Борьба с религией в СССР

Тема в разделе "Разговоры о истории", создана пользователем Wolf09, 7 сен 2018.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  2. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Церковь в старинном сибирском селе Тюльково разрушили в период последнего наступления государства на религию - в начале 1960-х годов

    1.jpg 2.jpg
     
    Duplik и Кудасов нравится это.
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Владимирская область. Вязники

    Казанский собор (справа), старая часовня (в центре), церковь Николая Чудотворца (слева).
    Снятие куполов и крестов Никольского храма.
    1930-е гг.

    1.jpg

    Базарная площадь
    На переднем плане - уже обезглавленный Казанский собор.

    1.jpg

    Разрушение колокольни
    4 марта 1929 года

    1.jpg
     
    Duplik и Кудасов нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Нижегородская губерния. Большое Болдино
    1920-е гг.

    3867946.jpg

    Болдино. Церковь в 1957 г.

    3867939.jpg
     
    Duplik и Кудасов нравится это.
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Свердловская обл, Камышлов
    1978 год

    Церковь Александра Невского за две минуты до взрыва.

    Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg
     
    Duplik, Мюнхгаузен и Кудасов нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    28gkmi9cm4v8jyrj7j.jpg

    Пермь. 1930-1935 гг.
    Демонтаж Никольской домовой церкви при здании бывшей Мариинской гимназии

    wnp03lmhzeuvzgfpj7.jpg
     
    Duplik и Кудасов нравится это.
  7. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Duplik и Кудасов нравится это.
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Павлово - районный центр Нижегородского (Горьковского) края (Нижегородской области с 1936).
    Взрыв колокольни Единоверческой церкви
    1931 год

    53.jpg

    12.jpg
     
    Кудасов и Duplik нравится это.
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Краснодарский край.Ейск.
    Свято-Пантелеймоновская церковь перед разрушением
    1936 год

    00.jpg

    Разрушение Свято-Пантелеймоновской церкви

    01.jpg

    Разрушение Свято-Пантелеймоновской церкви

    02.jpg
     
    Кудасов, Duplik и PaulZibert нравится это.
  10. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Если религия — опиум, то Пасха — его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник. В 1929 году церкви обложили налогом; если община выплачивала его, то добавляли второй, третий. И так до тех пор, пока бремя становилось непосильным и храм не закрывали. При этом община сама должна была послать наверх обращение трудящихся с просьбой ликвидировать храм. Из материалов госархива видно, что все подобные заявления обычно были написаны одним почерком или, например, часть документов дублировала один вариант текста, а часть — второй, как под копирку.

    SMourG0-Q9E.jpg

    Из многих освободившихся храмов попросторнее устраивали клубы. Бывали случаи, когда молодежь не могла заставить себя ходить туда на гульки, и тогда местные функционеры буквально заставляли девчат танцевать в церкви в присутствии партверхушки. Кого замечали на всенощной или с крашенками, могли выгнать с работы или исключить из колхоза, и семье приходилось туго.

    Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя. В голодные годы, как свидетельствуют старожилы, бывало, на всю семью варили всего одно яичко и делили. Многие просто сидели дома и горевали, что в такой день ни в церковь сходить, ни отпраздновать нельзя.

    В 1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали.

    К этому дню приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы.

    Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми, советскими. Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь понятную ему форму и идейное содержание. Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи.

    Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х — уж слишком откровенную пародию представляли они собой. Но партийная антирелигиозная комиссия сдаваться не собиралась. В конце 40-х в семьях предпраздничные приготовления все еще держали в тайне.
    Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители — местную интеллигенцию. Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию.

    Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество. Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова: «Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость — идти в церковь на святую Пасху…»

    Всплеск религиозности случился во время войны, и как ни странно, граждан почти не преследовали. Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратился к народу на церковный лад — „братья и сестры!“. А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды.

    Агрессивное высмеивание и сжигания чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто для тихого отмечания праздника, а остальных граждан планировали ненавязчиво занимать в пасхальные дни.

    На атеистическую пропаганду в СССР выделяли огромные деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах. В свойственной «советам» манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в предыдущем.

    Общественность не давала верующему люду покоя. Даже октябрят инструктировали перевоспитывать несознательных родственников, иначе — выговоры и испорченные характеристики. Чтобы вовремя «пресечь и искоренить», райкомы с парткомами командировали на всенощные бдения в компанию к бабушкам свои рейды.

