Каждый мастер это художник и он по своему видит Мир и окружающее. Конечно он хотел изобразить цату , которая и в более ранние времена иногда изображением своим напоминала изображение сердца. Тем более он вообще мог не иметь представления о цате, а вот о схематичном изображении -Вера(крест) , Надежда(якорь), Любовь(сердце) явно представление имели все. А что есть Любовь? Иоанн Богослов дважды повторяет, что «Бог есть любовь» А цата на средокрестии-собственно Христос Царь Славы. В принципе мастер ни чем не погрешил вырезав в средокрестиии сердце. А вот где над сердцем два отростка , на втором примере(фото креста с обломанным нижним лучем) эти отростки изображены отдельно от сердца и больше напоминают букву Д. и скорее всего это первичный вариант. А не своеобразное ли представления мастера о Этимасии(престоле уготованном) ?
Максим, позволь с Тобой не согласиться.. конец 18 начало 19 вв. отливали.. пришла другая технология стали Паять...
Паянное ухо это не показатель. Тут помимо паянного уха, еще и стилистика к.17 века. "процветшие" лучи и та самая цата. В 19 , а тем более в 20 веке на нательных крестах не употребляемые. О том , что это так сказать кустарщина мы уже говорили. Но кустарщина по более менее понятным мотивам. Потому 18-самое начало 19века, самая приемлемая датировка.
Да, типологически образец, с которого делали, восходит к этому времени. Да, мотивы ясны, но выполнены они с изделия, скорее всего, не лучшего качества и без особого понимания гравером, что он вырезает (в противном случае он не поместил бы вместо цаты изображение перевернутой пиковой масти). Это причины вносят неопределенность в дату изготовления, а изображение Всевидящего ока и подобная иконография главы Адамовой указывают, что крест был вырезан не раньше 19 в.
Ну если как считается что Всевидящее око появляется на крестах в 18в, Скажем так "популярность" изображения приобретается в самом начале 19 в. То все в купе дает датировку рубежа 18-19вв, пять лет туда-сюда особого значения не имеет.
Интересная тема для статистики не потерялась бы Вот на одном ресурсе встретился из Смоленского района
Товарищ нашел половинку в районе Николы-Яровни.. Думая их там продавали и делали при церкви мастер. Ближайшая Крупная церковь и приход того района..
Вот еще один,прошу обратить внимание!Есть клейма:инспектора и пробирка.что дополнить может кто,по клеймам?(189?-1910).
При мне пару таких поднимали в Кардымовском районе(за шутовкой и в бильчевицах). Тоже слышал что делали их в церкви на Яровне.
Я-вижу клеймо пробирного инспектора+проба металла! Если инспектор АС ,или это мастер АС?-:Пробирным инспектором Костромского окружного пробирного управления в 1899-1910 годах был Снарский Александр Николаевич (АС). Если ЛС-? В любом случае в кустарной мастерской церкви села Яровни,ставить пробу и штамп?(инспектора или мастера)-круть.