Женщины - авиаторы в Великой Отечественной войне

Тема в разделе "СССР и Красная Армия", создана пользователем Wolf09, 2 фев 2018.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Тамара Фёдоровна Константинова (7 ноября 1919, дер. Нигерёво, Тверская губерния — 28 июля 1999, Воронеж) — советский лётчик, штурман, Герой Советского Союза, участница Великой Отечественной войны, лейтенант, уроженка Лихославльского района Тверской области. Родная сестра Героя Советского Союза В. Ф. Константинова

    Константинова_Тамара_Фёдоровна.jpg

    Родилась 7 ноября 1919 года в деревне Нигерёво ныне Лихославльского района Тверской области в крестьянской семье.
    Отец — Фёдор Константинов, деревенский кузнец, мать — Зинаида Михайловна, учительница.
    Окончила среднюю школу, в 1940 году окончила курсы лётчиков-инструкторов при Калининском аэроклубе.
    В Красной Армии находилась с марта 1943 года (в действующей армии с марта 1944 года).
    Была штурманом эскадрильи 999-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии, 1-й воздушной армии, 3-го Белорусского фронта. Член ВЛКСМ.
    Совершила 66 боевых вылетов на штурмовку объектов противника.
    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками лейтенанту Константиновой было присвоено звание Героя Советского Союза.
    Награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
    После окончания войны Тамара Фёдоровна окончила экономический институт и партийную школу.
    В 1949 году вступила в коммунистическую партию. Жила в Воронеже, работала в отделе социального обеспечения Воронежского облисполкома.
    Скончалась 28 июля 1999 года. Похоронена на Коминтерновском кладбище.

    3850979.jpg
    Штурман эскадрильи Константинова Т.Ф. (слева) и воздушный стрелок Мукосиева А.К. (справа).

    Сестра и брат Константиновы
    Герои Советского Союза Тамара Федоровна и Владимир Федорович Константиновы.

    4120259.jpg
     
  2. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Летчицы-штурманы Лучкина Валентина, Павлова Евгения и старший техник Бузина Нина

    Безымянный.jpg
     
    PaulZibert нравится это.
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Зоя Ивановна Парфёнова (Акимова) (21 июня 1920 — 7 апреля 1993) — заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза

    Parfenova_ZI.jpg

    Родилась 21 июня 1920 года в городе Алатырь Симбирской губернии в семье рабочего.
    Русская. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.
    Окончила 7 классов, школу медицинских сестёр и аэроклуб. Была лётчиком-инструктором аэроклуба в городе Алатырь.
    В Красной Армии — с октября 1941 года.
    В 1942 году окончила курсы при Энгельсской военной авиационной школе.
    В действующей армии — с мая 1942 года.
    Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.
    Заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка гвардии старший лейтенант Парфёнова З. И. к февралю 1945 года совершила 739 боевых вылетов на бомбардировку складов с боеприпасами, переправ, скоплений живой силы и техники противника.
    С 1945 года гвардии старший лейтенант Парфёнова З. И. — в запасе.
    Жила в Рязани. До 1979 года работала администратором кинотеатра. Долгие годы являлась членом Советского комитета ветеранов войны.
    С 1991 года жила в Москве.
    Умерла 7 апреля 1993 года, похоронена на Щербинском Центральном кладбище в Москве (участок № 36).

    Безымянный.jpg


    Командир Тананского гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков Бершанская Е. (слева) и штурман полка Розанова

    Безымянный.jpg
     
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Мамаев Павел Кузьмич, начальник политотдела 214 штурмовой авиационной дивизии 8 воздушной армии, вручает комсомольские билеты личному составу 502 штурмового авиационного полка.
    Крым. 1944 г. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=24950474

    Безымянный.jpg
     
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Сыртланова Магуба Гусейновна

    07a1711fb919615d.jpg surtlan2.jpg

    Родилась 15 июля 1912 года в городе Белебей (Башкирия).
    После школы работала телеграфистом в Ташкенте, затем техником-изыскателем воздушных линий, занимаясь поиском площадок для посадки самолетов.
    Когда девушка впервые увидела самолет, у нее возникла мечта стать летчицей. Поступила в летную школу и начала летать с 1935 г. Но вскоре вышел приказ: из летной школы женщин отчислить — приближалась война.
    Магуба перевелась в Тбилисский аэроклуб и показала на что способна. Безукоризненно выполняла все задания лучше мужчин. Хорошее знание машины и прекрасная техника пилотирования позволили ей стать инструктором.
    Окончила аэроклуб и планерную школу в Тбилиси. В РККА призвана Тбилисским горвоенкоматом в июле 1941 г.

    4b85cdb30682d6ed.jpg
    Авиашкола. Слева в 1-м ряду Магуба Сыртланова.

    На фронте с декабря 1942 г. Сначала 29-летняя Магуба летала в отряде санитарной авиации командиром звена. Немало сил приложила, чтобы попасть в 46-й гвардейский Таманский авиационный женский полк ночных бомбардировщиков 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, которым командовала Евдокия Бершанская.
    Когда Сыртланова пришла в полк, у многих летчиц на счету уже было более 200 боевых вылетов. Штурманом к ней назначили Полину Гельман.
    И вскоре Магуба стала гвардии старшим лейтенантом, заместителем командира эскадрильи.
    Сражалась на Северном Кавказе, Таманском полуострове, в Крыму, Белоруссии, Польше и в Восточной Пруссии.
    В самых сложных метеорологических условиях с большой точностью выводила группы самолётов в заданные районы.
    Отличилась в боях при прорыве обороны врага на реке Проня, за освобождение Могилёва, Минска и Гродно.
    В результате точных бомбовых ударов в стане врага было вызвано около 130 сильных взрывов, 85 очагов пожара, уничтожено и повреждено 2 переправы противника, 2 железнодорожных эшелона, взорван склад с горючим, уничтожено 3 артиллерийские батареи, 2 прожектора и 4 автомашины с горючим.
    15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.
    До июня 1947 г. героиня работала командиром звена сельскохозяйственной авиации Грузинского управления ГВФ.
    Переехав в Казань, летчица работала контролером ОТК на оборонном заводе и жила на ул. Искры. Была частым гостем в школах, особенно в соседней гимназии №126, музею которой подарила свою шинель.
    О Сыртлановой, ее подвигах и подругах написаны книги, сняты фильмы. Ее именем названы школы и улицы в Казани и Белебее.
    Умерла М.Х. Сыртланова 1 октября 1971 г. в возрасте 59 лет и была похоронена в Казани на Татарском кладбище.
    Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды. Имя Героини носят улицы в городах Казань и Белебей, школа № 2 Белебея.

    6de1543c53224b7f.jpg 2.jpg
    Летная книжка Магубы Сыртлановой

    5c5dc5a1ba059f56.jpg
    Герой Советского Союза летчица Магуба Сыртланова с группой молодежи г. Казани в ТЮЗ
    25.02.1957 г.

    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/84191-kolonka-o-legendarnoy-letchice-magube-syrtlanovoy
     
  7. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Белкина Пелагея Григорьевна.

    35.jpg

    Родилась в 1916 году в Благовещенском районе Башкирской АССР.
    В рядах Красной Армии по мобилизации Саратовского горкома ВЛКСМ.
    Старший летчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии гвардии лейтенант . Участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма , наносила бомбовые удары по военным объектам врага.

    19 июля 1943 года. Белкина Пелагея Григорьевна. Гвардии младший лейтенант.
    Старший лётчик 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (кавалер ордена Красной Звезды).
    Похоронена - хутор Новокрымский Молдованского сельского совета Краснодарского края.

    Белкина Пелагея Григорьевна (в центре) с боевыми подругами.
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25409494

    Безымянный.jpg

    Orden_Krasnoj_Zvezdy.png
    filterimage.jpg
    filterimage (1).jpg

    http://podvignaroda.ru/?#id=11689913&tab=navDetailManAward
    http://tamanskipolk46.narod.ru/p143aa1.html
     
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    25 декабря 1917 года, в Москве родилась советский боевой лётчик, участник Великой Отечественной войны, воздушных боёв на Кубани, Смоленской операции 1943 года, Белорусской наступательной операции «Багратион», Прибалтийской операции, Герой Советского Союза, гвардии капитан Клавдия Яковлевна Фомичёва.

    xXQDh2kmrBY.jpg

    Окончила 7 классов, вечернее отделение банковской школы. Окончила Московский областной аэроклуб. Работала бухгалтером-контролёром Госбанка СССР в Москве.
    С 1938 года - лётчик-инструктор Реутовского аэроклуба Осоавиахима.

