Семенихин Геннадий Александрович Геннадий Семенихин родился в Новочеркасске, столице Донского казачества. Он был одним из трёх сыновей Александра Сергеевича, преподавателя математики и геодезии в Гидромелиоративном техникуме, и Надежды Яковлевны, выпускницы высших Бестужевских курсов, домохозяйки. С шестого класса школы Геннадий начал писать стихи и рассказы, которые печатались в детской газете «Ленинские внучата», выпускавшейся в Ростове-на-Дону. После седьмого класса поступил в Гидромелиоративный техникум, а по его окончании был направлен на работу в Калмыкию, где был назначен начальником изыскательско-строительной партии на сооружении оросительных систем. В это же время начал активно сотрудничать как нештатный корреспондент в местных газетах, а также изданиях Дона и Ставрополья. В 1939 году Геннадий Семенихин был призван Ставропольским городским военным комиссариатом на срочную службу в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. До 1940 года служил в 56-й авиационной бригаде и окончил школу младших авиационных специалистов. В 1940 году в журнале «Полымя», выпускавшемся в Минске, был опубликован его первый рассказ «Госпиталь». С начала Великой Отечественной войны Семенихин работал литературным сотрудником газеты «Боевая трасса» 43-й авиабригады, а с 1942 года — специальным корреспондентом в газете 20-й армии Западного фронта «За честь Родины!». С октября того же года являлся фронтовым корреспондентом Центральной газеты ВВС СССР «Сталинский Сокол». Специальный корреспондент газеты 20-й армии Западного фронта «За честь Родины!» Г.А. Семенихин за шахматной доской дер. Гордино. 1942 год Получив разрешение будущего Главного маршала авиации Александра Александровича Новикова Геннадий Семенихин участвовал в боевых вылетах штурмовиков Ил-2 в качестве воздушного стрелка. За время войны совершил 15 боевых вылетов, в одном из боёв был ранен, а после госпиталя вернулся в свой полк. Участвовал в боях за освобождение Варшавы, Праги и Берлина. За выполнение боевых заданий дважды награждался орденом Красной Звезды. Г.А. Семенихин - спецкор. газеты "Сталинский сокол" После войны работал корреспондентом газеты «Красная звезда» по Северо-Кавказскому и Закавказскому военным округам, научным сотрудником журнала «Авиация и космонавтика», начальником отдела литературы и искусства журнала «Советский воин». Военные рассказы Геннадия Семинихина печатались в журнале «Доблесть». В 1958 году принят в члены Союза писателей. Значительную часть творчества посвятил первым космонавтам. Сопровождал Ю. А. Гагарина и Г. С. Титова в их зарубежных поездках, находился в районах приземлений кораблей «Восток-3» и «Восток-4». В 1968 году за роман-дилогию «Космонавты живут на земле» удостоен Литературной премии Министерства обороны СССР. Последние годы жизни изучал историю Донского казачества и города Новочеркасска, в котором родился и вырос. В 1979 году стал почётным гражданином Новочеркасска. Исторический роман «Новочеркасск», повествующий о периоде Атамана Платова стал последним из напечатанных произведений. Скончался от инфаркта 22 октября 1984 года в гарнизонном госпитале Новочеркасска. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Омельченко Леонид Гаврилович Год рождения: __.__.1914 Место рождения: Краснодарский край, Сталинский р-н, ст. Челбасская Звание: гв. ст. лейтенант В РККА с 1939 года Место призыва: Ново-Минский РВК, Краснодарский край, Ново-Минский р-н Место службы: газета "За нашу Родину" 11 гв. тк 1 гв. ТА
