Донецк - путешествие в прошлое

Тема в разделе "Украина", создана пользователем Павел Белицкий, 3 дек 2020.

  1. Offline

    Павел Белицкий Фельдфебель

    Регистрация:
    31 окт 2020
    Сообщения:
    38
    Спасибо SB:
    111
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Donetsk
    Интересы:
    Краеведение
    Донецк: пассажирское сообщение

    Часть 1-я. До 1918 года

    В 1872 году была построена Константиновская железная дорога, - одноколейка от станции Константиновка Курско-Харьково-Азовской железной дороги до станции Еленовка вблизи месторождений известняка. Были открыты промежуточные станции Петровская (Кривой Торец), Железная (Фенольная), Скотоватая, Ясиноватая, Александровка (Донецк), Михайловка (Мандрыкино). Пассажирское движение на Константиновской железной дороге было открыто осенью 1872 года. Одним из первых поездов пассажирского сообщения здесь был пассажирский поезд № 1-3 Константиновка – Александровка – Константиновка с местами I, II и III класса; в 1873 году он отправлялся от Александровки в сторону Константиновки в 7 часов утра, время в пути – около 3 часов (на обратном пути – около 3,5 часов).

    Изначально участок Александровка (ориентировочно, с 1874 года – Юзово) – Еленовка работал как товарная ветка. В 1874 году маршрут следования поезда № 1-3 был продлён до конечной станции Константиновской железной дороги, и по состоянию на 1875 год от станции Юзово на Еленовку этот поезд отправлялся в 9:58 вечера, на Константиновку – в 8:43 утра. Стоянка поезда по станции Юзовопри следовании в обоих направлениях составляла 15 минут. В 1880 году поезд № 1-3 был переведен в категорию товаро-пассажирских.

    Современная станция Рутченково была заложена не ранее 1874/75 года как полустанция Рудничная. До 1883 года это был нетарифный пункт: с 1876 года здесь появилась отгрузка угля, с 1879 года – пассажирское движение. Поезд № 1-3 Константиновка – Еленовка здесь осуществлял «остановку по требованию», а пассажир, пунктом назначения которого была полустанция Рудничная, должен был переплачивать за билет по стоимости оного до следующей станции по маршруту следования поезда.

    Станция Ясиноватая один из первых раздельных пунктов Константиновской железной дороги, - наряду с Александровкой – Юзово. В 1879 году к станции Ясиноватая была построена Донецкая каменноугольная железная дорога (а именно, участок до станции Хацепетовка, - современный Углегорск) и для жителей местечка Юзовка появилась возможность железнодорожного сообщения с Луганским заводом (Луганском) с пересадками по соседней Ясиноватой и Дебальцево (от Ясиноватой через Дебальцево тогда ходил товаро-пассажирский поезд № 1-3 Ясиноватая – Зверево, конечная станция находилась на магистральном железнодорожном ходу Воронеж – Ростов).

    С обустройством по станции Ясиноватая узла Донецкой и Екатерининской железных дорог, она получила «особый статус» - «загородного вокзала». В 1881-1884 годах строилась Екатерининская железная дорога, - участки Долинская – Екатеринослав (Днепр) и Синельниково (-I) – Ясиноватая. В 1884 году началось курсирование почтового поезда № 3/4 Долинская – Ясиноватая – Долинская, и местечко Юзовка получила железнодорожный выход к губернскому центру. Позже поезд переводили в категорию пассажирских, товаро-пассажирских. В 1891 году по главному ходу Екатерининской железной дороги курсировали два поезда: почтово-пассажирский и смешанный (товаро-пассажирский), и до 1917 года их количество возросло до 6 пар в сутки. До 1918 года поезда, курсировавшие по главному ходу Екатерининской железной дороги, не заходили на станцию Юзово (хотя попытки наладить беспересадочное железнодорожное сообщение Юзовки с Екатеринославом посредством беспересадочных вагонов были, и о них мы скажем ниже).

