Буду благодарна за любую информацию по селу Прображенскому Смоленского уезда за 1800-1880 годы. Особенно по священникам. Второе название Устье? И еще один вопрос. Имелось ли село с названием Устье в Ельнинском уезде? Книга Чижкова и Зорина у меня есть. С уважением, ellenna
Цитата(ellenna @ 01 2011, 20:44) Буду благодарна за любую информацию по селу Прображенскому Смоленского уезда за 1800-1880 годы. Особенно по священникам. Второе название Устье? И еще один вопрос. Имелось ли село с названием Устье в Ельнинском уезде? Книга Чижкова и Зорина у меня есть. С уважением, ellenna Посмотрите списки населённых мест Смоленской губернии 1859 г. http://king13.ucoz.ru/load/0-0-1-312-20 thumbup
Татьяна, спасибо, Вы помогли мне ответить на вопрос, были ли разные села с названием Устье. Чтобы начать сбор материалов по Преображенскому, начну с того, что у меня есть. А.Б.Чижков, НГ Гурская. Смоленские усадьбы. - Смоленск, Свиток, 2009. - 192 с. Стр. 125: "Преображенское (Устье), д.Митино. 12 км от г.Смоленска (Смоленский уезд). Усадьба основана в конце 18 в.помещиком ГА Каховским, затем до середины 19 в. владел поручик ПЕ Соколовский, потом - его сын полковник НП Соколовский и далее его наследники, с конца столетия - кн.Щербатовы, последняя владелица до 1917 г.кн.ЕС Щербатова. Осталась руинированная Преображенская церковь 1795 г.в стиле классицизм, сильно пострадавшая во время ВОВ; около нее были захоронения Соколовских. Двухэтажный главный дом дворцового типа в стиле классицизм утрачен". Имеется фотография руин церкви, которуя я не смогу вставить. ellenna Санковский. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Вып.1 Смоленск, 1897 год стр.66: с.Преображенск. храм устроен в 1795 г., каменный, теплый. Престол один - в честь Преображения Господня. Земли церковн.39 дес., в том числе: усадеб. - 3 д., пахат. - 10 д, сенок. - 4 д, и 22 под кустарн. Прихож.662 м.п. и 686 ж.п., разст.селений от церк. 1-8 вер. Церк.капит. 1125 р., капит.причт.1235 р.; причт жив.в собст.дом., жалов.священник получ.114 р., и псаломщик 36 р. Священник Николай Вас.Синявский, 30 л., ок.курс сем.1887 г., священник с 1887 г., на наст. месте с 1892 г. Псаломщик Василий Сем.Четыркин, 27 л., окон.курс реальн уч.псал. с 1893 г., на наст. месте с 1894 г. В селе школа земская, законоуч.священник, учащ.51 ч. От гор.Смоленска в 12 вер.Адрес: полуст Колодня, Моск.-Брест.ж.д. Если у кого-нибудь есть еще какие-либо сведения, дополните пожалуйста. ellenna
Цитата(ellenna @ 02 2011, 21:26) "Преображенское (Устье), д.Митино. 12 км от г.Смоленска (Смоленский уезд). Усадьба основана в конце 18 в.помещиком ГА Каховским, затем до середины 19 в. владел поручик ПЕ Соколовский, потом - его сын полковник НП Соколовский и далее его наследники, с конца столетия - кн.Щербатовы, последняя владелица до 1917 г.кн.ЕС Щербатова. Если у кого-нибудь есть еще какие-либо сведения, дополните пожалуйста. ellenna В 1797 году в селе Преображенском Смоленского уезда в семье дворянина Григория Каховского родился сын - Петр Григорьевич Каховский (1797-1826). будующий декабрист, стрелявший 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербургского губернатора графа Милорадовича М.А. и командира лейб-гвардии Гренадерского полка Стюрлера Н.К..
