Донское казачество

Тема в разделе "Южная Россия", создана пользователем Wolf09, 14 мар 2015.

  1. Wolf09
    Online

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.594
    Спасибо:
    50.018
    Отзывы:
    697
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прошлое
    Интересы:
    Уже нет
    11111111.jpg
    Всколыхнулся, взволновался
    Православный тихий Дон,
    И послушно отозвался
    На призыв свободы он.

    Зеленеет степь родная,
    Золотятся волны нив
    И, с простора долетая,
    Вольный слышится призыв.

    Дон сынов своих сзывает
    В Круг державный Войсковой,
    Атамана выбирает
    Всенародною душой.

    В боевое грозно время,
    В память дедов и отцов,
    Вновь свободно стало племя
    Возродившихся донцов.

    Славься, Дон! И в наши годы,
    В память вольной старины,
    В час невзгоды честь свободы
    Отстоят твои сыны!

    Podrobnaya_karta_zemli_Wojska_Donskogo_1833.jpg

    Донские казаки или донцы, донское казачье войско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи.

    Размещалось на отдельной территории, называвшейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины, а также Ростовской, Волгоградской Российской Федерации.

    Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря).

    История

    XV—XVII века

    Впервые в письменных российских источниках о донских казаках упоминается в грамоте ногайского князя Юсуфа царю Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет:

    «Хо-лопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их».

    Донской историк Е. П. Савельев считал, что "Сары-Азман — слово персидское, …означающее «удальцы». Другие историки (Н.Коршиков, В.Королев) отмечают, что «Сары-Азман, возможно, был татарином, азовским или мещерским». Дореволюционный историк С.Щелкунов, опубликовавший в 1914 году основательный очерк о происхождении донских казаков и его взаимодействию с московским государством, называет Сары-Азмана «татарином», добавляя, что «…Сары-Азман-личное имя или прозвище». Позднее Азманом например звали калмыка, участника Первой мировой войны, кавалера двух Георгиевских крестов, полковника одного из Донских полков, атамана станицы Граббевской (1908—1914 г.г.) Азмана Батырева.

    После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619) между Русским царством и Речью Посполитой часть северских казаков (севрюков) переселилась на Нижний Дон.

    До подавления в 1708 году Булавинского восстания донские казаки были организованны и абсолютно независимы от окружающих государств. После подавления Булавинского восстания Петром I территория вольных донских казаков была включена в Российскую империю, отменена выборность Атаманов, казаки стали обязаны служить в царской армии.

    Не всегда просто складывались отношения донских казаков с Русским государством. Официально Донское казачество относилось к православию, хотя, даже на 1903 год минимум 150 000 из двух с половиной миллионов прихожан Донской епархии принадлежали к старообрядцам, а 30 000 калмыков тринадцати калмыцких станиц Сальского округа исповедовали буддизм. Так, например, Атаман М. И. Платов был представителем поповского течения старообрядчества. Кроме этого, были на Дону и мусульмане, хотя и в небольшом количестве.

    Впрочем, казаки частично сохранили свои привилегии в новом статусе, отстаивая их перед имперскими властями, примером чего может служить Есауловский бунт 1792—1794 годов.

    Одяг_козацької_старшини.jpg
    Старшина Войска Донского. Начало XVIII столетия.

    Одяг_козацької_старшини1.jpg
    Старшина Войска Донского. Конец XVIII столетия.

    XIX век

    В соответствии с «Положением о войске Донском» 1835 года Войско Донское было разделено на четыре округа. Каждым округом заведовал окружной генерал. Казачьи чины имели следующее наименование: казак, урядник, подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул, есаул, войсковой старшина, подполковник и полковник. Общий срок службы определялся в 30 лет, из них 25 лет полевой и 5 лет внутренней службы. 17-ти лет казак считался малолетком и до 19-ти лет отбывал «сиденочную» повинность, а на двадцатом году шёл на службу в полк на три года, а на Кавказе на четыре года. После трёх лет казак возвращался домой на два года, а потом снова шёл на службу опять на три года, и так до четырёх раз. Поэтому на службе были казаки 20-, 25-, 30- и 40-летнего возраста — так по «Положению» была устроена казачья служба.

    В 1838 году были изданы «Правила для состава и построения казачьих полков». По этим правилам, в казачьем полку положено было иметь — 1 полкового командира, 1 войскового старшину, 5 есаулов, 6 сотников, 7 хорунжих, 19 старших урядников и 19 младших, и из них 1 старший урядник — знаменщик и 1 младший урядник — его ассистент, 60 приказных, 1 полковой писарь, 1 лекарский ученик и 750 казаков. Полк делился на 6 сотен. В сотне полагалось 4 взвода. Сотня строилась в две шеренги, или лавы.

    Для улучшения лошадей казаков, в 1844 году издано было положение о конских табунах войска Донского и устроен был Провальский войсковой конский завод. На заводе определено было иметь 34 жеребца и 250 кобыл лучших русских, донских и кавказских пород. В 1851 году были открыты первые скаковые общества на Дону: Новочеркасское и Урюпинское.

    Старшина_Донського_Війська_1821.jpg
    Старшина Войска Донского, 1821 год

    Cossacks_by_Nikolai_Zaretsky_1911.jpg
    Офицер и рядовой казак Войска Донского начала XIX века.

    381_Changes_in_uniforms_and_armament_of_troops_of_the_Russian_Imperial_army.jpg
    Казак Донского Войска и Обер-Офицер Донской Конно-Артиллерийской № 2 батареи. 1862 г.

    800px-382_Changes_in_uniforms_and_armament_of_troops_of_the_Russian_Imperial_army.jpg
    Урядник и Генерал Донского Войска. 1862 г.

    476_Changes_in_uniforms_and_armament_of_troops_of_the_Russian_Imperial_army.jpg
    Донские Казачьи полки и артиллерия. 1867 г.

    aSZjFyzfq4o.jpg
    Сотня донских казаков из станицы Раздорской-на-Дону.


    XX век

    На 1913 год численность донского казачества — 1 млн. 525 тыс., включая 30 тыс. калмыков.

    Территория Донского казачьего войска занимала общую площадь 141 тыс. км². Административным центром войска являлся город Новочеркасск.

    aePrpY5s17g.jpg

    В плане внутреннего административно-территориального деления оно подразделялось на девять округов:

    Первый Донской округ с окружным центром в станице Константиновской,
    2-й Донской с окружным центром в станице Нижне-Чирской,
    Ростовский с окружным центром в городе Ростове-на-Дону,
    Сальский с окружным центром в станице Великокняжеской,
    Таганрогский с окружным центром в городе Таганроге,
    Усть-Медведицкий округ с окружным центром в станице Усть-Медведицкой,
    Хопёрский с окружным центром в станице Урюпинской,
    Черкасский с окружным центром в городе Новочеркасске.
    В 1918 году из частей Усть-Медведицкого, Донецкого и Хопёрского округов был образован Верхне-Донской. Верхне-Донской округ решением Большого Круга Войска Донского планировалось создать в конце 1917 года (первоначальное название предполагалось — Третий Донской округ).