Троскунов Лев Израилевич (1903-1967 гг.), подполковник, ответственный редактор фронтовых газет "Красная армия", "Сталинское знамя" Год рождения: __.__.1903 Место рождения: Украинская ССР, Сталинская обл., г. Сталино Звание: ст. батал. комиссар (подполковник) В РККА с 25.06.1941 года Место службы: фр. газета "Сталинское Знамя" ЮжнФ Место службы: газета "За честь Родины" ВФ Лузгин Михаил Васильевич, писатель, военный корреспондент армейской газеты «За Родину» (64-я армия). Награждён орденом Красной Звезды. Погиб 28 сентября 1942 года Год рождения: __.__.1900 Звание: ст. политрук В РККА с 07.1941 года Место призыва: не известный РВК, Московская обл., г. Москва Место службы: газета "За Родину" 64 А
Хренов Григорий Гаврилович Год рождения: __.__.1914 Место рождения: Приморский край, Яковлевский р-н, с. Сысоевка Звание: гв. старшина В РККА с 08.1942 года Место призыва: Джидинский РВК, Бурят-Монгольская АССР, Джидинский р-н Место службы: 56 гв. сд 19 гв. ск 10 гв. А 2 ПрибФ
Грекин Григорий Исаевич, младший политрук, литсотрудник газеты «На защите Родины» (62-я армия) Год рождения: __.__.1909 Место рождения: Украинская ССР, Одесская обл., г. Одесса Звание: лейтенант В РККА с 03.1942 года Место призыва: Джапаридзевский РВК, Азербайджанская ССР, г. Баку, Джапаридзевский р-н Место службы: газета "На защиту Родины" 62 А
Ворогушин Юрий Владимирович, заслуженный художник РСФСР, художник газеты "За Родину" 64-й армии Ворогушин Юрий Владимирович (слева) 1944 г. Ворогушины — казачья донская фамилия. Так, во всяком случае, считала старшая дочь Юрия Владимировича Надежда, ссылаясь на дядю, брата художника, Бориса, который специально интересовался происхождением фамилии. «У него были знакомства и в литературной среде, и среди музейных работников. Он говорил мне, что это казачья донская фамилия. Еще у меня были устные семейные свидетельства о том, что Ворогушины пришли в Тулу с Дона через г. Алексин». Отец Юрия Владимир Григорьевич служил делопроизводителем Тульского поземельного банка, куда его взяли за деловые черты и грамотность — три класса городского училища. Детство прошло в Одессе и Херсоне, куда отца перевели по службе. Но как только начались перемены, семья в 1918 году вернулась в Тулу. После Гражданской Владимир Григорьевич работал уже в Тульском губернском земельном управлении. Вообще Ворогушины слыли заядлыми спортсменами. На старых снимках Владимир Григорьевич, например, есть на групповом фото основателей Тульского кружка любителей спорта. Это была одна из самых значимых спортивных организаций в Туле. Есть эффектное фото и его брата Федора с парой коньков. В двадцатые годы в доме Ворогушиных бывал Всеволод Саввич Мамонтов, который известен не только как сын известного миллионера Саввы Игнатьевича Мамонтова, но и как начальник первой тульской городской милиции, основанной весной 1917 года. Юрий Ворогушин начал подрабатывать художником в областной газете «Коммунар» еще в тридцатые годы, когда учился в Тульском горном техникуме. Его рисунками того времени и послевоенного периода, относящимися к тульскому быту, мы иногда и сейчас иллюстрируем материалы на историческую тему. Юрий Ворогушин с отцом под Крапивной. 1930-е гг. Уже в 1938 году Юрия Ворогушина приняли в члены Союза художников СССР. Его тогда больше интересовали газеты, поэтому и работал он то в «Коммунаре», то в «Подмосковной кочегарке», то в сатирическом журнале «Лапоть». На один год уезжал даже во Владивосток. Назад вернулся возмужавшим, даже прежние знакомые, когда встречали его на улице, не сразу узнавали. Еще и красавец. Поскольку работал в морской газете, получил форму моряка. В военное время судьбу Ворогушина решил случай. В декабре 1941 года в здании газеты «Коммунар» разместилась редакция газеты 7-й гвардейской армии «За Родину». Редактору, батальонному комиссару Зворыкину понравились рисунки тульского художника, и он