Крепость Брест

Тема в разделе "Беларусь", создана пользователем Alexmak, 24 авг 2012.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.285
    Спасибо SB:
    126.332
    Отзывы:
    2.097
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Знамя 393 отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, защищавшего Брестскую крепость, было спрятано военнослужащими тщательнейшим образом.
    Через 15 лет защитник Брестской крепости Р.К. Семенюк публично извлек его из тайника. Этот факт был снят на кинопленку и запротоколирован. Он зарегистрирован и в книгах С.С. Смирнова «Брестская крепость» и А. Суворова «Брестская крепость на ветрах истории». Бережно упакованное знамя даже не испортилось. Т.е. в данном случае полностью были выполнены требования Устава внутренней службы.

    Выписка из главы "Боевое Знамя воинской части":

    «Весь личный состав воинской части обязан самоотверженно и мужественно защищать Боевое Знамя в бою и не допустить его захвата противником. При утрате Боевого Знамени командир воинской части и военнослужащие, непосредственно виновные в ТАКОМ ПОЗОРЕ, подлежат суду, а воинская часть — расформированию».

    В октябре 1956 года, за месяц до открытия Музея обороны, его тогда еще немногочисленные фонды пополнились бесценной реликвией – найденным через 15 лет после окончания Великой Отечественной войны знаменем 393-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона. Тогда, осенью 1956 года, в торжественной обстановке бережно передал его в музей сержант Радион Ксенофонтович Семенюк.
    Боевое знамя – это официальный символ, указывающий на принадлежность воинской части к Вооруженным силам государства. За утрату знамени часть подлежала расформированию.
    Поэтому, в ходе обороны Брестской крепости в июне 1941 г. бойцы и командиры, часто ценой жизни, стремились сделать все возможное для спасения знамен своих частей.
    На сегодняшний день единственное сохранившееся знамя – это знамя 393-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона.
    Оно было получено дивизионом за 2-3 недели до начала войны, но официального вручения не было и знамя хранилось в штабе дивизиона, на втором этаже казармы во внутреннем валу Восточного форта.
    Во время боевых действий рядовой 393-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона Б.Н. Антонов получил приказ от майора П.М. Гаврилова (организатор обороны Восточного форта – ред.) уничтожить штабные документы и спрятать знамя дивизиона. «…Я приказание исполнил: документы уничтожил, знамя спрятал в дымоход.
    После артиллерийского обстрела дымоход был разбит и знамя перепрятали другие бойцы…» – писал он после войны. Знамя было спрятано в одном из казематов внешнего вала форта группой воинов.
    Один из тех, кто принимал участие в спасении знамени был младший сержант Р.С. Семенюк. Радион Ксенофонтович вспоминал о том, как это было: «…Мы втроем были в одном из казематов: я, Фольварков и Тарасов, – воспоминал он, – Я вырыл яму, заложил знамя в шелковый чехол и положил в брезентовое ведро, а потом сверху прикрыл цинковым ведром, вверх дном и засыпал землей… замаскировал мелкой соломой…».

    29 июня 1941 г. после бомбардировки форт был захвачен противником. На следующий день, 30 июня форт зачищен, труднодоступные казематы выжжены огнеметами. Оставшиеся в живых защитники были пленены.
    Попал в плен и Р.К. Семенюк. Только в 1945 г., пройдя фашистский плен, он смог вернутся на Родину. В 1956 г. он написал письмо в Главное Политическое управление Министерства обороны СССР с просьбой приехать в Брестскую крепость и попытаться найти знамя своего дивизиона. Его пригласили сначала в Москву, а затем в Брестскую крепость.
    Осенним днем 27 сентября около 16.00 он смог найти знамя. Чувства, которые Радион Ксенофонтович испытывал в тот день в крепости, описаны С.С. Смирновым в книге «Брестская крепость»: «Наступил день, когда он в сопровождении нескольких офицеров и солдат с лопатами и кирками вошел в подковообразный двор Восточного форта. Р.К.Семенюк волновался, у него дрожали руки. Тут сказывалось все – и набежавшие воспоминания о пережитом здесь, на этом клочке земли, и впервые охвативший его страх: «А вдруг я не найду знамени? Они вошли в узкий дворик между валами. Семенюк остановился и внимательно оглядывался вокруг, стараясь собрать разбежавшиеся мысли и сосредоточиться… Он взял лопату и принялся копать, торопливо и нервно отбрасывая в сторону землю. Семенюк тяжело дышал, пот катил с него градом, но всякий раз он останавливал солдат, когда те хотели ему помочь. Он должен сам выкопать знамя, только сам…
    Все в напряженном молчании следили за ним. Семенюк уже приходил в отчаяние.
    Где же, где это знамя? Оно уже должно было появиться. И вдруг, когда он готов был уже прекратить работу, лезвия лопаты явственно звякнуло о металл и в земле показался край какого-то металлического диска. Это было дно цинкового ведра…