    На войсковой территории располагалось 135 казачьих станиц, включая и 13 калмыцких станиц казаков-калмыков, и 1 728 казачьих хуторов.

    Во главе войска находился войсковой наказной Атаман, обладавший большими правами генерал-губернатора по гражданской части и командующего войсками округа по военной. Он возглавлял военное управление, в которое входили Войсковой штаб, управление Донской казачьей артиллерии и гражданское областное управление Войска Донского.

    Войсковой наказной Атаман назначал окружных Атаманов семи округов (Черкасского, 1-го Донского, 2-го Донского, Усть-Медведицкого, Хопёрского, Донецкого, Сальского), а также окружных начальников по гражданской части и окружных воинских начальников, имевших права уездных воинских начальников, по военной части Ростовского и Таганрогского округов.

    В 1918—1919 годах во время Гражданской войны на территории Области Войска Донского было провозглашено создание независимого государства, Донской казачьей республики, Всевеликого Войска Донского, которое даже выпускало свои «донские деньги».

    Однако, Октябрьская революция и Гражданская война нанесли сильнейший удар по казачеству. В период Гражданской войны Дон, будучи одни из центров белого движения, стал ареной кровопролитных боёв.

    Часть донских казаков вместе с ВСЮР (Вооруженными Силами Юга России) оказались в эмиграции за рубежом. Оставшаяся часть была подвергнута репрессиям и высылкам. Окончательный удар по донским казакам, оставшимся в СССР после Гражданской войны, нанесли расказачивание, геноцид и голод 1932—1933 года.

    Воспитание казака

    rGAD12id-Cw.jpg

    Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Сначала спускали тонкой струйкой воду и «ставили руку», чтобы клинок под правильным углом резал воду, не оставляя брызг. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи, на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому осёдланном. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранящиеся приёмы. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с раннего детства была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

    Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти-семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну. Именно приобретённые в счастливые годы детства навыки помогали стать казаку лучшим в том ремесле, для которого он был рождён — военной службе.

    Традиция посвящения в казаки

    Казаки говорили: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!»
    Первая часть названного триединства – казаком нужно родиться – подчеркивала право казака на национальное самосознание. Но одного казачьего происхождения по крови недостаточно! Так как говорили, что казак – это состояние духа! Это образ мышления и норма жизни.

    «Казаком – нужно стать!» — принцип, подчеркивающий, что существует некий нравственный идеал, к которому должен стремиться каждый. Казаком мог стать каждый принятый на круге.

    «Казаком нужно быть!» — подчеркивало самое главное в понимании жизни казаков. Свое назначение на земле они понимали как служение. Об этом говорят и записи казаков в опросных листах.

    Казаками могли быть и иногородние. Но одно дело «жить в казаках», а другое «служить в казаках».

    Полноправным казаком мог стать только внук или правнук1 принятого казака и только в том случае, если он жил среди казаков, нес казачью службу и женился на казачке.

    Иногородних казачьих детей посвящали в казаки в 3, 5 и 7 лет.

    На Круге казаки экзаменовали казачка в знании обычаев и молитв. После того, как принимаемый, стоя на левом колене, целовал кленок шашки, Евангелие и крест, ему дарили фуражку и он считался казаком по корню, то есть по рождению. Таким образом, головной убор завершает обряд посвящения в казаки. Интересным является такой факт, если казачок оставался без отца или деда, существовал обряд «Взятия под шинель».

    На Кругу казачок не моложе 10 лет вставал на стул, на его плечи набрасывали шинель и атаман объявлял его главой семьи и дарил шапку, старики – сапоги, священник – Евангелие.

    Так новая шапка символизировала признание ребёнка главой семьи и его право на полный пай земли, т.к. казачок, как взрослый, становился хозяином земли. Казаки в анкетах почти все отметили, что сами были свидетелями подобной церемонии.

    Головной убор казака всегда был главным символом во время посвящения малыша в воины. После крещения, под колокольный звон символично и торжественно, малыша первый раз прикладывали к коню, что означало – посвящение в воины и обвозили вокруг дома. Так посвящали малыша в защитники семьи, рода, дома.

    Когда рождался казачок, дед, папин отец, клал в люльку малышу свою казачью шапку. Эта церемония символизировала принятие нового будущего воина в малую казачью семью. А в полгода его уже сажали на коня. Крестный надевал портупею с шашкой. Во все дни посвящения дедова шапка-папаха всегда была на казачонке. Крестный говорил: «Принимайте казака!»

    В семь лет казачка стригли второй раз и опять надевали дедову папаху (или фуражку) со словами: «Учись служить! Ты теперь не дите, а пол – казака!» В этом возрасте завершался процесс посвящения в воины.

    Казачок переходил жить на мужскую половину. Его головной убор по праву висел рядом с родительской и дедовой папахами (или фуражками), что означало семейное воинское братство. Познавая грамоту, казачок в головном уборе, теперь отныне с ним не расставался. Даже во двор он не выходил без фуражки или шапки. Казаков – мальчиков обучали конным выездам, стрельбе и джигитовке. Мальчики всегда были в форме и непременно в головном уборе, помня дедовы заповеди: «При шапке быть – казакам верным слыть!» Дома казак снимал головной убор, когда сидел перед образами; за столом, перед родителями и старшими. Но если он что-то мастерил, обсуждал что-либо со сверстниками, он гордо восседал в головном уборе. Казак снимал головной убор, кланяясь родителям накануне смотров, походов, учений, прощаясь, уходя на войну и возвращаясь домой. Об этом свидетельствуют и данные опросных листов.

    Вызовом на поединок были сбитая с головы шапка.

    Казаки, желая показать свою уверенность и мастерство, перед поединком свой головной убор клали к ногам войскового атамана, что символизировало призыв стать объективным свидетелем и судьей. Если атаман возвращал казаку головной убор, это значит, что первый достойно отстоял свою воинскую честь.

    Образование

    В 1748 году в Черкасске было открыто 1 образовательное учреждение Войсковая латинская семинария для подготовления казачьих детей к духовному званию. В 1790 году в Черкасске открылось Народное училище, где детей обучали грамматике, арифметике, французскому, немецкому языку, рисованию. В 1805 году открылась первая Донская гимназия.

    Военное искусство

    Формально все казаки считались военнообязанными и подлежали призыву на службу поголовно. Но такие призывы были редки. Прикрывая границы на тревожном и непрерывно грозившем войной юге России, казаки и у себя дома были в постоянной боевой готовности. Число их стычек с грабителями, воровавшими скот и угонявшими людей, не поддаётся никакому учёту. Фактически шла ежедневная, затяжная, многовековая война, которая с русской стороны велась силами исключительно казаков. Отрывать их на службу и оголять границу было не всегда разумно. Кроме того, правительство прекрасно понимало, что гораздо удобнее позволять казакам самим формировать воинские части.