    В Красной Армии с октября 1941 года. Окончила курсы военной подготовки при Энгельсской военной авиационной школе пилотов в 1942 году.
    На фронтах Великой Отечественной войны с января 1943 года. Воевала на Донском, Северо-Кавказском, Западном, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском фронтах.
    В районе Ельни 17 сентября 1943 года самолёт был сбит зенитным огнём, но сбросила бомбы на цель и только потом повернула к линии фронта. Дотянув до нашей территории, посадила горящую машину в поле, получила ожоги и тяжёлые травмы (при посадке самолёт попал в воронку и перевернулся).
    В июне 1944 года вернулась из госпиталя в полк. Почти сразу же в аналогичной ситуации была ранена вторично.
    Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.

    Командир эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного авиаполка (4-я гвардейская бомбардировочная авиадивизия, 1-й гвардейский бомбардировочный авиакорпус, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) гвардии капитан Фомичёва К.Я. к концу декабря 1944 года совершила 55 боевых вылетов на бомбардировку живой силы и техники противника, нанеся ему значительный урон.
    В групповых воздушных боях сбила 11 вражеских самолётов.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Фомичёвой Клавдии Яковлевне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
    После войны служила лётчиком-инструктором в Военно-воздушной академии, преподавателем в Борисоглебском военном авиационном училище летчиков. С 1955 года подполковник Фомичёва К.Я. - в запасе. Жила в Москве, где и скончалась 6 октября 1958 года на 41-м году жизни. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок 5).
    Награждена орденом Ленина (18.08.1945), 2 орденами Красного Знамени (05.09.1943; 28.06.1944), орденом Красной Звезды (04.05.1943), медалью "За оборону Сталинграда" (1943), другими медалями.
    Именем Героя Советского Союза Фомичёвой К.Я. названы улицы в районе Северное Тушино СЗАО города-героя Москвы и в городе Данков Липецкой области.

    JuzJbNp0-Ik.jpg
     
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Кубань, с. Ивановка
    46 гв. женский бомбардировочный авиаполк.
    10 июня 1943 г.

    588824316.jpg

    46 гв. женский бомбардировочный авиаполк. Комсомольское бюро.
    Июнь 1943 г.

    625752440.jpg

    Кубань. Село Ивановка.
    Экипаж: летчик Распопова Н., штурман Сумарокова Т.
    Июнь 1943 г.

    625752428.jpg

    Кубань. Село Ивановка.
    10 июня 1943 г.

    Безымянный.jpg

    46 гв. женский бомбардировочный авиаполк.
    Кубань, село Ивановка.
    Июнь 1943 г.

    625752443.jpg

    46 гв. женский бомбардировочный авиаполк. Выезд на аэродром механиков и вооруженцев для боевой работы.
    Июнь 1943 г.

    625752431.jpg

    46 гв. женский бомбардировочный авиаполк. Групповая фотография 3-й эскадрильи.
    Кубань. Июнь 1943 г.

    625752425.jpg

    46 гв. женский бомбардировочный авиаполк. У Гвардейского знамени.

    625752446.jpg

    Майор Бершанская
    Ставропольский край, г. Ессентуки

    Безымянный.jpg

    46 гвардейский женский бомбардировочный авиаполк.

    625752437.jpg
     
  10. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Полина Александровна Жильцова (Минаева; 6 июня 1922 — 21 февраля 2003) — советский летчик, пилот ночного бомбардировщика «У-2» в годы Великой Отечественной войны. Кавалер ордена Красной Звезды (1944).

    23002101.jpg

    До войны училась в Сталиногорске, выпускник Сталиногорского аэроклуба (1939).
    После войны, в 1956 году, вернулась в Сталиногорск. Работала на учебно-производственном предприятии, также занималась общественной работой.
    С 1972 года — народный заседатель горнарсуда.

    Биография

    Родилась 6 июня 1922 года в деревне Бурдуково Венёвского уезда Тульской губернии (ныне Венёвского района Тульской области) в семье крестьянина, там же закончила начальную школу.
    В 1935 году семья переехала в город Сталиногорск. Одновременно с учебой в школе, в 1939 году, Полина окончила Сталиногорский аэроклуб Осоавиахима, а в 1940 году — Херсонское авиационное училище.

    57715703.jpg

    10057840.jpg

    В годы Великой Отечественной войны

    В 1941 году работала в аэроклубе города Ефремов инструктором-летчиком. В связи с эвакуацией аэроклуба, Полина Александровна продолжила службу в Невьянском, а затем в Томском аэроклубах.
    В августе 1942 года добровольно вступила в Красную армию (призвана Томским РВК Новосибирской области.
    После переподготовки в запасном полку в городе Алатыре направлена на фронт в качестве летчика в 716-й бомбардировочный полк 257-й отдельной смешанной авиадивизии 7-й воздушной армии Карельского фронта.
    На самолетах-бомбардировщиках «У-2» принимала участие в боевых действиях с 18 июня 1943 года. С 20 марта 1944 года — в боях на Карельском фронте. Как отмечал ее командир подполковник Пашин, за время своей службы летчик 716-го авиационного полка ночных бомбардировщиков 261-й отдельной смешанной авиадивизии Карельского фронта старшина П. А. Минаева совершила 19 эффективных боевых вылетов на бомбардировку и разведку объектов противника, проявив себя «смелым, мужественным летчиком, отлично владеющим техникой пилотирования днем и ночью в сложных метеоусловиях».
    В частности, при наступлении войск Карельского фронта в июне-июле 1944 года летчик «У-2» П. А. Минаева совершила два полета в светлые ночи и один полет днем на бомбардировку живой силы и техники противника, чем обеспечила успешное продвижение наземных войск. Кроме того, на ее счету 29 полетов по задачам обеспечения связи в прифронтовой полосе.
    Летала в паре со штурманом младшим лейтенантом К. Ф. Гвоздь.

    Командир 716-го авиационного полка ночных бомбардировщиков подполковник Пашин особо отмечал, что его подчиненная «все задания командирования выполняла отлично». Его представление Полины Минаевой к ордену Отечественной войны II степени было пересмотрено командиром 261-й отдельной смешанной авиадивизии полковником Удовиным, и 15 июля 1944 года старшина Полина Александровна Минаева была награждена орденом Красной Звезды.

    Из истории боевого пути Полины Минаевой (издание политотдела Н-ского авиасоединения, типография газеты «Боевая вахта», предположительно 1944 год:

    «На берегу Ладожского озера, севернее одной деревни, высадился наш десант. Финны сосредоточили сильный огонь по нашим пехотинцам. На помощь десантникам пришла наша авиация. Особенно большую помощь высадившимся в тылу врага десантникам оказали наши легкие бомбардировщики «У-2», которые часто в шутку называют «огородниками» и «кукурузниками». Средь бела дня, один за другим, подходили «У-2» к месту высадки десанта и нещадно бомбили противника. На одном из этих легких самолетов находилась Полина Минаева. Год назад пришла она в полк, и вскоре начала летать на боевые задания. Товарищи увидели в Полине хорошо подготовленную летчицу, благородную русскую девушку, у которой любовь к Родине и ненависть к врагу превыше всего. В полку приняли её в свою боевую семью….

    Свою храбрость и стойкий характер Полина Минаева не раз проявляла в бою. В одном из боевых вылетов, отважная летчица со штурманом Гвоздь на высоте 600-700 метров шла над дорогой, вблизи которой затаился враг. Недалеко от дороги, в чаще леса, Минаева заметила большой костер. Должно быть, лахтари решили, что для наших тяжелых самолетов костер — незавидная цель, а «У-2» можно не опасаться. Финны лишь тогда поняли, что они просчитались, когда бомбы взорвались вблизи костра. С опозданием открыли зенитчики противника ожесточенный огонь. Костер продолжал гореть. Минаева, несмотря на сильный огонь зениток, еще больше снизилась и ударила по костру. Она повернула обратно только тогда, когда убедилась, что костер вместе с вражескими солдатами разметало взрывом. Как бы ни было трудно, летчица обязательно выполняла задания командира. Но действовала она не безрассудно, а с расчетом.

