Одесса - путешествие в прошлое

Тема в разделе "Украина", создана пользователем Wolf09, 11 фев 2015.

  1. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.496
    Спасибо:
    54.462
    Отзывы:
    785
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    b712d788a3a1e1d90927397367_226108_p0.jpg
    420px-Coat_of_Arms_of_Odessa.svg.jpg

    Одесса
    — город на юге Украины. Административный центр Одесской области и главная военно-морская база Военно-морских сил Украины.

    Численность населения города на 1 декабря 2014 года составляла 999 110 постоянных жителей и 1 016 773 человека наличного населения. Третий по величине город страны. В пределах агломерации проживает свыше 1,5 млн человек. Национальный состав населения: 61,7 % украинцев, 29 % русских, 1,3 % болгар, 1,2 % евреев (2001 год). Расположена на берегу Одесского залива Чёрного моря.

    Крупнейший морской порт Украины. Торговля, металлообработка, нефтепереработка, машиностроение, производство лекарств и продуктов питания. Санаторно-курортное лечение и пляжный отдых, круизный туризм. Крупный научно-образовательный центр.

    Исторический центр внесён в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ансамбль Приморского бульвара, площади Дюка де Ришельё и Потёмкинской лестницы.

    С V века до н. э. — группа античных поселений. Современный город как военно-морской порт на Чёрном море основан Российской империей в 1794 году на месте татаро-турецкого поселения Хаджибей (известного с XV века и отошедшего к России в 1791 году); переименован в Одессу (предположительно, от античного города Одессос) в 1795 году. К концу XIX века Одесса превратилась в четвёртый по величине город и второй по грузообороту порт Российской империи.

    Название города

    Впервые новое название города встречается 10 (21) января 1795 года.

    Название связано с древнегреческой колонией Одессос (др.-греч. Ὀδησσός). В конце XVIII столетия была традиция называть города на завоёванных у турок территориях греческими именами (к примеру, Севастополь, Тирасполь и т. п., в том числе с воспроизведением античных названий, не обязательно на том же месте — Херсон). В те годы предполагалось, что античный Одессос существовал неподалёку от Одесского залива (позже археологи нашли эту колонию недалеко от болгарского города Варны).

    Другой вариант — этимологический. По одной из легенд результатом царских дебатов об отсутствии пресной воды поблизости от выбранного для строительства места названием города волею императрицы Екатерины II стало прочитанное наоборот в русской транскрипции французское выражение «assez d’eau» («асседо» — воды достаточно). Данная версия официальной историографией отвергается.

    Ещё одна легенда гласит, что новое название долго не приживалось и люди по-прежнему называли Одессу Хаджибеем. Поэтому для лучшего усвоения населением нового названия власти применили следующий метод. На всех городских заставах казаки спрашивали въезжающих крестьян: «Куда путь держите?» И если следовал ответ «В Хаджибей», казаки этого человека просто пороли. Метод оказался действенным, и вскоре уже все именовали город Одессой.

    Среди неофициальных названий: Жемчужина Чёрного моря; Одесса-мама; Южная Пальмира — так говорят, поэтически сравнивая его с Пальмирой — городом легендарной красоты (а Северная Пальмира — это Санкт-Петербург); Южная столица Украины.

    История

    На территории Одессы и Одесского залива когда-то была расположена древнегреческая колония, остатки которой были обнаружены прямо под нынешним Приморским бульваром. Уровень воды был иным, более низким, и береговая линия проходила намного дальше, чем сейчас находится Одесский маяк. Именно недалеко от маяка и за ним до сих пор иногда находят древнегреческие артефакты. Из-за более низкого уровня воды Тендровская коса продолжалась значительно дальше, чем сейчас, и поселение в районе маяка фактически контролировало выход из устья Буга и Днепра в Чёрное море, и таким образом, имело крайне удобное геополитическое расположение. Археологические артефакты подтверждают существование связей между Одесским регионом и восточным Средиземноморьем. В Средневековье территория Одессы находилась во владении различных кочевых племён (печенегов, половцев), Золотой Орды, Крымского ханства, Великого княжества Литовского, и Османской империи.

    XVIII—XX века

    Официально историю Одессы как города принято отсчитывать с 1794-го года, когда 27 мая (7 июня) 1794 года императрица Екатерина II издала рескрипт об основании города и гавани на месте Хаджибея, а 22 августа (2 сентября) 1794 года после молебна и освящения строительных площадок были забиты первые сваи в основание города. Ранее Осип де Рибас представил Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору князю Зубову доклад, вместе с ходатайством о построении города и порта на месте Хаджибея, а также планы, составленные инженером-полковником российской армии Францем де Волланом. Де Рибасу в конце концов удалось убедить Екатерину, и таким образом был утверждён его проект основания порта и города. Строился город по плану, составленному де Волланом.

    Новое название города Одесса впервые встречается 10 января 1795 года. Существует несколько версий о происхождении названия города, однако наиболее достоверным считается предположение, что город назвали так в честь древнегреческой колонии Одессос, которая располагалась недалеко от Одесского залива.

    АДЖИБЕЙ

    Штурм и взятие Хаджибея русскими войсками 14 (25) сентября 1789 г. вряд ли являлось бы столь значительным событием и датой в анналах отечественной истории, если бы этот день не стал хронологической точкой отсчета летописи предыстории Одессы. Но так как этот факт давно совершенно очевиден для потомков, то и понятен тот большой интерес, который проявлялся к подробностям падения турецкой крепости Ени-Дунья, именуемой в русских документах Хаджибейским замком. Впрочем, не будем умалять и чисто военное значение операции проведенной в ночь с 13 на 14 сентября по ст. ст. отрядом генерал-майора Дерибаса. Конечно, в ряду кровопролитных и тяжелых сражениях в годы русско-турецкой войны 1787-1791 гг. эта операция отнюдь не выделялась. Но и не случайно ведь в Петербурге прогремели салюты в честь Дерибаса, а Суворов не преминул с победой над Хаджибеем честь иметь поздравить Осипа Михайловича, усердно пожелав ему «побеждая и далее неверных, заслужить лавры». <…> Остается добавить, что за взятие Хаджибейской крепости Дерибас был награжден орденом Святого Георгия третьей степени. Не были забыты также и наиболее отличившиеся при взятии Хаджибея представители регулярной армии и украинских казаков Черноморского войска.

    Что касается крепости, то уже через месяц после ее взятия укрепления было приказано срыть, что, в свою очередь, диктовалось стратегическими соображениями, существовавшими в тот период войны. Но главное было сделано, место, где в скором времени было суждено появиться Одессе, стало освобожденным от турецкого владычества.

    ЗАКЛАДКА ПОРТА, ГОРОДА И ХРАМОВ

    В 1793 г. И.Дерибас, Ф.Деволан и А.Шостак обследовали черноморское побережье. Самой удобной для торгового города и главного порта признали территорию и гавань Хаджибея. В результате 27 мая 1794 г. был издан Указ об основании г.Хаджибея и утвержден его первоначальный план, разработанный Ф.Деволаном.

    В августе 1794 г. состоялась закладка порта, города и православных храмов.

    Развитие Одессы сразу после основания города не было активным, но значительно ускорилось в первые два десятилетия ХІХ века. Став главным поставщиком украинского и бессарабского хлеба для стран Западной Европы и Передней Азии, Одесский порт значительно увеличил свои обороты. Город становился важным культурным, административным и духовным центром юга страны.

    Как отмечалось, план города был утвержден в 1794 г., вместе с Указом о его основании. Но в действительности это была эскизная схема, в которой условно показывались размеры кварталов и улиц, принцип композиционного построения. В процессе строительства и заселения Одессы, Ф.Деволан значительно развил и уточнил свои предложения, составив в 1795 г. очередную редакцию проекта, который начал воплощаться в жизнь.

    Именно в соответствии с планом 1795 г. общегородской центр разместился по оси Военной балки в виде широкого проспекта, застроенного торговыми рядами. Проспект подводил к просторной площади, впоследствии названной Греческой, с лавками по периметру.

    Одним из главных композиционных элементов в планировке городского центра стала Соборная площадь - главная общественная площадь города. Вокруг площади с монументальным Собором размещалась малоэтажная жилая застройка, которая подчеркивала градоформирующую роль нового здания.

    Таким образом, к середине ХIХ века Одесса приобрела черты крупного европейского города, с центральной площадью, вокруг которой формировалась регулярная городская застройка, кафедральным собором и главной городской доминантой – колокольней.

    После этого началось бурное развитие всего края и Одессы, ставшей вскоре одним из красивейших городов Российской империи.

    В 1880 году в Одессе была открыта конно-железная дорога.

    При градоначальнике Ришельё Одесса превратилась в главный порт Российской империи на Чёрном море. После назначения Ришельё в 1805 году генерал-губернатором Новороссийского края, Одесса превратилась в административный центр Новороссийского генерал-губернаторства. Это придало дополнительное ускорение развитию города. При этом Одесса развивалась столь стремительно, что всего за одно столетие превратилась из небольшого посёлка в крупнейший морской порт России на Чёрном море и четвёртый по величине город Российской империи после Петербурга, Москвы и Варшавы. В 1891 году в Одессе появился первый в Российской империи автомобиль: привезённый из Франции «Бенц», принадлежавший весьма популярному в городе издателю газеты «Одесский листок» В. В. Навроцкому.

