отправляют в больницу большей частью тогда уже, когда болезнь достигла высшей степени развития и не остается никакой надежды на выздоровление. Крайняя неудовлетворительность санитарных условий составляет больное место среди кикинских прихожан: большинство крестьян живут, и думает жить в курных избах от 6 до 7 кв. арш. и редко более; в таких избах помещаются средним числом 6-10 человек – за неимением теплых хлевов сюда зимой пригоняются для кормежки куры, свиньи, дойные коровы и овцы с ягнятами. Наружные стены крестьянских изб на зиму для тепла обкладываются кострой или соломой, двери обиваются соломенными матами; – атмосфера в таких избах – особенно в ночное время невыносимо тяжела, пропитанная вредными испарениями от просушки в печи лаптей, онуч или портянок. Единственным дезинфицирующим средством в деревне служит можжевельник, которым окуриваются хаты для уничтожения зловония. Соответственно домашней обстановке неряшливость и нечистоплотность замечаются и в отношении личного обихода крестьян. Бани хоть и встречаются, но весьма редко, больше моются в печах. Стирка белья производится без мыла – обыкновенно весь процесс стирания белья ограничивается тем, что все назначенное к стирке снесет баба на пруд или ручей, пополощет там в холодной воде, поколотит вальком и пойдет развешивать по изгороди. Разнородные болезни среди прихожан, для которых гигиена и диететика – пустой звук, развиваются быстро и составляют заурядное явление. Надо заметить, что подвергшись болезни, наш крестьянин не принимает никаких предосторожностей против опасного развития ее: ходит босой по холодной росе, лежит на земле и на сквозном ветре, пьет холодную воду, ест все, – чтобы не предложили ему сердобольные родные или соседи и, весьма часто, потеряв уже всякую надежду на медицинское лечение, обращается к знахарям и доверчиво исполняет все их советы. Болезни, на которые в свое время обращено внимание, при содействии врача вылечиваются скоро. Среди прихожан наибольшей % смертности составляют младенцы, умирающие в летнюю рабочую пору от поноса. Причина чрезвычайной смертности младенцев скрывается не в столько в эпидемическом характере поноса, сколько в неблагоприятной обстановке жизни детей и ухода за ними родителей. В деревнях, как известно, матери, отправляясь на полевые работы, оставляют своих грудных детей на целый день дома под присмотром или старух, или подростков детей, эти последние кормят младенцев, чем придется, поят холодной водой и содержат неопрятно, в невыразимой нечистоте. По справкам в метрических книгах за последние 15 лет, оказывается, что такая смертность между младенцами повышается ежегодно и преимущественно в июле и августе. Младенцев, умирающих от скарлатины, дифтерита, коклюша, кори, оспы и других детских болезней насчитывается очень мало благодаря своевременной медицинской помощи. Подведением кикинского земского врача находится 2 медицинских пункта: в с. Лосьмине и с. Воскресенском, с небольшими аптечками. Помимо медицинской помощи крестьяне часто лечатся домашними средствами, которыми так богата наша народная медицина. Домашних средств лечения среди прихожан практикуется такое множество, что о них достаточно сказать одно: еслидомашние способы лечения не всегда приносят ожидаемой пользы, во всяком случае не приносят и вреда здоровью, а за некоторые из них ручается даже долголетняя деревенская практика. Какие способы лечения практикуются у доморощенных эскулапов – знахарей, лекарок и костоправов – это секрет, известный только им.
    Народная нравственность.
    Господствующим пороком среди кикинских прихожан является пьянство – страшный бич и разрушитель нравственного и материального благосостояния прихожан; порок этот нельзя конечно приписать ко всем в одинаковой степени: есть между прихожан люди вовсе не пьющие ни вина, ни пива.
    Не мало найдется таких людей, что употребляют спиртные напитки с благоразумной осторожностью и то в редких, исключительных случаях: на свадьбах, в приходские праздники – когда принимаются у себя гостей и родственников. Безошибочно можно сказать, что большая половина прихожан не отличается умеренным употреблением хмельных напитков, а предлогов к общественным попойкам на каждом шагу. Соберутся, к примеру, домохозяева на сходку для изыскания способа к немедленному платежу казенной повинности, или для найма пастухов, или по случаю потравы в полях, – и вот, одержимые страстью «вечной жажды» сидят – сидят да и надумывают за мирской счет за водкой послать. Выпьют – ругаться начинают, передерутся, иной до того разойдется, что начинает колотить бабу – жену свою без всякой причины, разгонит детей, – и все это происходит под влиянием внезапно сознаваемого им права «блюстителя семейных порядков».
    Причисляется ли кто к сельскому обществу, или берет из оного увольнение, или одобрение – непременно должен поставить так называемый «магарыч», – (ведро и более водки) иначе его просьба безуспешна; покупает ли, продает ли крестьянин коня, корову, готовую избу и т.д., со стороны продавца или покупателя выговаривается известный «магарыч», без чего никак нельзя обойтись. Одним словом никакое домашнее событие, никакая общественная сделка не обходится без вина. И пьет «слабый человек», не воспитавший своей воли в пределах воздержания и умеренности, пьет в голод и холод, пьет с горя и радости, а то и так, без всякой причины, по пристрастию.

