Любавичи. Хасиды и библиотека Шнеерзона

Тема в разделе "Руднянский район", создана пользователем RAUS, 26 янв 2013.

  1. Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.647
    Спасибо SB:
    1.672
    Отзывы:
    35
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    Течение "любавичские хасиды" зародилось на смоленщине, в Руднянском р-не, в местечке Любавичи. Многие слышали о недавнем скандале - хасиды требуют от России вернуть "Библиотеку Шнеерзона".
    Материал из "Новой газеты":

    Место в деревне Любавичи, где до Первой мировой ребе Йосеф Шнеерсон хранил свою библиотеку, уже никому из живых не известно. «Да в доме таки хранил, где же еще, — скажут вам, как мне, старые евреи Самуил Маркович и Семен Давидович в гостиной здания Смоленской общины. И затем добавят: — А где был тот дом, никто уже не знает. Мы тогда вообще не родились».

    Библиотека, которая когда-то хранилась в том доме, уже давно разделена на две части. Одну ребе Шнеерсон с начала войны передал на хранение своему приятелю, московскому еврею Персису. И после Октябрьского переворота она была национализирована большевиками, оказавшись в конце концов в Библиотеке им. Ленина. Вторую часть он вывез в Ригу, а затем в Польшу. Там в 1939 году ее конфисковали уже нацистские оккупационные власти. В 1945-м книги и рукописи переехали в качестве трофеев в Госархив Красной армии.

    — А сам хасидский ребе помер в 1950 году в Нью-Йорке, даже не представляя, какая за все эти его книги через 60 лет начнется возня, — говорил Самуил Маркович.

    — Возня? — недовольно перебивал Семен Давидович. — Старый ты жид. Хочешь сказать, пятьдесят тысяч в день* — это возня?

    И я поехал искать тот дом.

    Едут сегодня в Любавичи туристы, которых здесь не видели лет десять. И областные чиновники, которых не видели лет двадцать.

    И в селе, из-за чьего наследия в холодной злобе опять сцепятся Штаты и Россия, снова стали включать уличные фонари на ночь. А мэр его, Виктор Куземченков, лично ездил на единственном тракторе, разметая с дорог неубранные сугробы.

    Россия еще не платит штраф и вряд ли вообще станет. Но на родине библиотеки и самого ребе Шнеерсона всю эту историю воспринимают совсем болезненно и как свою. «Если бы только нам давали пятьдесят тысяч! — говорил мне мэр Куземченков. — О! Даже не в день, а хотя бы в месяц!»

    — Подождите, но вам-то за что?

    — Как за что?! — удивляется Куземченков. — Сколько мы жили с евреями, сколько вместе пережили! И где, я спрашиваю, справедливость? Пусть платят или вернут библиотеку!

    Ответить было нечего. Но в голове у меня почему-то нарисовалась картина: как этот небольшой подвижный Куземченков жадно рулит трактором, сгребая в одну большую кучу не снег, а купюры. Кстати, годовой бюджет Любавичей равен двум дням неустойки за местное, между прочим, имущество.

    Нужно сказать, здесь, в Любавичах, почти не осталось напоминаний о прошлом. Здесь не осталось даже ни одного живого еврея.Но у полутысячных Любавчией все равно есть свое мнение — на недавнем сходе большинство жителей высказалось за то, чтобы библиотека вернулась на свое место, сюда, в село. И чтобы в придачу к ней из Нью-Йорка переехали и духовные наследники ребе Шнеерсона. И село бы снова вернулось к истокам.

    Еще сто лет назад Любавичи были процветающим местечком** с трехтысячным населением. Здесь располагалось пять синагог, 30 торговых лавок и 40 ремесленных мастерских. Любавичи торговали с крупнейшими городами Белоруссии и Польши. А Йосеф Шнеерсон тогда работал личным секретарем у своего отца, пятого любавического ребе Шолома-Дов-Бера. В местечке было девять улиц — Смоленская, Могилевская, Варшавская и т.д. А само поселение считалось религиозным центром хасидов. Со всего мира паломники приезжали к ребе, принося дары. А на случай ночевки гостей имелся огромный постоялый двор. Время от времени местечко громили мужики из русских деревень по соседству. Но после погромов в упадок приходила вся округа, и мужики шли в Любавичи помогать с восстановлением.

