с.Марково Анадырский район Чукотский автономный округ России

discussion_in_x_started_by_y_date_z

  1. online

    Wolf09 Старый Волк

    joined:
    27 2012
    messages:
    33.589
    likes_received:
    126.781
    bdreputation_reputation:
    2.108
    user_field_country:
    user_field_iz:
    Нижегородская губерния
    user_field_name:
    Алексей
    user_field_interesy:
    История государства российского
    Марково — село в Анадырском районе Чукотского автономного округа России.
    Образует сельское поселение Марково.
    До 1998 года имело статус посёлка городского типа.
    Название на языке коренного населения: чук. Вуйвун (Гуйгун) — «деревянная изба», корякск. вуйвын — «большой посёлок».

    Расположено в среднем течении реки Анадырь — крупнейшей водной артерии Чукотки. Марковская низменность, образованная Щучьими горами на севере, хребтом Пикульней на востоке, горами Пенжинского хребта на юге и Русскими горами на западе, площадью около 15 000 км² обладает уникальным для Чукотки климатом.

    Благоприятные климатические условия Марковской низменности, скопление аборигенных жителей в среднем течении р. Анадырь обратили на себя внимание землепроходцев Семёна Дежнёва и послужили причиной организации Анадырского острога в 1649 году. Кроме того, Анадырский острог находился на пересечении торговых и меновых путей коренного населения Центральной, Западной и Восточной Чукотки и оптимально подходил на роль форпоста проникновения Российского государства на Северо-Восток, Аляску и освоения богатств Чукотки.

    На территории Центральной Чукотки обитали юкагирские племена (деткили), оленные чукчи (чаучу), эвены (ламуты). Юкагирские племена вели кочевой образ жизни, существовали за счет охоты, рыболовства и собирательства, вели меновую торговлю с оленными чукчами, прибрежными эскимосами и чукчами, коряками и эвенами.

    После организации Анадырского острога часть юкагиров, в частности чуванцев, стали вести оседлый образ жизни на ближайших рыболовных и охотничьих угодьях, появились смешанные браки, постепенно стал перениматься уклад жизни переселенцев, обычаи, язык.

    Поиск постоянного источника существования, торгового центра, места гарантированной навигации и центра регулярного сообщения привёл к созданию села Марково. Первое упоминание поселения относится к 1866 году в книге Д. Кеннана «Кочевая жизнь в Сибири». По свидетельству местной сказительницы К. А. Воронцовой, село названо в память о святом Марке, освятившем место строительства будущего поселения и воздвигнувшем здесь православный крест.

    К концу XIX века численность постоянного населения Маркова доходило до 250 человек, называвших себя чуванцами, говорящих на старорусском диалекте, принявшими православие, соблюдавшим как церковные, так и языческие обряды.

    1.jpg
    Церковь и дом. с.Марково. 1901 год.

    2.jpg
    Свадьба. Церковь. с.Марково. 1901 год.


    К 20-м годам XX века Марково было сравнительно крупным населённым пунктом, центром торговли и вывоза продукции охоты и рыболовства. Здесь находились представители российских и американских торговых компаний, местной администрации, церковь, школа, метеостанция.

    Становление советской власти наиболее быстро произошло в Анадыре, Усть-Белой и Марково, где наиболее полно проявились противоречия существующей власти. Период 1920—1940 годах был периодом идеологической обработки местного населения, коллективизации и организации мелких рентабельных товариществ и колхозов, гарантированного продовольственного обеспечения и вывозом продукции рыболовства и пушно-мехового сырья.

    Толчком к развитию села стало строительство в 1942-1943 годах аэродрома для дозаправки во время перегона американских самолётов в рамках соглашения между сторонами антигитлеровской коалиции («лендлиз»). Быстро стала развиваться инфраструктура аэродрома, вначале воинские части, а впоследствии и приезжие гражданские специалисты обслуживали аэродром. Увеличение населения требовало увеличения объёмов заготовок продукции промыслов, на профессиональной основе стало развиваться земледелие. В то тяжёлое время из-за отсутствия лошадей и тракторов вспашку сельхозугодий производили с помощью запряжённых в плуг ездовых собак.

    Создание Марковского района в 1950—1958 годах, концентрация населения в 4-х населённых пунктах — Марково, Ваеги, Чуванское, Ламутское, создание крупного сельскохозяйственного многопрофильного предприятия с упором на развитие оленеводства, приток квалифицированных специалистов, завоз техники, наличие средней школы, интерната, больницы, базы для завоза и хранения продовольствия, центра культуры явились предпосылками к резкому и благоприятному развитию Марково.

