Смиренное кладбище

Тема в разделе "История Смоленска", создана пользователем Кузьмич, 10 авг 2009.

  1. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    "Momento mori" - помни о смерти.

    Давно хотел открыть на форуме кладбищенскую тему. Может быть, кто-то скажет: мрачновато что-то. А я думаю, что ничуть. Кладбища оказываются живучее, чем наши села и деревни. Уже от деревни и следа-то не осталось, а кладбище стоит немым памятником былой жизни. Старые сельские кладбища производят умиротворяющее впечатление, чувствуется тот самый вечный покой, в котором пребывают души умерших. И вроде бы уже все заростает, и могильные холмики еле заметны на поверхности земли, и ощущение заброшенности, покинутости витает над старым кладбищем, а все равно чувство смиренного покоя господствует надо всем.
    Культура упокоения умерших - одна из древнейших. Именно поэтому через все эпохи и века до наших дней доходят какие-то остатки самых древних погребальных и поминальных представлений, традиций.
    Открываю тему подборкой уникальных фотографий, выполненных в 1921 году историком, археологом, этнографом, директором Дорогобужского музея Николаем Ивановичем Савиным. Фотографии были опубликованы Ф.Э. Модестовым: Модестов Ф.Э. Смоленский этнографический альбом. Вып. 2. Смоленск, 2004.


    [​IMG]
    Кладбище села Чамова Ельнинского уезда. Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Кладбище села Буда Волочковской волости Дорогобужского уезда. Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Кладбище села Буда Волочковской волости Дорогобужского уезда. Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Намогильные «теремки» на кладбище села Пискарева Мархоткинской волости Ельнинского уезда. Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Намогильная «скамья». Кладбище дер. Колычево Богородицкой волости Ельнинского уезда. Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Кладбище дер. Абрамова Самцовской волости Дорогобужского уезда. (На переднем плане намогильные «скамьи»-колоды.). Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Кладбище дер. Абрамова Самцовской волости Дорогобужского уезда. (На переднем плане намогильные «скамьи»-колоды.). Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Намогильный «теремок». Кладбище дер. Вязьмичи Волочковской волости Дорогобужского уезда. Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Кладбище дер. Мухина Дорогобужского уезда (на переднем и заднем планах намогильные «теремки»). Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    Удивляет форма намогильных надгробий. "Теремок" - это, вероятно, образ дома умершего. Возможно, и "скамья" символизировала тоже самое.

    А вот некоторые погребальные обычаи, записанные в конце XIX века выдающимся смоленским этнографом В.Н. Добровольским.

    Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. Часть II. СПб., 1893. С. 306-307.

    Погребальные обычаи. Представления о загробной жизни.

    При исследовании о погребальных обычаях и представлениях о загробной жизни приходится принимать во внимание существовавшие в народе обряды, остатки языческой старины, песни, сказки и духовные стихи. В народном языке бессознательно хранятся следы многих отживших обрядов и воззрений…
    В Юхновском уезде из покойника как бы вытрясают душу: покойника трясут на пороге, при выносе с хаты, в сенях и воротах, в поле, при вносе в церковь и при выносе.
    Если при копании могилы потревожат кости покойника, бросают в яму 3, 4 коп. – выкупают место.
    В гроб к покойнику кладут те предметы, которые он любил: водку, табак, карты (Иньково, Поречского уезда).
    В той светлице, где лежало тело покойника, накрывают лавки, на стол, покрытый белой скатертию, полагают булку хлеба и питье.
    На окне избы, с внешней стороны, вывешивают полотенце. Так продолжается до 6 недель (Смоленский, Рославльский уезды и другие).
    Как показывается свет, занимается зорька, родные идут по тем местам, где ходил покойник: заглянут в клеть, огород и хлева, поснуют около ворот и на улице (Село Иньково Поречского уезда).
    В Смоленском и Рославльском уездах после погребения тела на перекрестках сожигают солому, а в Юхновском уезде при выносе тела из деревни, на разветвлении дорог ставят кресты.
    В Бельском уезде гроб имеет форму колоды; изголовье – вид человечьей головы.
     