    1850_map_Odessa.jpg
    Одесса в 1850 году

    Екатерина II своим рескриптом от 1794 года положила начала строительству города и порта. В качестве благодарности в 1900 году одесситы установили памятник Екатерине, а также её сподвижникам, усилиями которых были основаны порт и город. Памятник был установлен на одноименной площади, которая имеет форму треугольника. После большевистской революции памятник был демонтирован, статуи сподвижников императрицы хранились в краеведческом музее, а самой императрицы — частично уничтожен. По легенде бронзовые фигуры хотели переплавить в снаряды, но один из матросов заметил: «Негоже иметь снаряды не пролетарского происхождения». В 1965 году, к 60-ти летию восстания, на этом месте установили памятник восставшим матросам броненосца «Потёмкин» или, как его называли одесситы, «памятник потёмкинцам»

    picturepicture21032_96909.jpg
    Торжественное открытие памятника Екатерине II

    После Октябрьской революции, 27 октября 1917 года (по старому стилю) совет солдатских депутатов (Румынского фронта, Черноморского Флота и Одессы — Румчерод) объявил о переходе власти к Ревсовету. В начале ноября 1917 года в Ревсовет были приглашены представители старого городского управления. В первых числах декабря 1917 года в городе прошли бои между красногвардейцами и сторонниками Центральной Рады УНР (самостийниками). В результате этого противостояния власть в городе перешла под контроль Центральной Рады. 21 декабря 1917 года Одесса была провозглашена «вольным городом» впредь до созыва Учредительного Собрания. В середине января 1918 года большевики подняли восстание, отбили город у сторонников Центральной рады и Временного правительства. В городе была установлена советская власть, вошедшая в историю под именем Одесской Советской Республики. 14 марта 1918 года (здесь и далее по новому стилю), в результате договорённостей Центральной Рады с Центральными Державами в Одессу вошли австрийские войска. Советская власть была свергнута. Власть в городе формально принадлежала украинскому правительству гетмана Скоропадского. В результате поражения в Первой мировой войне и революций в Германии и Австро-Венгрии в ноябре 1918 года австрийские войска ушли из Одессы. 2 декабря 1918 года в Одессу начали прибывать разнообразные войска стран Антанты — сербские, французские, греческие. Под прикрытием войск Антанты войска Добровольческой Армии в середине декабря 1918 года выбили из Одессы войска петлюровцев. В Одессе установилось правление французской военной администрации. В результате общего наступления большевиков Антанта и Добровольческая Армия оставили Одессу 6 апреля 1919 года. В город вошли подразделения советских войск атамана Григорьева и была установлена советская власть до 23 августа 1919 года, когда в город вновь вернулись войска Добровольческой Армии. Но 7 февраля 1920 года советская власть была установлена в Одессе окончательно.

    Планъ_города_Одессы_1919.jpg
    «Планъ города Одессы» в 1919 году

    11 октября 1939 года Приказом НКО СССР № 0157 образован Одесский военный округ с управлением в г. Одессе. Командующий войсками округа комкор И. В. Болдин.

    Великая Отечественная война

    22 июня 1941 года управление Одесского военного округа выделило полевое управление 9-й отдельной армии. 24-25 июня 9-я отдельная армия вошла в состав Южного фронта.

    Во время Великой Отечественной войны Одесский оборонительный район сражался с превосходящими силами противника 73 дня, с 5 августа по 16 октября 1941. 8 августа в городе было объявлено осадное положение. С 13 августа Одесса была полностью блокирована с суши. Несмотря на сухопутную блокаду и численное превосходство, врагу не удалось сломить сопротивление защитников, — советские войска были планово эвакуированы и переброшены для усиления 51-й отдельной армии, оборонявшейся в Крыму.

    В 1941—1944 гг. Одесса была оккупирована румынскими войсками и входила в состав Транснистрии, губернатором города был назначен Г. Пынтя. В начале 1944 года из-за наступления Красной армии в Одессу были введены немецкие войска, а румынская администрация ликвидирована. Во время оккупации Одессы население города оказывало активное сопротивление захватчикам. За годы оккупации десятки тысяч мирных жителей Одессы, в основном евреев, были казнены.

    В результате ожесточённых боёв 10 апреля 1944 года войска 3-го Украинского фронта при содействии сил Черноморского флота освободили Одессу. Страна высоко оценила подвиг своих защитников. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Одессы», которой награждено свыше 30 тысяч человек. 14 воинам присвоили звание Героя Советского Союза, 57 — награждены орденом Ленина, свыше 2100 — другими орденами и медалями. В 1965 году Одесса в числе первых стала городом-героем (8 мая 1965 г.). Городу был вручён орден Ленина.

    Во второй половине XX века город продолжал насыщаться промышленностью, активно благоустраивался, стал заметным туристическим центром.

    Каждая улица Одессы имеет свой имидж и шарм, судьбу и славу, достойна признательности, любви и памяти. Ведь из истории улиц, из происходящих на ней событиях и складывалось будущее Южной Пальмиры. Каждому известны такие улицы как Дерибасовская, Большая и Малая Арнаутская, Греческая, Фонтан и другие. Но далеко даже не каждый одессит может рассказать почему эти улицы были так названы и какие значимые события происходили на них. Попробуем рассказать вам о самых интересных улицах Одессы.

    0_748d4_6e65962d_XL.gif
    Одесса времен Российской Империи.

    общая.jpg
    Общий вид

    Потёмкинская лестница

    Многие ошибочно полагают, что Потёмкинская лестница в Одессе как-то связана с именем светлейшего князя Григория Потёмкина. На самом деле это сооружение было построено по инициативе другого светлейшего князя, Михаила Воронцова, и долгое время вообще не имело официального названия. После выхода на экраны фильма «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна одесситы стали именовать лестницу Потёмкинской, и только в 1950-х годах это имя закрепилось в документах.

    Задуманная как парадный вход в город с моря, лестница стала доминантой архитектурного облика Одессы и её символом. Александр Грин называл лестницу знаменитой, Жюль Верн — монументальной, Александр Николаевич Островский — единственной в своем роде, а Марк Твен — великолепной. Многократно описанная путешественниками, писателями и поэтами, лестница спускается ритмическими уступами от Приморского бульвара к Приморской улице, за которой располагается пассажирский терминал Одесского морского порта. Её считают одной из самых знаменитых лестниц мира.

    Первоначально лестница состояла из 200 ступеней, разделённых площадками на 10 равных маршей. В настоящее время лестница состоит из 10 маршей и 192 ступеней, так как при расширении территории порта и устройстве насыпной набережной восемь нижних ступеней были утеряны. С двух сторон лестница обрамлена каменными парапетами двухметровой толщины. Высота лестницы — 27 метров, длина — 142; она построена перспективно: основание (21,6 м) значительно шире верхней части (13,4 м). При взгляде сверху создаётся впечатление одинаковой ширины лестницы на всём её протяжении. При этом парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки. При взгляде снизу лестница представляется длиннее и больше, чем она есть в действительности, причём виден только сплошной каскад ступеней. В середине XIX века лестница спускалась прямо к морю — берег в этом месте имел название «Купальный». В настоящее время лестница по-прежнему начинается от Приморского бульвара недалеко от памятника герцогу де Ришелье, но её нижний пролёт теперь вместо берега моря выходит на тротуар Приморской улицы.

    2.jpg
    Лестница при Николаевском бульваре (Потемкинская лестница)

    3.jpg
    Биржевая площадь и Николаевский бульвар

    4.jpg
    Николаевский бульвар и памятник Ришелье

    5.jpg
    Екатерининская площадь и вид на Николаевский бульвар

    6.jpg
    Екатерининская улица по направлению к Греческой

    7.jpg
    Греческая улица, с угла Екатерининской

    8.jpg
    Бульвар

    9.jpg
    Херсонская ул., угол Преображенской


    Дерибасовская

    Улиц, не уступающих красоте и славе Дерибасовской, в Одессе много, но Провидению было угодно, чтобы только одна полоса причерноморской земли на краю турецкого поселка Хаджибей обернулась, как писали в старину, "замечательной по красоте своих зданий и сосредоточенности движения" Дерибасовской улицей, известным во всем остальном мире символом чудесного города.
    Первоначальное название улицы Гимназская, иногда встречается название Гимназическая. Названа в честь коммерческой гимназии Вольсея, открытой по указу первого градоначальника города Ришелье 16 апреля 1804г. С 6 июля 1811 г. улица называется Дерибасовская или де-Рибасовская. Названа так в честь первого градоначальника города Иосифа Михайловича де-Рибаса, который занимался разработкой строительного плана и управлял городам с момента его основания.

    Благоустройству Одессы долгое время мешало отсутствие камня для мощения дорог. После дождей дороги превращались в непроходимую местность из воды и грязи. Даже появилась должность носильщика, который переносил пассажиров в повозки или вытягивал из грязи застрявшие колеса возов. Это было большой проблемой города, которую необходимо было решать. Местный ракушняк оказался непригодным: крошился, превращался в пыль. Было принято решение мостить гранитом и вулканической лавой. Одессу начали мостить камнями везувийской лавы. Камень привозился из Неаполя как балласт для пустых кораблей. Однако интересный факт — почему он привозился только из Неаполя, из-под Везувия?

    Совершенно очевидно, что Деволан (военный инженер, который составил план улиц Одессы), следуя советам Ветрувия, позаботился о том, чтобы вынужденным балластом оказался именно этот камень. Эти советы пришли по душе и Иосифу де-Рибасу, ведь Одесса будет строиться и моститься именно из камней его родины-Неаполя!

