Кунгуровы и Плешковы из Томской губернии. Кто нам скажет, откуда пришли мы...

Тема в разделе "Сибирь и Зауралье", создана пользователем milaslavka, 9 фев 2016.

  1. milaslavka
    Offline

    milaslavka Приказный

    Регистрация:
    15 янв 2016
    Сообщения:
    18
    Спасибо:
    20
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Алтайский край
    Интересы:
    ВОВ, родословная
    Сначала думала так - узнаю имена предков и ... но, на самом деле, затянуло. Хочется узнать больше о их жизни, найти родных, о которых до некоторого времени даже не подозревала. Итак, посмотрев перепись 1917 года узнала, что мои прадеды Кунгуров Молофей Дементьевич и Плешков Савелий Авдеевич имели крепкое крестьянское хозяйство, большие семьи, были кержаками. Последнее не дает мне покоя. Кержаки не вели записей в церковных книгах, значит копнуть глубже мне не удастся? Или все-таки что-то можно узнать? Как они попали в свои деревни, откуда пришли туда их деды? Вопрос пока без ответа! Проживали они в Песчановом и Лаврентьевке, Барнаульской волости, Барнаульского уезда, Томской губернии. Молофей был грамотным, служил "у царя", Савелий был, скорее всего, ямщиком. Был убит. Так же в той же переписи нашла Авдея Яковлевича, возможно отца Савелия, т. е. моего прапрадеда.
    Может их, кроме меня, тоже кто-то ищет?
     
    Последние данные обновления репутации:
    Татьяна**А: 1 пункт (За тему!) 1 авг 2016
    Татьяна**А и Юлиа нравится это.
  2. Леший 2
    Offline

    Леший 2 Фельдфебель

    Регистрация:
    5 янв 2016
    Сообщения:
    56
    Спасибо:
    82
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Интересы:
    Коп , Блог
    В ЖЖ есть блоггер Кунгуров. Попробуйте с ним связаться. Возможно сможет помочь.
     
    Татьяна**А нравится это.
  3. KRAN
    Offline

    KRAN Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2015
    Сообщения:
    273
    Спасибо:
    357
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Владимир
    Интересы:
    генеалогия
    Вели свои с 1907 года. До этого регистрировались в полицейском управлении. До 1873 года фиксировались в православных метриках с пометкой.
    В исповедных ведомостях указывались всегда.
    Кержаки - с берегов реки Керженец в Нижегородской губернии, после разгрома скитов в 1720-х годах бежали в Пермский край (в том числе Кунгур) и далее в Сибирь.
    Начинайте с Томска: перепись 1897 года, подворные переписи.
     
    Любовь Н. и Юлиа нравится это.
  4. kukui
    Offline

    kukui Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 июн 2015
    Сообщения:
    170
    Спасибо:
    726
    Отзывы:
    41
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    д.Скальная
    Интересы:
    Интересно жить
    Я не Кунгуров, я Кунгурцев. Однокоренные фамилии. Отец родом из Кемеровской обл. По семейному преданию, выходцы из города Кунгура Пермской губернии. По семейной легенде, предок мой был выслан в Сибирь. У А.Толстого, в "Петре Первом", описан эпизод, с высылкой Кунгурского воеводы, вместе с дружиной в Сибирь, за воровство. Видимо и к моему предку относится.
     
    Барс и Любовь Н. нравится это.
  5. KRAN
    Offline

    KRAN Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2015
    Сообщения:
    273
    Спасибо:
    357
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Владимир
    Интересы:
    генеалогия
    Художественное произведение еще тот источник.

    В реальности при Петре Кунгурский воевода был повешен по указу царя.
    Сослан же был (в Вятку, а не Сибирь) другой воевода, при Екатерине Второй, за то что бежал от пугачевцев и не возглавил оборону крепости.
     
    Барс нравится это.
  6. kukui
    Offline

    kukui Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 июн 2015
    Сообщения:
    170
    Спасибо:
    726
    Отзывы:
    41
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    д.Скальная
    Интересы:
    Интересно жить
    Я не претендую на родство к воеводе.:) Те кто рядом с ним, были сосланы. Суть то вопроса о происхождении фамилии, не более того. Я точно знаю, что при Екатерине Второй, мои предки уже были в Сибири. Принимали участие в освоении первого российского промышленного прииска Бирикуль.
     
