Географическое положение Дорогобужского удельного

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Удав, 30 янв 2011.

  1. Offline

    Удав Приказный

    Регистрация:
    6 фев 2012
    Сообщения:
    24
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    запад
    это из википедии---русское удельное княжество на верхнем Днепре под управлением одной из ветвей династии Рюриковичей,Включало в себя город Дорогобуж с территорией будущего уезда.Небольшое феодальное владение, выделившееся из Смоленского княжества в XIII веке.----=====--- а это из каталога монет Бабаева----- Последним князем Дорогобужским был Юрий Андреевич, участник "стояния на Угре" в 1480. После его смерти княжество было присоединено к Москве, а ныне Дорогобуж - всего лишь село Дорожаево Зубцовского района Тверской области. ============их Дорогобужей что 2 было или кто то из них напутал? краеведы подскажите
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Lev «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    2 июн 2009
    Сообщения:
    3.402
    Спасибо SB:
    2.905
    Отзывы:
    42
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленская
    Интересы:
    филобутонистика
    Я не краевед, но получается что было два, как и много других городов: ТВЕРСКО́Е ВЕЛИ́КОЕ КНЯ́ЖЕСТВО, великое княжество в Северо-Восточной Руси 13—15 веков; занимало территорию по верхнему течению реки Волги и ее притокам. Столицей Тверского княжества была Тверь (1246—1485). На территории княжества находились города Кашин, Конятин, Зубцов, Старица, Холм, Микулин, Дорогобуж.
    [​IMG]
    По карте видно, что Дорогобуж стоял на реке Шоша, а наш Дорогобуж как известно на р.Днепр. И рядом с Дорогобужем Тверского княжества был г.Микулин, это теперь Московская обл.
     
  4. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    На нашем форуме этот вопрос уже поднимался. Еще раз объясняю.
    Второго Дорогобужского княжества не было, как, впрочем, и первого. Город Дорогобуж - один, если не считать его более древнего тезку в Волынском княжестве. Примерно в 1420-1430 годах, в эпоху Литовского владычества в Смоленских землях один из тверских князей - Андрей Дмитриевич - поступил на службу к Великому князю Литовскому и получил от него служилую вотчину - город Дорогобуж и ряд волостей - Мутишин, Великое поле, Высокий Двор. Естественно, что это служилая вотчина никаким княжеством не являлась. Князь Андрей Дмитриевич был приглашен на воеводство восставшими против власти великого князя литовского смолянами в 1440 году. После подавления этого восстания князь Андрей Дмитриевич бежал в свои родные тверские земли, где продолжал свою службу в воеводах уже у великого князя тверского. Сам Андрей Дмитриевич и его потомки стали зваться князьями Дорогобужскими в связи с держанием князем Андреем некоторое время смоленского Дорогобужа. Тверское село Дорожаево никогда не было городом Дорогобужем, это умозрительное предположение историков конца 19 века, пытавшихся найти в Тверских землях территорию удельного княжества князей из рода Дорогобужских.
    Смоленский Дорогобуж никогда не был удельным княжеством.
     
  5. Offline

    БАРМАЛЕЙ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    2.290
    Спасибо SB:
    1.824
    Отзывы:
    54
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    СМОЛЕНСК
    Кузьмич, как всегда, на коне! И аватар ему к лицу! :) thumbup
     
  6. Offline

    jus.74 «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 сен 2008
    Сообщения:
    1.487
    Спасибо SB:
    528
    Отзывы:
    33
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Везде
    Кузьмич, а Мутишин это деревня Мытишино сейчас?
     
  7. Offline

    Савва Команда форума

    Регистрация:
    21 мар 2009
    Сообщения:
    2.444
    Спасибо SB:
    1.194
    Отзывы:
    59
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Планета
    Цитата(jus.74 @ 11 Февраля 2011, 10:10)
    Кузьмич, а Мутишин это деревня Мытишино сейчас?

