Замки и ключи

Тема в разделе "Бытовая утварь", создана пользователем Wolf09, 28 мар 2014.

  1. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Безымянный.jpg

    1.jpg

    Замок — механическое запорное устройство.
    Применяется для запирания дверей, крышек, ёмкостей и пр., а также для обеспечения блокировки предметов с целью предотвращения их похищения. В зависимости от принципа действия привода различают замки механические и электрические.
    В зависимости от крепления различают замки навесные, накладные, врезные(встроенные) и другие (напр. для ювелирных изделий).
    Слово замок заимствовано из польского zamek, которое через чеш. zámek восходит к старонемецкому slōʒ «замок, запор», а оно, в свою очередь, к латинскому clūsa «запор, форт, укрепление»
    Во всем мире так – не успела появиться частная собственность, как появляются ключи и замки. Считается, что самый древний ключ археологи обнаружили в гробнице фараона Рамсеса II Великого (XIII в. до н. э.). Был он деревянный и очень простой: с зубцами, от штифтового замка.

    2.png

    Фараон, конечно, монарх, и ему, как всякому самодержцу, очень даже было что запирать. Но точно такие же ключи и замки находят в слоях множества городов и самых малых поселений, которым по 2–3 тысячи лет. От желтых прибрежных вод Китая до Атлантики. Защищая свою собственность, люди изготавливали запорные устройства множества разновидностей, делали их из камыша, волокна, дерева, металла. Замки и ключи упоминаются даже в мифах Вавилона и Египта, в Ветхом Завете и книгах пророков.

    Открыть все замки и отпустить душу

    В Библии, в Книге пророка Исайи (Ис. 22:22) сказано: «И ключ дома Давидова возложу на рамена [т.е. плечи] его» (8 в. до н.э.). О запирании и отпирании дверей ключом говорится в Книге Судей Израилевых (Суд. 3:23–25), написанной на 600 лет раньше. Ключи и замки, а также их изображения использовались во множестве религиозных обрядов, верований и суеверий по всему миру. Так, например, в некоторых культах считалось, что душа умершего, покидая дом, протаскивается Владыкой через створки всех закрытых дверей. Чтобы облегчить душе умершего путь в Царствие Небесное, до похорон хозяева старались держать открытыми все двери в доме. В некоторых странах похожее суеверие требовало открывать все замки вплоть до замочков на мебели. А в Китае в день смерти человека родственники, не очень полагаясь на открытые замки, для верности пробивали дыру в кровле дома.

    Церковь не только никогда не возражала против замков, но и активно применяла их в своем обиходе. Двери монастырей, выступающих порой в качестве крепости, запирались на мощные запоры. Церковное добро надежно хранилось в сундуках и подполах «за семью замками».

    3 (1).jpg
    Иерусалим.

    В книге Нехемии, глава 3, указывается, что при ремонте старых врат Иерусалима – приблизительно в 445 до н. э. – «поставили их двери, и их замки, и их засовы».

    ut55.png

    В Индии, в эпоху императора Аннама, сокровища запечатывали в большие деревянные чурбаны, которые помещали на небольшие островки или погружали в пруды, находившиеся на территории внутренних дворов дворца. Здесь они были защищены королевскими «ангелами-хранителями» – крокодилами, которых кормили впроголодь. Зайти в воду означало верную гибель. Сокровища можно было получить только единственным путем – усыпить или убить крокодилов.

    Многим знакома легенда о Гордиевом узле, который был разрублен Александром Македонским одним ударом меча. Этот пресловутый узел выполняла роль замка на колеснице фригийского царя Гордия. По предсказанию оракулов, тот, кто сможет развязать узел, покорит всю Азию. Великий полководец не справился с хитрым плетением узла и решил проблему в свойственной ему манере, не забыв впоследствии покорить и Азию. Так, в 333 году до н.э. появился первый «медвежатник», открывший способ отпирания первых в истории замков. А речь сегодня пойдет о них – о замках.

    ut56.png

    Замки: от простого к сложному

    Замки и ключи – ровесники ранних цивилизаций. Древние запорные устройства имели множество разновидностей.
    Вообще говоря, замки прежних времен принципиально не отличались от нынешних, конечно, с учетом материалов, имеющихся в наличии у тогдашних мастеров.
    Древнеегипетские замки изготавливались из твердой древесины и закреплялись на двери с внутренней стороны, блокируя засов. Так запирали гробницы фараонов от посторонних глаз. Интересно, что у египетского замка не было замочной скважины, а открывался он через отверстие в двери. Причем, через него нужно было просунуть руку с деревянным ключом.

    Вероятно, деревянные конструкции работали «до первого дождя», спасало только то, что в Египте ливень – нечастный гость. Узкая замочная скважина была придумана древними греками, которые, кстати говоря, первыми стали применять металл. Хитрости греческих замков были основаны на веревочных узлах, которыми фиксировались в закрытом положении. Развязать этот узел мог только тот, кто его завязал. Но история показывает, что, имея острый нож, можно было не мучиться с замками.

    Древние римляне отнеслись к замкам со всей серьезностью – патрициям было что прятать не только от рабов, но и друг от друга. Они внесли много усовершенствований в конструкцию замка. Но главным образом – в механизм секретности, добавили пружины, удерживающие штифты в гнездах засова. Ключи от замков римляне старались носить с собой, а поскольку их одеяния карманов не предусматривали, ключи закреплялись на специальном браслете. Наверное, это было эффектное зрелище – гордый собой патриций в белоснежной тунике неторопливо ехал на колеснице на очередное пиршество, позвякивая внушительным набором ключей.

    А прохожие оглядывались – какой богатый человек, какая у него роскошная одежда и великолепная колесница и как много у него добра, запертого на замки!

    Когда Рим пал, замки в числе других трофеев достались завоевателям. В дальнейшем европейцы старались использовать принцип римских замков, но таких сложных конструкций уже не делали. Развитие замочного дела приостановилось почти на 1000 лет. Внимание будущих французов, а пока подданных династий Меровингов и Каролингов, уделялось, конечно же, эстетике. Изящные железные замки открывались плоскими ажурными бронзовыми ключами, отполированными до блеска, и эта мода просуществовала довольно долго – до конца XIV века.

    В замках эпохи Возрождения под сложными геральдическими орнаментами и пышными, отвлекающими внимание деталями рисунка скрывались замочная скважина и защелка замка. Примерно тогда же появляются вертикальные замочные скважины. Некоторые замки, изготовленные по особому заказу, открывались сразу тремя или пятью ключами. Чтобы пресечь доступ к замку посторонним, в замках часто устанавливались специальные травмирующие устройства, например, стальные дротики, неожиданно впивающиеся в руку незваного гостя, или прижимный механизм, способный изувечить пальцы. Можно себе представить, с каким хитрым лицом средневековый слесарь устанавливал такие «сюрпризы», и с каким злорадным удовольствием хозяин убеждался, что «подарочек» получен. Обеспеченные горожане не скупились на молчаливых железных охранников, и, кстати говоря, роскошно отделанные замки иногда сами по себе являлись ценностью, которую следует охранять.

    Чтобы подтвердить значимость замкового дела, Император Карл IV ввел звание мастера по замкам. Тем самым в средневековой Европе законодательно закреплялись традиции данной профессии, утверждались стандарты мастерства и профессиональной этики. Интересно, что именно в Праге, на родине Императора, сегодня существует один из крупнейших Музей замков. Гильдии мастеров по замкам существовали в каждом большом городе. А в 1650 году в своде законов Людовика XIV замочное дело было названо четвертым искусством.

    Первые механические замки из дерева были, вероятно, созданы несколькими цивилизациями одновременно. Письменные источники свидетельствуют, что их применяли около 4000 лет назад в Египте. В этих деревянных замках, которые крепили вертикально к двернуму косяку, находились подвижные штыри, или «пальцы», которые благодаря собственному весу опускались в отверстия в крестовине, или «засове», и запирали дверь. Замок открывался деревянным ключом с выступами или зубцами, которые поднимали ряд пальцев, освобождающих засов, так что его можно было отодвинуть. Этот метод запирания был предтечей современных штифтовых замков.

    Первые металлические замки

    Первые цельнометаллические замки изготовили английские ремесленники где-то в 870-900 гг. Это были обыкновенные железные засовы с выступами вокруг замочной скважины, для того, чтобы предотвратить взлом. Использовать неподвижные выступы в замке первыми стали римляне. А делали их для того, чтобы чужой ключ не мог повернуться в замке. Система выступов более тысячи лет применялась как основной замочный механизм. На выступах изображались узоры и насечки

    Самый первый замок

    Первый деревянный замок, Хорсабад, был обнаружен в Персии на охранных вратах дворца Саргона II, который царствовал с 722 по 705 гг. до н. э. По внешнему виду и по принципу работы он был очень похож на тот деревянный пальцевый замок, который вы видите на рисунке. Выступы на бородочной части ключа соответсвуют брускам, или пальцам, на засове. При вставлении ключа выступы поднимали пальцы, засов возвращался в исходное положение, и дверь или ворота открывались.

    ut57.png

    О происхождении и развитии искусства изготовления навесных замков известно очень мало. Китайские ученые Хсинг-Хуэй и Хуан Хун Сен-Янь защитившие в 2004 году докторские диссертации на эту тему, провели анализ различных навесных замков по типам и форме дуги и охранной пружины. Несмотря на отсутствие исторических записей, по их мнению, навесные замки изготовлялись еще в Древнем Китае, то есть как минимум пару тысячелетий назад.Правда, некоторые западные ученые считают, что замки в Китае появились немного позже, чем в Западной Европе. Считают, что конструкция навесных замков появилась примерно во II-III вв. в Римской Империи. Присутствует существенное сходство между замками изготовленными в Древнем Китае и в Скандинавии датируемыми концом эпохи викингов, несмотря на то, что влияние Римской Империи на их культуру исключено.