    В 1884 году произошло и другое событие: было налажено курсирование товаро-пассажирского поезда № 3/4 Луганский завод – Мариуполь. Так станция Юзово получила беспересадочный выход поездами пассажирского сообщения на Луганск, Мариуполь (на Зверево теперь нужно было ехать с пересадкой по Дебальцево), станция Рудничная тала тарифным пассажирским пунктом; возобновилась остановка поезда по станции Мандрыкино. В 1884 году поезд от станции Юзово до Мариуполя отправлялся в 4:36 дня, шёл около 5,5 часов; в направлении Луганского завода поезд отправлялся в 12:21 дня, шел почти 7 часов. Время стоянки данного поезда по Юзово – 20-25 мин. Кроме того, от станции Юзово в 1:40 дня отправлялся товаро-пассажирский поезд № 3/4 на Константиновку (откуда можно было пересесть на Харьков), в пути – почти 3 часа. Поезда Мариуполь – Луганский завод и Юзово – Константиновка проследовали Ясиноватую, где можно было пересесть на почтовый поезд на Екатеринослав – Долинскую.С попаданием на Ростов была проблема: от станции Криничная Донецкой каменноугольной железной дороги, которую проследовал поезд Мариуполь – Луганский завод, до станции Ханжёнково Курско-Харьково-Азовской железной дороги, откуда ходили по 2-3 пары поездов пассажирского сообщения в сутки на Ростов, нужно было несколько вёрст ехать на лошадях (передаточных поездов ещё не было). Вариант с пересадкой на Ростовский поезд по Константиновке не рассматриваем из-за «крюка» протяжённостью более 100 вёрст…

    По состоянию на 1891 год, станцию Юзово проследовали почтовый поезд сообщением Зверево – Мариуполь и товаро-пассажирский поезд Дебальцево – Мариуполь. В зиму 1894/95 годов здесь курсировали почтовый поезд № 3/4 Мариуполь – Зверево и товаро-пассажирский поезд № 5/6 Мариуполь – Константиновка с длительной стоянкой (1 час 10-20 минут) по Ясиноватой.

    Богодуховская ветка от станции Ясиноватая до поста Богодуховка (Гласная) была построена в 1886-1888 годах, однако до 1890 года она работала как подъездной путь станции Ясиноватая, а до 1893 года – как товарная ветка. С официальным открытием станции Мушкетово в декабре 1893 года здесь было налажено и пассажирское сообщение: по состоянию на лето 1894 года курсировал один смешанный (почтово-товаро-пассажирский) поезд в сутки сообщением Мушкетово – Ясиноватая, а в зиму 1894/95 годов их было уже две пары, - №№ 3-б/4-б и 5-б/6-б.

    В 1897 году несколько изменились пассажирские железнодорожные сообщения через станцию Юзово. Было установлено курсирование почтовых поездов № 3/4 и товаро-пассажирских поездов № 7/8 в сообщении Мариуполь – Дебальцево; в состав последних включили группу беспересадочных вагонов с местами I, II и III класса в сообщении Мариуполь – Константиновка. По станции Ясиноватая данные вагоны включались в состав другого товаро-пассажирского поезда. На Константиновском направлении от станции Ясиноватая в 1898 году назначили ещё одну пару смешанных поездов № 5/6, в состав которых включалась группа вагонов II и III класса беспересадочного сообщения Мушкетово – Константиновка. На Богодуховской ветке данные вагоны включались в состав товаро-пассажирских поездов № 3-б/4-б; в его же состав включались и беспересадочные вагоны IIи IIIкласса в сообщении Мушкетово – Дебальцево. В 1900 году курсирование последней группы вагонов отменили.

    В том же году товаро-пассажирские поезда № 7/8 перевели в категорию пассажирских, а взамен группы вагонов беспересадочного сообщения Мариуполь – Константиновка назначили курсирование группы беспересадочных вагонов с местами I, II и III класса в сообщении Мариуполь – Харьков. Уже осенью 1900 года этот «эксперимент» пришлось свернуть; в последующие годы вагоны беспересадочного сообщения Мариуполь – Харьков назначались летом 1906 и 1908 годов, а с зимы 1910-1911 годов данные беспересадочные вагоны в расписании движения поездов числились уже постоянно. Вагоны беспересадочного сообщения давали возможность расширить географию пассажирских сообщений без увеличения количества пар поездов на участках, однако при этом усложнялась организация пассажирского движения и увеличивалось время в пути.

