Сегодня, 17.07.2020, отмечается 100-ЛЕТИЕ МОРСКОЙ АВИАЦИИ ВМФ РОССИИ. С ПРАЗДНИКОМ, УВАЖАЕМЫЕ АВИАТОРЫ! МЫ ГОРДИМСЯ ВАМИ, СОКОЛЫ! ИЗ ИСТОРИИ АВИАЦИИ РОССИИ Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Авиация_Военно-морского_флота_Российской_Федерации По высочайшему повелению Императора Николая II, 6 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге был создан Отдел Воздушного флота, ознаменовавший начало авиационной эры в России. Ещё через полгода после этого события, 16 сентября (12 октября) 1910 года, начальник воздухоплавательной команды Черноморского флота лейтенант С. Ф. Дорожинский выполнил с севастопольского аэродромаКуликово поле полёт на закупленном им во Франции для Морского ведомства самолёте «Антуанетт-4». Этот полёт и этот самолёт были первыми в истории Морской авиации России. 4 (30) мая 1912 года начальник Морского Генерального штаба вице-адмирал А. Ливен подал письменный доклад № 127 о плане создания на флотах авиационных отрядов. Этот документ, утверждённый с некоторыми оговорками Морским министром вице-адмиралом И. К. Григоровичем, приобрёл характер приказа по Морскому министерству. Логическим продолжением доклада стало письмо МГШ № 1706/272 от 02.06.1912 г. начальнику ГМШ о формировании инфраструктуры авиационных частей в 1913 г. Некоторые историки полагают, что датой рождения Морской авиации России следует считать 6 августа(1 сентября) 1910 года, а местом рождения — гребной порт на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здесь в этот день был отслужен торжественный молебен по поводу спуска на воду первого гидроплана, что послужило началом функционирования Опытной авиационной станции — первой официально сформированной авиационной воинской части на Балтийском флоте. По состоянию на 1 января 1913 года на Балтике имелся один гидроаэроплан и два колёсных аэроплана, а на Чёрном море — пять гидроаэропланов. Весной 1914 г. решением Морского министра в штат Морского Генерального штаба было введено отделение авиации, в составе трёх человек. Первая мировая война Начало Первой мировой войны застало Морскую авиацию России на стадии организационного становления. Всего в Морском министерстве к 1 августа 1914 г. насчитывалось около трёх десятков самолётов различных типов и около 20 дипломированных лётчиков. Ещё около 10 офицеров проходило лётную подготовку непосредственно на флотах. К началу войны на Балтике было всего 10 гидросамолётов, базировавшихся в Либаве, а на Чёрном море, в Севастополе, в Килен-бухте — восемь. На Тихом океане предполагалось развернуть авиационные отряды лишь к лету 1915 г., однако это не было реализовано из-за начавшейся войны. 18 августа 1914 г. приказом по флоту и Морскому ведомству № 269 было введено в действие «Положение о Службе авиации в Службе связи», определявшее правовой статус авиационных подразделений флотов. В начале марта 1915 г. в составе Морской авиации имелось уже 77 самолётов, в том числе, на Балтике — 47, и на Чёрном море — 30 гидроаэропланов. Их обслуживали 78 офицеров и 859 нижних чинов. Официальная история от Министерства обороны Российской Федерации гласит, что 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 г. на Балтике произошёл воздушный бой четырёх самолётов с гидроавиатранспорта «Орлица» с четырьмя германскими самолётами. Через 80 лет после данного события, приказом Министра обороны РФ № 253 от 15.07.1996 г., 17 июля 1916 года было определено Днём рождения Морской авиации России. Плановые полёты лётчиков 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка Северного флота на палубных истребителях Су-33 (аэродром Североморск-3) 30 ноября 1916 г. вышел указ Императора Николая II о