Военные корреспонденты.Фото и кино аппаратура

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем ROTBEIL, 25 мар 2015.

  1. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Фотокорреспондент армейской газеты "Вперед" 58 армии, лейтенант Галаганов Александр Григорьевич, 1943 г.
    После войны - фотокореспондент ТАСС и газеты "Известия" по Краснодарскому краю.

    Галаганов А.Г. запечатляет боевые эпизоды кинокамерой.jpg

    Фотокорреспондент Галаганов А.Г..png

    Галаганов А.Г. готовится к съемке.jpg Фотокорреспондент Галаганов А.Г. с фотоаппаратом.jpg

    fBLaq5S010U.jpg

    Казначеев А., лейтенант Галаганов А.Г. и Каспий Д

    Казначеев А., лейтенант Галаганов А.Г. и Каспий Д.jpg

    Год рождения: __.__.1909
    Место рождения: Ростовская обл., г. Таганрог
    лейтенант администр. службы
    В РККА с 24.06.1941 года
    Место призыва: Краснодарский КВК, Краснодарский край
    Место службы: газета "Вперед" 58 А СКФ

    Medal_Za_Boevye_zaslugi.png
    filterimage.jpg


    Medal_Za_oboronu_Kavkaza.png
     
  2. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Лубенко А. С.
    Маршалы Советскоко Союза Василевский, Малиновский, Мерецков и сопровождающие их генералы в момент исполнения Гимна Советского Союза после возложения венков на братскую могилу героев обороны Порт-Артура.
    1945 г.

    4546758.jpg
     
  3. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    На снимке запечатлены фронтовые корреспонденты газеты "Сталинское знамя" капитан Талалаевский Матвей Аронович (первый слева) и капитан Кац Зельман Менделевич (третий слева).
    Второй слева капитан Овчуков-Суворов Борис Яковлевич, командир дивизиона «Катюш», Гончаров (справа) – старший лейтенант.
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=32450377

    75cef8f1-1ba8-11ec-8ad8-18c04d072e2c.jpg

    Сотрудники газеты "На защиту Родины" 62-й армии
    В первом ряду слева направо: Данилов Юрий Михайлович, лейтенант, художник армейской газеты; Мызников П., старший лейтенант, литературный работник; Синичкин Александр Дмитриевич (Алесь Жаврук), старший лейтенант, писатель; Гуревич Матвей Наумович, старший лейтенант, заместитель ответственного редактора армейской газеты; Румянцев С.Ф., майор, ответственный редактор газеты; Савраскин Алексей Григорьевич, начальник отдела пропаганды; Кульнев Василий Георгиевич, старший лейтенант; Финкельштейн Моисей Хананович, литературный работник.
    Во втором ряду слева направо: Данилова Н.И, корректор газеты; Захарченко Д.К., литературный работник; Новикова В.М., машинистка; Курбатов В.В., литературный работник, фамилии ещё двух изображённых на снимке установить не удалось.
    Май, 1942 г.

    e3f76ffc-1ba8-11ec-8ad8-18c04d072e2c.jpg
     
  4. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Цишевский Ю.А., корреспондент дивизионной газеты "За победу", 146 сд

    Безымянный.jpg

    Старшина Ширшин Николай Матвеевич на берегу реки Одер в дни подготовки генерального сражения за Берлин

    Безымянный.jpg

    3583110.jpg

    Н.Иванов, Ю.А.Левин (слева направо), военные корреспонденты у разрушенной редакции газеты "Берлинер Моргенпост".

    Безымянный.jpg
     
  5. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Главный редактор газеты «На штурм» И.Е. Воронов (слева) и фотокорреспондент В.Н. Минкевич В.Н. (справа)

    Безымянный.jpg
     
  6. Offline

    Прапорщик Печкин Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 ноя 2019
    Сообщения:
    1.100
    Спасибо SB:
    3.812
    Отзывы:
    157
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ленинград
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    Вторая мировая война, наши
    [-QUOTE="Wolf09, post: 1306632, member: 4060"]Старшина Ширшин Николай Матвеевич на берегу реки Одер в дни подготовки генерального сражения за Берлин[/QUOTE]
    Был он не совсем военным корреспондентом
    00000059.jpg
    а фотографом политотдела.
    В тексте наградного листа упоминается два политотдела - 5 ударной армии и спец.частей 5 ударной армии.
    В чем разница? Если кратко - то разница как между райкомом и обкомом.

    Состав 5 ударной армии
    1942 год
    На момент создания в состав армии входили:

    1945 год
    В дивизиях и корпусах имеются свои политотделы и функции политотдела вышестоящей - организации, в том числе и партийной организации носят больше контрольных и организационно-разрешительных функций. Например - политотдел армии будет слать основные направления деятельности парторганизаций политотделам корпусов и дивизий и пенять им за отсутствие собственной инициативы. Однако всякая инициатива дивизионного политотдела должна быть согласована политотделом армии.
    А вот всякие мелкие части входящие в состав или приданные армии и не имеющие в своем составе политотделов должны работать с политотделом спецчастей как с райкомом партии, в т.ч. и осуществлять прием в партию документы вести партучет и оформление.
     
  7. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Был он не совсем военным корреспондентом
    Посмотреть вложение 1132610
    а фотографом политотдела.
    В тексте наградного листа упоминается два политотдела - 5 ударной армии и спец.частей 5 ударной армии.
    В чем разница? Если кратко - то разница как между райкомом и обкомом.

    Состав 5 ударной армии
    1942 год
    На момент создания в состав армии входили:

    1945 год
    В дивизиях и корпусах имеются свои политотделы и функции политотдела вышестоящей - организации, в том числе и партийной организации носят больше контрольных и организационно-разрешительных функций. Например - политотдел армии будет слать основные направления деятельности парторганизаций политотделам корпусов и дивизий и пенять им за отсутствие собственной инициативы. Однако всякая инициатива дивизионного политотдела должна быть согласована политотделом армии.
    А вот всякие мелкие части входящие в состав или приданные армии и не имеющие в своем составе политотделов должны работать с политотделом спецчастей как с райкомом партии, в т.ч. и осуществлять прием в партию документы вести партучет и оформление.[/QUOTE]
    Спасибо за дополнительную информацию. Но где в подписи под фото Ширшина слово корреспондент? Данное фото относится к теме только по второй части заглавия темы "фото и кино аппаратура" :)
     
  8. Offline

    Прапорщик Печкин Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 ноя 2019
    Сообщения:
    1.100
    Спасибо SB:
    3.812
    Отзывы:
    157
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ленинград
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    Вторая мировая война, наши
    Под фото Ширшина, к сожалению, вообще отсутствует слово поясняющее его роль в этой теме. Только поэтому я взял на себя смелость привести документ характеризующий его деятельность. :p0126.gif: Но если получилось неудачно, то я готов исправиться.
    На самом деле он художник, что и отображено на приведенной фотографии

    00000406.jpg

    P.S.
    Вообще же, впору выходить в Думу с предложением об изменении пословицы на следующий вариант "Не верь кривому, рыжему и подписи под военной фотографией в Интернете":)
     
    Последнее редактирование: 16 ноя 2021
    Wolf09 нравится это.
  9. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Да ничего поправлять не нужно. Данное фото размещено по наличию фотоаппарата в руках Ширшина. Его персона и его роль не рассматриваются в концепции темы.
     