позвал его к себе. Так Ворогушин стал участником и летописцем многих значимых событий той войны, и в первую очередь битвы за Сталинград. Все время сталинградской кампании Юрий Владимирович находился в полосе боевых действий. Делал фоторепортажи, зарисовки, стал писать статьи в газету. Плакат Ю. Ворогушина «Слава советским танкистам». Из писем маме. 3 августа 1942 года. «Если бы вы видели донские степи: они бескрайние и совершенно плоские. Здесь попадаются верблюды. Дома глинобитные, крыши тростниковые, „Курень“, „баз“, „левада“ — эти названия знакомы нам по „Тихому Дону“. Население — казаки. Заходишь купить стакан молока — не продадут, а зато стакан-два нальют как гостю». 22 сентября. «В настоящее время ваш дражайший сын сидит в землянке собственной стройки и строчит письма родным и знакомым. Письменным столом служит толстенное стекло от сбитого самолета. В дверь светит солнышко и вдалеке постреливают пушки. Это идут бои за город, о героической обороне которого вы должны знать из газет». В коротких перерывах между боями, иногда и под обстрелом, Ворогушин создавал летопись тех событий. Он писал портреты солдат и командиров, выпускал боевые листки, карикатуры на врага. «Сейчас делаю для праздничного номера рисунок. Мерзнут руки и нос. Туши одна капля, так что доканчивать его придется, наверное, чернилами, — писал он в письме домой. — Кисточка одна, и я берегу ее наравне с ручкой, которой пишу тебе эти строки, как зеницу ока. Сейчас мы в отрыве от всего мира, и, если что понадобится, ничего не достанешь, даже простого карандаша. Но ничего! Я не очень-то унываю. Я причисляю себя к потомкам славного тульского Левши, подковавшего блоху и поэтому обязан в своем деле поддерживать наши, тульские традиции». На одном из рисунков, сделанных под Сталинградом, стоит его маленькая ремарка: «Трудно рисовать — глохну». Более двадцати рисунков Ворогушина, созданных им в то время, находятся в фондах музея-заповедника «Сталинградская битва». Некоторые из них — например «Болтун — находка для шпиона» или «Сталинградские клещи на немецкий клин» превратились в листовки. Также на рисунках Ворогушина есть сценки солдатской жизни, пленение генерал-фельдмаршала Паулюса. А это из его очерка «Пушки на улицах Сталинграда», опубликованном в «Коммунаре»: «Израненный город. Вокруг лунного диска морозные кольца. Дымный воздух труден для дыхания. Многочисленные костры горят тяжелым багровым пламенем. Утомленные, исхудавшие лица солдат обожжены морозом. Санитары, пользуясь паузой между двумя вспышками немецких осветительных ракет на маленьких санках вывозят раненых. Во тьме над головой, урча моторами, прокрадываются транспортные юнкерсы, подвозящие немцам продовольствие и боеприпасы. Навстречу им несутся цепочкой разноцветных светляков трассирующие пули и снаряды». Приключения в стране Швейка Окончание войны Ворогушин встретил сначала в Венгрии, потом в Чехословакии. «На улицах еще дымили пожары, но население уже вывешивало национальные чехословацкие флаги, бело-сине-красные. Нас приветствуют „на здар“ или „живно Сталин“, — писал он в Тулу маме. — Переночевав и подобрав на улице велосипед, я разъезжал по городу в поисках объектов зарисовок. Город небольшой, не то что Будапешт, но симпатичный, тихий. Особенно красивы кварталы и площади, выходящие к Дунаю. На центральной улице всем известная достопримечательность — четырнадцатиэтажный небоскреб. Невдалеке пустой холм, где, подавляя размеры небоскреба, высится старинная крепость. Город порядком разбит, но уже стекла и мусор убираются жителями по распоряжению коменданта. Обратно я ехал на своем велосипеде по прекрасному и асфальтированному шоссе. Толпами идут удравшие от немцев