Женщины - авиаторы в Великой Отечественной войне

Тема в разделе "СССР и Красная Армия", создана пользователем Wolf09, 2 фев 2018.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Журкина Надежда Александровна

    zhurkina.jpg

    По орденам:

    1) За мужество и отвагу, проявленные в боях, 30 апреля 1944 года гвардии младший сержант Н. А. Журкина награждёна орденом Славы 3-й степени (№ 15967).

    1.jpg
    2.jpg

    2) За мужество и отвагу, проявленные в боях, 15 ноября 1944 года гвардии сержант Н. А. Журкина награждёна орденом Славы 2-й степени (№ 978).

    3.jpg
    4.jpg


    3) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшина Н. А. Журкина награждёна орденом Славы 1-й степени (№ 1818), став полным кавалером ордена Славы.



    Мечта... Она зародилась в сердце девушки в тот день, когда их школу посетила Марина Раскова. Наде тоже захотелось стать лётчицей, совершать подвиги. В своей комнате она повесила фотографию знаменитой лётчицы - это был её жизненный ориентир. Наконец успешно окончена школа. Надя уже студентка и одновременно курсант аэроклуба. Первый полёт без инструктора. Казалось, сбывается мечта...

    И тут в её мирный дом ворвалась война. Страшная, жестокая. Надя Журкина пошла в военкомат. Она не думала о смерти. Девушка любила жизнь, Родину, Москву, потому и рвалась на фронт. Она пошла в Райвоенкомат и попросила немедленно послать её на фронт. Журкиной предложили пойти учиться на курсы радистов. Надя охотно согласилась, так как была убеждена, что таким путём быстрее добьётся осуществления поставленной цели.

    И вот курсы окончены успешно. Журкина отправляется на фронт. Поначалу была радистом наземной станции одного из авиационных соединений. Работа шла успешно, но девушка хотела летать, о чём неоднократно писал рапорты, но получала отказ. И только обращение лично к Командующему армией помогло ей достичь цели. О себе она рассказывает так:

    - Москва для меня - родной город, здесь я выросла. Хорошо помню 1941 год, суровый и грозный. Один за другим уходили мои сверстники, товарищи по школе и институту, на фронт. Исполнилась и моя мечта - я, студентка 2-го курса юридического института, получила в Райвоенкомате направление на фронт. В 99-м Отдельном Гвардейском разведывательном авиаполку стала воздушным стрелком - радистом. Очень пригодилась учёба в аэроклубе.

    ...Июнь 1943 года. 99-й бардировочный авиаполк ( позднее ставший разведывательным ) участвовал в ожесточённых боях. Авиаторы несли большие потери. Не хватало самолётов, лётного состава.

    В те тяжёлые для полка дни на разведку, в составе экипажа Лейтенанта В. А. Манова и штурмана И. Злыденного, отправилась и Надежда Журкина. Это был её первый боевой вылет.

    В полёте Надя наблюдала за воздухом, одновременно передавала в эфир разведданные, сообщаемые ей штурманом. Через несколько минут самолёт оказался над крупной железнодорожной станцией Жиздра.

    - Сверху справа от солнца на нас идут 2 "Мессера" ! - доложила командиру Журкина.

    Внешне она спокойна, но командир знает, каково ей впервые. "Держись, Надежда, от тебя сейчас многое зависит !" - подумал он, а вслух сказал:

    - Приготовиться !

    Журкина открыла огонь на нужной дистанции, ни секундой раньше - или позже. Такое и бывалому воину не всегда по нервам. Именно её меткие очереди помогли экипажу избавиться от преследования.
    Но в районе Орла на самолёт напала ещё пара Ме-109. Надя опять вступила в единоборство с ними. И то, что "Мессеры" не смогли подойти к советскому самолёту, было заслугой стрелка - радиста.

    Вечером перед строем командир полка объявил комсомолке Надежде Журкиной благодарность за отличное выполнение боевого задания. Все, кто находился на КП, поздравили Надю и пожелали ей счастливых полётов.
    С этого дня и началась её боевая слава.

    Надя быстро освоилась в новой обстановке. Внимательно прислушивалась к голосу опытных авиаторов, училась у них.
    После 4-го боевого вылета её наградили медалью "За отвагу", после 30-го - орденом Славы 3-й степени.
    "Она была умелым тактиком воздушного боя, снайпером огня и мастером эфира.
    Мы, кадровые военные, мужчины, брали с неё пример, учились у неё выдержке, спокойствию и мужеству", - писал о Наде её однополчанин.

    Надежде Александровне особенно запомнился один боевой вылет в Октябре 1944 года. Было утро. На аэродроме выстроились лётчики, штурманы, стрелки - радисты.

    - Слушайте боевой приказ, - сказал командир чуть торжественно. - По заданию командования фронта... Площадное фотографирование переднего края обороны противника... Шестью заходами.
    Экипаж ведёт командир эскадрильи Майор Берестов... Воздушный стрелок - радист сержант Журкина.

    Шесть заходов над укреплённым районом. Шесть заходов через частокол разрывов на малой высоте. Если сказать, что это опасно, - значит сказать очень мало.
    После первого пролёта на самолёт ринулась пара вражеских истребителей, но Надежда удерживала их на почтительном расстоянии. На помощь фашистам пришла вторая пара.
    Пришлось с боем уходить на свою территорию.

    Выждали 7 минут - и новый заход. На этот раз было тихо: фашисты просто не ждали такой дерзости. Но, опомнившись, бросились на разведчика четвёркой. Сразу стало жарко.
    Штурман и Надя вели по фашистам прицельный огонь, командир умело маневрировал, сбивая с толку преследователей.

    Четвёрка FW-190 распалась на пары. Надежда, стараясь разгадать замысел противника, вспомнила рассказы бывалых стрелков - радистов.
    Ей стало ясно, что, пока верхняя пара продолжает атаки, вторая попытается подобраться снизу. Решила перейти на люковый пулемёт.

    - Штурман, работайте с верхними, - попросила она, - я займусь нижними.

    А внизу чистое небо. "Неужели я ошиблась, попалась на удочку ? - мелькнула мысль. - Нет, вот они, крадутся..." Первая же очередь пришлась по бензобакам "Фоккера".
    Он вспыхнул и огненно - дымной дугой стремительно пошёл к земле.

    - Молодец, Надя, - услышала она в шлемофон похвалу лётчика Героя Советского Союза Виктора Богуцкого.

    Досталось и второму фашисту - получив повреждение, он вышел из боя.

    Трудное боевое задание было выполнено. На аэродроме однополчане горячо поздравляли стрелка - радиста Журкину с первой большой победой. За ней пришли другие.

    В бушующем пламени войны Надя Журкина думала о жизни. На фронте она родила сына. Декретный отпуск не превысил 3-х месяцев. Командир полка писал, представляя Надежду к награде:

    "Тов. Журкина является не только отличным стрелком - радистом, но и матерью, сумевшей в боевой обстановке воспитать ребёнка, не отрываясь от боевой работы.
    За отличное выполнение боевых заданий, проявленные при этом мужество и отвагу, за сбитый самолёт противника представляю к правительственной награде - ордену Славы 1-й степени".