    В одном из дневных вылетов на поддержку десанта Минаева попала в облачность. Экипаж решил пробивать облачность вниз. Высотомер показывал 700-500-100 метров. Самолет вышел из облаков уже в расположении финнов, когда до земли оставалось не более 50 метров. Сразу «заговорили» зенитки неприятеля. В воздухе повисли гирлянды красных шаров «Эрликонов». Маннергеймовцы не жалели снарядов, но старшина Минаева продолжала выполнять задание. Она просматривала цель, держа курс к передовым позициям. И вот тут-то ее зажали зенитные пулеметы. Она еще снизилась, и шла над самыми верхушками деревьев, просматривая расположение противника. Командир экипажа слушала команду штурмана Гвоздь:

    — Отверни вправо! Теперь влево! Еще левее! — И самолет, послушный руке девушки, легко лавировал под огнем врага. Легкий бомбардировщик вышел на крупный населенный пункт, затем по озеру прошел к месту высадки десанта, вошел в облака. Штурман по расчету времени сбросил бомбы на вражеские расположения.

    На боевом счету Полины Минаевой — десятки смелых и рискованных полетов. Отважная патриотка бомбила аэродром, громила склады врагов, днем ходила на разведку и бомбометание по дорогам и скоплениям войск противника.

    Русская девушка Полина Минаева с гордостью и честью носила высокое звание военного летчика. Она воевала как настоящий солдат, самоотверженный защитник своей Родины. Она мстила немецко-финским захватчикам, как и ее товарищи по оружию, не зная страха в борьбе, не зная усталости в бою».

    69420159.jpg 21858211.jpg

    Послевоенные годы

    Уволена в запас в октябре 1945 года. После войны вместе с мужем работала в воинской части на Дальнем Востоке.
    В 1956 году, после демобилизации мужа, Полина Александровна с семьёй вернулась в Сталиногорск. Поступила работать на Учебно-производственное предприятие намотчицей катушек.
    Затем была мастером ОТК, мастером смены, освобожденным председателем местного комитета профсоюзной организации.
    Так же Полина Александровна выполняла общественную работу: была председателем народного контроля предприятия, председателем товарищеского суда, а с 1972 года являлась народным заседателем горнарсуда.
    В 1977 году ушла на пенсию.
    В 1985 году, в честь 40-летия Великой Победы над фашизмом, правительство СССР наградило ее юбилейным орденом Отечественной войны II степени, который был специально возрожден в качестве памятной награды для ветеранов.
    Умерла 21 февраля 2003 года.
     
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Ирина Викторовна Дрягина (31 марта 1921 года, Саратов — 9 июня 2017 года, Москва) — советский и российский учёный, агроном-селекционер, доктор сельскохозяйственных наук (1972), профессор.

    Ирина_Викторовна_Дрягина.jpg

    Участница Великой Отечественной войны, комиссар эскадрильи, летчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии капитан.

    Безымянный.jpg

    Родилась 31 марта 1921 года в Саратове. Отец был волжским матросом, водоливом, потом капитаном непарового судна. В детстве всей семьей плавали на барже от Саратова до Астрахани.
    Выпускница саратовского аэроклуба. В Красной Армии с 1941 года. В действующей армии с мая 1942 года. В составе полка участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма. Член ВКП(б) с 1940 года.

    «В ночь на 6 ноября 1942 года экипаж Ирина Дрягина — Полина Гельман разбомбил склад ГСМ у населенного пункта Кадгорон, — рассказывала Герой Советского Союза Ирина Себрова.
    — Пожар не прекращался всю ночь. Успешно бомбили они и другие сильно укрепленные пункты — Ищерскую, Кизляр, Малгобек, Терскую и др. За участие в этих боях Ирину Дрягину наградили орденом Красного Знамени».


    Безымянный.jpg
    П. Гельман - штурман и Дрягина И. 1942 г.

    В 1943 году в связи с ликвидацией должности комиссара была переведена на должность помощника начальника политотдела по комсомолу в 9-ю гвардейскую истребительную авиадивизию, которой командовал трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин.

    Сухов К.В.:

    "... Возвращаемся на аэродром к вечеру, когда уже сумерки опускаются на землю. Четыре вылета позади!.. День был напряженный. Сделано немало. Во всяком случае, все группы выполнили боевые задания, действовали успешно, без потерь провели воздушные бои. Противник понес потери. Это — на нашем участке. Но всех интересует и обстановка на других фронтах. Как там обстоят дела? Тут без централизованной информации не обойтись. Ее дают нам политработники и офицеры штаба полка и штаба дивизии.

    Часто видим на стоянке «нашу Ирину» — бывшую летчицу, комиссара эскадрильи 46-го ночного легкобомбардировочного авиаполка, а теперь помощника начальника политотдела дивизии по комсомольской работе капитана Ирину Дрягину.

    Искренне, от души радуемся боевым успехам наших войск в Курской битве, завидуем собратьям, которые сейчас сражаются в горячем небе над Орлом, Курском, Белгородом: душа истребителя рвется в сражение. Мы не мыслим себя без боя. Гордимся победами своих коллег, действующих севернее нас. Вот у них, считают многие из нас, действительно сейчас горячие денечки: настоящая «работенка»! ...".

    Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg

    В 1960-х годах — сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова, потом — Всесоюзного НИИ селекции и семеноводства овощных культур.
    В 1963 году была избрана на должность доцента кафедры генетики биолого-почвенного факультета МГУ.
    С 1978 по 1994 годы возглавляла Лабораторию селекции и семеноводства цветочных культур.
    Автор 46 сортов ириса садового, 25 сортов других цветочных и декоративных культур (горошка душистого, бархатцев, табака душистого, гладиолуса, настурции, маргаритки, монарды).
    Новые сорта цветов она называла именами своих боевых подруг-лётчиц, а также видных деятелей советской авиации и космонавтики. Так в нашей стране появились ирисы «Евгения Руднева», «Маршал Покрышкин», «Академик Королёв», «Марина Раскова», «Штурман Рябова», «Вадим Фадеев», «Гвардейский», «Полёт к Солнцу» (посвящён Герою Советского Союза М. П. Девятаеву), «Чистое небо». Соавтор некоторых сортов — Г. Е. Казаринов.
    Проживала в Москве.
     
  12. Offline

    krasnika Приказный

    Регистрация:
    3 июл 2017
    Сообщения:
    21
    Спасибо SB:
    62
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Ирина
    Интересы:
    женские авиаполки
    Добрый день!
    Скажите, а откуда первое фото Тихомировой? Что-то не очень на неё похоже. И на фото вместо Горшковой Е.А. лётчик-истребитель 586 полка ИАП ПВО Валерия Хомякова. Это её фото широко известно, даже есть в википедии на её странице. Исправьте, пожалуйста!
    Спасибо.
     
    Georgii_ нравится это.
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Смирнова Лина Ивановна (1919-1942), командир звена (и одновременно – пилот самолёта Як-1) 586-го истребительного авиационного полка (впоследствии – имени Марины Расковой) 144-й истребительной авиационной дивизии ПВО Саратовско-Балашовского дивизионного района ПВО, старшина.

    5.jpg

    Родилась 12 июля 1918 года в Узбекистане – в городе Муйнак Каракалпакстана.
    Русская. Служащая из крестьян. Член ВЛКСМ с 1932 года.

    Образование:
    - общее: в 1933 году в каракалпакском городе Муйнак закончила школу-семилетку, а, предположительно, в 1935 году в городе Москве – педагогическое училище № 6;
    - специальное: предположительно, в 1938 году – Первомайский аэроклуб города Москвы, а, предположительно, в 1939-м или 1940 году – Херсонскую инструкторскую авиационную школу Осоавиахима СССР.