    Местечко пережило Первую мировую и даже Гражданскую войну, умудряясь сохранять самобытность. Но с началом коллективизации еврейское население подверглось репрессиям. В расстрельных списках оказались более 30 человек. Самый жуткий период, как и везде, приходится на 1937–1938 гг. А в 1941-м Любавичи добивают подразделения СС. В один день, 4 ноября, немцы расстреливают 483 еврея. Хасидов перед казнью заставляют плясать на священных книгах. Им поджигают бороды. Танки разносят все деревянные дома…



    После войны Любавичи восстанавливают как обычное колхозное село. Исчезают названия улиц, сносят даже устоявшие в войну каменные постройки. А на уроках истории в местной школе под запретом оказываются всякие краеведческие вкрапления.

    В двухтысячных правительство Германии сооружает на месте братской могилы памятную плиту. А хасиды решают восстановить в Любавичах религиозный центр. Возникают идеи грандиозного строительства и переезда сюда библиотеки Шнеерсона из Москвы. Организация «Хабад-Любавич» обсуждает планы с властями. Но достичь соглашения не удалось. Поговаривают, что чиновники затребовали приличный откат.

    Паломники все равно приезжают в Любавичи. Правда, вместо многоэтажного центра — в небольшой домик-новодел. Его называют «Домом ребе Шнеерсона». Но где был тот, настоящий дом, никому неизвестно.

    Не знала этого даже последняя еврейка Любавичей — Галина Моисеевна Липкина, умерла она в 2003 году. А единственным носителем хоть какой-то памяти принято считать смотрителя «Дома» Анатолия Гнатюка. Наверное, сегодня он самый известный житель этого села, упоминается даже в нескольких путеводителях по святым местам.

    Туристов и хасидов Гнатюк встречает у новодела. Со ступенек он кричит им «Шалом!», а еще открывает и закрывает помещение. Управляющий «Домом Шнеерсона» киевский раввин Габриель Гордон платит Гнатюку 2,5 тысячи рублей в месяц.

    — Зимой хорошо, — говорит мне Гнатюк. — Ни еврея, ни собаки. А летом, бывает, приедут на двух автобусах: матрасы им расстели, воду нагрей…

    — А вы знаете какие-нибудь легенды? Память предков… Как все было в прошлом?

    — А ни х…я не было. Ни хасидов, ни легенд. Вот трактор у меня колхозный — был, машина-зверюга! Я с ним в поле…

    Приезжающие на автобусах хасиды — это, пожалуй, единственная частная инвестиция в Любавичах. Начиная с 90-х за их скромные деньги идет настоящая борьба. Мэр Куземченков настаивает, чтобы за обслуживание «Дома Шнеерсона» Гордон платил администрации.

    — Вот у них недавно упал забор, — говорит Куземченков. — Зимой снег не убирается. Летом трава не косится. Это же непорядок: люди со всего мира приезжают, и такое видят! Надо что-то делать, а он, этот Гордон, тянет, жадничает.

    Но делиться зарплатой решительно не намерен смотритель Гнатюк. У Гнатюка кроме этих 2,5 тыс. еще жена и кредит на телефон. Да и вообще есть что терять. «Пусть только рыпнется!» — говорит смотритель про мэра.

    Зарабатывал на хасидах даже учитель труда Любавической школы Евгений Иванов. В кузове школьного пикапа трудовик возил паломников с ж/д станции и обратно. Хасиды оставляли трудовику на чай, а чаще просто — сигареты.

    Директор школы Валентина Цыбульская показывает вырезки из газет начала 90-х, где описываются планы по возрождению Любавичей. Клуб, еврейский центр, отель, историческая библиотека…

    — Без них Любавичи и все мы — обречены, — говорит Валентина Ивановна. — Сейчас в школе учатся 57 детей и если нас закроют, как планируется, то местечка не станет уже лет через 10.

    И правда, вся жизнь Любавичей, не считая «Дома Шнеерсона», происходит в школе. Сюда из разрушенной санчасти переехала фельдшер Лариса. Работает почтовый узел и Краеведческий музей. А в кабинете музыки располагается Дом культуры. На мотив тюремного шансона худрук Нина Евгеньевна поет авторскую песню о депрессивном состоянии Любавичей: «Все разъехались из этих мест куда-то,/Плачут осиротевшие дворы./Мы рады будем встретить новоселов,/Чтоб здесь они прожили целый век…».