    Этими камнями и по сей день покрыта Дерибасовская улица, а также некоторые другие улицы центра города.

    Дерибасовская тогда, как и сейчас, являла собою своего рода витрину, блистательную и привлекающую, поскольку испокон веку была центром деликатного бизнеса. Потому и не продавали здесь дрова и уголь, не подковывали лошадей, не подносили охочим белого зелья. Здесь дышал ароматной прохладой "Погреб французских вин", благоухала знаменитая кондитерская Замбрини, подавали изысканные итальянские блюда в ресторации Матео, парикмахеры трудились над прическами местных красавиц, сапожники предлагали "обувь в чисто парижском вкусе", а художники создавали портреты, которые по миниатюрному своему исполнению вполне заменяли тогда еще неизвестные фотографии...

    До наших дней Дерибасовскую улицу не один раз переименовывали. Так в 1920 г. она именовалась улицей Лассаля в честь Фердинанда Лассаля — организатора Всеобщего германского рабочего союза. В 1938 г. была переименована на улицу Чкалова в память о погибшем тогда летчике-испытателе В.Ф. Чкалова. С ноября 1941 года улица снова носит имя Дерибасовкая.

    10.jpg
    Дерибасовская, с угла Преображенской

    11.jpg
    Вид Дерибасовской и Решельевской улиц

    12.jpg
    Вид на порт от памятника Ришелье

    13.jpg
    Римельевская улица

    14.jpg
    Дума

    15.jpg
    Императорский университет. Физико-химический отдел

    16.jpg
    Медицинский факультет

    17.jpg
    Кадетский Корпус

    18.jpg
    Лютеранская церковь

    19.jpg
    Пассаж Менделевича

    20.jpg
    Пушкинское убежище

    21.jpg
    Торговые ряды

    22.jpg
    Вокзал

    23.jpg
    Андриевский лиман - Вид Летного театра

    24.jpg
    Андриевский лиман и вокзал

    25.jpg
    Андриевский лиман Санаторий Ю.З.Ж.Д

    26.jpg
    Аркадия. Морские купальни

    27.jpg
    Берег дачи 'Отрада'


    Малый, Средний и Большой Фонтаны

    Одесса — это крупнейший порт Украины на Черном море, научный, культурный и промышленный центр Одесской области. Трудно представить, что были времена, когда на территории этого города существовали проблемы с пресной водой. Но это было характерно для всех городов, расположенных на побережьях морей и океанов. Распространенным выходом из сложившейся ситуации являлось создание колодцев. Их можно встретить на улицах и во дворах и сегодня. В память о нелегком прошлом возле горбатого мостика, перейдя через Тещин мост, был сохранен старенький колодец. Из глубины тех времен идет история возникновения фонтанов Одессы.
    Предпринимая попытки отыскать воду, как правило, это была вода, скопившаяся в известняках, люди находили множество способов ее добычи. Позже стали собирать дождевую воду в предназначенные для этого цистерны. Трудный и дорогостоящий способ добычи драгоценнейших капель воды отражался на ее стоимости. На тот момент (конец XVIII века) цена одного ведра воды практически была равна цене фунта мяса. Однако качество оставляло желать лучшего, да и не каждый находил необходимые средства для ее приобретения. Это повлияло на принятие губернатором решения о создании дополнительных водных источников.

    На выручку пришли фонтаны, которые, конечно, отличались от современных. Они представляли собой небольшие роднички или ручейки, которые выбивались из-под земли и устремлялись к морю. Испокон веков поселения людей располагались близ водных источников: рек, озер и других. Также произошло и в данной ситуации. Рядом с источниками пресной воды образовались три основных хутора: Малый, Средний и Большой фонтаны. Названия этих хуторов напрямую связаны с размером фонтанов. Малый и Средний не могли в полной мере обеспечить горожан необходимым количеством воды, поэтому главным поставщиком живительной влаги долгое время оставался Большой фонтан. В день, по данным газеты «Одесский вестник» за 1831 год, этот фонтан давал 840 бочек или 25200 ведер воды, что на треть больше других источников. По городу воду развозил небольшой паровозик с несколькими вагонами, запряженный лошадьми, так называемая конная железная дорога, или конка в простонародье.

    Эту функцию конка выполняла до появления электричества. По пути следования конки, иначе по линиям, были определены станции, которые сохранились по сегодняшний день. Это придает городу дух старины и подчеркивает его солидный возраст.

    Однако с наступлением нового века, основываясь на сделанных изобретениях и открытиях, предприниматели решили провести водопровод. Первым за решение данной проблемы взялся французский эмигрант, политический деятель, депутат парламента, а впоследствии министр иностранных дел Франции Стефан Пишон. Этот процесс оказался длительным и трудоемким, поэтому Пишон не успел реализовать все планы до своей смерти. После него дело в свои руки взял Тимофей Ковалевский, купец из Таганрога. Он построил водопровод, исходящий из Большого фонтана. Ныне территория, где расположен этот водный источник, называется дачей Ковалевского.

    28.jpg
    Большой Фонтан

    29.jpg
    Большой Фонтан. Золотой берег

    30.jpg
    Большой Фонтан. Новый маяк

    31.jpg
    Большой Фонтан. Старый маяк

    Ланжероновская

    Ланжероновская вошла в историю Одессы как улица, на которой было заложено первое здание в городе – дом генерал-поручика князя Г.Волконского. Было это в год основания Одессы, 22 августа 1794 года.

    Всемирно известная достопримечательность Одессы, предмет гордости одесситов и восхищения приезжих Одесский оперный театр — главнейшее украшение Ланжероновской.

    Рядом с Оперным невозможно не заметить изящное прямоугольное здание из красного кирпича – это дом Навроцкого. Построенный в 1843 трудами архитекторов Г.И. Торичелли, И.Ф. Яценко и К.О. Даллаквы, он принадлежал Василию Васильевичу Навроцкому – владельцу, издателю и редактору одной из самых популярных на то время газет в Одессе "Одесский листок".

    Навроцкий был любим и почитаем одесситами. На свои деньги он открыл бесплатный Пушкинский приют и столовую для малообеспеченных литераторов и журналистов, где они жили на полном пансионе и ни в чем не нуждаясь.

    По адресу Ланжероновкая, 4 находится еще один архитектурный шедевр и достопримечательности Одессы – археологический музей. Построено здание в 1883 году по проекту архитектора Феликса Гонсиоровского на месте небольшого здания Одесского общества истории древностей. В экспозиции и фондах музея хранится старейшая в стране коллекция археологических памятников от трипольской культуры до времен Киевской Руси, памятников некоторых стран древнего мира. Ныне музей входит в число десяти наиболее часто посещаемых туристами достопримечательностей Одессы.

    На пересечении улиц Ланжероновской и Гаванной, под номером 21, находится двухэтажный дом. В этом доме в 1825 году жил сам граф Александр Федорович Ланжерон – градоначальник Одессы, губернатор Екатеринославской, Херсонской и Таврической губерний. К этому дому весной 1817 года Ланжерону был доставлен высочайший манифест, разрешающий учредить в Одессе порто-франко, вольную гавань. О ней мечтал Ришелье, ее добился Ланжерон и... оставил в стихах Пушкин, написав о том, что "вино без пошлины привезено".

    Достопримечательность Ланжероновской, почти лишенной деревьев, являет собою и старый дуб близ Пушкинской, могучие ветви которого укрепления ради перетянуты цепью, уже вросшей в кору — "златая цепь на дубе том".

    В отличие от адмирала де Рибаса, дюка де Ришелье, князя Воронцова, в Одессе пока нет памятника графу Ланжерону, но есть улица, названная его именем еще в 1817 году — памятник при жизни.

    32.jpg
    Вид Ланжерона с моря

    33.jpg
    Дом страхового общества 'Жизнь'

    34.jpg
    Кофейня Либмана

    35.jpg
    Ланжерон. Купальни I-го класса

    36.jpg
    Малый Фонтан. Ресторан

    37.jpg
    Маразлиевская улица

    38.jpg
    Мост Б. Фонтан

    39.jpg
    Парк на Хаджибеевском лимане

    40.jpg
    Сабанеев мост

    41.jpg
    Почта

    42.jpg
    Садовая улица, с угла Преображенской и Дерибасовской

    43.jpg
    Средний Фонтан

    44.jpg
    Хаджибеевский лиман - Купальни I и II-го класса

    45.jpg
    Вид на Сабанеев мост с Екатерининской площади

    46.jpg
    Карантинная гавань и пристань парусных судов

    47.jpg
    Военный спуск

    1.jpg

    2.jpg

    3.jpg

    4.jpg

    5.jpg

    6.jpg

    7.jpg

    8.jpg

    9.jpg

    10.jpg

    11.jpg

    12.jpg

    13.jpg

    14.jpg

    15.jpg

    16.jpg

    17.jpg

    18.jpg

    19.jpg

    20.jpg

    21.jpg

    22.jpg

    23.jpg

    24.jpg

    25.jpg

    26.jpg

    27.jpg

    28.jpg

    29.jpg
     
    Дождевой Земляк, zhulkov и Verzond нравится это.
  2. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.496
    Спасибо:
    54.462
    Отзывы:
    785
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Одесса в годы Первой мировой войны

    С августа 1914 г. начавшаяся Первая мировая война ознаменовала новый отсчет мирового времени, вызревания новой эпохи — эпохи крушения империй, эпохи революций, эпохи создания новых национальных государств. Мировая война полностью перестроила не только политику, экономику воюющих держав, но и мировоззрения граждан этих держав, утвердив насилия как форму решения основных проблем.