    Каждый вылет краснозвёздного "Петлякова-2" враг встречал сильным заградительным огнём зениток, атаками истребителей.
    Однажды, во время выполнения одного из очередных заданий, из - за облаков неожиданно появился вражеский истребитель. Противник был уверен, что его не заметили, и подошёл совсем близко.
    Но Журкина заметила врага и собщила об этом своему лётчику. Сама же, поймав самолёт в прицел, послала в него длинную очередь, и враг скрылся в облаках.

    - Промазала ! - огорчилась Надя.

    Но оказалось, что её тревога напрасна: самолёт был подбит. Поначалу он поднялся в облака, но потом камнем рухнул на землю. Лётчика взяли в плен.
    Это был немецкий ас, награждённый Рыцарским крестом.
    Командующий приказал командиру полка представить Надежду к награде.

    Всего за годы войны Гвардии старшина Надежда Александровна Журкина достойно выполнила свой воинский долг перед Родиной. Она выполнила 87 боевых вылетов, 30 раз вела воздушный бой с истребителями врага и всегда выходила победителем, точно передавала на землю ценные данные о противнике. За боевые отличия была награждена орденами Красной Звезды, Славы 3-х степеней ( став 4-й женщиной в стране, удостоенной ордена Славы всех трёх степеней ), медалью "За отвагу" и другими.

    Награды и звания
    • орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985)
    • орден Дружбы народов (01.10.1993)
    • орден Красной Звезды (1945)
    • орден «Знак Почёта»
    • ордена Славы 1-й степени (23.02.1948)
    • ордена Славы 2-й степени (15.11.1944)
    • ордена Славы 3-й степени (30.04.1944)
    • медаль «За отвагу» (1943)
    • другие медали
    • «Почётный гражданин города Туринска»
    5.jpg
    6.jpg

    Безымянный.jpg

    https://peoplelife.ru/107067
    http://airaces.narod.ru/woman/zhurkina.htm
    http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/gentlemens/hero.htm?id=11475255@morfHeroes
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  2. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    elizaveta-teper.png
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    antonina-verbovaya.png
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Летчицы 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии
    Станица Ивановская. 1943 год

    46 гвардейский.jpg

    В минуты отдыха. Летчицы 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии
    г. Новороссийск. 1943 год

    222.jpg


    Летчицы 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии
    г. Новороссийск. 1943 год

    333.jpg

    Летчица Бершанская Евдокия Давыдовна
    г. Новороссийск. 1943 год

    444.jpg

    Портрет заместителя командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Таманской дивизии Антонины Худяковой
    Дата съемки: 15 мая 1946 - 31 декабря 1946

    555.jpg

    Портрет заместителя командира полка по политической части (комиссара) 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии Евдокии Рачкевич
    Дата съемки: 9 мая 1945 - 31 декабря 1945

    6666.jpg

    Портрет Евдокии Рачкевич, заместителя командира полка по политической части (комиссара) 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии
    1948–1949 гг.

    999.jpg

    Портреты летчиц 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии Хиуаз (Кати) Доспановой и Евгении Жигуленко
    г. Новороссийск. 1943 год

    777.jpg

    Портреты летчиц 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии.
    г. Москва. март 1945
    На левой фотографии - командир эскадрильи Мария Смирнова. На правой фотографии: командир полка Евдокия Бершанская (слева), командир эскадрильи Мария Смирнова (стоит) и штурман звена Полина Гельман.

    888.jpg

    г. Новороссийск. 1943 год
    На верхней фотографии - летчик Григорий Сивков, с мая 1942-го по май 1945-го годов — командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи, штурман 210-го штурмового авиационного полка 136-й штурмовой авиационной дивизии 10-го Штурмового Авиационного Корпуса 17-й Воздушной Армии. Подпись под фотографией: «Сивков в ожидании сигнала на вылет».

    10.jpg

    46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк — «Ночные ведьмы».
    Предположительно, Мария Смирнова - командир эскадрильи.

    сентябрь 1944 года

    11.jpg

    46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк — «Ночные ведьмы». Предположительно, Евдокия (Дина) Никулина - командир эскадрильи.
    сентябрь 1944

    12.jpg

    Портрет Натальи Меклин, летчицы 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии
    Дата съемки: 23 февраля 1945 - 31 декабря 1945

    14.jpg

    Командир звена Наталья Меклин у винта боевой машины
    сентябрь 1944 года

    15.jpg

    Летчицы 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии перед Парадом Победы в Москве

    00000.jpg

    Портрет Полины Гельман, летчицы 46-й гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка — «Ночные ведьмы».
    Дата съемки: 1948–1950 гг.

    16.jpg

    Екатерина Рябова, штурман эскадрильи 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии, с мужем Григорием Сивковым и дочерью
    Дата съемки: 1949–1950 гг.

    17.jpg

    Портрет штурмана эскадрильи 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии Екатерины Рябовой
    Дата съемки: 8 марта 1945 - 31 декабря 1945

    0011.jpg
     
    Дождевой Земляк и PaulZibert нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Чапаевка Мария Попова и Герой Советского Союза, штурман Антонина Зубкова в доме у Марии Поповой
    г. Москва

    Дата съемки: 1945–1950 гг.
    Мария Андреевна Попова – ветеран 25-й Чапаевской дивизии, один из прототипов «Анки-пулеметчицы», автор песни «Гулял по Уралу Чапаев-герой».
    Антонина Леонтьевна Зубкова – Герой Советского Союза, штурман эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного авиаполка.

    nfj9tdewn5i0etua_1024.jpg
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  7. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Летчики 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка 325-й бомбардировочной авиадивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта отправляются на полеты.

    wVbQChxeb9k.jpg

    На фото на переднем плане слева направо: гвардии младший лейтенант Калерия Иосифовна Рыльская (1921 — ?), гвардии младший лейтенант Надежда Николаевна Студилина (1921 — ?). На втором плане слева направо: неизвестная, гвардии лейтенант Наталья Фёдоровна Меклин (08.09.1922 — 05.06.1995), гвардии лейтенант Лидия Константиновна Демешова (1917 — ?), неизвестная, неизвестная, гвардии старший лейтенант Ирина Фёдоровна Себрова (25.12.1914 — 05.04.2000), гвардии старший лейтенант Магуба Гусейновна Сыртланова (15.06.1915 — 01.10.1971), гвардии старший лейтенант Антонина Федоровна Худякова (20.06.1917 — 17.12.1997), гвардии лейтенант Александра Фёдоровна Акимова (05.05.1922 — 29.12.2012).
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    zFyj9U6CPmE.jpg

    23 сентября 1918 г. родилась Анна Александровна Тимофеева (Егорова) (д. Володово) — лётчик-штурмовик, штурман 805-го штурмового авиационного полка (197-я штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), старший лейтенант.

    Работала на Метрострое первой очереди. Чтобы устроиться на работу приписала себе 2 года, исправив год рождения с 1918 на 1916. После учебы в ФЗУ «Стройуч», где Анна получила профессию арматурщицы, работала на станциях «Красные ворота», а следом — и на «Динамо», где трудилась чеканщицей, машинистом подъема, слесарем по ремонту отбойных молотков, перфораторов. Без отрыва от производства окончила рабфак, а затем планерную школу и аэроклуб. В 1938 году была направлена в Ульяновскую школу лётчиков Осоавиахима, но после ареста старшего брата, как родственник «врага народа» была отчислена, и уехала в Смоленск, устроилась работать на льнокомбинат, занималась в аэроклубе. Вновь получила направление в школу лётчиков, на этот раз в Херсон. По её окончанию в 1939 году Егорова направлена в Калининский аэроклуб, где работала инструктором.