    Барс и Любовь Н. нравится это.
  7. KRAN
    Offline

    KRAN Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 ноя 2015
    Сообщения:
    273
    Спасибо:
    357
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Владимир
    Интересы:
    генеалогия
    У вас есть документальные подтверждения?
     
  8. kukui
    Offline

    kukui Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 июн 2015
    Сообщения:
    170
    Спасибо:
    726
    Отзывы:
    41
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    д.Скальная
    Интересы:
    Интересно жить
    Справки от ветеринара хватит?:m05009.gif:
     
    volic, Барс и Любовь Н. нравится это.
  9. milaslavka
    Offline

    milaslavka Приказный

    Регистрация:
    15 янв 2016
    Сообщения:
    18
    Спасибо:
    20
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Алтайский край
    Интересы:
    ВОВ, родословная
    Простите, ЖЖ ..... где это?
    Сообщения объединены, 18 фев 2016, время первого редактирования 18 фев 2016
    Спасибо за советы. Но поискать смогу только в Барнаульском архиве, увы...
    Сообщения объединены, 18 фев 2016
    Может и мне удастся что -то про своих накопать. Не теряю надежду. Спасибо!
    Сообщения объединены, 18 фев 2016
    Нашла его на другом сайте, написала. Спасибо за подсказку!
     
  10. volic
    Online

    volic Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 апр 2015
    Сообщения:
    543
    Спасибо:
    830
    Отзывы:
    31
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Протвино, Россия
    Имя:
    Владимир
    Интересы:
    Ищу ответы на вопросы
    ЖЖ - это Живой Журнал. Сайт http://www.livejournal.com
     
  11. Юлиа
    Online

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.703
    Спасибо:
    7.248
    Отзывы:
    181
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия

    Об этнографическом составе русских сибиряков Томского края
    http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=4748
    .......
    Старообрядцы появились на томской земле, по-видимому, вскоре после раскола Русской Православной Церкви в середине XVII в., который произошел в результате церковных реформ патриарха Никона. По архивным документам, уже в конце XVII в. в Томске отмечается выступление раскольников, как тогда называли старообрядцев. О старообрядцах в одной из деревень около г.Томска, об их одежде, какую «указами поведено носить раскольникам», сообщал в 1734 г. С.П.Крашенинников при описании своего пути по р.Томи. Последователи старой веры сыграли немалую роль в освоении Сибири русскими, поскольку из-за жестоких преследований вынуждены были укрываться в самые недоступные места, а кроме того, и ссылались сюда большими группами, как семейские Забайкалья или поляки Алтая. В силу своих религиозных убеждений, приверженности к старине, а также по специальным правительственным указам старообрядцы устойчиво сохраняли древние русские обычаи, одежду и свои бороды, весь бытовой уклад, поэтому они и представляют большой интерес для этнографов.
    В начале XX в. старообрядцы составляли, по весьма приблизительному официальному учету, 3,81% населения Томской губернии, в которую входил и Алтай. В конце XIX века Д.Н.Беликов, профессор богословия Томского университета, писал, что раскол распространился в Томской губернии, «не исключая угрюмого и пустынного Нарымского края. Значение этого края как более надежного места для жизни, удаленной от мирской суеты, возросло в начале XX века в связи со многими бурными событиями этого времени. В 1909 г. В. Рубчевский, объезжая бассейны рек Чаи и Парабели, писал, что русское население этой тайги состоит преимущественно из «религиозных отщепенцев». Наши полевые материалы позволяют сказать, что потомки старообрядцев живут и сейчас во многих селениях Томской области. Пожилые люди из них до сих пор сохраняют приверженность к старой вере и обычаям, соблюдают посты и запреты, например на еду из одной посуды с мирскими, даже если последние их собственные дети. В глухих местах Томско-Чулымской тайги живут в скитах последователи «истинно православных христиан - странствующих или бегунов».
    Старообрядцы Томского края в начале XX в. относились к различным религиозным течениям, толкам (часовенные, поповцы, беспоповцы, бегуны, поморские, федосеевские и пр.) и не составляли единой компактной группы. Многие из них переселились сюда, в глубины томской тайги, в разное время из соседних районов Сибири - Алтая, Тюменской, Новосибирской и Курганской областей, а также Амура, Пермской губернии и других мест. Довольно часто они приселялись к уже существующим ранее селениям единоверцев и родственников, с которыми поддерживали связи, как правило, по неофициальным каналам. В первой четверти XX века было основано немало новых старообрядческих заимок в слабозаселенных районах левобережья и правобережья Оби, преимущественно в верховьях ее притоков, в Бакчарском, Чаинском, Парабельском, Каргасокском районах.
    Этнокультурное взаимодействие различных групп русского населения между собой, а также с переселенцами других национальностей и коренными обитателями Томского края составляло основное направление в формировании культурно-бытовых особенностей сибиряков.

