Ельня, Ельнинский уезд

Тема в разделе "Ельнинский район", создана пользователем jagd, 16 янв 2009.

  1. Рудов
    Offline

    Рудов Завсегдатай SB

    Регистрация:
    22 фев 2010
    Сообщения:
    272
    Спасибо:
    1.350
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ельнинский уезд
    Слышал, что Исаковского "выкинули" из образовательных стандартов по литературе. Бродский - есть, Мандельштам- есть, ну эти понятно - свои, народные. А Исаковский, так себе, для русского народа чуждый элемент.
     
  2. eakSm
    Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    902
    Спасибо:
    109
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    1-16.jpg
     
    Рудов нравится это.
  3. gvardeez
    Offline

    gvardeez Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 май 2009
    Сообщения:
    849
    Спасибо:
    148
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    провинция
    Есть у кого подробности по родовому дому М.И.Глинки в Ельне?Ничего о нём не слышал,полагаю так "коряво" называют дом сестры композитора М. И. Стунеевой,и тогда в первоисточнике фото воспроизведено с ошибкой-отзеркалено и в реале должно выглядеть так
    зеркало.jpg
    Почитать было интересно,по моему ,половина фактов притянута "за уши"...а где еНто печаталось?
     
  4. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.525
    Спасибо:
    959
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Сергей, какой родовой дом мог быть у Глинки в Ельне? Посуди сам. Его родовой дом был в имении Новоспасское. И дом этот после покупки имения одним из купцов был разобран и продан. Это хорошо известный факт. Короче, пропал дом! :sad:
     
  5. gvardeez
    Offline

    gvardeez Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 май 2009
    Сообщения:
    849
    Спасибо:
    148
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    провинция
    Это я всё понимаю,биографию Глинки изучал,но есть фото с подписью.Знакомый говорит был у Глинки дом в Александровском саду-потом его купили Оберучевы...
    Я и «Историю одной старушки» прочитал-дом в Ельне покупали,мебель у Глинки покупали,но больше никаких подробностей...
    Да я на 99% уверен что это дом сестры так называли.
    Кузьмич,а есть подробности пребывания пребывания Кутузова в Ельне?Был два дня,есть письма ,приказы.А где жил,где был штаб?Слышал в церковь ходил в Воскресенскую,хотя штаб был возле Преображенского собора несостыковочка?
     
  6. Рудов
    Offline

    Рудов Завсегдатай SB

    Регистрация:
    22 фев 2010
    Сообщения:
    272
    Спасибо:
    1.350
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ельнинский уезд
    Почитать было интересно,по моему ,половина фактов притянута "за уши"...а где еНто печаталось?[/quote]

    Этот материал автор прислал в районную газету. Часть его напечатали. Полную версию мне дал один знакомый.
     
    Последнее редактирование: 23 янв 2014
  7. jagd
    Offline

    jagd «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    6.343
    Спасибо:
    698
    Отзывы:
    23
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    смоленская область
    Интересы:
    водка

    Этот материал автор прислал в районную газету. Часть его напечатали. Полную версию мне дал один знакомый.[/quote]
    читал в газете этот материал, историческим исследованием его назвать нельзя, на фантастику похоже.
     
  8. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.525
    Спасибо:
    959
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Вообщем, заставили меня погрузиться в тему. Благо под рукой есть новейшая книга Н.В. Деверилиной "Смоленских Глинок древний род" (Смоленск, 2013). Книга богатейше иллюстрирована! Можно сказать книга-альбом. В нем и новые факты, и новые иллюстрации.
    Итак, дом с предыдущей страницы - это дом Стунеевых - Марии Ивановны (сестры М.И. Глинки) и ее мужа Дмитрия Степановича. В этом доме М.И. Стунеева и родственники Глинок жили, приезжая в уездный центр, т.е. Ельню. Так подписана именно эта иллюстрация в книге Н.В. Деверилиной.
    Также Деверилина пишет о еще одном доме Глинок в Ельне: "В Ельне на свои средства построил здание для судебных заседаний отец композитора Иван Николаевич Глинка (1777-1834), аз что был удостоен монаршего благоволения. У Глинки в Ельне был свой дом, который наследовала его жена Евгения Андреевна (1783-1851), позже дом принадлежал их дочери, Людмиле Ивановне Шестаковой (1816-1906). И это помогало ей при строительстве Воскресенской церкви в этом городе, которую она возводила на свои средства и на своей земле. Постоянное же место жительства Людмила Ивановна имела в Логачёве Ельнинского уезда в имении своего мужа, Василия Илларионовича Шестакова, и в Петербурге".
     
    AVIA, gvardeez и Рудов нравится это.
  9. Рудов
    Offline

    Рудов Завсегдатай SB

    Регистрация:
    22 фев 2010
    Сообщения:
    272
    Спасибо:
    1.350
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ельнинский уезд
    читал в газете этот материал, историческим исследованием его назвать нельзя, на фантастику похоже.[/quote]
    Так в Трою тоже не верили. Думали, что Илиада и Одиссея - сказки. А вот Шлиман поверил...
     
