Никольская узкоколейная железная дорога связывала город Никольск в Пензенской области и железнодорожную станцию Ночка. Длина узкоколейной железной дороги — 24 километра. Из них 23 километра пролегают по территории Пензенской области, менее 1 километра — по территории Инзенского района Ульяновской области. Участок Никольск — Перегрузочная (Ночка) был открыт в 1936 году для обеспечения перевозки грузов на Никольский стекольный завод и другие предприятия. Никольский стекольный завод (изначально Никольско-Бахметьевский хрустальный завод) основан в 1764 году. Это предприятие фактически создало город Никольск. До 1954 года он был селом Никольская Пестровка. В годы Великой Отечественной войны была построена лесовозная узкоколейная железная дорога от Никольска (тогда посёлок Николо-Пестровский) в южном направлении. Скорее всего, она составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Никольск — Ночка (Перегрузочная). Были и другие небольшие лесовозные линии — они отходили от участка Никольск — Ночка (Перегрузочная). Вывозка леса по узкоколейной железной дороге просуществовала недолго, все лесовозные линии вскоре после войны разобрали. Но участок Никольск — Ночка (Перегрузочная) продолжал работать и развиваться. Существовало не только грузовое, но и пассажирское движение. Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. В 1954 году здесь появились мотовозы МД54-2, позднее — тепловозы ТУ4. С конца 1970-х годов основными локомотивами стали тепловозы ТУ7. Примерно тогда же Никольск был соединён со станцией Ночка асфальтированной автодорогой. Пассажирское движение на узкоколейной железной дороге было прекращено. В 1990-е годы узкоколейная железная дорога продолжала работать. После 2000 года в какой-то момент перевозки сократились до минимума. Ставился вопрос о переходе на автотранспорт и ликвидации узкоколейной железной дороги. Но, «вопреки всему», этого пока ещё не произошло. Возможно, отчасти это связано с тем, что Никольский стекольный завод, в отличие от большинства российских предприятий, не акционировался — он находится в государственной собственности. По состоянию на начало 2006 года, узкоколейная железная дорога продолжала работать. В 2008 году узкоколейная железная дорога остановилась вместе с Никольским стекольным заводом. Движения по узкоколейной железной дороге с того момента не было. В 2009 году узкоколейную железную дорогу начали разворовывать. В 2010 году этот процесс принял массовый характер. К концу 2010 года разборка пути была завершена. Весь подвижной состав порезали на металлолом. Россия лишилась ценной достопримечательности.