    Бардина Прасковья Елизвовна, этнограф, к.и.н., ст. научный сотрудник Музея г. Северска.

    Попробуйте обратиться в музей г.Северска http://www.museum-seversk.ru/, возможно, у них есть информация по староверам Барнаульской волости или смогут подсказать, куда обратиться дальше.

    Свяжитесь с http://altaistarover.ru/obshina/istoriya-obshchiny

    И откуда у Вас информация, что в Барнаульском уезде Барнаульской волости были дер. Песчановое и Лаврентьевка?
    По спискам населенных мест Томской губернии на 1911г. в Барнаульской волости не было таких населенных пунктов
    1911 Барнаульская 1.jpg 1911 Барнаульская 2.jpg
    Сообщения объединены, 18 фев 2016, время первого редактирования 18 фев 2016
    И уточните. Деревня называлась Песчановое или Песчаное?
    Если я не ошибаюсь, то сейчас это территория Топчихинского района Алтайского края
    1985 Барнаульская.jpg
    И если это Песчаное, то на сайте Топчихинского музея http://top-museum.ru/punkty/peschanoe/ есть интересная статья об этом населенном пункте

    Село Песчаное образовалось в 1763 году в результате переселения деревни Урывной, ранее располагавшейся на месте современного Павловска. О причинах переселения существует две версии. Первая версия описана известным путешественником Петром Палассом, посетившим Алтай в конце XVIIIвека. Вот, что он записал в своих трудах по исследованию Алтая, и в частности Павловского медеплавильного завода: « Так же здесь (на Павловском медеплавильном заводе) обжигают роштейн, удобрения требующий (т.е производят первичную обработку сернистой серебро содержащей руды), и (люди) должны терпеть опасный от сего дым, который здесь так загаживает воздух, что куры и другая птица во множестве от судорожных припадков колеют. По причине сего нездорового воздуха Урывная деревушка, построенная только одной верстой ниже завода, по левую сторону Космолы, по заведении здесь работ, переселилась (на речку Барнаулка, в район озера Песчаного)». Не случайно, в первых документах, в которых официально зафиксирована деревня на озере Песчаном, она называлась деревня Урывская на озере Песчаном. В XIX веке она уже фиксируется в документах как деревня Песчаная.
    Вторая версия бытующая в самом селе гласит о том, что причиной переселения крестьян явились разногласия старообрядческого населения Урывной, со священником церкви слободы Белоярской. И в частности приводится пример конфликта крестьян Тагильцевых, наиболее уважаемых в деревни с православным духовенством. Именно Тагильцевы и стали организаторами переселения старообрядцев крестьян подальше от заводов, и крупных трактов на берег Песчаного озера, от которого до ближайшего тракта около 20 вёрст. По старым меркам это большое расстояние. О том, Песчаное было образовано переселившимися старообрядцами свидетельствует и тот факт, что из всех населённых пунктов Топчихинского района, только в Песчаной, на ряду с православной церковью и церковноприходской школой, существовала до 1919 года старообрядческая церковь, и школа только для детей кержаков (старообрядцев).
    В конце XIX века, после отмены крепостного права в Песчаную стали прибывать переселенцы. Но селились там в основном те, кто мог поладить с старожилами старообрядцами. Такими оказались переселенцы с северной части Европейской части России мордовцы (мокшане), наиболее близкие по образу жизни к старообрядцам, в прошлом то же выходцев с северорусских земель. Так в Песчаном образовался мокшанский край (улица где компактно проживали, и продолжают во многом проживать представители мордовской культуры). Удивительно, но не смотря на то, что в районе много населённых пунктов, где компактно проживало и проживает большое количество мордовского населения (Красноярка, Володарка и.т.д.) только в Песчаной до 50-х годов XX века существовал свой мордовский колхоз «Одэряв», а так же своя мордовская школа, где наряду с другими языками преподавали мордовский язык и мордовскую культуру. До 60-х годов жители села Песчаное выписывали в периодические издания (газеты) на мордовском языке. Именно в Песчаной, благодаря стараниям жителей и краеведа Писанской Людмиле Николаевне удалось собрать полностью повседневный и праздничный костюмы мордовских женщин.
    В годы гражданской войны песчановские крестьяне влились в партизанский отряд Парфеново, в составе которого и вели борьбу с армией Колчака. Погибшие в этот период земляки, красные партизаны похоронены в братской могиле в центре села.
    В период коллективизации в 1929-1930 годах в Песчаном было создано несколько колхозов (предположительно четыре), просуществовавших до 1950 года ( известно что это колхозы «КИМ», «ОДЭРЯВ», «ОБОРОНА», название четвёртого не известно).
    В Великую Отечественную войну из села Песчаное погибло более ста человек. Из наиболее известных и уважаемых в селе ветеранов ВОВ можно назвать женщину-снайпера Бурову Полину Васильевну. Не смотря на то, что она родом из Рожнева Лога, Полина Васильевна большую часть своей жизни прожила в Песчаном (после войны), и похоронена в Песчаном.
    Из наиболее известных земляков, жителей села Песчаное можно назвать учёного, биолога проживавшего в Минске Виноградова Петра Михайловича, известного журналиста из Томска Светлану Буленок, начальника охраны мэра Москвы Лунина Виктора, владельца сети магазинов «Спортмастер» Романова Сергея Ивановича и других.
    Из известных краеведов занимающихся изучением истории и культуры жителей села можно отметить учителя местной школы Писанскую Людмилу Николаевну, создавшую в школе музей села Песчаное.
     
