Над вечным покоем

Тема в разделе "Северо-Запад и Север России", создана пользователем Хольт, 8 июн 2013.

  1. Offline

    valentina Приказный

    Регистрация:
    16 фев 2015
    Сообщения:
    16
    Спасибо SB:
    23
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Башкортостан. г.Учалы.
    Имя:
    Валентина
    Интересы:
    Поиск деда пропавшего без вести.
    Большое спасибо за экскурсию. А металлические иконы на фото случайно не старовеческие? Мои дедушка и бабушка были староверы. У них были такие же иконы и кресты. Они отличаются от православных.
     
    Maris73 нравится это.
  2. Offline

    Барс Полковникъ

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    143
    Спасибо SB:
    426
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Священники, учителя
    Кенозерье ... Хорошо, что есть отдельная тема ...
    Мы там были в прошлом - 2014 году... Не так парадно, но также незабываемо...
    Надеюсь, что никого не обижу, продолжив тему.
    Максим рассказывает: "У нас была даже баня по-чёрному, в которой мы вечерком парились и ныряли в озеро."
    Ключевое слово - даже.
    Мы тоже очень были удивлены, что помимо "бани по-белому" предлагается "баня по черному". И вот такой разговор состоялся у нас с работниками парка.
    -Что, баня по-черному так востребована? Это специально для туристов?
    Минутная пауза.
    -Не-е-ет, это баня по-белому для туристов на всех кордонах построена.
    Многое из того что в Кенозерье обычное явление (бани по черному) - для нас экзотика.
     
    Татьяна**А, Юниор, amiga2005 и ещё 1-му нравится это.
  3. Offline

    Барс Полковникъ

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    143
    Спасибо SB:
    426
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Священники, учителя
    1.JPG
    2.JPG
    Крестьянским домам Севера присуща одна конструктивная особенность крытого двора: всю верхнюю часть сруба, находящегося над хлевами, несут на себе мощные стойки-столбы, глубоко врытые в землю. Это делается для того, чтобы сгнившие клети хлевов можно было легко разобрать, вынуть и заменить новыми, не поднимая и не разбирая сруба всего дома.
     
  4. Offline

    Барс Полковникъ

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    143
    Спасибо SB:
    426
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Священники, учителя
    Часовня Николая Чудотворца в пос. Усть-Поча.

    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2565-jpg.82487/

    Вот для защиты от этих овечек, козочек, ягнят и козлят у часовни сделаны ворота.
    Обратите внимание, на фотографии слева от часовни видны погреба для картошки.
    0016.jpg
    0020.JPG
    «Небо». Мастер Федор Захаров Иок. 1881г.
    0018.JPG
    0019.JPG

    Часовни в Кенозерском крае бедные. Посмотрите, подставки для свечей выполнены из древесного гриба.
    0017.JPG
    На веревках висят «заветы». В углу (не фотографировались такие заветы, как рабочая рубашка – чтоб спина не болела, чулок – чтоб нога не болела). Завет – это так: «Я тебе – ты мне». Я тебе подарок, а ты уж, будь добр, помоги мне. Почему-то в Кенозерье часто говорят о старообрядчестве. А мне кажется, что заветы ближе к язычеству. Ну, не мне (октябренку-пионеру-комсомольцу-атеисту) об этом судить.

    Когда мы со смотрительницей вышли из часовни, у закрытых ворот стояла стайка детей дошкольников (8 человек в возрасте от 4 до 6 лет). Смотрительница часовни впустила детей на лестницу. В тишине дети перекрестились при входе в часовню, через какое-то непродолжительное время также тихо чинно вышли.
     
    Валёс, -HUNTER-, Татьяна**А и 7 другим нравится это.
  5. Offline

    Барс Полковникъ

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    143
    Спасибо SB:
    426
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Священники, учителя
    Поклонные кресты.

    В музее.
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2555-jpg.82483/

    У дороги.
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2492-jpg.82391/

    Поклонный крест (очень высокий, виден за зданием часовни) поставлен раньше, чем сама придорожная часовня..
    P1010008-1.jpg
    Повторю из другой темы о придорожной часовне Кирика и Улиты XIX век.
    Метла на длинной палке предназначена для сохранения памятника - сметания хвои с деревянной крыши часовни.
    P1010010.JPG
    Старый крест при реставрации был внесен в часовню. Интересно, что лишь одна перекладина креста накладная, крест и главка вырублены из цельного бревна.
    P1010012.JPG

    Старообрядцы почитают Кирика и Улиту своими покровителями, считая себя такими же, как они, гонимыми за веру. Молитва перед иконой «Св. Кирика и Улиты», в силу дарованной мученикам благодати, давала отпущение грехов.