    Последнее редактирование: 24 янв 2014
  10. gvardeez
    Offline

    gvardeez Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 май 2009
    Сообщения:
    849
    Спасибо:
    148
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    провинция
    читал в газете этот материал, историческим исследованием его назвать нельзя, на фантастику похоже.[/quote]
    Собственно на историческое исследование автор не претендует,впрочем цитата ..
    SWScan00010.jpg
     
    Рудов нравится это.
  11. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.525
    Спасибо:
    959
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Автор ведь не историк, а писатель и журналист. Мелковато читать, честно говоря. Можно ли сделать статью покрупнее?
     
  12. Рудов
    Offline

    Рудов Завсегдатай SB

    Регистрация:
    22 фев 2010
    Сообщения:
    272
    Спасибо:
    1.350
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ельнинский уезд
    Кузьмич, ваше пожелание сделать статью крупнее не получится. Этот материал Маслов А.Ф. прислал моему знакомому, распечатанный на листах.
    Но редакция ельнинской газеты имеет подобный материал, его я и хочу предложить всем желающим. А листы, сканированные выше, можно копировать и читать в любой программе для фото, увеличивая их по своему желанию.
    Александр МАСЛОВ
    Во всем заключается часть всего…


    «ГОРОДОК» ИЗ ДЕТСТВА

    Сначала о том, что смысл слова - городок, давно разветвился по законам языковой практики. В смоленской Ельне, поставленной предком почти у истока Десны и самой являющей городок в одном из его семантических смыслов, есть древняя насыпь с таким же обозначением. Когда отца по хрущевскому сокращению армии, перевели из благополучной Москвы в еще не пришедшую в себя после Отечественной войны Ельню, столкнуться с обоими городками довелось и мне.
    Эта странная насыпь с остатками вала вокруг, что у местного железнодорожного моста чем-то к себе манила. Будто намоленная, и таинство это магнитом тянуло ждавшее открытий сознание. На почти плоских армейских лыжах из военкоматовского склада, взбирался на его склон. И оттуда с покрывшейся инеем душой - вниз. Это на снимке «горка» выглядит скромной - в окружении не первый раз выросшей здесь рощи, да годами некошеной травы. На деле все серьезней.
    На верхнем обрезе этого склона, в этом самом месте, с другом Геной Гаврюченковым испытывали собственного «дегтяря». Впечатлил. Пулемет выменяли в окрестной деревне на армейский фонарик с фильтрами…