    Татьяна**А и Любовь Н. нравится это.
  12. milaslavka
    Offline

    milaslavka Приказный

    Регистрация:
    15 янв 2016
    Сообщения:
    18
    Спасибо:
    20
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Алтайский край
    Интересы:
    ВОВ, родословная
    Сообщения объединены, 19 фев 2016
    Огромное спасибо за ссылки! Неоднократно контактировала с директором музея рц Топчиха, но, кроме тех сведений, что опубликованы им, ничего больше найти не удается. Пыталась мне помочь и учительница истории Людмила Николаевна (ее имя упоминается в статье), но наши совместные поиски результатов не дали. В селе сгорели похозяйственные книги, сторожилов никого не осталось.
    Далее: Лаврентьевка отселилась от Фунтиков примерно в 1911 году. Все это нашла в переписи 1917 г. и сопоставила годы. Моя бабушка Ульяна родилась в 1908 г. в Фунтиках, а в 1917 г. она значится в Лаврентьевке, также указан год поселения ее семьи - 1911. С. Песчаное в переписи значится как Песчановская, как мне удалось установить это была деревня Урывная на песчаном озере, постепенно первое слово, видимо, исчезло из обихода. Почему отслеживаю сразу 2 ветви: моя бабушка была Плешкова, вышла замуж за Кунгурова. Вот моя мама и попросила поискать что- нибудь о родных ее отца. Спасибо вам большое за помощь, так как я начинающий "копатель" родословной, буду рада любой подсказке.
     
    Татьяна**А и Юлиа нравится это.
  13. Юлиа
    Online

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    4.703
    Спасибо:
    7.248
    Отзывы:
    181
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Сгорели только похозяйственные книги? Староверский храм уцелел? Не пробовали обращаться к староверской общине?
     
  14. milaslavka
    Offline

    milaslavka Приказный

    Регистрация:
    15 янв 2016
    Сообщения:
    18
    Спасибо:
    20
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Алтайский край
    Интересы:
    ВОВ, родословная
    Храмов нет никаких. Попробую по данной вами ссылке найти эту общину в Барнауле. Спасибо! Пробовала спрашивать про кержаков в Барнаульском архиве - развели руками!
    Сообщения объединены, 19 фев 2016, время первого редактирования 19 фев 2016
    Этот Кунгуров - не наш. Ответил, что его родные из других мест.
     
    Татьяна**А нравится это.
  15. Леший 2
    Offline

    Леший 2 Фельдфебель

    Регистрация:
    5 янв 2016
    Сообщения:
    56
    Спасибо:
    82
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Интересы:
    Коп , Блог
    Жаль. Хотел вам помочь. А других Кунгуровых не встречал нигде больше(.
     