    В день провозглашение войны Российской империей 1 августа 1914 года Одессу сотрясала многотысячная патриотическая манифестация, что собравшись на Соборной площади прошла центральными улицами города. Одесситы бурно выражали свои верноподданнические чувства, славили империю и императора, несли портреты императора Николая и царя Сербии, клялись воевать до победы за родину и братьев — сербов! Одесситам казалась, что могучая Российская империя в союзе с Английской империи и республиканской Францией, в несколько месяцев, сломят хребет германскому блоку. Первые победы русской армии в Галиции поддерживали эту милитаристическую эйфорию. Но окончание войны откладывалось, а после лишений зимы 1914–1915 годов настроение одесситов переменилось. Карточная система, исчезновение продуктов, мобилизация и всевозможные ограничения оказались тяжким бременем для жителей Одессы. Война и массовая мобилизация в Российскую армию изменили социальную структуру Одессы.

    111.jpg
    Прибытие Николая II на Одесский вокзал в 1914.

    Производство Одессы переоборудовалось под военные нужды. Если до 1914 г. в промышленности Одессы преобладали: текстильная и пищевая отрасли, обработка дерева, то в 1914 г. на первое место стала выходить металлообработка. Некоторые металлургические заводы увеличили свое производство на 200 %. В 1914–1916 гг. только в Одессе появилось до 60 предприятий работающих на фронт («Шрапнель», «Снаряд», «Граната»…), а 70 % всех предприятий Одессы стали работать на нужды фронта. За 1917–1916 гг. более чем в два раза увеличилась цена выпускаемой, заводами Одессы, продукции. Особенно разросся авиазавод «Анатра» в Одессе (третий по мощности авиазавод в империи, на котором работало 2 тыс. рабочих и служащих). Авиазавод собирал боевые самолеты как французских конструкций, так и самолеты оригинальной заводской конструкции («Анатра-Д», «Анадис», «Хиони -4»), изготовив, за 1914–1918 гг. до 1200 боевых самолетов. Одесская военная авиашкола готовила до 100 летчиков в год.

    На 1916 г. в Одессе было около 110 тыс. рабочих, из них только 35–37 тысяч были рабочими фабрично — заводскими. Крупнейшими предприятиями Одессы были: Судоремонтный завод «Русского общество пароходства и торговли» (РОПиТ) — ок. 2 тыс. рабочих, Джутовая фабрика — 1800, завод сельхозмашин И. Гена — 1350, завод К. Равенского — 1300, завод Товарищества Беллино — Фендериха — более 1 тысячи, Одесские железнодорожные мастерские — 2 тысячи рабочих.

    В 1914–1915 гг. Одессе не угрожали сухопутные вражеские войска, Одесса находилась далеко от линий фронтов (ближайший Юго — Западный фронт проходил в 300 км. От Одессы — в районе Черновиц, и прикрывал Подолию).

    С моря Одесса оказалась уязвимой и в одесской бухте экстренно стали создавать минные поля. 17 октября 1914 г. на этих минных полях у Одессы подорвались свои же, российские, торговые суда «Ялта» и «Казбек».

    На стороне германского союза против Черноморского флота выступили флоты Турецкой империи и Болгарии. Турецкий флот усилился и добивался превосходства на Черном море, после того как принял под свой флаг два новейших германских корабля — линейный крейсер «Гебен» (переименованный в «Султан Явуз Селим», и крейсер «Бреслау» (переименованный в «Медили»). Директива ставки Русской армии Черноморскому флоту ставила задачей не допустить высадки десанта на Черноморское побережье. Наиболее уязвлимым районом для десанта признавался район Одессы. Для защиты этого района реанимировались береговые укрепления, развернулась постановка минных заграждений в Одесском заливе был создан отряд обороны Северо-западного района Черного моря и Одессы, в составе канонерских лодок «Донец» и «Кубанец», минных заградителей «Бештау» и «Дунай», линейного корабля Синоп.

    В ночь на 29 октября 1914 года к Одесскому порту приближались турецкие миноносцы «Гайрет Ватани» и «Муавенет Милеет». Около 3 часов утра у Воронцовского маяка показались силуэты двух судов, шедших со всеми установленными ходовыми огнями. Ввиду того что ночь была мглистая, опознание, произошло лишь в тот момент, когда вражеские корабли уже вошли в гавань одесского порта, где на якорях стояли «Донец» (у внешнего конца брекватера), «Бештау» — у середины брекватера, «Кубанец» — между Военным и Платоновским молами.

    Турецкие суда неожиданно открыли огонь по канонерке «Донец», на котором произошел взрыв, после чего канонерка стала быстро погружаться на дно. С «Кубанца» и «Бештау» были отправлены к «Донцу» шлюпки для спасения людей. Турецкий миноносец «Муавенет» открыл огонь по «Кубанцу», после чего вышел в Нефтяную гавань, где стал обстреливать стоящие там суда и портовые сооружения. Снарядами неприятеля, были повреждены пароходы «Витязь», «Португаль», «Оксус»… Огнем неприятеля были повреждены: станция трамвая, сахарный завод на Пересыпи, один из нефтяных резервуаров в районе Нефтяной гавани, причем нефть разлилась, но не воспламенилась. Закончив обстрел Нефтяной гавани миноносец снова вернулся к брекватеру, но попал там под огонь «Кубанца» (замечены два попадания). Продолжая на ходу обстреливать порт, миноносец скоро скрылся во мгле.

    Турецкий миноносец «Гайрет», пройдя до середины гавани, открыл огонь по заградителю «Бештау», утопив двумя выстрелами баржу с углем, один снаряд попал во французское судно. Этот миноносец некоторое время обстреливал порт и вскоре после открытия «Кубанцем» огня скрылся в море.

    Потери российских моряков составляли: на «Донце» — погибло 12, ранено 12; на «Кубанце» — один убит, ранено 2; на «Бештау» — убито 2, ранено 3; на портовых судах, на портовой территории и в городе: убито 11, ранено 24. Останки погибших были захоронены на втором христианском кладбище Одессы. Канонерскую лодку «Донец» подняли в декабре 14-го, отремонтировали и ввели в строй. В годы мировой войны она использовался в боевых сражениях, затем в годы гражданской войны воевала на стороне «красных», «белых», сил Антанты. С апреля 1919 г. канонерка входила в состав морских сил армии Деникина, но в мае 1919 г. лодка затонула во время шторма у Тендровской косы.

    В 1915 г. у Одессы подорвался на минных заграждениях и затонул немецкий крейсер, что был передан туркам. В 1915 г. Одесса стала базой военно — транспортной флотилии, что была сформирована из мобилизованных судов торгового флота (до 100 единиц судов). Командующим транспортной флотилией стал вице — адмирал Хоменко. В 1915 г. в Одессе прошла реквизиция автомобилей «для нужд фронта» и мобилизация частного конского состава.

    В середине апреля 1915 г. Одессу посетил император Николай Второй. Он приветствовал военный парад на Куликовом поле, посетил кафедральный Собор, военный госпиталь и местный «Красный крест», дал «высочайший завтрак» для городской знати. Почти через год — 10 мая 1916 г. император снова посетил Одессу, уже с женой, наследником и четырьмя дочерями. Он снова принял военный парад, посетил офицерский госпиталь на Куяльнике, принял участие в насаждении деревьев на новом Николаевском бульваре.

    В 1914–1917 гг. коренное население Одессы составляло уже 505–520 тысяч человек. Перепись декабря 1915 г. показала, что вместо ожидаемых 648 тысяч одесситов (такое количество фиксировалось на 1913 г.) в городе наличествует 505 тысяч. Уменьшение жителей было связано с высылкой из города немцев, австрийцев и турок, с мобилизацией в армию (до 80 тысяч одесситов) и рабочими переселениями. В то же время в Одессу в 1915–1916 гг. устремились беженцы из польских и прибалтийских губерний, из Галиции, Заподной Волыни, Заподной Белоруссии — до 20 тысяч человек. В Одессе были организованны военные лагеря для пленных солдат австро — венгерской армии (преимущественно чехов, словаков, галичан, хорватов), количество которых доходило до 5 тысяч человек. В 1916 г. в Одессе была сформирована Сербская добровольческая дивизия из пленных и беженцев сербской национальности.

    В Одессе находился и самый крупный (в украинских землях) военный (военно-учебный) гарнизон от 70 до 100 тысяч человек. Одесса прочно удерживала первенство, как самого крупного города на украинских землях и третьего во всей империи (реальное население Одессы достигало 630 тысяч человек).

    С началом мировой войны стала расти инфляция, падение жизненного уровня населения, усилился дефицит на ряд товаров первой необходимости (соль, сахар, спички). С 1914 г. в Одессе (как и во всей Российской империи) был установлен «сухой закон», а с 1916 г. продажа сахара производилась только по карточкам.

    В 1914 г. цены подскочили на 10–15 %, а в 1915 г. — еще на 30–35 %. Цены на мясо подскочили на 50 %, на лекарства — на 100 %. На зарплату рабочего и мелкого служащего в 40–45 руб. в 1915 г. уже невозможно было прокормить семью. Только в 1916 г. было принято решение повысить зарплату служащим до 75 руб.

    В 1915 г. в Одессе наблюдалась вспышка сыпного тифа. С осени 1916 г. город, вечерами, погружался во мрак и холод, так как с перебоями работали электростанция и котельные. Когда же электричество появлялось, оно подавалось только до 11 вечера. В начале 1916 г. до одесситов дошла страшная весть — в столице умер кумир Одессы начала XX века — Сергей Уточкин.