  10. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Попов Георгий Федорович (08 (21) апреля, 1910, Ростов-на-Дону — 06 декабря 1978, Ростов-на-Дону) — оператор документального и научно-популярного кино. Беспартийный. Член СК СССР с 1961 года.

    527598.jpg

    Одновременно с учебой в школе работал помощником оператора кинолаборатории фабрики «Госкинокомсомол» (Ростов-на-Дону).
    В 1926 — 1930 — ученик, подручный токаря, токарь на чугунном заводе «Трактородеталь» (Ростов-на-Дону). Занимался фотографией, организовал на заводе ячейку ОДСКа.
    С 1 декабря 1930 — помощник, ассистент оператора Николая Константинова на Ростовской фабрике кинохроники.
    С 1931 — оператор, режиссер Ростовской кинофабрики кинохроники / Ростовской студии кинохроники.

    Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.

    Г.Ф. Попов, Л.Б. Мазрухо с группой товарищей
    В центре сидят операторы Г.Ф. Попов (слева) с ребенком на руках, справа Л.Б. Мазрухо, снимавшие военную кинохронику, после войны работавшие в Ростовской киностудии.

    Безымянный.jpg

    В 1942 году оператор киногруппы Южного и Северо-Кавказского фронтов.
    В 1942-1944 воевал в стрелковой дивизии. Был фотокорреспондентом в редакции дивизионной газеты «Большевистский натиск», а также в газете политуправления Закавказского фронта «Боец РККА».
    В 1945 году начальник, оператор специальной киногруппы при Политуправлении Северо-Кавказского военного округа.

    Операторы Ростовской кинохроники на фронте
    Слева на право: Мазрухо Л.Б., Попов Г.Ф., Полченко М.

    Безымянный.jpg

    Зимой 1942 года

    Начальник киногруппы Южного фронта М.А. Трояновский, вернувшись к руководству киногруппой Южного фронта зимой 1942 года, обнаружив ряд возмутительных фактов, связанных с неудовлетворительной работой киногруппы во время съемок в освобожденном Ростове, а так же неэтичным поведением оператора Попова, обратился (Докладная записка от 01 февраля 1942 года) в Главное управление по производству документально-хроникальных фильмов с просьбой принятия соответствующих суровых мер.

    1118485-db9c877be03b650d720e40d2da28b460.jpg
    Марк Антонович Трояновский

    Докладная записка
    https://csdfmuseum.ru/history/472

    Вернувшись к руководству киногруппой Южного фронта, мною обнаружен ряд возмутителыных фактов, которые являются настолько принципиальными, и так сильно отражаются на работе всей группы, что с моей точки зрения требуется Ваше специальное вмешательство и принятие соответствующих суровых мер. Вот эти основные факты:

    Оператор ПОПОВ, снимая освобождение Ростова совместно с операторами СОЛОГУБОВЫМ, КАИРОВЫМ, АСЛАНОВЫМ и ЛЕВИТАНОМ, путем ряда нечестных и абсолютно несоветских приемов материал этих товарищей частично задержал отправкой в Москву, частично старался представить дело так, как будто он является единственным автором и монополистом съемок в освобожденном Ростове. Эта позиция Попова сразу создала необычайно нездоровую атмосферу в киногруппе. Попов старался помешать съемкам других товарищей, спекулируя именем начальника Политуправления. Будто бы только ему Политуправление разрешило снимать в Ростове.

    Так, например, работу оператора Каирова он пытался сорвать, заявив последнему, что тебе работать запрещено, тебя отдают под суд за дезертирство <…> и разрешено снимать только мне.

    Этим он несколько запутал Каирова и последний действительно почти перестал снимать и чуть не пошел на предложение Попова передать снятую пленку и авторство ему. <…>.

    Снимая вместе с Сологубовым, Попов старался дезориентировать его, пользуясь незнанием Сологубовым города, направляя его в заведомо неинтересную часть города. <…>

    Материал, снятый ассистентом оператора Ростовской киностудии тов. Аслановым, Попову удалось задержать отправкой в Москву. <…> Причем доводами, которыми он оперировал, были, что это материал «конфискованный» и не представляет никакой ценности для создания фильма и может только обесценить и уменьшить «оригинальность» съемок операторов, которым была специально поручена съемка в Ростове.

    После ознакомления со всем этим возмутительным делом, я беседовал с Поповым в присутствии товарищей: Когана, Терезникова и Пойченко. Попов мне довольно откровенно заявил: «Да, он боролся за авторство, т.к. ему было поручено это снимать и каждый лишний оператор умалял его роль!!!» Как говорится, комментарии излишни.

    Считаю поведение Попова просто преступным. Тут проявились черты, присущие журналисту капиталистической прессы, но никак не советскому кинохроникеру или киножурналисту. Вместо здорового соревнования Попов проповедует и пользуется приемами зажима, запугивания и обмана своих товарищей по работе.

    Считаю необходимым Попова от работы во фронтовой группе немедленно отстранить, применив к нему строгое взыскание с опубликованием в нашей печати всех этих безобразий, и может быть и судить.

    Мне кажется, что одного этого подробно описанного факта достаточно для охарактеризования нездоровой атмосферы царящей в киногруппе.

    Необходимо отметить еще одно явление: многие операторы тесно спаялись с определенными армиями, завязали тесную дружбу. В постоянном контакте и дружбе я не вижу ничего плохого, даже считаю, что это надо всячески приветствовать. Но это только в том случае, если это идет на пользу дела, как, например, полезна и замечательна боевая дружба наших бойцов и командиров. А вот в дружбе многих наших операторов, судя по съемкам за весь период войны, не видно ничего хорошего. Зато есть большая личная польза для операторов в этих «своих» армиях. Там многие пьют больше положенного, снабжаются и обмундировываются не на общих основаниях. И главное — понижается съемочная активность. Эти операторы обросли вещами, машины некоторых операторов превратились в цыганские фуры, наполненные барахлом. Трофеи, подарки совсем неподходящего вида так, например, радиоприемник (Пойченко). Мне пришлось издать категорический приказ очистить машины от всего лишнего, за исключением минимума личных вещей, необходимых в походной жизни и запасов пленки с аппаратурой.

    Рядом с необычайно слабой съемочной работой, с плохим отражением героизма боевых дел Южного фронта, процветали склоки и пьянство. Есть операторы, которые уже по два месяца не разговаривают друг с другом и не здороваются. Есть факт, когда оператора арестовали в штабе дивизии за грубость с часовым, причем оказывается, он был в нетрезвом виде несмотря на то, что шел по служебному долгу в дневное время. Хотя любое время суток не может служить оправданием для такого состояния (случай с оператором Поповым). Можно было бы привести еще примеры пьянства, но мне кажется, что картина и так достаточно ясна. К сожалению, факты говорят о разложении людей, которым поручили, как лучшим представителям советской кинематографической интеллигенции почетное дело снимать героическую борьбу народов нашей Родины, за свое освобождение.