    У Волонда спроси...бегемот ))))
     
  8. Offline

    jus.74 «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 сен 2008
    Сообщения:
    1.487
    Спасибо SB:
    528
    Отзывы:
    33
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Везде
    Тоже мля Азазелло нашелся!!! offtop
     
  9. Offline

    SIMON Partisan

    Регистрация:
    7 мар 2010
    Сообщения:
    2.433
    Спасибо SB:
    1.221
    Отзывы:
    14
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    спод Вязьмы
    Интересы:
    сеять смуту.
    Цитата(jus.74 @ 11 Февраля 2011, 10:10)
    Кузьмич, а Мутишин это деревня Мытишино сейчас?

    Конечно не Кузьмич и почти не Волонд :D
    но деревня именно та, на р.Городота.
     
  10. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    А зачем интересуешься? :) С познавательными целями?
     
  11. Offline

    jus.74 «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 сен 2008
    Сообщения:
    1.487
    Спасибо SB:
    528
    Отзывы:
    33
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Везде
    Да детство всё моё там прошло, да впрочем и юность тоже))) Вот только никак не соображу где там городище могло быть(((
     
  12. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    А это загадка историческая. :)
     
  13. Offline

    jus.74 «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 сен 2008
    Сообщения:
    1.487
    Спасибо SB:
    528
    Отзывы:
    33
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Везде
    Хотя догадки есть.... Короче, будем искать))))
     
  14. Offline

    SIMON Partisan

    Регистрация:
    7 мар 2010
    Сообщения:
    2.433
    Спасибо SB:
    1.221
    Отзывы:
    14
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    спод Вязьмы
    Интересы:
    сеять смуту.
    Цитата(jus.74 @ 13 Февраля 2011, 23:54)
    Да детство всё моё там прошло, да впрочем и юность тоже))) Вот только никак не соображу где там городище могло быть(((

    Городище могло находиться на солидном расстоянии, а современная деревня могла получить название по наследству. В АКРе ни слова.
    Остается надеяться что своё место на карте и значок волостного центра,Мутишин получил не из-за явности созвучия названий.
    [​IMG]
    Вообще к центрам волостей интерес историков прохладный нежели к пограничным городкам-форпостам или городкам имевшим сколько-нибудь значимого административного или торгово-экономического значения.
    Да и с локализацией последних возникают недоразумения из-за винегрета летописных неувязок. Вот и гуляют они по области.
    Что касается самого Мутишина где-то попадалось(?) что на Угре,в верховьях на притоке... но как обычно в двух словах и уже не помню.
    Это к Кузьмичу вопрос!!! ;)
    В общем,сморщи мозги и вспомни юность: урочище в лесу на берегу речки,на бугре, под народным названием "Кузькина горка" ,если есть - должно запомнится...а наука в долгу не останется :)
    Как-то так...
     
  15. Offline

    nsp Фельдфебель

    Регистрация:
    6 апр 2011
    Сообщения:
    47
    Спасибо SB:
    6
    Отзывы:
    0
    Из:
    Подмосковье
    а существует ли где старая (дореволюционная) карта Дорогобужа с отметками храмов?
     
  16. Offline

    SIMON Partisan

    Регистрация:
    7 мар 2010
    Сообщения:
    2.433
    Спасибо SB:
    1.221
    Отзывы:
    14
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    спод Вязьмы
    Интересы:
    сеять смуту.
  17. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Цитата(nsp @ 06 Апреля 2011, 16:24)
    а существует ли где старая (дореволюционная) карта Дорогобужа с отметками храмов?

    Существует. И не одна.
     
  18. Offline

    nsp Фельдфебель

    Регистрация:
    6 апр 2011
    Сообщения:
    47
    Спасибо SB:
    6
    Отзывы:
    0
    Из:
    Подмосковье
    Цитата(nsp @ 06 Апреля 2011, 16:24)
    а существует ли где старая (дореволюционная) карта Дорогобужа с отметками храмов?

    http://kartolog.ru/wp-content/uploads/2010...ugskiy_uezd.jpg
    Эта карту знаю, уже имеется.
    Я ищу дореволюционную карту города, желательно с улицами и отметками старых храмов. В Дорогобуже было 9 храмов, уцелело 2 (+ 2 часовни ). Вот где находились другие храмы и часовни - имею очень приблизительное представление. Карта помогла бы.
     