    Полки собирались всего за несколько месяцев до похода. Войсковому атаману приходил указ от Военной коллегии о сборе на службу определённого числа полков и он рассылал наряд по станицам.

    Принцип сбора был совершенно средневековый, ордынский. Атаман выбирал из числа богатых и известных казаков полковых командиров. Им давалось предписание о сборе полка своего имени. В предписании говорилось, из каких станиц брать казаков. Давалось также несколько мундиров для образца, сукно на весь полк, седельные щепы, ремни, весь материал для снаряжения и 50 опытных боевых казаков для обучения новобранцев-малолеток. Командиру полка указывали день и место, куда должен быть приведён сформированный полк. Далее в его распоряжения власти не вмешивались.

    Полковой командир был хозяином и создателем своего полка, он делал представления о производстве в офицерские чины и ставил урядников, писал устав на основании личного опыта или опыта старших, если был молод. Но поскольку в полку бывали казаки и старше и опытнее его, то действовали они вполне самостоятельно, по здравому смыслу.

    Собранный и полностью экипированный полк проходил смотр оружия, коней и боевой выучки казаков, после чего командир отпускал казаков домой проститься с близкими и назначал место сбора для службы. Например: быть на Рождество в Санкт-Петербурге. Полк рассыпался на звенья и отделения и разными дорогами самостоятельно добирался до места службы. В условиях похода малолетки под руководством урядников окончательно проходили «курс молодого бойца». Так собирались знаменитые полки Грекова, Платова, Ефремова, которые под командованием Суворова, а затем Кутузова били турок, французов и все «двунадесять языков, дерзнувших вторгнуться в пределы нашего Отечества».

    Дисциплина была в исключительно ответственном отношении казака к исполнению своего воинского долга. У казаков были очень малые потери в боях, поскольку воевали они рядом со своими станичниками: зачастую дед, отец и внуки в одном строю. Они оберегали друг друга и скорее позволяли убить или ранить себя самого, чем своего товарища. Одна серьга в ухе казака служила знаком, что данный мужчина — один сын в семье, таких берегли в бою, в случае гибели некому будет продолжить род, что считалось большой трагедией. Если предстояло смертельно опасное дело, не командир решал, кому на него идти: иногда это были добровольцы, но чаще дело решал жребий или розыгрыш. Хорошо вооружённые воины, которые с самого рождения обучались своему ремеслу, отлично владевшие различными боевыми навыками, в том числе, и тактическими, умеющие быстро выполнять поставленные задачи — всё это, в совокупности, делало казаков абсолютно незаменимыми для русской армии.




    Донское казачество в 1875-1876 г.г.

    222.jpg 1111.jpg
    Станица Цимлянская.1875-1876 гг.

    1.jpg
    Девицы в кубиляках. Донской нарядный костюм. 1875-1876 гг.

    2.jpg
    Базар в праздник в Цимлянской станице. 1875-1876 гг.

    3.jpg
    Возвращение казаков с ярмарки в Цимлянскую станицу.

    4.jpg
    Дон у Цимлянской станицы.

    5.jpg
    Донской казак-стрелок, семидесяти пяти лет. 1875-1876 гг.

    6.jpg
    Казак, продающий цимлянское вино.

    7.jpg
    Казаки перед выходом на службу.

    8.jpg
    Казачка чинит окно. Цимлянская станица.

    9.jpg
    Казачки поливают огороды.

    10.jpg
    Казачье семейство. Цимлянская станица.

    11.jpg
    Проводы донских казаков на службу. Сентябрь 1876 г.

    12.jpg
    Проводы казака в поле.

    13.jpg
    Сбор казаков на хуторе Гнутовом Есауловской станции.

    14.jpg
    Улица в Кулишацкой станице.

    15.jpg
    Улица Цимлянской станицы в праздник.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Alexsan: 1 пункт (Спасибо очень интересно и познавательно!) 15 мар 2015
    Владимир Д., brusik, Пашка и 9 другим нравится это.
  2. Wolf09
    Online

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.594
    Спасибо:
    50.018
    Отзывы:
    697
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прошлое
    Интересы:
    Уже нет
    Донской альбом Ивана Васильевича Болдырева.1875-1876 гг.

    1.jpg
    Станичные работы.

    2.jpg
    Перевоз через Дон во время ярмарки Спасовской-Цымлянской.

    3.jpg
    Казачки в праздник.

    4.jpg
    Казаки сносят арбузы.

    5.jpg
    Смотр казаков атаманом. Сентябрь 1876 г.

    6.jpg
    Казаки перед выходом на службу. 1875-1876 гг.

    7.jpg
    Казачье семейство.

    14.jpg
    Казачка в праздничном костюме.

    15.jpg
    Казачка в донской шубе.

    8.jpg
    Казачка.

    9.jpg
    Молодой казак.

    10.jpg
    Казачка 95-ти лет.

    11.jpg
    Казак 75-ти лет.

    16.jpg
    Донской казак-стрелок 75-ти лет.

    17.jpg
    Донской казак и казачка в праздничных костюмах.

    18.jpg
    Донской казак 73-х лет с женой.

    12.jpg
    Кумшацкая станица, общий вид. 1875-1876 гг.

    13.jpg
    Казачьи старики с атаманом.

    1111111111.jpg
    Казачка, перебирающая виноград. Цымлянская станица.


    19.jpg
    Донской казак тридцати лет, от которого Иваном Васильевичем Болдыревым записаны песни, 1875-1876 гг.

    20.jpg
    Донской казак-стрелок.

    21.jpg
    Казак девяноста лет.

    22.jpg
    Казаки, возвращающиеся с охоты.

    23.jpg
    Казаки-сваты.

    24.jpg
    Казачье семейство в праздник.

    25.jpg
    Мальчик четырех лет верхом.


    26.jpg
    Пастухи. Цымлянская станица.

    27.jpg
    Улица в праздник на виноградных садах. Земля войска Донского II станица Цымлянская.


    28.jpg 29.jpg
    Стрижка овец.

    0_d06af_9e904639_orig.jpg

    0_d068d_edb3cab7_orig.jpg
     
    Последнее редактирование: 14 мар 2015
    Владимир Д., brusik, Пашка и 10 другим нравится это.
  3. Wolf09
    Online

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.594
    Спасибо:
    50.018
    Отзывы:
    697
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прошлое
    Интересы:
    Уже нет
    2.jpg


    5.jpg 6 (1).jpg 7.jpg 8.jpg 9.jpg 10.jpg 11.jpg 12.jpg
    13.jpg 14.jpg 15.jpg 16.jpg 18.jpg 19.jpg 20.jpg 21.jpg 17.jpg

    22.jpg

    23.jpg 24.jpg 25.jpg 26.jpg 27.jpg 28.jpg 29.jpg 30.jpg 31.jpg 32.jpg 33.jpg 34.jpg 35.jpg 36.jpg 37.jpg 38.jpg 39.jpg 40.jpg 41.jpg 42.jpg 43.jpg 44.jpg 45.jpg 46.jpg

    47.jpg 48.jpg 49.jpg 50.jpg 51.jpg 52.jpg 53.jpg 54.jpg


    Казачья воинская доблесть

    На протяжении своей многовековой истории донские казаки верой и правдой служили России. В составе казачьих полков они принимали участие в войнах XVIII – начала ХХ вв. Были среди них и уроженцы станицы Раздорской.