    В киногруппе укоренилось равнодушное отношение к делу кинохроникера. Это присело к тому, что сюжеты с Южного фронта поступают редко и за небольшим исключением низкого качества. По этой причине Каиров и Сологубов не сняли ничего в Барвенково, хотя и были там через несколько часов после вступления советских войск. Снимать, безусловно, было что, но были трудности, надо было проявить немного выдумки, побольше любви к делу и сюжет был бы снят. Притупилось чувство журналистской хватки, которая необходима каждому хроникеру. <…> Наши же товарищи равнодушно бродили по освобожденному от немцев городу, созерцая богатейшие трофеи. <…>

    Вслед за этими рассказанными фактами скрываются другие, говорящие о недопустимой для сегодняшнего дня притупленности самой элементарной бдительности. Оператор Пойченко 150 метров снятого материала, по его мнению, незаконченного съемкой как целого сюжета, оставляет его на частной квартире и уезжает в командировку. За время его трехнедельной отлучки происходят две перебазировки штаба фронта за 350 км от прежнего пункта. Материал лежит в частном доме без всякой охраны. Узнав об этом только сейчас, мне пришлось послать специальный самолет за этой пленкой (это был сюжет об итальянских пленных, о котором недавно запрашивала Москва).

    Оператор Мазрухо делает то же самое. Снятая им пленка лежит тоже беспризорная, оставленная в том же пункте, т.к. он долго не появлялся за ней, хозяйка квартиры сдает ее в военкомат, где нам удалось получить ее только теперь.

    Операторы Каиров и Сологубов, находясь после освобождения Ростова продолжительное время там, знакомятся с двумя шоферами Шуруповым и Антоновым (Шурупов работал раньше на Ростовской киностудии). Дружба их крепнет, и вот Каиров и Сологубов начинают устраивать их в киногруппу. <…> Мною был немедленно отобран липовый документ и дело было немедленно передано в Особый отдел. На другой же день оба арестовываются и признаются в измене Родине, т.к. в Ростове они предпочли остаться у немцев, чем уйти с нашей Армией. Сейчас ведется следствие и если окажется, что Шурупов и разыскиваемый сейчас Антонов больше, чем просто дезертиры, то Каирову и Сологубову грозит очень серьезная ответственность.

    Все это, вместе взятое, окружило киногруппу Южного фронта далеко не славным ореолом. Это особенно обидно, т.к. возможности для работы тут предоставлены необычайно широкие. Группа получает неограниченную помощь от Политуправления фронта. Группа снабжена всем необходимым. Имеется 8 грузовых автомашин, из них: у 5 сделан крытый кузов, хорошо утепленный с печью внутри, и оборудованы удобно для жилья и хранения аппаратуры и пленки. Имеется еще 2 легковых автомашины. Мы всегда имеем возможность получить самолет. Что очень важно, работая на Южном фронте, чувствуешь себя нужным и органически влитым в систему Политуправления звеном. Операторы снабжены теплым обмундированием, таким, какого не имели командиры или бойцы <…>.

    Моя докладная записка необычайно затянулась. Но я не вижу другого выхода вас информировать о положении с группой, о причинах ее плохой работы, о необходимых мерах для улучшения работы.

    Начальник киногруппы Южного фронта 1.2.1942

    Трояновский

    • 01 января по 05 августа 1942 — оператор киногруппы Южного и Северо-Кавказского фронтов. Уволен из киногруппы и кинохроники за судебные проступки и незаконные действия. Приговорен к 10-ти годам ИТЛ (с отсрочкой наказания).
    • С августа 1942 по сентябрь 1944 — арттехник 694 стрелкового полка 383 стрелковой дивизии, имел три ранения.
    • После снятия судимости был фотокорреспондентом в редакции дивизионной газеты «Большевистский натиск», а также в газете политуправления Закавказского фронта «Боец РККА»,
    • С февраля 1945 — начальник, оператор специальной киногруппы при Политуправлении Северо-Кавказского военного округа.
    Награжден орденом Красной Звезды (1943), медалью «За оборону Кавказа».

    Год рождения: __.__.1910
    Место рождения: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону
    Звание: инженер-капитан
    В РККА с 22.06.1941 года
    Место призыва: Главное Политуправление Красной Армии
    Место службы: 383 сд

    23.08.1943

    Orden_Krasnoj_Zvezdy.png
    filterimage.jpg

    В 1945 — 1978 — оператор, режиссер Краснодарского корпункта Ростовской студии кинохроники.

    Фронтовой оператор Г.Ф. Попов (справа) и сослуживец на месте недавнего боя
    1944 год https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33033251

    Безымянный.jpg

    Попов Г.Ф. фронтовой оператор с ребятами
    1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33033249

    Безымянный.jpg

    Попов Г.Ф., его ассистенты за столом
    1945 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33033198

    Безымянный.jpg
     
    Stanum нравится это.
  11. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Ракита Иван Васильевич, фотокорреспондент корпусной газеты «Казак-гвардеец».
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33086862

    Безымянный.jpg

    Сойфертис Вениамин Владимирович, участник обороны Севастополя 1941-1942 годов, художник, сотрудник газеты "Красный черноморец" Политуправления Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33096083

    Безымянный.jpg
     
  12. Offline

    ВикторКотов Приказный

    Регистрация:
    5 апр 2020
    Сообщения:
    19
    Спасибо SB:
    79
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург
    Интересы:
    Смоленская область
    Боровиков Леонид Иванович, не был фотокорреспондентом, редактором газеты и пр. Но фотографии и фотографирование это любовь всей его жизни. Фронтовых снимков немного, в блокаду и на Невском пятачке было не до того, потом операция "Искра" и гнал немцев до Кенигсберга. В воспоминаниях есть описание января 1944: "...шли в колонне, засыпал на ходу, зашел в каменный сарай и присел, сколько проспал не помню, испугался, что примут за дезертира...".
    После него осталось огромное собрание диапозитивов, более 3000 шт. из Африки, Азии, Европы, где он после войны побывал геологом. Кто хочет посмотреть военные фото, они на моей страничке, подписи к ним оригинальные, авторские с оборотов снимков. http://www.rusalbom.ru/my/album/46020

    Прошел по ссылке из сообщения и понял, что фото Боровикова идут по хронологии вперемешку с фотографиями этого периода.

    Л.И.Боровиков у Рейхстага июнь 1945г..jpg
     
    Wolf09 нравится это.
  13. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Трояновский Марк Антонович

    800px-Трояновский,_Марк_Антонович.jpg

    Родился 6 (19) декабря 1907 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян Варшавской губернии, отец — Антон Антонович Трояновский был военным врачом, родной брат отца — Александр Антонович, революционер, впоследствии советский дипломат.