    Но навесные замки с охранной пружиной на дуге впервые использовались императорами и богатыми чиновниками эпохи Цзинь (265-420 н.э.)[1]. Вполне возможно, что появление замков в Китае в это время связано с налаживанием торговых отношений с Индией и Ираном, в которых получали распространение некоторые римские технологии.

    Так в Китай попали навесные замки, где уже были адаптированы к китайской культуре. Навесные замки, помимо средства защиты от воров, были привлекательными и интересными символами и подчеркивали социальный статус владельца.

    В культурах разных стран навесным замкам часто придавали формы различных амулетов, животных и оберегов. Считалось, что они способны привлекать счастье, удачу и богатство в дом

    ut58.png

    Удивительно, но идея создания замка появилась одновременно в двух бесконечно удалённых по тем временам точках планеты – в Китае и в Египте. Наряду с возникновением колеса изготовление замка стало знаковым историческим фактом, оказавшим значительное влияние на ход истории в целом и жизнь человека в частности.

    Замок и колесо вместе взятые фактически стали символами свободы человечества, передвижения, поиска и исследований. В самом деле, кому будет необходимо колесо, если на нём нельзя уехать, надолго покинув жильё без присмотра?

    Возникновение замка зародило истоки новой отрасли – точной механики, хотя сначала замок был не металлическим, а деревянным. В древние времена, когда уже появились первые замки из железа, они подразделялись в основном на два типа: навесные (т. н. дорожные, которые брали с собой в дорогу, чтобы запереть кладь в сундуке или ящике) и накладные (которые накладывались на полотно двери и являлись стационарными)

    ut59.png

    Постепенно замки и ключи превратились в неповторимые произведения искусства. К тому же во все века они были ещё и олицетворением богатства (замок и ключ имелись только у того, у кого было что и от кого запирать). К примеру, в Египте значимость главы семейства определялась по количеству ключей, находившихся в его пользовании. На то время ключи (как и замки) были большими, и их носили на плечах рабы. В мифологии держателями ключей от замков рая, ада, врат морей и земной тверди являлись боги и богини. До сих пор, как и в древности, подношение ключа знатному гостю считается почётной церемонией.

    Мастера Рима научились делать миниатюрные замочки для шкатулок. Ключи от них носили на пальцах, как кольца. Причем, и замки, и ключи уменьшились настолько, что изготавливать их стали ювелиры. А замок, предназначенный для защиты драгоценностей, сам нередко был объектом покушения воров. Римские ремесленники ответили на это изобретением замка с поворачивающимся ключом. Надежность замков повышали также тайные предохранители.

    В Средние века конструкция замков еще более усложняется, их делают из металла. Замковая пластинка, которая закрывала укрепленный на двери механизм, покрывалась всевозможными орнаментами. Часто под орнамент для красоты подкладывали кожу, ткань или пергамент. Украшения в виде веток, цветов, диковинных животных образовывали канал для ключа, помогавший попадать ключом в скважину даже в темноте.

    Конструкции замков и ключей испытывали значительное влияние готической архитектуры: их орнаментация, даже во времена Возрождения, становилась все более изысканной. Признанных мастеров приглашали изготавливать замки для знати по всей Европе. Именно поэтому трудно установить, был ли какой-нибудь древний замок изготовлен в той же стране, где и применялся.

    Медные и железные висячие замки широко применялись уже в Древнем Китае. Конструкция замка с нажимным ключом была проста: засов удерживался в запирающей позиции выступающими пружинами. Чтобы открыть замок, нужно было прижать или распрямить пружины ключом, благодаря чему засов отходил в сторону. Висячие замки этого типа популярны на востоке и в настоящее время.

    В Древнем Риме тоже использовали навесные замки с пружинным механизмом, которые защелкивались и открывались поворотом ключа. Именно римляне придумали неподвижные выступы в замке для того, чтобы чужой ключ не мог в нем повернуться. На выступах делали насечки и нарезали узоры. Система выступов существовала как основной замочный механизм более тысячи лет.

    Висячие замки были чрезвычайно популярны, их использовали купцы в качестве «дорожных» замков для защиты товара от разбойников на древних торговых путях, морях и реках. Имея размеры от маленьких до огромных, они представляли собой различные

    геометрические фигуры, религиозные символы, животных, рыб, птиц, сердца

    ut60.png

    Первые цельнометаллические замки создали между 870 и 900 гг. английские ремесленники. Это были обыкновенные железные засовы с выступами вокруг замочных скважин для предотвращения взлома.

    Медные и железные висячие замки, которые обнаруживают в Европе и на Дальнем Востоке, широко применялись римлянами и китайцами. Им оказывали особое предпочтение потому, что они были портативными. Они открывались ключами, которые можно было поворачивать, ввинчивать и нажимать. Конструкция замка с нажимным ключом была проста: засов удерживался в запирающей позиции выступающей пружиной или пружинами. Чтобы открыть замок, нужно было прижать или распрямить пружины ключом, благодаря чему засов освобождался и отходил в сторону. Висячие замки этого типа наиболее часто используются на востоке в настоящее время..

    На Руси висячие пружинные замки использовали с X века. В XVIII веке эти замки вывозили за границу. В Западной Европе их называли русскими. Пружинные висячие замки применяют и по сей день.

    В России были популярны навесные замки. Их появление на свет тоже было связано с необходимостью защитить имущество. Такие замки брали с собой в дорогу торговые караваны, чтобы шальной приблудный цыган не вытащил чего-нибудь ненароком из обоза.

    В целях большей эффективности появились замки на буквах, или кодовые замки, для открытия которых не требовалось ключей, а нужно было набрать определенные буквы или цифры на вращающихся дисках. На рисунке вы видите висячий замок, относящийся к концу XIX века.

    33.jpg

    В России традиционно изготавливали только навесные замки. Тяжелые и грубоватые, с простыми механизмами, они были легкой добычей злоумышленников.

    Исключением из общего правила и одним из лучших образцов замочного ремесла был «Русский висячий замок.Он был тщательно выкован вручную умельцами в конце XIX века ( в ранее царствование последнего царя, Николая II (1895-1918г)), и отличающийся уникальным механизмом секретности. Ключ не вставлялся, а ввинчивался в замок благодаря особой резьбе. В запертый замок вставлялась затычка, прикрывающая замочную скважину, а ключ ввинчивался в специальный футляр

    ut61.png

    Стремление иметь собственный замок, и не один, имеет глубокие корни. Сохранение ценного, припрятывание интимного, пресечение незаконного – именно эти главные функции выполнял замок.

    Кстати говоря, со времен Александра Македонского криминальная профессия «медвежатника» – специалиста по вскрытию замков – набрала неплохие обороты. «Медвежатники» вооружены полным набором подручных средств, начиная от простых отмычек и заканчивая компьютерными программами, способными влезть в систему безопасности любой организации.

    ut65.png

    Бывает, что на руку криминалу работает и конкуренция между производителями замков. Такой случай произошел в 1853 году, когда американский слесарь Альфред Хоббс не только отпер знаменитые тогда замки Брама и братьев Чабб, но и похвастался этим, опубликовав свой метод вскрытия. Преступные сообщества были в полном восторге. После колоссального всплеска краж и мощного общественного резонанса Хоббс был вынужден усовершенствовать конструкцию замков и больше не бравировать своими возможностями.

    ut66.png

    Екатерина Великая, царица России с 1762 по 1796 гг., имела одну из самых замечательных коллекций замков своего времени. Она восхищалась тонким мастерством ремесленников, которые придумывали изящные узоры на замках и создавали висячие замки причудливых форм, чтобы удовлетворить прихоть дамы или любимого дитяти. Говорят, что одного знаменитого русского кузнеца спасло от ссылки в Сибирь то, что он сделал цепочку для Екатерины. Она была так поражена его мастерством, что помиловала его. С этим случаем, говорят, связано высказывание: «чтобы отпереть тюрьму. надо 89 ключей».