Могу только добавить: Павел Егорович Соколовский и его сын от первого брака Николай Павлович Соколовский. Вторая жена Павла Егоровича - Анна Андреевна Реад (Андрей Реад - губернский предводитель дворянства в 1803-1804 годах) . Всего доброго Ленинцев Николай Николаевич. Да, еще: вышла книга: Л.А.Верховская Н.В.Деверилина, Четыре века смоленских усадеб, Смоленск, 2011 там о Преображенском более подробно
Я тоже интересуюсь селом Преображенское и его обитателями! Хочу для информации привести один материал. 1.Из мира Божественной тайны (К двухсотлетию кончины святителя Митрофана) В старых рукописях, в которых одно время довелось мне рыться, в поисках святых воспоминаний о великом молитвеннике за грешную Русскую Землю, преподобном Серафиме Саровском, я нашел один документ величайшей важности для православно-христианских упований. Документ этот - письмо некой генеральши Ефимович к рославльскому помещику Михаилу Николаевичу Семичеву. Письмо это помечено октябрем 1834 года и касается оно благодатных чудес святителя Митрофана, со времени святой кончины которого двадцать третьего ноября 1903 года исполнилось ровно двести лет. Привожу это письмо в подлиннике. I Любезнейший братец! Спешу сообщить вам существеннейшее событие в жизни нашей. Какие чудотворения милосердия Божия явлены нам! Какой явной благодати удостоены добродетельные Соколовские! У них в селе Преображенском было сие святое событие. Дочь Василия Азанчевского воспитывалась в Смольном монастыре и десять лет была одержима ужаснейшими болезнями: у нее были припадки беснования; была слепота на один глаз и имела ногу изболевшую. Обе монархини - покойная и нынешняя* - приложили о ней многомилостивейшие попечения, но все искусство докторов было бессильно и для нее бесполезно, и она оставалась в лазарете безнадежных. Там удостоилась она видеть во сне три раза святителя Митрофана, который, явившись в последний раз, исцелил ей ногу. Она проснулась, попробовала булавкой онемевшее место, с восторгом почувствовала боль и могла, с помощью ленты, ступить на ногу и ходить. Но она не решилась тогда исполнить приказание угодника объявить сие чудотворение, боясь неверия своих подруг. ______________________ * Мария Феодоровна и Александра Феодоровна. ______________________ Год, как она отпущена из монастыря. Не имея матери, она в Москве просила родственницу свою свозить ее в Воронеж, но болезнь этой родственницы (ее уже нет ныне в живых) воспрепятствовала сему. Болящая Азанчевская крайне сему огорчилась и непременно пожелала, чтобы отвезли ее в Преображенское к Соколовским. Добрая сестра, Анна Андреевна Соколовская, не щадя своего здоровья, берегла ее дни и ночи, но припадки ее становились так сильны, что во время их самые сильные мужчины не могли ее удерживать. II Десятого августа было начало чудотворений. Дочь Соколовского, Елена Павловна Лыкошина, везла малолетнего сына в Смоленск к доктору и заночевала в своем имении, в шестидесяти верстах от Преображенского. Там она нашла одного своего слугу умершим, и в ту же ночь видит во сне, что он воскрес и говорит ей: - Не удивляйся! Это ничего против тех чудес, какие ты увидишь в доме твоего отца. Спеши туда, как можно, к ночи. Проснувшись в сильном волнении, она тотчас уехала к отцу, куда уже, оказалось, съехалось и много родных, сами не зная почему. В десять часов вечера начались у болящей припадки сильнее прежних и продолжались до двенадцати часов ночи... Вдруг она воскликнула: - Верую, святый угодник, верую! Но без ленты ходить не могу!.. Говорила отрывисто, как будто кому-то отвечала, а затем - опять: - Верую! верую!.. С этими словами она вскочила и, кинувшись как бы к ногам угодника, целовала пол и как бы за кем читала молитвы... Все были в таком волнении, что никто не собрался с силами за нею писать... Потом болящая села и говорила: - Не могу открыть глаз - уже десять лет закрыт... Верую, верую! - и кинулась к ногам угодника; затем наклонилась, как бы, под Евангелие, подходила под благословение; раскрыла грудь, на коей была рана и в которую еще утром Анна Андреевна вкладывала много корпии, и вдруг вскрикнула: - Помазал, помазал! Каково же было поражение всех предстоящих, когда увидели, что рана исчезла... В четыре часа пополуночи она упала на кровать в сильной слабости