    В кино с 1927 года, был оператором на фабрике «Совкино» в Москве, работал в мультцехе у художника Юрия Меркулова, затем в мастерской Александра Птушко.
    Окончил Государственный техникум кинематографии (1929), мастерскую А. Л. Птушко.
    В 1931—1933 годах — оператор кинофабрики «Межрабпомфильм».
    В 1932 году участвовал в экспедиции на ледоколе «Александр Сибиряков» по Северному Морскому пути. В пути у ледокола льдами были разрушены гребные винты, практически под самодельными парусами корабль вышел в Тихий океан, для ремонта ледокол был направлен в Японию, где был снят полнометражный фильм «Большой Токио».
    С июня 1933 года работал на «Союзкинохронике».
    В 1934 году по приглашению Отто Шмидта вместе с киногруппой стал участником экспедиции на корабле ««Челюскин». После того, как корабль был зажат льдами, вместе с небольшим отрядом («отряд Муханова») на собаках ушёл на материк для вывоза отснятого материала.
    В 1936 году вновь участвовал в экспедиции по Северному морскому пути в составе секретной экспедиции особого назначения (ЭОН-3).
    В 1937 году был единственным оператором, включённым в первую экспедицию на Северный полюс с высадкой группы Ивана Папанина. Созданный Трояновским фильм «На Северном полюсе», купленный 32 странами, окупил в валюте все расходы на экспедицию, состоявшую из 4 четырёхмоторных и одного двухмоторного самолёта.
    В начале 1938 года была предпринята зкспедиция к замёрзшему в 1937 году во льдах Арктики ледокольному флоту с папанинцами.
    В 1939 году вёл съёмки секретной полярной экспедиции ЭОН—1 (киноматериалы до сих пор закрыты).

    ns008_compressed2.jpg

    ph14_np.jpg

    ph15_np.jpg
    Марк Антонович Трояновский. СП-1. «Папанинцы». 1937 год.

    nn001_02_compressed.jpg
    оператор Марк Трояновский. Казахстан. 1939 год.

    В 1941 году в звании капитана был призван в ряды РККА.
    C 24 июня 1941 года руководил фронтовой киногруппой Южного фронта. Материалы использовались в выпусках Союзкиножурнала, в числе первых съёмок — оборона Одессы.

    wws003_compressed.jpg
    Киногруппа перед отправкой на фронт. 1941 год".

    На фото операторы и начальники фронтовых киногрупп:
    — на переднем плане в 1-м раду (слева направо) — А. Левитан, Н. Самгин;
    — во 2-я ряду (слева направо) — М. Трояновский, М. Юрков;
    — в 3-м ряду (слева направо) — А. Брантман, Б. Макасеев;
    — на заднем плане в 4-м ряду (слева направо) — А. С. Кузнецов, С. Коган.

    Приехав в конце октября 1941-го в Москву по служебным делам, принял участие в съёмках Парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, когда предположительно по вине органов НКВД речь Сталина не была снята на параде. Как оператора, имевшего опыт работы со звуком и знавшего комбинированныё съемки, на съёмку назначили М. Трояновского. Постановочная съёмка «выступление Сталина на параде 1941 года» происходила 27 ноября 1941 в декорации Мавзолея на фоне Кремлёвской стены, построенной в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца. От студии был режиссёр Леонид Варламов, на съёмке присутствовал также начальник охраны Николай Власик. Потребовалось сделать два дубля, съёмка описана Трояновским в дневниках, опубликованных в 2004 году.

    В 1942—1943 годах был руководителем киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов.
    На основе снятого им материала в 1943 году был сделан полнометражный фильм «Битва за Кавказ» (режиссёр Л. Варламов), по неизвестным причинам упоминание о Малой земле было исключено из фильма, также не был выпущен подготовленный киноочерк «Малая Земля».

    nw010_9_compressed.jpg
    кинооператор Марк Антонович Трояновский. Действующая армия. 1943 год.

    ph23_ww2.jpg
    кинооператор Марк Трояновский. «Малая земля». Май 1943 года.

    wws016_compressed.jpg
    На фото после съемок (слева направо): звукооператор В. Котов, М. Трояновский, летчик В.Б. Емельяненко и Д. Шоломович с кинокамерой «Аймо»..
    Марк Трояновский воспользовался присланным для съемок фильма "Приговор народа" звукооператором и организовал съемки в летном полку ИЛ-2 (летал Д. Шоломович).

    С конца 1943 года возглавлял отдел фронтовых киногрупп на ЦСДФ в Москве и одновременно был назначен заместителем главка по хроникальному кино в Комитете по делам кинематографии при СНК СССР — «Главкинохроники».
    В 1944 году добился отправки на фронт, где руководил фронтовыми киногруппами 2-го Белорусского фронта.
    Окончание войны встретил в Берлине.


    В конце 1940-х — до середины 1950-х снимал полярные экспедиции, делал фильмы об освоении Арктики. Фильм «В центре Арктики» (1955) в том же году получил 2-ю премию по категории «лучший документальный географический фильм» на фестивале в Венеции.

    В результате поездки в Хельсинки на Летние Олимпийские игры 1952 года, где возглавлял съёмочную группу операторов ЦСДФ, написал письмо министру кинематографии СССР И. Большакову о слабой технической вооружённости советской киногруппы по сравнению с зарубежными коллегами и срочной необходимости выпуска новой техники.
    С 1956 по 1961 год работал в Сирии и Египте, снимал строительство Асуанской плотины.
    В 1961—1962 годах участвовал в первом трансконтинентальном перелёте самолётов Управления Полярной Авиации (Ил-18В и Ан-10) в Антарктиду по маршруту Москва — Ташкент — Дели — Рангун — Дарвин — Сидней — Крайстчерч — Мак-Мёрдо — Мирный.
    Режиссёр кинопериодики студии: «Новости дня», «Пионерия», «Союзкиножурнал», «Страна советская».
    В 1964—1967 годы работал над сценариями документальных фильмов (остались нереализованными).
    Член Союза кинематографистов СССР (Москва) с 1956 года.
    Скончался 22 октября 1967 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (11 уч.)
     
    Анрей и ВикторКотов нравится это.
  14. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Аристакесов Леон Газарович

    аристакесов.jpg

    Дата рождения:
    01 июня 1906
    г. Баку, Бакинская губерния, Российская империя

    Дата смерти:
    12 февраля 1997 (90 лет)
    г. Москва, Российская Федерация

    Краткая биография


    Аристакесов (Аристакесянц) Леон Газарович (09 мая (01 июня) 1906, Баку (ныне Азербайджан) — 12 февраля 1997, Москва) — оператор и режиссер документального кино.
    Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1952). Член ВКП(б) — КПСС с 1940 года. Член СК СССР — СК России с 1957 года.
    Работать начал с 14 лет. Первоначально курьером, затем счетоводом на нефтепромыслах.
    В 1929 году был приглашен на роль в фильме «Комсомольская 1-я», после чего был по путевке ЦК ВЛКСМ Азербайджана направлен на учебу в ГИК.
    В 1935 году, окончив операторский факультет ГИКа, стал оператором киностудии «Азерфильм».
    В 1940 — переведен на студию «Союздетфильм». Работал вторым оператором на художественных фильмах «Старый двор», «Лермонтов», «Жила-была девочка».

    289864.jpg
    Снимает кинооператор Л. Аристакесов, режиссер В. Беляев (справа). Будапешт. 1944 год".
    Фото из архива В. И. Фомина (Музей кино).

    В начале войны добровольцем ушел в народное ополчение.
    В августе 1941-го был отозван на работу оператором фронтовой кинохроники.
    Снимал сначала в составе киногруппы Закавказского фронта. С окончанием боевых действий на Кавказе и в Крыму был отозван в тыл для работы в киногруппе художественного фильма «Жила-была девочка».
    В августе 1944-го снова вернулся во фронтовую кинохронику. Снимал до конца войны в составе киногруппы 2-го Украинского фронта.