    Народное образование.
    С 80-х гг. минувшего столетия запрос на грамотность среди кикинского населения стал обнаруживаться с удвоенной силой, существовавшая до того времени одна только земская школа на всю волость могла удовлетворить 1/5 часть всего населения и то с большим трудом и неудобствами; поэтому многие из крестьян стали заводить по деревням на свои средства школы грамотности. Учение в них шло не всю зиму и не каждый год, обстановка этих школ по большей части была бедная и неприглядная, учителями были или отставные солдаты, или грамотные мещане и крестьяне, при таком составе преподавателей и способы преподавания не везде были удовлетворительны; однако, несмотря на все эти неудобства, на всю жалкую обстановку школ грамотности, а таковых ежегодно бывало от 8 до 12, грамота среди населения прививалась и прогрессивно росла, благодаря заботам правительства. В настоящее время в приходе насчитывается семь школ разного типа: три земских, одна церковноприходская школа грамоты при селе и три школы грамоты по деревням. По отчетам за 1902/3 учебный год было показано: число детей школьного возраста 289 мальчиков и 338 девочек, учащихся в школах 242 мальчика и 80 девочек. При трех земских школах крестьянам отведено по 1 дес. земли с целью создать эти школы рассадниками сельскохозяйственных знаний. Учебное дело во всех школах ведется по программам. Общежитий и ночлежных приютов при школах нет. Библиотеки имеются при кикинской земской школе и школе грамоты; ученики этих школ хотя и поют общеупотребительные молитвы, но правильно организованных хоров не составляют. При кикинской земской школе имеется публичная народная библиотека, – дар С. Петербургского комитета грамотности и комитета по устройству народных чтений, имеется и волшебный фонарь. Школы для всех сословий доступны. Деятельность попечителей школ, – людей интеллигентных и материально обеспеченных, не простирается далее присутствованияих, необязательного конечно, на экзаменах.
    Религиозность прихода.
    Все прихожане села Кикина православного вероисповедания к храму Божию усердны, постановления Св. Церкви соблюдают в точности, уисповеди и Св. Тайн причастия за весьма редкими исключениями бывают все; многие из пожилых прихожан говеют по три раза в год. Среди прихожан есть обычай ходить по обету на богомолье в места прославленные какой-либо святынью, например, в Тихонову пустынь Калужской губ., Троице Сергиевскую лавру около Москвы, в с. Великополье Юхновского уезда и в Юхновский Казанский монастырь, откуда ежегодно летом или осенью приносится в кикинский приход чудотворная икона Казанской Божией Матери, особенно чтимая в Юхновском уезде, пред этой иконой в домах прихожан совершаются молебствия с водосвятиями, а у богатых даже и всенощные. Обеты ходить на богомолье даются, в каких либо трудных обстоятельствах, например в болезнях и разных других житейских невзгодах – с целью избавления от обошедшихзол. В домах прихожан богослужения совершаются в пасхальную седьмицу, в храмовый праздник 8 ноября в честь Св. Архистратига Михаила и Великомученицы Параскевы, нарецаемыя Пятницы (девятая пятница по Пасхе) Весной и осенью во многих деревнях бывают крестные ходы при засевах ржи и яровых хлебов; обходя кругом полей со св. иконами, мужчины и женщины попеременно поют до отданияПасхитропарь: «Христос воскресе», а по отдании и старому и малому известный тропарьКазанской Божией Матери «Заступница усердная». Во время молебствий по Пасхе святые иконыот 4-6 переносят из дома в дом, ставят их на лавках в кадки, решета и лукошки наполненные зерновым хлебом, предназначенным для посева; на дворах, пока приложатся к иконам все домашние, поют пасхальные стихари, или кондак Божией Матери «О,всепетая Мати».