    4026836.jpg 4026846.jpg
    Р.К.Семенюк достает из ведра знамя

    4026833.jpg
    Р.К.Семенюк несет знамя на территории Брестской крепости.


    4026844.jpg
    Р.К. Семенюк целует знамя.

    Семенюк развернул знамя и, расправив, поднял над головой. Нет, знамя не истлело, оно сохранилось отлично.
    Все молча стояли, завороженно глядя на эту боевую реликвию, извлеченную из земли спустя полтора десятилетия. Семенюк бережно передал знамя одному из офицеров и выбрался из ямы. Он не чуял под собой ног от радости.»

    4026840.jpg
    4026842.jpg 4026838.jpg
    Осмотр знамени 393 дивизиона.


    RgS2Mvx9q-A.jpg

    3 января 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Р.К. Семенюк был награждён орденом Красного Знамени за спасение знамени.

    В дни первой послевоенной встречи защитников, посвященной двадцатилетию начала Великой Отечественной войны и обороны Брестской крепости, 25 июня 1961 г. знамя торжественно вынесли на церемонию: «Распахнулись стеклянные двери музея, и оттуда вынесли знамя. Знамя тоже было необычным: укрепленное на древке полотнище облегал прозрачный целлофановый чехол, защищая его от пыли и дождя. То было боевое знамя Брестской крепости, прошедшее сквозь огонь в одном из главных бастионов обороны – в Восточном форту, пролежавшее пятнадцать лет в земле, – знамя 393-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона. И нес его сейчас человек, в дни боев хранивший это знамя на своем теле, спасший от врага, а потом нашедший его для потомков, – кузнецкий металлург Родион Семенюк. А по обе его стороны почетным эскортом шли ассистенты знаменосца – Герои Советского Союза Петр Гаврилов и Михаил Мясников, прославленные герои крепости Самвел Матевосян и Раиса Абакумова» – так описывал эти события С.С.Смиронов, писатель, который так много сделал, чтобы подвиг защитников крепости не остался безызвестным.