    «Аристакесов работает в киногруппе 2-го Украинского фронта с декабря 1944 г., – писал в служебной характеристике начальник этой киногруппы А. Лебедев. – Тов. Аристакесов имеет большое рвение к работе, но, будучи молодым хроникером, еще не овладел искусством репортажных съемок и потому в его работе есть небольшие провалы.
    Тов. Аристакесов самовлюбленный, горячий, невыдержанный человек, имеющий склонность к позерству.
    А. Лебедев 4.3.1945 г.».

    (РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 2002. Л. 104.)[2]

    Аристокесов_Беляев_Халдей_Рымарев_илиДеревянко_Лебедев_Банкет.jpg
    Киногруппа 2-го Украинского фронта.
    На фото (слева направо); нач. киногруппы Алексей Лебедев, асс. оператора Кирилл Деревянко, фотокорреспондент Евгений Халдей, режиссер Василий Беляев, оператор Л. Аристакесов.


    В качестве кинооператора принимал участие в боевых операциях в составе 2-го Украинского фронта (2 УкрФ):

    — 9-й удар. Разгром немецко-венгерских войск на территории Венгрии. Октябрь-декабрь 1944 г.. Период: c 01.10.1944 по 31.12.1944 г.. Страница боевой операции;

    — Дебреценская наступательная операция. Период: 6.10-27.10.44 г. (Операция 9-го удара). Страница боевой операции;

    — Будапештская наступательная операция. Период: 28.10.44 г. - 13.2.45 г. (Операция 9-го удара). Страница боевой операции;

    — Венская наступательная операция. Период: 16.3-15.4.45 г.. Страница боевой операции;

    — Пражская наступательная операция. Период: 6.5-11.5.45 г.. Страница боевой операции.

    Награжден орденами Красной Звезды (1945), Отечественной войны II степени, медалями «За освобождение Румынии». «За освобождение Венгрии», «За освобождение Австрии», «За освобождение Чехословакии».

    С 1947 работал на киностудии «Моснаучфильм» / «Центрнаучфильм».
    Как оператор и режиссер участвовал в съемке фильмов, посвященных военной тематике, сюжетов для киножурналов «Новости сельского хозяйства», «Новости строительства», «Наука и техника», «На стальных магистралях» и др.

    Награды

    1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (Президиум ВС СССР. Дата документа: 09.05.1945 г. Архив: ЦАМО)
    1945 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 279/н от 09.06.1945 г.; Издан: ВС 2 Украинского фронта. Архив: ЦАМО)
    1952 — Сталинская премия (за киножурнал «Новости сельского хозяйства» (1951) № 1–12)
     
  15. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Фронтовые операторы Тимофеев, Леон Мазрухо, Давид Ибрагимов на фоне здания Рейхстага
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33277764

    289070.jpg

    Оператор Давид Ибрагимов у здания Рейхстага
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33277760

    289030.jpg

    Оператор Анатолий Погорелый в разрушенном Берлине
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33277796

    289074.jpg

    Оператор Абрам Кричевский на боевой позиции
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33277725

    286602.jpg

    Операторы Георгий Епифанов и Леон Мазрухо во время съемок в разведывательном полку 16-й Воздушной армии
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33277718

    286561.jpg

    Группа военных летчиков ведет обсуждение результатов полетов.
    Слева стоит - оператор военной группы И. Грязнов.
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33277587

    285925.jpg

    Оператор военной группы И.А. Грязнов с товарищем
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33277573

    Безымянный.jpg
     
  16. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Оператор военной киногруппы И.А. Грязнов снимает сюжет "Военная портативная рация"

    285921.jpg
     
  17. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Участники обороны Севастополя 1941-1942 гг., офицеры – сотрудники редакции газеты "За Родину!" Приморской армии (слева направо: Аксенфельд Хаим Шмулевич – литературный сотрудник отдела пропаганды партийной и комсомольской работы (участник освобождения Севастополя в 1944 г.), Кучер Василий – писатель, корреспондент газеты, Саженюк Владимир – корреспондент газеты).

    Безымянный.jpg

    Марфин Михаил Ильич, участник обороны Севастополя 1941-1942 гг., редактор газеты "В бой за Родину!" 7-ой бригады морской пехоты.

    Безымянный.jpg

    Безымянный.jpg
     
  18. Offline

    Прапорщик Печкин Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 ноя 2019
    Сообщения:
    1.100
    Спасибо SB:
    3.812
    Отзывы:
    157
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ленинград
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    Вторая мировая война, наши
    Воспоминания военного фотокорреспондента ТАСС.
    Ефим Давидович Копыт

    1324.jpg

    Интервью журналисту Винницкого радио Ивану Волошанюку, январь-февраль 1970 г.(Магнитофонная пленка сохранена)

    Диктор. Слухайтэ радиопередачу "Фронтови дорогы кореспондента". Перед микрофоном винныцький радиожурналист Иван Волошанюк.
    Волошанюк. Скоро промине двадцять пъять рокив з того дня, як пролуналы в Бэрлини останни пострилы наистрашнийшойи в истории людства вийны. За цэй час выросло новэ поколиння людэй, за цей час заликовано важки раны, пиднято з руйин миста и сэла,
    видновлэно и пэрэвэршено в дэсятки разив потужности нашойи промысловоти и сильского господарства. Протэ вийну на забуто. Навпакы, видстань у дви з половыною десятыриччя нам тепер лэгше збагнуты и оцэныты залыш нэбувалого подвыгу радянського народу. Маемо щодня заповныты всэ нови и нови, нэвидомы ранише, прыклады героизму, яки выклыкають у серци кожнойи молдойи людыны почуття трэпэтного интэрэсу, цикавости и, я пэвэн, бажання буты схожуму на загыблых геройив.

    Особлыва сторинка в истории Велыкойи Витчызнянойи вийны - Сталиградська эпопэя. Ця сторинка напысана кровъю и зализною мужнистю радянського солдата, яка и доныни выклыкае подив у нашых ворогив и захоплэння в друзив. Завтра мы будэмо видзначаты двадцатысэмилиття Сталинградськойи бытвы. Зрозумило, що готуючысь до циейи даты журналисты обласного радио зважувалы, кого з учасныкив бытвы заросыты до микрофону, хто наипивнише и нацикавише змож разповисы про нейи.
    И тоди згадалы нашого та напэвно Вашого давнього знайомого фотокорэспондэнта Радиотэлеграфного агэнства Украйины и ТАРС Юхима Давыдовича Копыта. Вин кожного дня выныкае на шпальтах усих бэз вынятку газет, вид районнойи до "Известий" и "Правды", журналах, кныгах, энциклопэдиях. У Сталинграде Юхым Давидович був з першого дня обороны аж до развъзкы.
    И ось я в його затышний квартыри. Одразу бачыш, що тут жыве фотокорэспондент. Його фототэки - цэ дорогоцинный архив, в якому повновыто, грунтовно з велукою
    професионалною майстернистю видображено нэлэгки дорогы, якымы йшов наш народ до славного сьогодення. Вийна, рокы видбудовы, довоенни пъятырички, барвыста прырода Виннычыны. Йии кращи люды - всэ тут зибраты б снымкы до однойи кныгы вышла - вышла б эпична повисть. И можлыво Юхым Давыдовыч згодом подаруе нам цю кныгу. А зараз наша розповидь про иншэ. Я вмыкаю микрофона.