    222.jpg
    Одесса стала госпитальным тыловым центром

    В то же время в Одессе с успехом проходили курортные сезоны лета 1915 и лета 1916 гг. Наплыв отдыхающих возрос в связи с тем, что война сделала невозможным отдых на европейских курортах. В это время российская публика открывает для себя целебные грязи Куяльницкого лимана, в эти годы, впервые, поступила для лечения отдыхающих и в продажу минеральная вода «Куяльник». На курорте «Куяльник» был организован большой оздоровительный комплекс для раненных на фронтах офицеров.

    В производстве не военной продукции, на заводах Одессы, с 1915 г. наметился спад производства более чем на 40 %, что привело к закрытию ряда предприятий. С ноября 1916 г. кризис обуславливает сокращение промышленного производства более чем на 50 %, что приводит к закрытию ряда одесских предприятий и сокращению производства на большинстве предприятий. В 1915 г. имперское правительство выделило 5,5 мил. Рублей в виде займа на поддержание жизнеобеспечения Одессы.

    После того, как Турция вступила в войну против России (16 октября 1914 г.) и закрыла проливы для российских судов, Одесский порт бездействует, замирает морская торговля, сокращается производство, что базировалось на переработке импортного сырья.

    Ухудшение жизненного уровня, поражения на фронтах и наметившаяся нестабильность в обществе, начиная с лета 1915 г., приводит к возрождению забастовочного движение одесских рабочих, что замерло в 1914 г. В авангарде этого движения стояли рабочие Одесского порта и судоремонтного завода РОПИТ. С 1915 г. правительство и предприниматели были вынуждены пойти на удовлетворение ряда требований рабочих по повышению зарплаты, которую съела инфляция, по социальному страхованию рабочих. Но забастовки не прекратились, если в 1915 г. в Одессе фиксируется 12 забастовок, то в 1916 г. — уже 26. 1 мая 1916 г. в Одессе проходила Первомайская демонстрация трудящихся. С 1916 года забастовки в Одессе все более приобретают политический характер. В начале 1917 г. произошла забастовка студентов Новороссийского университета.

    Война ударила по хозяйству и правам немцев — колонистов Одесщины. Действия «Комитета по борьбе с немецким засилием» привело к запрещению преподавания на немецком языке, к ограничению землевладения немцев — колонистов. В 1914–1916 гг. в Одессе закрылись предприятия и «все заведения» немецких, австро — венгерских и турецких подданных, и около 5 тысяч таких людей было выселено из города. Все немецкие названия в городе и губернии, все населенные пункты с немецкими названиями в 1914–1915 гг. были заменены на русские.

    В конце 1916 г. из Бессарабии начала проводиться депортация — эвакуация немцев (преимущественно мужчин до 60 лет) из прифронтовой полосы в качестве «неприятельских выходцев». Немцы — колонисты Одесщины ограничивались в правах наравне с подданными «враждебных государств».

    В целях светомаскировки с конца 1914 г., приказом генерал — губернатора, в городе была запрещена световая реклама, в домах, окна которых выходили на море в вечернее время, по тому же приказу, плотно закрывались ставни, запрещались вечерние и ночные прогулки вдоль моря.

    Для Одессы того времени характерен высокий уровень преступности, и прежде всего экономической преступлений, миллионных афер, получившие название «панамы» (железнодорожная, марочная, сахарная, медицинская, военная, водочная…). Одесса как центр торгового, банковского, промышленного капиталов притягивала многочисленных искателей «легкой наживы». Спекуляция в годы войны легла тяжким бременем на плечи простых одесситов.

    В 1915–1916 гг. одесская полиция неоднократно проводила облавы на спекулянтов и дезертиров. В связи с введением военного положения в Одессе и ужесточением наказаний за уголовные преступления (вплоть до казни) в 1915 г. произошел кризис в одесском «воровском мире», что привел к «добровольной эвакуации воров из Одессы».

    В районе Одессы и в самом городе в 1914–1916 гг. действует отряд «народного мстителя» или просто уголовного бандита Г. Котовского нападающий на поместья, богатых купцов и промышленников.

    В те годы Одесса была еще и сосредоточием международной политической жизни. В городе работало до 25 консульств иностранных государств, в том числе и таких экзотических как: Панамы, Монако, Уругвая.

    Буржуазия Одесщины (только в Одессе насчитывалось до 60 тысяч «буржуа»), с началом войны, активно формируется в могучую политическую, экономическую силу, что стремиться реализовать свои цели буржуазного тотального доминирования путем давления на монархическую власть. Активная умеренно — оппозиционная буржуазия концентрирует свои силы не только путем создания политических партий, но и путем создания параллельных власти экономических и административных структур. В Одессе в эти годы особое влияние приобретают отделения: Военно — промышленного комитета (создано в Одессе марте 1915 г.), Земгора — Всероссийского Союза Земств и Городов (создан в Одессе в сентябре 1914 г.), Общества снабжения населения предметами первой необходимости. При Военно-промышленном комитете были созданы рабочие отделы (группы), что пытались связать рабочее движение с интересами буржуазии.

    Особое влияние в Одессе имела Городская Дума (форма демократического городского самоуправления). Большинство «думских» деятелей выступало за незыблемость монархического режима, за сохранение империи, национального неравенства, за продолжение мировой войны. Представители иудейской веры Одессы (большая часть еврейского населения) не имели права занимать ведущие должности в городском самоуправлении и руководить городскими хозяйственными службами, хотя евреи в Одессе составляли до 32 % населения. В 1913–1917 гг., в Одессе действовала довольно «правая» Городская Дума, во главе с лидером местных черносотенцев, титулярным советником городским головой Борисом Александровичем Пеликаном.

    Государственную власть в Одессе представлял одесский градоначальник генерал, камиргер императорского двора и действительный статский советник Иван Васильевич Сосновский. Он руководил Одессой с ноября 1911 по январь 1917 года (в январе 17-го он принял пост товарища министра внутренних дел). Хотя в феврале 17-го Греческую улицу и переименовали в улицу Сосновского, уже в апреле 1917 году, специальная следственная комиссия, вскрыла коррупционные схемы его руководства Одессой. Новым градоначальником Одессы в феврале 17-го был назначен генерал — майор Николай Антонович Княжевич (бывший губернатор Таврической губернии), но он так и не доехал до Одессы, по причине начала революции. С начала февраля 17-го и. о. градоначальника стал генерал Владимир Иванович Есаулов.

    Генерал-губернатором Херсонской губернии (с управлением в Одессе) в годы мировой войны был генерал от инфантерии Михаил Исаевич Эбелов.

    Фронты Первой мировой войны поначалу были далеки от Одесщины. Одесса была далеким тыловым районом, когда в Галиции проходили великие сражения 1914 и 1916 гг. Но в августе 1916 г. Румыния вступила в войну на стороне блока Антанты (куда входила и Российская империя). Уже через три месяца боев 600 тысячная румынская армия была полностью разгромлена и войска Австро — Венгрии, Болгарии и Германии оккупировали 90 % территории Румынии, подойдя, в конце октября 1916 г., к границам Российской империи в районе гирла Дуная. Российская империя была вынуждена создать новый Румынский фронт из трех русских и двух румынских армий (1,5 мил. человек), от Карпат до Черного моря, главком которого номинально стал король Румынии. На левом фланге фронта, в Южной Бессарабии расположилась 6-я российская армия со штабом в Болграде (300–360 тыс. человек, 6 корпусов, дунайская флотилия и отряд обороны Дунайского гирла).

    Одесский военный округ стал тыловым районом Румынского фронта и базой Транспортной военной флотилии. Наступление неприятельских войск было остановлено только в январе 1917 г, у Измаила.

    С началом мировой войны деятельность «левых» социалистических парий в Одессе была практически парализована. Страну захлестнул «квасной» патриотизм, граничивший с шовинизмом, что укрепил влияние «правых» партий и авторитет царской власти. Одесский комитет РСДРП, в августе 1914 г. был разгромлен, его активисты выселены из города, пребывали в тюрьмах, ссылках, эмиграции, или были призваны в армию. Вплоть до 1917 г. одесская организация РСДРП, что насчитывала ок. 50 человек, так и не могла организовать работу в Одессе. Практически бездействовали, находясь в глубоком подполье, малочисленные анархистские группы Одессы. Из социалистических партий только социалисты — революционеры (эсеры), поддержав политику войны, сумели сохранить свое влияние в массах. В начале 1917 г. эсеры были самой мощной партией Одесщины, благодаря своим группам в крестьянской и интеллигентской среде.

    Заметным влиянием среди интеллигенции Одессы (особенно среди университетских студентов и преподавателей) пользовалась буржуазная партия Конституционных демократов — кадетов, что блокировалась с немногочисленной партией Народных социалистов. Некоторым влиянием в среде крупной буржуазии пользовался «Союз 17-го октября» — партия октябристов. Одесская буржуазия и интеллигенция формировала свои демократические взгляды и в 3-х — 4-х тайных масонские ложах города.

    Многочисленных приверженцев на Одесщине, от люмпенов до помещиков, имели «черносотенные» «правые» организации (в Одессе в черносотенных организациях числилось до 10 тисяч членов): «Союз русского народа», «Союз настоящих русских людей», «Союз Михаила Архангела» (последним руководил городской голова Б. Пеликан). Одним из лидеров «черносотенцев» был помещик Аккерманского уезда, член Государственной Думы В. Пуришкевич. «Черносотенцы» выступали против демократии, социальных изменений, против равноправия народов (особым гонениям «черносотенцев» подвергались евреи и «украинские сепаратисты»). К «правым» Одессы примыкал и «Южный монархический союз».