    В начале войны получила направление в аэроклуб города Сталино (Донецк). По прибытию в город обнаружила, что все эвакуировались. Была зачислена лётчиком в 130-ю отдельную авиационную эскадрилью связи Южного фронта. Летала в ситцевом платьице с оборкой, в резиновых тапочках и голубой косынке под изрядно поношенным аэроклубным шлемом. Таких, как Аня, кадровые военные называли ЧБЗ — человек без звания. Она возила на передовую кровь для раненых, боевые приказы и простые солдатские письма, держала связь с попавшими в окружение войсками, в том числе с конным корпусом генерала Пархоменко.

    На невооружённом У-2 (По-2) совершила около 100 вылетов, и не только по доставке документов, но и на разведку, и поиск в тылу врага окружённых частей. В феврале 1942 года Егорова была награждена орденом Красного Знамени.

    Весной 1942 года под Изюмом «мессер» поджёг «утёнок» Егоровой. Спасаясь от, казалось бы, неминуемой гибели, лётчица положила горящий самолёт на крыло и крутым скольжением устремилась к земле. От фанерного «кукурузника» могла остаться лишь груда пылающих обломков, но лётчица посадила машину. Фашист пришёл в ярость, метнулся к земле, поливая огнём лётчицу. Егорова упала в траву, притворившись убитой. Это и спасло её от верной смерти.

    Осенью 1942 года Егорова добилась перевода в штурмовую авиацию. После учебно-тренировочного полка была направлена в 803-й штурмовой авиационный полк 230-й штурмовой авиационной дивизии. В составе полка прошла до конца войны от рядового лётчика до штурмана полка. Участвовала в боях на Тамани, освобождении Крыма, Украины. За подвиг при постановке знаменитой дымовой завесы, под прикрытием которой наши войска прорвали хваленую «Голубую линию» обороны врага под Новороссийском, была награждена орденом Красного Знамени.

    _19.jpg

    Егорова была единственной в полку женщиной-пилотом, а позднее вместе со стрелком Дусей Назаркиной она составила первый женский экипаж в штурмовой авиации. Когда Анна Егорова попала на 1-й Белорусский фронт, на её счету значилось уже 243 боевых вылетов.

    20 августа 1944 года войска 8-й гвардейской армии отбивали яростные атаки на Магнушевском плацдарме. На помощь гвардейцам вылетела очередная группа штурмовиков в составе 16 самолётов, и вела их в бой штурман 805-го штурмового авиационного полка лейтенант Егорова.

    Anna_Timofeeva_(Yegorova).jpg

    Над Вислой лётчиков встретил мощный огонь зенитных батарей. Внизу, поднимая облака пыли, шли немецкие танки. Они приближались к нашей пехоте. Лётчица ринулась в атаку. Засверкали огненные трассы пушечных снарядов, смертоносным градом посыпались с самолётов противотанковые бомбы. Прошла минута, и на земле уже пылали «тигры», замерли «пантеры» и «фердинанды». Во время второго захода на цель длинные трассы зениток скрестились перед самолётом Егоровой, и в тот же миг самолёт горящим факелом пошёл вниз...

    В тот день командир полка послал матери Анны Егоровой похоронную, а командованию армии — наградной лист с ходатайством о присвоении штурману полка звания Героя Советского Союза, посмертно.

    _38.jpg

    В действительности тяжело раненная и обожжённая Анна Егорова без сознания попала в плен. Прошла несколько лагерей, в том числе и Кюстринский. В январе 1945 была освобождена танкистами 5-й ударной армии из лагеря «ЗЦ», где содержалась в карцере.

    После проверок и медкомиссии, не допустившей её к лётной работе, вернулась в Москву на Метрострой. Вышла замуж за В. Тимофеева, бывшего командира дивизии, в которой воевала.

    Представление к высокому званию в годы войны «затерялось», и лишь благодаря стараниям однополчан, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года Тимофеевой (Егоровой) Анне Александровне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10679).

    01.07_1.jpg

    Жила в Москве. До выхода на пенсию работала в Московском метрополитене.
    Умерла 29 октября 2009 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве.

    _40.jpg
    1960 год

    Награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями, так же польским Серебряным крестом заслуг; орденом Российской Православной церкви «За честь и доблесть».
     
    volic и Дождевой Земляк нравится это.
  9. Offline

    MikeGorby Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2013
    Сообщения:
    2.510
    Спасибо SB:
    4.745
    Отзывы:
    200
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калужская обл
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

     
    Wolf09 нравится это.
  10. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Летчицы 46-го женского авиационного Таманского полка
    1942 год
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    9.jpg

    Летчицы 46-го женского авиационного Таманского полка
    1942 год
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    10.jpg

    Летчицы 46-го гвардейского авиационного полка
    Новороссийск. 1943 год
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    11.jpg

    Летчицы 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии Марина Чечнева и Серафима Амосова
    1943 год
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    13.jpg

    Портрет летчицы 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии Веры Белик
    1943 год
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    14.jpg

    Портрет Евдокии Никулиной, летчицы 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии
    Новороссийск. 1943 год
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    15.jpg

    Портреты летчиц 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии Хиуаз (Кати) Доспановой и Евгении Жигуленко
    Новороссийск. 1943 год
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    16.jpg

    Летчица Елена Саликова (слева)
    Новороссийск. 1943 год
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    17.jpg

    Летчица Евдокия Бершанская
    1943 год
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    18.jpg

    Штурман Глафира (Ирина) Каширина (слева) и летчица Мария Смирнова (справа)
    Новороссийск. Июнь - август 1943
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    19.jpg

    Портреты летчиц 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии
    Новороссийск. 1943 год
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    20.jpg

    Летчица 46-го гвардейского авиационного полка
    Новороссийск.1943 год
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    21.jpg

    Летчица Катя Краснокутская из 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии
    1 ноября 1943 - 31 мая 1944

    22.jpg

    Летчицы 46-го гвардейского авиационного полка
    1945 год
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    26.jpg

    Летчица Лидия Литвяк
    май 1943
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    27.jpg

    Портреты летчиц 46-го женского авиационного полка Таманской дивизии
    март 1945
    Фотограф: Халдей Евгений Ананьевич

    28.jpg

    Летчицы женского 586-го истребительного авиаполка Мария Кузнецова (справа), Екатерина Буданова (в центре) и Лидия Литвяк (слева) у самолета
    1943 год

    12.jpg
    Летчица на крыле боевой машины
    сентябрь 1944
    Фотограф: Шайхет Аркадий Самойлович

    23.jpg

    Летчица на крыле боевой машины
    сентябрь 1944
    Фотограф: Шайхет Аркадий Самойлович

    24.jpg

    После выполнения задания
    сентябрь 1944
    Фотограф: Шайхет Аркадий Самойлович

    25.jpg

    Летчицы – Герои Советского Союза штурман эскадрильи Руфина Гашева и старший летчик Наталья Меклин (Кравцова)
    сентябрь - октябрь 1945
    Фотограф: Шагин Иван Михайлович

    29.jpg
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    27 октября 1913 г. родилась штурман звена 125 гв.БАП гвардии старший лейтенант Степанова Зинаида Николаевна.
    В годы ВОв совершила 45 успешных боевых вылетов на самолете Пе-2 с налетом 65 часов 10 минут.
    Была награждена орденами Красного Знамени (1944), Отечественной войны I ст. (1945, 1985), II ст.(1943), медалями.

    hIR0ZswB6c0.jpg

    24 октября 1919 года в городе Бердичев Бердичевского уезда Киевской губернии родилась начальник связи авиационной эскадрильи 46-го гвардейского нбап 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза, гвардии старший лейтенант Полина Владимировна Гельман.