    По окончанию педучилища – на педагогической работе в ряде средних школ столицы – сначала № 411, а затем – 662-й.
    С осени 1941 года – добровольцем по комсомольской путёвке ЦК ВЛКСМ на военной службе в ВВС Красной Армии: стала тогда воином 586-го истребительного авиационного полка – одного из трёх формируемых Героем Советского Союза майором М.М. Расковой в городе Энгельсе из женщин-лётчиц авиаполков.
    Трагически погибла 19 июля 1942 года в районе города Сердобск Пензенской области, став тогда первой безвозвратной потерей в рядах личного состава 586-го истребительного авиационного полка.
    Похоронена: согласно Книге Памяти Саратовской области (т. 9, стр. 521), – в городе Энгельсе Саратовской области, а, согласно Книге Памяти города Москвы (т. 12, стр. 112) – в городе Сердобске Пензенской

    f7e1339ba585.jpg 6.jpg

    1.jpg 2.jpg
     
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Петроченкова (Неминущая) Валентина Абрамовна

    2_6090002_1699497.jpg

    Дата рождения: 18.04.1922
    Место рождения: Смоленская обл., Знаменский р-н, с. Костенки
    Дата призыва: 03.09.1943
    Воинское звание: мл. лейтенант
    Место службы: 586 иап 141 авд

    Валя родилась в деревне Костенки, что на Смоленщине. Семья была дружная, все накрепко привязаны к земле, а Валентину небо манило, словно магнит. Она уехала в Москву...
    16-летней девочкой в 1939 году пришла Валя Петроченкова в Измайловский аэроклуб Москвы. Освоила планер. Потом закончила школу планеристов и получила диплом инструктора - планериста.
    Её направили в Центральный аэроклуб СССР. Валя летала на всех конструкциях планеров того времени и не раз защищала честь и гордость столицы по планерному спорту.
    Разрывом бомб и снарядов ворвалась в жизнь Вали война. 18-летней девушке предложили пойти на курсы инструкторов парашютно - десантной службы.
    И вот у неё ещё одна авиационная профессия и самая, пожалуй, трудная для женщины. Валя начинает учить прыгать с парашютом, воспитывать мужество и отвагу у десантников.
    Всё шло хорошо, но однажды она чуть не погибла. Взлетев на самолёте с очередным курсантом, Валя дала ему знак. Но курсант, от страха вцепился мёртвой хваткой за тросовое управление руля высоты.
    Самолёт, потеряв управление и с большим углом пикирования, стремительно понёсся к земле. Посадить его в таком положении было невозможно.
    Валентина с силой дёрнула парня за воротник, чтобы вывести его из оцепенения. Парашютист очнулся, разжал руки, самолёт стал управляемым...
    На следующий же день Валя подала рапорт с просьбой отправить её на фронт, в истребительную авиацию.

    Теоретический курс она закончила с отличием, получила положительные рекомендации преподавателей о праве допуска к полётам и прошла курс подготовки на самолёте Як-1 в Пензенской авиационной школе.
    Валентина Петроченкова прибыла в 586-й истребительный авиационный полк в 1943 году, уже после освобождения столицы Украины - города Киева. В те дни полк базировался на аэродроме Жуляны.
    Задача лётчицам была поставлена почётная и ответственная: прикрывать с воздуха Киев и переправу через Днепр. Тогда - то и появилась в полку Младший лейтенант Петроченкова, назначенная в эскадрилью Капитана О. Н. Ямщиковой.

    "Такая молоденькая, совсем ещё девочка и уж очень красивая", - так подумала при первой встрече с ней Ольга Ямщикова
    - "Ей бы быть артисткой в цыганском театре "Ромэн".
    Валентина Петроченкова быстро вошла в боевой строй и стала летать ведомой с замечательным лётчиком полка командиром звена Галей Бурдиной.
    В Декабре 1943 года в паре с командиром эскадрильи Ольгой Ямщиковой, Валентина Петроченкова провела свой первый бой.
    Встретив шестёрку вражеских бомбардировщиков, лётчицы подбили один из "Юнкерсов", остальные повернули назад. Позднее, Валентина Петроченкова летала в паре с Машей Батраковой.
    В одном из вылетом им удалось перехватить и уничтожить вражеский самолёт - разведчик. За этот бой отважная лётчица была представлена к первой боевой награде - ордену Красной Звезды.
    После окончания войны, когда перед ней встал вопрос о гражданской профессии, Валентина Петроченкова выбрала обеспечение надёжности средств спасения лётчиков.
    Она стала работать техником по испытаниям парашютов в одном из НИИ.

    i.jpg

    ...Летная биография Валентины началась давно. Мужественная женщина летчик-истребитель Валентина Петроченкова, ныне Неминущая, налетала около 800 часов, из них более 250 в грохочущем военном небе.
    В 16 лет начала летать. После окончания аэроклуба путь в летную школу был закрыт, но отнюдь не по медицинским показателям или из-за недостатков в технике пилотирования. Просто Вале не было еще и 18 лет.
    Пришлось идти летать на планер и ждать…

    Защищала честь Москвы по планерному спорту. Со своим инструктором — мастером спорта Карташовым установила мировой рекорд. Годом позже она освоила польские, чехословацкие и советские планеры.
    Как эти навыки — расчет на посадку без мотора и высший пилотаж — пригодились ей в будущем! Работая позже инструктором в Центральном аэроклубе имени В.П. Чкалова, Валентина начала осваивать маленький капризный УТ-1, который, не прощая малейшей ошибки, тут же срывался в штопор. Он являлся хорошим «учебником» для молодых летчиков. Строгая, верткая в управлении «уточка» была удивительно послушна.

    ...Шла война…

    Уже погиб (утонул с танком в белорусских болотах) старший брат Валентины — Сережа. Сестра Людмила несла свою тяжелую службу в санитарном поезде, еще один брат, Борис, — шофер на передовых рубежах фронта. А Валя? Она пока находилась в глубоком тылу и бомбардировала военкомат и аэроклубовское начальство просьбами об отправке на фронт. Но время шло, а ей отвечали, что в тылу летчики тоже нужны.
    Аэроклуб, где она работала, тем временем эвакуировался в Ахтубинск. Степь. Пески. Бездорожье. Она продолжала летать день и ночь. Война уже подкатилась к Волге. Взрывы бомб были слышны на аэродроме, да и аэродром бомбили не раз. Ее подруга Марина Чечнева ушла в полк на По-2 и уже воюет. Девушки из аэроклуба — Валерия Хомякова, Рая Беляева, Женя Прохорова — летают на истребителях на фронте, а Раю за фронтовые отличия даже отпустили на побывку.
    Когда встретились, она рассказала:
    — Есть на свете 586-й женский истребительный полк, летает на Як-7, Як-9, ты поняла? Давай к нам! Легко сказать — давай! После бессонной, проведенной в раздумье ночи, Валентина решила — только туда, в истребительный.
    В то время аэроклубу поручили готовить десантников. Приказ — всем летчикам научиться прыгать с парашютом и приступить к обучению других. Валентина поставила условие: «Подготовлю группу десантников, но только потом на фронт». И начальник аэроклуба обещал отпустить. Перебазировались в Казань. В кратчайший срок организовали сборы для подготовки инструкторов-парашютистов. Собрали молодой летный состав со всего Союза. Был февраль с вьюгами и метелями. А они летали, прыгали, садились наперекор ветрам и снегам. Нос и руки замерзали, ведь По-2 высоту набирал долго, а кабина открыта. Чем бы ни занимались летчики — укладывали парашюты, пилили дрова, топили печь — мечтали только о фронте. Шел грозный 1942 год. Первая подготовленная группа парашютистов-десантников уже прыгала в тыл врага. Как Валя переживала, волновалась за каждого своего питомца! Ей нет еще 20 лет, а она летчик-инструктор и инструктор парашютного спорта. На ее плечи легла ответственность за судьбы и жизни молодых людей.... Мало кто знал, как ей самой было трудно. Она одна и 30 необлетанных ребят. Надо уложить парашюты, подготовить самолет, проверить знания курсантов, потренировать их еще на земле, и при этом постоянное ощущение голода. Красивый, смелый король спорта — парашютизм. Гимнастика и акробатика, плавание и прыжки — это придет потом… А пока она учит прыгать других. Это оказалось гораздо труднее, чем научиться самой. Труднее и опаснее.