    После исполнения актив Любавичей собирается у телевизора в библиотеке. В новостях передают заявление МИДа о том, что Москва готовит «жесткий ответ на 50-тысячные штрафы».

    — Вот где настоящие жиды, — срывается у трудовика Евгения.


    под текст
    Миллионы Шнеерсона

    Московский библиограф, исследователь иудаизма Константин Бурмистров, плотно работавший с «библиотекой Шнеерсона», говорит, что ценность ее определить очень трудно. Она может составлять и несколько сотен тысяч долларов, и даже миллионы.

    —В коллекции собраны редчайшие издания и рукописи XV–XVIвеков. Что касается культурной ценности, то некоторые экземпляры поистине уникальны. Условно библиотека эта делится на две части. Первая — общая литература, включающая издание Библии, Торы, Талмуда, еврейские кодексы и каббалистическая литература. Есть один из трех существующих в мире экземпляров Зогора. Вторая половина — еще более уникальна, это редчайшие книги по хасидизму. Думаю, процентов 15 от собрания не имеют вообще дубликатов и копий. На многих имеются рукописные пометки хасидских раввинов, что увеличивает ценность в разы. В этом ключе крайне удивительны заявления руководства Ленинской библиотеки о том, что ценность коллекции невелика. Слышать такое невообразимо.

    Смоленская обл.

    * Американский суд постановил взимать с России 50 тыс. долларов в сутки до тех пор, пока та не вернет библиотеку духовным наследникам ребе Шнеерсона, нью-йоркским хасидам из общества «Хабад-Любавич».

    ** Торгово-ремесленные поселения на западе Российской империи, расположенные в черте оседлости с преимущественно еврейским населением.



    Любавичи - мировой еврейский центр без единого еврея [MS/12994]


    В мире есть места, всегда служившие местом паломничества людей той или иной веры. Рим, Иерусалим, Мекка, Медина… село Любавичи, затерянное в перелесках между Смоленском, Оршей и Витебском вполне можно поставить в этот ряд. Именно в Любавичах родилось и развилось иудейское религиозное течение Хабад (его до сих пор называют Любавическим хасидизмом). Адептов этого движения можно встретить везде: от Нью-Йорка (где сейчас и находится «штаб-квартира Любавичских ребе») до Токио, от Иерусалима до Хельсинки. Нельзя их встретить только в Любавичах – отдаленном селе Руднянского района Смоленской области.

    Начало

    Село Любавичи впервые упоминается в 1654 году. Сперва деревня входила в состав Речи Посполитой, потом, после первого передела Польши, вошла в состав Российской империи. С 1784 года – местечко Любавичи Оршанского уезда Могилевской губернии. Любавичи входили в известную «черту оседлости» - территорию, где евреям в Российской империи дозволялось жить без всяких ограничений. Соответственно и состав населения деревни был очень пестрый: русские, белорусы, евреи. В 1800 году в Любавичах было 99 еврейских дворов.

    В центре села в 1725 году была построена униатская церковь, построенная в стиле Виленского барокко (образцов этого архитектурного стиля на территории РФ всего два – один из них до сих пор сохранился в Любавичах). Правда, в конце XVIII церковь подверглась незначительной перестройке, когда, после указа Екатерины II церковь из униатской была превращена в православную. В 1812 году в селе почти две недели стоял французский корпус – больше никаких последствий для деревни война 1812 года не имела.

    Расцвет

    Расцвет и широкую (всероссийскую) известность село получило с переездом в 1813 году в Любавичи из Ляд рабби (раввина) Дов Бер, сын Шнеура Залмана. С этого времени село больше чем на сто лет стало крупнейшим мировым центром иудаизма. И даже само движение было названо Любавическим, по названию села. А руководителей движения стали именовать не иначе, как Любавическими ребе. По традиции, все Любавические ребе были из одной семьи Шнеерсонов. При этом третий, четвертый, пятый и шестой Любавические ребе родились именно в Любавичах.

    В 1860 году в Любавичах насчитвывалось 2500 человек, причем больше половины населения составляли евреи. В центре села находился большой двор Любавичских ребе, в котором находилась одна из лучших библиотек, посвященная иудаизму (библиотека уцелела, сейчас часть библиотеки Любавичских ребе находится в Москве, в Российской государственной библиотеке, а часть в Нью-Йорке, в центре Любавичского хасидизма).