    В 1809 году за мужество и героизм проявленные в бою со шведами на острове Бене Орденом Св. Георгия 4-й степени был награждён есаул В.Г.Данилов (ум. 1810 г.)

    Уроженцем станицы Раздорской был Степан Фёдорович Балабин (1763 – 14.02.1818). Будучи сыном протоиерея в 15 лет поступил на службу казаком. В 1780 г. в составе Атаманского полка находился в Закубанских походах. Во время русско-турецких войн участвовал во взятии крепостей Кинбурн, Ларге. При штурме Измаила был ранен пулей в ногу. В 1796 и 1797 гг. воевал против персов. В 1806 году стал командиром Атаманского полка. Участвовал в боях с французами в 1807 году.

    В Отечественной войне 1812 г. находясь в корпусе Платова, командуя Атаманским полком, участвовал в боях при Мире и Романове, Бородино и позже преследовал неприятеля до города Данцига.

    Закончил службу С.Ф.Балабин в звании генерал-майора. Был награждён орденами, «Золотой саблей за храбрость».

    Отличился на полях сражений уроженец станицы Раздорской Пётр Трофимович Басов (кон. XVIII в. – 1856 г.). Начав службу казаком в 1801 г. участвовал в Оренбургском походе. В 1805 году в Атаманском полку воевал с французами. В Отечественной войне 1812 г. участвовал во многих сражениях, в преследовании французов до г. Данцыга. Вместе со своим полком многие годы провёл в боях на Кавказе. Полк был награждён знаменем с надписью: «За отличие в Персидскую и Турецкую войны в 1827, 1828, 1829 годах».

    В 1837 г. П.Т.Басов был уволен в отставку генерал-майором.

    Особое место среди военноначальников-раздорцев принадлежит Максиму Григорьевичу Власову (13.08.1767 – 21.06.1848). Сын казачьего офицера, с детства мечтавший о ратных подвигах, М.Г.Власов прошёл путь от рядового казака до генерала от кавалерии и Наказного Атамана Области войска Донского.

    Воинскую службу М.Г.Власов начал с 1791 года в кордонной страже по польской границе. С 1795 г. будучи есаулом, во главе казачьей сотни был на прусской границе. В 1805 г. вернулся на Дон и принял управление канцелярии Наказного атамана М.И.Платова.

    С началом войны с Францией в 1807 г. служил в Атаманском полку и отличился в ряде сражений. В 1808 – 1810 гг. участвовал в русско-турецкой войне, получил звание подполковника.

    Во время Отечественной войны 1812 года М.Г.Власов стал одним из прославленных полководцев. Будучи командиром казачьего полка своего имени, он отличился в боях при Ольшанах, участвовал в Бородинском сражении, в изгнании французов из Москвы, во взятии Парижа. За героические подвиги М.Г.Власов удостоен высших наград России и иностранных государств. Награждён тремя золотыми саблями «За храбрость».

    В 1819 г. М.Г.Власов был назначен командующим Черноморским казачьим войском. В 1831 году в Польше, будучи уже седым стариком, лично водил казаков в атаку на польскую конницу. В одном из боёв был тяжело ранен – получив восемь сабельных ударов, раздробление челюсти и две раны пикой в грудь. Казаки вынесли его полуживым с поля боя. За участие в польской кампании М.Г.Власов был награждён российскими и польскими орденами.

    М.Г.Власов последний из Наказных Войсковых атаманов казачьего происхождения. Назначил его в 1836 году Атаманом император Николай 1. Отправляя из Санкт-Петербурга в Новочеркасск, император сказал Власову: «Послужи мне ещё, Максим Григорьевич. Знаю, что ты страдаешь от ран, но эти раны так почётны, так славны, что жаль, было бы запрятать их в какую-нибудь глушь. Пусть они будут на виду всего Дона и служат его молодёжи примером, как служили Отечеству старые его слуги. Пусть будет в тебе живой пример, что и такие раны не прекращают деятельности в подобных тебе богатырях».

    Когда М.Г.Власов стал Наказным атаманом, было ему 69 лет. В 1848 году на Дону появилась холера. М.Г.Власов, 80-летний Наказной атаман стал объезжать станицы, поражённые этой страшной болезнью. Но 21 июня сам заразился и умер в станице Усть-Медведицкой (ныне г. Серафимович), где и был похоронен в ограде станичной церкви.

    В 1904 году имя М.Г.Власова было присвоено 5-му Донскому казачьему полку.

    Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Болгарии при Кавказской казачьей бригаде командиром конно-горной батареи был подполковник Алексей Иванович Костин. Казаки-артиллеристы под его командованием отличились при штурме городов Плевны, Этрополя и Правца. Казакам батареи А.И.Костина за эту войну были пожалованы Знаки отличия на головные уборы.

    Казак-артиллерист Алексей Петрович Кульгачёв (5.11.1825-19.03.1904) происходил из потомственных дворян Войска Донского и принадлежал к Раздорской станице. Он участвовал в Венгерской кампании 1849 года. В 1850-х годах принимал участие в сражениях на Северном Кавказе. В 1855 г. во время штурма турецкой крепости Карс был контужен ядром в голову. В 1861 году во время атаки на польских мятежников опередил сотню своих казаков и с шашкой в руке ворвался в середину неприятеля но был сражён пулей и упал с коня. Подоспевшие казаки выручили своего командира, а противника уничтожили.

    В дальнейшем А.П.Кульгачёв участвовал в русско-турецкой войне по освобождению Болгарии от турецкого ига. В 1880 г. был произведён в генерал-лейтенанты, в 1894 г. – в генералы от кавалерии. В 1898 г. исполнял обязанности командующего войсками Варшавского округа, а в 1900 г. был назначен членом Военного совета. Награждён орденами, Анненским оружием за храбрость, золотой шашкой «За храбрость».

    А.П.Кульгачёв похоронен в г. Новочеркасске. На его могилу были возложены венки «От 7-й Донской казачьей батареи», «От артиллерии Войска Донского».

    Михаил Маркович Марков (31.10.1804- 18.08.1894) уроженец станицы Раздорской в 16 лет начал службу в Донской конно-артиллерийской 1-й роте. С 1826 по 1834 гг. находился в Польше на кордонной службе по границе с Пруссией.

    В 1854 году М.М.Маркову было присвоено звание генерал-майора. Во время Крымской войны принимал участие в организации отражения англо-французского флота прорвашегося в Азовское море и устье Дона.

    Долгие годы М.М.Марков являлся помощником при Наказных Атаманах войска Донского М.Г.Власове и М.Г.Хомутове. На этом посту он проявил военные и организаторские способности при проведении военно-гражданских преобразований на Дону.