  16. Татьяна**А
    Offline

    Татьяна**А Сибирячка Команда форума

    Регистрация:
    6 июн 2014
    Сообщения:
    3.061
    Спасибо:
    5.383
    Отзывы:
    139
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новосибирск
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    Поиск
    Есть сайт историка-генеалога Оксаны Корневой
    О Кунгуровых:
    КУНГУРОВ
    Кунгур — прозвище уроженца города Кунгура или выходца из Кунгурского у. (см.КУНГУРЦОВ; ср. аналогичные пары фамилий: КАРГАПОЛОВ/КАРГАПОЛЦОВ, КОЛМОГОРОВ/КОЛМОГОРЦОВ).

    Возможно и иное толкование: «Это тюркское слово широко распространено как антропоним — личное имя (прозвище) и этноним — название рода или племени. Известна тюркская по происхождению фамилия Кунгуров. <...> в языке половцев конгур — «рыжеватый» (одно из значений татарского конгыр и казахского конгыр, конгур — «русый»). Это позволяет понять, как возникло тюркское личное имя и обозначение родоплеменной группы» (Матвеев. С.106).

    Кроме того, «слово Кунгур распространено в топонимии Урала: Кунгур — башкирское название оз.Щелкун, южнее Свердловска, Кунгурка — лев. пр. Чусовой и гора около дер.Макаровой, близ Свердловска; еще одна Кунгурка впадает с востока в пруд Юго-Камского завода» (Матвеев. С.105); около г.Дегтярска есть с.Кунгурка, а в Кировской обл. — д.Кунгур (Шабалинский р-н) и Кунгуровы (Оричевский р-н).

    Приведенные выше уральские топонимы могли быть обязаны своим возникновением выходцам из Кунгурского у., в большом количестве селившимся на Среднем Урале с конца XVII — начала XVIII в.; труднее объяснить таким образом примеры из вятской топонимики. Документы XVII в. также свидетельствуют о том, что прозвище не всегда связано с местом рождения или прежнего жительства человека: так, в 1670/71 г. пришел в Камышловскую сл. и поселился в д.Темной крестьянин Терентий Кондратьевич Кунгур, родившийся «на Вятке в уезде Котелничья городка» (перепись 1680 г.). О Кунгуровых (Кунгурцевых) в пределах Аятской сл. см.: Любимов. С.40,60 и др.

    Крестьянином Куяровской сл. (21:1) был Карп Михайлович Кунгоров (1691/92 г.); его сын Роман Карпович Кунгуров позднее жил в д.Горбуновой (22:7), где их потомки и зафиксированы ИР 1822.

    Предками Кунгуровых из прихода Беляковской сл. был крестьянин этой слободы Семен Афанасьевич Кунгуров (1690/91 г.), позднее учтенный в д.Мохиревой (23:21; перепись 1710 г.).

    Предками Кунгуровых в катайских приходах могли быть крестьяне Катайского острога (возможно, братья) Гавриил Иванович Кунгуров, у которого были сыновья Андрей, Трофим, Панкратий, Кондратий и Василий, и Яков Иванович Кунгуров с сыновьями Сидором (у него был сын Михаил), Семеном, Афанасием, Григорием и Петром (перепись 1719 г.).

    В 1822 г. в Каменском заводе фамилию носили мастеровые, в других местах — крестьяне. Фамилия распространена в Талицком р-не (Память — 19 чел.), встречается в Каменском, Камышловском, Сухоложском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974).

    2.1. Каменский завод, приход Свято-Троицкой церкви Каменский завод, основан в 1701; с 1935 – г. Каменск (с 1940 – Каменск-Уральский)

    5.7. Чусовская деревня, приход Богоявленской церкви Катайский острог, также прихода Троицкой церкви Катайский острог

    7.1. Катайская слобода, Пророко-Ильинская церковь Катайская слобода, деревня Плетнева (Плетни – до 1777) и село Ильинское (1719), село Катайско-Ильинское (1869)

    22.7. Горбунова деревня, приход Петропавловская церковь Талицкий завод, село с 1866

    23.20. Ретинская деревня, приход Богородицкой церкви Беляковская слобода, Реткинская (Сизикова), 1869

    23.21. Мохирева деревня, приход Богородицкой церкви Беляковская слобода

    Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.
    http://www.okorneva.ru/proishojdeni...skogo-uezda-slovar-uralskih-familiy/kungurov/
     
    milaslavka нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)