Церковь в старинном сибирском селе Тюльково разрушили в период последнего наступления государства на религию - в начале 1960-х годов
Владимирская область. Вязники Казанский собор (справа), старая часовня (в центре), церковь Николая Чудотворца (слева). Снятие куполов и крестов Никольского храма. 1930-е гг. Базарная площадь На переднем плане - уже обезглавленный Казанский собор. Разрушение колокольни 4 марта 1929 года
Павлово - районный центр Нижегородского (Горьковского) края (Нижегородской области с 1936). Взрыв колокольни Единоверческой церкви 1931 год
Краснодарский край.Ейск. Свято-Пантелеймоновская церковь перед разрушением 1936 год Разрушение Свято-Пантелеймоновской церкви Разрушение Свято-Пантелеймоновской церкви
Если религия — опиум, то Пасха — его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник. В 1929 году церкви обложили налогом; если община выплачивала его, то добавляли второй, третий. И так до тех пор, пока бремя становилось непосильным и храм не закрывали. При этом община сама должна была послать наверх обращение трудящихся с просьбой ликвидировать храм. Из материалов госархива видно, что все подобные заявления обычно были написаны одним почерком или, например, часть документов дублировала один вариант текста, а часть — второй, как под копирку. Из многих освободившихся храмов попросторнее устраивали клубы. Бывали случаи, когда молодежь не могла заставить себя ходить туда на гульки, и тогда местные функционеры буквально заставляли девчат танцевать в церкви в присутствии партверхушки. Кого замечали на всенощной или с крашенками, могли выгнать с работы или исключить из колхоза, и семье приходилось туго. Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя. В голодные годы, как свидетельствуют старожилы, бывало, на всю семью варили всего одно яичко и делили. Многие просто сидели дома и горевали, что в такой день ни в церковь сходить, ни отпраздновать нельзя. В 1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали. К этому дню приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы. Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми, советскими. Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь понятную ему форму и идейное содержание. Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи. Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х — уж слишком откровенную пародию представляли они собой. Но партийная антирелигиозная комиссия сдаваться не собиралась. В конце 40-х в семьях предпраздничные приготовления все еще держали в тайне. Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители — местную интеллигенцию. Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию. Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество. Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова: «Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость — идти в церковь на святую Пасху…» Всплеск религиозности случился во время войны, и как ни странно, граждан почти не преследовали. Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратился к народу на церковный лад — „братья и сестры!“. А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды. Агрессивное высмеивание и сжигания чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто для тихого отмечания праздника, а остальных граждан планировали ненавязчиво занимать в пасхальные дни. На атеистическую пропаганду в СССР выделяли огромные деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах. В свойственной «советам» манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в предыдущем. Общественность не давала верующему люду покоя. Даже октябрят инструктировали перевоспитывать несознательных родственников, иначе — выговоры и испорченные характеристики. Чтобы вовремя «пресечь и искоренить», райкомы с парткомами командировали на всенощные бдения в компанию к бабушкам свои рейды. Заслоны из педагогов, оцепления комсомольцев, отряды дежурных дружинников всю ночь зевали под церквями, вылавливая в толпах воспитанников и коллег.В конце 70-80-х молодежи войти в церковь на Пасху было нельзя — милиция окружала. Чтобы учителя не взяли „на список“, дети ездили на службу в чужие села, где их никто не знал. Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок — давали телеконцерты «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и прочие редкости. У церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами. Ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно — звук приглушался. Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после яиц в доме не держали вообще — ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных. Некоторые были вынуждены уходить подальше в поле и в одиночестве исполнять пасхальные песнопения. Ближе к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. Адекватные «контролеры» никого не карали, но играли роль до конца. Учителя вели беседы про „поповский мрак“ чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить. Они и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали это. На борьбу с церковью в Союзе уходили миллиарды рублей, тонны бумажных отчетов и неизмеримое количество человеко-часов. Но стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашенки тут же выбрались из подполья… https://vk.com/old_photo_russia?w=wall-68651287_16338
Разрушение церкви Рождества Христова в Муроме. Момент подготовки к взрыву Дата съемки: 1939 год https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?page=3&paginate_page=3&index=1&query=нижегородский+край Момент взрыва колокольни https://russiainphoto.ru/search/pho...e=10&page=10&query=нижегородский+край&index=3
Калининская область Троицкий собор Макарьева Калязинского монастыря 1939-1940 гг. Источник:«Калязин». Путеводитель — ИП Верхов С. И., 2015, стр. 8; при уч. (в т.ч. с исп. фотоархива) Калязинского краеведческого музея.