    Заслоны из педагогов, оцепления комсомольцев, отряды дежурных дружинников всю ночь зевали под церквями, вылавливая в толпах воспитанников и коллег.В конце 70-80-х молодежи войти в церковь на Пасху было нельзя — милиция окружала. Чтобы учителя не взяли „на список“, дети ездили на службу в чужие села, где их никто не знал.

    Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок — давали телеконцерты «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и прочие редкости. У церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами.

    Ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно — звук приглушался.

    Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после яиц в доме не держали вообще — ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных. Некоторые были вынуждены уходить подальше в поле и в одиночестве исполнять пасхальные песнопения.

    Ближе к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. Адекватные «контролеры» никого не карали, но играли роль до конца. Учителя вели беседы про „поповский мрак“ чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить. Они и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали это.

    На борьбу с церковью в Союзе уходили миллиарды рублей, тонны бумажных отчетов и неизмеримое количество человеко-часов. Но стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашенки тут же выбрались из подполья…

    https://vk.com/old_photo_russia?w=wall-68651287_16338
     
    BYVALYI, Кудасов, PaulZibert и ещё 1-му нравится это.
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Кудасов нравится это.
  12. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Калининская область
    Троицкий собор Макарьева Калязинского монастыря
    1939-1940 гг.

    p2jove13gwf0hkxr2f.jpg

    Источник:«Калязин». Путеводитель — ИП Верхов С. И., 2015, стр. 8; при уч. (в т.ч. с исп. фотоархива) Калязинского краеведческого музея.
     
    Кудасов нравится это.
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Храм иконы Божьей Матери "Взыскание погибших"в городе Ефремов Тульской области.

    Храм «Взыскание погибших» построен на месте храма «Преображения Господня» («Никитского») , который находился в юго – восточном углу Ефремова и был отделён от него Длинным и глубоким оврагом .
    Возвышенная местность , прилегающая к ней роща , большие чистые луга ставили приход в лучшие гигиенические условия сравнительно с другими частями города .

    В 1817 году начато строительство каменного храма , с главным алтарём во имя Преображения Господня и пределами в трапезной части в честь Божией Матери «Всех скорбящих радость» с левой стороны и в честь великомученика Никиты – с правой.
    В 1820 году было окончено строительство трапезной части храма. В том же году началась служба в пределе великомученика Никиты.
    В 1825 году началось богослужение в пределе Скорбящей Божией Матери.
    В 1845 году завершилось строительство храма , и был освящён главный престол. Разница в 25 лет между освящениями престолов объясняет то , что в народе храм был известен как Никитский ( «Никитий»). В последствии здание постоянно обновлялось внутри и снаружи .
    Самый крупный ремонт был произведён в 1884 году , был заменён иконостас. Трапезный храм был зимним – в нём богослужение совершалось круглый год , а главный – летним , служба шла в тёплое время года.
    В начале 30 годов прошлого века храм был осквернён и разграблен . В здании было организованно общежитие для молодых комсомольцев.
    Но храм не отапливался и общежитие перевели в другое место , а сам храм взорвали . Полученный кирпич использовали для строительства ЕЗСК и ТЭЦ .

    Безымянный.jpg
    Разборка Никитской церкви на кирпичи для строительства Ефремовского завода СК.

    https://nsportal.ru/kultura/narodna...2017/03/26/hram-ikony-bozhey-materi-vzyskanie
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25426019
     
    Кудасов нравится это.
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Антирелигиозный комсомольский агитационный карнавал в Москве

    x2Ax-5bXnQZW3bTe247Nwlnz0SV4Tbm7Gz-c7s0UcZrTJ0e5qE2cwBxA4jE3SuAB.jpg

    x2Ax-5bXnQZW3bTe247NwukStqE9kTB_1diseCkrTDXBQOSgFi54ISXGwfR9UWeY.jpg x2Ax-5bXnQZW3bTe247Nwmnm19kVfSoq2T1NCOnzHAPMxL8LAZn1rBay8eUV4Ig1.jpg x2Ax-5bXnQZW3bTe247Nwk8Hq6oKt21MfEYuSf65yPz3-4L7BBEGeOpR2ZKuXYCA.jpg x2Ax-5bXnQZW3bTe247NwltGyzuiBB6HTys2VWZUn8kM7Y5nv_1Hj5LozdI_Bvzw.jpg x2Ax-5bXnQZW3bTe247Nwhsss08IS1y-ojP_4gF611LZ0YICOuTvkmsrRo6XiKX8.jpg x2Ax-5bXnQZW3bTe247NwuSDrc2EDsI4LrJT2kzyXSgx1MaOIBkQr7dynyr-9Gpp.jpg x2Ax-5bXnQZW3bTe247NwjH4EbBKRAp844anVKdosGA0JXgYTJ-MaGZDpxU-b-iE.jpg
     