    По окончании молебствий в одной деревне Св. иконы переносятся в другую, потом третью и т.д. по всему приходу в сопровождении большой толпы народа. Кроме этих праздников многие из прихожан чествуют и другие праздники, ими самими установленные. Пожары, градобитие и разные другие бедствия считают за Божие посещение, и жители пострадавших деревень дают обещание ежегодно служить, хотя один общий молебен в те именно числа, когда произошло несчастье. Терпеливость, выносливость бедности и других житейских невзгод – главное достоинство прихожан; они не предаются в таких случаях отчаянию даже в таких критических случаях, когда лишаются положительно всего своего имущества, когда приходится снова обзаводиться им хозяйством, начиная с ложки и горшка.

    Над безнадежно больными богатые прихожане просят совершать таинство елеосвящения. Умерших, исключая младенцев, не выносят в церковь без заупокойной литии в доме, – заупокойные обедни совершаются по умершим в 1, 3, 9, 20, 30 и 40 дни кончины; в 40 день справляются поминовения, на которых кроме причта участвуют близкие родные умершего и все его однодеревенцы – старый и малый, в годовщину также совершается поминовение. Древний благочестивый обычай читать по умершим псалтырь, – у бедных до выноса в церковь, у богатых до 6 недель, иногда и до года существует в кикинском приходе до настоящего времени, вообще чтение псалтыри у прихожан считается одним из богоугоднейших способов поминовения грешной души. Светлой стороной в религиозной жизни прихожан является благодарная память к почившему Императору Александру Николаевичу, разорвавшему узы рабства и неволи, долго тяготевшие над крепостным народом России; каждый домохозяин считает своей священной обязанностью вписать в поминанье не только имя этого царя – освободителя, но также и имена его Августейшей супруги и Августейшего сына Императора Александра III-го.

    Беседы и поучения, произносимые с церковной кафедры, выслушиваются прихожанами с вниманием; кроме учения о вере, объяснения богослужения, таинств и обрядов Св. церкви, в поучениях обращается внимание на выдающееся в приходском населении нравственные недостатки. К пастырям прихожане почтительны, ласковы и доверчивы.

    Домашний быт прихожан.
    В большинстве случаев у прихожан бедняков избы встречаются или совсем дряхлые, полусгнившие, с выпятившимися в разные стороны венцами, крытые соломой, – или же, если и новые то так миниатюрны и срублены из таких тонких бревен, что скорей похожи на овчарню чем на избы. В таких избах одно - два окна с вставленными в них старыми рамами, с осколочками вместо цельных стекол, от чего в избах вечные сумерки, потолок низкий, пол если и есть – то неровный, набран кой из чего.На время топки печей двери отворяются для выхода дыма: для экономии на дровах печи устраиваются без труб; зимой во время больших морозов в крестьянской хате за неимением теплых помещений для скота можно видеть около корыта свинью с поросятами, под постелью за решеткой теленка с ягнятами, – полураздетые ребятишки кто на печи, кто на полатях. Везде и на всем грязь. На полу мокро от разлитой воды, которую нагревают для скота, – со стен и потолка течет, когда изба новая и из сырого материала, воздух убийственный, тяжелый. О удобных и теплых помещениях для домашнего скота говорить нечего: лошадь и корова, – если только имеется, – стоят на одном дворе, отделенные друг от друга изгородью, какая обыкновенно встречается в полях; нередко, в сильную вьюгу бедные животные буквально бывают занесены снегом, потому, что двор не намшен (проконопачен) и построен из кривых жердей, годных только на дрова. Совсем другое замечается у зажиточных прихожан, первое, – что каждому бросается в глаза, – это общераспространенный и почти однообразный тип двух обширных изб из прочного сухого материала, соединенных между собой большими сенями с тесовым крыльцом; в одной из них живут зимой, в другой летом – во время вымораживания тараканов совершается переход из одной избы в другую. При входе в избу вас поражает чистота и опрятность, какой не встретите в домах бедняков. Топка производится по белому, с трубой, печи у большинства крестьян делаются не из кирпича, а из глины, такие считаются более прочными; свет в 4-5 окон; в переднем углу чистенькая образная, по местному бобиница, с несколькими иконами в резных золоченых рамках за стеклом, нередко встречаются ценные иконы в дорогих киотах; ниже образной на стене картина церковно-приходского содержания, или из иллюстрированных журналов, попадающих в деревню из столичных городов, куда крестьяне уходят на промыслы. Пол в избе ровный, чистый, – на потолке висячая лампа, вдоль стен толстые широкие лавки, стол накрыт чистой белой скатертью, на перегородке, отделяющей пространство избы от печи, висит зеркало, по сторонам наклеены картины с видами монастырей, городов и сражений из китайско-японской воны, или русско-турецкой; в углу – где соединяются перегородка со стеной, простой крашенный шкаф поставец с стеклянными дверками, за которыми хранятся чайные приборы с различной посудой – любимым украшением домовитого хозяина, вся посуда, впрочем, или брак, или приобретена контрабандным путем из столицы. Надворная постройка у домовитого хозяина прочная, на мху и с отдельными помещениями для домашнего скота, у него и корму много, и скота, и хлеба, – одним словом, во всем заметный избыток служит ясным показателем общего семейного труда, соединенного с умением и терпением делать все обдуманно, по раз и навсегда заведенному порядку.