    А вот самый простой за всю историю человеческой цивилизации замок для запирания дверей дома сохранился в русских деревнях до сих пор. Это простая палка, которой подпирают дверь. Проходящий честный человек видит — хозяина нет дома, и идет своей дорогой.

    http://collection-sv.com.ua/?p=57

    Криминальный промысел

    Прилипал хватало

    Павел Иванович Мельников-Печерский писал:

    «Кому неизвестны павловские изделия? Почти всякий из нас обедает с павловским ножом и вилкою, чинит перо павловским ножичком, носит платье, скроенное павловскими ножницами, запирает свои пожитки павловским замком, с некоторых пор и бриться стали павловскими бритвами.
    Сподручно сбывать свои произведения досужим павловцам: Нижегородская ярмарка под боком, к тому же соседи их, вязниковские и гороховецкие офени, снуя век свой вдоль и поперек по русской земле, доходят до Иркутска и Кяхты, разнося в коробках своих павловские изделия и известность села Павлова».
    Казалось бы, и хорошо: товар отменного качества, не хуже заграничного, привозного, клейма мастеров узнаваемы. Живи, Павлово, работай и продавай свои поделки.
    Но нет. Как в каждом деле, вокруг мастеров, «вошедших в славу», образуется целый слой прилипал-скупщиков. Не возражал бы мастер, если бы скупщик по-честному с ним рассчитывался и помогал сбывать наработанные изделия, но скупщики нередко пытались нажиться на мастерах.
    В одной из докладных записок о нуждах павловских кустарей их уполномоченный Александр Генрихович Штанге подробно раскрывал козни скупщиков. Записка оказалась настолько интересной, что была опубликована в ноябрьской книжке петербургского журнала «Северный вестник».

    «…Скупщики прибегали к всевозможным уловкам. Едва только товар кустаря начинает «входить в славу», а требования на него иногородних покупателей усиливаются, как скупщик-комиссионер вместо товара посылает покупателям известие, что кустарь этот прекратил производство, а то и просто умер, и предлагает взамен требуемых «такие же» изделия других мастеров.

    Затем он начинает подыскивать мастеров-однофамильцев: заказывает им изделия «под манер» требуемых, похуже и подешевле, а если не найдет однофамильца-кустаря, то клеймит товар именем какого-нибудь родственника-прикащика и т. п., лишь бы только фамилия была та же.

    Мне пришлось несколько раз слышать следующий рассказ:

    «Существует недалеко от Павлова кустарь Николай Малов. Изделия его стали требоваться. И что же? Один из скупщиков разыскал кустаря, малый сын которого называется Николаем, и стал клеймить изделия «под манер» маловских именем его сына, и получилось то же клеймо - «Николай Малов».

    Додумывались ведь до чего: если фамилия «поддельщика» совпадала с фамилией мастера, то подделывать клейма было просто. А если мастер еще и имя свое на замки начинал ставить, возникали затруднения. Как только в семье «поддельщика» рождался сын, давали ему имя, совпадавшее с именем мастера, и подделка клейм продолжалась.
    Сбить качество, извлечь большую выгоду, превратить мастера в простого ремесленника – как нам все это сейчас знакомо…

    Мнимые мастера

    Истории с подделками отдавали криминалом и порой заканчивались странно.
    Так, заводчики братья Завьяловы обнаружили партию ножей, которые были помечены их клеймом. Но братья божились, что таких ножей в их артели не делали. Откуда же они взялись? След вывел на одну купчиху, которая ранее жила в Павлове. Она «баловала» такими подделками. Мастеровые это хорошо знали и не раз предупреждали, что дело может для нее кончиться плохо.
    Купчиха переехала в Нижний, и на время о ней забыли. И вот появились новые подделки. Братья Завьяловы решили действовать по закону и донесли на купчиху куда следует. И кто следует произвел обыск в квартире купчихи. Действительно, у нее были найдены клейма, «совершенно тождественныя с настоящими».

    А вот дальше странность и начинается.

    Слышавший об этом деле Николай Филиппович Лабзин написал:

    «Дальнейший разбор привел это дело к такому окончанию, которое не только не удовлетворило справедливых претензий бр. Завьяловых, но даже заставило их сожалеть о том, что начали дело».

    Что это были за таинственные обстоятельства? Не иначе за купчихой стояли высокие покровители, вмиг «усмирившие» недовольных братьев. Или по заказу той же купчихи «наехали» на мастеровых тогдашние «братки». А иначе что же так испугало братьев, на стороне которых был закон?

    И все-таки большинство фальсификаторов и «поддель-щиков» предпочитали не переступать черту закона, понимая временность своего «противузаконного» занятия.

    Пришлось мне видеть поддельный нож. На первый взгляд, все на месте: клеймо известного мастера, два кружочка – медали, полученные им на выставках. Их изображения четко не проглядываются, да и понятно, нож-то был в употреблении, металл стерся. И тут знакомый коллекционер протянул лупу. Ба, да в кружочках ничего и нет, кроме какой-то буквенной абракадабры, которая без увеличительного стекла может сойти за изображение медали. И сходила.

    К суровой ответственности такого мошенника привлечь было трудно, но штрафануть могли. А что ему штраф, если он имел хорошую еженедельную прибыль, - так только, острастка. Затихнет такой мошенник на время да и вернется к старому. Придумает что-нибудь еще.

    Как, например, такой случай. Жили в Павлове три брата. Во время переписи села обнаружилось, что их предки носили фамилию Завьяловы. Торговцы и надоумили братьев «вступить с ними в соглашение относительно продажи им права употреблять их клеймо «братья Завьяловы», или просто «Завьяловы», или «Завьялов» для штемпелевания тех же изделий, которые вырабатывают настоящие братья Завьяловы в Ворсме».

    Мнимые Завьяловы никогда не занимались выделкой ножей: один из них работал молотобойцем, другой по ремеслу был замочником, а третий ничем определенным не занимался. Они продали право на свои клейма торговцам, получая ежегодно за это денежки.

    Так что настоящему трудовому человеку никогда не жилось спокойно. Прилипал хватало. А тот криминальный след, о котором мы вам рассказали, виден до сих пор.

    Следы остаются

    Коллекцию подделок можно собрать и сегодня, правда, для этого нужно разыскать десятки сохранившихся замков. Но коллекционеры помогут нам это сделать.

    Вот замок с клеймом мастера по фамилии Варыпава. Что-то кажется знакомым? В прошлом выпуске «Краеведа» мы рассказывали о Федоре Михайловиче Варыпаеве. Это его искаженная фамилия на замке-подделке. А вот еще, но искусно замаскированная. Первые буквы «СП» – это, видимо, село Павлово, сокращение «МИ» – отчество мастера. Федор Михайлович был грамотным человеком и в своих клеймах ошибок не допускал.

    Мастера Никанора Рыжинкава в Павлове тоже не существовало. Был Никанор Рыженьков.

    А вот подделка под другого Рыженькова – Александра. В фамилии нет начальной буквы Р. Причем место для нее явно есть.

    Можно было бы сказать – не пробилась, бывает. Но замков с фамилией «Ыженьков» много. И это не случайно.

    Когда на замках Ф. М. Варыпаева появилось изображение государственного герба, это не остановило тех, кто продолжал подделки. Точно воспроизводить герб, конечно, боялись. На замках стали появляться какие-то чертики, летающие кувшины, даже чудища. Клейма были мелкие и на беглый взгляд походили на гербы.

    Клеймо солидное, с гербом. Но чье? Попробуйте определить.

    Привычка подделки клейм оказалась живучей. Мы хорошо помним то время, когда на базарные лотки хлынула продукция всемирно известных фирм. Ее было много. Удивляла, правда, дешевизна. Только когда мы сравнивали написание фирмы с этикеткой, то понимали, что надо быть бдительными: нас начали дурачить.

    СТАРИННЫЕ ЗАМКИ И КЛЮЧИ

    1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg 6.jpg 7.jpg 8.jpg 9.jpg 10.jpg 11.jpg 12.jpg

    http://www.polyanka-key.ru/history/11/91/

    Замки и ключи XIX века

    1.1.jpg 1.2.jpg 1.3.jpg 1.4.jpg 1.5.jpg 1.6.jpg 1.7.jpg 1.8.jpg 1.9.jpg 1.10.jpg 1.11.jpg 1.12.jpg 1.13.jpg 1.14.jpg 1.15.jpg 1.16.jpg 1.17.jpg 1.18.jpg

    Замки и ключи XX века

    1.1.jpg 1.2.jpg 1.3.jpg 1.4.jpg 1.5.jpg 1.6.jpg 1.7.jpg 1.8.jpg 1.9.jpg 1.10.jpg 1.11.jpg 1.12.jpg

    Замки,как произведение искусства

    1.jpg
    Невероятный дизайн принадлежит знаменитому мастеру Frank Koralewsky.

    2.jpg
    Bremen City Hall, Германия.

    3.jpg
    Потрясающий замок в городе Левоч, Словакия.

    4.jpg
    16- век. Румыния.

    5.jpg
    Еще один красивый замок. Хорватия.

    6.jpg
    Замок и ключ от города Ротенбург, Германия.

    7.jpg
    Красивый замок из г. Ченна, Индия.

    8.jpg
    Церковь Святого Петра в Зальцбурге, Австрия.

    9.jpg
    Замысловатый замок из железа, который находится в музее Виктории и Альберта, Лондон.

    10.jpg
    Экстравагантный замок-табличка, прикрепленный к воротам в Ванкувере.

    http://www.liveinternet.ru/users/paradise_-ls/post288654836/
     
  2. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    ИСТОРИЯ ЗАМКОВ В ТАРУССКОМ МУЗЕЕ.