    ...Прыжки закончились. После короткого отдыха Валентина решила, была не была, попытать счастья. Забежала домой, прихватила чемодан и поехала в Пензу, где находился центр переучивания ПВО. Но как она была наивна! Начальник училища не захотел и слушать, почему девушка мечтает стать именно истребителем: — Идите на По-2, не надо переучиваться. Она объявила сидячую забастовку в приемной начальника. На третьи сутки он сдался. Валентина осталась в полку. Написала подробное письмо в аэроклуб, не считайте, мол, дезертиром. Я по-прежнему в небе. Командование простило ей побег, одобрило ее порыв и пожелало счастья в небе. Эти добрые слова окрылили Валю. Начались полеты на Ути-15, потом на И-16. Верткая, капризная на посадке машина почти сразу поддалась ей. ...Все элементы полета давались Валентине легко. Сказалась натренированность в технике пилотирования на предыдущих самолетах и планерах. И вот настал день, когда начальник построил всех курсантов и в присутствии инструкторов стал наблюдать за ее первым самостоятельным полетом на истребителе.
    Взлет оказался зигзагом — дрожали ноги. Взлетела! Кричала: «Ура! Одна на истребителе!» Собралась и отлично около «Т» посадила на три точки самолет. Когда выполнила три таких полета, доложила начальнику.
    Он изрек: — Прекрасно! Учитесь, мужчины! Потом был более сложный настоящий современный истребитель Як-7. Закончились учебные полеты. Сколько радости! Впереди встреча с боевыми летчицами! Приятно было читать летную характеристику: «На слушателя пилота старшину Петроченкову В.Л. Программу переучивания на самолете Як- 7Б освоила с оценкой «отлично «. К полетам относится с любовью. В полетах вынослива, инициативна.
    В сложной обстановке хладнокровна и уверенна, не теряется, принимает правильные решения. Профиль посадки: «отличный «. В практике восприимчива и твердо закрепляет летные навыки.

    Инструктор /Юхневич/ Нач. штаба /Разинский/ 30 ноября 1943 года «.

    i (1).jpg

    После освоения Як-7б Валентина Петроченкова стала настоящим летчиком-истребителем. Но отправки на фронт снова пришлось добиваться долго и упорно.
    Только после многократных просьб ее направили в заветный 586-й истребительный полк.

    ...Валя прилетела в полк, когда он дислоцировался в Киеве. Стояла осень 1943 года. Бои шли западнее города, слышался гул артиллерийской канонады. Полк с воздуха прикрывал столицу Украины и переправу.
    Через Днепр шло снабжение наступающих частей. Немцы всеми силами старались прорваться к переправам. Встретили Петроченкову хорошо. Сначала она изучала обстановку, район полетов, демонстрировала свою технику пилотирования. Перезнакомилась со многими девушками: Галя Бурдина — такая стройная, красивая, ее будущая ведущая. Она имела уже много боевых вылетов, и Валя смотрела на нее с замиранием сердца.
    Сколько счастливых часов они проведут вместе в воздухе!

    ...Рая Беляева учила: — Если не дашь противнику зайти в хвост ведущей, обе будем живы. И вот после боевого вылета Рая ей говорит: — Молодец, не пустила фашиста к моему хвосту. А она растерялась. — А что, разве фашисты были? Хохот стоял еще долго, а Ольга Николаевна все недоумевала: почему смеются девчата? И вот завтра первый боевой вылет Валентины.

    ...Утром подъем! Короткая зарядка, завтрак. Валя осторожно посматривает на стреляных летчиц. «Ну, хватит ко всем присматриваться, пора за дело», — подбодрила себя Валентина и направилась к самолету.
    Механик Валентина Кислица доложила о готовности машины к боевому вылету, но летчик и сам должен проверить его. Валя привычным движением надела парашют, села в кабину и привязалась ремнями.
    Сердце стучит так громко, что кажется, его слышат техники и механики. Они на земле будут в тревожном ожидании сжимать свои девичьи, почти детские кулачки, мысленно помогая ей, 20-летнему истребителю, сойтись в смертельной схватке с врагом. Наконец, О.Н. Ямщикова и В. Петроченкова находятся в готовности номер один (за 45 секунд надо взлететь). По аэродрому полз туман. Пахло влажными травами и дымом.

    Самолетов на стоянке не видно. Капониры и деревья, срезанные туманом, словно повисли в воздухе. Пронизывающая сырость. Зябко ежась, девушки внимательно следят за сигналом. Но вот над стартом взмывает красная ракета, и в наушниках шлемофона звучит немного искаженный взволнованный голос радистки командного пульта Наты Кульвиц: — Вылет! Ямщикова дает команду запускать моторы. Командир эскадрильи с ходу идет на взлет.
    Следом, выдерживая дистанцию, взлетает Валентина Петроченкова. По радио слышно, как за командиром поднимается еще пара истребителей. Бомбардировщики с черными крестами на борту плотным строем идут к переправе. Над ними и с боков истребители прикрытия. — Сократить дистанцию, — слышит Валентина голос ведущей. — Прикрой, атакую. Пара истребителей врезалась в середину группы бомбардировщиков. Один «юнкерс» задымил, отвалил в сторону и, видимо, пытаясь сбить пламя, стал снижаться со скольжением. Одна за другой следовали атаки ведущей, которую четко прикрывала Петроченкова. Самолет Валентины был словно привязан к самолету комэска.
    Когда вернулись домой, Ольга Николаевна поздравила младшего лейтенанта с боевым крещением. Все девушки поздравляли, а у Валентины на глазах были слезы радости. Она, почувствовав себя увереннее, решила написать письмо матери в Москву: «Дорогая мамочка, ты даже не можешь себе представить, какая я счастливая. Летала впервые на воздушный бой. Пока ждали вылета, я вся издрожалась, мне казалось, зуб на зуб не попадал. Очевидно, это от сырой погоды и немножко от неизвестности. Вела в бой меня летчик-ас Ямщикова О.Н. Она старше меня, уже академию Жуковского окончила, а сейчас у нас командир эскадрильи. Ее тоже долго держали в тылу…

    Как только увидела красную ракету, забыла все на свете, только бы не потерять ведущую. В бою я ее не теряла. Огненные штрихи к ее самолету летели через мой. Ольга Николаевна какими-то неописуемыми маневрами ухитрилась зайти прямо в хвост бомбардировщику. И он задымил. Я чуть было не выпрыгнула из самолета от восторга и очень громко закричала: «Ура!» Хорошо, что никто не слышал и не видел, а то бы засмеяли. После полета я долго плакала, это уходило мое детство и наступала огненная юность. Я очень, очень рада, что принадлежу к великой когорте летчиков-истребителей. Правда, меня еще пока все опекают, делятся боевым опытом, а ведь опека — это верное средство сделать меня беспомощной, но я надеюсь, что в меня поверят. Привет братцу Виктору, как он там растет, учится? До встречи, любимая мамочка. Целую, твоя дочь Валя. Ноябрь 1943 года». Следующие полеты Валя совершала с Галей Бурдиной. Снова боевой вылет. Не успели девушки набрать высоту, как заметили пару «фоккеров». Они, очевидно, нацелились на стоянку самолетов. Довернув несколько градусов в сторону противника, еще не имея достаточной скорости и высоты для маневра, Бурдина, прицелившись, открыла огонь. Атака наземной цели была сорвана, и фашисты, имея преимущество в скорости, пытались уйти бреющим в сторону леса. Стреляли из всего, что было: пушек, пулеметов. Один из стервятников клюнул носом, словно споткнувшись на быстром ходу, а через мгновение черный столб дыма взмыл к небу… Вале стали доверять, а доверие и есть тот упругий поток под крылом, который помогает летчику подняться к большим высотам мастерства, придает силы и мужество преодолевать трудности. Так начала свой боевой путь совсем еще юная Валя Петроченкова.

    i.jpg

    В те полные тревог и тоскливой горечи потерь дни она познала цену настоящей дружбы и любви. Лучшей своей подругой Валя считала бойкую, веселую, с мальчишескими вихрами бровастую Машу Батраков.
    Однажды в женский полк приехали гости — летчики с соседнего аэродрома. То было радостное и тревожное событие: в женском полку давно не «пахло мужским духом», и вдруг — целая эскадрилья парней.

    ...капитана звали Федором, фамилия Неминущий.