  2. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    [​IMG]
    Ворота кладбища села Волочек Дорогобужского уезда (на воротах висят полотенца для душ умерших). Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Кладбище села Волочек Дорогобужского уезда (на переднем плане намогильные «скамьи»). Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Кладбище дер. Вязьмичи Волочковской волости Дорогобужского уезда (деталь погребальной обрядности – оставленные у могилы оглобли). Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Оглобли, использовавшиеся в погребальной обрядности. Кладбище села Шилова Леоновской волости Дорогобужского уезда. Фото Н.И. Савина, 1921 г.
     
  3. Штурман
    Offline

    Штурман *****

    Регистрация:
    22 мар 2009
    Сообщения:
    1.587
    Спасибо:
    68
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Только потом обязательно открой тему Роддомов с галереей фоток новорожденных, а то агитация за кладбищенское умиротворение повысит количество случаев суицида. И это будет на твоей совести! :)
     
  4. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Штурман, не шуми, думай о вечном. :rolleyes:

    Добавлено: [mergetime]1249892912[/mergetime]
    [​IMG]
    Кладбище и часовня дер. Заборье Волочковской волости, Дорогобужского уезда. Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Внутренний вид кладбищенской часовни дер. Заборье Волочковской волости, Дорогобужского уезда. Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Часовня-столб на кладбище села Чамова Богородицкой волости Ельнинского уезда. Фото Н.И. Савина, 1921 г.
     
  5. jagd
    Offline

    jagd «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    6.372
    Спасибо:
    923
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    смоленская область
    Интересы:
    водка
    Старые деревенские кладбища. Деревень рядом нет, а могилки свежие - умирают бывшие жители деревень, родственники везут хоронить на деревенское кладбище. Умирает народ, умирают деревни... вымирает Россия... 'точка невозврата' давно пройдена. Раньше в деревнях жизнь кипела, по вечерам молодежь гуляла, старики на лавочках сидели, общались, почти у каждого дома на лавочке сидел дед. На кладбище новые могилки, ушло старое поколение, а с ними часть нашей истории. Но может быть все еще изменится к лучшему? Кузьмич, скажи.
     
  6. Андрон
    Offline

    Андрон связной

    Регистрация:
    31 июл 2008
    Сообщения:
    2.403
    Спасибо:
    373
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Лопатинскiй садъ
    Интересы:
    эзотерика
    памятный крест и кладбище на месте Свирколукского монастыря...
    [​IMG]

    часовенка на кладбище на месте разрушенной церкви бывшего села Червонное...
    [​IMG]
     
  7. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Цитата(Jagd @ 10 Августа 2009, 12:30)
    Но может быть все еще изменится к лучшему? Кузьмич, скажи.

    Деревенская Смоленщина ушла безвозвратно. Увы! Экономическая и социальная почва изменилась кардинально, аграрная цивилизация канула в лету. Такого большого количества сельских жителей уже не нужно. При развитом сельскохозяйственном производстве, на мой взгляд, будут востребованы поселки (там, где крупные агрокомплексы) и хутора. В 1920-е годы, между прочим, масса деревнь исчезла, крестьяне разошлись на хутора. Правда, потом, в эпоху насильственной коллективизации их стали сгонять опять в деревни, следом будет еще несколько волн укрупнений сельских поселений.
     
  8. Nikolaj
    Offline

    Nikolaj Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2008
    Сообщения:
    8.703
    Спасибо:
    661
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Цитата(Штурман @ 10 Августа 2009, 11:06)
    Только потом обязательно открой тему Роддомов с галереей фоток новорожденных, а то агитация за кладбищенское умиротворение повысит количество случаев суицида. И это будет на твоей совести! :)

    Наверное уже пора готовить сани-скоро зима-Голодуха кромешная,не то что суицид,сплошное людоедство будет. Кузьмич,а что ето кладбища так близко от деревень ,некоторые прямо рядом со строениями,земли что ли помещики не выделяли,иль берегли для посевов в лесах делали?
     
  9. владимир1
    Offline

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    6.214
    Спасибо:
    7.018
    Отзывы:
    175
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Тема в самом деле интересная.
     
