с.Шиловичи Духовщинского у. Смоленской губ.

Тема в разделе "Духовщинский район", создана пользователем Любовь Н., 6 янв 2023.

  1. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.808
    Спасибо SB:
    11.639
    Отзывы:
    330
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь-Смоленск
    Интересы:
    генеалогия
    Село Шиловичи Духовщинского уезда Смоленской губернии имеет древнюю историю. В 18-м веке оно относилось к дворцовой Руцкой волости (Духовской волости).

    Шиловичи на карте Шуберта (трехверстовке).
    Шиловичи.jpg

    Воспользуемся материалами книги иеромонаха Рафаила (Ивочкина) "Духовщинская земля: православные храмы" (Смоленск, 2009). Автор опирался на "Историко-статистическое описание села Шилович" (СЕВ, 1891, №8).

    Первый храм в селе Шиловичи появился около 1685 года. Тогда на средства полковника Семена Семеновича Корсака (Корсакова) была построена деревянная церковь во имя св.вмчц Параскевы.
    В 1775-1776 гг. ротмистр Федор Степанович Кашталинский построил в селе каменную двухпрестольную церковь. Главный алтарь был освящен во имя Сошествия Святого Духа, а придел — во имя св.вмчц. Параскевы.
    Затем в 1861-1873 гг. храм обустраивался на средства дочери Ф.С.Кашталинского Екатерины (по мужу Кошелевой), появился придел во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского. Убранство храма было богатое, иконостасы с накладной вызолоченной резьбой. В 19-ом веке при храме пополнялась богатая библиотека. На ремонт церкви собирались пожертвования, немалая часть которых была сделана крестьянами прихода.
    Шиловичи л.417 СЕВ 1891 №8.jpg

    Шиловичи л.421 СЕВ 1891 №8 — копия.jpg
    Шиловичи л.422 СЕВ 1891 №8 причт — копия.jpg
    Шиловичи л.423 СЕВ 1891 №8.jpg
    Шиловичи л.424 СЕВ 1891 №8 свящ..jpg

    (И.Я.Клечетов был родом из с.Клечетова Рославльского уезда).

    Храм в селе Шиловичи оставался действующим до мая 1940 года. До наших дней не сохранился.
     
    Последнее редактирование: 6 янв 2023
    Наташа СМ и Юлиа нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.808
    Спасибо SB:
    11.639
    Отзывы:
    330
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь-Смоленск
    Интересы:
    генеалогия
    Трудно найти фотографии села Шиловичи или его окрестностей, не говоря уж об исчезнувшей церкви.
    Данные фото отсюда — https://m-zaxaroff.livejournal.com/111500.html
    Шиловичи-фото М.Захарова.jpg Шилович -ЛЖ М.Захарова.jpg
    Сообщения объединены, 6 янв 2023, время первого редактирования 6 янв 2023
    :p0305:В "Историко-статистическом описании села Шилович" упоминается Андрей Степанович ДОБРОТВОРСКИЙ, служивший в церкви до 1798 года диаконом, а потом священником (второго комплекта, наряду с Андреем Андреевичем ШИРЯЕВЫМ).
    А.С.ДОБРОТВОРСКИЙ состоял в штате до 1829 года. В 1841 году он был еще жив — указан в исповедной росписи ц-ви с.Шилович, в возрасте 74 года. Записано, что он протоиерей, тесть действующего священника Ивана Яковлевича КЛЕЧЕТОВА, которому 35 лет в тот год (жена его Евфимия Андреевна также 35 лет, сыну Павлу 4 года).
    В причте состоят дьячок Георгий Гаврилович РОМАНОВ 31 году, женат,
    и пономарь — Ювеналий Андреевич ДОБРОТВОРСКИЙ 41 года, женат, трое детей. Это внуки протоиерея (Павел 4 лет и дети пономаря Ювеналия).