    8.jpg
    Ан-2 в аэропорту с.Марково. 1958-1965 гг.

    В селе проживает до 20 % приезжего русскоязычного населения, все остальные — это так называемые марковчане — коренные жители из числа малочисленных народов Севера и старожилы (3-4 поколения на Чукотке). В связи с тем, что приезжие — это, в основном, высококвалифицированные специалисты предприятий и бюджетных учреждений, а Марковская школа, основанная в 1883 году, выпускает очень хорошо подготовленных учащихся, многие из которых возвращаются после получения высшего и среднего специального образования, уровень развития марковских жителей довольно высок и по многим параметрам население села сопоставимо с городским.

    3.jpg
    Собачья упряжка. с.Марково. 1901 год.

    4.jpg
    Дома в Марково. 1901 год.

    5.jpg
    Дома в Марково. 1897-1902 гг.

    6.jpg
    Наводнение в с.Марково. 1980-1985 гг. Фото из архива жительницы села Марково: Н.А. Ковригиной


    9.jpg
    Наводнение. Аэропорт. с.Марково. 1980-1985 гг. Фото из архива жительницы села Марково: Н.А. Ковригиной

    7.jpg
    Последний сохранившийся дом XIX века в селе Марково. 1999 год.
    Представитель малочисленной северной народности чуванцев В.П. Брагина возле последнего из сохранившихся в селе Марково Анадырского района домов XIX века.
    Дом построен из лиственницы.

    Как отдыхали в Марково

    111.jpg

    222.jpg

    333.jpg

    444.jpg

    555.jpg 6666.jpg

    777.jpg

    888.jpg

    999.jpg

    10.jpg

    11.jpg

    13.jpg

    14.jpg
    В Марково очень долгое время существовал народный ансамбль "Марковские вечёрки", исполнявший русские народные песни 17-18 веков.

    15.jpg

    16.jpg
    7 ноября 1958 года

    17.jpg
    Милиция

    99999999.jpg

    8765.jpg
    Проводы зимы
     
    likes_user1_user2_user3_and_x_others_like_this
  2. offline

    Воронино Завсегдатай SB

    joined:
    8 2017
    messages:
    379
    likes_received:
    656
    bdreputation_reputation:
    23
    user_field_country:
    user_field_iz:
    Москва
    user_field_name:
    Лена
    user_field_interesy:
    поиск
    IMG_20150616_0068.jpg IMG_20150617_0012.jpg IMG_20150617_0011.jpg
    Ой! Сжимала, колдовала, что-то пошло не так.
    Простите
    Анадырь, Угольные Копи, 1976-79гг
     
    last_edited_by_moderator: 12 2018
    likes_user1_and_user2_like_this
  3. offline

    Виталий1965 Новобранец

    joined:
    16 2025
    messages:
    4
    likes_received:
    3
    bdreputation_reputation:
    0
    user_field_country:
    user_field_iz:
    Магадан
    user_field_interesy:
    .
    Есть такая литература
    Сообщения объединены, 17 2025, время первого редактирования 17 2025
    МАРКОВСКИЙ ПЕСЕННИК, 2014
    Публикация и комментарии Т. С. Шенталинской
    Сообщения объединены, 17 2025
    Магаданский краевед: выпуск 2
    ЧУВАНЦЫ КАК ЭТНОС В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
    Сообщения объединены, 17 2025
    Шенталинская - Фольклор чуванцев, 2009
    Сообщения объединены, 17 2025
    Дьячков Г. (А.Е.) - Анадырский край, 1893
     
    likes_user1_likes_this
  4. offline

    Виталий1965 Новобранец

    joined:
    16 2025
    messages:
    4
    likes_received:
    3
    bdreputation_reputation:
    0
    user_field_country:
    user_field_iz:
    Магадан
    user_field_interesy:
    .
    предлагается переиздание замечательного труда учителя, ученого-самоучки, чуванца по национальности Афанасия Ермиловича Дьячкова — «Анадырский край», впервые изданного в 1893 году во Владивостоке, а также документальная повесть об этом удивительном самородке современного историка Н.А.Жихарева. Это и многое другое вы найдете в книге Повесть об Афанасии Дьячкове. Анадырский край (Н. А. Жихарев, А. Е. Дьячков).
    загрузка будет чуть позже - не хочет...
     
    likes_user1_likes_this

share_this_page