    1.jpg

    С 1920 года жила в городе Гомель (Белоруссия). В 1938 окончила 10 классов школы и Гомельскую школу планеристов. В 1941 году окончила 3 курса исторического факультета Московского государственного университета.

    В армии с октября 1941 года. В феврале 1942 года окончила курсы штурманов при Энгельсской военной авиационной школе лётчиков. С февраля 1942 – стрелок-бомбардир женского ночного бомбардировочного авиаполка, проходившего формирование в городе Энгельс (Саратовская область).

    Участница Великой Отечественной войны: в мае 1942 – мае 1945 – стрелок-бомбардир и начальник связи авиаэскадрильи 588-го (c февраля 1943 – 46-го гвардейского) ночного бомбардировочного авиационного полка. Воевала на Южном (май-июль 1942) и Северо-Кавказском (июль-сентябрь 1942) фронтах, в составе Северной группы войск Закавказского фронта (сентябрь 1942 – январь 1943), на Северо-Кавказском фронте (январь-ноябрь 1943), в составе Отдельной Приморской армии (ноябрь 1943 – май 1944) и на 2-м Белорусском фронте (июнь 1944 – май 1945).

    Принимала участие в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Керченско-Эльтигенской. Крымской, Могилёвской, Белостокской, Осовецкой, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. За время войны совершила 857 боевых вылетов на бомбардировщике У-2 (По-2) для нанесения ударов по живой силе и технике противника.

    За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года гвардии старшему лейтенанту Гельман Полине Владимировне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

    2.jpg

    После войны до октября 1945 года продолжала службу в ВВС начальником связи авиаэскадрильи ночного бомбардировочного авиаполка (в Северной группе войск, Польша).

    В 1951 году окончила Военный институт иностранных языков, до 1953 года служила в нём помощником начальника учебной части специального факультета ускоренной подготовки. В 1953-1956 – начальник учебной библиотеки военного факультета при Московском финансовом институте. С октября 1956 года майор П.В. Гельман – в отставке.

    В 1959-1962 годах работала переводчиком в Центральной комсомольской школе, в 1962-1990 годах – преподавателем на кафедре политэкономии в Институте общественных наук.

    Жила в Москве. Умерла 29 ноября 2005 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

    Подполковник (2000), кандидат экономических наук (1970), доцент. Награждена орденом Ленина (15.05.1946), 2 орденами Красного Знамени (25.10.1943; 25.05.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (26.04.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (9.09.1942; 30.12.1956), медалью «За боевые заслуги» (19.11.1951), другими медалями.

    В городе Гомель на здании школы, в которой она училась, и на здании областной организации ДОСААФ, установлены мемориальные доски.
     
    Дождевой Земляк нравится это.
  12. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Летчицы 588-го полка легких ночных бомбардировщиков Вера Ивановна Тихомирова (слева) и Мария Васильевна Смирнова на аэродроме за чтением карты.

    1-cDSKVTXMo.jpg
     
    Дождевой Земляк и PaulZibert нравится это.
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    15 августа 1922 года в селе Протасово, ныне Малоархангельского района Орловской области в семье рабочего родилась будущий командир эскадрильи 46-го гв.НБАП, Герой Советского Союза, гвардии майор Марина Павловна Чечнева.

    LXe6Gg4z4fM.jpg

    Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончила среднюю школу, в 1939 году - московский аэроклуб. Работала лётчиком-инструктором Центрального аэроклуба.
    В Красной Армии с февраля 1942 года. Окончила военную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года.
    Командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии капитан Марина Чечнева совершила 810 боевых вылетов на бомбардировку войск противника.
    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Чечневой Марине Павловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8955).
    С 1945 года гвардии майор Чечнева М.П. - в запасе. В 1963 году она окончила Высшую партийную школу при ЦК КПСС, аспирантуру.
    Заместитель председателя Центрального правления Общества советско-болгарской дружбы, член президиума ЦК ДОСААФ, член президиума Советского комитета ветеранов войны, член Комитета советских женщин.
    Заслуженный мастер спорта СССР. Жила в городе-герое Москве, где и скончалась 12 января 1984 года. Похоронена на Кунцевском кладбище (участок (9-3).
    Награждена орденом Ленина(15.05.46), 2 орденами Красного Знамени (09.09.42; 07.03.45), орденом Отечественной войны 1-й (30.10.43) и 2-й (30.06.44) степеней, 3 орденами Красной Звезды (19.04.43; 01.09.53; 22.02.68), медалями.
     
    PaulZibert и Дождевой Земляк нравится это.
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Подвиг Марии Кулькиной


    2222.jpg

    Волга… Могучая русская река, прекрасная, тихая и в тоже время быстроходная красавица Волга. Многие хотели поработить эту русскую красавицу, поработить свободолюбивых волжан. Многие, но никому не удалось. Отважная лётчица — Мария Ивановна Кулькина родилась 25 декабря 1919 года в городе Вольске на Волге. Родилась она в семье механика Ивана Алексеевича и Антонины Ивановны Кулькиных. В семье было пятеро детей, Мария была третьим ребенком. Она помогала в семье, была быстрой и настойчивой, то, что задумывала старалась выполнять. Босоногой девчонкой бегала она со своими братьями и друзьями на Волгу.

    В 1925 году (тогда ей было 6 лет) она пошла в 1-й класс начальной школы города Вольска, где ныне школа рабочей молодежи. Окончив начальную школу Маша перешла учиться в Вольскую среднюю школу №1, в так называемую школу — дворец. Была пионеркой, училась на хорошо и отлично, занималась спортом. А любимое её занятие было плаванье. Начинала купаться как только лёд сходил с реки. Увлекалась она также и стрельбой. Одной из первых выполнила нормативы и получила значок «Ворошиловский стрелок».

    С ранних лет Маша мечтала стать лётчицей. С завистью и с затаённой мечтой и надеждой провожала она взглядом быстрокрылых птиц — самолёты. Родители, старшие братья и сестры только смеялись над её мечтой: мол, куда тебе, девчонке, в лётчицы лезть. Но Маша всегда упрямо твердила: «Непременно стану лётчицей». И она упорно готовилась к этому. Всё своё свободное время отдавала тренировкам, закаляла себя.

    До 9 класса училась Мария в городе Вольске. Здесь в 1934 году стала комсомолкой. В том же году семья Кулькиных, в связи с переменой места работы отца, переехала в город Темир Актюбинской области Казахской ССР. В новой школе она быстро нашла себе товарищей, помогала отстающим, организовывала консультации. Во время школьных каникул Мария работала в пионерских лагерях вожатой. Она умела организовать самые интересные игры и концерты, водила детей в трудные, но увлекательные походы по родным местам. Родители Марии мечтали видеть её врачом. Уступая настояниям матери, в 1935 году Мария успешно сдав вступительные экзамены, была принята на 1-й курс Саратовского медицинского института. Но мечта детства — стать лётчицей, росла и крепла. И Мария одновременно с посещением занятий в мединституте стала посещать занятия в Саратовском аэроклубе. Затем, бросив bнститут, она заканчивает аэроклуб и получает направление в Батайское лётное училище.