    К. В годы Великой Отечественной войны известно, что примерно около 200 корреспондентов работали на разных фронтах, в разных газетах. Это знзчит, в армейских газетах, фронтовых газетах. Ну, и корреспонденты "Правды", "Известий, ТАСС и другие агенства. Я был в числе этих же товарищей. Я работал всю войну специальным военным фотокорреспондентом ТАСС (Телеграфного агенства Советского Союза).

    В. Поскольку у нас сегодня разговор о Сталинградской битве, то я прошу Вас остановиться на этом моменте Вашей биографии.
    K. Ну, что можно говорить о Сталинграде? Я там находился с самого начала, то-есть с первого дня Сталинградской битвы. Сталинград - это вообще, если говорить, это трудно даже себе представить. Это был город, где днем и ночью висели немецкие стервятники. Город который бомбили буквально ежечасно. Вот, я никогда не забуду, вот буквально мирные жители, даже идет один товарищ, который скрипач, несет свою скрипку, уносит из этого разрушенного дома и уходит к Волге, чтобы спастись. Это трудно в общем говорить о Сталинграде, потому что Сталиград - это был город действительно героический.

    В. Знаю, например, о сталинградских переправах по снимкам, в том числе, и по Вашим. Вот вижу у Вас здесь на фотографии катерок какой-то "Колыма".Пожалуйста, история этого снимка.
    К. Ну, в Сталинград мне приходилось много раз переправляться. Я никогда не забуду, это были уже последние дни перед началом массового наступления в ноябре месяце. Уже волга начала замерзать и такие, вот уже видите, вот видно, что лед уже, так это, ... идет. И вот этот маленький паромчик "Колыма".С какими трудностями наши бойцы туда перебирались, с какими трудностями доставляли туда боеприпасы. Тем временем минометный такой обстрел был. Страшно даже было, вот, смотреть только, вот на эту переправу.

    В. Там приходилось очень трудно, но говорят, что корреспондентов все-таки старались сберечь.
    К. ... А это я не могу даже сказать. Что значит сберечь корреспондента, в особенности, еще фотокорреспондента? Смешно даже... Ведь фотокорреспонденту приходилось быть там, где был передний край.Иначе нельзя было.
    Мне дали одного бойца, это было в дивизии Родимцева, для того, чтобы меня он сопровождал, меня на самый такой передовой. Я помню,где-то надо было найти какого-то товарища. И в это время начался сильный минометный обстрел и ранило этого бойца. Ну, так что же... А он все время кричал
    - Ложитесь! Товарищ кпитан! Ложитесь! Ложитесь!..
    Ну, как можно было ложиться. Я ходил вместе с ним, а потом меня ранило. Я еще доставил его немедленно на перевязочный пункт, где ему была оказана очередная медицинская помощь.
    А вообще... Все корреспонденты видели геризм наших советских людей. Это взохновляло всех. Мы буквально так рвались быть там, где уже нельзя было нам быть. Мы знали, что мы это оставляли для истории, что когда-то эти снимки нужны будут для поколений

    В. В книге Леонида Первомайского "Дикий мед" многопосвящено места журналистам. Есть там такой момент, когда корреспондент снимает танк на ничейной линии. У Вас не было таких минут?
    К. Это дело было на Орловско-Курской битве. Ну, я был [не разобрал] у Галаджева. Это начальник Политуправления фронта вызвал меня к себе 6 июля. Помню, как сейчас. И показал мне листовку. Там был напечатан новый нрмецкий танк, "Тигр" и "Фердинанды" [самоходное артиллерийское орудие (САУ)]. И сказал мне, что в одной из танковых частей наших подбиты первые трофеи. Это первые подбитые немецкие, вот эти страшилища "Тигры" и "Фердинанды". Эти танки оказались на ничейной территории. А немцы всегда старались ночью их как-то утащить, чтобы они не попали в руки нашим войскам.
    Ну, тогда пришлось прямо уйти вместе с майором, командиром разведки этого подразделения. Еще был сo мной фотокорреспондент Капустянский ["Комсомольская правда"]. Мы там целый день лежали в одной воронке. Ну, Вы понимаете, удовольствие было не особенное, такое вот хорошее самочуствие, как бы Вам сказать. Беспрерывные выстрелы и с нашей стороны, и со стороны немцев. Днем мы отсняли эти танки, а ночью вышли назад туда, где [не разобрал] наши подразделения. Эти снимки были широко использованы в нашей печати, в заграничной печати. Правда на второй , на третий [день] там уже можно было свободно снимать, но такая участь корреспондентов. Вот за эту, можно сказать, операцию, вернее, за Орловско-Курскую битву я получил в то время орден "Отечественной войны" второй степени. Вот видите, как раз он лежит. Это один из первых, еще с планочкой.

    В. Да... Кстати, об орденах. У Вас я вижу здесь медаль "За отвагу". Вы можете рассказать историю именно этой медали.
    К. Ну, медаль "За отвагу" я получил после Сталинградской битвы. Мне говорили, что офицерам, когда дается медаль "За отвагу", это вполне высокая награда, потому что медаль "За отвагу" дается за личную храбрость и отвагу. Не часто их давали журналистам.

    В. Да, вот я вижу здесь снимки Паулюса [фельдмаршал Фридрих Паулюс]. Ну это, конечно, редкие снимки. Они уже стали историческими. Скажите, пожалуйста, Вы были одним из первых, кто снимал Паулюса.
    К. Ну, как сказать... В общем, история этого снимка следующая.
    Я помню, когда уже кольцо вокруг немецкой группировки Паулюса была в радиусе 50-ти, или, может быть, 60 там километров я объезжал буквально в течении дня все эти войска, которые вели бои с этой группировкой. Я попал в 64-ю армию. Командовал тогда генерал-лейтенант Шумилов. Приехали, зашел в общую часть, потому что в общей части Политотдела армии всегда туда адресовали нашу почту, присылали специальные задания из ТАССа. И вот я пришел в общую часть и мне сказали,что вот тут вот-вот-вот привезут Паулюса, плененного Паулюса.
    Я говорю
    - Слушайте, Вы бросьте шутить. Я знаю, что все корреспонденты, и я туда направляюсь, сейчас сидят в армии Чуйкова, 62-й армии, и ждут пленения Паулюса.
    Оказалось вот что. В эту ночь этот универмаг в Сталинграде был как-то передан 64-й армии. Один танковый батальон его блокировал, а к утру группировка Паулюса выбросила уже белый флаг. Мы приехали с соответствующими товарищами в 64-ю армию для переговора, а потом я уже в Бекетовке ждал пробытия Паулюса.

    В. А Бекетовка... Это где?
    К. Это южная часть Сталинграда, там немцев не было. Это часть города, куда немцы не вступили.