    Забавы детства не снимали множества вопросов - что за сооружение такое – городок, понятно, для чего и когда эти самые крутые в местечке откосы насыпаны предком? Ответ был один - древнее укрытие, крепость, по верхней окружности которой стояла когда-то деревянная стена с бойницами. Думалось, что все это нужно было для обороны. Но видимая глазом очевидность часто обманчива. А крохи источников о прошлом края тупо молчали. Как и всезнающие учителя. Страницы брошюрки под названием «Краеведение» набор случайных сведений сводили к классовой борьбе - священной корове идеологии моего школьного времени. Попытки заглянуть в прошлое чуть дальше ее хвоста заканчивались вонью скандалов. В том числе и для меня – зачем тратить на пустышки драгоценную газетную площадь, когда кругом столько передовиков? Было такое. И во время работы в районной газете «Знамя», и в областном «Рабочем пути».
    Молчал «повтор» такой же самой «крепости» в Дорогобуже что в верховьях Днепра и всего лишь в сорока километрах от Ельни, если по прямой строго на восток. Лишь молва изредка настаивала, чтона вершине насыпи некогда была церковь. Вот только куда-то исчезла - то ли в землю ушла. то ли местное население растащило на самострой в очередные лихие годы. Таких здесь всегда было в достатке. С восточной стороны «городка» они отметились следами капониров, то ли под танки, то ли под армейские грузовики. Следов тяжелых авиабомб здесь тоже было с избытком - вплоть до начала семидесятых годов ушедшего века. Земля в центре городища, помнится, старательно была перекопана, будто что-то искали. Может, и вправду искали. Но никак не археологи. Таковых здесь - ни у «городка», ни в ближней и дальней его округе в глаза никто не видел. К счастью. Тем не менее, сегодня есть возможность хоть что-то, но прояснить.
    Помогли в этом работыроссийского ученого, писателя, доктора философских наук В.Н.Демина (1942-2006), его исследования той временной межи, которую принято называть предысторией - отрезка отечественного прошлого, о котором не сохранилось или почти не сохранилось письменных источников. Впрочем, точнее будет считать, что не сохранено намеренно. И под таким подходом есть серьезная доказательная база.
    Валерий Никитич, как говорится, жизнь положил на частичную расшифровку давнего прошлого. Об этом ученом говорят, что он, занимаясь любительской археологией, цитирую, «создал псевдонаучную теорию о Гиперборее - якобы древней цивилизации на Русском Севере. По этой теме Деминым опубликовано множество научных статей и книг в жанре «фолк-хистори»». Что за англизированное слово такое, подвязанное именно к русской и никакой иной истории? Хотя грехи у всех национальных этих наук везде одни и те же. Лгут с умным видом и нимало себя не стесняют. Для большей внятности то, чем занимался конкретно Демин, и не только он, придумали синонимичные понятия -псевдоистория, параистория, анти-история, лжеистория, поп-истори, история для народа, масс-история, самодеятельная история и др.как, продолжаю цитату,«обобщенное название совокупности претендующих на научность, но не являющихся научными литературно-публицистических трудов и идейно-теоретических концепций на исторические темы, созданных в основном непрофессионалами с позиций негоционизма». То есть на отрицании и игнорированиитвердоустановленных наукой фактов.
    Иного от публики, что ринулась в науку под девизом: «Три года горбатишься над диссертацией, зато она над тобой - всю твою жизнь!», - ожидать не приходится. Закономерная реакция самосохранения и цеховой корпоративности.
    И не случайно выделил это самоетвердо.Дело в том, что в науке как системе, нет и не может быть никакой такой «твердости». Еще до Гегеля замечено, что новые наработки и открытия отправляют в небытие целые ее пласты, в виде отработавшего свое научного мусора. Во всех науках, но особенно в истории - верной служанки властей. Готов привести сотни примеров этой посылки - и по современному историческому полотну, и средневековому, и древнему.
    Среди ярких представителей этой самой, прощу прощения, «фолк-хистори» называют и Льва Гумилева с его пассионарной теорией этногенеза, и Валентина Пикуля, известного дотошной и перекрестной проверкой каждого факта для своих романов, и Олжаса Сулейменова, обратившего внимание на корневую общность тюркского и славянского полей. Последнего «правильные» историки шпыняли с пеной у рта, без устали ломали буквально через колено.
    Тем не менее, сегодня даже на амбициозной, впавшей в грех этнонацизма Украине пишут диссертации о тюркском факторе украинского языка. Все то же и в русском, разве что с большим приживлением этих же самых лексем. А ведь еще относительно недавно сам подход подавался как «псевдоисторический бред» и как «произвольное обращение с историей». Тем не менее, недавно познакомился с кандидатской диссертацией Екатерины Каши «Тюркская мифологичная лексика как фрагмент языковой картины мира». Олжас Омарович, книги которого с авторскими посвящениями стоят на полках моей библиотеки, о таком замахе и не мечтал.
    Больше того генетики докопались, что процент так называемого «русского маркера» - r1a1, у казахов=киргизов=алтайцев… практически такой же, как и у тех, кто прописан паспортом в самой русской среде. Не говорим о немцах, итальянцах, поляках. Последние в этом процентном «русском плане», как говорится, святее Папы Римского, то есть он выше, чем в самой русской среде. Это позволяет смотреть на сложные отношения с Варшавой как междоусобицу, этап, который сегодня сложился и в отношениях с Киевом. То есть, сделан еще один шаг в сторону склонения к общности процессов прошлого, их масштабности, и фактического признания неполноценности так называемой официальной исторической мысли, ее ущербности, ангажированности, часто откровенной лживости. Наглой, и столь же часто прикрывающей дипломами, званиями, степенями и цеховым гонором некийфак-продукт. Если пользоваться теми же англизированными понятиями. Увы. Готов доказывать и показывать это на совершенно конкретных примерах. Опыт и колоссальная практика работы в крупных союзных печатаных изданиях это позволяет. Жаль, речь о другом. Разве что замечу - история как наука в кризисе, причем жесточайшем. Да, в подходах Л.Н.Гумилева есть проблемы. Но они объясняются через систему торгово-информационных коридоров, смысл которой также для отдельного разговора.