    В 1936 году Мария стала курсантом Батайской лётной школы Гражданской авиации имени Баранова. Сбылась мечта детства. С упоением Мария стала изучать все те науки, которые необходимо знать будущему лётчику. Общительная по характеру, весёлая, жизнерадостная Мария в училище скоро стала всеобщей любимицей. У неё появилось много друзей.

    1111.jpg

    В 1937 году Мария вышла замуж за лётчика-инструктора этой авиашколы Сергея Псарева. Семья сложилась дружной. Мария и Сергей очень любили друг друга. Сергей был опытным лётчиком и уважаемым всеми человеком в авиационной школе. Он много личного времени уделял с занятиями с курсантами по совершенствованию их лётного мастерства. По окончанию авиашколы Марию и Сергея направляют в город Тбилиси в Грузинское отделение Гражданского Воздушного флота в качестве лётчиков. Потекли дни мирного плодотворного труда. Работа в условиях гор Кавказа явилась хорошей школой для дальнейшего совершенствования их лётного мастерства.

    Но мирная жизнь вскоре была прервана взрывами бомб и грохотом снарядов. Началась Великая Отечественная война. Сергей стал военным лётчиком в первые дни войны. Воевал мужественно и смело, защищая небо Москвы. 28 февраля 1942 года, в воздушном бою Сергей погиб. Тяжело переживала Мария потерю любимого человека. Всеми силами, настойчиво добивается она отправки в действующую армию. 12 декабря 1942 года была удовлетворена просьба Марии Ивановны.
    Её призвали в ряды Красной Армии и 8 февраля 1943 года назначили пилотом 145-й отдельной эскадрильи связи Закавказского фронта.

    Начиная с 26 мая 1943 года Мария Кулькина участвует в боях на Северо-Кавказском и Южном фронтах. С 26 мая по 25 сентября 1943 года она произвела 523 вылета с общим налётом 200 часов по обеспечению работоспособности частей дивизии.
    Делала по 12 — 15 вылетов в день. В сентябре 1943 года была награждена орденом Красной Звезды.

    На самолете Марии надпись "Освобождённый Донбасс".

    yak1_267.jpg

    Несколько самолетов на свои средства приобрели шахтеры Донбасса и подарили их лётчикам!

    444.jpg

    Мария хотела стать лётчиком-истребителем. Она неоднократно подавала рапорты командованию о переводе её из звена связи в истребительный полк. Наконец её просьба была удовлетворена. Занятия с Марией вёл заместитель командира эскадрильи Д. Д. Тормахов.
    В феврале 1943 года Мария выходит замуж за командира 3-й эскадрильи 267-го истребительного авиационного полка Юрия Тихоновича Антипова.

    …1944 год. Май. Станция Раздельная Одесской области. Младший лейтенант Кулькина проснулась с одной мыслью: возьмут ли её в боевой вылет ? На аэродроме в затишье она шутила, помогала товарищам и с нетерпением ждала прихода командира. И вот он пришёл и объявил боевую задачу: «Летят пять пар. Первая пара — ведущий Антипов, ведомая — младший лейтенант Кулькина». Мария бежала по полю аэродрома и кричала: «Я лечу!». Да теперь она сможет отомстить за погибшего мужа, за оставленную в Вольске мать. Мария села в самолёт, собранный руками саратовских рабочих на средства донецких шахтёров. На машине надпись: «Освобождённый Донбасс». На этой машине надо драться только на отлично.

    Эскадрилья поднялась в воздух. Низкие облака прижимали самолёты к земле. Но над селением Кошице облака рассеялись, засветило солнце и эскадрилья оказалась, как бы на дне колодца. Но тут из облаков выскочили немецкие самолёты. Сколько же их? 10, 15, 20?

    Командир отдал приказ вступить в бой. Первый ринулся в атаку самолёт Антипова. За ним неотступно следовала Мария. Но тут в хвост самолёта Антипова пристроились два «Мессера». Мария предупредила командира и отогнала противника. Но тут в хвост уже самолёта Марии вышли два Ме-109 и расстреляли его.
    Самолёт загорелся и стал падать.
    На земле по рации слышали: Маша, прыгай! Прыгай!
    Лётчики в небе ждали, что вот-вот и раскроется белоснежный купол её парашюта.
    Но Мария не выпрыгнула. Вскоре самолёт Марии врезался в землю.

    Этот бой наблюдал с командного пункта генерал Чуйков. «Не повезло парню», — сказал он. «Девушке», — уточнил командир полка, — «за штурвалом была девушка»…

    С тяжёлым сердцем возвращались лётчики на аэродром. Они отразили превосходящие силы противника, но потеряли двух своих товарищей. Они вспоминали какая Маша была весёлая и заботливая. Этот бой с земли наблюдал и её земляк — поэт Николай Ульянович Фёдоров. Позднее, он написал такое стихотворение.

    Читаю газетные строки
    Смотрю в небосвод голубой
    И вижу теперь уж далекий,
    Воздушный стремительный бой.

    Рвануло багровое пламя,
    Отмеченный свастикой бок.
    И над родными лугами
    Снижаясь, дымил Ястребок.

    Мы ждали, раскроется купол
    Весь полк напряжённо молчал.
    Безжалостно, резко и скупо
    Над рощею взрыв прозвучал.

    Бессмертьем любви и свободы
    Горел небосвод голубой
    И память моя через годы,
    Тот бой уносила с собой.


    Долина, где упал самолёт находилась на нейтральной полосе. Только через три дня начались раскопки, но грунтовые воды мешали. Дивизия ушла с боями дальше.
    И только через 28 лет поисковая группа под руководством полковника Е. И. Красовского начала раскопки в долине Тамашлык. С 8-метровой глубины ковш экскаватора поднял пулемёт и пушку, мотор, пробитую снарядом лопасть винта, окровавленный и прожжённый в нескольких местах парашют, деталь шасси, обрывки одежды, а также останки отважной лётчицы.

    Полковник в отставке Е. И. Красовский и его помощники сделали большое, благородное дело. Они установили имя славной патриотки Родины, отважной лётчицы Марии Кулькиной, отдавшей молодую жизнь за счастье молдавского народа.
    Останки Марии Кулькиной были перезахоронены на Кургане Славы в городе Дубоссары, а долина Тамашлык была переименована в долину Марии.

    555.jpg

    В школе, где училась М. И. Кулькина, до сих пор работает музей. Там же, долгое время работала её сестра Лидия Ивановна.

    На земле Дубосарской немало холмов,
    Но известней других Курган Славы.
    В нем герои лежат, деревень, городов
    Необъятной Советской державы.

    Здесь останки Марии лежат Кулькиной,
    Что орлом в нашем небе сражалась.
    Трое сбито врагов, но один за спиной
    «Як» настиг, и судьба оборвалась.

    Нарекли её дочерью Волги, Днестра
    Дубосарцам родной она стала.
    Жизнью яркой, но краткой,
    Как пламя костра две реки навсегда побратала.


