Три интересных топора.Первый топор из Заира,принадлежит не большой народности мфуни. Жило это племя по берегам реки Заир,занималось земледелием вдоль берега,рыболовством,торговлей.У этого топора короткая рукоять,намного короче чем у кого-то из соседей.Здесь проявляется африканская черта,когда племя должно отличаться от всех соседей оружием или ещё чем-то.Этот топор был статусным предметом.На втором фото ритуальный топор полностью отлитый из алюминия.Он из французской западной Африки,сейчас эта местность относится к Буркина Фасо,или Верхней Вольте,как это государство раньше называлось.Третий топор так же из Заира.Он статусный.Интересен тем,что видно как оплетали проволокой африканцы свои изделия.
Несколько топориков сонге.Заир.Первый-это парадный,дальше ритуальные(по функции парадные были у воинов,может младших командиров,а ритуальные у людей занимавших положение в обществе или жертвенные,приносящиеся в дар местным божествам),в конце топор-как инструмент.Причём ритуальный топор на 8 фото,сразу после него идут топоры-инструменты отличается внешне достаточно сильно.Скорее всего он и принадлежал какому-то важному человеку,как символ власти,а предыдущие были сделаны,что бы их преподнести в дар местным богам.Это предположение связанно с аналогией с другими племенами бассейна реки Конго.
Топоры народности лугуру как правило имеют сверху вырезанную голову.Тип топора типичный для Кении и Танзании.Топоры без вырезанной сверху головы я бы не стал однозначно относить к этой народности,хотя они и могли ими пользоваться,но точно также как и остальные народы этой части Африки.Для стиля лигуру вырезанная голова является характерной.Это касается не только топоров,но и некоторых статусных предметов.Вторыми идут топоры из долины реки Конго.По своему виду они явно боевые.Встретилась эта форма мне впервые.Насколько они старые-не знаю.Для этой территории топор как оружие не характерен.Может это одна из разновидностей ритуального топора?Сам топор мне показался любопытным и я решил его представить вашему вниманию.Мне попалось всего два таких топора.Они имеют маленькое отличие на самом топорище.
В предыдущей публикации два последних топора не относятся к африканским,то есть по содержанию.Это современные топоры,по форме и стилю копируют американские.Встречается в Африке такой юмор,когда белым людям предлагают совсем что-то экзотическое,например под видом национальной кухни потроха коровы выдают за местный деликатес,сделанный из какой-то антилопы.Любят иногда африканцы пошутить над европейцами.Для сравнения фото американских топоров.
Вопрос к ТС Африка. Почему такой интерес к Африке? Что тебя связывает с Африкой? we'll be there soon......??
Интерес к Африке(немного меньше к Азии и Океании,правда Азия делится по восприятию на Индию,Китай,Японию и остальную её часть) у меня с детства.Сначала школа-Большая Энциклопедия,уроки географии,книги и монографии,которые брал в библиотеке,история Египта.Потом когда поступил в университет у нас на курсе были ребята из Мадагаскара и Верхней Вольты(сейчас это Буркина Фасо).Частенько вмести пили,они меньше и поэтому много рассказывали интересного.Учился я на геологическом факультете и по профессии Африка так же была досягаема. Советские геологи работали во многих африканских странах,так как собственной геологической службы у них либо не было,либо была в зачаточном состоянии.Через годы один друг сделал попытку заняться сельским хозяйством в Эфиопии.В свою очередную поездку пригласил меня с собой.Мои впечатления от страны были позитивными.Когда знакомишься поближе с любой новой,неизвестной культурой-возникает любопытство.Эфиопия стала для меня интересной.Ну и остальная Африка тоже.На самом деле африканцы далеки от того образа который им приписан.Это очень древние цивилизации,сумевшие сохранить то,что в Европе давно забыли.Они очень хорошо адаптированы к любым изменениям.Зная их историю-видишь наш большой мир в миниатюре.Не надо быть пророком,что бы понимать на их примере к чему приводят конфликты,что такое экономическая не самостоятельность или когда 90% имущества принадлежит 3-5% населения.В Эфиопии к примеру роль Церкви очень значимая,но и Церковь в десятки раз ответственней чем наша или католическая.Чем больше погружаешься в африканский мир,тем интересней.Можно на самом деле так относиться к любой стране или части света.Это не менее увлекательно,чем собственная история.Хотя такой путаницы в отношении к Африке,стереотипов и просто профанации нигде больше не встретишь!Даже масса спекуляций в отношении отечественной истории это ничто по сравнению с тем невежеством,которое коснулось колыбели человечества-Африки.У нас сейчас все стали православными и мусульманами,но если сравнить отношение к вере у нас и в Эфиопии или Судане,то ясно видишь разницу между верой и религией(где религия всего лишь политическая партия у которой много сторонников).Люди,которые попадают на этот континент,начинают понимать не только свою точку зрения,но и новый взгляд на мир.Это помогает понимать себя глубже,воспринимать мир другими глазами. Поверьте,у африканцев есть чему поучиться.Те трудности с которыми они справляются,многим из нас(европейцев) не по плечу.Африка конечно не однородна.Есть чёрная Африка,Северная,Эфиопия.Но это всё очень богатая культура,наполненная своим смыслом,скрытым от легкомысленного и пренебрежительного взгляда.И люди разные,и традиции.К глубокому сожалению всё это многообразие разрушается и теряется навсегда.О нём напоминают только предметы быта,африканское оружие,и другие артефакты.Когда прикасаешься с интересом к чему-то не известному это становится уже зависимостью.Эта зависимость и связывает меня с Африкой и другими местами планеты,которые называются экзотическими.