    Историю, которая произошла с добрым и впечатлительным священником Андреем ДОБРОТВОРСКИМ в 1804 году и о которой стало мне известно из материалов фонда Бельского духовного правления в ГАТО, расскажу завтра. Да уместно ли будет в Рождество? Случай действительно из ряда вон выходящий, как бы не сочли за поклеп и желание мое опорочить одного из бельских церковнослужителей Ohh
     
    Последнее редактирование: 6 янв 2023
  4. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.677
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Выкладывайте, интересно:)
     
  5. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.808
    Спасибо SB:
    11.639
    Отзывы:
    330
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь-Смоленск
    Интересы:
    генеалогия
    Обязательно!
    Вот иеромонах Рафаил (Ивочкин) спрашивал благословения преподобного Феофилакта Смоленского на издание книги, а я ? Кто меня благословит?
    Только Вы, Юлия, да дорогой коллега Юрий Козлов, которому я сгоряча пообещала сей рассказ.
    Но поскольку вы для меня как архангелы небесные, то не умолчу! Прости, Господи.

    История о том, как с мертвой цыганки сняли юбку с золотым шитьем. И кто этот безбоязненный священник, и как он оправдался — все поведаю! :t2262::t10113:
    Сообщения объединены, 6 янв 2023, время первого редактирования 6 янв 2023
    В фонде 1285 ГАТО, в описи 1 есть дело №251 — "Дело о снятии священником с.Залесья Яковом ЗАЛЕССКИМ с умершей цыганки Евдокии шелковой, с золотой сеткой юбки". (Начато 3 июня 1804 г., окончено 1 июля 1805). Конечно, нельзя было пройти мимо такого интригующего названия.

    ***
    Дело оказалось маленькое, всего 12 листов. Можно было бы заказать фотокопии, но листы сшиты очень тесно, и в снимках толку не будет.

    Что удалось понять из рукописных листов.

    Священник Андрей ДОБРОТВОРСКИЙ подал рапорт июня 3-его дня 1804 года в Бельское духовное правление, что дошли до него через отправленного в Красногородищенскую пустынь причетником церковнослужителя ЧЕТЫРКИНА странные слухи.
    Якобы в селе Городна была погребена 17 мая цыганка, жительница деревни Фрольцево, а деревня относится к приходу Шилович, не Городны, и позволения священнику из Залесья Якову ЗАЛЕССКОМУ на отпевание и погребение не было, он его не испросил. Да странно, что торопился — 16-го числа умерла, а 17-го похоронили. А после похорон пошли разговоры, что не было на цыганке юбки с золотой сеткой, в которой ее отпевали.
    Фрольцово.jpg
    Вот на карте Шуберта видно, где эта деревня Фрольцево.

    Муж покойницы, цыган Иван Леонов (а раньше жил в деревне Трунаево, что чуть дальше на север), якобы потребовал проверить, была ли юбка на умершей супруге его Евдокии Степановой.
    И при стечении народа произошло открытие могилы и гроба. Священник Андрей ДОБРОТВОРСКИЙ пишет об этом так: наутро муж услышал необычайные слухи о погребении голой цыганки, собралось многолюдство, приказал разрыть могилу и открыть гробницу мертвой цыганки, а потом опять зарыть. "Многие свидетельствовали и пужались".
    Сам он в слухе сомневается и просит духовное правление учинить расследование. Неужели поп Яков ЗАЛЕССКИЙ (Зубарь) "обнажил мертвое тело снятием исподнего"?

    Далее в деле подшито объяснение священника Якова ЗАЛЕССКОГО. Мол, такова была воля цыганки при исповеди — вознаградить его своею дорогою юбкою, яко духовного отца. И он эту волю исполнил.

    А далее следуют показания свидетелей. Каждый из них был приведен к присяге, чтобы не солгал, а по совести все рассказал без утайки: "имею сказать самую сущую правду".
    А кто приводил к присяге? Священник Яков Иванович ПАЛЦЕВИЧ.

    И вот все пошли на попятную. И цыган побоялся (хотя сначала сказал, что Евдокия Степанова велела при сторонних людях надеть на нее эту юбку и похоронить в селе Городне), и брат его Антон Леонов, и крестьяне опрошенные — выборный и казенный староста. Эти старосты слово в слово заявили, что будто бы так им сказала мать покойной — подтвердили, что именно юбку с золотой сеткой велела цыганка отдать священнику, для ее поминовения.