    Пища кикинских прихожан далеко не отличается разнообразием и состоит из дешевых домашних продуктов: в будни – щи, картофельная похлебка с мясом солониной или салом, состоятельные едят и кашу; в постные дни едят с конопляным и льняным в смеси с подсолнечным маслом. В праздничные дни пища разнообразится, улучшается, – говядину или баранину соленую едят состоятельные прихожане, бедняки большую часть года готовят пищу с салом. За исключением неурожайных годов прихожане вообще не голодают.

    Одежда прихожан, за исключением не имеющих ни кола, ни двора горемык, более чем приличная: в будни из домашних произведений льна, шерсти и овчин, в праздничные дни почти у всех мужчин и женщин, нередко и малых детей, одежда из хорошего сукна. Сапоги и ботинки все уже носят, и богатые и бедные, о лаптях скоро все забудут и не будут иметь о них никакого представления; кстати сказать: лапти вследствие дороговизны лык в экономическом отношении представляют самую незначительную выгоду перед кожаной обувью, – если и носят лапти, то летом в рабочую пору. Страсть к франтовству развита среди молодежи, особенно в этом отношении выдаются парни – женихи, прибывающие из столицы в деревню на побывку, или для вынутия жребия; смазные сапоги (бураки) с калошами рублей в 15, пинжак хорошего тонкого трика, драповое пальто, барашковая шапка, крахмальная сорочка и серебряные часы с цепочкой и брелоками составляют отличительные признаками деревенского франта с дорогой гармоникой в руках, не смотря на то, что у этого щеголя семья частенько ложится спать с голодухой. От парней – женихов не отстают и девушки – невесты, они друг перед другом из кожи лезут вон, чтобы вырядиться в костюм поизящней, пощеголеватей: обувь с галошами, дорогие шелковые платки, шубки с меховой опушкой и шерстяные платья с претензией на моду теперь уже не редкость, в одном только уступают деревенские красавицы барышням интеллигентам, – не имеют гимназических дипломов, да не носят шляпок с солнечными зонтиками.

    При заключении браков главную роль играет экономический расчет: понадобилась в дом лишняя работница и женят парня. Обыкновенно родители женят своих сыновей, как только они отбудут воинскую повинность, или как только исполнится парню 18 лет, если единственный сын у отца; девиц же выдают замуж 20 – 23 лет от роду, редко моложе, старались насколько возможно далее удержать их у себя, как рабочую силу. Браки устраиваются осенью по окончании всех полевых работ, но больше в после рождественский мясоед. Выбор партии и сватовство производится родителями брачующихся; за невесту дают приданое от 20 до 100 и более рублей помимо нарядов из одежи, белья и обуви. Часто бывает, что жених и невеста в первый раз видят друг друга в день сговора, условия, но брачующиеся остаются довольными выбором своих родителей. Вся церемония бракосочетания и брачного торжества не представляет ничего отличительного от обыкновенного, принятого русским простонародьем веселья в подобных случаях. На первых порах брачной жизни муж любит свою жену и обращается с ней ласково; пообжившись, мало по малу он утрачивает любезность в обращении с ней, хотя и не имеет к ней враждебного отношения, жена же всегда остается покорной и любящей. В пьяном виде муж куражится дома, буянит, иногда бьет жену, посуду и все, что под руку пошло.