    333.jpg

    777.jpg

    b82e45ds-1920.jpg
     
    volic нравится это.
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Тяжёлое небо Ольги Лисиковой


    dvPbDLRun6W0G.jpeg Lisikova_OM-1942.jpg

    Ольга Михайловна Лисикова — единственная в годы Второй мировой войны женщина-командир крупнейших транспортных самолётов ЛИ-2 и СИ-47.
    На её счету 408 вылетов в блокадный Ленинград, девять рейдов в глубокий тыл противника, полёты в тяжелейших условиях Заполярья.

    — Это ж надо умудриться сидя в «кукурузнике», на котором нет даже пулемёта, завалить «Мессершмитт»!

    Ольга Михайловна рассказывала так, словно всё это случилось вчера. Но дело тут не в возрасте.
    Любой эпизод, связанный с крайним риском для жизни, навсегда отпечатывается в нашей памяти во всех подробностях, красках и ощущениях. Даже тогда, когда таких эпизодов множество.

    — Взяла с передовой двух раненых и лечу с ними в госпиталь. Прошли всего километров двадцать, как мне в хвост заходит Ме-109.
    Смотрю и не верю, красные кресты на крыльях моего бело-серебристого По-2, который не успели перекрасить в защитный цвет, просто бросаются в глаза.
    Это было 10 октября 1941, мы ещё не понимали, что для фашистов нет ни международных законов, ни кодекса чести...

    Она прижалась к спинке стула и поставила перед собой две ладони, чтобы показать, как всё было:

    — И этот «мессер» всё ближе, вот так. А мне 23 года, и сзади, за спиной, двое раненых! Куда деваться?! Вдруг замечаю обрыв. Это была Мста, она небольшая, но течёт между высоких берегов.
    Попасть туда, спрятаться за этот берег! Пикирую к воде, и тут же слышу, как сзади ударила мощная очередь — мимо! Резко отворачиваю в сторону, прижимаюсь к воде и лечу, едва не касаясь крыльями берегов.
    И уже нет ни горечи, ни обиды, потому что первый раунд я выиграла. Теперь фашисту надо набрать высоту, снова отыскать эту «русскую этажерку» и постараться зайти ей в хвост.

    Река поворачивает круто вправо. Я — следом, а сама как струна. Спиной, плечами, затылком жду, когда же фашист снова ударит. И точно, ещё одна сильная очередь.
    На этот раз чувствую, попал в хвостовое оперение. Самолёт качнуло, да так сильно, что он левым крылом и колесом чиркнул по воде. В тот же миг беру ручку вправо — рули работают, но машина почти неуправляема.
    Даю полный газ, взмываю над обрывом, а там уже наш аэродром. Сажусь сходу, без подготовки. Выключаю двигатель, выскакиваю из кабины и первое, что вижу, наши солдатики бегут мне навстречу и кричат, показывая куда-то в сторону: «Смотри! Смотри!» Поворачиваю голову — на моих глазах «мессер» врезается в обрыв.
    С чего это он?
    И тут поняла: увлёкся и спикировал так низко, что для набора высоты уже не хватило времени.

    Но таков уж проклятый закон войны: радость победы почти всегда смешивается с горечью потерь.
    Не прошло и месяца, как Ольге Лисиковой сообщили о гибели мужа.

    Ещё недавно они вместе работали в ленинградском отряде «Аэрофлота». С началом войны обоих сразу мобилизовали: её — в эскадрилью связи, его — в одну из двух авиадивизий, которые выполняли особо важные задания Генштаба. Теперь, после того как Василий погиб, она твёрдо решила, что должна его заменить. Женщин, командиров кораблей, в обеих дивизиях не было, но её приняли.
    Не могли не принять: Лисикову в «Аэрофлоте» знали все — и как одну из лучших спортсменок, и как опытную лётчицу, участницу ещё финской войны.
    А главное, знали, что эта девушка с характером, всё равно не отступится.

    Так лейтенант Ольга Лисикова стала командиром Ли-2 («Дугласа») в 1-м авиаполку 10-й авиадивизии особого назначения.

    1431632051_pilot_lesikova_620.jpg

    — Чаще всего мы летали в блокадный Ленинград. И обязательно только днём! — Ольга Михайловна выдержала паузу, давая понять, насколько опасен был каждый такой полёт.
    — Ночью нельзя, ведь мы тогда открыли бы коридор вражеским бомбардировщикам. Шли строем по шесть-семь машин, прижавшись к самой земле. В верхней части фюзеляжа, на турели, — крупнокалиберный пулемёт: единственная наша защита, не считая, конечно, личного опыта. Самый тяжёлый рейс, когда на обратном пути вывозили блокадных детей. Тех, кто мог ходить, рассаживали вдоль бортов на скамейках, для остальных расстилали на полу чехлы, ещё тёплые от моторов. Затем отдавали детям буханку из собственного пайка. Кто-нибудь из старших ребят тут же, на подносе, делил её ровно на шестьдесят или восемьдесят кусочков, в зависимости от числа детей.
    Как-то раз один мальчик забыл посчитать себя, и, когда все взяли свой кусочек, он вдруг увидел, что поднос пуст. Тихо, без всяких просьб, старшие отщипнули по чуть-чуть от своей доли, и вот на подносе выросла небольшая горка хлебного мякиша. Это были дети-старички! Они всегда молчали, неотступно следя за каждым твоим движением. Ни слёз расставания с близкими, ни радости от предстоящего полёта на Большую землю, где нет голода, бомбёжек и обстрелов, только огромные глаза на крохотных исхудавших личиках. Только пристальный осуждающий взгляд: как вы, взрослые и сильные, могли всё это допустить?..
    Уж я всякого повидала и на финской войне, и на этой, но тот взгляд выдержать было невозможно!

    Ей повезло, свою двухлетнюю дочь она сумела увезти от блокадной смерти в один из первых же рейсов.

    Потом поступили по ленд-лизу ещё более крупные машины — СИ-47, самые большие транспортники того времени. Они брали на борт до 40 десантников с полным вооружением.
    Но при полётах в глубокий тыл противника пассажиров обычно было только трое: модно одетые, по-европейски элегантные молодой человек и девушка, а с ними полковник, сопровождающий из разведупра.

    1431632000_pilot_lesikova_600-1.jpg

    — Однажды взлетели, и уже на подходе к линии фронта нас засекла «рама», «Фокке-Вульф-190». Огневая мощь и лётные данные у «рамы» такие, что от неё никуда не денешься, тем более на транспортном самолёте.
    Но она нас не обстреливает, барражирует над нами, ведёт в свой тыл, чтобы расстрелять уже там, у своих на виду. Сразу понимаю: любой манёвр будет воспринят как попытка скрыться, а значит, сразу огонь из всех пушек, и мы погибли. Осторожно беру на три градуса вправо, чтоб хоть немного продлить время до перехода линии фронта. Луна светит вовсю, и, как назло, вокруг ни тучки. Всматриваюсь в ночь до рези в глазах.
    Вдруг замечаю — впереди по курсу лёгкая пелена перистых облачков. Лёту до них минут пять, но каждая кажется часом. Наконец, пора: неожиданно резко снижаю высоту, и вот мы уже летим, окутанные легкой пелериной.
    Немецкий летчик, мгновенно среагировав, открывает огонь. Но поздно: я уже снова проваливаюсь в пике и скрываюсь в нормальном облаке.