    Увеличивалось количество пассажирских сообщений за счёт курсирования в составах поездов вагонов беспересадочного сообщения и на главном ходу Екатерининской железной дороги: в 1898 году здесь курсировали беспересадочные вагоны Ростов – Волочиск (I/II класс), в 1900 году – Владикавказ – Волочиск и Владикавказ – Одесса (оба I/II класс), а также Ростов – Николаев (I, II и III класс), в 1906 году – Баку – Волочиск и Баку – Одесса (оба I/II класс), Ростов – Николаев (I, II и III класс) и Ростов – Варшава (I/II класс), Луганск – Екатеринослав (I/IIкласс), в 1907 году, помимо указанных выше, - Ростов – Синельниково – Харьков (I, II и III класс). В 1909 году появились вагоны беспересадочного сообщения Мариуполь – Екатеринослав. В 1911 году курсировали вагоны беспересадочного сообщения Баку – Волочиск (I/II класс), Ростов – Одесса (I/II класс), Луганск – Екатеринослав (I/II класс), Мариуполь – Екатеринослав (I, II и III класс), Ростов – Киев (I/II класс), Ростов – Варшава – Калиш (I/II класс), Ростов – Николаев – Херсон (I, II и III класс).

    Наряду с включением в состав поездов пассажирского сообщения вагонов беспересадочного сообщения увеличивалось и количество пар самих поездов. В 1906 году, например, через станцию Юзово курсировали 3 пары поездов пассажирского сообщения: скорые № 1/2, почтовые № 3/4 и пассажирские № 7/8 (последних два поезда – Мариуполь – Зверево, первый, - как ни странно, - Мариуполь – Ясиноватая). Между Харьковом и Мариуполем ходили беспересадочные вагоны Москва – Мариуполь с местами I, IIи III класса. На участке от Харькова до Константиновки они включались в состав пассажирских поездов № 7/8, от Константиновки до Ясиноватой – в состав товаро-пассажирских поездов № 7/8, а от Ясиноватой до Мариуполя – в состав скорых поездов № 1/2.

    В 1894-1899 годах Богодуховская ветка была продлена от станции Мушкетово до разъезда Доля, что на перегоне Мандрыкино – Еленовка Мариупольского направления. В районе села Авдотьино была построена станция Караванная. По состоянию на лето 1900 года, на Богодуховской ветке кроме смешанных поездов № 5/6 Мушкетово – Ясиноватая, курсировали смешанные поезда № 7/8 Еленовка – Караванная – Ясиноватая с остановками по Мушкетово, Чумаково, Широкому.

    В 1904 году была открыта «первая очередь» Второй Екатерининской железной дороги, - участки Чернухино – Иловайское – Караванная и Волноваха – Александровск (Запорожье-II). Станция Караванная стала узловой, и это сразу же отразилось на пассажирском сообщении в районе современного Донецка. По состоянию на 1906 год, через станцию Караванная курсировали смешанные поезда № 5/6 Еленовка – Ясиноватая с группой беспересадочных вагонов сообщения Еленовка – Константиновка (места I, II и III класса, - как в основном составе, так и в прицепке), а также почтовые поезда № 5/6 Дебальцево – Александровск (места II и III класса). С 1907 года последний поезд установили в сообщении Дебальцево – Александровск – Долгинцево (Кривой Рог-Главный). В 1911-1912 годах прицепка к поезду Еленовка – Ясиноватая была установлена в сообщении Караванная – Константиновка, в 1913 году – Караванная – Славянск.

    В 1916 году на Богодуховском ходу были назначены следующие поезда пассажирского сообщения: почтовый № 3/4 Караванная – Ясиноватая с вагонами беспересадочного сообщения Караванная – Славянск, а также пассажирский № 7/8 Мушкетово – Ясиноватая с вагонами беспересадочного сообщения Мушкетово – Константиновка и Мушкетово – Харьков (все вагоны в указанных сообщениях – II и III класса). В зиму 1916/17 годов и на 1917-1918 годы маршрут следования пассажирского поезда № 7/8 и групп беспересадочных вагонов был продлён до Караванной. Продолжал курсировать через станцию Караванная почтовый поезд № 3/4 (5/6) Дебальцево – Александровск – Долгинцево; почтовый вагон поезда № 3/4 на Богодуховском ходу по Караванной переприцеплялся в состав почтового поезда № 5/6 Второй Екатерининской железной дороги, с которым следовал между Караванной и Долгинцево.

    В 1913 году дополнительно к имеющимся трём парам поездов пассажирского сообщения на направлении Ясиноватая – Мариуполь назначили товаро-пассажирские поезда № 31/32 аналогичного сообщения с вагонами IVкласса. В составе скорых поездов № 1/2 имелись вагоны беспересадочного сообщения из Мариуполя на Ростов, Екатеринослав, Константиновку, Харьков, а почтовые № 3/4 и пассажирские № 7/8 поезда курсировали в сообщении Мариуполь – Зверево. Таким было расписание поездов до 1917 года. В начале 1917 года, в связи с окончанием строительства железнодорожной ветки Рутченково – Гришино (Покровск) были назначены пассажирско-товарные поезда № 21/22 в аналогичном сообщении с местами II, III и IV класса. От станции Рутченково поезд отправлялся в 8:55 утра, в пути – почти 5 часов.