    До 19 февраля 1861 г. семейные порядки у кикинских прихожан находились в цветущем состоянии. Прежде жили большими семьями, человек в 20 и более; старший член семьи, называвшийся хозяином, был полным распорядителем всего домохозяйства и руководителем прочих членов семейства. Все его слушали, почитали и боялись, от него зависел наряд семьи на хозяйственные работы, – старому и малому он находил занятие по способностям и силам; никто у него не ел даром хлеб. Такой порядок велся во все время существования крепостного права, когда начальство строго запрещало семейные разделы. Теперь не то стало. Теперь, случается, и один сын вскоре после своей женитьбы отделяется от отца; очень редко, чтобы два брата, особенно из молодых, по смерти отца жили вместе. Между сыновьями тотчас же возникает разлад, как только похоронят они своего отца: младший брат не хочет подчиняться распоряжениям старшего, а старший не желает поступиться своим правом перед младшим, хотя бы последний был и трудолюбивей его, и толковей и здоровей. Не поладив между собой принимаются за раздел родного гнезда и поднимается содом на весь дом. Раздоры и даже драки при разделе имущества происходят из за того, что каждый желает получить и побольше и получше; раздоры и ссоры, обыкновенно оканчиваются тем, что кто успел и мне захватить себе что-либо из имеющегося, то за ним и осталось. А там смотришь и стали разделившиеся между собой жить ни тепло, ни холодно, ни сыто, ни голодно; вот один брат нуждается в помощи рабочих рук, а другой в рабочей скотине; у одного недостаток в хлебе, а у другого изба развалилась, новую построить сил нет, приходится продавать последнюю лошадь или корову, чтобы построить себе чуть ли не скворечню. А как случилось в доме несчастье, например, смерть жены, тогда уж совсем полное разоренье: за бедного мужика вдовца, имеющего кучу малых детей, никакая порядочная женщина не пойдет в замужество, а если и решится иная бездетная вдовица или же девица выйти замуж за бедного вдовца и многосемейного, то такая, которую лучше было бы вовсе не брать ему; и мыкает горе бедный мужичек из-за безрассудного раздела, и плачут от мачехи невинные дети.

    Разделы совсем обессилили народ; хорошо обрабатывать землю стало некогда, некому и не на чем. На одной и той же лошади надо пахать и боронить и поэтому многие сеют чуть ли по не паханной земле. В крестьянской земле не стало порядка и нет разумной заботливости и о сбережении трудом нажитого.
    Суеверия, приметы и поверия.
    Прихожане с. Кикина народ темный, как они сами себе называют, т.е. малосведущий, невежественный, не свободный от традиционных заблуждений и не имеющий правильного взгляда на все миробытие. Обычные явления природы часто вызывают в нашем крестьянине суеверный страх, так как у него не выработалось еще правильного взгляда на эти явления: они убеждены, что гром происходит от того, что Пророк Илья ездит по небу на огненной колеснице, а молния – это стрелы – пророк поражает дьявола. Вся окружающая их природа населена наполовину злыми, наполовину добрыми существами; они верят в домовых, полевых, лесовых, водяных, причиняющих людям вред. Почти каждый поступок свой крестьянин обставляет разными приметами, в которых он усматривает такой или иной исходего. С понедельника он не начинает никакого нового дела, напр. пашни, посева, покоса, постройки дома, потому, что это, по его мнению, тяжелый день, и дело, поэтому не будет иметь благоприятного исхода. Пятница также считается тяжелым днем, в летнюю пору крестьяне не занимаются полевыми работами по пятницам, в точности и соблюдая вымышленное сказание о 12 пятницах. Сон Богородицы и сказание о 12 пятницах – эти нелепые списки старинной рукой хранятся у женщин как святыня и, по всей окрестности, передаются ими из рода в род, якобы верное ручательство в том, что имеющая эту мнимую святыню будет безболезненно рождать детей. В каждой простой случайности крестьянин видит предзнаменование к хорошему или худому: едет или идет куда крестьянин, по какому либо делу, вдруг дорогу ему перебежала кошка, или заяц в лесу, или повстречалась женщина с пустым ведром, – в этом усматривается нехорошая примета, предвещающая неуспех в известном предприятии. Некоторых птиц, животных и даже насекомых крестьянин считает вещими, – они, по его убеждению, могут не только предвещать, но и накликать смерть. Если собака воет, задрав вверх голову, – к пожару, а вниз – к покойнику; крысы уходят из строений, или тараканы ползут из хаты – тоже к пожару; птица влетит в хату через открытое окно или дверь – к покойнику; курица запела петухом – быть беде. Сколько ни говори, сколько ни разубеждай крестьянина во всех его нелепых суевериях и предрассудках – все напрасно; разубеждать его очень трудно: все эти бабьи басни переданы ему в детстве от старых людей, много видевших на своем веку, и основаны на фактах из народной жизни.