  19. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Материал из книги "Дорогобужская старина" (Вып.2):

    ЦЕРКВИ ДОРОГОБУЖА

    Роль и значение церквей в прошлом были огромны. Они являлись центрами, вокруг которых вращалась повседневная жизнь и весь мир горожан с рождения до смерти. Население города делилось на приходские общины, каждая из которых имела свой храм. Обычно жители нескольких улиц, примыкающих к церкви, и составляли ее приход. Прихожане содержали причт (всех священнослужителей) своей церкви, строили новый храм, когда старый приходил в ветхость. Церковь определяла роль и место человека в обществе, государстве, отношение к происходящему в стране и в мире, заботилась о воспитании духовности и добродетели человека. Таким образом, православная церковь задавала ориентацию человеку в мире и в обществе. Кроме того, церковь задавала ориентацию и во времени. Весь год делился на череду церковных праздников, каждый из которых нес, помимо религиозного, и большой житейский смысл: начало зимы, встреча весны, начало сбора урожая, время созревания плодов и т.д.. Церковь не только освящала все важнейшие этапы жизненного пути человека, но и регламентировала (упорядочивала) повседневную жизнь. Церковь была и центром духовной культуры, искусства. Внешний вид храма, иконы, росписи стен, церковное пение, одежды священников, церковная утварь — все это было миром возвышенной красоты, резко выделявшимся на фоне обыденной жизни.
    Самая первая церковь в городе, видимо, была построена вместе с его основанием на детинце (Валу). Некоторые данные археологии позволяют предположить, что эта церковь в конце XII века — начале XIII века была уже каменной и, вероятно, носила имя Святых Великомучеников князей Бориса и Глеба. В последующие времена она была разрушена, и уже в XVII веке на детинце находится деревянный шатровый Борисоглебский храм.
    В конце XVI века—начале XVII века в городе действовали три монастыря: Архангельский (за рекой Ордышкой, в районе ул. Исаева), Дмитровский (на Дмитровском валу), Покровский женский (в центре города, между Днепром и сквером). Два первых монастыря были сожжены во время Смоленской войны 1632–1634 гг. На их месте построили приходские храмы. Покровский монастырь был покинут монашками в эпоху Смутного времени. В 1609 году настоятельница Акилина и 15 сестер оказались в Смоленске. Монастырскую церковь обратили в приходскую.
    Судя по названию башен Дорогобужской крепости, по крайней мере в XVI веке, в городе на посаде была церковь Святых Козьмы и Дамиана (предположительно в низовьях Ордышки, на левобережье), Пятницкая церковь (в центре, в районе сквера, где находилась позднее торговая площадь), Спасская церковь (к югу от детинца). Кроме того, в исторических документах XVI–XVII вв. упомянуты Никольская (в «нижнем городе» Дорогобужской крепости), Афанасьевская (на правобережье Днепра) и другие церкви. Все они были деревянные.
    В 1716 году в Дорогобуже имелось 7 приходских церквей: соборная Николая Чудотворца, Покрова Богородицы, Архистратига Михаила Архангела, Преображения Господня, Великомуче¬ницы Параскевы Пятницы, Дмитрия Селунского, Афанасия и Кирилла Александрийских. Новые деревянные храмы строились, как правило, на месте старых и с теми же престолами. Тут же, рядом с ними, находились и приходские кладбища. Позднее, в конце XVIII века, кладбища стали выносить за черту города и строить при них отдельные кладбищенские храмы. К началу ХХ века в городе было пять кладбищ: Афанасьевское (на правобережье Днепра), Федоровское и Петропавловское (при въезде в город из Ельни), Покровское и Дмитровское (на возвышенности за Святым ручьем, через дорогу друг от друга). В 1930-е годы кладбища стали разорять: вскрывать склепы, стаскивать надгробия и использовать их как строительный материал. Многие надгробные памятники были сняты в первые послевоенные годы, когда их использовали под фундаменты строящихся домов.
    Первые каменные храмы, если не считать предполагаемого домонгольского храма на детинце, появились в XVIII веке. В 1703 году началось строительство каменного Духовского (Дмитриевского) храма. Большое строительство каменных церквей началось в Дорогобуже во второй половине XVIII века. Это связано с тем, что в 1763 году всю центральную часть города истребил пожар, в огне которого сгорели и деревянные храмы.
    Храмы, построенные в XVIII веке, просуществовали до ХХ века. В 1930-е гг. все храмы города были закрыты, дольше всех действующей оставалась Никольская церковь. В эти же годы разобрали колокольни соборной Екатерининской, Покрово-Пятницкой, Духовской церквей. Окончательно почти все дорогобужские церкви были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В конце XIX века в Дорогобуже появилось несколько десятков еврейских семей, в связи с чем в городе была открыта синагога. Она находилась в деревянном доме по улице Трубицыной (ныне Интернациональная), рядом с современным хлебозаводом. Устроено было и отдельное кладбище на восточной окраине города.