    Почему отвлекаюсь? Да потому, что такая с богатейшими событиями часть континентального пространства как ельнинская (Смоленская, есть и Московская)намереннолишена во времена Романовых и более поздние собственного исторического описания. А то, что осталось, являет, несмотря на масштабность событий, лишь ничтожную его часть. Подходы Валерия Никитича Демина позволяет некоторые лакуны не только заполнить, но и придать им связную логическую целостность в рамках пространственно-временного единства. Настолько масштабного, что остается лишь широко развести руками. В изумлении.
    Начнем, пожалуй, с Гипербореи. Тема северного государства древности разрабатывалась не только Деминым, но он наиболее последовательный сторонник темы в ее привязке к прошлому Руси. Заметим, что понятие Гипербореи - страны Севера, весьма условно по своей протяженности. Начиная от выяснения, где проходили его южные границы, и заканчивая малостью - а было ли оно в реальности? Попробуем сформулировать ответ. Мне он видится в том, что нынешнее ландшафтное оформление региона вводит современного исследователя в заблуждение. Как и давно или относительно давно проложенные дороги, обмелевшие до колен реки, да основательно повырубленные леса. Но он как был тайгой - вплоть до Киева, через Костромские, Брянские и Черниговские леса, так таковой и остался. Разве только в ошметках былого величия. Тем не менее, по климатическим изотермам это все же Север, влияние которого на структуры общественного уклада много сложнее сложившихся представлений. Ведь все вокруг нас зависит от кочки зрения, и от того, как смотреть. Все остальное - дело привычки. Так что Гиперборея - совсем не обязательно должна быть отнесена к Полярному кругу как условности сознания.
    Хотя и за ней не все однозначно со следами человеческого бытия. Скажем, по рисункам на камнях Карелии вполне отчетливо видно, что основные библейские сюжетные линии закладывались вовсе не в Палестине, как подсказывает наше нынешнее сознание, основательно замусоренное искусственными информационными матрицами, прости Господи, «твердой» истории и, возможно, даже не в Шумере и Египте, а много северней. Ощупывал эти камни собственными руками в попытках докопаться до смысла изображенного (см. в Сетях нашу сериюЗБРУЧСКИЙ ИДОЛна сайтеРУССКИЙ МИР.УКРАИНА), А рисунки камней Тянь-Шаня и Памира, которых немало собрано в собственном архиве в практически ежегодные к ним визиты, отчетливо свидетельствует не только о Большом северном исходе наши прямых предков по Киргизскому (Сибирскому), Угорскому (вдоль Днепра, Десны) и иным меридианным сухопутным коридорам, но и высокой степени их цивилизационного развития. И это тоже след Гипербореи.
    Можно ли называть ее страной? Сомневаюсь. Это другой уклад общественной организации. Ведь сегодня странами и государствами обозначают себя даже те, кто не может быть ими в принципе. К примеру, та же Украина (обоснования в работах А.Дугина). Если опираться на подходы этого автора, то та же самая ситуация складывается вокруг целого списка и европейских, и азиатских государств - вплоть до межевой Турции, и доныне объединенных тем, что условно называют русским генным маркером, то естьобщейродовойбазой из прошлого. Целая низка причин объясняет эту вроде бы странную тягу к северным широтам. Как и то, почему современная Россия сегодня жива благодаря именно фактору Севера. Литературы на этот счет достаточно.
    И то, что отыскивают сегодня в поймах рек Днепровско-Бугского речного бассейна, являет нам след этой же самой гиперборейской древности с ее культом Вселенной и Солнца. По Демину и не только Демину «та звезда, которую несли в обязательном порядке впереди группы ряженых песенников, лишь после введения христианства стала называться Вифлеемской (слабая смычка с новым для древних славян праздником Рождества). А до этого она олицетворяла древнее божество - Коло, в честь которого пелись колядки и отмечался самый праздник Коляды. А рукотворный лик Колы - расписной круг с зубцами - одинаково соответствовал и Солнцу, и звездам» (В.Н.Демин). Как сформировался иной графический образ Коляды и как он «перетек» в кириллическую букву «Ж» наглядно являют петроглифы камней и Тянь-Шаня, и Карелии.
    Закодированная эта символика отчетливо читается и в женских национальных костюмах Тянь-Шаня и дальней его округи. Это отражено в рисунках художников, которых включали в экспедиции генерала Н.М.Пржевалького, что родился в одной из деревень соседнего с Ельнинским Починковского уезда, и других исследователей. В Стамбуле относительно недавно издан альбом таких портретов. Этот знак видим также в хороводах, венках, изначальный смысл которых в выражения почитания выразить свое почтение языческому богу Солнца - Коле. Обряд хоть и воспринимается как сугубо русский, но распространен далеко за границами нынешних русских пределов. Элементы этой обрядности до сего дня сохраняются в нашей бытовой повседневности. Достаточно вновь напомнить о Вифлеемской звезде, знак которой размещаем на новогодних елках после завершения каждого годового круга - Кола. Его отголосок находим и в слове «колокол», как важнейшей части ритуала и его атрибутики, буквально впаянной в современность.
    По смоленским курганам, и в частности ельнинским, а таковых немало, хорошо знаем, что тела умерших и погибших сжигались, что воспринимается как знак общения с главным богом. По принципу - Солнце-Коло породило, оно и же и обратно приняло.