    В картинной галерее Тарусы, небольшого древнего города Калужской области в 30 км от Серпухова, уже четвертый год выставляются старинные русские замки из частной коллекции Дмитрия Жданова. Он коллекционирует ключи и замки уже лет десять – началась коллекция с ключей с солярными знаками и оберегами, но постепенно стал собирать и сами замки. К настоящему времени в коллекции уже более трех тысяч предметов, возраст замков от двухсот до тысячи лет. Среди них замки с секретом, музыкальные и даже стреляющие. Самый сложный замок – работы мастера Федора Коряйкина из Павлово, в нем 12 шестеренок, этот замок был удостоен серебряной медали на промышленной выставке 1896 года в Киеве.
    1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg 8.jpg
    6.jpg 7.jpg 12.jpg 9.jpg 10.jpg 11.jpg

    Ключи и замки 15 18 веков музей Таруса (видео)



    http://www.locks.ru/win/informat/forum/tarusa/tarusa.shtm
    http://www.polyanka-key.ru/history/15/144/
     
    Последние данные обновления репутации:
    ValeraMXM: 1 пункт (спасибо за насыщенную и непростую тему!) 15 авг 2014
  3. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Самый большой замок в мире

    Запертая крепкая и надежная дверь – залог безопасности и сохранности имущества, это известно с древних времен. Большое значение имеет то, каким замком закрыта эта дверь - чем массивнее и крепче дверь, тем надежнее должен быть замок. Замки по способу установки на дверь бывают врезные, накладные, вкладные и навесные, но стопроцентную гарантию от взлома не может дать ни один замок, какой бы надёжный он ни был.

    111.jpg

    В Книге рекордов Гиннеса есть самый большой в мире замок, и сделали его в России. Идея его создания принадлежит главе Павловского района Нижегородской области Виктору Куренкову. Воплотили ее в жизнь педагоги и учащиеся Павловского художественного промышленно-профессионального училища. Замок был сделан огромный, поэтому времени на его изготовление ушло много – полтора года.

    В результате совместных усилий получился замок-гигант. Он весит 415 килограмм вместе с ключом, который запирает и открывает его. По высоте он выше среднего роста человека – 185 сантиметров.

    1.jpg 4.jpg 3.jpg

    Изделие Павловских мастеров сначала занесли в Книгу рекордов России, а затем и в Книгу рекордов Гиннеса. Его предшественник - замок из Пакистана, который теперь и ниже аж в три раза и легче в восемь раз. У замка из России несомненное превосходство.
    Сейчас этот рекордный навесной замок можно увидеть своими глазами в местном кафе «Династия», которое часто посещают гости города и местные жители. В кафе можно сфотографироваться на фоне необыкновенного замка и послушать музыку: после поворота расписного ключика воспроизводится мелодия "На семи холмах" – гимн Павлово. В дальнейшем запланирован перенос замка в местный исторический музей.

    2.jpg

    http://samogo.net/articles.php?id=1796
     
  4. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Музей замков Дмитрия Жданова

    В коллекции Дмитрия Жданова больше трех тысяч замков, собранных по всей стране. Больше всего навесных замков, весом от 50 килограммов до нескольких граммов. Такими замками запирали шкатулки, сумки, сундуки, входные двери…На воротах ставили замки врубные в форме секиры – для устрашения незваных гостей. Ключом от такого замка можно было и убить. В старину все ключи украшали магическими узорами. Но одинаковых замков не было. Каждый кузнец-замочник хранил свои секреты.
    Екатерина Вторая носила крохотные замочки на цепочке. По слухам, каждый фаворит императрицы, которых насчитывалось около полусотни, получал в подарок ключик от такого замка.
    Свадебные замки вошли в моду в XVIII веке. Такие замки молодожены запирали во время свадьбы, а ключ прятали. Считалось, что пока замок закрыт, никто не разлучит пару. В примету верят до сих пор. Впрочем, замочки стали гораздо проще. И ключ не прячут, а выбрасывают - для надежности.


    Сюжет http://www.1tv.ru/sprojects_utro_video/si33/p57456
     
  5. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Силуэтные замочки

    Навесные шкатулочные замочки в виде затейливых плоскостных фигурок золотистого металла не оставляют равнодушным ни одного любителя «изящных вещиц», интересующихся миром антиквариата. В них отразилась вся прелесть грациозного искусства второй половины XVIII века. Игровая стихия столетия в полной мере реализовалась в их облике, рассчитанном на зрительный эффект и маскирующем практическое назначение предмета – служить запирающим устройством.
    Одной из примет того времени, с его трепетным отношением к тайнам, стали декоративные коробочки для «милых сердцу пустяков», безделушек и вещиц для «презентов», многочисленные шкатулки для писем, ценных бумаг и драгоценностей, хранившихся под замком. Навесным замочкам отводилась роль стражей шкатулок, и в этом смысле их декоративное решение в виде фигурок было во вкусе времени. Исполненные с неисчерпаемой творческой фантазией, замочки-фигурки не просто выполняют функцию «охранников», но служат украшением, завершая декоративное убранство ларцов и шкатулок екатерининской поры.
    Образ «играющего, медного» века России становится особенно понятным при ближайшем рассмотрении каждого из таких замочков-фигурок. Во второй половине XVIII века искусство художественной обработки меди достигло наивысшего расцвета, и в технике и декоративности исполнения навесных замочков ярко проявили себя российские мастера-медники. Этому способствовал и сам материал – латунь, один из наиболее популярных медных сплавов того времени. Латунь, представляющая собой сплав меди с 30-50% цинка, пластичный материал с широким спектром зеленовато-золотистых оттенков, легко прокатывается, куется, чеканится, режется, шлифуется и полируется, долго сохраняя блеск. Все эти свойства в полной мере использовались при изготовлении навесных шкатулочных замков.
    В XVIII веке навесными шкатулочными замочками прославилось село Павлово на Оке, делали их и в Туле. В этих центрах оружейного производства издавна занимались художественным ремеслом, связанным с металлообработкой. Тула в екатерининскую пору была знаменита еще и изготовлением стальных партикулярных предметов и замков. В Павлово в основном использовались латунь, которую поставляли с уральских заводов Демидова. Преемственность традиций, связанных с искусством обработки меди в оружейном деле и отделке навесных замочков, сохранялась в технических основах и приемах ремесла – ковке, просечке, чеканке, гравировке. Украшение оружия медными накладными пластинами, обычно с резным изображением всадников, птиц и животных, – обычный декоративный прием, который использовался также в медных наружных пластинах замков на сундуках и мебели.

    777.jpg 8888.jpg t_6155_1222624162.jpg history_02_03.jpg

    Традиционно между «Павловым Острогом», так называлось село Павлово в старину, и «железной» столицей – Тулой существовали самые тесные ремесленные, контакты. Граф Петр Борисович Шереметев, собиратель памятников старины и покровитель искусств, блестящий представитель дворянско-аристократической культуры, активно участвовал в развитии промысла Павлова, владельцем которого он стал в 1743 году. Не жалея средств, он привлекал к себе на службу лучшие художественные силы и талантливых крепостных для реализации многих начинаний. В селе был устроен завод, просуществовавший около полувека. Графские кузнецы совершенствовали свое мастерство на Тульском оружейном заводе. К развитию творческого мышления располагали коллекции редкого западноевропейского и восточного оружия, источником вдохновения служили гравюры и эстампы. Среди предметов декоративно-прикладного искусства из кунсткамеры Шереметевых в Петербурге было собрание фигурок птиц и зверей из драгоценных металлов, китайских резных фигурок из камня и кости. Надо полагать, что среди образцов руд и разнообразных фигурок находились и диковинные фигурки навесных замочков из латуни – модного в то время драгоценного металла, почитавшегося наряду с драгоценными металлами.
    Искусство графских мастеров отмечали отечественные и иностранные путешественники в XVIII и начале XIX века. Затейливый вид изделий сравнивали с восточными медными замочками – «подобные китайским, то есть в виде птиц, зверей, насекомых и прочее», подчеркивали высокое качество и искусность работы: «…Жители этого города все суть замочники или кузнецы, делают очень чистую работу…», «…делают замки, из коих иные так малы, как горошинки». Крошечные замочки XVIII столетия, сравнимые разве что с изделиями Левши, относятся к числу редких образцов в музейных коллекциях. Подобные изделия ювелирной работы с действующим механизмом чаще служили украшением, чем использовались по назначению. Иногда они были частью женских украшений, их носили в качестве подвесок к серьгам и шейным цепочкам знатные дамы. Эта традиция создания ювелирных безделушек была сохранена мастерами-замочниками и в следующем столетии. На промышленной выставке 1849 года фигурировала цепочка, составленная из 240 миниатюрных замочков. Крошечные фигурки-замочки разного времени – редкий коллекционный материал.
    В истории замочного производства плоскостные силуэтные замочки занимают особое место. Будучи техническим изделием с простым пружинным механизмом, призванным служить запором, навесной фигурка-замок по художественным достоинствам занимает одно из первых мест среди декоративно-прикладных изделий из меди второй половины XVIII века.
    Традиция украшения замков декоративными планками в виде голов животных и отдельными плоскостными деталями с гравировкой уже давно была известна в Западной Европе. Но замочки, выполненные в виде плоских силуэтных пластин-фигурок, детально орнаментированные резным штрихом, в манере, напоминающей гравюру, – оригинальное произведение отечественной культуры. Лики и костюмы у фигурок-человечков, глаза, клювы и оперение птиц, гривы, хвосты и упряжь коней, одежда всадников, чешуя рыб, шкуры мифологических драконов и львов – выполнены с неповторимым разнообразием и образуют своеобразный маскарад миниатюрных изящных вещиц. Подчиняясь общему замыслу, резной орнамент одной стороны замочка дублируется изображением на обороте пластины. При этом мастерски сделанные отдельные штрихи меняют восприятие изображения в каждом из двух случаев. Иногда намеренные дополнения в рисунке одной из его сторон делают абсолютно редким замочек среди других, представленных в коллекции. Округлая дужка замка органически включается в общий силуэт, привнося элемент стабильности в беспокойный абрис замочка. Обе плоскости дужки, как и самого замка, всегда украшены штриховым орнаментом, элементы которого варьируются.

