Гражданская война. Воспоминания участников

Тема в разделе "Гражданская война в России", создана пользователем Юлиа, 13 окт 2016.

  1. Offline

    Гiсть Z. O. V.

    Регистрация:
    24 май 2016
    Сообщения:
    788
    Спасибо SB:
    3.068
    Отзывы:
    150
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Интересы:
    РаZные.
    В одной из форумных тем лет так-эдак с десять назад вскользь упоминалась Мария Антоновна НЕСТЕРОВИЧ (БЕРГ по мужу), которая предлагала Алексею Алексеевичу БРУСИЛОВУ убыть на Дон и присоединиться к формировавшейся ген. Алексеевым Доброармии.
    Мария Нестерович в 1931 году издала в Париже свои воспоминания, где есть упоминпние об этом эпизоде.

    Но сначала немного о самОй мемуаристке...

    Marija-Nesterovich-Berg.jpg
    Родилась она в Варшаве в 1897 году. С началом ПМВ поступила в Варшавский лазарет Красного Креста в качестве Сестры милосердия. После занятия города немецкими войсками, была арестована, но освобождена после личного вмешательства князя Ольгерда ЧАРТОРЫЙСКОГО. Пробралась в Петроград, оттуда--в Москву, где также стала трудиться милосердной сестрой в одном из московсих госпиталей.
    Но была Мария Антоновна девушкой энергичной и напористой, возглавив вскоре благотворительный отдел московского "Союза бежавших из плена солдат и офицеров."
    В период октябрьских боев в Белокаменной в 1917 году, примкнула к лагерю контрреволюции, где, в общем-то, надо отдать ей должное, проявила завидную храбрость, пробираяась в самое пекло боев, оказывая помощь раненым. Да красногвардейцы и не отстреливали Сестер милосердия, как это целенаправленно делали юнкера и офицеры. Об этом тоже есть воспоминания противоположной стороны, но об этом напишу пост как-нибудь потом...
    В этих боях Нестерович и приобрела первый опыт вывода в безопасное место восставших под прикрытием " Союза бежавших из плена...", отношение к которому со стороны революционных властей было более чем лояльным.
    В последующем, с её помощью на Дон было переправлено около трёх тысяч будущих доброармейцев. Москва, Новочеркасск, Ростов, Екатеринодар--её знали везде.. П.Н.Врангель лично был крестным отцом её сына, родившегося в Крыму в 1920 году. Со своим мужем, ротмистром Бергом, Нестерович познакомилась на дорогах Гражданской аойны.
    Поездки туда-сюда, опасности, аресты...В общем, незаурядная личность, что ни говори...
    Но итог один--отъезд в Варшаву в 1920 году, а в 1930--в Париж, где, спустя год, и бвли изданы ее воспоминания.

    Об октябрьских боях 1917 года в Москве:

    "...Наш комитет возмущался: что делают офицеры? Почему не идут все в училище? Чего ждут и на кого надеются?
    В Москве было тогда зарегистрировано около 55 000 человек с боевым прошлым, принимавших участие в мировой войне, и много других незарегистрированных. Если бы они все вышли на улицу — то представляли бы силу, с которой большевики вряд ли справились.

    В свое время петербургский Генеральный штаб предупредил офицеров секретным приказом о том, что большевики что-то готовят. Ясно указывалась необходимость сорганизоваться и привлечь к себе наиболее надежных солдат. А дрались дети, юнкера,кадеты,гимназисты и небольшая часть офицеров-героев!
    Куда же девались русские люди, кричавшие прежде о Царе и о Родине????..."

    Ну о царе уже с Февраля никто не кричал, а о любви к Родине кричать необязательно. Яркий пример--воспоминание о визите Нестерович к А.А.Брусилову, находившемуся в то время в госпитале...

    ALCbCvtYVf0.jpg

    "...Отправилась к генералу Брусилову, лежащему в госпитале у Руднева… Он лежал, но чувствовал себя бодро. Сказал, что рана не так серьёзна, но он ей нарочно не даёт зажить, чтобы оставили в покое и большевики и небольшевики. Я передала ему письмо, привезённое из Новороссийска, в котором генералу предлагалось бежать на Дон с помощью нашего комитета. Брусилов прочёл письмо, положил под подушку и сказал, отчеканивая слова:
    — Никуда не поеду. Пора нам всем забыть о трёхцветном знамени и соединиться под красным.
    Меня как громом поразило.
    — Что же передать от вас на Дону?
    — То, что я сейчас сказал, то и передайте.
    — В таком случае говорить мне больше не о чем, — заявила я и поспешила уйти.
    …На душе было очень тяжело. Боже мой! А там-то, на Дону, меня так убеждали вывезти Брусилова! Я сознавала, что в Брусилове и его жене я приобрела опасных врагов...".

    Screenshot_2022-06-07-12-58-51-1.png
    В интервью рижской газете Брусилов сказал: «Я подчиняюсь воле народа — он вправе иметь правительство, какое желает. Я могу быть не согласен с отдельными положениями, тактикой советской власти, но, признавая здоровую жизненную основу, охотно отдаю свои силы на благо горячо любимой мною Родины».

    Судьба М.А.Нестерович-Берг после 1931 года неизвестна.
     