    В. Мне интересно, например, и, думаю, слушетелям будет интересно, как Вы впервые видели Паулюса и как Вы его снимали.
    К. Ну, как Вам сказать? А вообще подъехала машина. Сидел [Фридрих] Паулюс, рядом с ним сидел его начальник штаба генерал-лейтенант [Артур] Шмидт и рядом с ним сидел его адъютант полковник [Вильгельм] Адам. Вышли из машины. Мы сразу, как могли, начали фотографировать. К этому времени там был кинооператор Сидоров, Роман Кармен, известный такой кинооператор, ну и фотокорреспондент из армейской газеты. Когда они вошли в этот дом, ну, домик такой ма-а-ленький, небольшой, ну, как на окраине города,хороший домик такой тихий, тихий. Снимать очень трудно было, потому что окна были со всех сторон. Но другого выхода не было, нужно было снимать. Снимали мы. Но самое
    интересное было, что в первые минуты, когда мы, начали фотографировать, Паулюс
    попросил избавить его от этого удовольствия. Он не хочет фотографироваться. Роман
    Кармен на чистом немецком языке ему сказал
    - А Вы ж наших генералов, которые Вами были взяты в плен, фотографировали, показывали всему миру.
    А Шумилов, генерал-лейтенант
    - Ребята, действуйте, как можете.
    И мы начали снимать, как мы можем.
    В ходе этой съемки выяснилось, что есть приказ Рокоссовского, чтобы Паулюса доставили
    в штаб фронта. Штаб фронта находился от Сталинграда примерно тогда за сто с лишним, в Малой Ивановке.
    Паулюс просил, чтобы его везли по дороге, где нет пленных и нет убитых немцев. Ему сказали
    - У нас таких дорог нет, что все дороги забиты пленными и убитыми.

    В. Та на ци дорогы Паулюсу було дывытысь нэлэгко. Його армия на ту пору була занэгарнэною, а дэморалызованым самитком людэй в нэздатных шынэлях нэ здатных
    даты отпир. На знымках [неразборчиво] мабуть киломэтрив на 12, а то й бильшэ сопрувадженымы дэсяткамы фахивцив з зиркамы на шапках.
    А ось нимэцький цвинтер. Хрэсты, хрэсты, хрэсты..., скильки око сягае. С подывом думаеш, що нимци булы хрыстыянамы. Тэж виросповидання, що и нашы прэдкы. Як жэ приеднаты цэ с [неразборчиво] жорстокистю. Страшна вэщ [?] фашызм [неразборчиво] мильоны людэй кынулы йих сюды на сталинградськый шлях [?], щоб воны ляглы трупом. На передний могыли такый читкий надпыс "Peter Schtein". Оцэ и всэ, що залышылось вид чийого сына. Страшно було [неразборчиво] йихаты цымы дороганы, було, чого страхатыся.
    А ось иншый знымок. Разбытый хрэщатый танк. Биля гарматного ствола - пидкова. Мабуть на щастя. Нэ допомиг спадковычный[?] сымвол - поруч з ным пошватовна броня.
    А ось тэж символычна [неразборчиво] лэжыть молодый нимець пид вказивныкамы, шыя замотана украйинскым рушныком. До Сталинграду було рукой податы. Нэ дийшов...

    К. [пропущено] заросший, даже страшно было посмотреть на него и на свиту его. А потом, когда их привезли в Малую Ивановку, там привели их всех в порядок. И в это время меня встретил генерал-лейтенант Галаджев, начальник Политического управления и спросил меня, что нужно будет обязательно сфотографировать Паулюса с нашим командованием, чтобы к утру выпустить листовку для оставшейся группировки немцев, которые еще находились на "Красном Октябре".
    Приходилось уже снимать потом Паулюса, когда он сидел в Малой Ивановке. Там был Константин Константинович Рокоссовский, генерал-лейтенант [Константин Фёдорович] Телегин, член Военного совета, и [Николай Николаевич] Воронов, представитель Ставки. Переводчик... [Николай Дмитревич] Дятленко был. Там мы уже снимали буквально при такой, при маленькой электролампочке. Когда кончили эту съемку, я немедленно уехал уже во второй эшелон, там, где находилось Политуправление фронта. Быстренько проявил эту пленку и передал соответствующим товарищам, которые к утру должны были выпустить листовку.
    Ну, на этом не закончилось все еще. Я пошел сразу, направился к Телегену, члену Военного совета, и попросил, чтобы дали соответствующий транспорт, то-есть самолет, для доставки материалов в Москву. Он обещал, что к девяти часам дня (?) на одном из ближайших фронтовых аэродромов будет самолет, который полетит в Москву для доставки материалов.
    Самое интересное... когда я приехал на аэродром. И в это время я увидел, что
    там летит и Роман Кармен, летит в Москву. Я понял, что конкурент такой сильный для меня. Ну, тогда, долго не думая, я тоже в самолет и прилетел прямо с материалом в Москву.
    Как только я вышел в Москве из самолета, меня сразу в комендатуру, то-есть, то-есть я был в таком грязном белом полушубке. Посмотрели на меня... Я говорю, что я из Сталинграда. Что Вы? А они требовали, чтобы у меня погоны были. (Тогда уже завели погоны.) Я им, конечно, сразу показал соответствующие документы, то-есть пропуск ГлавПУРККА, корреспондетский билет ТАСС. И они тогда поверили.
    Я немедленно позвонил в ТАСС и сейчас же приехал в Фотохронику ТАСС.
    Когда я зашел к начальнику Фотохроники ТАСС Серебрянникову, первый его вопрос был
    - Генералы...
    Я говорю ему
    - Павел Маркович! Есть генералы, Паулюс...

    В. Есть генералы на снимках?
    К. На снимках? Да.
    Серебряников
    - Паулюс?
    Говорю
    - Есть снимки Паулюса.
    - Проявляй пленку.
    Я говорю
    - Пленка проявлена.
    - Давай негативы.
    Ну, и тут же я дал негативы. И я попросил только
    - Дайте мне, так это, отдохнуть и выспаться, выкупаться и выспаться.
    Ну, вот был такой случай тогда. Мне бы, так уже начало первого ночи. Звонит Павел Маркович Серебрянников и спрашиварт меня
    - Слушай! Скажи, пожалуйста, с какой стороны? С какой стороны? с левой стороны Шмидт?
    Я говорю
    - Шмидт, Шмидт.
    - А с правой стороны?
    - А с правой стороны, - я говорю, - Адам.
    Но потом показалось, что, кажется, я перепутал.
    - Я по документам должен проверить.
    К счастью, все подтвердилось и, к счастью для меня, хорошо закончилось.
    Но через пару дней меня принял тогда Генеральный директор ТАСС Пальгунов для беседы со мной. Просто он хотел видеть живого человека, который видел Паулюса и, вообще, поговорить о событиях тогда под Сталинградом. Я ему все рассказал как следует. И он спрашивает
    - Чего бы Вы там хотели?
    - Так бы я хотел повидаться со своей семьей, которую я уже не видел с начала войны. Они живут в Бугуруслане.
    - Ну, вот тогда есть возможность утром полететь в Куйбышев.
    Я вылетел в Куйбышев примерно на второй же день. К двум часам дня был уже у своей
    семьи.