    cdff74da80ac.jpg bba2ae022d11.jpg

    Творческая фантазия и техническое мышление нашли наилучшее сочетание в конструктивно-художественном решении силуэтных замочков. Технологический принцип всегда постоянен. Откидная дужка навесного замочка обычно объемнее силуэта и имеет двойную функцию. Первая обозначена определением предмета как «навесного», вторая – наличием небольшого железного засова-ригеля в виде крючка на конце откидывающейся части дужки. Замочной коробкой с крошечным пружинным механизмом служит небольшая полость в неподвижной части дужки либо корпусе пластины, приходящейся под откидную дужку с ригелем. Сквозное отверстие – скважинка для ключа – обычно замаскирована штриховым орнаментом либо удачным расположением в силуэте фигурки. Закрывается замочек захлопыванием, открывается – поворотом ключа.
    Несмотря на видовую повторяемость замочков в коллекциях не существует двух совершенно одинаковых, всегда есть различие в размере, отдельных деталях силуэта и, конечно, штрихованном декоре плоскостей. Каждый из сохранившихся замочков – оригинальное, штучное произведение. Они пользовались спросом в определенной общественной среде. Иногда заказы поступали на конкретные образцы, «подлежащие выполнению против присылаемых образцов самою чистою и соответственною во всем оригиналу работою». Как и любые модные и курьезные предметы своего времени, замочки использовались в качестве подарочных, «презентных» вещиц.
    В Москве их можно было приобрести в Гостином дворе, где Шереметевы держали лавку по сбыту изделий павловских мастеров.
    Но мода и вкусы переменчивы. Причудливый облик силуэтных замочков не отвечал официозному стилю классицизма начала XIX века, и в аристократической части общества интерес к ним пропал. К тому же в 1788 году скончался граф П.Б.Шереметев, что стало началом процесса угасания их производства. Отчасти это подтверждают сохранившиеся в коллекции замочки с датой, хронологические рамки которых ограничены 1760-1780 годами. Ранняя датировка «1767» на замочке в виде орла с расправленными крыльями совпадает со временем существования кунсткамеры Шереметева с множеством фигурок птиц и зверей. Дата «1784» на варианте замка всадника-кавалера в камзоле и с копьем – наиболее поздняя.
    Плоскостные замочки-фигурки не стоит рассматривать как сугубо ремесленные изделия. В их декоративном облике ощутимо влияние отечественной школы искусств, становление которой в 1760 – 1770-е годы было частью общих процессов развития национальной культуры. Вид и декор замочков соответствовал мифологизированно-аллегорическому мышлению эпохи. Среди источников литературного, изобразительного и прикладного характера, отразившихся в этом виде художественных изделий из меди, сыграл свою роль и накопительный опыт развития «градыровального художества» – гравюры, широко проникшей в прикладные изделия XVIII века.
    Видовое разнообразие силуэтных замочков ограничено определенным кругом образов. Вымысел – как воплощение вечной темы борьбы противоположностей, сил тьмы и света – реализован в виде химерических, фантастических существ. Созвучны народной традиции фигурки птиц и животных, наделенных реалистическими и сказочными чертами, составляющие большую часть ассортимента плоскостных замочков. Обычно это изображение птиц (лебедя, павлина, цапли, журавля, сказочной птицы-Сирин), а также коня, единорога и львов. По большей части декоративно трактованы замочки в виде двуглавых орлов, символика которых подчеркнута у отдельных образцов наличием скипетра и державы. В группе замочков-кентавров, вариантов всадника-кавалера с оружием, богатырей с луком и копьем античная мифология переплетается с русской сказочной тематикой, отраженной в лубочных картинках второй половины XVIII века. Фигурки человечков, приседающих в пляске, с музыкальными инструментами, в сапожках и кафтанах на европейский манер ассоциируются с актерами и музыкантами знаменитого театра Шереметева. Встречаются гротескные замочки-фигурки, как, например журавль «Гордец» с выпяченной грудью наподобие человеческого лика, у которого обыгрывается величина носа – как самодовольного существа. Здесь прослеживается аналогия с лубочной картинкой, изображающей гордеца с соответствующим ему текстом из «Русских народных картинок» Д.А.Ровинского. В орнаментации фигурок отразились и европейские новации – курительная трубка, парик, покрой и убор костюма и т.д.
    При изготовлении замков применялись разные технологии. Кузнечное и слесарное дело в этом производстве были преимущественными, но не исключали и литье, особенно при изготовлении замков из медных сплавов. Литые замочки – маскароны, обрамленные локонами, с пухлыми щечками, – совпадают по времени бытования с силуэтными фигурками, но отличаются объемной формой и технологией исполнения. Помимо способа изготовления эти замки отличаются винтовым ключом, который отпирает механизм нажатием пружины при ввинчивании его до упора. «Замков коробейных висячих разных сортов» производилось во второй половине XVIII столетия в селе Павлово до пяти тысяч. Разновидностью навесных замочков-фигурок, известных во второй половине XVIII – первой половине XIX века, являются фигурки с объемным корпусом, с высокой петлевидной дужкой и большим ключом с винтовым трубчатым стержнем и кольцевидной головкой.

    58d820547345.jpg 2.jpg 3.jpg

    Фигурки с цельнолитым латунным кубической формы корпусом и профильным изображением головы утки или птицы датированы 1760 – 1770 годами. Узнать такие замочки можно по круглой накладной пластине из олова по центру фигурки, напоминающей солярный знак. Другая разновидность замочков, изготавливавшихся уже в начале XIX века, – кубовидные фигурки конька или двуглавой птицы с накладными пластинчатыми крыльями. Они отличаются «циркульным» или «глазковым» орнаментом. Дужка обоих видов таких замков, выполненная в виде вертикальной петли из латуни или железа, располагается с тыльной стороны корпуса. Одна ее оконечность закреплена подвижно в петле, другая, с выступом-засовом, произвольно откидывается в сторону при открывании замка. При отмыкании засова ключ с винтовой нарезкой по внутренней стороне трубчатого стержня навинчивается до упора на стержень с идентичным винтовым ходом, который расположен внутри коробки-корпуса замка.
    Интерес мастеров к производству навесных замочков-фигурок сохранялся и во второй половине XIX столетия. Изменилась композиционная схема – объемный корпус замка приобрел округлые формы и съемную дужку. Облик фигурок перестал быть сказочным, приобретя реалистические черты животных. Основным способом их изготовления стало литье, среди материалов приоритет по-прежнему сохранялся за медными сплавами, но встречаются и стальные замки-фигурки. Ассортимент – коньки, петухи, куры, собачки (львы). Чаще встречаются замки в виде фигурок коньков.
    Замочки были цельнолитыми или из двух половинок. Технология производства замка-фигурки, отлитого из двух половинок, – древняя, уходящая корнями в XIII – XIV века. Этим временем датируются редкие экземпляры бронзовых навесных замков в виде фигурок животных булгарского происхождения, с центрами производства в городах Болгары и Биляр. Половинки фигурки отливались в форму, затем обе части спаивались и, в завершение, производилась отделка швов и поверхности. Коробкой замка с пластинчатым пружинным механизмом служит внутренняя полость фигурки. Съемная дужка у подобных образцов XIX века является засовом. Замок открывается выдвижным ключом с вырезами на стержне. При нажатии ключа пластинчатая пружина освобождает дужку-засов, которая отсоединяется от корпуса. Изготовлением таких замков, преимущественно в виде коньков, занимались в Павлово несколько династий мастеров, среди них – потомственные замочники Семен и Иван Чилины, братья Варыпаевы, особенным спросом пользовались замки-коньки Семена Рыженкова. Они чаще других встречаются в коллекциях.
    Миниатюрные ключики к замкам можно назвать предметами ювелирного искусства – особенно это относится к силуэтным и небольшим по размеру. У ключей была разнообразная форма головки, чаще в виде железного или латунного кольца, либо крестовидная. Если поверхность замочка серебрилась, то и латунный ключик покрывали серебром. Замок и ключ всегда составляют единое целое, но ключи, как правило, теряются. Вот и комплексные образцы – замок с ключом – большая редкость в коллекциях.