и отдохнувши спросила: - Видели ли вы угодника Божьего святого? Отвечали ей: - Нет, мы недостойны видеть такой благодати. Она опять сказала: - Он придет завтра и послезавтра... И другой был с ним Тихон Задонский; но я не могла его рассмотреть - так было от него светло. Он принимал Евангелие от святителя Митрофана. Болящая передала слова, которые ей сказал святитель: - Вот и я - на помощь твоих страданий! Я прислан от Бога исцелить тебя для прославления Его имени. Терпи, мужайся и не унывай духом. Много тебе будет искушений, а потом получишь исцеление, не будешь иметь никаких болезней, но будешь страдать за имя мое. На это приветствие она ответила ему: - Угодно тебе исцелить меня - я буду прославлять благодать, милость и имя твое; угодно тебе прекратить жизнь мою - я, на одре смерти лежащая, в изнеможении сил скажу: да будет воля твоя! Потом она рассказывала, что святитель Митрофан выговаривал ей за то, что она не объявила никому в Смольном монастыре о происшедшем исцелении ее ноги, которое посему было приписано лечению лекарей. Она отвечала, как было выше сказано, что боялась неверия. Угодник ответил: - Кто не верит, пострадает более тебя... III В тот день - это было одиннадцатого августа - она получила исцеление глаза, ноги, и рана ее закрылась, но припадки к одиннадцатому часу стали еще сильнее, и она начала упрекать, что брат ее и Лыкошина не истинно верующие, что они хоть и верующие, но вера их пополам с любопытством, и что она оттого сильнее страждет. В двенадцатом часу ночи явился ей святитель Митрофан. Опять было то же моление. Когда пришла в себя, сказала, что угодник объявил ей, что в следующую ночь он ей откроет жизнь, смерть и Царствие Небесное. К третьему часу ночи спросила себе чистое белье и сказала: - Рубашка будет освящена нынешнюю ночь. В десятом часу утра с нею были необыкновенные припадки, продолжавшиеся до трех часов дня. Следующую ночь явился святитель Митрофан, открыл ей книгу ее жизни, в коей от самого ее детства вписаны все ее дела добрые и дурные, ее чувства и помышления. Потом он показал ей смерть. Она закричала: - Как темно! - и с ужасом искала себе защиты у угодника и опять кричала: - Заступи, помоги, выведи! - и как бы оборонялась от кого-то. В это время тело ее местами вспухало и покрывалось синими пятнами. Потом в трепете и исступлении воскликнула: - Ах, как хорошо и светло!.. Господи! Ты очистил мою душу! На ее лице был виден необыкновенный восторг... Потом, вдруг опечалившись, воскликнула: - Для чего же мне еще здесь жить? Кому нужна жизнь моя?.. Да будет воля твоя, святый угодник!.. Молю тебя благословить всех, кого я назову. И стала называть с расстановкой, как бы давая угоднику повторять имена всех предстоящих, многих отсутствующих и всех православных христиан. Тут все с воплем кинулись под ее руки, которые она держала так, как бы получала благословение. А она все время явления хватала Анну Андреевну Соколовскую: видно было, что ей хотелось подвинуть ее к угоднику. Потом святитель Митрофан помазал ее миром. Она подставляла для помазания руки и ноги и отирала их рубашкой. После того как святитель возложил на ее голову руки, тогда она поспешно велела разбудить всех детей, говоря, что лишь их невинные уста должны прикоснуться к сему освященному месту. По ее словам, святитель ей сказал так: - Вступая в новую жизнь, старайся приобретать нетленные богатства: смирение, кротость, терпение, любовь и несомненную надежду на милосердие Творца, и да будет твоим путеводителем вера! Пришедши в себя, она тотчас попросила везти себя в Смоленск к Божией Матери. Велела снять с себя рубашку, так как святитель сказал: - Ты ею будешь исцелять больных. А затем сказал: - Тебе явится Ангел-хранитель. IV Восемнадцатого числа, в сопровождении всех тогда бывших, поехали в Смоленск, без затруднения и помощи всходила и сходила по лестницам и несколько дней была совершенно здоровой, но часто задумчива, молчалива и сонлива. Ровно за неделю до Покрова дня - в понедельник - она ослабла и, когда уснула, то вдруг стала ясновидящей: отвечала на мысли каждого, кто сидел дома в третьей комнате. Мучилась, если вдруг чувствовала, что кто-либо искушает каким-нибудь неверием. Говорила такие слова, каких никогда не умела говорить. Потом сказала: - Не