    Внесенные в часовню заветы: домотканые полотенца, атласные и ситцевые платки, шитые пелены с крестами – уже не могут быть вынесены из неё. Заветы уже принадлежат богу, Богоматери, святым в просьбе о ниспослании детей, достатка или исцеления.
    P1010014.JPG
    Врубка дверной коробки.
    P1010011.JPG
     
    Последние данные обновления репутации:
    Зяблик: 1 пункт (За пополнение темы!) 13 дек 2015
    Юлиа: 1 пункт (Спасибо за интересные фотографии и материалы!) 18 дек 2015
    -HUNTER-, Татьяна**А, Юлиа и 9 другим нравится это.
  6. Offline

    Барс Полковникъ

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    143
    Спасибо SB:
    426
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Священники, учителя
    Срубные конструкции.
    В новодельном амбаре в д.Вершинино интересная выставка, где среди прочего можно увидеть варианты соединения бревен сруба.
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2392-jpg.82304/
    «В лапу» - такие соединения без остатка применялись в Кенозерье редко.
    На следующих двух образцах показаны особенности нижнего продольного паза, вырубаемого в бревнах, зависящие от предназначения сруба, как холодного или теплого. Теплый сруб собирается на мох и предполагает отопление внутреннего помещения, поэтому продольный паз вырубается широким и округлым (в сечении – дуга), облегающая нижнее бревно. Холодный, не отапливаемый сруб собирается без мха, и в нем продольный паз вырубается треугольным (в сечении – тупой угол). Пример - сам выставочный амбар (холодный). На фотографии Максима, где показана маркировка бревен, между седьмым и восьмым бревнами можно увидеть торец бревна с треугольным пазом.
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2390-jpg.82305/
    На стенде «Топор - всему голова» можно прочитать, что «существует несколько десятков соединения бревен без промежуточных элементов».
    0001.JPG
    Мне хочется рассказать о наиболее древнем варианте «разнопаза» применяемом при укладке в сруб сбежистых бревен (сбежистый лес – с резким изменением диаметра ствола от комля к вершине). В комле и примерно до середины длинны бревна вырубался продольный паз снизу и сверху, а вторая половина бревна вообще не пазилась. В месте перехода верхнего паза на нижний паз между бревнами получалось зубчатое соединение, которое наряду с угловыми врубками дополнительно обеспечивало срубу пространственную жесткость.
    На старых зданиях, как мы видим на фотографиях Максима, у деревянных срубов соединение бревен – «в чашу с противопазом».
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2453-jpg.82360/
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2509-jpg.82457/
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2518-jpg.82462/
    Повторю фрагмент своей фотографии окна часовни, где видны торцы бревен сруба.
    торец0020.jpg
    Визуальное обследование А.Ю. Косенковым (г.Петрозаводск) сохранившихся срубов и руинированных построек с двойной припазовкой позволило выявить различия, которые связаны с расположением места смены верхнего продольного паза на нижний: на расстоянии около одного метра от конца бревна, сразу после чаши, непосредственно в самой чаше и в остатке перед чашей. Противопаз обеспечивал бОльшую пространственную жесткость сруба.
    Из того же амбара пара фотографий.
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2391-jpg.82303/
    0003.JPG
     
    Валёс, -HUNTER-, Татьяна**А и 4 другим нравится это.
  7. Offline

    Барс Полковникъ

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    143
    Спасибо SB:
    426
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Священники, учителя
    Часовни.
    Во времена правления Петра I начались массовые запреты на строительство и содержание часовен. Официальное мнение гласило, что они используются для совершения языческих обрядов и как старообрядческие молельни.
    В Кенозерье все часовни достаточно молоды - не старше XVIII века. Надстройка колоколен относится к XIX - началу XX века.
    Часовня Сосшествия Святого духа XVIIIв. в деревне Глазово, расположена на двух природных осях: между двух холмов и между двумя пространствами заливов.
    На последней фотографии можно увидеть, как намокает крыша часовни под дождем (во время съемки шел мелкий дождь) Главка и крыша под главкой сухие.
    P1010026.JPG P1010025.JPG P1010027.JPG P1010030.JPG
    Прошу прощения за некачественные фотографии - они не предназначались для всеобщего обозрения.
     