    Говорил он негромко, как-то певуче, с явным украинским акцентом. Маша с Федором стали встречаться вопреки всем запретам начальства.
    Какая может быть любовь на войне?
    А она, любовь, ничего не признает — ни фронта, ни тыла. Познакомила Маша с Федором и свою подругу. Валя смерила капитана строгим судейским взглядом и решила: «Ничего особенного». Валя стала их связной.
    Потом встречались все … трое.
    Федя пел для обеих. О, как он пел! Бывало, как затянет: «Дывлюсь я на небо…»
    У Валентины аж мурашки по спине пойдут, а Маша закроет глаза, и из-под пушистых ресниц горошками катятся слезы. Однажды, возвращаясь с задания, Маша попала в грозовое облако.
    Никто не знал, что с ней случилось, но истребитель, словно пронзенная стрелой птица, вывалился из бело-синего облака и неотвратимо устремился к земле.
    Валентина, не любившая слез, впервые за войну горько заплакала…

    Прошло время. Однажды к девчатам на аэродром села пара истребителей. Валя шла с боевого дежурства усталая, но весенний погожий день и юность распрямляли ей плечи. Она сбросила шлем, и по плечам рассыпались длинные каштановые волосы. Надо сказать, они ей доставляли немало хлопот, поэтому на фронте многие девушки носили короткие стрижки. Именно эти красивые волосы стали предметом пристального внимания только что прилетевших истребителей-мужчин. Кто-то из них, когда «небесная красавица» проходила мимо их самолетов, как бы невзначай и несколько фамильярно спросил: — В какой парикмахерской Вам сделали такую дивную прическу? Валя от неожиданности вздрогнула и выронила из рук планшет, оба аса, как по команде, бросились его поднимать. Она же с достоинством ответила, показывая пальцем на озеро вблизи аэродрома: — У бога морей, Нептуна. Если у вас есть время, сходите, навестите его, — и рассмеявшись, побежала в штаб. ...После ужина они встретились и всю ночь украдкой гуляли по берегу озера. Меряли шагами свои лунные длинные тени. Ночь выдалась теплая, светлая, пахнущая медуницей и миром…

    Утро разлучило их, но ненадолго. Через неделю Гриша (так звали незнакомца) снова прилетел на аэродром женского авиационного полка. Была ли в том нужда, Валентина не знает, только вспоминает, что снова была сказочная ночь. Гриша Иващенко рассказал, что родом он из Мелитополя, очень любит свой город и больше жизни любит ее — Валентину-Валюшу. Война скоро кончится, он непременно будет учиться, станет летчиком-испытателем, и они поженятся. Валя тоже поведала ему о своей детской мечте — быть капитаном дальнего плавания.
    — Ну что ж, капитан так капитан, — шутил Гриша.
    — Разобьем фашистов и все океаны — воздушный, морской и океаны хлебов будут нашими!
    При встрече она заметила, что он прихрамывает, но пытается это скрыть. С его лица еще не совсем сошла госпитальная бледность.
    Валентина осторожно задала вопрос: — Гриша, где тебя царапнуло?
    — Да это шальная пуля, но она не нанесла вреда, так что в Сокольниках двух недель хватило, чтобы вылечиться.
    — Сбежать, — уточнила Валя.
    — Так точно, сбежать, — весело отрапортовал Григорий.
    — Все обошлось. Уже летаю. ...
    — Удивительно! — сказал он, тряхнув своей красивой кудрявой головой.

    Прошло всего несколько недель, как мы увиделись первый раз, а кажется, уже прошли годы. Вот что такое война, она вбирает в дни — месяцы, в недели — годы.
    — Ускоряет жизнь и разрушает ее, — добавила она и задумалась.
    Он встал, обошел скамейку, лёгонько обнял ее за плечи, прислонился к щеке и тихо, но твердо проговорил: — Войне скоро конец, фронтовая метель нас может раскидать, поклянись, — сказал он с неожиданной строгостью, — что ты будешь писать мне и ждать меня. Не дождавшись ответа, поцеловал ее крепко и страстно. И было так радостно и покойно, хотя это были минуты обманчивого покоя…

    А потом он ушел, чтобы улететь утром в бой…

    Впереди были Котовск, Бельцы, Яссо-Кишиневская операция, Дебрецен, Будапешт, Вена. Стояла весна 1945 года. Валентине пришла телеграмма. В ней всего пять слов: «Вылетайте Киев погиб Иващенко — Командир».
    Женский полк находился в это время в Будапеште. Оставались считанные недели до конца войны. А он погиб! «Почему?! — Задавала она себе вопрос, — почему?»
    У самолета отказал двигатель, когда Гриша находился над Киевом.
    Он мог покинуть самолет и спастись на парашюте, но тогда неуправляемая машина упала бы на жилые кварталы израненного войной города.
    И он принял решение увести самолет подальше за Днепр…

    Взрыв прогремел салютом в знак глубочайшей скорби, как память погибшему мужественному талантливому летчику Григорию Иващенко. Он не успел увидеть салют в честь Победы, не дожил всего месяц…
    Валентине показалось, что все вокруг окрасилось в черный цвет, что и ее жизнь унесла эта трагедия. В полк она вернулась совершенно больной. Командир понимал, что потеря близких, да еще в конце войны, особенно тяжела, и предоставил ей неделю отдыха. Но Валя категорически отказалась, только в небо! Еще яростнее стала она в бою и приняла для себя решение — никакой пощады врагу! Самое мерзкое видение — это рыло «фоккера».
    Сколько разбитых судеб, уничтоженных жизней, зачем только народы терпят в своем обществе мракобесов, таких убийц-завоевателей, как Гитлер? Неужели не разверзнется под его ногами земля за все злодеяния? Много было полетов, летали почти ежедневно, а то и по нескольку раз в день. По всему чувствовалось — войне скоро конец. Фашисты с тяжелыми боями отступали к своим рубежам.
    23 февраля 1945 года с аэродрома в населенном пункте Дебрецен (Венгрия) девушки-истребители прикрывали от воздействия ВВС противника железнодорожный узел.
    Патрулировали над складом боеприпасов наших войск, вели борьбу с вражескими разведчиками. Потом был аэродром Цикато (Будапешт). Летали много. Охраняли переправу через Дунай, железнодорожные участки вокруг Будапешта.

    i.jpg


    ...И вот войне конец! Победа!

    Сколько радости и слез было в этот памятный день. Бурдина и Валя Петроченкова сидели в боевой готовности, когда вдруг поднялся шум, все кричали: «Победа! Победа!»
    Кто-то начал стрелять из пистолета. Все повыскакивали из самолетов, окружили адъютанта командира дивизии, привезшего радостную весть. Бурдину и Петроченкову он взял с собой в Будапешт.
    Они впервые видели этот красивый город с ажурными мостами не с неба, а из окна машины. Вечером девушки из 2-й эскадрильи пригласили их в гости, и они обнимались, плакали, вспоминали тех, кто не дожил до радостной минуты. Выдумщица Клава Панкратова оделась в длинную красивую ночную рубашку, забралась на стол и стала отплясывать что-то отчаянное. В это время в комнату неожиданно вошли командир полка и комиссар.
    От неожиданности Клава приветствовала их каким-то набором слов. Кончилось тем, что все вместе смеялись до слез. Командиры поздравили всех с окончанием войны, но сказали, что дежурство еще не отменено и пора отдыхать. Шумели волны Дуная, и Валентина слушала их приглушенный шепот, он уносил на Восток, на Родину, к матери ее слезы, тоску, грусть. Вдруг ей показалось, что кто-то у излучины Дуная поет Гришину любимую украинскую песню «Карие очи, черные брови». Подумала, что это галлюцинация. Но ведь так четко и так красиво звучит песня: «… дэ ж вы навчилысь зводить людэй?» Валя встала и пошла вверх по течению.
    У самой воды сидел Федор Неминущий и, видимо, сердцем оплакивал свою Машу. Глаза их встретились — навсегда. Они потеряли самых близких людей и теперь поклялись вместе нести память о них через всю жизнь.
    Полки их тогда стояли совсем близко, они летали рядом, иногда узнавали друг друга по хвостовым номерам самолета и, в знак приветствия покачав крыльями, шли дальше каждый своим маршрутом.
    Федор Николаевич служил в 98-м гвардейском Висленьском Краснознаменном, ордена Богдана Хмельницкого полку дальних разведчиков. Он летал на «аэрокобре», Як-9Д, Як-9М. Вся армия знала отважного летчика-разведчика.
    От достоверности данных, которые он привозил, зачастую зависел успех боевых действий. Неминущий уже командовал звеном. Задания ему давались самые невероятные — от разведки глубинных позиций противника до уточнения местонахождения своих войск.
    Был такой случай.

    i (1).jpg

    1944 год, Львовская операция — наши войска рвутся к Львову, Перемышлю, Ковелю и Западному Бугу. Идут ожесточенные танковые бои. В воздухе, казалось, нет ни метра свободного пространства.
    Неминущий получил задание уточнить движение резервов врага, как ведет себя противник, нет ли отхода или отвода войск.
    Вышли на линию фронта в районе Сокаль — Горохов. Он начал следить за дорогами, железнодорожными станциями, позициями немцев, а его ведомый — за воздухом.