думайте, чтобы это я вам говорила. Нет! Я внушена Ангелом - он при мне. Вот он!.. А в самый день Покрова Пресвятой Богородицы, Пречистая покроет меня Своим святым омофором, и все предстоящие будут видеть эти чудеса. Тут все в великой радости хотели послать к своим знакомым, но она не позволила, говоря: - Довольно будет тех, кому нужно быть. Богу угодно избрать для прославления сих чудес Леонида, ректора Смоленского, Павла и Платона Егоровичей Соколовских и Платона Рачинскаго. Эти дни в Смоленске больная была в отрадном положении - и дни, и ночи, и говорила: - Ах, как бы я желала, чтобы вы все могли хотя минуту насладиться этим небесным сном, которым я теперь насладилась!.. Ах, как сладостно, как приятно!.. Она вставала поминутно, переходила из комнаты в комнату, потом опять засыпала и опять во сне начинала говорить. По всему было видно, что она желала освятить весь дом сопутствующим ей Ангелом, потому что переходила из комнаты в комнату по всему огромному дому. Она чувствовала, ежели кто подъезжал к дому, и говорила: - Вот еще едут верующие! Непонятно, по какой причине съехалось шестьдесят человек, хотя никто не был извещен. Когда кто входил с малою верою, она начинала страдать тоской и говорить с такой убедительностью, что каждый трепетал и приходил в должное чувство. Иные боялись, чтобы она именно их грехов не обличила. Она чувствовала их мысли и говорила: - Боятся иные (не говоря именно кто), чтобы я не объявила их грехов, а забывают, что Спаситель будет судить всех явно, а не тайно, и что сей страх означает совесть нечистую. И в прекраснейших изречениях начала говорить, как мы должны очищать совесть нашу, подобно садовнику, очищающему сад от дурных растений: он не вдруг, но всякий день понемногу, их вырывает. Так и мы понемногу должны искоренять наши пороки. Многие хотели записывать ее слова, но она не позволила, говоря, что эти слова должны быть у каждого в сердце, а не на бумаге... Одна особа, приехав в тот дом, почувствовала такой неизъяснимый трепет, что не могла оставаться вместе со всеми и ушла в верхний этаж. Болящая, хотя и во сне, но явно сказала: - Бедная! Она страдает, и я страдаю. На другой день она почувствовала, что та молится Богу, и сказала: - Погибающая душа скоро обратилась. Потом велела позвать ее к себе, стала над нею молиться, чтобы Бог обратил ее к добродетели, обняла ее нежно и начала говорить: - Другие думают, что мы достойнее ее, а того не знают, что она была последняя, а теперь первая. Затем обратилась к Соколовским и с восторгом говорила: - Добрые души! Они не воображают, как часто Ангел записывает их добрые дела. Они вникли в положение Анны Андреевны Соколовской. Милая и кроткая! Душа ее страдает о сыне и молчит - до сих пор мне ничего не сказала, а он провинился и наказан. Но, слава Богу, что он имеет испытание это в молодых летах. Сейчас не могу описать вам всех ее разговоров, но скажу о последнем важнейшем происшествии. V По возвращении обратно в дом Соколовских Ольга Васильевна (больная Азанчевская) начала говеть к будущему воскресенью, то есть к двадцать третьему числу, и в этот день удостоилась причаститься Святых Тайн. В числе посетивших ее во время болезни был смоленского Авраамиева монастыря архимандрит Леонид, который приезжал двадцать пятого числа, а потом вторично посетил ее тридцатого числа, ночевал в доме и на Покров день после обедни уехал. Также был того же монастыря эконом из Болдина монастыря игумен Никодим, и она, сонная, рассказывала каждому о чудесном своем исцелении от угодника в таком точно порядке, как описано выше... Можете себе представить, в каком находились все мы волнении в день Покрова Пресвятыя Богородицы! Тридцатого к вечеру она стала слабеть и велела положить себя в спальне Анны Андреевны, на ее кровать; и тут начались страдания - тоска о неверующих; и так она металась, что боялись, как бы у нее не отвалилась голова. Многие не могли смотреть и вышли из комнаты, кроме Анны Андреевны Соколовской и Елизаветы Андреевны Храповицкой, которых она от себя не отпускала. К девятому часу вечера опять все собрались около нее, но она так ослабела, что более походила на мертвую, чем на больную. Тут мы заметили, что она начинает вытягиваться, как при последних минутах жизни, с хрипотой в груди, и, наконец, видим