    Кроме библиотеки трудами Любавичских ребе в селе действовало пять синагог (столько же, сколько в почти миллионной Москве), было двухклассное высшее еврейское училище первого разряда. В конце XIX века (1897) в селе была образована публичная библиотека.

    В 1881 г. евреям принадлежали 238 домов из 382, а евреи составляли почти две трети населения села.

    Конец

    В 1915 году по причине приближения к Любавичам немецких войск (хотя Любавичи во время первой мировой войны так и не были заняты неприятелем) 6-ой Любавический ребе принимает решение переехать в Ростов-на-Дону. Это стало началом конца для еврейского места Любавичи. Больше Любавичские ребе на свою историческую родину не вернутся. После Октябрьской революции и установления Советской власти, были закрыты все синагоги в селе. Еврейское училище было тоже закрыто в 1918 году. А основанная на его месте начальная еврейская школа была закрыта в 1938.

    Но даже после переезда ребе из Любавичей в Ростов-на-Дону, а потом в Ленинград и Нью-Йорк, население села было в значительной части еврейским. По переписи 1939 года в селе проживало 1069 евреев, что составляло более трети населения.

    Все кончилось внезапно.

    И трагически.

    19 июля 1941 года, на 28-ой день войны Любавичи были захвачены фашистами.

    В немецкой прессе писали, что Любавичи являются священным городом для евреев: «святым городом Иеговы, раввинов и ритуальных убийств».

    В ноябре 1941 года все еврейское население села было собрано вместе, и разделено на две колонны – одну, в которой были молодые мужчины, а также – женщины и дети – вывели в лес и расстреляли. Вторую, состоявшую из стариков, пригнали в Рудню, где старых религиозных людей подвергали пыткам, и потом тоже расстреливали. За ноябрь 1941 года было расстреляно более 800 Любавичских евреев - все еврейское население села.

    Из рассказа Марфы Лаврентьевны Давыденковой, жительницы села (рассказ полностью взят ОТСЮДА

    «На нашей улице было очень мало русских домов. Все наши соседи были евреи: Брис, Розины, Каганы, Левитины, Шур, Рубины и многие другие.

    После замужества я жила в городе Ломоносове Ленинградской области. Летом 1941 ехала на лето домой, в пути в городе Витебске, я узнала о войне. С двумя детьми и братом-десятиклассником я добралась до Рудни, где нас встретил отец с лошадью.

    На 27-е сутки после начала войны в Любавичи пришли немцы, и жизнь остановилась. Появились полицаи и постоянный безысходный страх. Жители сидели в домах как тараканы, забившиеся в щели и ждали, что будет.

    Мой муж был на Ленинградском фронте, а брат сумел уйти в лес к партизанам.

    В начале ноября 1941 года евреев стали собирать в одно место, но они разбегались. Их снова собирали. Сбор был на Шиловской улице, на выгоне, где пасли обычно скот. Но немцы и полицаи с евреями обращались хуже, чем со скотом. Непослушных расстреливали на месте.

    Днем 4 ноября колонну евреев погнали к месту расстрела. Старых, ослабленных, а также тела расстрелянных на месте сбора, везли на телегах. Местным жителям запретили в этот день выходить из дома. В тот день расстреляли 483 еврея. Позднее на этом месте расстрелы и захоронения продолжались.

    Удалось скрыться нескольким детям, в том числе нашему соседскому восьмилетнему мальчику Мееру Кагану. Его мать готовила мальчику побег. С ним была запасная смена белья, баночка масла и хлеб. Но мать не сказала сыну самого главного, чтобы он бежал не к людям, а подальше от Любавичей, в лес, в поле. Меер бежал, полз и добрался до нашего огорода, где его забрал полицай. То же произошло и с другими детьми. Их собрали в один дом, потом расстреляли, тела бросили на тела расстрелянных матерей и родных.

    Оставшиеся в живых русские жители ждали, что после евреев будут расстреливать семьи партизан и коммунистов, которые были во всех семьях. Такие расстрелы были, но всех расстрелять не успели.

    В период моего детства разговорным языком в местности вокруг Любавичей был идиш, и я его знала».

    Постскриптум. После конца.