    М.М.Марков скончался в Новочеркасске, на 90-м году и погребён на городском кладбище в родовом склепе Марковых.

    Подполковник Михаил Иванович Сулин (1822 – 9.04.1904), из дворян, родился в станице Раздорской. С 15 лет поступил на службу и был командировал в полк на Кавказ, где принял участие в сражениях с горцами. С 1842 по 1846 гг. служил на постах турецкой границы в Грузии. В 1849 году участвовал в подавлении восстания в Венгрии. В последующие годы служил в Польше, а с 1862 по 1866 гг. в Грузии. Награждён орденом Святой Анны III степени с бантом, орденом Святого Георгия IV степени.

    Михаил Степанович Марков (16.02.1833 – 7.02.1905) происходил из донской дворянской фамилии и числился гражданином станицы Раздорской. После окончания Харьковского университета поступил юнкером в Лейб-гвардии казачий полк. Затем служил в Атаманском полку. В 1859 г. был назначен исполняющим обязанности войскового есаула при Наказном атамане Хомутове. Затем состоял адъютантом и чиновником особых поручений при Наказных атаманах Граббе, Потапове, Черткове. Пользуясь их заслуженным доверием, М.С.Марков постоянно находился в командировках по важнейшим войсковым делам, где имел возможность знакомиться с нуждами донского края на служение которому посвятил всю свою жизнь.

    С 1879 по 1882 гг. М.С.Марков являлся предводителем дворянства Черкасского округа. А с 1892 по 1901 гг. переизбирался на должность областного предводителя дворянства.

    Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. на территории Китая, в Маньчжурии раздорские казаки воевали в составе 4-й Донской казачьей дивизии, в 25-м Донском полку под командованием полковника Василия Ивановича Медведёва. За мужество и храбрость проявленные в бою у деревни Лидиутунь 17 октября 1904 г. знаком отличия Военного ордена Святого Георгия IV степени был награждён казак Раздорской станицы Василий Попов.

    25-й полк в ноябре-декабре 1904 г. принял участие в рейде конницы генерала-майора Мищенко на железнодорожную станцию Инкоу. Станция служила пунктом снабжения японских войск осаждавших русские войска в крепости Порт-Артуре.

    В числе других полков казаки 25-го полка принимали участие в другом значительном бою с японцами 11-15 января 1905 г. у деревни Сандепу. За доблесть в этом бою среди прочих раздорские казаки Авраам Андронов, Павел Кожанов, Григорий Гуков были награждены знаком отличия Военного ордена Святого Георгия IV степени.

    После этих боёв 4-я Донская казачья дивизия была отведена в тыл, а затем отправлена в Монголию.

    Самой массовой и кровопролитной для донских казаков стала Первая Мировая война. В память о погибших казаках в Первую Мировую и всех других войнах на выставке представлен комплекс «За веру, царя и Отечество».

    В дореволюционной России данная идеологическая схема, позволяла подавать казаков как опору трона, надёжную полицейскую силу.

    Участие донских казаков в войнах подтвердило, что на первом месте для казака было именно Отечество, в котором император выступал общенациональным символом России. Казаки со стародавних времён не щадя жизней, проявляя мужество и героизм защищали от врагов «большую» Россию и одновременно защищали и свой родной «Тихий Дон».

    Ещё одной составляющей государственного патриотизма для донского казака являлась старинная казачья традиция, получившая наименование «За други своя».

    Комплекс представляет собой следующее: на полке украшенной вышитым рушником – икона «Спаситель»; напротив иконы – лампадка; на столике-угольнике в подсвечнике стоит свеча, рядом лежат страницы из Евангелия, молитвослова. Казачья фуражка – символизирует не вернувшегося с войны казака. Склонённое российское знамя – символ верности и чести донских казаков своему Отечеству – России, кровь проливавших в его защиту в боях против врагов.

    На фронтах Первой Мировой войны 1914-1918 гг. было около 100 тысяч донских казаков. Казаки станицы Раздорской и её юртовых хуторов участвовали в сражениях в составе 8-го Донского казачьего Генерала Иловайского 12-го полка, 15-го Донского казачьего Генерала Краснова 1-го полка, других воинских частей и соединений.

    Казаки 8-го Донского полка в ноябре 1914 г. во время сражения под г.Лодзь (Польша) в критический момент боя закрыли позиционный прорыв, неожиданно образовавшийся в порядках 2-й русской армии.

    В марте 1915 г. в Карпатах у селения Рухотин в труднопроходимой местности храбро бросилась в атаку на роту австрийцев сотня казаков 15-го Донского казачьего Генерала Краснова 1-го полка во главе с хорунжим Фёдором Дмитриевичем Черевковым, уроженцем станицы Раздорской. После рукопашной атаки донцов от роты противника на поле боя осталось 106 павших, а 12 австрийцев попали в плен.

    http://www.razdory-museum.ru/valour.html


    Три письма на одну тему
    (исторический очерк)
    Агарков Л.Т.

    Славные боевые дела русских казаков яркой страницей вошли в летопись военного прошлого нашей Родины. После возникновения казачества ни одна война не проходила без самого активного его участия. Особую роль казаки сыграли в освоении земель на юге страны и их охране от притязаний иноземных захватчиков. Вместе с регулярными частями русской армии казаки нанесли ощутимый удар по армии султанской Турции и освободили от ее тирании народы Кавказа и Балканского полуострова. Свято хранит память о русских воинах, уничтоживших многовековое ярмо турецких захватчиков, болгарский народ.

    Казаки участвовали в сражениях не только на суше, но и на море. Не все морские походы казаков были зафиксированы в летописях, но с 1614 по 1645 год было отмечено документами около двух десятков совместных походов донских и запорожских казаков. Особенно напугали Турцию и Крым походы 1616, 1630, 1637 годов. Иногда в морских битвах участвовали десятки тысяч казаков и сотни судов.

    Не раз обращались к русскому царю с жалобами на казаков из Турции и Крыма, адресовались угрозы непосредственно казакам. Истории известны достойные ответы этим государственным мужам.

    «Ты шайтан турецкий, проклятый черта брат и товарищ самого Луципера секретарь», – такими словами начинается письмо – ответ запорожских казаков турецкому султану Махмуду Четвертому на его письмо в Сечь в 1675 году.

    В своем послании Махмуд Четвертый величал себя сыном Магомета, братом солнца и луны, внуком и наместником божьим, владельцем многочисленных царств – македонского, вавилонского, иерусалимского, Великого и Малого Египта. Он называл себя царем над царями, властелином над властелинами, необыкновенным и никем непобедимым рыцарем, неотступным хранителем Гроба Иисуса Христа, попечителем самого бога. Султан утверждал, что является надеждой и утешением мусульман, смущением и великим защитником христиан.