    Определенное влиянием в Одессе пользовались различные, преимущественно социалистические еврейские партии: «Бунд», «Серп», «Поалей-Цион», Сионистская социалистическая рабочая партия, Еврейская народная партия.

    В отношении украинского движения в Одессе и на Одесщине власти усилили ограничения и гонения. Продолжали действовать цензурные запреты на публикации украинским языком, закрывались даже культурно — просветительские украинские организации. Из легальных организаций на Одесщине было разрешено только Музыкально — драматическая спілка «Українська хата» (открыта в 1911 г.) культурно — просветительская деятельность которой охватывала более ее 200 членов. В 1914 г. стало возможным издание украинского журнала «Основа» (3 номера).

    Вокруг «Украiнской хаты» и «Основы» группировались одесские украинские деятели запрещенных «Громади» и «Просв1ти», что сыграли, впоследствии, заметную роль в истории Украины: И. Липа, А. Никовский, С. Шелухин, Н.Чеховский, И. Луценко, В. Голубович, И. Бондаренко. Украинские патриоты поддерживали тесную связь с польской общиной Одессы.

    http://coollib.net/b/185778/read
     
    Дождевой Земляк и zhulkov нравится это.
  3. jus.74
    Offline

    jus.74 «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 сен 2008
    Сообщения:
    1.464
    Спасибо:
    328
    Отзывы:
    9
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Везде
    Скучаю по этому городу ((((

    IMG_4219.JPG
     
    Wolf09 нравится это.
  4. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.496
    Спасибо:
    54.462
    Отзывы:
    785
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Скорая помощь в Одессе

    В середине ХIХ века скорая медицинская помощь была организована во многих европейских городах. В Варшаве, Москве и Петербурге в последние годы ХIХ века при полицейских участках были созданы пункты, снабженные транспортными средствами с младшим медперсоналом, выезжавшие по вызову для оказания срочной медицинской помощи.

    Первая в Российской Империи специализированная станция скорой медицинской помощи была создана в Одессе в 1903 году усилиями замечательного одессита, крупнейшего мецената, графа Михаила Михайловича Толстого и его матери графини Елены Григорьевны Толстой.

    111.jpg

    С работой скорой помощи М.М. Толстому пришлось столкнуться в Вене, когда срочная медицинская помощь понадобилась его болезненному брату Константину. Своевременное оказание медицинской помощи: лекарства или обработка ран – спасало человеческие жизни.

    222.jpg
    Открытие станции скорой помощи 29 апреля 1903 года.
    Двенадцатый справа – граф М.М. Толстой.

    Необходимый для строительства станции обширный участок земли в Валиховском переулке вблизи старой городской больницы бесплатно предоставило городское общественное самоуправление. На средства графа на этом участке было построено по проекту архитектора Ю.М. Дмитренко здание станции скорой помощи, которое по сей день используется по прямому назначению. Мемориальная доска на здании станции (Валиховский переулок, 10) напоминает о щедрой благотворительности семьи Толстых.
    Причем граф М.Толстой не только потратил на строительство станции около 100000 рублей, но и содержал ее на свои средства, выделяя ежегодно в течение 16 лет огромную сумму – около 30000 рублей.
    Официальным днем открытия станции стало 20 апреля 1903 года. Благодаря усилиям неутомимых меценатов, она была оснащена по последнему слову науки и техники начала ХХ века.
    Специальные две пароконные кареты, изготовленные и оборудованные в Вене, доставляли бригаду, состоящую из врача и двух санитаров, к месту вызова за 15–20 минут. На станции работали семь постоянных врачей и двое запасных. Дежурство было круглосуточным, причем днем работали две бригады, а ночью – одна. Всех этих людей мы видим на уникальном коллекционном снимке, в центре которого главный меценат граф М. Толстой и доктор Яков Юльевич Бардах, личный врач семьи Толстых, назначенный первым руководителем станции скорой помощи.
    В рекламе, выпущенной к открытию, граф Толстой изложил для одесситов основные принципы работы уникального медицинского учреждения.
    «Станция подает первоначальную медицинскую помощь днем и ночью в несчастных случаях или при внезапных заболеваниях, происшедших на улицах, площадях, фабриках и заводах, театрах, цирках, ресторанах, гостиницах, училищах, казенных и частных конторах, на вокзалах железных дорог, пароходных пристанях, ночлежных приютах, магазинах, местах общественных гуляний и проч., а равно в случаях, происшедших в амбарах, на лестницах и чердаках домов и в случаях, когда пострадавший вне дома был временно перенесен в частную (чужую) квартиру.
    Врачи скорой помощи выезжают на частные квартиры в случаях, угрожающих жизни, требующих немедленного пособия и случаях, грозящих серьезным расстройством здоровья».
    В последнем пункте правил работы Станции скорой помощи ее создатель пишет: «За оказанную помощь станция никакой платы не взимает, невзирая на степень состоятельности пострадавшего. Станция скорой помощи просит не утруждать врачей напрасным предложением гонорара, которого они ни в коем случае принять не могут. Санитары и кучера за принятие подачек увольняются немедленно со службы».
    По правилам, установленным М.М. Толстым, карета скорой помощи выезжала днем через 20–30 секунд после вызова, а ночью – через 1–2 минуты. За месяц фиксировалось около 300 вызовов кареты скорой помощи.

    333.jpg

    444.jpg

    Штат станции в это время заметно вырос за счет начальства над рядовыми врачами и вспомогательных служащих: «Главный врач, инспектор станции, 8 врачей, 1 старший санитар, 16 санитаров, 6 шофферов (так тогда писали), 4 вспомогательных персонала». Медицинские бригады доставляли к больным четыре автокареты, некоторые из них были закуплены еще графом Толстым.

    555.jpg

    Так же был пункт «Ночной бесплатной медицинской помощи», созданный при редакции газеты «Одесская почта» 7 марта 1915 года во время первой мировой войны.
    В это время в Одессе действовали 52 лазарета, где лечились раненные воины, для работы в них мобилизовали многих одесских врачей. Поэтому редакция газеты озаботилась организацией ночной медицинской помощи и создала медицинский пункт, которым заведовал опытный врач, доктор Г.Л. Киссер.
    Инициатором создания столь необычного для газетного поприща дела был редактор-издатель в 1907–1916 годах ежедневной общественно-политической и литературной газеты Абрам Моисеевич Финкель. Кто финансировал работу пяти приглашенных врачей, выезжавших на вызовы с бесплатными медикаментами в сопровождении санитара – фельдшера «с 10 часов вечера до 5 1/2 часов утра», не сообщалось.

    6.jpg

    Интересно, что в документе указан район действия ночной медицинской помощи, ограниченный следующими улицами: «Начиная от военного училища по Итальянскому бульвару, Новорыбной (теперь Пантелеймоновской), до старого христианского кладбища (Преображенский парк), по Малороссийской (Лазарева), Степовой, Виноградной (Бабеля), Балковской, Градоначальнической, Старопортофранковской, до старой городской больницы (начало ул. Пастера), а оттуда по улицам: Софиевской, Казарменному пер., Ланжероновской, Пушкинской, Греческой, Канатной, Маразлиевской, Базарной, по Французскому бульвару до военного училища».
    Привязка к военному училищу (теперь в этом здании военная часть), находившемуся на углу Итальянского и Французского бульваров, наводит на мысль, что пункт территориально базировался именно там, а не на Новосельского, 89, где размещалась редакция «Одесской почты». Возможно, пункт проработал до начала смутных времен и частой смены властей в городе. Хотя, возможно, исчез немного ранее, вместе с газетой, когда иссякло финансирование.

    777.jpg


    http://www.odessitclub.org/reading_room/krasnova/skoraya_v_odesse.php


    Великая Отечественная война

    0_7d2f6_ddbb3ef1_XL.jpeg

    Ещё до начала ВОВ СССР вернул территории, утраченные во время гражданской войны — захваченные Польшей и Румынией. В результате граница передвинулась к западу. В Одесской области это была часть Бессарабии, выходящая к Чёрному морю — земли между Днестром и Дунаем. 22 июня 1941 г. Германия напала на СССР, на юге — Румыния. Хитлер пообещал им Бессарабию и Одессу. Однако тут нашим врагам не так везло, как на других фронтах. В то время как Красная армия отступала везде, на Дунае советские войска не только отразили все атаки, но и перешли в контрнаступление, захватив плацдарм на правом берегу Дуная! К сожалению, наступать дальше на фоне всеобщего отступления на всех остальных фронтах было не только неразумно, но и попросто невозможно… Это быстро превратилось бы в бесперспективный рейд по тылам врага без снабжения. Поэтому пришлось отступить к Одессе. Но и тут ситуация складывалась совсем не так катастрофически, как на большинстве других направлений.