чехословацкие солдаты. Они направляются по домам. С гор слезают партизаны. Они за большую честь считают раздобыть красноармейскую звездочку и пришпилить ее на свою шляпу». Рассказывал, что в стране Швейка не дураки выпить. «Ты, наверное, помнишь, как я и мама хохотали, читая эту книгу в Ясной Поляне. А здесь я хохотал на двух словаков, распевающих песни и идущих, пошатываясь, по самой середине улицы. Совсем по-русски. Как только мы приехали в один маленький городишко, подвыпивший хозяин стал нас пичкать сливовицей, и когда мы не смогли пить, был страшно удивлен». «В день объявления капитуляции нам пришлось быстро собираться, погрузиться на машины и двигаться на запад. За день проделали больше сотни километров. Чехи встречают нас так же хорошо, как и словаки. Особенную настойчивость проявляют мальчишки. Они облепили все построенные немцами баррикады, неистово орут „на здар“ и бросают сирень, которой здесь масса. Старушки вытаскивают пирожки, раздают бойцам. У каждого дома ведро с водой. По дороге движутся остатки немецких частей. В первый раз вижу пленных фрицев, идущих без охраны. Войны уже нет». Рисунок Ю. Ворогушина «Окраина Будапешта». 1945 г. В Праге Ворогушин сотрудничал с чешским юмористическим журналом «Дикобраз», вел там собственную рубрику — чехи глазами русского. Домой вернулся в 1946 году. Выглядел, надо полагать, геройски — кавалер орденов «Отечественной войны» II степени, «Красной Звезды», медалей «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Опять пошел на работу в «Коммунар», рисовал карикатуры на тему тульской жизни. Проработав два года, перешел в Тульское областное книжное издательство. В редакции «Коммунара», похоже, не очень расстроились. Ворогушин слыл необщительным человеком. Даром, что юморист. Засядет в угол и рисует себе. В 1955 году ушел на вольные хлеба. Стал очень известен в Советском Союзе благодаря иллюстрациям к «Левше» Лескова, русским народным сказкам, «Запискам охотника» Тургенева, «Историям одного города» Салтыкова-Щедрина, сказкам Пушкина. Многие его рисунки стали классическими при издании этих произведений. Старая Тула. Рисунок Ю. Ворогушина. В 1961 году прошла выставка его работ в Москве. В 1963-м — в Туле. В 1964-м Ворогушину присвоили звание заслуженного художника РСФСР. Но жизнь уже активно катилась под откос. Болезнь его вымотала Со своей женой Татьяной Перцевой Ворогушин познакомился в редакции газеты. Она работала корректором. Роман был бурным и скоротечным. Молодые расписались перед самым уходом Юрия на фронт. Но после войны не очень ладилось. Все же характер у Юрия был непростым. «В семье родителей Юрий Владимирович был баловнем. Мария Саввична с детства прочила ему роль выдающегося человека, а такое воспитание вредит прежде всего самому баловню, — рассказывала в своих воспоминаниях старшая дочь Надежда. — Отец обладал сильным характером, бывал иногда совершенно закрытым, эмоционально холодным и неприступным. Когда хотел, мог быть очень тихим, вежливым, обаятельным человеком, и многие знавшие его с восторгом о нем отзывались. А в семье мамы его исключительно не признавали. Там надо было вести себя корректно. Отец замыкался в себе и надувался». Летом, по рассказу Надежды, выезжали на дачу под Крапивну. Ну как дача — обычный домик в лесничестве близ села Ярцево. Лесничество состояло из одной короткой улочки, окруженной старым лесом. «Ходили в лес за грибами, ловили рыбу. Отец очень увлекался рыбной ловлей. У него были всевозможные блесны, крючки, лески, спиннинг. Он мне показывал это хозяйство и объяснял, что к чему. А мама могла встать в четыре часа утра, когда все еще спали. Она срывала прутик орешника, привязывала к нему леску с крючком