Село Шиловичи Духовщинского уезда Смоленской губернии имеет древнюю историю. В 18-м веке оно относилось к дворцовой Руцкой волости (Духовской волости). Шиловичи на карте Шуберта (трехверстовке). Воспользуемся материалами книги иеромонаха Рафаила (Ивочкина) "Духовщинская земля: православные храмы" (Смоленск, 2009). Автор опирался на "Историко-статистическое описание села Шилович" (СЕВ, 1891, №8). Первый храм в селе Шиловичи появился около 1685 года. Тогда на средства полковника Семена Семеновича Корсака (Корсакова) была построена деревянная церковь во имя св.вмчц Параскевы. В 1775-1776 гг. ротмистр Федор Степанович Кашталинский построил в селе каменную двухпрестольную церковь. Главный алтарь был освящен во имя Сошествия Святого Духа, а придел — во имя св.вмчц. Параскевы. Затем в 1861-1873 гг. храм обустраивался на средства дочери Ф.С.Кашталинского Екатерины (по мужу Кошелевой), появился придел во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Убранство храма было богатое, иконостасы с накладной вызолоченной резьбой. В 19-ом веке при храме пополнялась богатая библиотека. На ремонт церкви собирались пожертвования, немалая часть которых была сделана крестьянами прихода. (И.Я.Клечетов был родом из с.Клечетова Рославльского уезда). Храм в селе Шиловичи оставался действующим до мая 1940 года. До наших дней не сохранился.
Трудно найти фотографии села Шиловичи или его окрестностей, не говоря уж об исчезнувшей церкви. Данные фото отсюда — https://m-zaxaroff.livejournal.com/111500.html Сообщения объединены, 6 янв 2023, время первого редактирования 6 янв 2023 В "Историко-статистическом описании села Шилович" упоминается Андрей Степанович ДОБРОТВОРСКИЙ, служивший в церкви до 1798 года диаконом, а потом священником (второго комплекта, наряду с Андреем Андреевичем ШИРЯЕВЫМ). А.С.ДОБРОТВОРСКИЙ состоял в штате до 1829 года. В 1841 году он был еще жив — указан в исповедной росписи ц-ви с.Шилович, в возрасте 74 года. Записано, что он протоиерей, тесть действующего священника Ивана Яковлевича КЛЕЧЕТОВА, которому 35 лет в тот год (жена его Евфимия Андреевна также 35 лет, сыну Павлу 4 года). В причте состоят дьячок Георгий Гаврилович РОМАНОВ 31 году, женат, и пономарь — Ювеналий Андреевич ДОБРОТВОРСКИЙ 41 года, женат, трое детей. Это внуки протоиерея (Павел 4 лет и дети пономаря Ювеналия). Историю, которая произошла с добрым и впечатлительным священником Андреем ДОБРОТВОРСКИМ в 1804 году и о которой стало мне известно из материалов фонда Бельского духовного правления в ГАТО, расскажу завтра. Да уместно ли будет в Рождество? Случай действительно из ряда вон выходящий, как бы не сочли за поклеп и желание мое опорочить одного из бельских церковнослужителей
Обязательно! Вот иеромонах Рафаил (Ивочкин) спрашивал благословения преподобного Феофилакта Смоленского на издание книги, а я ? Кто меня благословит? Только Вы, Юлия, да дорогой коллега Юрий Козлов, которому я сгоряча пообещала сей рассказ. Но поскольку вы для меня как архангелы небесные, то не умолчу! Прости, Господи. История о том, как с мертвой цыганки сняли юбку с золотым шитьем. И кто этот безбоязненный священник, и как он оправдался — все поведаю! Сообщения объединены, 6 янв 2023, время первого редактирования 6 янв 2023 В фонде 1285 ГАТО, в описи 1 есть дело №251 — "Дело о снятии священником с.Залесья Яковом ЗАЛЕССКИМ с умершей цыганки Евдокии шелковой, с золотой сеткой юбки". (Начато 3 июня 1804 г., окончено 1 июля 1805). Конечно, нельзя было пройти мимо такого интригующего названия. *** Дело оказалось маленькое, всего 12 листов. Можно было бы заказать фотокопии, но листы сшиты очень тесно, и в снимках толку не будет. Что удалось понять из рукописных листов. Священник Андрей ДОБРОТВОРСКИЙ подал рапорт июня 3-его дня 1804 года в Бельское духовное правление, что дошли до него через отправленного в Красногородищенскую пустынь причетником церковнослужителя ЧЕТЫРКИНА странные слухи. Якобы в селе Городна была погребена 17 мая цыганка, жительница деревни Фрольцево, а деревня относится к приходу Шилович, не Городны, и позволения священнику из Залесья Якову ЗАЛЕССКОМУ на отпевание и погребение не было, он его не испросил. Да странно, что торопился — 16-го числа умерла, а 17-го похоронили. А после похорон пошли разговоры, что не было на цыганке юбки с золотой сеткой, в которой ее отпевали. Вот на карте Шуберта видно, где