Храм иконы Божьей Матери "Взыскание погибших"в городе Ефремов Тульской области. Храм «Взыскание погибших» построен на месте храма «Преображения Господня» («Никитского») , который находился в юго – восточном углу Ефремова и был отделён от него Длинным и глубоким оврагом . Возвышенная местность , прилегающая к ней роща , большие чистые луга ставили приход в лучшие гигиенические условия сравнительно с другими частями города . В 1817 году начато строительство каменного храма , с главным алтарём во имя Преображения Господня и пределами в трапезной части в честь Божией Матери «Всех скорбящих радость» с левой стороны и в честь великомученика Никиты – с правой. В 1820 году было окончено строительство трапезной части храма. В том же году началась служба в пределе великомученика Никиты. В 1825 году началось богослужение в пределе Скорбящей Божией Матери. В 1845 году завершилось строительство храма , и был освящён главный престол. Разница в 25 лет между освящениями престолов объясняет то , что в народе храм был известен как Никитский ( «Никитий»). В последствии здание постоянно обновлялось внутри и снаружи . Самый крупный ремонт был произведён в 1884 году , был заменён иконостас. Трапезный храм был зимним – в нём богослужение совершалось круглый год , а главный – летним , служба шла в тёплое время года. В начале 30 годов прошлого века храм был осквернён и разграблен . В здании было организованно общежитие для молодых комсомольцев. Но храм не отапливался и общежитие перевели в другое место , а сам храм взорвали . Полученный кирпич использовали для строительства ЕЗСК и ТЭЦ . Разборка Никитской церкви на кирпичи для строительства Ефремовского завода СК. https://nsportal.ru/kultura/narodna...2017/03/26/hram-ikony-bozhey-materi-vzyskanie https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25426019
Хочин В., Обозненко Д. "Блаженная". Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г. Ефимовский Е., Травин В. "Бабушка, а что с Сережей? - Да у него всё...слава богу". Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г. Ефимовский Е., Каминский Л. "Николай-угодник". Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г. Ефимовский Е., Семенов Б. "Нужно церкви позарез пополнять запас чудес". Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г. Ефимовский Е., Кюннал В. "Мама молится на тряпки...". Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г. Ефимовский Е., Травин В. "Хороший сюжет: преследуют верующих..." Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г. Капралова В., Нелюбин Ф. "Дед видит на примере внука: теснит религию наука". Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г. Толмачев Д., Нелюбин Ф. "Подарочек с закладкой антисоветизм". Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г. "Сперва на боге разживутся, потом до чертиков напьются". Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г. Лезунов Б., Кюннал В. "Огородил себя стеною, а жизнь проходит стороною". Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г. Дубяго В. "А батюшка сказывал, что космонавта бог послал...". Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г. Ефимовский Е., Боковня В. "Говорит голос братьев во Христе!" Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г. Суслов В., Боковня В. "Тебе чего родимый, святой воды или самогона?" Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г. Капралова В., Милейко В. "Не в особенном почете атеисты здешних мест...". Из комплекта: Комплект политических плакатов по теме "Мы - атеисты". г. Ленинград. 1979 г.
Северо-Двинская губерния, г. Великий Устюг. Взрыв колокольни церкви Иоанна Богослова. 1927–1928 гг. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=23444392 Вологодская обл., Междуреченский р-он, Октябрьский с/с, с. Святогорье Взрыв Воскресенской церкви на Святой горе, с. Святогорье 1968 год https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15147710 Лебедев Флегонт Флегонтович Картина "Взрыв Лещевской церкви". 1997 год https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14920796
Муром. 1930 г. Разрушение Николо-Зарядного храма. Муром. 1938 г. Николо-Можайский храм в период разборки. Муром. Июнь 1940 г. Вид на город и Оку с разрушаемого Богородицкого собора. Фото С.А. Спасского. Из архива А.Р. Комлева. Разрушение часовни святого князя Михаила в Муроме. 1949 г. Муром. 1920-е/1935 гг. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Фото архив МИХМ. Муром. 1939 г. Разрушение церкви Рождества Христова. Фото И.П. Гришакова. Источник: МИХМ.