Прибытие поезда на станцию Екатеринбург. 1890 г. Томская губерния. Станция Чулым. 1898 г. Один из первых поездов на станции Чулым. Открытие паровозного депо на Первой речке Владивосток. 1909 год
Станция Микунь, Коми АССР Территория паровозного депо станции Микунь. 1940-е годы Паровоз Турк.-Сиб. железной дороги. 1940-е годы
Паровоз 1-4-2 серии ИС20-317 на Каланчёвском путепроводе, Москва, 1955 год, фото. Л.Н. Рагозина, фото из коллекции Михаила Тиунчика. Автор:Рагозин Л.Н.
Паровоз Д-3660 на станции Пенза II 1992-1995 гг. Депо вокзала Пенза I. Паровоз Л-3837 1995 год Депо вокзала Пенза I. Паровоз Л-1322 1999 год Нижегородский край. Бор. Депо Моховые горы 1929 год
Приозерский филиал Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области "Музейное агентство" - Музей-крепость "Корела" 1947-1948 гг. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22942681
Не знаю, может, не в тему, но какие же паровозы без паровозников? И вот решила я накануне Дня Победы отдать должное своим (а в их лице всем!) паровозникам военного времени - из пяти братьев моего дедушки четверо были машинистами. Называли они себя "паровозниками" до конца жизни, хоть трудовой путь закончили уже на тепловозах. Двое воевали - один на Карельском фронте, другой погиб под Старой Руссой, а двое вели войну на паровозах. Воспоминания одного из них, к счастью, в 2003 году были записаны на магнитофон. Вот ими-то я и хочу поделиться с вами. Записала их с кассеты практически дословно. Мстислав Владимирович Прейс в 1936-м году поехал работать в Сибирь. Начал паровозным кочегаром на станции Тайшет Восточно-Сибирской ЖД, потом помощником машиниста, а с 1942 – машинистом паровоза. Воспоминания о ВОВ (из беседы с сыном). С: В войну ты уже машинистом был, да? МВ: В 42-м стал машинистом. В войну сразу потребовалось много машинистов. С: А ты пытался добровольцем уйти на фронт? МВ: Нет, нет. Ну каким добровольцем?! Нас к военкомату не допускали! Паровозник! Боже сохрани! Никакая армия! Ничего! Возить надо было, возить. Вся страна на колёсах. Надо эвакуировать заводы, надо народ эвакуировать с занимаемой немцами территории, и потребовались машинисты, и меня вызывают: «Поедешь на курсы машинистов. Были курсы 9-месячные, а сейчас будут 2-месячные. Через 2 месяца ты чтобы стал машинистом.» И вот мы как сели за парты в школе машинистов, преподаватель диктует, мы пишем, и пишем, и пишем, и пишем диктанты, а он рассказывает устройство паровоза, как, что, а мы пишем, пишем, а потом вызовет к плакатам – там чертежи. ... В школе раньше сдавали экзамены – ездили в Управление дороги, там придирались, ревизоры, всякая штука, а тут весь состав приемной комиссии выехал в школу экзамены принимать. Оттуда поехали машинистами, в 42-м. И сразу потребовались фронту лёгкие паровозы, а у нас были лёгкие, эмки, потребовалось 16 паровозов немедленно отправить в Москву в депо Ильича. Мы сели и через всю страну ехали в Москву три месяца. Паровоз, сзади, за паровозом, теплушка, и в теплушке две бригады – моя (помощник и кочегар) и напарника. Едем. Приезжаем на какую-то станцию – берите состав. И уже не к Москве, а в сторону куда-то. В сторону заехали, там этот состав отцепили, а давайте на завод – а там эшелон танков. И так то налево, то направо, то прямо – мы через три месяца только попали в Москву, в депо Ильича. Ноябрь. Темень. Москва в потьмах. 42-й год, да! Немцы под Москвой. Дирижабли пошли, заграждения висят в небе – заграждения-дирижабли. Комендантский час. В 8 часов вечера если ты появишься на улице, тебя сразу забирают в комендатуру. И вот мы в депо Ильича, на московском вокзале, сдали паровозы, и я с ребятами разговорился: - Куда паровозы? - В военные колонны. С фронта идут. Житуха - вот так! С фронта мы везём всё, а тут никого нету, магазины открыты – бери, что хочешь [смеётся]. - И я с вами. Хочу к вам. Я холостой. - Ну ладно, раз так, иди к нам. И шинели хорошие, обмундирование. - Ну и мне терять нечего, пошёл я к вам. - Иди пиши заявление начальнику депо. Я написал: желаю, понимаешь, в военно- эксплуатационную колонну. А отделение