    По состоянию на зиму 1916/17 годов, пассажирская часть составов поездов пассажирского сообщения, курсировавших через станции современной Донецко-Макеевской агломерации, была относительно небольшой. Если рассуждать современными категориями, это были фактически поезда пригородного и местного сообщения с вагонами в соседние области. Так, в состав почтового поезда № 3/4 Дебальцево – Долгинцево включались 1 вагон-микст I/II класса, 1 вагон II класса и 3 вагона III класса. Таким же была пассажирская часть основного состава почтового поезда № 3/4 Мариуполь – Зверево. В составе почтового поезда № 3/4 Караванная – Ясиноватая имелись 1 вагон II класса, 3 вагона III класса основного состава, а также по одному вагону II и III класса беспересадочного сообщения Караванная – Славянск. В пассажирском поезде № 7/8 Мариуполь – Зверево имелось по одному вагону I и II класса, а также 3 вагона III класса. В состав пассажирских поездов № 7/8 Караванная – Константиновка включались 1 вагон II класса и 4 вагона III класса, а также вагон III класса беспересадочного сообщения Караванная – Харьков. В составе пассажирских поездов № 9/10 Мариуполь – Константиновка были 1 вагон II класса и 3 вагона III класса, плюс по одному вагону-миксту I/II класса в беспересадочных сообщениях Мариуполь – Ростов, Мариуполь – Харьков и Мариуполь – Екатеринослав.

    В конце 1917 года резко обострилась социально-политическая ситуация в стране и регионе, и пассажирское движение было свёрнуто. В 1918 году начиналось налаживание пассажирского железнодорожного сообщения сначала. Поезду № 21/22 присвоили № 31/32 и установили в сообщении Юзово – Гришино с 12 мая 1918 года. От станции Юзово поезд на Гришино теперь отправлялся в 3:42 ночи, в пути – почти 4 часа 45 минут. Таким образом, товаро-пассажирский поезд № 31/32 Юзово – Гришино является первым поездом пассажирского сообщения, конечным пунктом которого является станция Юзово (подвижной состав – целиком приписки депо станции Гришино). С 21 июня 1918 года возобновлялось курсирование пассажирских поездов между Мариуполем и Ясиноватой: поезд № 9/10 проследовал из Мариуполя на Ясиноватую 21 июня во второй половине дня, в обратном направлении – 22 июня в первой половине дня. В тот же день поздно вечером через станцию Караванная впервые проследовал почтовый поезд № 3/4 в сообщении Александровск – Дебальцево, в ночь с 23 на 24 июня – в обратном направлении. Поезда пассажирского сообщения на сей раз курсировали до ноября 1918 года…

    Продолжение следует
    1B25DB6C-8A4B-4EA9-B9FC-8B546B03B8B3.jpeg
    На фото: депо станции Юзово, из альбома 1909 года​
     
    Последние данные обновления репутации:
    владимир1: 1 пункт (Молодец. Спасибо.) 3 дек 2020
    Последнее редактирование модератором: 3 дек 2020
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Павел Белицкий Фельдфебель

    Регистрация:
    31 окт 2020
    Сообщения:
    38
    Спасибо SB:
    111
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Ukraine
    Из:
    Donetsk
    Интересы:
    Краеведение
    Донецк: пассажирское сообщение

    Часть 2-я. 1919-1943 годы

    После того, когда стало понятным, что полноценной гражданской войны не миновать, объёмы пассажирского движения катастрофически уменьшились и практически обратились в нуль. Следует отметить, что служебные расписания поездов по железным дорогам бывшей Российской империи в тот период выпускались, но вот насколько они соблюдались – вопрос открытый. Например, в 1919 году, когда Донбасс был под контролем Добровольческой армии (то бишь, Вооружённых сил юга России, «белогвардейцев») существовало пассажирское сообщение из Харькова в направлении Севастополя через Синельниково и Ростова через Лозовую и Изюм. Следует полагать, что поезд из Зверево или Константиновки на Мариуполь через Юзовотогда курсировал более или менее регулярно, - в зависимости от ситуации на фронте и в тылу, а также технических возможностей железной дороги. Уверенности в этом придаёт тот факт, что, например, летом 1919 года назначались несколько пар рабочих поездов в сутки по промышленной ветке металлургического завода, - от станции Бальфуровка(в районе современного Южного автовокзала в Донецке) до Юзово.