    Последние данные обновления репутации:
    ohranik: 1 пункт (ЗА ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ!!!) 15 дек 2015
    Stalker-2010, -HUNTER-, Татьяна**А и 8 другим нравится это.
  8. Offline

    Барс Полковникъ

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    143
    Спасибо SB:
    426
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Священники, учителя
    Население Кенозерья было в значительной мере промысловым.

    Крестьянство не пускало в свой край к изобилующим рыбой рекам и озерам монахов, претендующих на часть их земельных владений и промысловых угодий (пустынник Домиан – будущий основатель Юрьевского монастыря).

    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2335-jpg.79205/
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2368-jpg.79222/
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2552-jpg.82480/
    ко.jpg
    Сообщения объединены, 16 дек 2015, время первого редактирования 16 дек 2015
    Почозерский (Почозерский) храмовый комплекс,
    состоящий из двух церквей, соединенных крытым переходом, и колокольни был некогда центром обширного Почезерского прихода. Сейчас там пустынно. Двухэтажные дома большой деревни Филипповской забиты досками.
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2577-jpg.86528/
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2578-jpg.86529/
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2579-jpg.86530/
    Экскурсовод ведет рассказ со смотровых точек – необыкновенно красивых.

    В свободный день мы повторно съездили в д. Филипповскую. И вошли на территорию храмового комплекса. Почему? Из-за ощущения сказки.

    Летом 1903 года по заданию этнографического музея здесь побывал известный русский художник, иллюстратор сказок Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) и сделал многочисленные фотоснимки Почезерского погоста.

    Поэтому, читая в детстве, а затем уже своим детям сказки с иллюстрациями И.Я.Билибина, а затем, попадая в такое место (лес, озера, старые добротные и опустевшие дома, старинное кладбище с аналогичной оградой и деревянными воротами, с домовинами и необычными крестами), где нет ни одного человека в округе, оказываешься зачарованным со стойким ощущением, что попал в заколдованное место и сейчас сюда прилетит Баба-Яга в ступе.
    1.JPG 2.JPG 3.JPG 4-1.JPG 5-1.JPG 6-1.JPG 6-2.JPG 6-3.JPG
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (За Архангельскую область!) 16 дек 2015
    Stalker-2010, Roma-san, -HUNTER- и 6 другим нравится это.
  9. Offline

    Барс Полковникъ

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    143
    Спасибо SB:
    426
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Священники, учителя
    Священные рощи.
    Простите, если кого-то обижаю своими упоминаниями о язычестве, но там…
    В Кенозерском национальном парке существует множество священных рощ
    (более 40).
    Ситуация взаимоотношения язычества и христианства в районе Кенозера, по крайней мере в пространственном выражении, выглядит следующим образом.
    В д. Вершинино вблизи озера расположена священная роща, а на вершине холма стоит Никольская часовня, сооруженная в XVIIIвеке.
    Рощу видно за холмом, там залив озера.
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2404-jpg.82312/

    В деревне Зехново на развилке дорог стоит поклонный крест и немного поодаль могучее дерево – священная сосна. Фотографии сосны, увы, нет.
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2477-jpg.82384/

    Часовня Святой Параскевы Пятницы XIX века находится прямо в священной роще. Рощу на фотографии не очень видно, но это довольно большой кусок нехоженого леса, можно сказать – чаща, ибо в этот лес не войти.
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2522-jpg.82465/

    И здесь же неподалеку от священной рощи стоит часовня «крест» Успения Пресвятой Богородицы, известная как самая маленькая часовня. Войти в эту часовню не получится, нужно сразу падать на пороге на колени. Место там лишь на одного коленопреклоненного человека. Обратите внимание на высоту двери.
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2521-jpg.82464/

    В священных рощах не принято собирать грибы, ягоды, нельзя рубить деревья, даже упавшие, даже ветку с дерева сломать не моги, не желательно громко разговаривать, а желательно молчать, в реке рядом со священной рощей нельзя ловить рыбу. И вообще, лучше без надобности в священную рощу не заходить. Вот, идущие мимо священной рощи дорОгой жители из д. Тырышкино, молились в придорожной часовне «крест». А в часовню Параскевы Пятницы в священной роще приезжали с других деревень молодые жёнки (женщины) с молитвой о даровании детей. Там и сейчас очень много заветов. Экскурсовод разговаривает только внутри часовни. Работники парка в свое время наотрез отказались сделать спил ствола старого упавшего в этой священной роще можжевельника.