железнодорожное на колёсах всё - и депо, и станции, и движенцы, всё с фронтом идёт. Написал заявление, начальнику депо отдал, он почитал: «Ты что?! Немедленно...! Каганович сказал, если кто хоть одного сибиряка оставит, шкуру спущу! А с Кагановичем шутить плохо. Так что сдавайте паравозы и немедленно поезжайте на Восточно-Сибирскую, там Квантунская армия стоит на границе. Ты что! Вот она сунется… Боже сохрани!» Мы паровозы сдали, нам всю дорогу оплатили, мы сели на 42-й Москва-Владивосток, а он мимо Иркутска идёт, и восвояси. С: Паровозников много отпустили из ссылок, тюрем перед войной? МВ: (с удивлением) Да никто не сидел. С: Как? Ты ж говорил, что многих ... МВ: Не, никто не ... Господи, чё там, ... это ж было в 37-м! С: А, уже всё прошло, да? МВ: Господи... не... паровозников абсолютно не... Как только паровозник - немедленно! Никаких! Даже был приказ, 302-й, Сталина, машинистов, помощников машинистов немедленно, с любого участка фронта - разведка, пехота, танки, если он паровозник, немедленно сейчас же в своё депо. Возить надо было. Страшно возить! День и ночь - эвакуированные, заводы, фабрики... Мамочка моя! А с Востока - солдаты, с Урала - танки, из Иркутска - самолёты. Хе-хе... Мааа-ма! А солдат мы отправляли... весь Восток, все войска вывозили под Москву. И вот под Москвой сибиряки всё и отстояли. И вот я помню, возили... Остановишься на какой станции ... набор воды, и сразу солдаты высыпят из теплушек, набирают воды, умываются… Косая сажень все! В полушубках в белых! В шапках в тёплых, валенки. Ребята - просто загляденье были. Посмотришь - кровь с молоком! Взрослые все [с восторгом]. Ну, приятно было посмотреть на солдат. А одеты были так тепло - в полушубках, валенки, белые полушубки такие, воротники тоже. Вот они-то и отстояли всё под Москвой. Забыл, как же его фамилия... парторг... военный... "За нами Москва! Отступать некуда!" С: А помнишь, когда война закончилась? Где ты был? МВ: Да. Я уже был в Иркутске... и поехал в поездку в Черемхово… Приезжаем - нам 4 часа отдыху. На базарчик заскочил что-нибудь купить с ребятами, с помощником и с кочегаром, и вдруг "Урра-а-а-а!". Там раненые... у кого ноги нету, у кого руки нету... они там на базарчике торговали. "Урра-а-а-а!" Как закричат! "Победа! Кончилось всё!" [смеётся]. Это было… я не знаю, во сколько это было в России, а это было часа в два дня. Часа в два дня крики, обнимаются [смеётся]. Тут же сразу за самогоном, выпивают... да… Мстислав Владимирович Прейс с женой, Верой Кондратьевной. 1945 г.
Музей ЖД в Локомотивном депо Каменоломни, Ростовская область. Локомотивного депо уже нет. Думают, что делать, куда переносить то, что осталось от Музея и стоит возле Депо. (Фто А.М. Прейса для музейного альбома) Сев.Кав. ЖД ФД20-2109 Больше 100 лет трудился! Сообщения объединены, 10 2020, время первого редактирования 10 2020
Тверская губерния. Паровоз у Бежецкого депо Паровоз серии Р-595 1900-го года постройки, который поставлялся именно на Московско-Виндаво-Рыбинскую железную дорогу, частью которой является Рыбинско – Бологовская ж.д. 1905-1910 гг.
Кемеровская область – Кузбасс На снимке Паровоз ФД 20-1052 в депо п. Промышленная 07.10.1936 года. Ростовская область, Каменск-Шахтинский. 1988 год Памятник паровозу установлен 2 августа 1986 года в поселке Лиховском у ДК железнодорожников. На На вечную стоянку установлен паровоз серии Л (в честь генерального конструктора Лебедянского) под номером 2 (Л-0002), изготовленный в конце 1945 года на Коломенском заводе в Подмосковье. Он был экономичнее паровозов серий ФД и ИС, водил за собой тяжелые составы. Прописан паровоз на станции Морозовская. С 1947 по 70-е годы работал на маршруте Морозовская-Лихая, пока на смену ему не пришли тепловозы и электровозы.
Дальневосточный край, Хабаровская обл., г. Комсомольск-на-Амуре На строительстве металлургического завода «Амурсталь». 1930-е гг. Иркутская область, Слюдянский район КБЖД. Паровоз на выходе со станции 1950-1960 гг.
Первый состав пассажирского поезда в г. Стерлитамак. Строительство железной дороги Уфа – Стерлитамак. Башкирская АССР. 1934 г.