    Все это говорю к тому, что убежденность привязки ельнинского городка к крепости, ошибочна в принципе. Собственно, и воевать-то было не с кем. В дремучих лесах противнику не разгуляться. Собственная ельнинская партизанская практика, - почетный ельнинец профессор филологии Гаян Суфиянович Амиров порассказал мне о ней немало - продемонстрировала это со всей наглядностью. И не только ельнинская. Есть еще брянская, костромская, вьетнамская, наконец. Америку хоть и советскими зенитными комплексами, но не без помощи леса тоже заставили изменить собственные планы. Большим регулярным воинским формированиями в лесах делать нечего. Предок осознал это достаточно давно, и умело этим пользовался.
    К слову, леса сводят к нулю, к абсурду, к искусственной информационной матрице, то есть к полной «научной чуши» и эпопею с известным золотоордынскими игом. Со всеми его «степняками-лесопроходчиками» и умелыми мореходами. Жрецы правильной науки отыскали и такую фишку. Нам вешают на уши монгольский флот хана Хубилая, который дважды штурмовал Японские острова. Степь как система не формирует из джигитов ни умелых флотоводцев, ни рядовых моряков. Она даже не в состоянии прокормить собственное население, а, значит, и породить «тьмы и тьмы» воинов. Вспомним «путевые» картины Н.Рериха – они малолюдны. Лес же по определению не позволяет «ордынской тьме» разгуляться. Да ни один верблюд не одолеет на нехилом расстоянии от Монголии до Москвы горы, пески, болота, леса, крупные реки. Увы, сдохнет.
    «Монгольское иго» как один из искусственных мифов «правильной истории» закончилось летом 1941 года, когда антрополог М.М.Герасимов, вскрыв могилу хана Тамерлана, обнаружил в ней не монголоида, а рыжего европейца, да еще в гробу, да еще обсыпанного красной охрой - ритуальной краской славян. Пришлось облик хана подгонять под традиционное видение ситуации. Чтобы сам метод отстоять. Все последующее время - десятилетиями, сход на нет инерции мышления в отношении конкретно этой сказки о прошлом.
    Так вот, согласно В.Демину, с которым трудно не согласиться, ельнинский городок, это родовое капище, место моления богам, прообраз будущей церкви. Выглядел он так, как это представлено вариантами рисунка. От себя внесу разве что незначительную поправку - нужно бы обозначить подъем по склону, как это есть и в Ельнинском городке (с западной его стороны), и в Дорогобужском. К центру моления должна быть достаточно удобная тропа. Между рвом и насыпью в таком случае обозначит себя и слой древесного угля. Эта залежь поможет определиться, с какой точкой временной линейности соотносится само сооружение. Когда-нибудь эта работа будет выполнена. Показанный рисунком проход во рву существовал до начала ХХ века.
    Что означает сама насыпь «городка»? Это знак священной горы Меры, вокруг которой обращалось само Мироздание, так сказать, ось Великого Космического Колеса с его с годичными циклами и круговоротом времени во Вселенной. С символикой далекой северной прародины сталкиваемся не только вот таким наглядным образом. Есть и другие. Гора Меру упоминается в так называемых былинах Киевского цикла - того самого, что повествует о подвигах богатыря Ильи Муромца. Вот только цикл записан не в Киеве, а в Архангельской области - на берегах Белого моря. Гора Меру также считается священной у населения и африканской Танзании, и юго-восточной Камбоджи, и на всей территории Индии. Разбросанность по Пространству и во Времени свидетельствует о пережитом предками природном катаклизме. И не только о нем.
    Средневековый автор в своих «Золотых лугах» сообщает о славянах-солнцепоклонниках: «Они имеют многие города, также церкви, где навешивают колокола, в которые ударяют молотком» (Аль-Масуди). Что касается городов, то в междуречье Днепра и Десны украинский академик П.П.Толочко насчитывает таковых более двухсот - напомню, Смоленск, Брянск, Чернигов, замыкающий Киев и масса иных, более скромных. Ельня и Дорогобуж в этом же списке.
    Теперь самое время разобраться со словом «церковь» и его родовым корнем. Пока считается, что абсолютной ясности с его происхождением не наблюдается. Но зато известна масса отечественных слов на «-овь» - типа «кровь», «свекровь» и прочая «морковь». Со временем лингвисты через санскрит докопаются до его первичного значения.
    С частью «церк» проще. Помним о таком явлении как перетекание тех или иных звуков. «Б» становится то «в», то «ф» - известная «Библия» руса Литвы Ф.Скорины оформлена как «Бивлия». И это «кириллица» в ее смеси с «латиницей», чем не уверен. Все сложнее, поскольку «кириллица» явно древнее, несмотря на то, что вбито нам в головы. (См. наш ГРАМОТА ПО БЕРЕСТЕ: ВЗЛОМ ПРИВЫЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ, в РУССКИЙ МИР.УКРАИНА). Точно также «бегают» и иные звуки. Перетекание «е» в «и» - рутина, обыденность языковой практики.
    Так что и в ельнинском, и в дорогобужском, и в массиве иных случаев воочию видим «цирк» - как место для молений и арену для состязаний. Но в основе положена солнечная божественная составляющая. Как и у венков, колес хороводов, украшений и прочих калачей, баранок, блинов, ватрушек, бубликов… Со всей их явно магической по первоначальному смыслу формой. Как и у мельничных кругов.
    Ведь совсем не случайно на подворье церкви в селе Новоспасском, что рядом с Ельней вниз по Десне, в 2011 году извлечен из земли мельничный жернов. Как знак Солнца и божественной Яви, всего сущего. Он был заложен под часовню, или более давнее место молений, на котором отставной майор Николай Алексеевич Глинка - дед великого композитора, поставил нынешнюю церковь. Венчали и венчают до сих пор все тем же знаком языческого бога Солнце-Коло. Маслинические, купальские, троицкие, погребальные и прочие обряды - все эта след неизбывной веры предка в магическую силу и в вселенскую закодированность круга как знака высшей божественной сути, приобщения к тайнам жизни с ее цикличным оборотом.