    Молодые женщины и девушки святки проводят в гаданиях и ворожбе. Редкая из молодых крестьянская девушка равнодушна к загадочному вопросу о «суженом - ряженом»; многие из них напуганы страшными рассказами о приключениях с гадальцами, решаются в глухую полночь на такие подвиги, на какие вряд ли отважится крестьянский парень – жених не из робкого десятка. На святках девушки ходят слушать под окнами и по слышанному судят о своей судьбе; бросают через забор с правой ноги башмак, и в какую сторону он ляжет носком, оттуда и ждать «суженого», берут в потемках дрова без счета, если окажется чет – то желаемое исполнится. Поют также разные надблюдные песни, для этого ставят на стол чашку с водой, накрывают ее платком или скатертью, и все участвующие в гадании опускают туда кольца или серьги и поют, затем одна из девушек вынимает кольцо, приговаривая: чье кольцо вынется, тому все из песни сбудется. Есть также обычай рядиться: мужчины одеваются в женские одежды, а женщины в мужские, и так – чтобы не быть узнанными; в таком смешном одеянии, подчас в масках и с подвешенными бородами, ряженые ходят из дома в дом. В понедельник сырной недели девушка – невеста с первым блином выходит на улицу и имя первого встречного мужчины, по ее поверью будет носить ее жених. В Троицын день молодые женщины и мужчины большой толпой с песнями отправляются в ближайший лес, где завивают на деревьях венки, загадывая о будущем; в следующее воскресенье идут снова в лес развязывать венки и тут наблюдают: если чей венок засох – тому в том году умереть, если зелен – тому предстоит счастье, если птица свила гнездо в венке – выйтьв замужество. Таковы суеверия, приметы и обычаи, встречающиеся в обычном житейском быту нашего крестьянина; не избегла этой же участи и религия. Жизнь крестьянина, начиная с рождения и кончая смертью, обставлена разными суеверными обычаями и приметами. При пострижении крещаемого младенца по принятому обычаю восприемник закатывает волосы в воск, бросает в купель и наблюдает: потонул воск, или нет, – если потонул, то младенец скоро умрет. Как легковесное тело воск никогда не тонет, а наперекор крестьянским приметам младенцы большей частью умирают, на что нередко приходилось обращать внимание суеверных кумовьев. Если младенец во время великого выхода спит, то он скоро умрет. В вербное воскресенье, придя из церкви, родители освященной вербой слегка секут своих детей, приговаривая: не я бью, верба хлест бьет до слез; делается это для того, чтобы дети не хворали. Освященную вербу ставят на божницах до выгона скота в поле, приуроченного всегда к 23 апреля в день Великомученика Георгия Победоносца – покровителя скота; освященной вербой выгоняют скот со двора и оставляют ее в полях поткнув на своей ниве. В доме, где есть покойник, над окном или калиткой вывешиваются небольшое полотенце или лоскут холста, а на окно становят стакан с водой; все это делается в том убеждении, что до 40 дней душа умершего является в свой дом для омовения, поэтому вода в стакане ежедневно переменяется. Солома из под покойника, горшок, из которого производилось омовение, тряпки, стружки от гроба и все, что употреблялось при омовении выносится за деревню и бросается на первых перекрестках, если при выносе покойника из деревни повстречается мужчина или женщина, то в той же деревне опять будет скоро покойник. Накануне постов в день заговин после ужина столы остаются не убранными: чашки, ложки, соль, куски хлеба и говядина – все это предназначается для угощения родственников покойников, которые в эти дни приходят ночью удостовериться не последовало ль каких перемен в жизни и хозяйстве их живых родственников. В день заговин взаймы не дают, так как просящий имеет злое намерение: или переманить к себе богатство, или помешать семейному счастью того, у которого просит. Кто умрет на Пасху, душа того человека пойдет прямо в рай, какой бы ни был тяжкий грешник, только бы не самоубийца, – так как в Св. Пасху для всех открыты райские двери. Свечи, с которыми стоят в церкви во время чтения святых страстей, приносят домой и зажигают, когда найдет градовая туча, – по верованию крестьян град не причинит никакого вреда в полях, если во время грозы молиться Богу с зажженной страстной свечей, с этой же целью вывешиваются на улице полотенце, которое лежало под плащаницей. Первое похристосованное на Пасхе яйцо при начале пожара бросают в загоревшееся строение. Проспать ночь под светлое Христово воскресенье – тяжкий грех: под тем человеком земля горит. Вообще у темного и невежественного народа примет, суеверий и предрассудков так много, что перечислять их все в настоящем очерке нет особой надобности – в виду того, что рано - ль, поздно -ль с распространением повсюду грамотности эта нравственная тьма рассеется как утренний туман перед восходом солнца.

    Летопись мела Кикина имеется, но нигде не напечатана и статей по разным вопросам местной истории и жизни нигде не помещалось.

    Диакон Алексей Смирягин.
    Села Кикина священник Иосиф Данаев смотрел21 Февр.
     