  10. Cveтл@н@
    Offline

    Cveтл@н@ Старый флудер

    Регистрация:
    29 апр 2009
    Сообщения:
    1.981
    Спасибо:
    519
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Chile
    Из:
    СССР
    Интересы:
    Вредничать
    Действительно, есть что-то на этих фотографиях... Даже затрудняюсь подобрать подходящее слово. Старые памятники, кресты... Завораживает... Создается ощущение, будто время остановилось и замерло.
     
  11. Nikolaj
    Offline

    Nikolaj Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2008
    Сообщения:
    8.703
    Спасибо:
    661
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Вообще старинные фоты,черно-белые-смотришь и ...наполняют той атмосферой,спокойной и унылой,но всеравно красиво.
     
  12. Шмяк
    Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.015
    Спасибо:
    164
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    я по кладбищу люблю пройтись, действительно, как в другое время уходишь. У нас вон на Католическом кое -где еще таблички сохранились...девчонка лежит, кажется в 1932г. от рук хулиганов погибла. Смоленское кладбище в Петербурге - едва ли не музей. А.Блок, братская могила мирян и монахов, живьем закопанных чекистами. Донское кладбище в Москве, там вдоль одной аллеи несколько экипажей разбившихся самолетов лежат. История, часто - трагическая. Судьба кладбищ отдельная тема, не только на селе, но и в городах. Раньше кладбища осторожно переносили, если возникала необходимость, а сейчас строят прямо поверх, или просто в овраг спихивают
     
  13. Iva
    Offline

    Iva Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    259
    Спасибо:
    22
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Время материально. Особенно понимаешь это, глядя на людей на старых фото кладбищ. Наверняка они тогда думали - нескоро над ними соорудят колоды или скамьи, они ж туда просто помянуть предков зашли, а сами будут жить вечно, вон и фотографируют их неведомым прибором. Такое вот самовнушение - обман.
    зы. Кузьмич, ты давай-ка выздоравливай :)
     
  14. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Еще один очерк этнографа В.Н. Добровольского в тему. Поясню, что автор приводит речь смоленских крестьян максимально приближенную к реальному произношению.

    Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. Часть II. СПб., 1893. С. 314-317.

    Ход погребального обряда. Как образуются причитания (вытницы)