    Восстановление пассажирского движения в 20-х годах было болезненным, охватывало длительный период, и если сравнивать расписания поездов 20-х и 30-х годов с дореволюционными по количеству пар поездов пассажирского сообщения, на некоторых направлениях к 1941 году дореволюционные объёмы движения так и не были восстановлены. К весне 1922 года было восстановлено пассажирское сообщение на главных железнодорожных направлениях: поезда пассажирского сообщения следовали сначала раз, а потом – два-три раза в неделю. Так, в марте 1922 года раз в неделю следовал пассажирско-товарный поезд № 21/22 в сообщении Екатеринослав – Ростов через Ясиноватую (без захода в Юзово) и дважды в неделю – почтовый поезд № 3/4 Харьков – Мариуполь через Лиман, Славянск, Горловку, Ясиноватую, Юзово. Через Караванную поезда ещё не ходили: поезд на Александровск отправлялся от станции Волноваха раз в две недели. В мае того же года на направлении Екатеринослав – Ростов курсировали почтовый поезд № 3/4 – дважды в неделю, и пассажирско-товарный поезд № 21/22 – раз в неделю. Скорости поездов были низкими вследствие повреждений путей на перегонах, и особенно – на путепроводах и мостовых переходах рек и балок, где были сооружены «времянки» с ограничением по скорости 3 км/ч.

    В зиму 1922/23 годов, в соответствии с расписанием поездов пассажирского сообщения, предусматривалось курсирование почтовых поездов № 3к/4к Киев – Ростов (дважды в неделю), пассажирско-товарных поездов № 31/32 Екатеринослав – Ростов (раз в неделю), смешанных поездов № 81/82 Чаплино – Ростов (дважды в неделю) и Авдеевка – Енакиево (трижды в неделю). Все указанные выше поезда проследовали станцию Ясиноватая, без захода в Юзово. В направлении Чаплино из Ясиноватой можно было уехать 5 раз в неделю, а вот в обратном направлении – лишь три дня в неделю. Пассажирские жёсткие вагоны включались лишь в состав почтовых поездов, остальные же представляли собой сцеп из товарных и товаро-приспособленных вагонов (точнее, неплацкартных приспособленных товарных вагонов, или же «теплушек», в которых проезд стоил вдвое меньше, нежели в жёстких вагонах). Через станцию Юзово курсировали следующие поезда пассажирского сообщения: почтовые № 3м/4м Мариуполь – Харьков через Горловку, Славянск, Лиман (дважды в неделю) и смешанные № 81/82 Мариуполь – Ясиноватая – Ростов (трижды в неделю). Первый поезд состоял из жёстких пассажирских плацкартных и неплацкартных вагонов, второй – из товаро-приспособленных вагонов. По Богодуховской ветке дважды в неделю курсировал смешанные поезд № 81/82 Ясиноватая – Иловайское с двумя разворотами состава, - по Мушкетово и Караванной. Состав – товаро-приспособленные вагоны.

    В конце 1923 года было назначено курсирование пассажирско-товарного поезда № 21/22 Юзово – Гришино, дважды в неделю. Поезд состоял из товарных и товаро-приспособленных вагонов, и в пути следования слабо придерживался расписания. Причиной был 8-часовой график работы станций этого направления, введённый после гражданской войны из-за катастрофического падения здесь грузооборота. Если поезд прибывал на станцию перед завершением рабочего дня или не успевал на следующую станцию до завершения рабочего дня, он оставался на промежуточном пункте на ночь. Грузоотправители старались избегать погрузки своей продукции в этот поезд из-за такой нестабильности работы направления. Пример: Рутченковский пивзавод отправлял на станцию Гришино своей продукции до 300-400 пудов в сутки (что соответствует порядку 5-6,5 т), но по озвученным причинам использовал гужевой транспорт. В середине 20-х годов ХХ века даже велась дискуссия о целесообразности закрытия для общего пользования ветки Рутченково – Гришино, и последнюю едва не постигла печальная участь демонтированного хода Горловка – Очеретино.