    Панаев и Никита Мозуров нравится это.
  4. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    20 января 1912г. в селе Кикино произошел днем пожар,
    сгорел трактир со двором Варвары Цуцковой.
    В трактире было много народу - при крике "пожар" некоторые бросились
    на буфет с водкой, вином и пивом.
    СВ 1912.02.08 №30 (3).JPG

    1913г.
    Кикино 1913.06.18 №133 СВ.JPG
    газета "Смоленский вестник" от 18.06.1913г. №133
     
    Последнее редактирование: 7 янв 2019
    Панаев, Никита Мозуров и ivagar нравится это.
  5. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Из переписной книги 1666 года, село Кикино:
    (РГАДА ф.1209 оп.1 ч.2. дело 10808 переписная книга Вяземского уезда)

    Волость медовой Круг села Кикина у речки Угорской,
    а в селе церковь во имя Архистратига Миха
    ила, да в пределе святые мученицы Парасковеи на
    рицаемые Пятница. А в церкви божьего милосердия
    образов: образ Архистратига Михаила, образ
    святые мученицы Параскови нарицаемые
    Пятницы, прикладу два креста, да денег семь
    алтын две деньги, образ пречистые богородицы, образ
    господа Бога и спасителя нашего Иисуса Христа, деисус спас
    да на престоле образ пресвятые богородицы, венец и цаты
    серебряные позолочены, приклад рубль семь
    алтын две деньги, деисус девять икон,
    двери царские с сенью и столпцами, да на
    престоле образ Пресвятые Богородицы, венец
    серебряной позолочен, прикладу 10 алтын, сосуды
    деревянные да на престоле образ знамение
    Пречистые Богородицы, гривенка серебряная
    позолочена, приклад два алтына, да крест
    благословящей, да Евангелие напрестольное письменое,
    только один евангелист, да печатных Апостол Тетр,
    а иных книг никаких нетъ. Ризы да потрахель
    полотняные ветхи, да три свечи восковых
    местных. Клепало железное весом
    пуд. Да в том же селе у Церкви:

    Во дворе поп Петр Кузмин, у него сын Алешка.
    Во дворе дьячок Фомка да Онтипка Леонтьевы. У Фомки детей Тимошка да Юрка, да племянник Евсютка Леонтьев.
    Во дворе дьячок Гришка Иванов, у него детей Андрюшка да Митрошка, да Стенка.
    Во дворе пономарь Онашка Иванов.
    Во дворе просвирница Овдотица Леонтьева, жена Карпова.

    Пашни церковные паханые середние земли по обе стороны ручья 10 чет в пол а в дву потому ж. Сена 20 копен.

    Да в том же селе бобылей:
    Во дворе Федка Семенов, у него сын Ивашко.
    Во дворе Онашка Кузмин, у него детей Артюшка да Якушка, да Федка.
    Во дворе Ивашко Офонасьев, у него сын Алешка.
    Во дворе Гришка Мартинов, у него сын Юрка.
    Во дворе Федка да Ивашко Ивановы.
    Во дворе Сенка Максимов, у него детей Сенка, Доронка.
    Двор пуст Сенки Захарова, бежал от многих податей а живет Вяземского уезду в вотчине Савинского монастыря в деревне Борисенках.
    Двор пуст Максимки Матвеева умре, а пасынок иво Савка Иванов живет Вяземского уезду Парфеня Таболина в древне Степанищеве.
    Двор пуст Фролка Васильева бежал во РКСИ году (1660) от податей, живет в Дорогобужском уезде.
    Двор пуст Емельки Иванова, умре во РКСИ году.
    Двор пуст Гришки Алексеева, умре во РКСИ году.
    Двор пуст Сенки Максимова, умре во РКСИ году.

    Пашни паханые и перелогом середние земли 54 чет, да лесом поросло 186 чет в поле, а в дву потому ж.
    Сена по речке Горской 80 копен. И та земля на оброке села Кикина за Архангельским попом за Петром Кузминым да за церковным дьяком за Фомкою Леонтьевым.
    Оброку по два рубля на год.

    Медового Кругу деревни и в них живут выхотцы из розных уездов:
    ...

    P.S. Прикольное название волости - Медовый Круг )
     
    Панаев и Овинцы нравится это.
  6. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    Из книги переписной 1678г:

    Волость Кикинская Медового Круга.
    Село Кикино по обе стороны речки Угорской, а в ней церковь во имя Архистратига Михаила да в приделе Святыя Великомученицы Порасковеи, нарицаемыя Пятницы.

    А у церкви:
    Во дворе поп Петр Козмин, у него детей Алешка 12, Куземка 4 лет.
    Во дворе поп Фома Леонтьев, у него детей Тимошка, Юрка 15 лет, Стенка да Федка двойники году.
    Во дворе церковной дьячок Антипка Леонтьев. У Антипки сын Гораска 10 лет.
    Во дворе церковныя ж дьячки Гришка да Оношка Ивановы. У Гришки детей Андрюшка большой, да Митрошка 13, да Ондрюшка меньшой 10 лет, Фатюшка 8, Мартинко 6 лет.
    А Аношки детей Терешка 5 лет, Михейка 3 лет.
    В келье просвирница Настасица Петрова дочь на Федкине месте Семенова, а он Федка сшол в деревню Толпыгино на тягло.