    Кроме того, надо было фотографировать с высоты 100 — 150 м, следить за картой. Вдруг ведомый доложил, что слева четверка «фоккеров».
    Вступать в бой нельзя — данные разведки нужны фронту, но выхода нет, и они принимают бой. Заходит в хвост ведущему фашистской ведущей пары, не успев открыть огонь, видит — «фоккер» обстреливает его ведомого.
    Федор кидается на защиту, отражает атаку, но теряет из виду пару. Хотели оторваться от противника, но поздно, вторая пара не дает этого. Неожиданно замечает слева под четыре четверти самолеты противника, успевает дать левую ногу, самолет скользит на крыло — на правой плоскости рваные пробоины, однако прервать бой нельзя. Он ловит в прицеле самолет противника и дает длинную очередь из пушки и пулеметов — один фашист задымил, второй со снижением ушел восвояси. Самолет Неминущего ранен, но двигатель работает нормально, и тогда на подбитом самолете он довыполняет задание, а затем уже берет курс на свою территорию.
    Назло всем смертям дотягивает до своих! Техники и механики насчитали 33 пробоины в самолете. Разводили руками: «На чем человек летел?» Ночью самолет лечат, а в 5 утра снова полет.
    Теперь новое задание — надо найти танки противника. В районе Владимира-Волынска и станции Порицк обнаружили много стогов сена, которых вечером не было. Решают с ведомым сфотографировать эту поляну.
    Делают это парой в плотном строю и без малейшего крена, чтобы не получилось «штанов» (не сфотографированной площади), а вокруг них огненные трассы и разрывы эрликонов. Неожиданно в кабине Шишина все электрические приборы зашкалили — перебита электрическая система. Ведомый выходит вперед и показывает: «Следуй за мной». Прилетают на аэродром, Федор пытается выпустить шасси — не выпускаются, повреждена правая стойка шасси.
    Горючее на исходе, надо садиться. Посадка получилась неудачная. Самолет поврежден, вышел из строя. Однако и это задание было выполнено. После дешифровки установили, что стога сена — замаскированные танки.
    Федор позже вспоминал: «Дальше был Сандомирский плацдарм. Обе стороны готовились к решающему бою. Разведчики летали два-три раза в день над линией фронта. Фотографировали укрепления врага, аэродромную сеть, железнодорожные, шоссейные, водные переправы. Погода была неблагоприятная для авиации, высота 100 — 150 м, видимость 1-2 км, но полеты не прекращались».

    В период наступления наших войск на реке Нейсе в апреле 1945 года танковые части полностью были окружены в болотной местности и не смогли развить успех в районе станции Вейсвассер. Чтобы помочь им выйти из окружения, командование снова послало Федора. Пролетая несколько раз над находящимися в болоте войсками (это были танки Войска Польского), ему удалось показать им дорогу, а также вывести часть своих бойцов из окружения.
    За умелые действия в этой операции он был награжден орденом Александра Невского. Однажды потребовалась помощь нашим танкистам, которые прорвались вперед и оказались в тылу врага.
    Командование 1-го Украинского фронта приняло решение: во что бы то ни стало поддержать танки с воздуха. День был пасмурный, низкие облака сеяли моросящий дождь, видимость едва достигала 1 км.
    В полет командир посылает капитана Неминущего. Линию фронта Федор прошел чуть выше верхушек деревьев. Под крылом, словно перед окном быстро идущего поезда, мелькали проселочные дороги, перелески.
    По времени он должен был войти в предполагаемый район расположения наших танков. Но, увы, разглядеть хоть что-нибудь было невозможно. Пошел в вираж, нырнул в облака и с разных ракурсов стал выходить к расчетному месту. Танков нет. Как нет? Ведь они должны быть именно здесь, подсказывало чувство, которое разведчики называют интуицией. Смотри зорче! А тем временем немцы окружили самолет, открыли стрельбу.
    Прицельной стрельбе мешала облачность. И снова заход под мощным обстрелом. Шапки взрывов то выше, то в стороне… А вот, кажется, и ключ к разгадке — ровные следы гусениц. Еще несколько заходов на бреющем…

    Танки в роще. Они замаскированы, но все-таки Федор смог разглядеть на броне звезды. А ночью им сбросили горючее, боеприпасы, продукты, медикаменты. Танкисты не знали, кто был их крылатым спасителем.
    Позже командующий воздушной армией генерал Красовский объявил о награждении Неминущего орденом Боевого Красного Знамени.

    i.jpg

    Под Финстервальде Неминущий семь раз вылетал на штурмовку артиллерии. В результате все, что оставалось от «фердинандов», — исковерканные стволы орудий, покореженные лафеты.
    Командующий армией вручил Неминущему второй орден Боевого Красного Знамени. Всего же он награжден семью боевыми орденами и десятью медалями.
    Более 240 боевых вылетов совершил отважный летчик в тыл врага, на его счету три сбитых самолета противника. Он один из тех, кто освобождал Киев, Львов, Познань, Катовице, Прагу.
    8 мая 1945 года в 9 часов 30 минут состоялся последний боевой вылет Федора. Задание было необычайно легким (канун Победы!) и неимоверно трудным — разузнать, что делается в Праге.
    Тяжело давались последние километры войны. На задание Федор полетел вместе со своим ведомым лейтенантом Галилуевым Н.Г. В воздухе непривычно спокойно, небо чисто. И только дороги, ведущие к Праге, дымятся от недавнего боя. Всюду воронки от бомб. Горят окраины города Мельник.
    А вот и Прага.
    Они снижаются и подходят к городу со стороны солнца. Тени от самолетов плывут по вспаханным полям. С востока в Прагу ползут машины, фургоны. Самолеты проносятся над колонной, разворачиваются и на бреющем проходят чуть в стороне. В какую-то долю секунды Федор читает на борту фургона: «Военторг». Наши! Два самолета с пятиконечными звездами разворачиваются и идут к центру Праги. Под крылом красавица Влтава, ажурные мосты, красные от солнца крыши домов. А справа высоченный собор св. Витта. Вся площадь запружена ликующими людьми, они обнимаются, машут руками. Федор со своим ведомым делает разворот над площадью, покачивая крыльями…

    Летчиков Валю Петроченкову и Сашу Акимову демобилизовали первыми из полка. Девушки возвращались в родное Подмосковье, Мечта Вали учиться дальше пока откладывалась. Дома большая семья, отец инвалид.
    Она устраивается на работу в КБ Генерального конструктора В.Ильюшина. Работает в аэродинамической трубе, обрабатывает продувки, но однажды, возвращаясь домой в вагоне поезда, теряет сознание — сказались последствие ранения в голову и тяжелейшая малярия. Два месяца находилась Валя между жизнью и смертью. Федор Неминущий продолжал служить в армии, но подавал рапорт за рапортом с просьбой перевести его в летчики-испытатели. Командование пошло ему навстречу. И начинаются для Федора те же боевые вылеты, только теперь не в грохочущем небе войны, а на испытаниях. Одним из первых он летал на беспилотных самолетах — предшественниках наших ракет системы «воздух — земля». Затем, тоже впервые, были полеты на бомбометание с высоты 10 — 20 м. Испытывал он и высотно-компенсирующие костюмы, которые нам, послевоенным летчикам-испытателям, не раз спасали жизнь. Летал он на самолетах более чем 20 типов. Но все это было потом… Прошел год, как закончилась война. Где же Валя-Валюха, что с ней, куда забросила ее судьба? Все чаще стал вспоминать Федор их короткие встречи на фронте. И обожгло его сердце тревогой, как же он мог потерять ее след? Написал в полк, отыскал адрес матери и прилетел в самый разгар болезни: Валя то приходила в себя, то надолго впадала в забытье. Федор почти весь отпуск провел в госпитале у ее постели. Понемногу болезнь отступала, появились силы разговаривать. Разрешили гулять по госпитальному парку. Федор видел, как Валя постепенно возвращается к жизни. В душе поклялся, что никогда больше не оставит ее одну. Ласково и нежно сделал ей предложение, совсем еще слабой и похудевшей.
    Валя помнит каждое его слово: — Давай, мой любимый человек, пойдем по жизни вместе, не расставаясь. Нам есть, что рассказать и что подарить друг другу. Мы должны жить за Гришу и Машу. И Валя согласилась.
    Так состоялась крылатая семья.