    111.jpg 5.jpg 4.jpg
     
    Valdis, Jager, Юниор и 5 другим нравится это.
  6. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    История замка в цифрах

    111.jpg
    222.jpg
    333.jpg
    444.jpg
    555.jpg
    666.jpg
    777.jpg
     
    Valdis, Юниор, Ludkin и 6 другим нравится это.
  7. Димарио
    Offline

    Димарио Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 дек 2009
    Сообщения:
    3.153
    Спасибо:
    1.544
    Отзывы:
    10
    Страна:
    Russian Federation
    хорошая тема.спасибо
     
    Wolf09 и Дождевой Земляк нравится это.
  8. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    СТАРИННЫЕ КЛЮЧИ

    15.jpg
    1.jpg 2.jpg 3.jpg
    4.jpg 5.jpg
    6.jpg 8.jpg 9.jpg 7.jpg 10.jpg 11.jpg 13.jpg 14.jpg
    7.jpg 10.jpg 11.jpg 12.jpg 13.jpg 14.jpg 1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg 6.jpg 8.jpg 9.jpg
    16.jpg 17.jpg 18.jpg 19.jpg 111.jpg 222.jpg 333.jpg 444.jpg
     
    Последнее редактирование: 31 мар 2014
  9. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  10. ohranik
    Offline

    ohranik Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 фев 2013
    Сообщения:
    1.335
    Спасибо:
    5.990
    Отзывы:
    107
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Daugavpils
    Спасибо!!!
    Тема очень интересна и обширна. Если к ней подойти вообще полностью основательно так можно целое исследование провести. Каких-только ключиков и замочков не наизобретали люди. На огромную энциклопедию хватит.
    Вот эта недавняя находка.

    P3110925.JPG

    Я сначала подумал, что это элемент конины. Но потом мой брат Юрик или Паша Воля ( по смолбаттловски) почистив дома и рассмотрев эту находку. Выяснил, что это накладка на замочную скважину. Каждая деталька отодвигалась.
    Находка была в корнях большого дерева у старого поместья. Здесь же в корнях этого дерева были жетончики по ПМВ немецких пулеметчиков. Возможно был какой-то ящичек или сундучок.
     
    Последнее редактирование модератором: 6 апр 2014
    Wolf09, Юниор, Ludkin и 2 другим нравится это.
  11. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    В 2012 сезоне попалась вот такая лошадка :biggrin:
    И не предполагал, что это замочек.
    Друг и реставратор Саня Рубашкин (по форумным никам Солдат) восстановил замок. Даже ключик к нему изготовил:t142033:

    Находки от 25.06.2012.JPG
    БЫЛО

    замочек 3.JPG замочек 2.JPG
    СТАЛО :post-43-1210696242:
     
    Юниор, zhulkov, Ludkin и 6 другим нравится это.
  12. ohranik
    Offline

    ohranik Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 фев 2013
    Сообщения:
    1.335
    Спасибо:
    5.990
    Отзывы:
    107
    Страна:
    Latvia
    Из:
    Daugavpils
    зачетная вещица!!!
     
    Wolf09, Ludkin и Seregas1979 нравится это.
  13. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Один из московских камрадов, увидев фото моей отреставрированной лошадки, обратился к Сане "Солдату" и тот вдохнул жизнь в его замочек. :new (10):

    222.jpg 111.jpg
    БЫЛО
    555.jpg 444.jpg
    СТАЛО
     
    Jager, Юниор, zhulkov и 5 другим нравится это.
  14. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    КОЛЛАЖ СТАРИННЫХ ЗАМКОВ И КЛЮЧЕЙ

    1.jpg 3.jpg 2.jpg
    4.jpg 5.jpg 6.jpg 8.jpg 7.jpeg
     
    Valdis, @viktor, Юниор и 10 другим нравится это.
  15. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    1.1.jpg 1.jpg
    2.jpg 3.jpg
    5.jpg 4.jpg 6.jpg
     
    Valdis, Юниор, zhulkov и 4 другим нравится это.
  16. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    111.jpg 222.jpg
    333.jpg
    Навесной замок в виде летучей мыши с двумя плодами граната.
     
    Юниор, zhulkov, Ludkin и 5 другим нравится это.
  17. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    0_6c067_2f4e046b_XL.jpeg 1124.jpg
     
    Valdis, Юниор, Ludkin и ещё 1-му нравится это.
  18. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Замковых дел мастера
    Павловские кустари подняли слесарное дело до уровня высокого искусства

    Висячие замки, производимые в Павлово-на-Оке, были таким же брендом дореволюционной России, как гжельская керамика, костромские ювелирные украшения, каслинское литье или кузнецовский фарфор. Сегодня, к сожалению, о них знают лишь музейные специалисты да немногочисленные коллекционеры. Наш рассказ – о необычной коллекции замков, собранной в Павловском историческом музее.

    – Наш музей был создан в конце 1936 года под названием Павловский промышленный музей, на базе выставки достижений местного народного хозяйства, существовавшей уже с 1932 года, – рассказывает директор Павловского исторического музея Николай Федотов. – Понятно, что первоначально его задачей был сбор продукции кооперативных и государственных предприятий. Вначале музей действовал при Союзе металлообрабатывающих артелей (Метартельсоюзе). И только в 1956 году, когда промысловую кооперацию национализировали, перешел в государственные руки.
    Кустарные замки, дореволюционные, до определенного времени в музее не собирали. Спохватились в 1960-е годы, когда началось движение в сторону того, чтобы музей приобретал широкий историко-краеведческий характер. Тогда и бросились вдогонку – собирать замки. Какие-то основные модели, яркие образцы удалось в итоге собрать, хотя, увы, многое к тому времени было упущено, многое ушло на антикварные рынки – в советское время они тоже существовали. Ушло в Москву, в Ленинград, многое осело и в центральных музеях – в середине XX века была заложена, например, коллекция замков Государственного исторического музея (ГИМа).
    Правда, кроме ГИМа, я не знаю крупного государственного музея с представительной монографической коллекцией висячих замков. С другой стороны, если поездить по России, я не встречал даже завалящего краеведческого музея, в фондах которого не было бы изделий местного сталеслесарного производства, и в первую очередь павловских висячих замков. Вещь эта, действительно, была очень распространенная, особенно в XIX веке, шла она и на экспорт – в основном, в Османскую империю и Персию, а также в государства Средней Азии – Бухару и Хиву.
    Мне доводилось сталкиваться с курьезами. Выхожу как-то на сайт американских коллекционеров висячих замков. Мистер хвастается очередным приобретением, которое он купил в Китае под видом средневекового иранского замка. Понятно, в Китай его привезли из Ирана, но замок павловский – конек, вторая половина XIX века, никаким средневековьем, естественно, не пахнет.

    [​IMG]
    Замок-конек.

    Была история еще смешнее с теми же замками-коньками. В Татарстане, в Елабуге – там довольно неплохой, хотя и молодой музей-заповедник - несколько лет показывали павловский замок той же модели, второй половины XIX века, как одно из доказательств, что Елабуге – тысяча лет.
    Замок татарские музейщики в свое время нашли на территории городского рынка в ходе археологических раскопок, и решили, что это замок булгарских мастеров XI века. Ну да, те тоже замки-коньки делали, но они совершенно другие по форме, спутать их невозможно. Видимо, в конце концов, елабужским музейщикам кто-то это объяснил, поскольку в 2008 году они, от греха, замок из экспозиции убрали.

    – Чем ваша коллекция замков отличается от любой другой?
    – У нас есть пара десятков замков, которые делались в 1920-1930 годах не для широкого производства, вообще не для продажи, а либо с рекламной целью, либо для вновь основанного тогда Павловского промышленного музея, чтобы показать умение мастера.
    Такие вещи нигде, кроме как у нас, не встречаются. Это, например, замок весом в 50 килограммов, который был сделан в 1923 году для Первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, проходившей в Москве. Это чисто рекламный замок, хотя и вполне настоящий – с массивной кованой дужкой, с исправно работающим механизмом.
    Или, например, авторский замок 1923 года, сделанный местным мастером Василием Егоровичем Тужиловым. В этот замок он вмонтировал музыкальное устройство и часы - циферблат можно до сих пор на замке увидеть. Он, кроме того, сделал небольшое отверстие над замочной скважиной, куда вставил бумажку с портретами (видимо, вырезал их из журнала) Маркса, Энгельса и Ленина. Когда ключ поворачивался, эти портреты сменялись. Товарища Энгельса можно разглядеть до сих пор – он сохранился лучше соратников.
    Работал в 1930-х в Павлово и мастер, который называл себя Старик-КустарьХрисанф Павлович Сиверсков. Он делал замки фигурные. Надо сказать, фигурные замки в Павлово делали и до революции, производили еще в XVIII веке по заказу местных помещиков – графов Шереметевых. Но Сиверсков старался идти в ногу со временем: замок в форме звезды, любил делать замки в виде самолетов – у нас сохранилось три таких экземпляра, замок в виде парохода. В общем, делал вещи, которые ассоциировались с советской властью и прогрессом.
    Таких курьезных вещей нигде, кроме как в нашем музее, не осталось.
    Ну и, наконец, в чем наш плюс перед коллекциями замков московских и прочих собирателей – у нас в фондах есть вещи, которые рассказывают, в какой обстановке эти замки создавались, что окружало мастеров-кустарей.
    Про мастеров – Пчелкина, Тужилова, Сиверскова – что-то известно?
    – Как правило, очень мало. Это были обычные жители тогда уже города Павлово - село получило статус города в 1919 году. В нашем музе имеются фото Сиверскова и Тужилова. У Пчелкина в Павлово сохранились потомки: внук работал на том же предприятии, что и дед.
    - Как к вам попадают экспонаты?
    – Если говорить о замках, золотая эпоха их сбора в Павлове давно прошла. Еще в советское время здесь хорошо поработали и столичные, и горьковские музейщики. Возможностей у них было побольше, чем у нас, и многое они отсюда вывезли. Но кое-что осталось.
    Был случай: мне притащили замок второй половины XX века, когда уже никакого кустарного производства не существовало. Но замок кустарный – видимо, кто-то его делал для себя. Он, кстати, плоховато работает. Сделан он по принципу винтового. Ключ представляет собой пустотелую трубку, внутри которой нарезана резьба на токарном станке. Замок любопытен тем, что это поздняя подделка под кустарный – возможно, его сделал мастер, который работал в артели «Металлист».
    Есть у нас, в Павловском музее, есть очень редкий силуэтный шереметевский замок. Появился он полтора года назад при совершенно фантастических обстоятельствах: был найден на территории соседнего Вачского района, где замки никогда не делали, на огороде. Видимо, в свое время везли телегу с замками к пристани, и замок слетел, а потом его затоптали в грязь. Наш местный, павловский житель, жена у которого родом из деревни Вачского района, нашел его, копаясь на огороде тещи. Замок, кстати, в приличной сохранности, хотя, конечно, без ключа.
    – По поводу обстановки, в которой замки создавались. В вашей экспозиции есть картина «Ночная скупка». Замками что, по ночам торговали?
    – Это картина муромского художника, академика живописи Ивана Семеновича Куликова, которая посвящена ночной скупке павловских сталеслесарных изделий. Поскольку работали кустари много и долго, по 16-18 часов в сутки, времени для торговли у них особо не оставалось. Поэтому торг изделиями происходил один раз в неделю, и обязательно ночью – чтобы днем на это время не тратить.
    Где-то часам к двум ночи, в понедельник, на Большой Никольской улице собирались участники торга, а к восьми часам утра торг прекращался.