    К сожалению, неизвестна судьба многих знамен, которые находились в крепости. Боевое знамя 75-го отдельного разведывательного батальона накануне Великой Отечественной войны находилось в штабе, который размещался в Инженерном управлении. Рядовой батальона А.К.Шугуров вспоминал: «22 июня мной было дано указание Шееву и Михайлову об охране секретных документов и знамени. Они честно несли службу… От штаба остались одни развалины, а, следовательно, Шеев и Михайлов погибли…». Знамя не сохранилось.
    Боевое знамя 98-го отдельного противотанкового артиллерийского дивизиона вместе с партийными и комсомольскими документами было завернуто бойцами в брезент и укрыто в одном из помещений. Знамя было утрачено.
    Подразделения 33-го отдельного инженерного полка занимали часть оборонительной двухэтажной казармы на территории Цитадели. «В конце коридора на втором этаже (к воротам ближе) стояли знамя и сейф. И все, что надо было спрятать, тащили в подвал. Там и колодец пробовали рыть. Все верили: в подвале можно сохранить то, что нужно сохранить», – писал командир взвода 33-го отдельного инженерного полка, старший сержант И.И. Долотов. В этом подвале помощник начальника штаба полка, старший лейтенант Н.Ф. Щербаков спрятал знамя и документацию полка. Дальнейшая судьба реликвии неизвестна.
    Боевое знамя 333-го стрелкового полка и знамя 6 Орловской Краснознаменной стрелковой дивизии, которые хранились в казарме полка, были зарыты бойцами в ее подвале, однако, часть казарм была разрушена в ходе боев, поэтому знамена найти не удалось.
    Неизвестна и судьба знамени 44-го стрелкового полка. «В западном секторе кольцевой казармы, на втором этаже, размещался штаб 44 стрелкового полка. Но когда командир (майор П.М. Гаврилов – ред.) добрался сюда, второй этаж был уже полуразрушен и охвачен огнем. Кто-то из солдат, узнав командира полка, доложил ему, что полковое знамя вынес один из штабных работников», – писал в своей книге «Брестская крепость» С.С. Смирнова. Судьба знамени полка неизвестна.
    К сожалению, неясно что произошло и со знамени 125-го стрелкового полка. Лейтенант А.М. Усубов вспоминал: «Чуть позже прибежал бывший наш командир полка Берков, который в субботу приехал в Брест. Сразу же приказал вынести знамя полка, здание штаба горело. Кто-то ему сказал, что знамя унес замполит Дербенев с курсантами». Это подтверждал и сержант В.И. Фурсов: «Собралось нас около 20 бойцов, столько же раненых. Мы направились к воротам. По пути увидели горящий штаб и бросились туда за знаменем. Но часовой сказал, что знамя взял Дербенёв». По сохранившимся воспоминаниям, заместитель команлира 125 стрелкового полка по политчасти, батальонный комиссар 125 стрелкового полка С.В. Дербенев погиб в крепости, его имя увековечено на плитах мемориала.
    О том, как было спрятано знамя 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД вспоминал рядовой Д.Ф.Кожанов: «Мы посоветовались и втроем решили, чтобы знамя не попало в лапы врага, убрать в воздушной трубе второго этажа напротив штаба батальона, вынули три кирпича, положили туда и опять заложили кирпичами». К сожалению, в ходе боев кирпичная кладка была разрушена и знамя батальона было обнаружено военнослужащими 45-й пехотной дивизии вермахта.
    Боевое и шефское (многие части имели «шефские» знамена, то есть знамена, полученные от шефов – предприятий или организаций, шефствующих над частью – ред.) знамена 84 стрелкового полка также были укрыты бойцами в подвалах крепости. В послевоенное время рядовой А.С.Филь вспоминал: «По приказу полкового комиссара Е.М.Фомина Федору (сведений о нем в музее на тот момент не было – ред.) было поручено находится у своего секретного кабинета и знамен. На второй день нам было приказано уничтожить документы. Я сжигал документы своего отдела, он – своего. 24 июня часовой по охране знамен был снят и знамена взял Федор».
    В марте 1950 г. в руинах Северо-восточной части оборонительной казармы были обнаружены останки 33-х неизвестных бойцов. На останках одного из солдат было найдено шефское знамя 84-го стрелкового полка.
    После открытия Музея героической обороны Брестской крепости (1956), сотрудники начали вести поиск по установлению имени воина, на останках которого оно было обнаружено и в 1959 г. из воспоминаний ветеранов полка стало известно, что это рядовой, писарь секретной части штаба 84-го стрелкового полка Федор Данилович Исаев. Сейчас подлинник шефского знамени 84-го стрелкового полка экспонируется в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Москва). Дубликат же представлен в одном из залов Музея обороны Брестской крепости.
    В одной из экспозиций Брестской крепости – «Музей войны – территория мира» находится муляж истлевшего знамени 455-го стрелкового полка. Интересна история спасения знамени, о чем вспоминал старший сержант 455 стрелкового полка Ф.И. Лаенков: «Видя критическое положение, Зубачев приказал взять знамя (я его хранил у себя, снял с древка сразу же). Сначала я им перевязался, а потом спрятал за пазуху. Зубачев дал 10–12 человек и сказал прорваться из крепости и добраться в Кобрин в штаб армии, доложить обстановку. Когда стемнело, капитан Зубачев каждому из собравшихся в путь пожал руку. Он обнял меня и поцеловал. Что-то отцовское было в этом объятии. Оно растрогало меня. К рассвету добрались до северного вала (Кобринское укрепление крепости – ред.). Штыком от самозарядной винтовки вырыл ямку, положил знамя вместе с комсомольским билетом и засыпал землей, закидал камнями, подался назад, оглянулся. Прикинул, что от трех огромных деревьев у Западного форта это будет примерно метрах в 100–150». Уже в послевоенное время, в 1957 г., у Западного форта на Кобринском укреплении крепости был найден красноармейский медальон, утерянный Филиппом Ивановичем Лаенковым, при прорыве из крепости в июне 1941 г. Вместе с медальоном было обнаружено и истлевшее знамя.
    В 2021 г. мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» отметил свое 50-летие, 8 ноября 65-летний юбилей – Музей обороны. Сегодня реликвия мемориала – знамя 393-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, которое бойцы закопали в крепости 80 лет назад, представлено в экспозиции «Оборона Восточного форта». На стене каземата внешнего вала Восточного форта, где было найдено знамя, установлен мемориальный знак в виде отрывного листка календаря.
    По прошествии многих лет сформировалось отношение к знамени, как к особо почитаемой святыне, вокруг которой концентрируются многие события, происходящие в той или иной воинской части.
    Поэтому и сегодня традиция выноса знамени является неотъемлемой частью принятия присяги и торжественных мероприятий, которые ежегодно проводятся, в том числе, на территории Брестской крепости.