    Зехново. Иоанно-Богословская часовня (XVIIIв.).
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2467-jpg.82377/
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2469-jpg.82379/
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2473-jpg.82381/
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2477-jpg.82384/

    Вид с галерей. На последней фотографии – вид на внутреннее озерко, связанное с протокой с большим озером. Между зданием часовни и озерком – священная роща.
    1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Татьяна**А: 1 пункт (Спасибо!) 4 окт 2016
    Stalker-2010, Валёс, Roma-san и 5 другим нравится это.
  10. Offline

    Барс Полковникъ

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    143
    Спасибо SB:
    426
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Священники, учителя
    Как хранили берёсту.
    На мастер-классах можно не только научиться плести из берёсты сувениры, можно посмотреть, как хранится берёста, собранная мастером: в сухом неотапливаемом помещении пластины размером 1м на 1,5-2м сложены в пачки и пригружены (фото нет).
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2573-jpg.82491/
    В музеях г.Архангельска и г.Тотьмы мы видели, как выглядели и в таком виде хранились заготовки берёсты для хозяйственных поделок.
    1.jpg

    Кузнец.
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2571-jpg.82489/
    В сувенирной лавке
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2251-jpg.79055/
    111.jpg
    мы приобрели вот такие сувениры, для использования их по прямому назначению.
     
    Stalker-2010, -HUNTER- и ohranik нравится это.
  11. Offline

    Барс Полковникъ

    Регистрация:
    17 май 2012
    Сообщения:
    143
    Спасибо SB:
    426
    Отзывы:
    19
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Священники, учителя
    Город Каргополь
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2623-jpg.78737/
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2624-jpg.78738/
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2625-jpg.78739/
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2626-jpg.78740/
    http://smolbattle.ru/attachments/dsc_2630-jpg.78742/
    В Каргополе ежегодно летом проводится Праздник народных мастеров России.
    Это праздник для города и приезжающих мастеров. В гостиницах свободных мест нет. Туристам остановиться негде, да и самих туристов мало.
    На ярмарке можно купить разные-разные сувениры.
    Мы (2014 г.) в город вернулись из поселка Морщихинская лишь к вечеру, успели купить только керамику из г. Пскова. Коника купили накануне в гостинице.
    123.jpg
    Сообщения объединены, 22 дек 2015, время первого редактирования 22 дек 2015
    Мне жаль, что часть интересных фотографий, которые могли бы дополнить тему, мою утрачены.
    Хочется сказать, что некоторые фотографии Максима в д. Вершинино уникальны: Визит-центр открывают в "парадные" дни, покушать в трактире и увидеть его интерьер Вы сможете только, если наберется компания в шесть человек.
    Если соберетесь в дорогу и в Яндексе увидите, что последние 70 км в д.Вершинино проходятся за семь часов, не пугайтесь. На маршруте - понтонный мост, и лишь весной и осенью, когда река разливается, придется воспользоваться паромной переправой.
    В целом отдых в НП "Кенозерский" не дорогой, но необходимо заранее спланировать с сотрудниками парка время посещения, маршрут, забронировать места в гостиннице, на кардоне или остров, если Вы едите рыбачить.
     
    Последние данные обновления репутации:
    -HUNTER-: 1 пункт (+) 4 окт 2016
    -HUNTER-, Татьяна**А и Юниор нравится это.
  12. Offline

    rubioalbir Испанец

    Регистрация:
    4 авг 2013
    Сообщения:
    209
    Спасибо SB:
    509
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ярославль
    Имя:
    Илья
    Интересы:
    Монеты ссср
    Юлиа и Татьяна**А нравится это.
  13. Offline

    Anabel Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 окт 2015
    Сообщения:
    172
    Спасибо SB:
    258
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва, Россия
    Интересы:
    Боевой путь 2-й ДНО
    Спасибо! Отличные фотографии нашей Родины!
     
    amiga2005 нравится это.

Поделиться этой страницей