    [​IMG]
    Картина академика живописи Ивана Семеновича Куликова, которая посвящена ночной скупке павловских сталеслесарных изделий.

    Ночная павловская скупка довольно ярко обрисована Владимиром Короленко в его «Павловских очерках», и чисто негативно. Нравы на ней царили жесткие. Кустарей скупщики старались постоянно обмануть, расплачивались с ними вместо денег кто ржавым железом, кто гнилым зерном, кто спитым чаем. Бывало, с несколькими мастерами скупщик расплачивался крупной купюрой. Те нигде не могли ее разменять, возвращались к скупщику – и он менял за дополнительные деньги, накидывая одну-две копейки сверх каждого разменянного рубля.
    Был, кроме того, распространен «заклад жен». Если в понедельник кустарь не мог расторговаться, неделю он жил и работал на деньги ростовщика, и сдавал товар ему. В следующий понедельник мастер возвращался к ростовщику за товаром, забирал изделия и шел на торг, а как гарантию оплаты оставлял жену стоять столбом возле лавки ростовщика. И в любую погоду она стояла и дожидалась, когда муж вернется с деньгами.
    – Еще на одной картине мастер сидит возле окна, и работает в окружении клеток с канарейками. А где же знаменитые павловские лимоны, которые якобы выращивали в каждом крестьянском доме, и которые даже поместили на герб города?
    – Павловчане славились как канареечники и петушатники. Певчих канареек кустари разводили как дополнительный приработок. Разводили и петухов – для организации петушиных боев.
    А вот история с «павловскими» лимонами полна загадок. Есть распространенная версия, откуда они появились. Я уже упоминал о господине в феске, сфотографировавшемся в Стамбуле. Якобы кто-то из братьев-купцов КарачистовыхАлександр или Иван – привез саженцы лимонов из Турции в Павлово. Но есть два момента, которые ставят эту версию под сомнение.
    В Павлово выращивали – и выращивают до сих пор – не только лимоны, но и цитроны (в народе их называют «шишканами» за бугристую поверхность), и так называемые мандарины (на самом деле, это померанец). Получается, то ли Карачистов скупил махом все цитрусовые, которые попались под руку, то ли каждый год мотался в Турцию за новыми саженцами. Все это выглядит не очень правдоподобно. Тем более, когда эту историю попытались раскопать, оказалось, что братьям Карачистовым на 70-е годы XIX века – а утверждали, что именно в это время они в Турцию ездили – было еще маловато лет, чтобы самостоятельно вести торговые операции.
    Да и купцами они, кстати сказать, не были – они были богатыми торговцами, но всю жизнь оставались крестьянами, хотя в популярной литературе гордо именуются купцами. Народу нравится слово «купец», и сейчас мало кто понимает, что не всякий торговец был купцом. Торговец – профессия, а купец – наследственное сословное звание, которое передавалось от отца к сыну. Можно было, конечно, накопить денег, записаться в гильдию и стать купцом, но это не равнозначно профессии торговца. Торговать в дореволюционной России мог и дворянин, и мещанин, и крестьянин. Бывало, что торговцы-крестьяне были богаче купцов.
    Тот же павловский фабрикант Федор Варыпаев до последнего года жизни оставался крестьянином. У него для этого имелся особый резон. Вырыпаев был наиболее активным вожаком сельского схода, для чего необходимо было оставаться в крестьянском сословии. И только в последние месяцы жизни, когда стало ясно, что дело его прогорело, он решил умереть купцом – и записался во вторую гильдию.
    – А что за дело, и почему прогорело?

    [​IMG]
    Фотография Федора Вырыпаева.

    – Варыпаев на протяжении полутора десятилетий был в Павлове волостным старшиной. И как раз все попытки перевести Павлово на городское положение были сорваны именно им. Федор Варыпаев возглавлял, как тогда называлось, партию большинства – часть сельского схода из бедных крестьян, и выставлял себя как защитника бедноты. Но при этом он проводил нужные лично для себя решения, и грел на этом руки.
    А прогорел потому, что воевал практически в одиночку со всеми крупными местными торговцами, которые рано или поздно сумели его отжать от власти. Тем более, народу одна и та же физиономия, красующаяся посреди схода, порядком надоела. Потеряла былую славу и фабрика Варыпаева. Он больше гнался за внешним эффектом: очень любил получать различные награды, принимал у себя цесаревича Николая Александровича, сына Александра II, когда того в 1863 году занесло-таки в Павлово, делал какие-то заказы для Датского короля, участвовал во Всемирных выставках. Но по-настоящему массового замочного производства создать не сумел.
    Бурная его политическая деятельность тоже требовала немалых расходов. Постоянно приходилось мотаться в Петербург, искать там защиты и покровительства у высоких чиновников, вплоть до членов кабинета министров. В результате оказалось, что все это ему просто не по карману. Так или иначе, племянникам Вырыпаева после его смерти мало что досталось…
    Но вернемся к лимонам. Никто из дореволюционных авторов – а о Павлове существует довольно много литературы – о цитрусовых не заикается. Златовратский пишет, например, что на окнах павловчан растут различные растения, но упоминает лишь герань и фуксию. Боборыкин пишет, что у хозяина, у которого он жил, рос довольно раскидистый инжир, а про цитрусовые – тишина.
    А вот в советское время – в 1920-1930-е – о цитрусовых вдруг начинают говорить вовсю. О них охотно пишет, например, публицист и поэт Глеб Глинка, который в 1936 году опубликовал книгу «Павлово-на-Оке» – очерки о советском Павлове. Павловские цитрусовые увековечил на одной из своих картин академик живописи Иван Семенович Куликов, который в Павлово работал, в основном, в 1932 году. Сохранилось мемуарное свидетельство, что Андрей Жданов, влиятельный идеолог большевиков, в бытность первым секретарем Нижегородского губернского комитета партии, в присутствии губернского начальства, сожалел, что никак не раскачается в ходе поездок в Павлово, и не доберется до павловских лимонов.
    В 1930-х в Павлове открыли даже питомник цитрусовых – в городе до сих пор есть район, который по старой памяти называется Лимонником. Но питомник очень недолго просуществовал – его решили перекинуть в соседний Богородский район, и там питомник работал с начала 1940-х и вплоть до краха советской власти. В нем выращивали старую павловскую линию цитрусовых – лимон, цитрон, померанец, а также инжир и лавр. В 1990-е это дело заглохло окончательно.
    Сегодня в домах у павловчан еще попадаются цитрусовые. Бывает, и москвичи пытаются саженцы покупать. Но лимон – очень капризное растение, он лучше всего себя чувствует в деревянных стенах, может жить в кирпичном доме, но никак ни в панельном.
    У меня лично есть версия, что в свое время павловчане позаимствовали цитрусовые в помещичьем питомнике.

    – Помещик что, раздаривал саженцы лимонов крестьянам?
    – У дворянской, нетитулованной ветви Шереметевых в Богородске (в то время – село Богородское) была оранжерея, в которой росли, в частности, померанцевые деревья. И так продолжалось до 60-х годов XIX века, когда владелец Богородского, генерал Сергей Васильевич Шереметев, перессорился и с местной, и с центральной властью.
    Он был отчаянный крепостник и самодур, и на него, ближе к отмене крепостного права, крестьяне писали коллективные жалобы. А как раз на тот момент губернатором Нижегородской губернии был Александр Николаевич Муравьев – один из основателей декабристского движения. И вот два генерала повздорили.
    В Муравьеве взыграла юношеская фронда, и он довел дело против Шереметева до Петербурга. В итоге Шереметева лишили права управлять собственными имениями, и он уехал за границу. Усадьба и оранжерея остались бесхозными, и были довольно быстро «раскатаны» на радостях местным населением.
    Так что я не исключаю, что павловские крестьяне могли подсуетиться, и часть барской оранжереи из Богородского перевезти в Павлово – реквизировать в свою пользу.
    – Чем занимались павловские кустари в советский период?