и шла на реку. И когда мы вставали, на завтрак уже была свежепойманная и свежепожаренная рыба. Для меня это было время благополучия». Разлад и взаимные обиды накапливались. Надежда Юрьевна рассказывает о них с предельной откровенностью. «В 1952 году мама была беременна вторым ребенком, а отец его не хотел, это переполнило чашу маминого терпения, и она ушла от Юрия Владимировича. Мама отправилась в роддом, а меня отвели к бабушке Татьяне Андреевне. Мама вернулась к нам с маленькой сестричкой. Ее назвали Еленой. Когда Лена немного подросла, стало заметно, что она очень похожа на отца. Это переменило его отношение к ней, но вернуть назад взаимоотношения родителей было невозможно. Тем не менее мы с мамой и сестрой навещали отца в его квартире на проспекте Ленина, 30. Лене было года два, у нее волосики надо лбом собирались в забавный хохолок. Отец прозвал ее Суворов. Мы виделись у него дома и с бабушками Маней и Варей. На поверхности все было хорошо и мирно. Что при этом чувствовали мать и отец, я не догадывалась. Позже, когда отца уже давно не было в живых, мама, умудренная жизнью, говорила, что он был такой же, как и многие мужчины, и надо было не молиться на него, а требовать и отстаивать свои права. Не знаю, получилось бы что-нибудь из этого. Впоследствии наши походы к отцу прекратились, ходила только я одна». Надежда Юрьевна вспоминала, как отец показывал ей технику рисунков. Садился за стол и чертил сразу одной линией, не отрываясь от бумаги. Рисовал контур какого-либо зверька. Делал линогравюры, знакомя со своими инструментами. Потом он провожал ее домой, прощался, не доходя два-три дома. Разводиться родители начали только в 1960 году по инициативе отца. Надежда писала, что перед смертью отец прислал ей письмо, в котором писал, что хочет видеть ее и сестру. Называл свой новый адрес. Он к тому времени жил с другой женщиной в гражданском браке. «Но я не пошла, так как не хотела встречаться с его новой женой и падчерицей. Ведь я не знала, что он скоро уйдет из жизни. Перед этим он лежал в больнице, но не получил облегчения. В предсмертной записке он написал, что болезнь его вымотала. Вероятно, эта болезнь была серьезнее, чем диагноз врачей, потому что сестра моя, так похожая на отца, тоже сама ушла из жизни в том же возрасте, и так же хладнокровно подготовившись, как и отец. Это было что-то наследственное». Уже после смерти, в 1973 году, в Туле прошла еще одна персональная выставка Юрия Ворогушина. А потом еще и в 2013 году, в честь столетия художника. https://myslo.ru/city/tula/tulyaki/zhizn-i-sud-ba-tul-skogo-hudozhnika-yuriya-vorogushina
Справа Запорожский Иван Андреевич - – фронтовой кинооператор Центральной студии документальных фильмов, участник обороны Севастополя 1941-1942 гг. и его освобождения в 1944 г., на съемках в Северном соединении крымских партизан. Крым, Зуйские леса, апрель 1943 г.
Бывшие работники редакции газеты «Полярная правда» в годы войны. Военные корреспонденты: слева Будашевский Григорий, справа Шевцов Александр 1943 г.
Фронтовой оператор Никита Петросов Фронтовой оператор Юрий Монгловский Оператор Борис Макасеев во время пребывания в Иране 1943 г. Кинооператор Борис Макасеев (слева) с коллегой Иран. 1943 г. Оператор Борис Макасеев (справа) во время пребывания в Иране 1943 г. Военные кинооператоры Владимир Сущинский (слева) и Анатолий Павлов (справа) в Кракове 1945 г. Военные кинооператоры Юрий Монгловский (в центре), Илья Копалин (справа) в Чехословакии 1945 г. Киногруппа Забайкальского фронта. Чаньчунь - Мукден. Слева направо операторы: Сергей Киселев, Николай Рыбаков, Константин Бровин, Георгий Епифанов, (неустановленное лицо), Рафаил Гиков Маньчжурия. 1945 г.