    В 1924 году пассажирское сообщение на всех направлениях заметно улучшилось. На направлении Екатеринослав – Ясиноватая – Ростов курсировал ежедневный почтовый поезд № 3р/4р Киев – Ростов, в составе которого были 1 мягкий и 7 жёстких вагонов; по указанию в состав поезда включался жёсткий вагон беспересадочного сообщения Киев – Минеральные Воды. Кроме того, трижды в неделю обращался пассажирско-товарный поезд № 21/22 Знаменка – Ростов, в составе которого были 10 жёстких бесплацкартных вагонов. Раз в неделю курсировал пассажирско-товарный поезд № 21/22 Екатеринослав – Ростов. Из составов указанных поездов исключили товаро-приспособленные вагоны. Через станцию, пока ещё, Юзово (в 1924 году современной станции Донецк в честь недавно умершего Ленина дали новое наименование… Сталино) курсировали:пассажирско-товарный поезд № 21м/22м Мариуполь – Харьков (четырежды в неделю) в составе 7 жёстких вагонов основного состава, по одному жёсткому вагону беспересадочного сообщения Мариуполь – Бахмут, Мариуполь – Москва и прицепного Юзово – Харьков; пассажирско-товарный поезд № 31/32 Юзово – Гришино (трижды в неделю) в составе жёстких неплацкартных или товаро-приспособленных вагонов. Примечательно, что последний поезд больше стоял на промежуточных пунктах, чем ехал (графиковая остановка по Цукурихе, например, за счёт возможных манёвров локомотива и товарных вагонов на станции и Кураховской ветке, предусматривалась с продолжительностью не менее 2 часов). По станции Караванная было предусмотрено курсирование: пассажирско-товарного поезда № 21/22 Иловайское – Знаменка (трижды в неделю) через Александровск, Долгинцево, состав поезда –10 жёстких вагонов; пассажирско-товарного поезда № 21/22 Караванная – Ясиноватая – Дебальцево (четырежды в неделю), разворот по Мушкетово, Ясиноватой, состав поезда – 5 жёстких неплацкартных или товаро-приспособленных вагонов.

    Последующие годы характерны улучшением пассажирских сообщений в регионе путём увеличения периодичности курсирования поездов и появлением новых, в том числе – ранее закрытых для пассажирского движения остановок. Так, излюбленный среди грабителей пассажирско-товарный поезд № 21/22 Мариуполь – Харьков (ограбленный в середине 20-х годов несколько раз) в 1925 году стал ежедневным, а на пути следования поезда пассажирско-товарного № 31/32 Юзово – Гришино появилась остановка по закрытому разъезду Солёный. С 1926 года последний поезд курсировал четырежды в неделю. В 1925 году на Ясиноватском узле появились трудовые (пригородные) поезда – до станции Скотоватая, 2 пары в сутки. Кроме того, трудовые поезда курсировали на перегоне Широкий – Чумаково, 2 пары в сутки). В отличие от пригородных поездов 70-х – 80-х (и даже 50-х) годов, пригородные поезда дореволюционного периода и 20-х – 30-х годов не образовывали «сеть» и не позволяли с пересадками доехать из пункта А в пункт Б в разных концах страны. В 20-х годах, когда они появились по Ясиноватой и Чумаково, они предназначались для массовых перевозок рабочих и служащих, а в некоторые из них можно было попасть только с предъявлением рабочего и/или служебного удостоверения.

    По состоянию на 1928 год, через Ясиноватую курсировали почтовые поезда № 3р/4р Киев – Ростов (в составе – мягкий вагон) с жестким вагоном беспересадочного сообщения Днепропетровск – Луганск (ежедневно), а также пассажирские № 9/10 Киев – Ясиноватая (четырежды в неделю) и пассажирско-товарные № 21/22 Знаменка – Ростов (ежедневно). Станцию Сталино проследовали ежедневные почтовый № 3/4 и пассажирский № 13/14 поезда сообщением Мариуполь – Харьков: первый – с мягким вагоном, а также беспересадочными вагонами Мариуполь – Москва, Мариуполь – Льгов, Мариуполь – Ростов, второй – с беспересадочными вагонами Мариуполь – Артёмовск (Бахмут), Мариуполь – Купянск через Дебальцево, Сватово, Мариуполь – Киев и Мариуполь – Брянск. На станцию Гришино от станции Сталино курсировал пассажирско-товарный поезд № 21/22 (четырежды в неделю). Через Караванную курсировал почтовый поезд № 3/4 Пятихатки – Иловайское (четырежды в неделю). По Богодуховскому ходу курсировали пассажирско-товарный поезд № 21/22 Ясиноватая – Мушкетово и пассажирский поезд № 15/16 Ясиноватая – Макеевка (-Грузовая) через Мушкетово, но без захода в Караванную. От Ясиноватой также курсировали почтовый № 3/4 и пассажирский № 11/12 поезда на Дебальцево. Пригородными в 1928 году также числились маршруты Широкий – Чумаково и Ясиноватая – Скотоватая.