    Оборона Одессы началась 5 августа и закончилась 16 октября 1941 г. Уже 13 августа румыно-немецкие войска вышли к Чёрному морю восточнее Одессы и полностью блокировали Одессу с суши, окончательно отрезав её от войск Южного фронта. В конце августа войска противника прорвались к Днепру на участке от Кременчуга до Херсона. Одесса оказалась в глубоком вражеском тылу. Но сопротивление продолжалось до октября. При этом следует подчеркнуть, что город не был сдан врагу или взят им штурмом, более того: в конце сентября защитники Одессы, усиленные свежей кадровой дивизией и артиллерией, нанесли контрудар и оттеснили противника от города в восточном секторе. Положение обороняющихся оценивалось как устойчивое. Но продолжать удерживать настолько удалённый от Большой земли плацдарм, фактически островок глубоко посреди захваченной врагом территории было тяжело и нецелесообразно. Город не имел ни естественных, ни искусственных линий укреплений, стоял практически в чистом поле, водоснабжение и в мирные времена было проблемой… Превратить его во второй Ленинград не удалось бы даже при желании: пока держался ещё Крым, шло снабжение оттуда, но Крым был не в лучшем положении. В конечном итоге армию эвакуировали в Севастополь, который продержался до июля 1942 г., и где практически все они и погибли. Эвакуация прошла с 1 по 16 октября 1941 г. организованно и без потерь, с собой забрали военную технику и снаряжение. Румыны даже некоторое время не знали, что город оставлен нашими, и вошли в Одессу только к вечеру, после 73 дней осады. В некотором смысле это исключительный случай: как правило, в случае осады, которая заканчивается занятием города, наступающие войска вытесняют противника, находясь в непосредственном с ним соприкосновении, в случае морских городов распространён термин «противник был сброшен в море». В Одессе с нашими войсками такого не произошло. К сожалению, однако, примерно так и вышло в Севастополе, но это уже совсем другая история… Зато освободили Одессу за считанные дни и не дали немцам сбежать морем — об этом ниже.

    Чтобы понять успешность обороны, достаточно проанализировать числа. По официальным данным, силы сторон составляли: СССР — 35 тысяч человек в начале обороны и 86 тысяч в конце; Румыния и Германия — 340 тысяч человек (!). Потери с нашей стороны: 41 тысяча человек (16 тыс. убитыми и пропавшими, 25 тыс. ранеными), с вражеской — 92 тысячи человек (29 тыс. убитыми и пропавшими, 63 тыс. ранеными).

    Вообще, надо сказать, что румынская армия не представляла серьёзной угрозы. Ещё в Первую мировую войну, когда румыны выступили против немцев, те быстро их разбили, заняли всю Румынию, и вся «польза» от них оказалась в том, что России пришлось растягивать фронт до Чёрного моря. Во Второй мировой войне немцы не учли этого урока, сделав румын своими союзниками: те внесли свой вклад в победу наших в Сталинграде, а впоследствии повернулись против немцев. Во время осады Одессы опаснее всего были немцы. По окончании осады 4-я румынская армия была отведена в Румынию на переформирование, на которое понадобилось два месяца. Не исключено, что осаждай Одессу только немцы, ситуация сложилась бы иная… но история, как говорится, не бывает в сослагательном наклонении. Тем более что немцы тоже участвовали в осаде.

    Большую роль в обороне сыграли 411-я и 412-я береговые батареи. Вообще они были предназначены для борьбы с кораблями, но с успехом использовались против целей на суше. На базе 411-й батареи организован музей под открытым небом на юге Одессы, где собрана военная техника времён ВОВ. С 412-й батареей, расположенной к северу от Чебанки, связан интересный эпизод. Она сильно досаждала румынам, и они отчаянно пытались захватить её в августе. Прибывший накануне в Одессу отряд из 250 донецких шахтёров, вооружённых одними лишь гранатами и лопатами, отбил одну из наиболее опасных атак. Почти все они погибли, и были похоронены где-то рядом. К сожалению, их братская могила до сих пор не найдена (во время оккупации румыны подло уничтожили все знаки над захоронениями советских воинов). Спустя несколько дней, после того как кончились снаряды, а угроза захвата батареи врагом стала ещё больше, она была взорвана, чтобы враги не могли использовать её против города, который находился в прямой видимости батареи. Это было особенно обидно, учитывая жертвы, на которые пришлось пойти, чтобы удержать батарею, а также замененные за несколько дней до этого с большим трудом стволы орудий, износившиеся от интенсивного огня.

    Месяцем позднее в соседней Григорьевке был высажен наш десант. Тогда румыны установили там батарею дальнобойных орудий, которая обстреливала порт и город, мешая эвакуации. В ночь на 22 сентября 1941 г. на побережье десантировался 3-й полк морской пехоты в полном составе, доставленный к месту высадки из Севастополя. Десантная операция была проведена блестяще. Позднее по Одессе провезли трофейные пушки, на которых было написано: «Она стреляла по Одессе. Больше стрелять не будет».



    Жажда

    Как известно, с водой в Одессе всегда было трудно, об этом писал ещё Пушкин. Когда румыны захватили насосную станцию в Беляевке, они, естественно, сразу отключили её. Воду в городе выдавали по карточкам… И это в августовскую жару! Небольшой отряд добровольцев пробился к Беляевке, запустил станцию и несколько часов удерживал её, давая городу воду. Почти все погибли. После войны был снят фильм «Жажда».



    Фильм особенно интересен тем, что в его создании принимали участие выжившие непосредственные участники изображаемых событий. Позднее, уже в наше время была снята современная версия фильма. Конечно, более зрелищная, но уже не такая достоверная. Так, в новом фильме бойцы колдуют над весьма современного вида панелью управления, пытаясь найти нужные переключатели. На самом деле всё было совсем не так просто: насосы работали не от электрического привода, а парового, поэтому пришлось раскочегарить топку. По дыму из трубы румыны и поняли, что станция работает.


    Самодельные танки

    Танков в осаждённом городе не хватало. Рабочими завода имени Январского восстания изготавливались самодельные танки НИ-1 — «на испуг».

    ni-1.jpg 222222.jpg
    111.jpeg 333.jpg
    0_9c9af_b43bbe19_XL.jpg 1100.jpg

    Они представляли собой обычные трактора, обшитые котловой сталью и оснащённые пулемётом, иногда также мелкокалиберным орудием. Выглядели они нестандартно, и действительно в первое время пугали румын, которые думали, что имеют дело с новейшим танком неизвестной конструкции.

    Первая машина вышла из ворот завода 20 августа 1941 г. Боевое крещение самодельные танки получили 1 сентября у местечка Дальник, вместе с настоящим танком возглавив контратаку 25-й Чапаевской дивизии. Увидев громыхающие стальные чудовища, противник поспешил отступить на запасные позиции. Испытание танков-самоделок огнем прошло успешно: ни одной пулевой пробоины! Правда, машины оказались слишком тяжелыми и неуклюжими, развивали скорость не более 7 км/ч, но в те суровые дни с этим пришлось мириться. В результате было принято решение об их серийном производстве. Во второй половине сентября сформировали 210-й армейский танковый батальон под командованием старшего лейтенанта Н. Юдина, который повел первые НИ в первый бой. В батальоне было 35 танков, в основном самодельных. Особенно они отличились в боях под хутором Дальницким. Однажды, уничтожив противника огнем, НИ ворвались в стан врага, взяли на буксир 24 пушки и доставили трофей.

    Несколько таких танков сохранилось в Одессе по сей день. Один установлен на постаменте в Срединном сквере на Молдаванке, неподалёку от автовокзала, другой — в вышеупомянутом мемориале обороны на 411-й батарее. А всего под бомбежками и непрекращающимися артобстрелами рабочие-январцы построили 60 танков системы НИ.

    Но не только самодельными танками была интересна оборона Одессы. Пожалуй, не менее грозными были... трамваи! На грузовую платформу установили 47-мм морскую пушку. Трамвай с этой пушкой ходил на передний край — в район Пересыпи, Полей орошения и Хаджибейского лимана. Надо сказать, что для тех танков, которыми тогда располагали румыны, эта пушка представляла реальную опасность, поэтому они не могли пробиться в том направлении. А трамвай возил бойцов. Весьма характерно для Одессы: на оборону ехать на трамвае, как на рынок или на работу… Сейчас этот трамвай можно увидеть в музее на бывшей 411-й береговой батарее.

    Румыны с немцами хозяйничали в Одессе почти 30 месяцев — 907 дней, с 16 октября 1941 г. по 10 апреля 1944 г. (Ближе к концу войны немцы прогнали румын и заняли город. Так что освобождать Одессу пришлось уже от нацистов.) В городе оставалось менее половины населения, проживавшего здесь до войны — около 250-280 тысяч человек. Первое, что сделали враги — согнали 25 тысяч человек, преимущественно евреев, а также военнопленных, в пустые пороховые склады за городом (сейчас это район площади Толбухина) и сожгли заживо.

    Вообще, хуже всего в Одессе пришлось именно евреям. А если учесть, что доля евреев в населении Одессы была самой большой в СССР, составляя до 40% до войны, легко себе представить, что произошло. Перед оставлением города в Одессе оставалось около 100 тысяч евреев, в т.ч. как местных жителей, так и беженцев из области. После освобождения города в нём было 600 евреев… Большинство были убиты, угнаны в Германию (где в основном также погибли) или в концлагеря в Одесской области. Немцы собирали евреев в Прохоровском сквере. Оттуда начинался их скорбный путь в село Богдановку, где был устроен концлагерь. Сейчас там установлен памятный знак. От него начинается аллея праведников мира, а на другом её конце — памятник жертвам холокоста.

    Но не только евреев губили и гнобили оккупанты. Так, когда советским подпольщикам удалось взорвать 200 высокопоставленных офицеров немецкой и румынской армии с помощью радиоуправляемой мины, враги в отместку казнили 5 тысяч местных жителей, которых хватали без разбору на городских улицах и вешали на деревьях и фонарных столбах.