    Своим посланием Махмуд Четвертый повелевал запорожским казакам сдаться ему добровольно, без сопротивления, принять турецкое подданство и своими нападениями его не беспокоить.

    repin-big.jpg
    Картина И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

    Отвечая самовлюбленному и самоуверенному восточному владыке запорожцы перефразируя присвоенные им себе титулы и достоинства и добавляя свои смешные и обидные прозвища, называют его «вавилонским кухарем, македонским колесником, ерусалимским броварником, александрийским козолупой, каменецким катом, подолянским злодюкой» и всякими другими прозвищами.

    Заканчивают свое ответственное письмо запорожцы словами: «Числа не знаем, бо календаря не маем; месяц у неби, год у кнызи, а день у нас ткий, яко и у вас – поцелуй за то ось куды нас». В конце письма подпись – «Кошевой атаман Иван Сирко зо всим Кошем запорожским». (И.Добрынин, элементарный курс русской истории 1912, с. 120-130)

    Между прочим, как утверждают искусствоведы, именно после прочтения этого письма 26 июня 1878 года в Абрамцево на даче С.И.Мамонтова, великий русский художник Илья Ефимович Репин создает первый карандашный эскиз своей будущей знаменитой картины «Запорожцы».

    Смешное, острое, меткое по своим бесцеремонным выражениям письмо-ответ поражает чувством юмора, духом вольности и бодрости, раскрывает характер и нравы прославленных свободолюбивых запорожских казаков.

    Известно и другое письмо, созвучное первому. Это письмо-ответ донских казаков Крымскому хану на угрозу последнего – послать войска на Дон и разорить казачьи городки. Вот что в 1682 году те ответили хану: «Зачем тебе так далеко забиваться? Мы люди не богатые, городки наши некорыстны, оплетены плетнями и обвешаны тернами, а надобно их доставать твердо головами, на посечение которых у нас сильные руки, острые сабли и мелкие пищали, а стад у нас конских и животных мало; даром вам в дальний путь забиваться». (Акты Лишина, I , с. 110).

    В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов жители станиц и городов Дона вместе со всем советским народом поднялись на священную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Потомки казаков-героев Отечественной войны 1812 года с беспримерным мужеством сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны. Замечательный боевой путь от гор Кавказа до Альп совершил Пятый гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус.

    В период Великой Отечественной войны, аналогичное приведенным выше письмо было написано в Берлин, лично Гитлеру. Оно относится ко времени освобождения от фашистов Ростовской области и было опубликовано от имени казака Ивана Гвоздева во фронтовой газете «Красная Армия».

    Образ Ивана Гвоздева создали поэты А. Твардовский и Б. Полищук. Он отважный и находчивый воин, никогда не унывающий, полюбился бойцам, заставляя от души смеяться над своими боевыми приключениями, поднимая настроение в короткие минуты отдыха. С полным правом Ивана Гвоздева можно назвать собратом Василия Теркина. Вот что пишет он в послании к фюреру: «Господин! Мы, участники ростовской атаки, донские казаки, конники да рубаки, как люди в этом сведущие, хотим посоветовать вам следующее: вызовите вы Клейста – каналию в имперскую канцелярию, а вместе с ним старого болвана Гудериана. С юго-востока Шведлера потребуйте да побеседуйте.

    Пусть Шведлеру и Гудериану господин Клейст напрямик, без обману, расскажет о том как без задних ног он пер из Ростова за Таганрог. Как надо бежать, с оглядкой ли без оглядки, чем и как намазывать пятки, потому что и остальных господ сиятельных такая же участь ждет обязательно. Да и вам самим послушать надо, как бегать от наших клинков и снарядов...

    За сим, так сказать, оставайтесь в тревоге: ваших молодчиков вырубим в Таганроге, чтоб со временем и вы протянули ноги.

    По поручению казаков, ваш «старый знакомый» Иван Гвоздев» («Молот», 7 марта 1973 г.).

    Можно рассматривать эти письма с разных сторон, по разным аспектам оценивать их. Нас привлекает в них прежде всего, высокое гражданское достоинство авторов этих писем, их глубокий патриотизм, созвучные нам, нынешнему поколению советских людей, делающих все возможное для сохранения мира, но как и в прежнее время, умеющих постоять за свою независимость. По особому звучат приведенные письма в дни приближающегося 40-летия Великой Победы.

    Газета «Звезда Придонья»,
    19 января 1985 г.


    http://www.razdory-museum.ru/a_three-letters.html
     
    Юлиа, brusik, Пашка и 6 другим нравится это.
  4. Wolf09
    Online

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.594
    Спасибо:
    50.018
    Отзывы:
    697
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прошлое
    Интересы:
    Уже нет
    Легенда о казаке, черкесе и аргамаке

    gibel.jpg

    Имя легендарного атамана Ивана Краснощекова связано не только с появлением первых крестьян на Дону. Он положил начало разведению одной из пород лошадей на территории донского края. А начиналась эта история, согласно старинной казачьей легенде, так.
    Во времена Краснощекова среди горцев тоже был свой знаменитый богатырь, о котором давно слышали донские казаки, черкес по имени Авшар (или Овчар – Прим. авт.), гулебщик и охотник не хуже Краснощекова. Мало кто из казаков захотел бы встретиться с Авшаром в степи один на один. Но только не Иван Краснощеков. Донской казак сам искал встречи с Авшаром. Да и тот был не против – оба знали друг о друге по общей молве. Сильно хотелось обоим богатырям, донскому и черкесскому, встретиться и решить, кто меж них сильнее.
    Блуждая однажды вечером где-то на Кубани, ежеминутно рискуя своей головой, Краснощеков заметил такого же охотника-одиночку, как и он сам, и догадавшись, с кем привелось ему встретиться, начал «…стеречься, чтобы не спустить с руки ясного сокола». Стояла холодная и ненастная осень. Над самым обрывом крутого берега горной речки, под опушкой леса, облокотившись на руку, полусидел-полулежал закутанный в бурку Авшар и задумчиво смотрел, как синий огонек перебегал по тлеющим углям затухавшего костра. Казалось, что он до того погрузился в это созерцание, что не слышал даже свиста заходящей бури, а не то что приближения донского богатыря.
    Но эта его внешняя отрешенность была очень обманчивой, его равнодушие было хитрым, говорит легенда. Опытный в своем ремесле он давно «зачуял зверя» и заранее не трогался с места, чтобы «даром не марать своей крымской винтовки». По всему обличью, по тому, как хитро вел себя горец, Краснощеков еще раз понял, что перед ним действительно Авшар. Да и сам Авшар узнал Краснощекова. В тяжелое положение попал донской казак: его ружье было «коротким», било недалеко, а знаменитое ружье Авшара было длинным, нарезным, «с золотою и серебряною насечкою». Не одного удалого казака уложило оно в сражениях. Краснощеков это очень хорошо осознавал. Но «поворотить назад» было стыдно, да и «казачьей чести поруха».
    Иван припал к земле и выставил чуть в стороне от себя свою высокую баранью шапку-туркменку. Едва она показалась, как пуля Авшара прострелила ее и сбросила на землю. Как раз этого и ждал Краснощеков. Он знал, что теперь Авшару придется перезаряжать свое ружье, и что это займет несколько секунд… Вскочил донской казак, в три прыжка достиг Авшара и положил его на месте выстрелом в упор. Какое нужно было иметь хладнокровие, какой смелый расчет, чтобы совершить это только внешне несложное дело? Казаки в своих преданиях говорят, что ответ на этот вопрос мог дать только тот, кто сам бывал в чужих степях, где «разгуливал вольный черкес-богатырь, встреча с которым была равнозначна гибели».
    Отличное «длинное» ружье Авшара и его знаменитый аргамак (рослый и дорогой конь азиатской породы – Прим. авт.) достались Ивану Краснощекову «в добычу». Впоследствии от этого коня на Дону стали разводить так называемую «авшарскую» («овчарскую») породу лошадей, заводчиком которой и считают атамана Ивана Краснощекова.
    Именно увязшая в болоте лошадь, по одной из версий, привела донского богатыря к гибели.