    В. Ефим Давидович! Я вижу у Вас на снимке еще один интересный момент. Солдаты возле гаубицы, разрушенный город... Это Сталинград?
    К. Это уже были [неразборчиво] снимки. Эти снимки, можно сказать, были сделаны буквально в последние дни войны. Возможно эта гаубица даже вела уже огонь по рейхстагу.

    В. А вот на снимке (?) молодой парень сам один ведет приблизительно тысячу, а может быть даже и больше немцев. История этого снимка...
    К. Это тоже снимок, который сделан примерно так, ну, не то 30 апреля, не то в последние буквально дни войны в Берлине. Парень очень красивый такой, молодой, энергичный русский парень такой руссой [может имелось ввиду "русый"] идет и смеется. Если Вы заметили, на снимке даже немцы тоже смеются. Но это уже гитлерюгенд. Они тоже были довольны, что война идет к концу и все ж таки остались видно в живых.
    А второй снимок, наоборот, видите. Вот стоит солдат, бывалый воин такой, с усами,
    украинец, который воевал с первого дня войны. Он угощает сигаретами французских военнопленных, освобожденных нашими войсками.

    В. А вот группа генералов Советской армии. Я вижу даже Вас среди них. Что это за снимок?
    К. Этот снимок был сделан 8 мая в северной части Германии, недалеко от Потсдама. Это,когда Константин Константинович Рокоссовский, командующий тогда 2-го Белорусского фронта, ждал приезда английского фельдмаршала Монтгомери [Бернард Лооу Монтгомери, 1-й виконт Монтгoмери Аламейнский. Мы все в ожидании были, ждали. И тогда Константин Константинович сказал
    - Пора, кажется, и с фотокорреспондентами сфотографироваться.
    Вот видите на снимке стоит генерал-лейтенант [Николай Сергеевич] Осликовский, Константин Константинович Рокоссовский, стоит его начальник штаба, я здесь стою с правой стороны, а с левой стороны стоит известный такой фотокорреспондент "Фронтовой иллюстрации" Шайхет. Это один из старейших фоторепортеров Советского Союза.

    В. Ефим Давидович, какой, из самых запоминающихся, снимок из Ваших последних военных снимков?
    К. Я думаю, что самый такой запоминающийся снимок - это, по-моему, последний мой снимок, когда около рейхстага собрались военные корреспонденты 1-го Украинского, 1-го Белорусского и 2-го Белорусского фронтов и фотографировались все на фоне горящего рейхстага. Это был один из последних моих снимков сделанных. Это была победа.

    В. Вот можэ, як кожному колышньому солдатови, Ефиму Давыдовичу Копыту довилося по
    вийни зняты вийськовый одяг, алэ ж зброя у нього залышылась тэж сама: фотоапарат,
    блокнот и самопыска. Роботы у фотокорэспондэнта ТАРС и РАТАУ, як кажуть, по завъязку. Щодня дзвоныть тэлэфон, щодня доводыться кудысь выйизджаты и Вы його звыдшэ знайдэтэ дэсь у райони сэрэд хлиборобив, мэханизаторив, тварынникив, а нэ дома.
    Прырода одарувала його особлывым баченням свиту. Вмие Ефим Давидовыч знайты той ракурс, у фокуси якого людына одразу разкрываеться пэрэд Вамы одниею з гранэй свойого характэру и тоди фотознымок набырае эстэтычнойи цинности, вин стае самостийным художним твором, його з вэлыкым задоволенням публикуе и газэта, и журнал. Так и проходять лита в постийному пошуку. Нэзабаром Ефиму Давидовичу Копыту сповныться шистьдэсят. И, якщо кожэн з нас прожыве так и ступыть на цэй рубэж, хотилося, як Ефим Давидовыч, повернутыся назад, подуматы, зважыты и сказаты
    - А зроблэно таки багатэнько, алэ хотилося ще стильки.

    Подготовил к печати Петр Горлачев.
    Примечание. Фото, к сожалению, не умею размещать. Фото можно посмотреть, напр., на сайте Российского государстванного архива кинофотодокументов (РГАКФД) и др. архивов.
     
    Wolf09 нравится это.
  19. Offline

    Прапорщик Печкин Завсегдатай SB

    Регистрация:
    12 ноя 2019
    Сообщения:
    1.100
    Спасибо SB:
    3.812
    Отзывы:
    157
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ленинград
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    Вторая мировая война, наши
    Анрей и Wolf09 нравится это.
  20. Online

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.474
    Спасибо SB:
    126.586
    Отзывы:
    2.101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Хмельницкий Иосиф Вениаминович

    1941 красноармеец1.jpg

    В июне 1941 года ушел на фронт добровольцем (мобилизация по Указу президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года).
    Проходил службу в РККА с 18 сентября по 15 ноябрь 1941 года и с 01 июня 1942 по 20 мая 1943 года (уволен из армии по состоянию здоровья).
    С мая 1942 по сентябрь 1943 — директор Ленинградской объединенной киностудии (создана на базе «Ленкинохроники» и «Лентехфильма»); начальник фронтовой киногруппы Ленинградского фронта.
    С 15 сентября 1943 — начальник фронтовой киногруппы Западного фронта (ПВО).
    С 14 ноября 1943 — откомандирован на Центральную студию кинохроники; зачислен директором киногруппы.
    С декабря 1943 по 04 января 1946 — зам. директора по обеспечению фронтовых киногрупп Центральной студии кинохроники (с 1944 — ЦСДФ).


    Иосиф Хмельницкий в освобожденном Берлине.
    Июль-август 1945 года

    берлин 19451.jpg

    https://csdfmuseum.ru/names/480-иосиф-хмельницкий


    Кинооператор Голод Наум Исаакович
    Ленинград. 1942 год

    кинооператор наум голод 1942(1).jpg

    Голод Наум Исаакович (05 (18) февраля 1910, д. Щедрин (ныне Жлобинский район Гомельской области Белоруссии) — 20 января 1972, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — оператор документального кино, организатор кинопроизводства. Член ВКП(б) — КПСС с 1940 года.
    В годы Великой Отечественной войны — фронтовой кинооператор, начальник киногруппы. Воинское звание: ст. политрук; лейтенант административной службы.
    Воинская часть: Политуправление Ленинградского фронта (ЛенФ).
    С июня 1941 — начальник, заместитель начальника киногруппы, оператор Волховского фронта.
    С 7 сентября 1942 — заместитель начальника киногруппы Ленинградского фронта; также снимал в расположении партизан.
    Награжден орденом «Красной Звезды» (1942) и медалями.
    Съемки, выполненные Наумом Голодом и под его руководством вошли в документальный фильмы «Ленинград в борьбе» (1942).
    С 1944 по февраль 1950 — заместитель директора Ленинградской объединенной киностудии / Ленинградской студии кинохроники.
    С февраля по март 1950 — начальник цеха операторской техники Ленинградской студии кинохроники.
    С 1950 — художник Ленинградского государственного театра им. Ленинского комсомола.

    https://csdfmuseum.ru/projects/bolshaya-zhizn-kinematografista-khmelnitskogo#3055
     

Поделиться этой страницей