    — Проверила рули — вроде всё в порядке. Спустя некоторое время осторожно вновь набираю высоту и, успешно перевалив линию фронта, снижаюсь до трёхсот метров.
    Над вражеской территорией полагалось идти бреющим, потому что у немцев уже были локаторы, а кроме того, надо было избегать любых мест, где тебя может засечь противник.
    В общем, благополучно выходим на точку выброса, и очередная пара наших разведчиков отправляется выполнять своё секретное задание.
    Чтобы не обнаружить место их приземления, продолжаю полёт тем же курсом ещё километров двадцать, затем столько же в сторону и только после этого разворачиваюсь.

    Теперь, на пути домой, можно немного расслабиться. Передаю управление второму пилоту, мне приносят кофе...
    Наконец, снова приближаемся к линии фронта. Надо забраться вверх, до четырёх-четырёх с половиной тысяч метров.
    В этот миг на доске приборов загорается красная лампочка: топливо на исходе!
    Значит, та «рама» нас всё-таки задела. Тут уж не до инструкции — продолжаем идти над самой землёй.
    Только бы дотянуть до своих! Опять время ползёт, нервы на пределе.
    Ну вот, слава Богу, и фронт!
    Ещё ночь: немцы, конечно, спят — у них всё по часам, зато наши открывают по нас пальбу из всего, что только может стрелять.
    Командую: «Всем в хвост!» (При экстренной посадке там менее опасно.)
    Экипаж, все пятеро, — ноль внимания. С одной стороны, понимают, что я права, а с другой — ведь они мужчины, и мужская честь, долг товарищества не позволяют им бросить меня одну.
    Приказываю второй раз, третий. Потом кричу так, что они всё-таки исчезают. Все, кроме бортмеханика.
    Едва перевалив через линию фронта, лихорадочно ищу место для посадки, а сама с ужасом жду, что вот-вот заглохнут двигатели.

    И в тот самый момент, когда я уже готовлюсь заходить на какую-то полянку, впереди под нами загорается «Т» — посадочные огни!
    Вдвоём с бортмехаником выхватываем заслонку, чтобы выпустить шасси, и садимся. И сразу, как по команде, смолкают двигатели.

    Такие полёты требовали высшего мастерства, особой отваги, а потому даже в этом полку их доверяли лишь избранным.
    Не случайно один командир СИ-47 стал Героем Советского Союза уже после пяти рейдов в глубокий тыл противника, другой — после шести.
    Ольга Лисикова выполнила девять таких полётов, и только после этого её, наконец, представили, нет, не к Герою Советского Союза, а к ордену Ленина.

    Но через некоторое время начальник штаба дивизии заявил:

    — Мы решили не давать тебе орден. Ведь ты такая молодая, да к тому же единственная у нас женщина-командир корабля — ещё зазнаешься! Мы решили лучше выпустить плакат с твоим портретом.
    Чтобы лётчики всей страны знали, какая ты молодец!


    Уже после Победы, она встретила этого своего благодетеля на Невском проспекте от генеральских погон до коленок сплошь в орденах да медалях. Подошла и сказала, громко, чтоб все слышали:

    — Вон сколько вы всего навоевали! Просто герой! А я-то, извините, ваш плакат нацепить не могу.

    Но это было потом, а тогда она онемела от обиды и неспособности понять, что происходит. Ведь мало того, что её обошли боевой наградой, так вдобавок отчислили из полка. Высокое московское начальство, узнав, что в тыл летает женщина, устроило страшный разнос: «А если собьют? Фашисты скажут — у русских уже мужиков не хватает, они на самые опасные задания вынуждены посылать баб!»

    Да, Лисикова с самого начала понимала, что не женское это дело служить в авиации особого назначения. И потому, когда другие командиры самолётов в перерывах между полётами играли в бильярд или просто отсыпались, она снова и снова штудировала матчасть, часами просиживала у метеорологов, в сотый раз выверяла по карте предстоящий маршрут. За всё время службы ни разу не получила хотя бы замечания. Только одно, приземлившись после выполнения очередного задания, выходила с докладом не сразу, как положено, а минут через пять. В ожидании на лётном поле полковое начальство недоумевало, злилось, но поделать ничего не могло.

    — Понимаете, — объясняла мне Ольга Михайловна, — пилотный шлем — это вам не дамская шляпка, от него на голове — буря в лесу. Поэтому перед вылетом я быстренько накручу бигуди, а после посадки сниму, наведу причёсочку и только после этого бегу с рапортом.

    Впрочем, отчислили Ольгу Лисикову не куда-нибудь, а в святая святых — международно-правительственную авиацию. И стала она возить генералов, маршалов, наркомов, иностранные делегации.
    Уже в последнюю зиму войны получила новое ответственное поручение — со стойбищ Крайнего Севера срочно перебросить в Нарьян-Мар, а оттуда в Архангельск пушнину и улов ценных рыб.

    — Там, в Заполярье, я и надорвала здоровье. Настолько, что после войны меня списали из авиации подчистую. В 1945 я упала без сознания прямо на улице, потом — дома. Я сутками лежала, как в летаргическом сне.
    Профессор пришёл, осмотрел и поставил диагноз: «Результат долгого пребывания без воздуха!» Я сказала: «Вы, наверное, шутите! Я всю войну провела на свежем воздухе». Мне казалось, что моя болезнь итог всех перегрузок, которыми я измучила свой организм за обе войны — финскую и Отечественную. А на самом деле профессор был прав: ведь я в условиях Заполярья, не понимая, что на крайнем Севере воздух более разреженный, забиралась на пять с половиной тысяч метров без кислородной маски! Просто на больших высотах летишь быстрей, и за один световой день удавалось два раза обернуться со стойбищ до Нарьян-Мара, оттуда до Архангельска.

    Почти всю войну лётчик 1-го класса Ольга Лисикова воевала на наиболее опасных и ответственных участках. Она по праву считалась одним из лучших асов отечественной авиации.
    В самых рискованных ситуациях не потеряла ни одной машины и ни одного члена экипажа. Не раз блестяще выполняла даже те задания, которые оказывались не по плечу мужчинам.
    Начав войну лейтенантом, она дослужилась всего лишь до старшего лейтенанта и все её боевые награды — ордена Красного Знамени и Красной Звезды, два ордена Отечественной войны и медаль «За боевые заслуги».

    Спустя более полувека ответить на вопрос «почему» со всей определённостью трудно. Но есть два вполне реальных предположения.

    Первое. На самом деле Василий Лисиков вовсе не погиб в октябре1941, как сказали Ольге его товарищи. Да, самолёт его действительно при падении взорвался на их глазах, но трое членов экипажа, в том числе командир, как позже выяснилось, были выброшены взрывной волной из развалившейся надвое машины и, тяжело раненные, взяты в плен. Василий прошёл сначала нацистский лагерь, затем сталинский фильтрационный и вернулся в Ленинград только в 1946.

    Ольга Михайловна всю войну считала мужа погибшим, но бдительные особисты числили его пропавшим без вести, причём на вражеской территории. А по законам того времени, жена такого мужа вряд ли могла рассчитывать на высокие чины, награды и звания. То, что Лисиковой доверяли столь ответственные полёты, уже само по себе было чудом.

    И второе. Надо знать Ольгу Михайловну — она отличалась не только редкой красотой, но и крайней независимостью, а на войне, как известно, мужское начальство женскую гордость не жалует.

    Ольга Михайловна ушла из жизни в 2011 году, но многие петербуржцы и ветераны авиации не забыли о ней. Сегодня общественность северной столицы ратует за присвоение Ольге Лисиковой звания Героя России и за то, чтобы один из скверов города носил её имя.