формировании воздушных дивизий Балтийского и Чёрного морей. Одновременно с ним приказом начальника Морского штаба ставки Верховного Главнокомандующего адмирала А. И. Русина № 428, вместо устаревшего положения «О Службе авиации в Службе связи» (учреждённого в 1914 г.), было введено в действие новое положение «О Службе Морской авиации и воздухоплавании» Императорского Российского флота. Согласно ему, определялась структура частей и соединений Морской авиации: 4-8 самолётов составляли отряд, 2-4 отряда образовывали воздушный дивизион, 2-4 дивизиона — бригаду, а 2 и более бригад — воздушную дивизию моря. Данное «Положение» фактически придало отечественной Морской авиации статус рода сил флота. Оно было подготовлено с учётом опыта применения авианесущих кораблей Черноморского и Балтийского флотов в кампаниях 1915—1916 годов. В тот же день было утверждено «Положение о дивизионе корабельной авиации», в котором были чётко прописаны взаимоотношения корабельных и авиационных командиров и начальников. Кроме воздушных дивизий Балтийского и Чёрного морей, в течение 1916—1917 годов для содействия действующей армии были сформированы и другие гидроавиационные части и подразделения: — весной 1916 г. на Чудском озере формируется Чудской гидроавиационный отряд, который позднее был переведён в Ораниенбаум, и накануне Великой Октябрьской социалистической революции слился с Петроградской школой Морской авиации; — в 1916 г., для содействия войскам Бакинского отряда Кавказского фронта, на оз. Ван в Турции формируется Ванская военная флотилия, в состав которой были включены два гидросамолёта М-5. Начальником Ванского гидроавиационного отряда с июня по август 1917 г. был назначен инженер-механик мичман М. М. Иванов. В связи с развалом Кавказского фронта и наступлением турецких войск, в феврале-марте 1918 г. Ванская флотилия и её авиаотряд были ликвидированы; — в феврале 1917 г., для обеспечения флотилии Северного Ледовитого океана, начала формироваться воздушная бригада особого назначения (на правах воздушной дивизии). По состоянию на 1 января 1917 г., российская Морская авиация являлась внушительной силой и имела в своём составе 264 аэроплана разных типов. Из них 152 самолёта и 4 малых управляемых аэростата находились на Черноморском флоте, 88 самолётов — на Балтийском. Ещё 29 самолётов имелось в Петроградской и Бакинской офицерских авиашколах. Только с сентября 1916 г. по май 1917 г. Морское ведомство получило 61 гидросамолёт конструкции Григоровича М-11 и М-12; из них 26 летали на Чёрном море, около 20 поступили на Балтику. В черноморских и балтийских авиационных частях служили, соответственно, 115 и 96 офицеров, 1039 и 1339 кондукторов, унтер-офицеров и рядовых. Звание «морской лётчик» официально имели 56 черноморцев и 46 балтийцев. В середине января 1917 г. закончилось формирование воздушной дивизии Чёрного моря под начальством капитана 1 ранга М. И. Федоровича. Подобное авиационное соединение на Балтике, под командованием капитана 1 ранга Б. П. Дудорова, завершило формирование в мае того же года. В июне 1917 г. в Петрограде был создано управление Морской авиации и воздухоплавания (УМАиВ), которое должно было осуществлять руководство всей авиацией Российского флота. Первым начальником УМАиВ был назначен капитан 2 ранга А. А. Тучков. К Великой Октябрьской социалистической революции Морская авиация России имела в своём составе воздушную дивизию Балтийского моря (две воздушные бригады и отряд корабельной авиации) и воздушную дивизию Чёрного моря (две воздушные бригады и дивизион корабельной авиации). Всего в них насчитывалось 269 самолётов различных типов. Однако их боеспособность была крайне низкой, и в апреле 1918 г. обе дивизии прекратили своё существования. Фото из кн. военного летчика В.