    Ныне в селе Любавичи руднянского района Смоленской области проживает 460 человек. Состав населения – русские и белорусы. Евреев среди жителей Любавичей нет. Остались только памятники невинным жертвам нацизма. И старые могильные камни на старом еврейском кладбище.
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Сом Селитр Рамилович

    Регистрация:
    28 ноя 2009
    Сообщения:
    2.784
    Спасибо SB:
    2.738
    Отзывы:
    74
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Табор
    Имя:
    Селитр
    Интересы:
    Коммунизм
    Интересная деревенька. Меж прочим раз там побывав был довольно сильно удивлен. Названия улиц и знаков были на русском и иврите. Местный музей соседствует с православной церковью. В общем приятное соседство двух культур!
     
  4. Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.647
    Спасибо SB:
    1.672
    Отзывы:
    35
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    А поиском кто-нибудь в том р-не занимался? Зажиточное местечко должно было быть.
    Но там потеряшки ?!Я вас умоляю. Шоб да, таки нет ! Если только кладик прикопан в трудные времена.
     
  5. Offline

    Тата63 «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    2 ноя 2010
    Сообщения:
    3.338
    Спасибо SB:
    11.564
    Отзывы:
    603
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    в Шоколаде
    Спасибо,почитала с интэрэсом.
    Один раз туда летом заезжали,ничего не нашли (в самой деревне не копали,а клады - там)
     
  6. Offline

    Дегтярь Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 сен 2008
    Сообщения:
    807
    Спасибо SB:
    161
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Гондурас
    Интересы:
    Хроники Гондураса
    лучше не копать, а то американский судья на счетчик поставит)))
     
  7. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    В Любавичах была ежегодная большая ярмарка в конце 18 - начале 19 веков. Власти Смоленска в 1820-е годы просили императора закрыть Любавичскую ярмарку, с тем, чтобы она переместилась в Смоленск.
     
  8. Offline

    Тата63 «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    2 ноя 2010
    Сообщения:
    3.338
    Спасибо SB:
    11.564
    Отзывы:
    603
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    в Шоколаде
    Надо участками скупать территорию или в аренду на лето брать :rolleyes:
     
  9. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.670
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Цитата(Тата63 @ 28 Января 2013, 12:40)
    Надо участками скупать территорию или в аренду на лето брать :rolleyes:


    или слет организовать :D
     
    Праздник нравится это.
  10. Offline

    Тата63 «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    2 ноя 2010
    Сообщения:
    3.338
    Спасибо SB:
    11.564
    Отзывы:
    603
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    в Шоколаде
    Точно!До посадки картофеля!
    Егор!Мысль зачетная.(это я к Админу)
    У кого есть выходы на руководство района или села?
     
  11. Offline

    STEH Золотой

    Регистрация:
    17 июн 2009
    Сообщения:
    5.658
    Спасибо SB:
    14.099
    Отзывы:
    533
    Страна:
    Italy
    Из:
    Гондурас
    Интересы:
    Интересные
    катался в одну деревеньку, населенную евреями до войны... на месте домов сплошные шурфы :dumi:
    ps хабар беднятский вокруг домов имеется!
     
  12. Offline

    Monsieur Jan Завсегдатай SB

    Регистрация:
    23 дек 2008
    Сообщения:
    2.469
    Спасибо SB:
    1.553
    Отзывы:
    31
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Шевардинский редут
    Если форум скинется и от имени Гордона перечислит Кузьмиченкову деньги на содержание дома Шнеерсона, Кузьмиченков наверняка не откажет группе сподвижников хасидов провести раскопки в селе, на предмет обнаружения хасидских реликвий тех лет.
    А если донести до Кузьмиченкова, что в сельской земле спрятаны регалии дающие право на владение библиотекой Шнеерсона - он еще и слои сдвинуть поможет трактором Гнатюка.
     
    Праздник нравится это.
  13. Offline

    Андрон связной

    Регистрация:
    31 июл 2008
    Сообщения:
    2.425
    Спасибо SB:
    619
    Отзывы:
    20
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Заповеднik
    Интересы:
    эзотерика
    2 года назад меня попросили локализовать место расстрела для того, чтобы установить на этом месте монументальный комплекс.
    Леха (Святоша) посоветовал обратиться к Диме Клембо (спасибо ему огромное) и Димка, как настоящий профессионал выполнил эту задачу.
    У комиссии были круглые глаза, когда щуп в некоторых местах погружался только на глубину ДО КОЛЕНА....и там были кости...люди лежали рядами...
    Четыреста с лишним человек нашли последнее пристанище на краю деревни у овражка в яме 4*7 метров............
    Пробив тропинку к "оградке, установленной Германией в 2000-ых", стало понятно, люди лежат и под тропинкой...