    А история взрыва интересная. Во время обороны Одессы в плен угодил румынский офицер, при котором было много интересных документов. В том числе были указаны здания, в которых планировалось разместить оккупационные органы власти. Для сигуранцы румыны выбрали здание их коллег из НКВД, располагавшееся тогда на Маразлиевской улице. И наше командование задумало устроить подарок немцам. Здание было заминировано в обстановке строжайшей секретности. В подвал было заложено огромное количество взрывчатки. Работы выполнялись тайно. Более того, было оставлено даже несколько мин для отвлечения внимания, которые были слабо замаскированы. Говорят, что здание оставили врагам «под ключ» — заходи и живи, с мебелью, словно бы покинутое в спешке. Они на это и клюнули. И вот, 22 октября собралась там вся нацистская и румынская верхушка. Городские подпольщики сообщили об этом по радио в Севастополь. Оттуда вышел корабль, подобрался поближе к Одессе и дал радиосигнал. Здание буквально поднялось на воздух.

    Враги зверствовали на протяжении всех трёх лет оккупации. Буквально в ночь на 10 апреля, перед освобождением города, хитлеровцы согнали в подвал дома №84 по улице Островидова (Новосельского) мирных жителей и сожгли их живыми. Утром одесситы опознавали своих родных и близких, тела увозили домой, 17 неопознанных трупов похоронены в братской могиле.

    За время оккупации в городе погибли 82 тысячи жителей, 78 тысяч человек были угнаны на принудительные работы в Германию.

    Сопротивление

    Но Одесса не сдавалась врагу, даже будучи оккупированной. Хотя румыны захватили верхнюю часть города, они ничего не могли поделать с подземельями — катакомбами. Эти искусственные лабиринты общей протяжённостью около 3 000 км находятся под всей Одессой и пригородами. Входов в катакомбы были тогда тысячи. Как правило, во многих подвалах домов был вход в катакомбы. В общей сложности в одесских катакомбах партизанило 15 отрядов. Не все продержались до освобождения. К сожалению, были и предатели. Некоторые отряды были полностью уничтожены благодаря им. Но урон врагу нанесли немалый, регулярно поставляли в Москву ценные разведданные, а во время освобождения Одессы вышли наружу и вступили в бой, ударив в спину врагу!

    Освобождение

    Освобождение города было таким же успешным, как и его оборона в своё время. Хотя погода не благоприятствовала нашим войскам; было много снега, потом оттепель. Можно себе представить, что творилось на разбитых техникой и взрывами дорогах. Немцы не ожидали, что наши войска по такой распутице смогут быстро выйти к Одессе. И тем не менее 8 апреля 1944 г. Одесса была практически окружена. При освобождении города и людских потерь с нашей стороны было немного, и город почти не пострадал. Наверно, неспроста, ведь операцией руководил одессит — генерал Р.Я.Малиновский. Так, артиллерию старались не использовать.

    В операции по освобождению Одессы участвовали и партизаны. Ночью 10 апреля на улицах Одессы ими было уничтожено до 300 хитлеровцев. Партизанские отряды и подпольные организации укрыли в катакомбах до 20 тысяч человек. Несколько групп одесских партизан обезвредили мины, которыми оккупанты собирались взорвать здания Оперного театра, думы, филармонии, Воронцовский дворец и некоторые промышленные предприятия, учебные заведения, причалы и склады морского порта.

    Авиация нанесла удар по вражеским судам в акватории порта, сорвав, таким образом, эвакуацию значительной части вражеского контингента морем. Бои шли за каждый квартал, за каждый дом, уличные бои продолжались всю ночь 9 апреля и утро 10 апреля. К 10 часам утра 10 апреля 1944 г. Одесса была полностью освобождена советскими войсками. На спасённом Оперном театре был вывешен красный флаг. Одесса оборонялась два с половиной месяца, а отбита была за считанные дни.

    После войны Одесса первой получила звание города-героя.
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (За обширный вклад в развитие SB. За обширный вклад в развитие ветки по истории Украины.) 12 фев 2015
    Дождевой Земляк, amiga2005 и zhulkov нравится это.
  5. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.496
    Спасибо:
    54.462
    Отзывы:
    785
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    222.jpeg
    Местные жители возводят баррикады на одной из улиц Одессы. 1941 год.


    333.jpeg
    Бойцы морской пехоты в порту Одессы, октябрь 1941 года.

    444.jpeg
    Колонна румынских солдат на марше на улице Одессы.

    555.jpeg
    Румынские солдаты передвигаются у разрушенного дома в Одессе.

    6.jpeg
    Румынские солдаты осматривают советскую автомобильную технику, брошенную и частично уничтоженную во время отступления из Одессы.
    На снимке грузовые автомобили ГАЗ-АА, полевые кухни, трактор СТЗ-3, счетверенная зенитно-пулеметная установка образца 1931 года пулеметов «Максим» на шасси ГАЗ-АА.

    8.jpeg
    Вид на улицу в захваченной немцами Одессе.

    9.jpeg
    Колонна румынской пехоты проходит по улице захваченной Одессы.

    10.jpeg
    Румынские офицеры и солдаты на командном пункте в районе Одессы.

    11.jpeg
    Румынские солдаты рядом с советскими грузовиками ГАЗ-АА, сброшенными с причала в Одессе.

    12.jpeg
    Советская автомобильная техника, брошенная и частично уничтоженная во время отступления из Одессы.
    На снимке грузовые автомобили ГАЗ-АА, полевые кухни, пикап ГАЗ-М-415. Та же автотехника в другом ракурсе.

    13.jpeg
    Советский трактор С-65 «Сталинец», брошенный на улице Ланжероновской в городе Одессе.
    Справа на снимке видны скульптуры у фасада Одесского театра оперы и балета.
    На втором плане брошенный грузовик ГАЗ-АА. Справа за трактором — Дом Навроцкого (Ланжероновская, 8).

    14.jpeg
    Румынские солдаты проходят мимо баррикады в захваченной Одессе.

    15.jpeg
    Две разбитые советские 76-мм зенитные пушки 3-К образца 1931 года в порту Одессы.

    16.jpeg
    Вид на оперный театр в захваченной Одессе.
     
  6. Fast
    Offline

    Fast Полковникъ

    Регистрация:
    8 мар 2012
    Сообщения:
    131
    Спасибо:
    355
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    DSCN8962.JPG

    Удалось побывать в 2012 году в Одессе, влюбился в этот город, хотелось бы ещё побывать, но .... пока вряд ли,
    однако город любить не перестал, а по возвращению нашёл вот эту книгу, сказать что она меня зацепила - ни чего не сказать, но лучше прочитайте, она не большая, но емкая - в ней повествуется как жила Одесса под оккупацией http://www.nasledie-rus.ru/red_port/00101.php
     
    kotov, Spirit и Дождевой Земляк нравится это.
  7. Wolf09
    Offline

    Wolf09 Волк - одиночка

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    11.496
    Спасибо:
    54.462
    Отзывы:
    785
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Освобождения Одессы от фашистских оккупантов

    1.jpg
    Советские солдаты на марше на Одессу. 1944 г.

    2.jpg
    Советские танки с десантом одного из механизированных корпусов идут в бой за станцию Раздельная в районе Одессы.
    3-й Украинский фронт. Апрель 1944 г.

    3.jpg
    Советские танки с десантом идут в бой за станцию Раздельная в районе Одессы. 3-й Украинский фронт. Апрель 1944 г.

    4.jpg
    Ночная атака советских танков у станции Раздельная в районе Одессы.
    Для освещения используются сигнальные ракеты. На заднем плане — здание станции Раздельная.
    3-й Украинский фронт. Апрель 1944 г.

    5.jpg
    Атака советской пехоты во время освобождения Одессы. 1944 г.

    6.jpg
    Советские части форсируют лиман в районе Одессы. Апрель 1944 г.

    7.jpg
    Атака советской пехоты на окраине Одессы. 09.04.1944 г.

    8.jpg
    Немецкая САУ Marder II на железнодорожной платформе, захваченная советскими войсками в Одессе в марте 1944 года.

    9.jpg
    Советский торпедный катер «Воспер» в освобожденной Одессе. 1944 г.

    10.jpg
    Советские войска вступают в освобожденную Одессу. Фотография сделана на улице Ленина.
    На заднем плане Одесский оперный театр. 10.04.1944 г.

    11.jpg
    Советские солдаты едут по улице освобожденной Одессы, забитой брошенной немцами техникой. 1944 г.

    12.jpg
    Немецкие военнопленные под Одессой. 1944 г.

    13.jpg
    Советские солдаты с ребенком в освобожденной Одессе. 1944 г.

    14.jpg
    «Встреча победителей в Одессе». Встреча жителей Одессы с бойцами освободивших город советских частей. 1944 г.

    15.jpg
    Фронтовая бригада артистов выступает на танке Т-34-85 перед бойцами 36-й танковой бригады на станции Раздельная.

    16.jpg
    Жительница освобожденной Одессы снимает румынскую табличку с названием улицы на доме.
    Во время оккупации улица называлась имени Адольфа Гитлера.

    17.jpg
    Немецкие и румынские военнопленные в Одессе.

    18.jpg
    Жительницы Одессы О.В. Поляк и О. К. Клефортова вручают Красное знамя партизанскому отряду вошедшему в город.
    Знамя они хранили два с половиной года в период оккупации.


     
    Pz.Kpfw, Bessarabez и brusik нравится это.

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)