    В 1741 году разразилась очередная война между Россией и Швецией. Бригадир Краснощеков с казаками опять отправился на север. В августе 1742 года русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Ласси окружили шведскую армию лантмаршала графа Карла Эмиля Левенгаупта в районе города Гельсингфорса (шведское название финского города Хельсинки), отрезав шведам дальнейшее отступление к городу Або (шведское название финского города Турку). В это же время русский флот запер шведов со стороны моря. У Левенгаупта заканчивалось продовольствие и фураж. На военном совете шведы решили идти на прорыв. Для этого необходимо было найти слабые места в русских позициях. Разведка боем была поручена отряду лейб-драгуна майора Шаумана (Шумана).
    В это время Краснощеков во главе сотни казаков объезжал дозором позиции русских войск. 12 августа 1742 года шведский разведотряд Шаумана и казачья сотня Краснощекова встретились у деревушки Бомбеле (Бембеле). Этот бой стал для прославленного донского атамана последним… Слишком большим был численный перевес шведов над казаками. Но не в обычаях Ивана Краснощекова было отступать! Он сразу схватился с четырьмя солдатами неприятеля. Двоих тут же уложил шашкой. Но один из нападавших успел выстрелить и ранить лошадь Краснощекова. Обезумевший от боли аргамак понес своего наездника, не разбирая дороги, и увяз в ближайшем болоте. Донской атаман, сам трижды раненный, выполз на маленький островок и продолжал отстреливаться. Что произошло дальше, в разных летописях описывается по-разному. По одной из версий, майор Шауман приказал застрелить Краснощекова прямо в болоте. По другой – был приказ взять казака живым, но шведы знали, что это невозможно, и предпочли убить его, не подходя близко. По третьей версии, шведам все-таки удалось захватить тяжело раненного Краснощекова в плен, где с него живьем содрали кожу…
    Что можно утверждать с достаточной долей достоверности, так это то, что гибель армейского бригадира Ивана Краснощекова шведы праздновали как большую победу. В одном финском псалтыре была найдена надпись: «Считали не малым счастием, что полководец казаков Краснощеков во время перепалки со шведами лейб-драгуном майором Шуманом загнан в болото, где и умер; по мнению всех, он стоил бы нам дорого».
    Один из участников этих сражений, сержант Черниговского пехотного полка Савва Пархомов, так впоследствии описывал гибель прославленного донского атамана: «И прошед наша армия вперед версты четыре и виден был Гельсингфорс через залив и суда шведские, из которого места послан бригадир Краснощекой с казаками для проведывания дороги от Гельсингфорса к Абову, чтобы шведов не выпустить из Гельсингфорса, где и поехал в леса и болотами, маленькими дорожками, то от шведских солдат оной Краснощекой уйтить не мог – в болоте лошадь увязла, то тут его солдаты ранили и взяли в полон и привезли в Гельсингфорс к князю Ивальгутову (так казаки называли генерала Левенгаупта – Прим. авт.), токмо уже от ран скоро он умре и мертвое тело прислали к нам шестернею и сыну его отдано».
    Фельдмаршал Ласси действительно обратился к шведскому командованию с просьбой выдать тело легендарного атамана. Шведы согласились, и казаки привезли в русский лагерь облаченное в парчовый кафтан тело Ивана Краснощекова, где при большом стечении народу ему были отданы последние воинские почести.
    Сын отважного донского казака, будущий генерал-майор и вечный шеф 6-го Донского полка Федор Краснощеков вез тело прославленного атамана через всю страну, чтобы похоронить его в родной донской земле. Прах Ивана Краснощекова по сей день покоится на Преображенском кладбище в станице Старочерскасской, бывшей в ту пору городом Черкасском – столицей Войска Донского.
    Вот так в истории представлен один из самых знаменитых донских казаков, атаман Иван Матвеев, по прозванью Краснощеков, бригадир Войска Донского, в честь которого, по одной из версий, и названа Генеральная балка – грандиозное урочище в самом центре Ростова-на-Дону, то место, где когда-то стояли скотные дворы Краснощековых, а ныне располагается центральный парк города, в котором так любят гулять ростовчане.
    И только вольный ветер донских степей налетит внезапно, чтобы закружить в диком танце опадающие с деревьев листья и поднять клубы пыли на аллеях, как будто хочет напомнить о тех людях, которые здесь жили, и о тех событиях, свидетелями и участниками которых они были…

    http://roskazak.ru/legenda-o-kazake-cherkese-i-argamake/


    Казачьи сабли и шашки

    3.jpg
    4.jpg
    Казачья офицерская сабля конца XVIII века

    1.jpg
    2.jpg
    Сабля русская кавалерийская, обр. 1798 г. Состояла на вооружении у казаков в период наполеоновских войн.

    11.jpg
    12.jpg
    Шашка казачья офицерская, обр. 1838 г.

    13.jpg 14.jpg
    Шашка казачья офицерская, обр. 1838 г. Клинок европейский, на пяте стоит клеймо: "1838".

    15.jpg 16.jpg 17.jpg
    Шашка казачья нижних чинов обр. 1838 г. Первая регламентированная казачья шашка. Клинок немецкий (Золинген).


    5.jpg 6.jpg 7.jpg
    Шашка казачья офицерская, обр. 1881 г. с заказным немецким клинком фирмы WKC, г.Золинген

    19.jpg
    18.jpg
    Шашка казачья нижних чинов, обр. 1881 г. Клинок Златоустовской оружейной фабрики 1916 г.
    Это самая распространённая модель казачьей шашки и самая популярная. Состояла на вооружении казаков с 1881 г. до 1920-х годов.

    111.jpg
    Шашка казачья нижних чинов, обр. 1881 г.

    8.jpg 9.jpg 10.jpg
    Казачья шашка, обр. 1904 г. для казаков ККВ и ТКВ. Двудольный клинок с приемными клеймами Златоустовской оружейной фабрики.
     