    _________________________________
    Сейчас там уже все по-другому.
    Восстановлением комлекса занимался "Фонд Эвер_Эйзер".


    ps. а вы говорите кладик зарыт.... :(
     
  14. Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.647
    Спасибо SB:
    1.672
    Отзывы:
    35
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    Да , это трагедия еврейского народа.
    А ценности иногда успевали закопать , чувствовали надвигающуюся беду. Пару лет назад ходил слух, что в Ершическом р-не на месте такого местечка подняли золотишко.
     
  15. Offline

    Сом Селитр Рамилович

    Регистрация:
    28 ноя 2009
    Сообщения:
    2.784
    Спасибо SB:
    2.738
    Отзывы:
    74
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Табор
    Имя:
    Селитр
    Интересы:
    Коммунизм
    Про несметные богатства жителей границы отчуждения давно ходили и ходят слухи. :D Но это все в теории. Однако стоит заметить что еврейское население запада смоленщины пришло на эти земле не так уж и давно , в основном из Польши и зап.Беларусии. В начале 19в. и заселялось не плотно. Жить в больших городах и вне зоны отчуждения было нельзя, за этим строго следили местные жандармы. Но лазейки все равно существовали , и часть евреев жили и работали при винокуренных заводиках, а так же часто держали (а порой вне закона) трактирчики и постоялые дворы. Занимались ремеслами и частным извозом на гужевом транспорте (лошадях), в общем "бомбилы" :D Были и купцы, но это очень редкое явление. Было и требование к еврейским общинам местных властей, выдавать определенное кол-во молодых юношей на воинскую службу. Есть упоминание о еврейском улане награжденным георгеевским крестом. В общем жилось им в те времена не легко и воспаленное желание найти еврейское золото , как правило остается не реализованным. :D Рекомендую книгу смоленского автора Левитского "смоленские евреи", к сожалению. тираж очень маленький 200 экз., и то самому дали почитать!
     
  16. Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.647
    Спасибо SB:
    1.672
    Отзывы:
    35
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    Да , евреи были ограничены в правах, существовала "черта оседлости ". Но крещёные ,принявшие православие, так называемые "выкресты", не были "лишенцами " . Среди евреев было много бедняков, как правило, семьи у них тогда были многодетные, но в общем процент зажиточных среди них был больше, чем у коренного населения. Как-то так уж повелось , умели ! А сейчас большинство олигархов кто ? Абрамович, Гусинский , Смоленский (Хорошая фамилия :) ) , Березовский , Дерипаска и др.
    Учитесь и берите пример! :)
     
  17. Offline

    Сом Селитр Рамилович

    Регистрация:
    28 ноя 2009
    Сообщения:
    2.784
    Спасибо SB:
    2.738
    Отзывы:
    74
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Табор
    Имя:
    Селитр
    Интересы:
    Коммунизм
    Цитата(RAUS @ 28 Января 2013, 17:05)
    Да , евреи были ограничены в правах, существовала "черта оседлости ". Но крещёные ,принявшие православие, так называемые "выкресты", не были "лишенцами " . Среди евреев было много бедняков, как правило, семьи у них тогда были многодетные, но в общем процент зажиточных среди них был больше, чем у коренного населения. Как-то так уж повелось , умели ! А сейчас большинство олигархов кто ? Абрамович, Гусинский , Смоленский (Хорошая фамилия :) ) , Березовский , Дерипаска и др.
    Учитесь и берите пример! :)

    Сашка, не гони лошадей! Про олигархов не в тему :D Причем тут библиотека и олигархи? А то тема превратится в в ожесточенный бунт антисемитских элементов.
     
  18. Offline

    Тата63 «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    2 ноя 2010
    Сообщения:
    3.338
    Спасибо SB:
    11.564
    Отзывы:
    603
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    в Шоколаде
    Юр,Саша грит,что среди евреев и тогда, и сейчас были богатые люди.
    А из находок,я думаю есть на форуме обладатели еврейского солота :rolleyes:
     
  19. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    В конце прошлого года в Смоленске издана книга о Любавичах. Публикую начало рецензии об этой книге (полностью рецензия будет опубликована в журнале "Край Смоленский"):

    Востриков В., Вострикова Н. Любавичи. История, тайны, реальность. – Смоленск: «Свиток», 2012. – 376 с., [32 с. ил.]