    ЕКАТЕРИНИНСКАЯ СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ находилась на городском валу. Строительство началось в 1767 году на средства государства «государевым комитетом». Строилась вместо церкви Успения Пресвятой Богородицы, которая сгорела в 1763 году, и на традиционном месте церквей Бориса и Глеба. В 1787 году Екатерина II, проезжая через город, посетила Екатерининскую церковь и сделала пожертвование на строительство колокольни и двух приделов: Андрея Первозванного и Святых Константина и Елены. С 1789 года церковь соборная и действующая. В 1812 году пострадала незначительно, видимо, благодаря местоположению, ущерб составил 48 рублей. В 1847–1848 гг. вместо двух приделов устроен один вместительный придел Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1877–78 гг. устроен второй придел Преподобного Сергия Радонежского. В 1929 году собор был закрыт и использовался как кинотеатр. В 1930-х гг. разобрана колокольня. Весной 1943 года собор был взорван фашистами.

    ПОКРОВО-ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ находилась в центре города, на Московской улице, недалеко от моста через Днепр. Строительство ее было завершено в 1778 году. Церковь имела 2 придела: Покрова Пресвятой Богородицы и Святой Великомученицы Параскевы, тем самым храм стал преемником утраченных деревянных Покровской и Пятницкой церквей. Колокольня, стоящая отдельно, построена в 1795 году. Большой колокол, в 301 пуд весом, вылит, по преданию, из пушек, бывших на городском валу, в 1801 году. В 1812 году была сильно разорена неприятелем. В 1929 году церковь закрыли, а в 1935 году ее здание приспособили под электростанцию. В 1930-х гг. была разобрана колокольня. Весной 1943 года церковь взорвана фашистами.

    КАЗАНСКО-ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ, кладбищенская, приписанная к Покровскому храму, построена в 1786 году «тщанием» штаб-ротмистра лейб-гвардии Ее Величества Императрицы Екатерины II Кирасирского полка Адама Адамовича Шварца. Церковь находилась в конце восточной части города на Покровском (Гусинском) кладбище, была каменной, с колокольней. Престол в ней один: сначала во имя Святой Великомученицы Параскевы, а в 1878 году переименован в честь Казанской иконы Божьей Матери. Богослужения бывали только летом и, по желанию прихожан, отправлялись причтом Покровской и соборной церквей. В 1930-е годы церковь была закрыта, а весной 1943 года взорвана фашистами.

    НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ находилась в центре города, в начале Московской улицы, рядом с Соборным валом. Церковь имела 2 придела: Святителя Николая и Богоявления Господня. Основана в 1764 году на средства прихожан и до 1787 была соборною. До 1764 года Никольская церковь была деревянною и находилась на том же месте, где и каменная. В 1812 году церковь сожгли, причем остались только стены. Восстановлена в 1820 году. В советское время церковь дольше других оставалась действующей и была закрыта лишь в конце 1930-х годов. Весной 1943 года взорвана фашистами.

    ФЕДОРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ находилась на кладбище, на выезде из города в сторону Ельни. К этому кладбищу примыкало второе, с ныне сохранившейся Петропавловской церковью. Была приписана к Никольскому храму в 1795 году. Церковь деревянная на каменном фундаменте, с одним престолом во имя Святого Благоверного Князя Федора Смоленского и Ярославского Чудотворца. Построена в 1776 году на средства помещика села Ректы Федора Радищева. В 1930-е годы была закрыта, а весной 1943 года разрушена фашистами.

    УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ находилась в западной части города, на Смоленской улице. Основана в 1790 году «тщанием» прихожан и имела два престола: главный — в память Успения Божьей Матери, в холодной церкви, и Святого Архистратига Михаила — в теплой. Оба престола продолжали традиции существовавших ранее храмов. В 1812 году церковь использовалась неприятелем как конюшня. В 1898 году купцом Ф.И.Свешниковым был построен третий придел в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1930-е годы церковь закрыта. Во время Великой Отечественной войны храм был сильно разрушен. Остатки его были разобраны в 1946 году на кирпичи.

    ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ находится на кладбище, при въезде в Дорогобуж со стороны Ельни. Построена в 1835 году. При постройке имела престол во имя Святых Апостолов Петра и Павла. В 1842 году теплый придел во имя Святого Великомученика Дмитрия устроен женою действительного статского советника Варварой Васильевной Ермаковской в память того, что муж ее погребен в паперти этого храма. Петропавловская кладбищенская церковь была приписана к Успенскому приходскому храму. В 1930 е годы церковь закрыли. В годы Великой Отечественной войны она, единственная из всех дорогобужских церквей, избежала разрушения. После войны здание церкви использовалось как склад. В 1988 году была восстановлена и 19 августа там прошла первая служба. Бессменным настоятелем возрожденного храма является протоиерей Николай Николаевич Канчук.

    ДУХОВСКАЯ (ДМИТРОВСКАЯ) ЦЕРКОВЬ находилась в восточной части города (Дмитриевский вал) на высоком холме. Строительство началось в 1703 году. Имела три престола: во имя Сошествия Святого Духа, Святого Великомученика Дмитрия Солунского, Рождества Пресвятой Богородицы (1799). Построена вместо двух деревянных церквей: Великомученика Дмитрия Солунского и Рождества Пресвятой Богородицы — на месте Дмитриевского храма. В 1812 году пострадала меньше всех других церквей города, богослужения в ней не прекращались. В 1930-е годы церковь была закрыта и использовалась как склад для зерна, а затем для больничных нужд. В это же время разобрали колокольню. Во время Великой Отечественной войны верхняя часть церкви была разрушена. После войны часть храма (алтарь) разобрали, а два придела приспособили под здание роддома. Позднее здесь находилось неврологическое отделение. В 1990-е годы здание было заброшено. В 1998 году на Дмитриевском валу организовали Свято-Дмитриевский женский монастырь. 4 октября 1998 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил восстановленный придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Михаила (Коровина).

    ВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ каменная, с колокольней, находилась на восточной окраине города, на Дмитровском кладбище (ныне заброшенном). Построена в 1840 году и причислена к Духовской церкви. Имела один престол в честь Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. Церковь была холодная, богослужений в ней зимой не было, а в остальное время — по просьбам прихожан в дни памяти их усопших родственников. В 1930-е годы церковь закрыли, а во время Великой Отечественной войны она была разрушена.

    ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ находилась в правобережной части города — на пересечении Бельской и Рожновой улиц. Церковь окончательно устроена и освящена в 1792 году на средства прихожан, престол был посвящен иконе Смоленской Божией Матери Одигитрии. Ранее на этом месте находились две деревянные церкви: Вознесения Господня и Афанасия и Кирилла Александрийских Святителей. Обе были построены канцеляристом Дорогобужской воеводской канцелярии Яковом Афанасьевичем Старковым в 1713 году. Каменная церковь имела придел Святителей Афанасия и Кирилла, в 1848 устроен придел в честь Вознесения Господня. В 1812 году церковь была осквернена и обращена в конюшню. В 1930 е годы храм закрыли. Во время оккупации церковь была действующей, но весной 1943 года она, как и другие храмы, была разрушена.

