Репродукции: см. предыдущую страницу) Д.Л. Мордовцев. Русские женщины Нового времени. Женщины девятнадцатого века. С.98-99.
Не существует ни одного достоверного портрета Надежды Дуровой. Всем известный, где она представлена в гусарском мундире (из первого издания её книги в 1836 году), – в большой степени плод фантазии неизвестного художника. Вероятно, Дурову (ей в это время было около 53 лет) художник видел, но получил задание изобразить на иллюстрации юного гусара, поэтому Надежда Андреевна у него одета в гусарский мундир эпохи Николая I, который многими своими деталями отличался от форменной одежды обер-офицеров гусарских полков в 1808-1811 годы. В чертах её лица есть особенности, переданные потом художниками, уже рисовавшими Дурову с натуры: высокие дугообразные брови, небольшой прямой нос, губы «бантиком», круглый подбородок. Именно такой изобразил её на акварельном портрете Карл Брюллов, которому она позировала (между 1836 и 1838 годом.). Портрет хранится в музее Пушкина в Санкт-Петербурге. Дурова одета в тёмно-коричневый фрак с большим отложным воротником, тёмный двубортный жилет, чёрный шёлковый шейный платок. У неё узкие покатые плечи, высокая шея, овальное лицо, карие глаза. Брови, нос, губы, подбородок – всё, как на «гусарском» портрете. Широко известен ещё один портрет, датируемый 1837 годом и приписываемый В. И. Гау, сделанный по заказу книгоиздателя А. Смирдина для серии книг «Сто русских литераторов». В 1839 году в Санкт-Петербурге вышел в свет первый том с повестью Дуровой «Серный ключ». На портрете в этой книге автор одета в чёрный казакин на крючках, с небольшим стоячим воротником, на шее – плотно навёрнутый чёрный галстук. Лицо овальное, брови высокие, нос прямой, губы «бантиком», подбородок – круглый. Впоследствии этот портрет будет растиражирован в различных изданиях. В 1863 году в Елабуге открылось фотоателье, где Надежда Андреевна и сфотографировалась. Фотографию воспроизвёл журнал «Русская старина» в 1890 году, оригинал хранился в полковом музее 5-го уланского Литовского полка и пропал после 1917 года. Это – последний прижизненный и самый достоверный портрет героини, ей здесь восемьдесят. Худощавая, небольшого роста старушка, одетая в тёмный однобортный сюртук с высоким наглухо застёгнутым воротником, волосы подстрижены в кружок, взгляд острый, насмешливый... http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/17/art.aspx?art_id=1101
Насчет лядунок спорить не буду, а вот строй в кавалерии, да еще сомкнутый, да еще во время такой атаки - спорно...
Да, с лядунками - ляп. И по сомкнутому строю замечание справедливое. Это же не казаки. А вообще, весьма динамично. Только кирасиры не замахиваются палашами для удара, как у правого. Наносится колющий удар. Палаш - не сабля.
Прошу прощения - я ее называл не зная про Аверьянова...Сообразуясь только с тем, что вижу на картине... Вот еще бонусом...Может это и не 1812 год - больно своеобразные головные уборы у солдат... Тоже не знаю автора... Картину бы назвал - "Обреченные"...
Бой за Шевардинский редут.Художник А.Ю. Аверьянов. Русские войска у Шевардина.Художник С. Герасимов. Кавалерийская атака генерала Ф. П. Уварова. Раскрашенная литография С. Васильева по оригиналу А. Дезарно. На Бородинском поле, 17 сентября 1812 г. Художник Х.В. Фабер дю Фор. Около Бешенковичей, на берегу Двины, 29 июля 1812 года. Художник Х.В. Фабер дю Фор. На правом берегу Березины, 27 ноября 1812 г. Художник Х.В. Фабер дю Фор. Смоленск, 16 августа 1812 г. Художник Х.В. Фабер дю Фор. Сражение при Клястицах 19-го июля. Художник Петер Гесс Наполеон I на Бородинских высотах. В.В. Верещагин Конец Бородинского сражения. В.В. [B]Верещагин[/B] [B][/B]
При всем уважении к Аверьянову. "Бой за Шевардинский редут" вызывает недоумение; русские кирасиры атакуют батарею французов, но на Шевардинском редуте стояла русская батарея и все было с точностью наоборот. Интересно, где это Герасимов увидел русские войска у Шевардина?
http://www.museum.ru/1812/Painting/Borodino/index.html http://artcyclopedia.ru/averyanov_aleksandr_yurevich.htm
Шевардинский редут справа вдали, а кирасиры атакуют пушки которые его обстреливают. Это же очевидно. А русские у Шевардина, готовятся к обороне. У Герасимова скорее всего показан момент подхода маршевых частей к редуту, накануне обороны, 24 августа. ИМХО