    1431632031_pilot_lesikova_600-2.jpg

    https://topwar.ru/74933-tyazheloe-nebo-olgi-lisikovoy.html
     
    volic нравится это.
  16. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Попова Надежда Васильевна, гвардии капитан авиации, Герой Советского Союза

    1.jpg

    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Перепеча Валентина Ивановна - летчица 46-го Гвардейского Таманского авиационного ночных бомбардировщиков авиаполка

    1.jpg

    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Петкилева Прасковья Георгиевна - штурман 46-го Гвардейского Таманского ночных бомбардировщиков авиаполка

    1.jpg

    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Клюева Ольга Александровна - штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка с командиром эскадрильи Чечневой М.П. 44

    1.jpg

    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Клюева Ольга Александровна - штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка с заместителем командира эскадрильи Худяковой А.Ф.
    9 мая 1945

    1.jpg

    Клюева Ольга Александровна - штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка с сослуживцами

    1.jpg

    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Лучинкина Валентина Степановна - начальник секретной части Ферганского городского военкомата, участница Великой Отечественной войны, бывший штурман самолёта 46-го Гвардейского Таманского ночных бомбардировщиков

    1.jpg

    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Целовальникова Л.М. - штурман 46-го женского авиаполка 04. 10. 43

    1.jpg

    Целовальникова Л.М. - штурман 46-го женского полка с сослуживцами после вручения наград
    март 1945

    1.jpg

    Целовальникова Л.М. - штурман 46-го женского авиаполка с другом

    1.jpg

    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Летчики и штурманы 46-го женского авиаполка

    1.jpg

    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    О.Т. Голубева-Терес - бывший штурман 46-го женского авиационного полка

    1.jpg

    О.Т. Голубева-Терес - штурман 46-го женского авиаполка

    1.jpg
     
  17. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Антонина Леонтьевна Зубкова (12 октября 1920 — 13 ноября 1950) — советский штурман пикирующего бомбардировщика, гвардии капитан, Герой Советского Союза (1945).

    Antonina_Zubkova_photo_(cropped).png

    Родилась 12 октября 1920 в селе Семион Ряжского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Русская.
    После окончания средней школы с золотой медалью в 1938 году без экзаменов поступила на механико-математический факультет МГУ. В университете была комсоргом учебной группы.
    Училась на одном курсе с другими будущими известными лётчицами Великой Отечественной войны: Евдокией Пасько, Евгенией Рудневой, Екатериной Рябовой.
    В июне 1941 года Антонина Зубкова окончила три курса университета и вместе с другими студентами сдавала экзаменационную сессию.
    По свидетельству сокурсников, обращаясь к ним после начала войны, порекомендовала не прерывать подготовку к экзаменам, заявив, что: «Первый наш вклад в дело победы — это наши отличные оценки».

    Однако позже она отметила в своих воспоминаниях о том периоде времени: «Решать интегралы, читать Эйлера и Коши в сравнении с тем, что внезапно обрушилось на страну, казалось каким-то ненужным и бессмысленным».
    После сдачи экзаменационной сессии написала заявление о добровольном желании участвовать в военных действиях в ЦК ВЛКСМ и военкомат, но ей было отказано в добровольном приёме. Летом 1941 года принимала участие в работах трудового фронта под Москвой. По возвращении после этого в Москву работала в бригаде, занимавшейся тушением зажигательных бомб. Также принимала участие в строительстве подмосковных оборонительных укреплений.

    В сентябре 1941 года Антонина Зубкова продолжила занятия на механико-математическом факультете МГУ, параллельно посещая пулемётные курсы и курсы медсестёр.
    8 октября 1941 года газеты опубликовали призывы ЦК ВЛКСМ о добровольном наборе комсомолок в армию. После этого вместе с восемью другими девушками со своего курса поступила добровольцем в армию.
    Окончила курсы штурманов при Энгельсской военной школе пилотов. Выпуск состоялся в декабре 1942 года.
    При распределении попала в 587-й Борисовский бомбардировочный авиационный полк (позже был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк 4-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 5-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса), под командование Марины Расковой. Однако, её командир Марина Раскова вскоре (6 января 1943 года) погибла.
    Воевала на фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1943 года, штурман эскадрильи полка. Участвовала в составе этого полка в обороне Сталинграда, боях по прорыву Голубой линии на Кубани (в этот период войны была награждена первым орденом Красной звезды), затем в Крыму. В дальнейшем полк перелетел на Западный фронт и вёл наступление в Белоруссии, Прибалтике и Восточной Пруссии.
    С 1944 года член ВКП(б)/КПСС.
    Всю войну Антонина Зубкова летала в паре с Надеждой Федутенко. Федутенко говорила о ней:

    «Вы не смотрите, что она такая маленькая. Фашистам от неё бывает довольно жарко. Она отлично бомбит» (Антонина Зубкова отличалась небольшим ростом и даже боялась, что её не возьмут из-за этого в добровольцы при наборе).

    К маю 1945 года совершила 56 (по другим источникам — 68) боевых вылетов на пикирующем бомбардировщике Пе-2, взорвала 3 склада с боеприпасами противника, сбросила 50 000 кг бомб.
    Вела фронтовой дневник, в котором фиксировала все вылеты.
    После первого боевого вылета записала в своём дневнике: «Прости меня, милая моя Земля. Я буду бросать бомбы на тебя, но это нужно для нас обоих… Пусть только сгинут жестокие пришельцы с твоих дорог».
    Во время войны активно участвовала в проведении политических занятий в полку.

    За проявленное мужество и отличное выполнение заданий командования, Антонине Зубковой 18 августа 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

    soviets1.jpg

    В сентябре 1945 года гвардии капитан Зубкова уволилась в запас и вернулась к учёбе в университете.

    Безымянный.jpg
    Студентка МГУ, Герой Советского Союза Зубкова Антонина Леонтьевна

    777.jpg 888.jpg


    В 1948 году она окончила мехмат МГУ и поступила в аспирантуру. Работала преподавателем в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.
    Друзья вспоминают, что она была очень одарённым человеком и её ждало, по их мнению, будущее известного учёного.
    Жила в Москве. Покончила с собой 13 ноября 1950 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

    «Она много сделала для Родины как воин. Она многое могла бы сделать в науке», — сказал над её могилой профессор МГУ В. В. Голубев.

    999.jpg

    Могила_Героя_Советского_Союза_Зубковой.JPG
    Могила Зубковой на Ваганьковском кладбище Москвы.
     
  18. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    125 гв. Борисовский БАП

    Безымянный.jpg
     
    PaulZibert нравится это.
  19. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Аронова Р.Е., старший летчик 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза

    Безымянный.jpg

    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Носаль Е.И., летчик 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, впоследствии была удостоена звания Героя Советского Союза (посмертно)

    Безымянный.jpg

    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Гребенюк Юля. Воздушный стрелок, однополчанка Мусы Гареева.
    Погибла 15.02.45

    Безымянный.jpg
     
  20. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    21.088
    Спасибо SB:
    93.701
    Отзывы:
    1.398
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    Слева направо: Горелкина Нина, мастер по вооружению полка (в берете), Студилина Надежда, штурман 46-го авиаполка (в пилотке), Нина Бузина, старший техник эскадрильи по вооружению, 05.10.1942 г.

    Безымянный.jpg
     

Поделиться этой страницей