В.Чечельницкого. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Морская авиация Военно-морского флота (МА ВМФ) — род сил ВМФ России (ВВС и ПВО ВМФ), предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоеви одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолётов, вертолётов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе(РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море[1]. В советский период — Военно-воздушные силы Военно-морского флота СССР (ВВС ВМФ СССР). Управление (штаб) МА ВМФ находится в Новомосковском административном округе г. Москвы, микрорайон «Гарнизон Остафьево». Состав Условно делится на корабельную (палубную) авиацию[2][3] и авиацию берегового базирования (в настоящее время почти вся авиация ВМФ — берегового базирования). Состояла до 2011 года[4] из ракетоносной, штурмовой, истребительной, противолодочной, поисково-спасательной, транспортной и специальной авиации. Ракетоносцы и штурмовики предназначены для противоборства с группировками надводных кораблей в океанской и прибрежной зонах, для нанесения ракетных и бомбо-штурмовых ударов по портам, береговым базам, аэродромам и другим военным и промышленным объектам противника. Противолодочная авиация предназначена для поиска, обнаружения, слежения и поражения подводных лодок. Истребительная авиация предназначена для контроля обширного воздушного пространства и завоевания превосходства в воздухе над морскими ТВД. Поисково-спасательная авиация предназначена для спасения и оказания помощи терпящим бедствие экипажам морских и воздушных судов. Военно-транспортная авиация ВМФ осуществляет парашютное десантирование морской пехоты,пассажирские перевозки личного состава ВМФ и военных грузов. Специальная авиация выполняет специальные задачи в интересах ВМФ, других видов Вооружённых Сил и родов войск. Корабельная (палубная) авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Её основными боевыми задачами в вооружённой борьбе на море являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. Палубные вертолёты морской авиации используются для целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолётов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они могут использоваться для огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника. Корабельная авиация представлена четырьмя типами самолётов: истребителями Су-33 и МиГ-29К, учебно-тренировочными самолётами Су-25УТГ и учебно-боевыми самолётами МиГ-29КУБ, а также вертолётами Камова. По состоянию на 2020 год, в составе ВМФ России имеется один авианесущий корабль, крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», на борту которого, во время походов, базируется авиагруппа из Су-30СМ, Су-33, МиГ-29К, МиГ-29КУБ, Су-25УТГ и вертолётов Ка-27 и Ка-29. Источник — https://ru.wikipedia.org/wiki/Авиация_Военно-морского_флота_Российской_Федерации
БУДНИ ЛЕТЧИКОВ ВМФ — посмотреть видео. 5 сентября 2010 г. ушел из жизни легендарный летчик - Герой России (1995 г.) Сергей Мельников, заслуженный летчик-испытатель РФ (1998), заместитель начальника летной службы ОКБ «Сухого». Ему был всего 51 год. https://proza.ru/2019/01/16/2114 Тиму́р Автанди́лович Апаки́дзе (4 марта 1954, Тбилиси, Грузия — погиб 17 июля 2001, гарнизон «Остров», Псковская область) — Герой России, лётчик-снайпер, генерал-майор авиации. Еще о летчиках — https://proza.ru/2015/07/28/22 https://proza.ru/2011/04/10/741 МОРСКАЯ АВИАЦИЯ (стихи В. Сокерина, музыка и исполнение А. Шайхутдинова) В ролике использованы многочисленные кадры хроники, фрагменты собственных съёмок летчиков.