    Прошли годы…

    Федор Николаевич — руководитель полетов — мы часто в эфире слышали его бодрый веселый голос: — Я «Рубин»! Заход на посадку разрешаю!
    Многим он помогал преодолеть погодную мешанину при заходе на посадку, особенно ночью.
    ...Хорошая пара Неминущие — говорили сослуживцы.
    Вырос сын Володя, он уже политработник.

    Они выступали в школах, на предприятиях, им было, что рассказать молодежи. В войну их общий возраст составлял 38, а недавно мы отмечали их совместное столетие.
    Много было однополчан. Но жизнь — сложная штука. Работая руководителем полетов, не щадил себя Федор Николаевич и не отходил всю смену от экранов локатора, белесый свет которого, очевидно, небезопасен.
    Приключилась страшная болезнь — изменился состав крови.
    Валентина Абрамовна отдала бы всю свою до капли, если бы можно было спасти мужа. Но не придумали еще врачи действенного лекарства от этой злой болезни века.
    Погиб на боевом посту Федор Неминущий, отдав свою жизнь нам, молодому поколению авиаторов. А что же Валя? Ушла на заслуженный отдых. Посещает свой и Федора Николаевича полки.
    Там несколько раз сменился летный состав, но ветеранов помнят, приглашают в гости. А еще Валентина Абрамовна увлекается искусством, делает удивительные вещи! Вместе с народным умельцем скульптором Василием Ивановичем Прокопьевым создали они сотни различных деревянных скульптур, превратив дом в царство красоты и фантазии.
    Сколько нужно вложить труда и души, чтобы увидеть невидимое и сотворить чудо из таких, казалось бы, ненужных, бросовых деревяшек.
    Может быть, те воздушные бои, которые она провела во фронтовом небе, а может быть, короткие минуты свиданий, подаренные ей жизнью.
    А может быть, она слушает голос неба и в ее сознании возникают образцы будущих творений, которые станут продолжением ее крылатой судьбы.

    Безымянный.jpg
    Неминущая Валентина Абрамовна, летчица, у боевого самолета.
    Венгрия, г. Будапешт. 26.05.1945 г.


    http://www.airaces.ru/stati/valentina-petrochenkova-zov-neba.html
     
  16. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Мигунова Екатерина Александровна

    Мигунова_Екатерина_Александровна.jpg

    Родилась 6 ноября 1912 года в Иркутске в семье генерала Мигунова Александра Борисовича.
    Ещё будучи учеником школы, посещала авиакружок.
    Участница Великой Отечественной войны с октября 1941 года.
    Была заместителем начальника штаба 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка и затем — начальником оперативной части полка.
    Вместе со своей подругой — Мариной Расковой училась в школе авиационных лётчиков.
    После войны проживала в Москве. Была замужем за Анатолием Левашовым (1911—1983), тоже лётчиком, полковником авиации.
    Умерла 5 января 1997 года в Москве. Была похоронена на семейном участке Введенского кладбища рядом с родителями и мужем.
    Была награждена орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды, А также медалями, в числе которых «За оборону Кавказа».
    Автор книги о Марине Расковой.

    Безымянный.jpg
     
  17. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Шагин Иван Михайлович
    Герои Советского Союза, летчицы Наталья Меклин, Надежда Попова и Евдокия Никулина.
    Белорусский фронт

    358397.jpg
     
  18. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Черницына Любовь Андреевна

    Безымянный.jpg

    Год рождения: __.__.1922
    Место рождения: Молотовская обл., г. Кунгур
    гв. ефрейтор
    В РККА с __.__.1942 года
    Звание: гв. ефрейтор
    Место призыва: Кагановичский РВК, Молотовская обл., г. Молотов, Кагановичский р-н
    Место службы: 15 гв. шап 277 шад 13 ВА ЛенФ

    Medal_Za_Boevye_zaslugi.png
    filterimage.jpg

    Medal_Za_oboronu_Leningrada.png

    Черницына Любовь Андреевна
    15.03.1943

    Безымянный.jpg


    http://podvignaroda.ru/?#id=1111895334&tab=navDetailManCard
     
  19. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Нина Ивановна Русакова (12 [25] января 1915; село Сагуны, Воронежская губерния — 12 ноября 1997; посёлок Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области) — единственная женщина — заслуженный лётчик-испытатель СССР (7 октября 1959, №17), полковник (1955).

    Rusakova_N_I.jpg

    Родилась 12 (25) января 1915 года в селе Сагуны Воронежской губернии. Старшая из трёх сестёр. Мать умерла рано. Окончила семилетку.
    В 1933 году окончила Воронежский аэроклуб, в 1934 году — Воронежский авиационный техникум.
    В армии с января 1934 года.
    В 1934 году окончила Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Служила в строевых частях ВВС (в Житомире), летала на истребителях И-5, ДИ-6 и И-16.

    27-28 июля 1940 года в качестве штурмана участвовала в попытке установления женского мирового авиационного рекорда дальности полёта по прямой. 27 июля 1940 года самолёт ДБ-3 «Украина» (командир экипажа — капитан М. П. Нестеренко, второй пилот — капитан М. Г. Михалёва, штурман — старший лейтенант Н. И. Русакова) вылетел по маршруту Хабаровск — Мозырь — Львов. Из-за встретившийся на пути грозы, сильного встречного ветра (присущего всем перелётам с востока на запад), обледенения (из-за высокой верхней кромки облачности) и крайне неблагоприятного метеопрогноза на оставшийся участок пути утром 28 июля 1940 года самолёт совершил вынужденную посадку на поле в районе деревни Исаково (Санчурский район Кировской области). За 22 часа 32 минуты было пройдено по прямой расстояние около 6.000 км. Мировой рекорд (6.450 км), установленный в сентябре 1938 года экипажем В. С. Гризодубовой на самолёте АНТ-37 «Родина», превышен не был. По этой причине перелёт экипажа М. П. Нестеренко был очень быстро предан забвению.

    С августа 1940 года по май 1961 года — лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Провела испытания различного самолётного и радиолокационного оборудования на самолётах ДБ-3, Ли-2, Ил-2, Ил-10, Ил-12, Ил-14, Ла-7, МиГ-3, Пе-2, СБ, Ту-2, Ту-4, Як-3, Як-7 и их модификациях (всего 39 самолётов и 240 систем). Общий налёт — около 5000 часов, количество посадок — около 10000, из них 5 вынужденных.
    В годы Великой Отечественной войны проводила обучение лётчиков строевых полков эффективному использованию в воздушном бою самолётов "Як" и "Ла" на Волховском и Ленинградском фронтах.
    С мая 1961 года полковник Н. И. Русакова в отставке. Жила в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области.
    Умерла 12 ноября 1997 года. Похоронена на кладбище села Леониха Щёлковского района Московской области.

    Русакова Нина Ивановна в кабине самолета.
    1943 год

    3558341.jpg 3558337.jpg
     
  20. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.365
    Спасибо SB:
    121.917
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Белкина Пелагея Григорьевна

    Безымянный.jpg 35.jpg

    Родилась в 1916 году в Благовещенском районе Башкирской АССР.
    В рядах Красной Армии с 1941 года по мобилизации Саратовского горкома ВЛКСМ.
    В действующей армии с мая 1942 года.
    Старший летчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии гвардии лейтенант.
    Участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма, наносила бомбовые удары по военным объектам врага.
    Не вернулась с боевого задания в ночь с 18 на 19 июля 1943 года.
    Похоронена - хутор Новокрымский Молдованского сельского совета Краснодарского края.
     

Поделиться этой страницей