непостижимые для человека чудеса: она поднимает руки вверх и так оставляет их в распростертом положении. Потом опускает ноги с постели и делает земной поклон, опуская голову до полу без помощи рук; потом привстает, и по движениям рук, которыми она обнажает грудь и спину протягиванием оных, равно и ног, мы заключаем, что она помазуется Царицей Небесной. При сих действиях говорит: - Радуйся, Радосте наша! Покрый нас честным Твоим омофором. Сие повторила два раза. Потом становится на ноги и от слабости падает на постель, а ноги ее уже мы должны были положить на постель при помощи других, близ стоявших. Затем мы увидали, что сложила руки, как будто для получения благословения. Тут она начала говорить имена всех родных, всех здесь присутствовавших, отсутствующих и всех христиан, верующих во имя Божие - и все это очень внятным языком... Потом, помолчав немного и все продолжая держать руки в том же положении, она сказала: - Еще прикажешь?.. Не угодно?.. Приняла руки и положила их на грудь со словами: - Да будет воля Твоя! Немного погодя она воскликнула: - Свершилось, свершилось! - и с сими словами села на постель и уже в полном сознании сказала: - Прославим единым сердцем и едиными устами чудеса Божий! За сим начала с нами обниматься, а мы - ее поздравлять с благодатию исцеления... Во все время происходившего мы все стояли на коленях в великом страхе и рыдали. Исцеленная после этого осталась в постели. Сидя в постели, совершенно здоровая, спросила просфоры, а потом горячего чаю, который ей и подали. Она в этот день ничего не пила и не ела... В постели она оставалась до следующего дня. В восьмом часу утра первого октября призван был священник отслужить благодарственный молебен и акафист Божией Матери. Затем она встала, и мы все пошли пешком - также и она с нами - в церковь, где отслушали Литургию и молебен угоднику Божьему Митрофану. Теперь Ольга Васильевна совершенно здорова. При исцелении были: 1) Архимандрит Авраамиева монастыря Леонид. 2) Поручик Александр Васильевич Азанчевский и сестры его. гвардии капитана дочери - девицы Анна и Екатерина. 3) Жена штаб-ротмистра Елена Павловна Лыкошина с малолетним сыном Николаем. 4) Живущая в доме Азанчевских из дворян девица Авдотья Семеновна Азанчевская. 5) Генерал-майор Иассон Семенович Храповицкий с женой, детьми, с живущей в их доме девицей Александрой Алексеевной Курашовой и гувернанткой Елизаветой Егоровной Доланд. 6) Полковник Василий Иванович Рачинский с братьями своими - Платоном, Иваном и сестрой Александрой. 7) Павел и Платон Егоровичи, и Анна Андреевна Соколовские и прочие, подробно в письме поименованные." Ольга Васильевна Азанчевская прожила долгую жизнь. Умерла 28 мая 1892 г. Ей было 80 лет. Ее мать - Ольга Николаевна урожд. Повало-Швейковская. Ольга Васильевна - от второго мужа Ольги Николаевны Азанчевского Василия Демьяновича. Первый муж - Безобразов Сергей Васильевич. Хочу установить отца Ольги Николаевны, из каких он Повало-Швейковских.
Ленинцев, обратите внимание и на эту тему http://smolbattle.ru/threads/Литература-о-Смоленске-и-губернии.8792/
Сообщения объединены, 8 июн 2018, время первого редактирования 8 июн 2018 Всё изложенное выше весьма любопытно и интересно ибо всё описано касается родственников одного семейства (Лыкошины, Азанчевские, Реад, Повало-Швейковские, Каховские, Рачинские, Храповицкие, Верховские, Щербатовы - все родственники и не столь дальние). Но меня интересует конкретика по усадьбе Преображенское Смоленского уезда. Ибо оно у нас в семье называлось нашим имением, в нём родились мой дед и его братья с сестрой, у меня дома картина имения, написанная в середине (так мне кажется) 19 века, а может и ранее. По крайней мере, до развода Бориса Петровича Рачинского с первой женой Ольгой Фёдоровной судя по многим артефактам она с детьми жила в с. Преображенском. Очень сожалею, что в своё время не допросил своих дедов, когда они были живы. Но это было, практически, нереально в то время. Меня потрясло описание исцеления Ольги Васильевны Азанчевской до глубины души. В такие чудеса хочешь не хочешь, а поверишь - свершались при таком стечении народа, да вдобавок всех родственников, что всяким сомнениям нет места. Сообщения объединены, 9 июн 2018 А Вы читали там у них про Преображенское?