    Помним и то, что, что согласно античным авторам, гиперборейские храмы имели сферическую форму, четко напоминая в объемном виде первичную форму славянского Рода - фаллическую. Это отчетливо видно и по храмам Московского, Смоленского и всех иных кремлей Руси, и по соборам среднеазиатского Мавераннахра и ближневосточного Магриба, и массе прочих мест, включая Китай, Индию, Персию.
    Это только со временем она стала видоизменяться. Но в языке все сохранено до мелочей. Дело за малым - понять и объяснить, перенастроив для этого современный, то есть свой собственный понятийный аппарат. К слову, если произвести раскопки в центре ельнинского городка-городища, то, в том месте что на рисунке помечен знаком языческого идола, то, скорее всего, отыщется либо зарытый в землю мельничный жернов, либо иное знаковое его подобие. Это все к тому, чтоельнинский «городок»сам был церковью– того первичного вида, с которого начиналось храмовое строительствопо всемуконтиненту. Будучи этапом, он сам, повторюсь, стал ступенькой для последующих шагов.
    «Беготню звуков» отчетливо видим и в слове Христос (в древнегреческих первоисточниках, то есть в наших же родовых, писалось как Хрестос) подводит к выводу, что в мессианского Спасителя преобразована одна их важнейших сакральных сущностей - Бог перекрестка. Сосем не случайно в украинском перекресток так и обозначается -перехрестя. Помним также сказки о молодцах-витязях на распутье. Поэтому церкви чаще всего и ставят на перекрестках. Нынешняя Ельня была одним из них. Таковой и остается. А знак равностороннего (равноплечего) креста испокон веку - со времен неолита, был графическим отражением высшей божественной сути. Виденные собственными глазами петроглифы Саймала-Таша - Расписанных Камней (Тянь-Шань) лучше всякой научной монографии являют процесс в развитии. Что касается переоформления «смысла богов», то он объясняет массу странностей, связанных с Христом. Помним шумные публикации относительно его возраста (Дэн Браун, «Код да Винчи»). Позднесредневековые памятники Киева, самых старых греческих, итальянских и иных, также подводят к выводу об их небезосновательности. Понятие Всевышнего более серьезно и масштабней, чем это прописали в нашем сознании. Аргументов для подкрепления этого вывода достаточно. Но в данном случае важнее обраться вновь к Ельне как одному из пространственных перекрестков.
    К этому побуждают старые карты. В частности те, на которых обозначено строго между Дорогобужем и Ельней селение с названием Волочек. По Ельнинкому району - нынешнему и прошлому, их два. Один ориентирован на Десну, второй - на Угру. Это свидетельствует о том, что «волочные сухопутные переходы» для конкретного этого участка пространства имели важное значение. О смоленских волоках нигде и никогда не упоминалось. Во всяком случае, на них не акцентировалось внимание ни исследователей, ни внемлющих их выводам. А напрасно, поскольку такие транспортные коммуникации сыграли крайне важную роль в истории именно Руси в целом и смоленского края, в частности.
    В своей книге «Тайны Большого Креста», оценивая роль геополитического инструментария в его привязке к особенностям местности, предположил, что между днепровским Дорогобужем деснянской Ельней должен непременно быть сухопутный волочный переход. Крайне важный - для протаскивания судов из одной реки в другую, и что он - этот самый волок, обязательно продолжался на Угру. И нимало не удивился, когда на одной из археологических схем обнаружил по Елинскому району Смоленщины деревню с характерным названием – Волочек, в окружении древних курганных насыпей.
    Места были хорошо знакомы по школьным выездам на поля для уборки льна и картошки - в помощь запарившимся в изображении непосильного труда колхозникам. Правда, патронов в упаковке часто попадалось под руку больше, чем той картошки. Для нашей подростковой игрушки разживались ими там же – на полях. Хорошо знал местные села и по первым командировкам в едва только начинавшейся журналисткой профессии. Но никого такого Волочка встречать не довелось. На картах района его уже попросту не было.
    Спросил отца. Ответил мгновенно: «Это рядом с Ушаково по большаку на Дорогобуж – первый поворот направо. Я там хоронил погибших, многие так и лежали с сорок первого. Едва ли не вся дивизия – 9-я ополченческая…».
    Узнал также, что там лежит и ее командир генерал-майор Б.Д.Бобров (фото). Маленький клочок земли, километров в десять, и столько событий, столько трагедий. Случайность или закономерность обустройства Пространства? Склоняюсь ко второму. Но мы о волоке.
    Что такое Угра помним - река Окско-Волжского речного бассейна с его выходами на Каспий, Арал, а через них на Персию и Индию. Помним путь тверского купца Афанасия Никитина. Сегодня информационного материала прибыло. Смоленские и иные искатели констатируют, что«Реки Угра и Десна в древности несомненно были судоходны с самых верховьев, на что указывает как их большая заселенность, так и наличие волоков (дорогобужского на Угре-Днепре, через р. Волость, а также на Угре-Десне) … Река Десна несомненно широко использовалась в древности как водная коммуникация. Об этом свидетельствуют как письменные источники (в 1168 г. умирающего Ростислава Смоленского везли по ней в Киев), так и археологические. Путь по Десне был торным, так как ее берега были сильно заселены … Предполагается, что этим волоком пользовался и великий киевский князь Владимир Святославич, когда шел с дружиной на волжских болгар (985 г.) …. Нужно полагать, что популярность Десны как водного пути объяснялась главным образом тем, что на этой реке лежал крупнейший древнерусский центр Чернигов» (Л.В Алексеев, Смоленская земля в IX-XIII вв., Пути сообщения).