    В 1929-1930 годах начинается тотальная корректировка расписания движения поездов пассажирского сообщения. Появились новые маршруты. Нанаправлении Днепропетровск – Ростов курсировали почтовый поезд № 49/50 и пассажирский № 63/64 Киев – Ростов. От станции Сталино до станции Гришино четыре раза в неделю продолжал курсировать пассажирско-товарный поезд 85/86. Кроме того, был назначен почтовый поезд № 53/54 Мариуполь – Полоцк с вагонами беспересадочного сообщения Мариуполь – Москва через Харьков, Курск, Мариуполь – Ленинград через Харьков, Полоцк. В составе пассажирского поезда № 61/62 Мариуполь – Ясиноватая имелись вагоны беспересадочного сообщения Мариуполь – Киев, Мариуполь – Красный Лиман, Мариуполь – Брянск через Льгов, Мариуполь – Москва через Купянск, Мариуполь – Ростов. Через станцию Караванная ходил почтовый поезд № 45/46 Пятихатки – Иловайское. На Богодуховском направлении курсировали трудовые поезда № 921/922 Ясиноватая – Мушкетово и № 83-923/84-924 Ясиноватая – Макеевка через Мушкетово без захода в Караванную. В их состав включался жёсткий неплацкартный вагон беспересадочного сообщения Мушкетово – Харьков.

    В 1930 году положительные преобразования были продолжены. На направлении Днепропетровск – Ясиноватая курсировали ежедневные поезда пассажирского сообщения: скорый поезд № 15/16 Киев – Минеральные Воды (1 мягкий и 6 жестких вагонов) с вагонами беспересадочного сообщения (по одному жёсткому) Киев – Сочи, Шепетовка – Минеральные Воды, Одесса – Минеральные Воды; пассажирский поезд № 53/54 Киев – Ростов (1 мягкий и 7 жёстких вагонов); почтовый поезд № 79/80 Киев – Ростов (1 мягкий и 6 жёстких вагонов) с беспересадочными вагонами (2 жёстких) Днепропетровск – Луганск (с ноября 1930 года – Киев – Луганск) и прицепными вагонами (2 жёстких) Синельниково – Ростов. Через станцию Сталино курсировали следующие ежедневные поезда пассажирского сообщения: почтовый поезд № 83/84 Мариуполь – Полоцк (1 мягкий и 7 жестких вагонов) через Харьков, Брянск с вагонами беспересадочного сообщения (по одному жёсткому) Мариуполь – Ростов, Мариуполь – Москва, Мариуполь – Ленинград, а с ноября – и Сталино – Чистяково; пассажирский поезд № 89/90 Мариуполь – Москва (10 жёстких вагонов) через Дебальцево, Купянск с вагонами беспересадочного сообщения Мариуполь – Харьков (3 жёстких), Мариуполь – Миллерово (3 жёстких). Пассажирско-товарный поезд № 403/404 Сталино – Гришино (8 жёстких неплацкартных вагонов) в лето назначили четыре раза в неделю, с ноября 1930 года – в ежедневном обращении. По станции Цукуриха при наличии грузовых вагонов на Кураховку и/или из Кураховки от состава отцеплялся паровоз и один из пассажирских вагонов, которые следовали на Кураховку, и вследствие таких манёвров поезд опаздывал на конечный пункт следования. Кроме того, с лета 1930 года назначили ежедневный пассажирский поезд № 57/58 Сталино – Орша (12 жёстких вагонов) через Харьков, Брянск, - это был второй поезд с конечной станцией по современному Донецку. Через станцию Караванная курсировал почтовый поезд № 71/72 Пятихатки – Дебальцево (8 жёстких вагонов) с жёстким вагоном Бердянск – Дебальцево. Были назначены трудовые (пригородные) поезда Ясиноватая – Очеретино (6 пар), Ясиноватая – Скотоватая (6 пар), Ясиноватая – Мушкетово (1 пара), Мушкетово – Макеевка (1 пара). С ноября 1930 года трудовые поезда от станции Ясиноватая на Макеевку (-Грузовую) курсировали в беспересадочном сообщении; также курсировали пассажирские поезда № 41/42 Ясиноватая – Луганск с беспересадочным вагоном до Харькова через Дебальцево и № 55/56 Ясиноватая – Попасная через Никитовку.