А у меня не как у всех людей. Люди идут в рай. А у меня до сих пор ощущения, что из рая. Когда вернулся от туда мне было 11. Приехал в страну, где всё серое и на крышах какой то бред пишут большими буквами. И все озлобленные какие то и почти ни у кого нет машины, а в электричках в тамбуре ссаньём воняет.
Уважаемый tlemsen, Африка рай только для исследователей.Для самих африканцев это другое.Вы застали время оптимизма,окончание колониальной эпохи.Люди были полны надежд.Им казалось что с уходом стран-колонизаторов их жизнь наладится.СССР принимал активное участие в то время, поддерживая развитие социалистических идей.Поставлял промышленное оборудование,финансировал образование и национальную культуру,помогал строить национальные армии и системы правопорядка.Люди тогда в Африке надеялись,что с приходом независимости их жизнь изменится.Находясь среди людей-полными самых светлых надежд человек и особенно ребёнок сам приходит в это же состояние.К тому же в Африке другой климат,всегда тепло и много солнца.Естественно контраст разительный,когда приезжаешь в СССР.Озлобленность которую Вы увидели была просто занятостью.По поводу надписей на крышах вы пробудили во мне светлые воспоминания детства.Мы ломали замки,или подбирали ключи,выкручивали лампочки и кидались ими на крыше друг в друга.Что касается электричек,то Вы правы,запах был.Культура народа это позволяла.Так же воняли подъезды и палисадники вокруг домов.Что делать,когда естественная нужда есть,а места-нет?Сегодня наше душевное состояние в основном депрессивное.Жизнь проходит или у кого-то заканчивается,а пожить у многих так и не получилось.Африканцы этим и интересны,они живут зная наперёд,что жизнь их будет сплошной мукой из-за вечно нерешённых проблем.Но на их настроение этот факт не откладывает отпечаток.Они считают,что хорошая работа это честный труд,никак понимание хорошей работы не увязывая с зарплатой,реализацией своих желаний. Теперь опять немного о топорах.Эти топоры-инструменты.Конго,Заир.
Топоры из Буркина Фасо.Первый топор-инструмент.Достаточно большой,его длина около 1 м.Потом три церемониальных,или вернее сказать статусных.Последние два изображения интересны тем,что на них видно,как с течением времени статусный топор приобретает черты жезла.По своему содержанию в восприятии африканцев это топор,но форма топора видоизменилась и по важности на первое место выходит его необычность.
На первом фото топор из дерева вместе с билом.Одной из функций деревянного ритуального топора.Использовался он для созыва общины по каким-то важным вопросам или может быть в случае тревоги.На 2 и по 5 фото изображены топоры без топорища.Это магические фигуры культа вуду из Тога.Вот такая эволюция топора имела место в Африке.От инструмента к символу социального положения и предмета культа.
Спасибо за экскурс и коментарии. Подборка очень понравилась, особенно удивил топор из алюминия. Так сказать гибрид древнего анахронизма и современных технологий. А ведь какой то неуч найдет подобное на раскопках и будет уверять, что в древней Африке умели выплавлять алюминий...
Спасибо и Вам,уважаемый E.Sibert за проявленный интерес к этой теме.Африка тем и привлекает,что там люди всё новое умеют приспособить под старые традиции.Обновление происходит постепенно.Они не будут просто так сломать старое,и потом на освободившемся месте строить новое.Этот подход чужд их сознанию.Стабильность хоть в чём-то для них важна. Первый топор из Нигерии,народность тив.Выполнен он из железа,а соединение рукояти и топора отлито из бронзы.Второй топор из Либерии и полностью бронзовый.На мой взгляд тот факт,что топор в Африке в общем-то так и не стал оружием цивилизация только приобрела.
Первый топор современный,прежний сломался,и в старое топорище вставили новый топор.Сделали это традиционным способом,расширили отверстие и продели хвостовик.Само устройство топора по всей Африке этим и отличается от нашего.Там всегда делают топор в форме лопатки с длинным хвостовиком,который загоняют внутрь топорища.Хвостовик потом где-то загибают,обрезают,заклёпывают или выпускают наружу.Всё зависит от региона.На конце топорища обязательно имеется утолщение.Второй топор церемониальный.К сожалению у него сломался конец от времени.Красивая резная рукоять с вырезанной на конце фигурой человека.Третий и четвёртый топоры сонги из Заира.Само топорище сделано у них одинаково,а вот топоры сильно отличаются.Сначала идёт топор инструмент,потом церемониальный.
Судя по фотографиям, хоть топоры и не являются боевым оружием, но у большинства присутствует заточка на лезвиях....
Когда топор ковали,то его не точили,лезвие было тупое.Место под заточку есть,топор по другому не выковать.В Африке к оружию другое отношение.К примеру туареги не точили кинжалы,если они были статусными.То же самое встречается в других частях Африки.У ритуальных топоров тупое лезвие,им нельзя обрезаться.Это делалось специально.
Да, понимаю, но на представленных Вами фотографиях многие топоры заточку имеют и более того на на ней имеются зазубрины и повреждения.
Уважаемый E.Sibert,я сам держал в руках один топор люба и один сонги.Топор люба был старым и тупым.Топор сонги был как сказал человек 40-50 годов.Он был поострее.Но я не увидел,что его точили.Как одно из предположений,что топоры Конго и Заира с заточкой самые поздние по времени и соответствуют 60 годам.Топоры из Нигерии и Камеруна могут иметь режущую кромку,по причине того,что топор тонкий. Обрезаться им всё ровно нельзя.Почему остались зазубрины на топорах я предполагаю,что по каким-то бытовым причинам.Ведь топор находился в доме.