    АРХИДЬЯКОНА СТЕФАНА ЦЕРКОВЬ находилась в правобережной части города, недалеко от Одигитриевского храма. Церковь кладбищенская, имела один престол — во имя Архидьякона Стефана, основана в 1807 году дорогобужским купцом Ракитиным. Была приписана к Одигитриевской церкви. В 1930 е годы закрыта. Весной 1943 года была взорвана фашистами.

    МОНАСТЫРСКИЕ ПОДВОРЬЯ. Подворья являются своего рода городским филиалом монастыря, расположенного в сель¬ской местности. В Дорогобуже, по крайней мере с XVI века, существовали монастырские подворья. В конце XVI–начале XVII веков это было подворье Болдинского монастыря и подворье Поляновского монастыря (находился между Дорогобужем и Вязьмой). В польский период (1617–1654 гг.) эти подворья, вероятно, исчезли. Вновь подворье Болдинского монастыря возобновилось, скорее всего, в конце XVII века, после восстановления самой обители (1654 г.). В конце XVII–XVIII веках в Дорогобуже находилось также подворье Бизюкова монастыря. Подворье Болдинского монастыря просуществовало вплоть до 1920-х годов. В начале XX века это подворье находилось на Московской улице, в нем была построена каменная церковь во имя Святителя Алексия. В 1996 году, после повторного восстановления Болдинского монастыря (1991 г.), в Дорогобуже вновь появилось его подворье. Оно расположено на пересечении улиц Чистякова и Свердлова, рядом с рынком. На подворье находится деревянный дом, построенный в начале XX века и принадлежавший ранее семейству дорогобужских мещан Поминовых. В 2000 году на подворье построена деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.

    ТЮРЕМНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Святой Троицы находилась в здании дорогобужской тюрьмы, которая располагалась на выезде из города в Ельню, по правую сторону. Здание тюрьмы сохранилось до наших дней. Церковь была устроена в 1859 году благодаря стараниям секретаря тюремного комитета Петра Сергеевича Крапухина, собравшего 1000 рублей благотворительных взносов на открытие. Сама церковь занимала одну небольшую комнату в здании тюрьмы и посещалась ее служебным персоналом и арестантами. Вероятно, церковь прекратила существование вскоре после установления советской власти.

    [​IMG]
     
  20. Offline

    nsp Фельдфебель

    Регистрация:
    6 апр 2011
    Сообщения:
    47
    Спасибо SB:
    6
    Отзывы:
    0
    Из:
    Подмосковье
    Огромное спасибо, Кузьмич - шикарный материал, да еще с картой!
    А по часовням Дорогобужа есть что-нибудь?
    Когда я был в прошлом году в Димитриевском м-ре, то послушница (монахиня) м-ря показала мне развалины бывшей часовни недалеко от храма. И позволила переснять страницу старой газеты (1998). Там написано про часовню при мертвецкой в больнице. Увы, узнать ее посвящение не удалось.
    http://www.temples.ru/card.php?ID=12987

    А еще заинтересовала домовая церковь в тюрьме. Здание сохранилось. А где его искать, какая это улица?
     

    Вложения:

    • IMG_5352v.jpg
      IMG_5352v.jpg
      Размер файла:
      96,1 КБ
      Просмотров:
      6
  21. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Здание тюрьмы находится на ул. Лермонтова.
    Что вы имеете в виду по посвящением? Часовни же не храмы. Насколько я знаю, никакого посвящения в наших часовнях не было.
    Больничная часовня имела сугубо утилитарное значение - она составляла единое целое с покойницкой. Построил ее в 1911 году дорогобужский купец Федор Михайлович Елисеев, который с начала 1890-х годов и до 1917 года был попечителем городской больницы.
     

Поделиться этой страницей