    Книга «Любавичи. История, тайны, реальность» раскрывает интересную страницу истории одного из древнейших населенных пунктов Смоленщины – села Любавичи. Исследование состоит из введения, 23 глав, словаря значений и терминов, списка литературы и источников, приложений.
    В главах монографии авторы рассматривают такие направления в истории Любавичей, как возникновение села, его развитие, возможные перспективы. Исследователи не только выдвинули гипотезу о возникновении Любавичей до 1521-1522 гг., как это ранее считалось, но и на основе архивных материалов подтвердили дату первого упоминания села в исторических источниках – 1487-1494 гг. Авторы рассказали о нахождении села в составе Великого княжества Литовского под управлением Глебовичей и Сапег (XVI-XVII вв.). В 1772 г. Любавичи вошли в состав Российской империи и принадлежали Г.А. Потемкину.
    Интересны сведения о создании в XVIII столетии в Любавичах базилианского монастыря ордена святого Василия Великого с церковью Успения Богородицы. Документы на польском языке повествуют о развитии Любавичей вокруг обители в качестве города – центра Любавичского графства в составе владений князей Любомирских...
     
  20. Offline

    vostrikov Новобранец

    Регистрация:
    2 окт 2012
    Сообщения:
    6
    Спасибо SB:
    5
    Отзывы:
    1
    Из:
    Москва
    Добрый день, коллеги!
    Почитал некоторые Ваши измышления и комментарии информации (в большей части из непроверенных и многократно перепечатанных с сотвествующими правками источников) о теме хасидов, библиотеке Шнеерсона, Любавичах. Не совсем все так и не все так просто. Я, Востриков Виктор Григорьевич, уроженец Любавич и являюсь соавтором книги "Любавичи. История, тайны, реальность" (Смоленск, 2012, издательство "Свиток", 360 страниц + 32 страницы вклейка). Авторами (мною с сестрой) за основу были взяты архивные материалы, поэтому книга носит археографический характер. Этой теме мы посвятили несколько лет работы с разнообразными источниками (и не только в России и Белоруссии). Презентация данной книги была в Москве на 130-й конференции - представлении новой литературы по краеведению и москвоведению "Встречи на Никольской" в актовом зале Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РРГУ). На многие свои вопросы (но не по "кладам") Вы сможете в книге при желании найти ответы. Хотя далеко не вся информация по Любавичской теме в нее вошла (из-за большого объема материалов, этических соображений, незавершенности исследований по некоторым темам). Но работа продолжается.
    Для сведения (это не из серии, одна бабка сказала):
    - хасидизм зародился не на смоленщине, а в Белоруссии;
    - библиотека Шнерсона состояла из трех частей (третья часть была в Польше, сейчас она уже в США) и место, где она находилась в Любавичах известно (как известно и место, где и какой был дом ребе Шнеерсона;
    - Варшавской и Могилевской улиц в Любавичах никогда не было (это чей-то вымысел);
    - и танки не разносили деревянные дома в Любавичах (практически весь населенный пункт, при его освобождении в конце 1943 года был сожжен отступавшими немцами);
    - и в 1943 году, в огне погибла Николаевская церковь (к большому сожалению мы пока не смогли обнаружить ее фотографий или зарисовок);
    - и Любавичский базилианский монастырь на свои средства в 1750 году создала Франциска Залуская;
    - и театр был в Любавичах;
    - и тема Любавичского графства до конца не исследована;
    - и городом были Любавичи;
    - и в 1812 году был ряд успешных боев российских казаков с французами в Любавичах и окрестностях;
    - был и сложный период конфронтации Смоленска и Любавич по вопросу местанахождения ярмарки (вопрос на уровне Российского правительства и царя решился в пользу Любавич);
    - и много чего другого интересного происходило в Любавичах и одноименной волости.
    Готов принять Ваши доказательные возражения, предложения или помощь в получении новой информации по Любавичам.
    С уважением, Востриков Виктор
     
    Последние данные обновления репутации:
    Юлиа: 1 пункт (Спасибо за информацию!) 3 янв 2019
    Праздник и Юлиа нравится это.
  21. Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.647
    Спасибо SB:
    1.672
    Отзывы:
    35
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    Виктор, интересные сведения, многим здесь неизвестные!
     
    Юлиа нравится это.

Поделиться этой страницей