    Заметим и то, что местные жители деревни Городок(!), что на Угре еще в 1927г.у показывали исследователям некую «канаву», которые называли волоком, точнее, тем что когда-то было его частью. А это означает, что на Угре, в пределах современного Ельнинского района обязательно должен быть еще один молельный центр. Ведь всякий этап в большой работе требовал обращения к богам - за помощью и со словами благодарности. Больше того, известно название этого «городища» -Зорева. Поясню, что в поминавшемся уже украинском, лучше сохранившим архаичные пласты лексики предков, словозоряныйпереводится какзвездный. Снова очевидная связь с выводами Валерия Демина. Полагаю, что отыскать на местности остатки это сооружения, как говорится, дело техники, что позволит выявить из прошлого еще одну важнейшую для предка дорогу в большой мир.
    Волоки эти, похоже, не были протяженными, опираясь на русла широтных речек типа - Уж, Сож.., они «выходили» на сушу всего на несколько считанных километров. Максимально. Отсюда, скорее всего, и использование уменьшительно-ласкательного суффикса для придания части пути более точной его характеристики – волочек.
    Неясность в другом, – какими были суда? Скорее всего, разными. В том числе – боевыми. Изображение такого судна представлено монетой из клада, найденного у деревни Кислые, что в Смоленском районе области . По 2007 г. здесь значился всего один житель, что было, судя по кладу и большой курганной группе, далеко не всегда. Монета представлена в обстоятельной и хорошо изданной монографии смоленского исследователя Е.И.Шмидта («Кривичи Смоленского Поднепровья и Подвинья», Смоленск, 2012), и определена автором как скандинавская из IX в. Возможно, это действительно так. Ни дат, ни надписей на монете нет. Сомнение вызвано тем, что иными источниками этот же характерный тип судна подается как древнерусский. Но автор явно не может отказаться от довлеющей над сознанием идеологии искусственной информационной матрицы романовско-западного отечественного варварства. Как в свое время Н.Хрущев от коммунизма. Но важней то, что под днищем судна помещен знак Рыбы как символ космогонической эпохи и стихии воды. По Ближнему Востоку он встречается на каждом шагу – особенно в современном Тунисе. Известно и то, что под этим знаком создан Новый Завет. Вспомним апостола Петра – из рыбаков.
    Волочно-речной период хозяйствования, а он достаточно четко выделяется в процессе общего экономического развития континента, явно подводит к правоте тех исследователей, которые настаивают, что именно он стал основой этнонимарусы, «перетекшего» затем врусскихи все увереннее перетекающего вроссиян.Т.Джаксон, В.Чивилихин... настаивают, что это те, кто вел хозяйственную деятельность в по рекам и в их поймам. Отсюда имя Руслан (широко популярное, в том числе, в среднеазиатской среде - еще один след прямого родства и интенсивности потоков в торгово-информационных коридорах), и не менее известные отечественные русалки. Так что русы это, скорее всего, русляки, принявшие укороченную форму этнонима. Обычная практика словообразования. Междуречье Днепра и Десны, в том числе в ельнинской ее части, сыграло в этом образовании очень даже не последнюю роль.
    Находка арабских дирхемов на Смоленщине не редкость. Это хорошо известно местным археологам. Меньше обращается внимание на другое обстоятельство, представляющее широту смоленских информационных контактов в целом, а торговля всего лишь один из их векторов так и ельнинских в их частностях. И частности эти и значительны, и наглядны, и убедительны. Где-то в конце XIX века перед одной из российских экспедиций поставили цель собрать коллекцию смоленских народных костюмов. Об этом, в частности, идет речь в небольшой брошюре Е.Н.Клетновой «Символика народных украс Смоленского края», изданной в 1924 году. С рисунками. Хоть и плохонькими, но отчетливо читаемыми.
    Значительную часть этого собрания, хорошо известного этнографам, составляет та его часть, которую собрали по бабушкиным сундукам в Ельнинском уезде. Об этой коллекции помнили всегда, но не особо афишировали. По той причине, что ее вышивки являли собой те самые гиперборейские свастичные узоры во всем их многообразии, затейливости и многозначии. По известным причинам на свастику у нас достаточно долгое время смотрели косо. И эта узость означала по сути, замалчивание огромной и крайне важной части собственного, связанного с мировоззрением как предков, так и нас самих, искажало структуру восприятия мира в целосности.
    Так вот с этими самими «ельнинскими» знаками-оберегами на сорочках, сарафанах, рубахах, скатертях, занавесках полотенцах и чем там еще сам сталкивался по всей территории Евразийского континента. И у каждого свое предназначение и свое название - Духоборы, Дунии, Грозовики, Зайчики, Коларды, Колядники, Небесные Вепри, Новородники, Рубежники… Размах по территории не хилый. Не о нем ли идет речь и в летописях, и работах тех, кто обращал свое внимание на еще более масштабную по территории, чем нынешняя, прошлую Русь? Видел множество этих общих знаков на соборах Бухары, Самарканда , Ферганы, Ливии. Сегодня их называют мечетями, что от собственно реальности много дальше, чем далеко. Это состояние исторической науки, и не только отечественной.
    Сегодня стало понятным и то, что «чисто» смоленские фамилии на «енков» являют всего лишь добавление отличительного суффикса к фамилиям на «о» и «к» южнорусским и белорусским (белый цвет в знаковой системе все тех же гиперборейцев означал западную сторону). Немало тех, кто об этом помнит. Скажем, смолянка Лариса Гурченкова, перебравшись в Харьков, вновь стала Гурченко. Известно уже и то, что нынешние «украинские» черниговцы, ставшие основателями Северского и Киевского княжеств - в массе своей являют прямых переселенцев из Средней Азии. После упадка экономической активности больших сухопутных торговых путей континента переселение это достигло архангельского края и берегов Белого моря. Ельня же – смоленская, в этой общей системе всегда была одним из ключевых звеньев,что и попытался показать в конспективной форме.