    С 1931 года назначили курсирование пассажирского поезда № 47/48 Одесса – Миллерово, который «продержался» до введения в действие графика «литер А» в июне 1941 года. Пассажирский поезд № 55/56 установили в сообщении Сталино – Попасная (третий поезда с пунктом оборота по современной станции Донецк). Пассажирско-товарные поезда Сталино – Гришино перевели в категорию пассажирских с присвоением им № 91/92 и установили в сообщении Макеевка (-Грузовая) – Гришино. Трудовые поезда Ясиноватая – Макеевка также перевели в категорию пассажирских – под № 65/66. В 1932 году пассажирский поезд № 57/58 установили в сообщении Волноваха – Орша, в состав поезда включили вагоны беспересадочного сообщения Сталино – Луганск; появились также беспересадочные вагоны Сталино – Москва. Через Мушкетово назначили курсирование пассажирского поезда № 55/56 Киев – Иловайск (поезду Сталино – Попасная присвоили № 63/64). В 1936 году частично поменяли расписание движения поездов в направлении Льгова: назначили курсирование пассажирских поездов № 57/58 Мариуполь – Орша и № 83/84 Сталино – Ленинград. Однако уже с 1937 года последний поезд установили в сообщении Мариуполь – Ленинград. С 1937 года было установлено ежедневное курсирование пассажирского поезда местного сообщения № 65/66 Ясиноватая – Днепропетровск через Павлоград, Новомосковск.

    По состоянию на 1939/40 годы, в расписании поездов пассажирского сообщения значились следующие: через Ясиноватую без захода в Сталино – скорые № 15/16 Киев – Минеральные Воды, пассажирские № 41/42 Шепетовка – Баку, № 47/48 Одесса – Миллерово, № 53/54 Киев – Баку (после присоединения западных областей Украины в состав поезда включили группу вагонов беспересадочного сообщения Перемышль – Баку), № 65/66 Ясиноватая – Павлоград – Днепропетровск, почтовые № 79/80 Киев – Ростов, № 93/94 Киев – Зверево; через Сталино – пассажирские № 41/42 Ясиноватая – Красноармейское (Покровск), № 45/46 Сталино – Славянск, № 57/58 Мариуполь – Орша (с лета 1940 года – в сообщении Харьков – Орша), № 59/60 Миллерово – Мариуполь, почтовые № 83/84 Мариуполь – Ленинград, № 89/90 Сталино – Москва через Дебальцево (с вагоном беспересадочного сообщения Мариуполь – Москва), № 93/94 Ясиноватая – Красноармейское.

    В годы немецкой оккупации Донбасса также существовало пассажирское движение, - его периодичность зависела от ситуации на фронте и технических возможностей железной дороги. Посадка в поезд осуществлялась по посадочным документам, и возможность пользоваться железнодорожным транспортом была предусмотрена далеко не для всех. По состоянию на август 1942 года, в график движения поездов было заложено курсирование поездов: без захода в Сталино (в репринте документа – «Юзовка-Западная») –№ SF 993/994 Ясиноватая – Пшемысль, № SF 2993/2994 Ясиноватая – Славянск, № 3351/3352 Днепропетровск – Успенская (по состоянию на декабрь 1942 года следовал до Ростова), № 3354/3355 Ясиноватая – Славянск, № 3393/3394 Ясиноватая – Артёмовск (-II), № 5101 Ясиноватая – Бердичев, № 8305/8306 Ясиноватая – Красноармейское (в репринте – «Постышево»), № 8323/8324 Ясиноватая – Калиновая (промзона современной Макеевки); с заходом в Сталино – № 3341/3342 Ясиноватая – Мариуполь, № 3334/3335 Сталино – Сталино-Город (в репринте – «Юзовка-Город», станция в районе современного кинотеатра «Звёздочка», в 30-х годах были назначены пригородные маршруты Авдеевка – Сталино-Город и Ясиноватая – Сталино-Город), № 3346/3347 и 8313/8314 Авдеевка – Сталино-Город, № 8361/8362 Ясиноватая – Мариуполь. Богодуховский ход (Ясиноватая – Мушкетово – Караванная – Доля) использовался в качестве грузовой ветви для снабжения города Сталино (коренная станция – Мушкетово), и пассажирского сообщения там не было. Но это уже совсем другая история…

    Продолжение следует
     
    Последнее редактирование: 4 дек 2020

Поделиться этой страницей