30,5 cm Bombenmorser М.11

Тема в разделе "Первая Мировая. Общий раздел", создана пользователем Серый 345, 31 авг 2018.

  1. Offline

    Серый 345 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 сен 2014
    Сообщения:
    318
    Спасибо SB:
    2.106
    Отзывы:
    52
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Амурская область
    Интересы:
    Монеты
    305-мм мортиры Австро-Венгрии не так прославлены литературой, как их более крупная сестра германская «Толстая Берта». Однако «повоевали» они больше и дольше.В 1906 году военное ведомство Австро- Венгрии выработало требования к новой осадной мортире.Новая мортира, с одной стороны, должна была успешно поражать значительно усилившиеся долговременные укрепления, с другой - перевозиться в разобранном виде по дорогам механизированным транспортом и собираться на позиции в возможно короткий срок. Для орудия выбрали калибр 305 мм, или, 8 соответствии с принятой системой обозначений, «30,5 см». Разработку поручили компании «Шкода» в г. Пльзень во взаимодействии со специалистами Генеральной инспекции артиллерии. Технический проект орудия был готов к середине 1908 года, в 1910 году началось испытание опытного экземпляра. События Первой Балканской войны ускорили решение о принятии нового «монстра», и в конце 1912 года орудие приняли на вооружение под обозначением 30,5 cm Bombenmorser М.11 («305-мм бомбовая мортира модели 11», чем подчеркивалось использование фугасного снаряда большого могущества).началу мировой войны «Шкода» успела сдать первую партию в 24 мортиры. За время войны вылущено еще 44. Мортиры хорошо зарекомендовали себя при обстреле крепостных укреплений и сооружений полевой фортификации. Однако потребовалось увеличить устойчивость лафета и прочность основных узлов, ограничивав
    шую скорость буксировки и боевую живучесть системы. Мортира с упрочненными деталями и соответственно увеличенной массой получила обозначение М.11/16.
    На этом модернизация не завершилась.
    В производство пошла мортира М.16 существенно измененной конструкции. Для увеличения дальности стрельбы установили ствол с увеличенной с 10 до 12 калибров длиной и зарядной камерой большего объема, допускавшей применение усиленных зарядов. Лафет получил шаровой погон, обеспечивший круговой обстрел. Ствольную. лафетную повозки и повозку платформы унифицировали по конструкции 305-мм мортира представляла собой короткоствольное нарезное орудие раздельногильзового заряжания. Горизонтальный клиновой затвор включал предохранители от случайного выстрела. Ствол скользил внутри обойменной люльки. Противооткатные устройства включали два гидравличе ских тормоза отката над люлькой и гидро
    пневматический накатник под люлькой. Подачу снаряда и заряда производили с помощью откидного лотка. Механизмы наведения - секторного типа. Для заряжания ствол приводили в горизонтальное положение.
    Установка орудия - полустационарная.
    На позиции готовили котлован, в который помещалась стальная платформа, служившая нижним станком. Верхний станок соединяли с платформой штырем.
    В походном положении разобранное орудие перевозили в виде автопоезда на трех повозках - ствольной, лафетной
    и платформы, - каждая массой до 12 т.
    В зависимости от типа тягача скорость буксировки достигала 10-15 км/ч. Сборку платформы на позиции производили прямо на повозке, что ускоряло ее установку в котлован или на площадку (в случае твердого скалистого грунта). Время перевода системы из походного положения в боевое на заранее подготовленной позиции - около трех часов.Основным был фугасный бетонобойный снаряд (граната) с толстостенным корпусом для борьбы с долговременными укреплениями. Для борьбы с полевыми укреплениями и живой силой служил тонкостенный «противопехотный» снаряд. В ходе войны появились дальнобойный противопехотный снаряд, «шрапнельный» снаряд с готовыми кубическими «пулями» массой 32 и 16 г. Дальность стрельбы определялась как углом возвышения ствола, так и выбором одного из пяти зарядов в латунной гильзе.
    Армия Австро-Венгрии одной из первых начала оснащать тяжелую артиллерию специально разработанными тягачами. Для повозок мортиры М.11 был принят тяжелый колесный тягач М.12 конструкции Ф. Порше с бензиновым двигателем и электри ческой трансмиссией.
    Он обеспечивал скорость буксировки до 10 км/ч, впоследствии модернизирован вместе с орудием. По ходу службы для орудий использовали и другие типы тягачей, включая полугусеничные.На протяжении Первой мировой войны 305-мм мортиры использовали на всех фронтах. На Западном фронте они обстреливали крепости Намюр, Живе, Мобеж, Верден, Антверпен, восемь орудий одолжили германцам - в частности для обстрела Льежа. На Восточном фронте мортиры стреляли по крепости Осовец, обороняли крепости Краков и Перемышль, на Итальянском - широко применялись для борьбы с полевыми укреплениями и за горные перевалы. К началу 1917 года Австро-Венгрия имела 29 двухорудийных батарей - всего 58 мортир. Характерно, что к концу войны части 305-мм мортир переформировывали из «крепостных» в «тяжелые полевые». Кроме сухопутной артиллерии 305-мм мортиры заинтересовали и военно-морское ведомство. Две 30,5 cm Kiistenmorser М.12 !«305-мм береговые мортиры модели 12») были приобретены для береговой обороны военно-морской базы Пула. От «сухопутных» они отличались конструкцией платформы с круговым обстрелом и броневым щитом. После Первой мировой войны эти орудия «отошли» к Италии вместе со всей базой Пула.
    После поражения и распада Австро- Венгрии большая часть 305-мм мортир досталась Италии, Румынии, Югославии, Чехословакии. Несколько штук осталось в Австрии и Венгрии. Германская армия благодаря оккупации Чехословакии и Югославии располагала 23 мортирами М.16.
    В вермахте им присвоили обозначение 30,5 cm Mrs(t) и 638(j) - соответственно, «чешская» и «югославская». К маю 1940 года эти мортиры состояли на вооружении 815-го дивизиона и 779-й батареи, к июню 1941-го - 624,641-го и 815-го тяжелых артдивизионов, 230-й и 779-й отдельных батарей. Вермахт применял эти мортиры при осаде Севастополя и Ленинграда. К марту 1945 года на вооружении германской армии еще оставалось 13 мортир 30,5 cm Mrs.(t) и 5643 выстрела к ним.Видимо, в противоположность германской 420-мм «Толстой Берте», 305-мм мортира получила прозвище «Стройная Эмма» (Schlanke Emma).
    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 305-мм МОРТИР
    Модель
    М.11
    М.16
    Калибр ствола, мм
    305
    305
    Длина ствола, мм (калибров)
    3030(10)
    3660(12)
    Тип установки
    полустационарная
    полустационарная
    Масса ствола < затвором, кг
    6593
    7863
    Масса системы в боевом положении, кг
    18 730
    23150
    Масса смрада, кг
    380
    289
    Начальная сяорость снаряда, м/с
    340
    426
    Максимальная дальность стрельбы, м
    11 300
    12 300-12 400
    Угол вертикальной наводки
    от +40° до +75°
    от+40° до +75°
    Угол горизонтальной наводки
    120°
    360°
    Боевая скорострельность, выстрелов в час
    10
    12
    Расчет, чел.
    14-17
    14-17

    [​IMG][​IMG][​IMG]

    2018-08-31_105357.png
     
    Последнее редактирование модератором: 31 авг 2018
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     

Поделиться этой страницей