    Да волостных бобылей:
    Во дворе вдова Татьяница Григорьева дочь Аношкина жена Кузмина, у нее детей Артюшка да Якушка да Васка 10 лет.
    Во дворе Ивашко Семенов, у него детей Агапейко 10 лет, Панка 4 лет.

    Да в том же селе пустых дворовых тягловых крестьянских мест:
    Место Ивашки Офонасьева, а он Ивашко умре. А сын ево Алешка да пасынок Федка Семенов сошли в Государеву дворцовую Воскресенскую волость.
    Место Сенки Максимова, а он, Сенка, з детьми с Сенкою ж да с Родкою оскудали, кормятца в мире.
    Место Сенки Захарова, а он, Сенка, з детьми с Васкою да с Овдокимком да Стенкою да с Федкою большим да с Федкою меньшим перешли в дворцовую Воскресенскую волость.
    Место Максимка Матвеева, а он, Максимко, умре. А пасынок ево Савка Иванов живет в бегах в Вяземском уезде в поместье Парфеня Тоболина в деревне Плетеневе.
    Место Фролка Васильева, а он, Фролко, збежал во 1660 году, а в бегах живет в Дорогобужском уезде.
    Место Емельки Иванова.
    Место Гришки Алексеева.
    Место Сенки Максимова, а он и Емелька и Гришка и Сенка померли.

    Кикино.JPG
     
    Панаев, Юлиа и Ellenna нравится это.
  7. Offline

    Никита Мозуров Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 авг 2018
    Сообщения:
    582
    Спасибо SB:
    1.220
    Отзывы:
    39
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Краснодар
    Имя:
    Никита
    Интересы:
    генеалогия
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25059128

    Грамота. Челобитная попа Василия с. Кикина Вяземского уезда о постройке новой церкви

    Период создания: 1693 г.
    Материал, техника: скоропись
    Размер: 1 л.
    Номер в Госкаталоге: 24909322
    Номер по ГИК (КП): ГИМ 80370/2814
    Инвентарный номер: Син. грам. 2049/1
    Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей"


    Государю преосвященному Евфимию митрополиту Сарскому и Подонско-
    му, бьет челом богомолец твой Вяземского уезду села Кикина
    архангельской поп Василей. В нынешнем государь 201-м году волею божиею
    у нас прихоцкоя церковь во имя Архангела Михаила згорела со вся-
    кою церковною утварью, и мне богомольцу твоему ныне стало служить
    негде. А есть государь в том нашем селе староя прихоцкоя
    церковь во имя Архангела Михаила, и я богомолец
    твой в той старой церкви бес твоего архиерейского благослове-
    ния служить не смею. А одежды на престоле и на же-
    ртвеннике цела. Милостивый государь преосвященный Евфимий
    митрополит Сарский и Подонский, пожалуй государь меня
    богомольца своего, вели государь ту церковь посвятить и дать грамо-
    ту и антиминс, и благослови государь мне богомольцу совему лес
    ронить и вновь церковь построить на том погорелом ме-
    сте. И вели государь мне богомольцу своему свою архиерейскою
    дать грамоту. Государь Евфимий (?) архиерей божий смилуйся.


    Кикино-1.jpg

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25058947

    Грамота. Вторая челобитная попа Василия с. Кикина Вяземского уезда о постройке новой церкви

    Период создания: 1693 г.
    Материал, техника:скоропись
    Размер: 1 л.
    Номер в Госкаталоге: 24909382
    Номер по ГИК (КП): ГИМ 80370/2815
    Инвентарный номер: Син. грам. 2049/2
    Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей"

    Государю преосвященному Евфимию митрополиту
    Сарскому и Подонскому, бьет челом богомолец твой,
    Вяземского уезду села Кикина архангельской
    поп Василий. В нынешнем, государь, 201-м году волию
    божией у нас прходскоя церковь во имя
    Архангела Михаила згорела со всею церковною
    утварью. Милостивый государь, преосвященный
    Евфимий, митрополит Сарский и Подонский, пожалуй
    меня, богомольца своего, благослови государь мне,
    богомольу своему, лес ронить, вновь церковь по-
    строить на том погорелом месте. И вели, государь,
    о том дать мне, богомольцу своему, свою архие-
    рейскою благословящую грамоту. Государь великий
    архииерей божий смилуйся.


    Кикино-2.jpg
     
    Последнее редактирование: 29 сен 2020
    Юлиа, Панаев и Ellenna нравится это.

Поделиться этой страницей