    Когда работают гробовщики, то проходящие говорят им: «аминь вашей работи»!.. К могильщикам, занятым своим делом, обращаются с такими же словами, а они отвечают:
    — «Благодарим, штоб ни умирали больши»!..
    Возвратись домой после похорон покойника, говорить:
    — «Пускай клапы, тараканы мруть, а нам добрыя здаровья»!..
    Хозяин палить свечку пред иконой и молится Богу. Работникам отводится почетное место за столом, на куте; к ним подсаживаются родственники умершего и «метнейшие» соседи, приглашенные хозяином.
    Поставить на столь пироги, кутью; зачерпнуть ложку, сами откушают и прольют «маленька» на стол для «родителев».
    Как кто сел, так и сиди: «ни придвигайся адинъ къ адному», и «ни садитись» тесно, чтоб не вытиснуть родителей, невидимо участвующих в беседе и помещающихся на лавках, в незанятых промежутках, — закусывающих вместе с присутствующими нарочно покинутыми крохами кушанья.
    Зачерпнул ложку, сейчас оберни её (обороти ее ниц): если ложка лежит неперевороченная, к ней может прикоснуться лукавый. За столом подаются обыкновенно щи, пироги, тесто, картофель, разрезанный на скрылечки и обжаренный. Каши не едят, дожидаясь, какой «ответь» даст хозяин: либо водочку будет подносить, либо же скажет: — «братцы миряне, ни прагневайтись на вотычку, а уже гневайтись на мине: уж радитиль етытъ хуч любил вотычку папить — и пущай ужу радитиль ни прагневаитца, што мае нужды крайня!»...
    Гости уж начинают кашу есть: от хозяина «ответ получили». Вылазят с застолья, Богу молятся. «Да и сколько будет народу, пищу всем чтоб подавали: хоть по ложке, хоть по две — и тут уже не различаюсь: откуда бы ни зашел кто, приглашают помянуть умершего».
    Потом, как выйдет три дня после смерти покойника, пекут блины, накадят стол ладаном и подмаслят медком.
    На девятый день хозяин того дома, где покойник, снова приглашаешь работников и гостей, — пошлет мальчика звать на обед:
    — «Просим на обед к нам!»...
    С иного семейства соберутся двое или трое, сколько вздумают, и приходят они с отрезанными ломтями и скибками своего хлеба; придя, кладут хлеб на стол. Хозяин спрашивает у мальчика:
    — «А ти всех ты зазвал? Нужна панаравиць: ти ни падыйдуць!» — Ну, они подошли. — «Давайця Богу малитца!» Запалили свечку, стали Богу молиться. На столе стоит кутья (кутьця), разлитая по чашкам. К чашкам прилепят свечки, зажгут их. Поставят подле каждого гостя по рюмке вина, положат по столу лепешки, помолятся Богу. Вдруг возьмут черепок с ладаном и покадят.
    Тогда «сродство из женского пола» начинает «гукаць родителев».
    Дочь говорит: — «пагукаю я сваиго татухну!»...
    Жена говорит: — «пойду-ка я: пагукаю гаспадарёчка, свайго галубочка! какую ж ты мне думушку тцяперь загадав? да як жа мне думушку ету разгадаци?!»...
    Мало помалу гукание овдовевшей супруги разростается все больше и больше; оно не вкладывается в сочиненную народом эпическую форму и дышит непосредственным лирическим чувством, подсказанным потерею супруга, безотрадным положением вдовства: обиды и унижения ждут сироток, не будет она, как прежде, пользоваться уважением односельчан и соседей. Фантазия ее мало помалу разрастается больше и больше, создавая ряд довольно мрачных картин с реальным изображенных будущей участи ее и сироток.
    — «Да як жа мне дробных детушик етыхъ питаци? Приляци ты сюды к нам птушичкай алиба какушичкай!... Верна, дужа далеча ты, мой гаспадарёк, да ня слышиш, галубчик, да майво горькыва горюшка, дай бальшой маей кручины!.. Ну, ды к каторыму берижку мне галовушку сваю прахинуци? Ну, какую ж ты думушку мне загадав: да ю скорыя времичка ат мине атлитал?! Гаспадарёчик, ты, мой галубочик, приляци жа ты за дзетками, за дробными, да за малыми несмыслёными: а их жа тяперь, мой гаспадарёчик, налюкаютца дай натукаютца, и сабаки, и тыя накусаютца, — по миpy ходя, примуць жа яны холыду да и голыду, да и голыду будуць и галодниньки.
    Нихто ж маих дзетушик ня видиць, як яны малиньки, як их васпитаць!... Да вон, вон yсе суседушки гаворюць: — «вон распусники, бизбатькывичи! да им ужу што етым дитём: ли голывы аткрутиць, ли жалудки выгнисть (выдавить) — ане да самавольники: усю моркву патигали и агурцы пумяли!»...
    (Па исцини жа ета саседский багачов сын побывал и у моркви и у агурцах, а сироты свят духым ни знают за сабой ни якей причинушки).
    Бользо (к счастью) сусед увидал со стараны, як багачовы рибятушки хадзили у гарод; ион жа, як паив каня, видзив и бабылкиных дзяцишик, як яны гуляли на пясочку, ли возира.
    Напая лошадь, юн павев яе на гумно и знову видзиць багачовых рибятишик ужу з морквыю и з агурками. — Идзе бы ета набрали?
    — «А ды што цябе? Можа, у нас и свае...
    (Сами ги-ги-ги — у нос сабе смяютца).
    Слава Богу, хуть маиво аправили!»...
    Иная баба гудет, а слёзы не льются у нея, а иная «тошнует», и так тяжело у нея на сердце, что она и умом разорится. Соседка приходит к ней навестить её:
    — «Куманька, ты, мая галубынька, польна табе, польна!... Досыць цябе сваю галовушку раструбливаць! Да, ну!.. Ни ваплакывай вочи: аны вить нам нужны будуць!»...
    Взяла соседка плачущую пад паху и повела ее к себе.
    «Выють и гудуть» обыкновенно выйдя с «беседы» за ворота; между тем закуска идет, и хозяин угощает гостей:
    — «Кушайця, братцы, кушайця, пуминайця майво гаспадарёчка, да не нашу хлеб-соль, но да атцовськую!»... Гости дообедывают, вылазят с застолья и говорят;
    — «Благадарим тябе, хазяин, и вам, хазяюшка, добрыя здаровья, а умершиму царства нябесныя!»...
     