Очень хороший фильм о создании палубной авиации в СССР. О тех, кто остался верен присяге и не стал принимать новую, при распаде Союза. Тиму́р Автанди́лович Апаки́дзе (4 марта 1954, Тбилиси, Грузия — погиб 17 июля 2001, гарнизон «Остров», Псковская область) — Герой России, лётчик-снайпер, генерал-майор авиации. Как это произошло — https://proza.ru/2019/02/18/1898
К 100-летию Морской Авиации в Ораниенбауме в 2016 году вышла книга, посвященная этому событию: В небе Ораниенбаума. К 100-летию Морской авиации в Ораниенбауме/ – Владимир Васильевич Журавлёв, Галина Эдуардовна Вабищевич, Дмитрий Васильевич Митюрин. – Ломоносов, 2016. – 448 с. : 609 ил. https://vzjuravlev.wix.com/books/v-nebe-oranienbauma Морская Авиация – это особый род сил Военно-Морского Флота, история которого четверть века, в период 1916–1945 гг., была непосредственно связана с городом Ломоносовом (до 1948 г. – г. Ораниенбаум). Более того, в наименованиях некоторых авиационных формирований Балтийского флота прямо указана принадлежность – «Ораниенбаумский». В центре Ломоносова, на берегу безымянной бухты, уцелел уникальный памятник военной истории региона – база Морской Авиации, которой в 2016 г. исполнилось 100 лет. Мало кто из жителей теперь помнит, что это было на самом деле. А ведь во многом своим спасением в годы Великой Отечественной войны город Ораниенбаум обязан именно боевым действиям морских авиаторов, героически защищавших Ораниенбаумский плацдарм! Настоящая книга «В небе Ораниенбаума. К 100-летию Морской Авиации в Ораниенбауме» написана с благородной целью – открыть малоизвестные страницы военной истории родного города, вспомнить имена славных героев прошлого, которыми вправе гордиться земляки. Авторы надеются, что, прочитав до конца эту книгу, читатели согласятся с нашей идеей восстановить историческую справедливость и дать название безымянной бухте в центре города – Гавань авиаторов Балтийского флота! При исследовании заявленной темы глубоко изучались архивные и музейные источники, научно-исследовательские и военно-исторические труды, мемуары и фотографии из личных архивов авиаторов, сохранившиеся на территории Ломоносова и Ломоносовского района материальные памятники истории Морской Авиации. Вместе с тем книга «В небе Ораниенбаума. К 100-летию Морской Авиации в Ораниенбауме» изложена живым языком, сопровождается множеством уникальных фотографий и рассчитана на широкий круг читателей. Первое издание книги – бесплатное, как для жителей города Ораниенбаума, так и для авторов, для которых издание книги явилось благотворительной акцией по просвещению жителей города об истории Морской Авиации в Ораниенбауме. Книга была издана за счёт бюджета муниципального образования город Ломоносов (Санкт-Петербург) и распространялась муниципальной администрацией в виде подарков среди ветеранских и патриотических организаций, а также пополнила библиотеки города и района. Тираж первого издания – 300 шт. Обложка 2-го издания Второе издание, представленное в данном обзоре, вышло как коммерческое переиздание книги другим издательством. Изменён дизайн книги, обложки и титула в лучшую сторону. Тираж 2-го изд. – 185 экз. Стоимость книги (только 2-го издания) – 3000 руб. (+ пересылка почтой) Книга вышла в подарочном исполнении на мелованной бумаге. Формат книги 30 х 20 см – 448 стр. Цветная вкладка на 16 стр. Твёрдый полноцветный ламинированный переплёт (7БЦ) и два цветных форзаца с изображениями схем расположения мест, связанных с Морской Авиацией в Ораниенбауме делают книгу желанной для любителей истории Морской Авиации. В книге использованы 609 фотографий из Музея Авиации ВМФ, архивов, из частных коллекций и альбомов. Около половины фотографий опубликовано впервые. Другая половина фотографий также неизвестна для жителей города Ораниенбаума. Книга с нуля открывает тему Морской Авиации Ораниенбаума и полностью описывает её историю. Книга будет интересна не только специалистам и любителям авиации, но и жителям и гостям города Ораниенбаума. В книге представлены новые данные и фотографии об истории застройки города, о морских лётчиках – жителях Ораниенбаума, об истории самого города Ораниенбаума с начала Первой Мировой войны до Великой Отечественной – этот период меньше всего изучен в истории города. Впервые жители Ораниенбаума увидят город на довоенных аэрофотосъемках, с которых только недавно был снят гриф секретности, а кто-то, может быть, найдёт на них изображение дома своей бабушки. Книга написана живым и интересным языком, так что будет понятна всем читателям, независимо от возраста и подготовки. Каждый найдёт для себя что-нибудь интересное! В книге использованы фотографии из архивов Петра Антиповича Петрова (г. Ораниенбаум), Геннадия Фёдоровича Петрова (г. Санкт-Петербург), Александра Ивановича Сенотрусова (п. Лебяжье), из личных архивов авторов и из фондов музея Авиации ВМФ при ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».