Сообщения объединены, 25 июн 2018, время первого редактирования 25 июн 2018 Все перечисленные фамилии, в т.ч. Щербатовы и Соколовские, родственники между собой. Но я в упор не понимаю: речь идёт об имении Преображенское Корохотинской волости Смоленского уезда или о каком-то другом Преображенском? Оно по моим данным принадлежало Борису Петровичу Рачинскому, в нём родились его дети от Ольги Фёдоровны (урожд. Дерюжинской), но не в одном из изданий множества книг и статей о них нет никаких сведений. Тем не менее, привожу один из документов (перепечатываю ибо слабый текст), выданный в 1914 г. 26.06. для представления в учебное заведение, находящийся в деле моего деда Николая Борисовича Рачинского . Свидетельство По Указу Его ИВ, из Смоленской духовной Консистории выдано сиё свидетельство в том, что в метрической книге церкви села Преображенска, Смоленского у., за 1895 г., в части первой о родившихся под № 37 мужска пола написана следующая статья: родился 2.12., крещён19 числатого же месяца Николай, родители его: Смоленского уезда, сельца Преображенска потомственный дворянин Борис Петрович Рачинский и законная жена его Ольга Фёдоровна, оба православные, восприемниками его были: тогож уезда , сельца Команичей потомст.дв. А.Ф. Дерюжинский и Орловской губ. города Ливнов купеч. дочь девица Ольга Николаевна Маслова. Таинство крещения совершал Священник Николай Синявский с псалымщиком Василием Четыркиным. И т.д. 5.03.1901 г. Протоиерей Василий Белавенцев ... Сообщения объединены, 25 июн 2018 У меня дома картина - вид имения Преображенск.
фото картины усадьбы Рачинских Преображенское Смоленского уезда я приводил уже на SB, она к сожалению не до реставрирована, повторяю: Сообщения объединены, 14 сен 2021, время первого редактирования 14 сен 2021 там же я давал фото усадебного дома внутри в столовой за столом, за которым сидит семья Б.П. Рачинского и О.Ф. (Дерюжинской). Повторяю: За столом слева направо сидят: прадед Борис Петрович Рачинский, Виктор, Пётр Петрович Рачинский, Борис и Николай, далее гувернатка, Ольга Фёдоровна и Наталья.
Смоленская губерния, Преображенское, усадьба князей Щербатовых. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33012988 О дореволюционных владельцах Преображенского (Митино) Имение Щербатовых https://vk.com/wall-23089017_100 Обширный комплекс построек в формах классицизма представляло собой имение князей Щербатовых (не сохр.) в с. Преображенское (вблизи ст. Колодня под Смоленском). Двухэтажный дворец имел довольно сложную объемную композицию. Она включала в себя увенчанный главкой полукруглый выступ с шестью ионическими колоннами на оси парадного фасада, по его сторонам двухэтажные крылья и более низкие объемы на флангах. Во времена ВОВ служило госпиталем, после войны - санаторием для больных туберкулезом. К сожалению, на данный момент от имения ничего не осталось. Владельцы: ЩЕРБАТОВ СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ 1870-1919. Жена ПЛАУТИНА ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА 1875-1921. Некоторые из детей: БОРИС 1897-1920, ДМИТРИЙ 1903-1920, ТАТЬЯНА 1905. кн. Щербатова (ур. Плаутина) Елизавета Сергеевна (1875-1921), расстреляна вместе с родными и домочадцами по обвинению в принадлежности к "преступной контрреволюционной организации народного союза защиты родины и свободы". кн. Щербатова Ирина Сергеевна (1901-1921), дочь предыдущей, расстреляна по обвинению в принадлежности к "преступной контрреволюционной организации народного союза защиты родины и свободы".