  15. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Из краткого описания прихода села Кикина Юхновского уезда, 1896 год.

    "...В доме, где есть покойник над окном или калиткой вывешивается небольшое полотенце или лоскут холста, а на окно становят стакан с водой; все это делается в том убеждении, что до 40 дней душа умершего является в свой дом для омовения, поэтому вода в стакане ежедневно переменяется. Солома из-под покойника, горшок, из которого производилось омовение, тряпки, стружки от гроба и все что употреблялось при омовении выносится за деревню и бросается на первых перекрестках. Если при выносе покойника из деревни повстречается мужчина или женщина, то в той же деревне опять будет скоро покойник. Но накануне постов в день заговин после ужина столы остаются неубранными: чашки, ложки, соль, куски хлеба и говядины – все это предназначается для угощения родственников-покойников, которые в эти дни приходят ночью удостовериться не последовало каких перемен в жизни и хозяйстве их живых родственников"...
     
  16. Кузьмич
    Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.539
    Спасибо:
    969
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    [​IMG]
    Празднование «родительской» субботы на кладбище села Бизюкова Бизюковской волости Дорогобужского уезда. Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Празднование «родительской» субботы на кладбище села Бизюкова Бизюковской волости Дорогобужского уезда. Фото Н.И. Савина, 1921 г.

    [​IMG]
    Празднование «родительской» субботы на кладбище села Бизюкова Бизюковской волости Дорогобужского уезда. Фото Н.И. Савина, 1921 г.
     
  17. RGE
    Offline

    RGE Завсегдатай SB

    Регистрация:
    22 май 2009
    Сообщения:
    222
    Спасибо:
    4
    Отзывы:
    0
    Из:
    Россия
  18. Трошкин
    Offline

    Трошкин Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 апр 2009
    Сообщения:
    4.481
    Спасибо:
    471
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    +
    Интересы:
    +
    Чтобы никогда не бояться смерти, всегда думай о ней.
    Трошкин
    Моментально... в море
    Сенека
     
  19. Андрон
    Offline

    Андрон связной

    Регистрация:
    31 июл 2008
    Сообщения:
    2.403
    Спасибо:
    373
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Лопатинскiй садъ
    Интересы:
    эзотерика
    Цитата(Шмяк @ 11 Августа 2009, 17:11)
    я по кладбищу люблю пройтись, действительно, как в другое время уходишь.

    я тоже люблю старые эпитафии читать...что-то есть в них такое трогательное...
    На тихвинском кладбище запомнилась мне старая эпитафия на замшелом камне:
    "Вам, любимым, дано предстоять за всех нас, пред Сияющим Оком..."

    ps. "думают люди в Ленинграде и Риме, что смерть - это то, что бывает с другими.
    А жизнь так и будет крутить и крутить колесо..."(с) Саша Васильев
     
  20. Катерина.
    Offline

    Катерина. Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 янв 2009
    Сообщения:
    265
    Спасибо:
    31
    Отзывы:
    0
    Из:
    там, где Вас нет...)
    Еще я узнал, что я тафофил,"любитель кладбищ" - оказывается, существует на свете такое экзотическое хобби (а у некоторых и мания). Но тафофилом меня можно назвать лишь условно - я не коллекционировал кладбища и могилы, меня занимала Тайна Прошедшего Времени: куда оно девается и что происходит с людьми, его населявшими?
    Борис Акунин, Григорий Чхартишвили. Кладбищенские истории.

    p.s. после этого произведения начинаешь переосмысливать свою жизнь.
     

Поделиться этой страницей

Сейчас читают тему (Пользователи: 0, Гости: 0)