    [​IMG]
    Николай Федотов, директор Павловского исторического музея.

    – Кустарей где добровольно, а где насильно стали сгонять в артели. В итоге, в Павлово осталось лишь два крупных предприятия, на которых делали замки. На момент 1930-1940 годов это была артель имени Кирова (ныне – Павловский завод художественных металлоизделий имени Кирова), которая имеет дореволюционную историю – была создана в 1890-м году как Павловская кустарная артель. Плюс в 1929 году была образована артель «Металлист» – в нее, кстати сказать, на первых порах ушли наиболее талантливые из мастеров-замочников, которые до этого были кустарями-единоличниками.
    В экспозиции ГИМа, например, красуется замок Федора Дмитриевича Пчёлкина. Как раз Федор Пчелкин, в числе прочих мастеров, после революции в артели «Металлист» и работал.
    Ну, а потом – где-то на рубеже 1960-1970-х годов – замочное производство в городе прекратилось. Сначала при Никите Хрущеве, в 1956 году, с промысловой кооперацией было покончено, артели были окончательно национализированы и обращены в государственные предприятия. А потом оказалось, что производство замка нерентабельно. На него стал меньше спрос: в России просто не осталось такого количества деревень, как раньше, и висячих замков в прежнем количестве оказалось ненадобно. Народ начал перемещаться в города, а в городских квартирах использовались уже врезные замки, которых в Павлове никогда не делали. В результате замочные предприятия стали или закрываться, или перепрофилироваться.
    Скажем, завод имени Кирова был окончательно перепрофилирован на производство столовых приборов – всевозможных ножей, ложек, вилок из нержавеющей стали – что он до сих пор делает. А артель «Металлист» – переименована в завод «Мехинструмент», и стала производить садово-огородный инструмент; сейчас этот завод дышит на ладан.
    В итоге производство висячих замков осталось только в соседнем с Павлово административном районе – Сосновском, который тоже исторически входит в Павловский металлообрабатывающий район. Там была Елизаровская, и соседняя с ней Панинская волости, которые еще с XIX века замками занимались. Только в Сосновском районе производство замков сегодня еще теплится, но это – уже совершенно другие замки…

    93393-3.jpg
    Один из трех, имеющихся в фондах музея, замков Хрисанфа Павловича Сиверскова, сделанный в виде самолета.

    93393-4.jpg
    Замки Сиверскова – вещь больше курьезная.

    [​IMG]
    Еще его творение – замок-луна. На нем Сиверсков зубилом выбил свое прозвище: Старик-Кустарь.

    93393-6.jpg
    Довольно шикарный замок уже советского времени – Николая Стрижова.
    У него, кстати сказать, ключ напоминает балагуровский – зазубрины с обеих сторон. Тем не менее, это – репчатый замок.


    [​IMG]
    Тот же Николай Стрижов – вещь помельче, с необычным ключом.

    [​IMG]
    Замок с советской символикой. Возможно, мастера Гаврилы Николаевича Ярунина,
    который впоследствии работал в артели «Металлист».


    [​IMG]
    Симпатичный, советских времен, авторский замок-сердечко. Автор – Алексей Власов.
    Это довольно распространенная в Павлово фамилия, кустарей-замочников Власовых было несколько.


    [​IMG]
    Симпатичный, советских времен, авторский замок-сердечко. Автор – Алексей Власов.
    Это довольно распространенная в Павлово фамилия, кустарей-замочников Власовых было несколько.


    [​IMG]
    Мелочь. Самый нижний замок – патентованный замок некого Гаврилы Усанина.
    Для того, чтобы замок, сделанный в виде таблетки, закрыть, нужно просто вынуть ключ.
    На самом замке изображена роза.


    [​IMG]
    Замок, изготовленный в 1927 году, к десятилетию советской власти,
    для местного Павловского уездного комитета комсомола.
    Николай Федотов, директор Павловского исторического музея.


    http://svpressa.ru/culture/photo/93393/13#f
     
    Последнее редактирование: 24 июл 2014
    ohranik, Юниор, zhulkov и 4 другим нравится это.
  19. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Ключи тюремщиков

    Комбинированное оружие создавалось всегда с целью получить предмет, выполняющий две и более функции. Одним из разновидностей атипичного оружия является комбинированный с огнестрельным оружием ключ. Судя по разновидности экземпляров подобного оружия, идея иметь ключ-пистолет (key-gun) преследовала оружейников не одно столетие, большинство источников указывают даты изготовления и происхождение данных ключей-пистолетов: Западная Европа, конец 17 века – середина 19 века. Имеются ключи пистолеты как фитильного воспламенения, так и с системами воспламенения более поздних образцов: кремневого, капсюльного. Целевое предназначение у данного предмета два: ключ – для отпирания сувальдных замков, оружие – для самообороны. Судя по описанию в различных источниках, на оружейных форумах в сети (хотя лично я не нашел более-менее авторитетного литературного источника) ключ-пистолет мог использоваться охранниками в тюрьмах; на кораблях, в трюмах которых запирали перевозимых рабов; для запирания главных ворот, ведущих на территорию поместья, во времена, когда на дорогах встречалось много разбойников; ночными сторожами, охраняющими усадьбу или городские улицы.
    Ключ-пистолет фитильного воспламенения. Бородка ключа фигурной формы, стержень полый, выполняющий роль канала ствола. В основании ключа у его головки закреплен подпружиненный серпентин с помощью сквозного винта. Затравочное отверстие расположено напротив головки серпентина. На мой взгляд фитильный способ воспламенения не совсем пригоден для комбинированного оружия, отсутствует эффект неожиданности, так как виден тлеющий фитиль, затруднено постоянное поддержание оружия в состоянии боевой готовности.
    Ключ-пистолет кремневого воспламенения достаточно эффективное оружие, которое постоянно-готово к применению, не столь зависит от погодных условий и достаточно просто в использовании. Замки к данным пистолетам делались как в виде отдельного элемента, так и представляющими часть конструкции стержня ключа.
    Одним из известных ключей-пистолетов с кремневым замком является оружие, хранящееся в Польше в музее замка Мариенбург (Мальборк). Данный ключ-пистолет изготовлен примерно в конце XVII – начале XVIII века, на замочной доске имеется маркировка в виде четырех скошенных крестиков. Ствол в верхней части имеет надпись, которая выполнена латунью, в переводе с польского: “Боже, охрани” (“BOZE STRZEZ”) Длина ключа-пистолета 42,1 см, ствол длиной 34,5 см.
    Ключ-пистолет капсюльного воспламенения может быть различной конструкции. Рассмотрим три основные модели.
    В первом случае брандтрубка располагается на боковой поверхности стержня ключа, а курок закреплен на оси в головке ключа. Курок подпружиненный, спуск курка производится подачей вперед курка, после чего он срывается с боевого взвода и наносит удар по капсюлю.
    о втором случае части ударно-спускового механизма смонтированы в головке ключа, а капсюль воспламенитель устанавливается в торцевой части стержня ключа, со стороны головки ключа. Конструкция, на мой взгляд, очень удачная и удобная для использования. Спусковой рычаг расположен с наружной стороны головки ключа.
    Третий ключ-пистолет состоит из двух частей, соединяющихся резьбовым соединением. Верхняя часть (с головкой ключа), в стержне которой закреплен подпружиненный ударник, с основанием в виде шарика расположенного в головке ключа. Для удобства взведения и спуска (для производства выстрела) головка ключа шарнирно закреплена на оси ключа. Нижняя часть (с бородкой ключа) представляет собой ствол, в верхней части (в месте резьбового соединения) снабженный брандтрубкой (соском) для установки капсюля. Для выстрела необходимо оттянуть основание (шарик) подпружиненного ударника и отпустить его.

    11.jpg 1.jpg 3.jpg 6.jpg 7.jpg 8.jpg 9.jpg 10.jpg 111.jpg 12.jpg
    1395424651_3.jpg
    Ключ-пистолет фитильного воспламенения. Бородка ключа фигурной формы, стержень полый, выполняющий роль канала ствола. В основании ключа у его головки закреплен подпружиненный серпентин с помощью сквозного винта. Затравочное отверстие расположено напротив головки серпентина. На мой взгляд фитильный способ воспламенения не совсем пригоден для комбинированного оружия, отсутствует эффект неожиданности, так как виден тлеющий фитиль, затруднено постоянное поддержание оружия в состоянии боевой готовности.

    1310629971_w92a.jpg

    777.jpg 888.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Ludkin: 1 пункт (Спасибо за интереснейшую тему и материалы, собранные и пополняемые! большой труд!) 15 авг 2014
    kukui: 1 пункт (Спасибо за интересную тему.) 24 дек 2015
    Filat_YV, Valdis, Землеройка 59 и 10 другим нравится это.
  20. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Уволен по собственному желанию

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    10.826
    Спасибо:
    51.230
    Отзывы:
    725
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Интересный замочек на дружественном форуме выставил камрад daimler. Добавлю фото замочка фото в нашу тему.

    SAM_0394.JPG SAM_0395.JPG
    SAM_0396.JPG
     
    Valdis, Юниор, сапрон и 2 другим нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)