    https://vk.com/wall-188323782_3054
     
    Димсаныч и krav4a11 нравится это.
  2. Offline

    CrazyFrog Команда форума

    Регистрация:
    2 авг 2012
    Сообщения:
    4.490
    Спасибо SB:
    19.574
    Отзывы:
    495
    Страна:
    Australia
    Из:
    Тегусигальпа
    Интересы:
    different
    Недалеко от Крепости за переходом "Варшавский Мост" стоит памятник генералу Пхеидзе.
    Пхейдзе принадлежали к Грузинскому княжескому роду - Имеретинские. Его отец, секунд-майор князь Давид Пхейдзе, отдал сына на обучение во 2-й Кадетский императора Петра Великого корпус в Санкт-Петербурге. По окончании обучения в корпусе Павел Пхейдзе служил в инженерных войсках. С февраля 1811 года, будучи в звании капитан, занимал должность командира пионерной роты 2 Пионерного полка (2-й Пионерный полк — воинская часть, основная тактическая единица, в Русской императорской армии в Российской империи в 1803-1816 гг. Предназначен для выполнения боевых задач, как правило, в составе соединений, а также самостоятельно).

    Был участником Отечественной войны 1812 года. Осуществлял отбор нижних чинов роты на формирование Лейб-гвардии Саперного батальона. В этом же году подполковнику Пхейдзе было присвоено почетное звание - шеф батальона. В 1815 году находился в Бессарабии, в имении местечка Бендеры.

    Русский классик Александр Сергеевич Пушкин вспоминал о визите к генералу Пхейзе из поездки в Кишинев. "Чиновник горного ведомства Иван Иванович Эйхфельдт, обер-гейтгауптман, был в полном смысле ученый немец, флегматик, равнодушный ко всему и к своей жене. Единственной страстью которого были азартные игры и пунш. Любил поймать кого-нибудь и засесть за столиком с чайником и бутылкой рому. Им и кончил жизнь, вступив в состязание с генерлом Ферстером, на вечере у генерала князя Пхейзе в Бендерах. Развившаяся водяная в груди скоро свела его в могилу."

    В 1816 году, в ходе реорганизации Инженерных войск Императорской Русской армии, рота под командованием подполковника Пхейдзе была направлена в Киев на формирование 7 Пионерного батальона. В этом же году ему было присвоено звание полковник.

    В 1822 году князю Павлу Давидовичу Пхейдзе присвоено звание генерал-майор, был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени за 25 лет выслуги, в отставке с 1826 года.
    Во время Польского восстания 1830-1831 годов был вновь призван на воинскую службу, занимал должность командира 3-й бригады 2-й пехотной дивизии. Умер от раны, полученной в сражении 14 апреля 1831 года, и был похоронен у Брест-Литовска, на правом берегу реки Западный Буг. Памятник воздвигнут стараниями военнослужащих 2-й пехотной дивизии в начале ХХ столетия, штаб дивизии располагался в Брест-Литовске.
    Почему именно там похоронен генерал? Скорее всего, это место - кладбище монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, существовавшего в старом Бресте (Берестье) минимум с XVI ы. и упразднённого при строительстве крепости. В 1831 г. монастырь ещё существовал.
    [​IMG]

    [​IMG]

    Родовой герб
    [​IMG]
    Сообщения объединены, 5 ноя 2024, время первого редактирования 5 ноя 2024
    Локация могилы
    upload_2024-11-5_20-6-20.png
     
    Последние данные обновления репутации:
    krav4a11: 1 пункт (за интересный факт, был в крепости раз 6-7, а этого места не знал() 6 ноя 2024
    Юниор и krav4a11 нравится это.

Поделиться этой страницей