    Жульковъ нравится это.
  2. Offline

    oztech Новобранец

    Регистрация:
    13 июн 2017
    Сообщения:
    13
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург
    Интересы:
    Ельнинский уезд
    Возможно, не совсем в тему пишу, но более подходящего места не нашел, а тут, судя по ответам, есть знатоки предмета - Гражданской войны.
    У меня есть выписка из приказа о награждении орденом (боевого) Красного Знамени. Приказ Реввоенсовета Республики датирован 12 апреля 1922 года. В нем утверждается награждение Реввоенсоветом бывшей 10-й армии командира взвода 4-й роты 296-го стрелкового полка этой армии, дальше цитирую: "за отличие в бою 8 февраля 1921 г. под аулом Егашпатой." Может, есть какие-то подробности о том, что это за место, что это за бой? Вики пишет, что 10-я армия РККА "создана приказом РВС Южного фронта от 3 октября 1918 на основании директивы РВСР от 11 сентября 1918 из войск, действовавших в районе Царицына и Камышина. 4 мая 1920 переименована в 10-ю Терскую армию. Расформирована в июле 1920. Входила в состав: Южного фронта, Юго-Восточного фронта (c 1 октября 1919), Кавказского фронта (с 16 января 1920)". Бросается в глаза неувязка в датах: в 1920-м году армия уже была расформирована, но ее РВС наградил за бой в 1921 году. Название аула не гуглится.
    Заодно еще вопрос: командир взвода в 1921 году - это кто должен быть по званию? Тогда уже были в Красной Армии офицеры, сержанты? Дело в том, что кавалер ордена БКЗ, о котором я написал выше, потом участвовал и в Отечественной войне, но вступил в нее, вроде бы, рядовым. Т.е. что-то с ним, видимо, произошло в 1930-е годы, что пришлось вернуться в армию с чистого листа.
     
    Последнее редактирование: 9 июн 2022
  3. Offline

    Гiсть Z. O. V.

    Регистрация:
    24 май 2016
    Сообщения:
    788
    Спасибо SB:
    3.068
    Отзывы:
    150
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Интересы:
    РаZные.
    Из воспоминаний белоэмигранта, бывшего колчаковского офицера Дмитрия АЛЕШИНА...

    Screenshot_20240221-110056_Browser.jpg

    По пути из Владивостока в Омск он остановился в Чите у своего приятеля--офицера Чернова, служившего у атамана Семенова:

    "...Он посмотрел на мое вооружение и обругал меня. Мое оружие действительно было не очень, если сабля была приемлемой, так как была сделана из хорошей золингеновской стали, то револьвер-- мусор... бельгийский браунинг.
    -- Ты должен приобрести что-то более существенное, чем эта игрушка-- сказал он решительно. -- Как насчет американского сорок пятого? О, я признаю, что он громоздкий и слишком тяжелый, но это лучше, чем бельгийский револьвер.
    -- Было бы неплохо, -- ответил я.
    Я понимал, что поступив в войска Колчака – я должен иметь возможно лучшее боевое оружие, которое удастся достать. У меня не получилось купить хороший пистолет во Владивостоке и поэтому я был рад представившейся возможности. Однако выяснилось, что у Чернова нет кольта для меня.
    -- Это не важно, -- заверил он меня. -- Мы достанем его довольно легко.
    Через кухонную дверь он крикнул денщика. -- Иван, иди сюда. – В комнату вошел крепкий, с широкими плечам и тонкой женской талией забайкальский казак.
    -- Иди и получи американский кольт для его благородия.
    -- Слушаюсь, -- отрывисто ответил казак и вышел из комнаты.
    -- Скажи, что это? -- спросил я своего друга в изумлении. -- Как он может получить для меня пистолет? Ты не дал ему, ни каких-либо документов, ни денег.
    -- О, святая невинность! -- воскликнул Чернов. -- Проходи к окну, и я покажу тебе образчик сибирских покупок.
    Атаманская площадь была переполнена полуденной толпой военных. Все рода войск были перемешены здесь, однако, преобладали казаки. Среди иностранцев больше всех было американских солдат, так как это был район их дислокации. Американцы были одеты в тяжелую зимнею форму с огромными меховыми перчатками, доходящими почти до локтей. У каждого подвешен на боку кольт в кобуре.
    Вскоре мы увидели Ивана, приближавшегося к Атаманской из переулка. Сильной рукой он придерживал своего танцующего коня, потом вдруг пустил его свободно и поскакав галопом, низко свесившись в сторону американца, выхватил кольт из его кобуры, затем, сделав крутой разворот на другой стороне улицы, исчез словно призрак..."


    Атаман Семенов и " иностранные советники..."

    x_27c09104.jpg

    Американский " куратор" в белоказачьих частях на Дальнем Востоке.

    NiI9ef2RQso.jpg
     
    Yurd нравится это.
  4. Offline

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    11.279
    Спасибо SB:
    23.348
    Отзывы:
    585
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Я не за и не против. Так утверждать нет оснований. Просто надо почитать белых и вся "позолота" советских времен о благородстве с "добровольцев" стечет грязью. Или для начала почитать данного товарища, которого мы знаем, как капитана Кольцова Павла Андреевича из "Адьютанта..."[​IMG]
     
    Yurd нравится это.
  5. Offline

    владимир1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    19 сен 2008
    Сообщения:
    11.279
    Спасибо SB:
    23.348
    Отзывы:
    585
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Для молодого поколения. Удостоверение подписал генерал-майор Бенсон (Леонид Антонович), прошу не путать с адмиралом Бенсоном из "Горячих голов".

    Посмотреть рекомендую Генерала Будберга "Дневник белогвардейца". В смысле, почитать. И его же "Военный альбом генерала А.П.Будберга. Материалы к биографии, воспоминания о войне 1914-1917". Во второй книге, разумеется, только до 17-го, много замечательный фото. А вот в первой все "прелести" белого движения.
     
    Юлиа нравится это.

Поделиться этой страницей