    Кудасов нравится это.
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Хочин В., Обозненко Д.
    "Блаженная".
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    Безымянный.jpg

    Ефимовский Е., Травин В.
    "Бабушка, а что с Сережей? - Да у него всё...слава богу".
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    3753996.jpg

    Ефимовский Е., Каминский Л.
    "Николай-угодник".
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    Безымянный.jpg

    Ефимовский Е., Семенов Б.
    "Нужно церкви позарез пополнять запас чудес".
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    3754052.jpg

    Ефимовский Е., Кюннал В.
    "Мама молится на тряпки...".
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    Безымянный.jpg

    Ефимовский Е., Травин В.
    "Хороший сюжет: преследуют верующих..."
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    3754082.jpg

    Капралова В., Нелюбин Ф.
    "Дед видит на примере внука: теснит религию наука".
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    3754008.jpg

    Толмачев Д., Нелюбин Ф.
    "Подарочек с закладкой антисоветизм".
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    3754078.jpg

    "Сперва на боге разживутся, потом до чертиков напьются".
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    Безымянный.jpg

    Лезунов Б., Кюннал В.
    "Огородил себя стеною, а жизнь проходит стороною".
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    Безымянный.jpg

    Дубяго В.
    "А батюшка сказывал, что космонавта бог послал...".
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    Безымянный.jpg

    Ефимовский Е., Боковня В.
    "Говорит голос братьев во Христе!"
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    Безымянный.jpg

    Суслов В., Боковня В.
    "Тебе чего родимый, святой воды или самогона?"
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    3754032.jpg

    Капралова В., Милейко В.
    "Не в особенном почете атеисты здешних мест...".
    Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты".
    г. Ленинград. 1979 г.

    3754060.jpg
     
    BYVALYI, perisad93 и Кудасов нравится это.
  16. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Северо-Двинская губерния, г. Великий Устюг.
    Взрыв колокольни церкви Иоанна Богослова.
    1927–1928 гг. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=23444392

    3925721.jpg

    Вологодская обл., Междуреченский р-он, Октябрьский с/с, с. Святогорье
    Взрыв Воскресенской церкви на Святой горе, с. Святогорье
    1968 год https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15147710

    3587828.jpg

    Лебедев Флегонт Флегонтович
    Картина "Взрыв Лещевской церкви".
    1997 год https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14920796

    3583865.jpg
     
    Кудасов нравится это.
  17. Offline

    Дождевой Земляк Команда форума

    Регистрация:
    26 апр 2014
    Сообщения:
    11.212
    Спасибо SB:
    37.614
    Отзывы:
    830
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Смоленская губерния
    Интересы:
    Реставрация
  18. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    5yRdV0XQWwo.jpg
     
    Кудасов и Ярцевчанин нравится это.
  19. Offline

    Кудасов Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 авг 2015
    Сообщения:
    2.515
    Спасибо SB:
    26.856
    Отзывы:
    1.576
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    село Шаболово
    Имя:
    Сергей.
    Интересы:
    Интересно все...
    Вот попалась фотография.
    Пишут, что Москва.

    20210204_201816.jpg
     
    РСФСР, fidji и Андрей Бутерман нравится это.
  20. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Муром. 1930 г.
    Разрушение Николо-Зарядного храма.

    i.jpg

    Муром. 1938 г.
    Николо-Можайский храм в период разборки.

    i.jpg

    Муром. Июнь 1940 г.
    Вид на город и Оку с разрушаемого Богородицкого собора.

    i.jpg

    Фото С.А. Спасского. Из архива А.Р. Комлева.
    Разрушение часовни святого князя Михаила в Муроме.
    1949 г.

    i.jpg

    i.jpg

    i.jpg

    Муром. 1920-е/1935 гг.
    Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
    Фото архив МИХМ.

    i.jpg

    i (1).jpg

    Муром. 1939 г.
    Разрушение церкви Рождества Христова.
    Фото И.П. Гришакова. Источник: МИХМ.

    Безымянный.jpg i.jpg

    i.jpg
     

Поделиться этой страницей