    Пашка, vitaly_cn, TOP и 4 другим нравится это.
  5. Wolf09
    Online

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.594
    Спасибо:
    50.018
    Отзывы:
    697
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прошлое
    Интересы:
    Уже нет
    Fw6TaRmYQW0.jpg zGh6Okt_Tdc.jpg
    RYAJGuIVONA.jpg
    Три поколения донских казаков Карасёвых — Фёдор Григорьевич, Михаил Фёдорович
    ( подъесаул 20-й Донской казачьей батареи) , Алексей Михайлович. Новочеркасск, 1917 г.

    Bk6do9KpU7Y.jpg
    Лихой урядник донских конных полков, 1902 г.


    k_FolAIm9j8.jpg
    Донской казак в начале ХХ в.

    e73zygnRicw.jpg
    Донские казаки в "дембельской" одежде.
    Очень любили офицерские повседневные тужурки.

    1CaW46hT9GM.jpg
    Старший урядник Войска Донского.

    CigslYPxAS4.jpg
    Казак Войска Донского.
     
    Pauc, Юлиа, Пашка и 8 другим нравится это.
  6. vitaly_cn
    Offline

    vitaly_cn Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 сен 2008
    Сообщения:
    451
    Спасибо:
    391
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Волгодонск
    Блин хорошая тема, и материал супер. Цимла от меня через водохранилище, в ясную погоду видно. Жаль что старая Цимла вся затоплена.
     
    Юлиа и Wolf09 нравится это.
  7. Wolf09
    Online

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.594
    Спасибо:
    50.018
    Отзывы:
    697
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прошлое
    Интересы:
    Уже нет
    GP0b7bSq93I.jpg
    "Бой донского казака с германцем в 1914 г ." Художник Шелудько М.Ф., 2008 г.
     
    Pauc, brusik, Пашка и 4 другим нравится это.
  8. Dr.Wood
    Offline

    Dr.Wood Завсегдатай SB

    Регистрация:
    26 сен 2011
    Сообщения:
    1.619
    Спасибо:
    3.298
    Отзывы:
    108
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Северо-Восток
    Обратите внимание на наконечники пик! Ну чем не средневековье?!!! А ведь традиционные наконечники XVlll - XX вв., были по большей части,.. другой формы.;)


    258399-b4d882c969befcd01dc66aea4d91e61f.jpg
     
    Юлиа, brusik, Пашка и 5 другим нравится это.
  9. Pavel_ll
    Offline

    Pavel_ll Завсегдатай SB

    Регистрация:
    5 дек 2015
    Сообщения:
    577
    Спасибо:
    5.208
    Отзывы:
    196
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростов-на-Дону
    Интересы:
    Поиск, путешествие, фото
    Разбирая свои фото завалы, набрел на современный вид столицы Донского казачества. Вид со стороны Хотунка.

    283591123-11-12.jpg
     
    Atos, Юлиа, Пашка и 5 другим нравится это.
  10. Сусанна
    Offline

    Сусанна Фельдфебель

    Регистрация:
    11 авг 2016
    Сообщения:
    56
    Спасибо:
    33
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Rostov
    Интересы:
    Поиск информации
    Я таким себе Емельяна Пугачева представляла в детстве...))
     
    Юлиа и Wolf09 нравится это.
  11. tofan
    Offline

    tofan Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 мар 2011
    Сообщения:
    4.108
    Спасибо:
    3.602
    Отзывы:
    58
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Ружбайка у деда лет на сто моложе него... начала 18-го века. Реликвия как и он сам.;)

    258393-825f6300b66414075503964353fb65cb (1).jpg
     
    Юлиа, brusik, 2bellum и 2 другим нравится это.
  12. Wolf09
    Online

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.594
    Спасибо:
    50.018
    Отзывы:
    697
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прошлое
    Интересы:
    Уже нет
    Гибель донских казаков в д.Гули Вилейского уезда (ныне Мядельского района)

    111.jpg 222.jpg

    плен.jpg плен 2.jpg
    Уникальная немецкая фотография-открытка времен Первой мировой войны: пленные казаки в Кобыльнике, где размещался штаб 21 армейского корпуса Оскара фон Гутьера (сейчас д. Нарочь, Беларусь)
     
    Юлиа, Пашка, brusik и ещё 1-му нравится это.
  13. DASA
    Offline

    DASA Приказный

    Регистрация:
    8 мар 2011
    Сообщения:
    16
    Спасибо:
    17
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересная тема. Наш род — из станицы Грушевской под Новочеркасском. О своих предках, к сожалению, знаю мало. Во времена СССР приучили держать язык за зубами. Осталась только фотография прадеда во время службы в лейб-гвардии в СПб. Службу он начинал в крепости Бендеры, а потом попал в Питер. Уже побывав в станице узнал, что во время гражданской войны прадед спас от расстрела молодого парня большевика. Позже тот стал каким-то чином, нашел его и часто навещал. Дружили, пока были живы. Во время войны в станице стояли румыны. Двое пришли с ведром требовать молока. Прадед, хотя и был стариком, силы имел — выкинул обоих через забор. Ему повело, что пришли без оружия. Сам потом прятался в кукурузе, пока румыны не ушли из станицы. Всё мечтаю поднять родословную. Надо съездить в ростовский архив, когда будет возможность.
    А вот фото прадеда (крайний справа). Я его уже выкладывал в разделах с фото. Оно висит в рамке перед моим рабочим столом. Когда руки опускаются, посмотрю, представлю, что прошли эти люди, и снова вперёд. Нам по-другому нельзя.
    [​IMG][/url][/IMG] [​IMG][/url][/IMG]
    Praded_web.jpg
     
    vitaly_cn и Wolf09 нравится это.
  14. Wolf09
    Online

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.594
    Спасибо:
    50.018
    Отзывы:
    697
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прошлое
    Интересы:
    Уже нет


    JdbkmALnRQc.jpg
    Донской Казак Ржидин.
    В.И. Суриков.
     
  15. Atos
    Offline

    Atos Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 фев 2017
    Сообщения:
    563
    Спасибо:
    1.488
    Отзывы:
    66
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Донецк. Украина
    Имя:
    Василий
    Интересы:
    Военная история, поиск и находки
  16. Wolf09
    Online

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.594
    Спасибо:
    50.018
    Отзывы:
    697
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прошлое
    Интересы:
    Уже нет
    Подборка семейных фотографий донских казаков конца XIX - начала XX в.в.

    1.jpg 2.jpg

    3.jpg 4.jpg

    5.jpg

    PHgPQT_fcUc.jpg
    Донские казаки. 1877

    11444.jpg
    Казаки-донцы, у крайнего справа к устью ножен шашки прикреплен индивидуальный перевязочный пакет.
    Подпись на обороте снимка: На добрую память.

    11445.jpg
    Донские казаки

    11443.jpg
    Подпись на обороте снимка: Казаку Кириллу Дмитриевичу Тачилкину на хутор Шашкин.
    Хутор Шашкин - населенный пункт Всевеликого Войска Донского, Усть-Медведицкого округа, станицы Ново-Александровской.

    11442.jpg
    Группа донских казаков позирует фотографу
     
    Atos нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)