    г. Киев
    (МАСЛОВ Александр Федорович, журналист, писатель,отрывок из новой книги «Знаки Пространства»)
     
    Последнее редактирование: 27 янв 2014
    Барс и PaulZibert нравится это.
  13. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.525
    Спасибо:
    959
    Отзывы:
    13
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Начал читать, но когда пошли ссылки на Демина, бросил. Уж простите. Это за пределами науки. Чистая литература, причем не лучшего свойства. Это ненаучная фантастика. Увы!
     
  14. gvardeez
    Offline

    gvardeez Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 май 2009
    Сообщения:
    849
    Спасибо:
    148
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    провинция
    На месте дома отца Глинки и была построена Воскресенская церковь,на второй странице этой темы в сообщении "ЛЮли" есть вложение...внимательнее нужно быть(это я себе).
     
  15. belzanka
    Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    314
    Спасибо:
    550
    Отзывы:
    21
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Была в Ельне проездом в конце лета - ехали в Новоспасское к Глинке. Впервые была в тех краях. Всегда обращаю внимание на старинные здания, застройку города. Война все уничтожила также, как и у нас в Белом. Наверное, раньше был интересный город в плане застройки. Дух старины чувствуется до сих пор. Неприятно поразили пивные бутылки у памятников Великой Отечественной войны на центральной площади, где Знак воинской славы. Пустые клумбы. Какая-то не ухоженность во всем. Все-таки, ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ!!! Нашему городу не удалось получить это звание, как мы не старались. Поэтому, жителям Ельни (не только властям) надо гордиться и стараться поддерживать порядок. Простите, если обидела кого. Но это впечатление человека, впервые побывавшего в Ельне. Дорогобуж проезжали - вполне уютный городок. А в Ельне этого не чувствуется.
     
    jagd и ЯШКА нравится это.
  16. jagd
    Offline

    jagd «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    6.343
    Спасибо:
    698
    Отзывы:
    23
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    смоленская область
    Интересы:
    водка
    потому что болото у нас, ответственные люди заняты непонятно чем, одного бывшего руководителя недавно посадили за кражу 4 млн, на 3 года, другие сидят по 20 лет на постах, непонятно чем занимаясь. А еще у нас до недавнего времени много лет подряд отключали городское освещение в 23.00, сейчас отключают вроде в час ночи.
    надеюсь что это когда нибудь изменится к лучшему! И все равно я свой город люблю.))
     
    Последнее редактирование: 15 дек 2014
  17. NNN-67
    Offline

    NNN-67 нырятель

    Регистрация:
    8 янв 2011
    Сообщения:
    713
    Спасибо:
    1.008
    Отзывы:
    21
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Град на Борисфене
    Интересы:
    подводная охота на кабана
    Рудов, Большое спасибо за статьи, выдержки и работу, проделанную по теме Ельни и городища (городка)! В общем прочитал пока не все, выборочно, но понравилось очень! возможно не все публикации претендуют на историческую "неприкосновенность", однако, есть повод обратить более пристальное внимание к данной проблеме и археологические раскопки, более детальные и масштабные, могут пролить свет на истинное предназначение этих сооружений.
    С уважением, Николай.
     
    Рудов нравится это.
  18. belzanka
    Offline

    belzanka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2014
    Сообщения:
    314
    Спасибо:
    550
    Отзывы:
    21
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Белый Тверская обл.
    Интересы:
    краеведение, дворяне, усадьбы
    Спасибо за понимание! Я никого не хотела обидеть. Каждый из нас любит свой город, вы правы! И история у Вашего города достойная!
     
  19. jagd
    Offline

    jagd «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    6.343
    Спасибо:
    698
    Отзывы:
    23
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    смоленская область
    Интересы:
    водка
    Не обиделся я!
    Тем более на правду))
     
    Рудов нравится это.
  20. "Люля"
    Offline

    "Люля" Полковникъ

    Регистрация:
    12 апр 2012
    Сообщения:
    105
    Спасибо:
    309
    Отзывы:
    11
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Географическо-статистический словарь Российской империи. Т.2..jpg
    Ельня (продолжение).JPG
    Географическо-статистический словарь Российской империи. Том 2.

    Т.2.Ельнинский уезд.JPG Ельнинский уезд (с.196, окончание).JPG
    Герб.JPG
     
    Последние данные обновления репутации:
    Юлиа: 1 пункт (Спасибо за краеведческие материалы!) 1 мар 2015
    Dr.Wood, PaulZibert и Юлиа нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)