Фотокорреспондент 1-й танковой бригады В.Е. Шумилов Родился 9 февраля 1920 года в селе Тимошино Сольвычегодского уезда Северо-Двинской губернии (ныне Верхнетоемского района Архангельской области). Русский. В семье было пятеро детей. Отец работал кочегаром (позже — машинистом), мать — дояркой. Впервые услышал о фотоделе на уроке физики и смастерил собственную камеру, используя обычный ящик и линзы от очков. Спустя некоторое время юный фотограф купил фотоаппарат «ФЭД», а с 1937 года стал работать в типографии печатником, наборщиком и переплётчиком. В 1939 году поступил на заочные годичные курсы при фотохронике ТАСС, которые окончил в 1940 году. В 1940 году был призван на службу в Красную Армию. Служил на Западной Украине в городе Станислав (ныне Ивано-Франковск) рядовым бойцом, старшим наборщиком красноармейской малотиражки. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. В качестве военного фотокорреспондента 1-й гвардейской танковой бригады гвардии ефрейтор В. Е. Шумилов сражался под Москвой, защищал Воронежскую землю, участвовал в Курской битве, освобождал Правобережную Украину, Прикарпатье, Польшу. Войну закончил в Берлине, оставил свой автограф на рейхстаге. В своих снимках запечатлел все основные этапы боевого пути бригады, многие эпизоды — вручение гвардейского знамени и орденов бригаде, клятву гвардейцев на верность Родине, танки в походе и в бою, суровые будни военных лет и образы своих боевых товарищей. Член ВКП(б) с 1945 года. Более 25 лет своей жизни посвятил военной журналистике. После войны гвардии лейтенант (c 1947 года — в запасе) В. Е. Шумилов был внештатным корреспондентом ТАСС, работал в газетах «Отважный воин» Архангельского военного округа, «Знамя Родины» Воронежского военного округа. До 1962 года работал в Воронежском технологическом институте в кинофотолаборатории, которую сам же организовал[2]. Затем 7 лет работал в Венгрии в газете «Ленинское знамя» Южной группы войск. Снимал ч/б негатив, цветной негатив, слайд 35 мм, 6х6, 9х12 и 13х18. Член Союза журналистов. В. Е. Шумилов проводил большую военно-патриотическую работу среди молодёжи. Им созданы и работают семь школьных музеев и уголков боевой славы, занимался организацией мемориального фотомузея на Чижовском плацдарме. Умер в 24 июля 2009 года в Воронеже.
Режиссер Александр Медведкин Медведкин Александр Иванович Год рождения: __.__.1900 Место рождения: Пензенская обл., г. Пенза В РККА с 09.1943 года Место службы: киногруппа 3 БелФ Александр Медведкин с коллегами Оператор Георгий Голубов и режиссер Александр Медведкин Слева оператор Георгий Голубов, в центре - режиссер Александр Медведкин. 1943-1944 гг. Оператор Евгений Лозовский
А. Сурков - корреспондент фронтовой газеты "Красноармейская правда". Ленинградская обл., с. Купчино. 11.1941 г. А. Сурков во время посещения редакции газеты 1-й танковой армии Германия, г. Радебойс. 1945 г. А. Сурков с Е. Долматовским в г. Лейпциге. 1945 г.
Кособрюхова Вера Григорьевна Дата рождения: 13.09.1918 Место рождения: Тамбовская обл., г. Моршанск Дата призыва: 14.12.1942|22.12.1942 Воинское звание: рядовой|красноармеец Место службы: газета "За победу" 167 сд 51 ск 38 А ВорФ, 1 УкрФ|167 сд 47 ск 1 гв. А
Может быть, весна 1945, а не Вена? (или фотография попала не в ту тему). Снимок был сделан у рейхстага, автор - Тимофей Мельник. Офицеры штаба одной из советских воздушных армий фотографируются на фоне Рейхстага — военное фото