эта деревня Фрольцево. Муж покойницы, цыган Иван Леонов (а раньше жил в деревне Трунаево, что чуть дальше на север), якобы потребовал проверить, была ли юбка на умершей супруге его Евдокии Степановой. И при стечении народа произошло открытие могилы и гроба. Священник Андрей ДОБРОТВОРСКИЙ пишет об этом так: наутро муж услышал необычайные слухи о погребении голой цыганки, собралось многолюдство, приказал разрыть могилу и открыть гробницу мертвой цыганки, а потом опять зарыть. "Многие свидетельствовали и пужались". Сам он в слухе сомневается и просит духовное правление учинить расследование. Неужели поп Яков ЗАЛЕССКИЙ (Зубарь) "обнажил мертвое тело снятием исподнего"? Далее в деле подшито объяснение священника Якова ЗАЛЕССКОГО. Мол, такова была воля цыганки при исповеди — вознаградить его своею дорогою юбкою, яко духовного отца. И он эту волю исполнил. А далее следуют показания свидетелей. Каждый из них был приведен к присяге, чтобы не солгал, а по совести все рассказал без утайки: "имею сказать самую сущую правду". А кто приводил к присяге? Священник Яков Иванович ПАЛЦЕВИЧ. И вот все пошли на попятную. И цыган побоялся (хотя сначала сказал, что Евдокия Степанова велела при сторонних людях надеть на нее эту юбку и похоронить в селе Городне), и брат его Антон Леонов, и крестьяне опрошенные — выборный и казенный староста. Эти старосты слово в слово заявили, что будто бы так им сказала мать покойной — подтвердили, что именно юбку с золотой сеткой велела цыганка отдать священнику, для ее поминовения. Никакого постановления или вердикта в деле нет. Если это тот самый Яков ЗАЛЕССКИЙ, который еще долгое время служил в церкви, то наказания он не понес. Но дело в том, что Залесским себя мог именовать любой священник, служивший в Залесье. И вот теперь хочется уточнить, каково было отчество Якова ЗАЛЕССКОГО, поименованного в заглавии дела. Если смогу прояснить, расскажу. Конечно, святые отцы не были совсем святыми. Как-то не верится, что цыганка была без той юбки, в которой хоронил ее муж. Цыгане были в те времена мало уважаемые, ущемленные в статусе люди. Названы "самым бесполезным, положительно-вредным народом" в "Смоленских губернских ведомостях" за 1865 год. Кто он таков, Иван Леонов, чтобы спорить со священником? Согласитесь, что случай почти анекдотический, если бы не такой дикий. Могилу-то на самом деле вскрывали... Из Этнографического альбома Дмитриева. Типы цыган (нижегородские цыгане). К сожалению, пока не имею иллюстраций из "Смоленского этнографического альбома" Ф.Э.Модестова, было бы интересно сравнить. P.S. О цыганах Смоленщины в старину и в годы Великой Отечественной войны замечательная тема Юлии — https://smolbattle.ru/threads/Цыгане-в-Смоленской-области.47894/
Все-таки было интересно узнать, имел ли место такой случай в 1804 году. В МК Городны о нем записей нет, а вот в МК Залесья за 1804 год есть: умерла от обложной болезни крестьянка Евдокия Иванова (возраст 61 ? год), погребена священником Яковом Залесским. Однако указано, что она жительница деревни Крутой. Других крестьянок с таким именем в записях об умерших нет. Замена отчества "Степанова" на "Иванова" не удивляет. Вероятно, она и есть та цыганка. Умерла в марте. А слух до Добротворского дошел в мае, когда Четыркин пошел в Красногородищенскую пустынь. Действительно, в ц-ви Городны в это время священник Михаил Четыркин, есть и дьячок Петр Четыркин, пономарь Василий Четыркин. Причетником, верно, в пустынь отправлен Василий. Или же и совсем специально пропущена запись о смерти Евдокии Степановой... ГАСО ф.48 оп.1 д.513 л.413об. Отчество Якова Залесского в МК не упоминается. До конца года потом его подписи нет под записями, но в 1805 году он опять служит. То есть оправдался. По клировым ведомостям когда-нибудь я уточню его отчество. И зачем ему была эта юбка??? Однако продолжим изучать "Историко-статистическое описание с.Шилович", составленное приходским священником Михаилом КУЛАГИНЫМ (СЕВ 1891 г., №9).
Сообщения объединены, 29 июн 2023, время первого редактирования 29 июн 2023 СЕВ 1871 № 23 стр.824Руцкой стан. Сообщения объединены, 29 июн 2023 Интерес представляет пономарь Георгий Михайлович Соколов и его жена Марина Семёнова (вторая). Родился в 1802 году, умер в 1864г. Сообщения объединены, 29 июн 2023 Любовь у Вас в первой части "Историко статист. опис."не хватает 2- страниц 425-426 о причте.