    Никакого постановления или вердикта в деле нет.
    Если это тот самый Яков ЗАЛЕССКИЙ, который еще долгое время служил в церкви, то наказания он не понес.
    Но дело в том, что Залесским себя мог именовать любой священник, служивший в Залесье.
    И вот теперь хочется уточнить, каково было отчество Якова ЗАЛЕССКОГО, поименованного в заглавии дела. Если смогу прояснить, расскажу.

    Конечно, святые отцы не были совсем святыми. Как-то не верится, что цыганка была без той юбки, в которой хоронил ее муж.
    Цыгане были в те времена мало уважаемые, ущемленные в статусе люди. Названы "самым бесполезным, положительно-вредным народом" в "Смоленских губернских ведомостях" за 1865 год. Кто он таков, Иван Леонов, чтобы спорить со священником?
    Согласитесь, что случай почти анекдотический, если бы не такой дикий.
    Могилу-то на самом деле вскрывали...Ohh

    Из Этнографического альбома Дмитриева. Типы цыган (нижегородские цыгане).
    цыгане 1.jpg цыганки 3.jpg
    К сожалению, пока не имею иллюстраций из "Смоленского этнографического альбома" Ф.Э.Модестова, было бы интересно сравнить.

    P.S. О цыганах Смоленщины в старину и в годы Великой Отечественной войны замечательная тема Юлии — https://smolbattle.ru/threads/Цыгане-в-Смоленской-области.47894/
     
    Последние данные обновления репутации:
    Наташа СМ: 1 пункт (За интересную информацию и фото) 7 янв 2023
    Последнее редактирование: 7 янв 2023
  6. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.808
    Спасибо SB:
    11.639
    Отзывы:
    330
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь-Смоленск
    Интересы:
    генеалогия
    Все-таки было интересно узнать, имел ли место такой случай в 1804 году. В МК Городны о нем записей нет, а вот в МК Залесья за 1804 год есть: умерла от обложной болезни крестьянка Евдокия Иванова (возраст 61 ? год), погребена священником Яковом Залесским. Однако указано, что она жительница деревни Крутой. Других крестьянок с таким именем в записях об умерших нет. Замена отчества "Степанова" на "Иванова" не удивляет. Вероятно, она и есть та цыганка. Умерла в марте. А слух до Добротворского дошел в мае, когда Четыркин пошел в Красногородищенскую пустынь. Действительно, в ц-ви Городны в это время священник Михаил Четыркин, есть и дьячок Петр Четыркин, пономарь Василий Четыркин. Причетником, верно, в пустынь отправлен Василий.
    Или же и совсем специально пропущена запись о смерти Евдокии Степановой...
    1804 ГАСО ф.48 оп.1 д.513 Залесье Дух. (48) 402об. еще.JPG
    ГАСО ф.48 оп.1 д.513 л.413об.
    Отчество Якова Залесского в МК не упоминается. До конца года потом его подписи нет под записями, но в 1805 году он опять служит. То есть оправдался.
    По клировым ведомостям когда-нибудь я уточню его отчество.
    И зачем ему была эта юбка??? Ohh

    :p0126.gif:Однако продолжим изучать "Историко-статистическое описание с.Шилович", составленное приходским священником
    Михаилом КУЛАГИНЫМ (СЕВ 1891 г., №9).
    Шиловичи=10.jpg Шиловичи=11.jpg
    Шиловичи=12.jpg Шиловичи=13.jpg
    Шиловичи=14.jpg Шиловичи=15.jpg
    Шиловичи=16.jpg
     
    Последнее редактирование: 19 янв 2023
  7. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    Шиловичи.jpg
    Сообщения объединены, 29 июн 2023, время первого редактирования 29 июн 2023
    СЕВ 1871 № 23 стр.824Руцкой стан.
    Сообщения объединены, 29 июн 2023
    Интерес представляет пономарь Георгий Михайлович Соколов и его жена Марина Семёнова (вторая). Родился в 1802 году, умер в 1864г.
    Сообщения объединены, 29 июн 2023
    Любовь у Вас в первой части "Историко статист. опис."не хватает 2- страниц 425-426 о причте.
     
    Дьяковы-Дьяконовы нравится это.
  8. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв

Поделиться этой страницей