Портрет семьи Ивана Артамоновича Понамарева, иоаннита деревни Хорошево Плещеевской волости 1900-е гг. Семья Токаевых. с. Новый Аманак.
Фотограф Дмитриев Максим Петрович Нижегородская губерния Мирковские рыболовы. Озеро Овселуг Странник Нижегородские босяки в ожидании работы
Фотограф Пийр Александр (Леонгард Ганс) Иванович Фролов А.Ф. - благотворитель, почетный гражданин г. Рыбинска. 1900-1910 гг.
Ученый-лесовод Бронислав Ильич Гузовский Б.И. Гузовский с работниками Ильинского лесничества в 1913 г.
«Вольные люди, упрямые и чистоплотные...»: Как выглядели и как жили чалдоны — русские старожилы Сибири. Однажды забайкальский старожил обратился к этнографу Павлу Ровинскому с вопросом: «Чево это такое? Вы не знат самых обыкновенных русских слов, адали иностранец?» Сибиряк был удивлён тем, что «человек из России» не знает простых слов, таких как «зонтугло» (отупевший, старый человек) или «ханазаный» (лысый). Ровинский позже заметил, что речь старожилов Восточной Сибири является уникальной: с характерной фонетикой, множеством особенных грамматических форм и более чем 3 000 местных слов, незнакомых в литературном русском языке. Он общался с представителем народа чалдонов — одного из самых загадочных и редких народов России, который находится на грани исчезновения. Чалдоны упоминаются в работах многих русских писателей — от Есенина до Маяковского. При этом, само название и происхождение этого народа до сих пор остаются дискуссионными. Существует несколько гипотез о том, что чалдоны могли быть первыми русскими, пришедшими в Сибирь ещё до похода Ермака. Поскольку они вели кочевой образ жизни, охотясь и собирая ягоды, их называли «бродячим людом». Слово «чалдон» употреблялось с негативным значением и воспринималось как ругательство. Некоторые считают, что чалдоны — переселенцы с юга Руси, пришедшие от устья Дона. Однако эта версия считается маловероятной, так как отсутствуют весомые доказательства. Местные жители рассказывают разные истории, указывая на то, что чалдоны — старообрядцы, которые спасались от церковных реформ в XVI веке. Как полагается, обсуждения о чалдонах значительно отличались в зависимости от того, кто говорил. Сергей Турбин, например, в своём очерке указывает на негативное отношение к чалдонам, заявляя, что местные жители часто дразнили их «желторотыми». П. Бардин в свою очередь описывает, как старожилы воспринимали это название как оскорбительное. Точные даты прихода чалдонов в Сибирь тоже не установлены, хотя исследователи отмечает наличие архаичных слов, характерных именно для этого народа, что может указывать на их древнее происхождение. Многие археологические находки подтверждают, что в этих местах жили переселенцы из Древней Руси. Современные чалдоны живут в удалённых сибирских деревнях и характеризуются добродушием, медлительностью и чистоплотностью. Одной из приписываемых им черт является излюбленная традиция пить чай в больших количествах — «вёдрами». Говорят, что их желтоватая кожа обусловлена питанием чаем, что привело к прозвищу «желтопузы». У чалдонов существует чёткое разделение обязанностей по половому признаку: мужчины не могут входить на кухню, а женщины — не выполнять «мужскую» работу. Это порождает традицию, где хозяин и хозяйка живут в разных частях избы, что поддерживает специфику их уклада. Традиции чалдонов продолжают существовать и сегодня. Они строят заимки — временные укрытия для охоты и рыбалки, оставляя в них еду и прочие нужные вещи для будущих путешественников. Современные читатели, возможно, не знают о чалдонах, но сто лет назад это слово было синонимом «коренной сибиряк». В произведениях классиков чалдоны изображались по-разному, часто с недобрым налётом, как в произведениях Есенина или Маяковского. Несмотря на то, что чалдоны говорят на русском языке, они используют множество архаизмов и уникальных речевых оборотов, которые свидетельствуют об их богатой культурной истории. Эти коренные сибиряки гордятся своим наследием, однако, к сожалению, их число сокращается. Чалдоны в основном обитают в Омской и Новосибирской областях, а также в Приморье и Забайкалье.
Редко ходят в церковь, стали меньше пить, белятся и румянятся... Интересные сведения о быте крестьян XIX века, собранные современниками. Князь Вячеслав Николаевич Тенишев был заметной фигурой своей эпохи: он известен как основатель российского автомобилестроения, владелец нескольких заводов, куратор Русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Кроме прочего Тенишев был прекрасным виолончелистом, археологом и этнографом - проводил обширные этнографические исследования. Для этих целей в 1897 году князь открыл в Санкт-Петербурге Этнографическое бюро - предприятие, основной целью которого была организация и проведение массового сбора сведений о русском крестьянстве по специальной программе. Князь Тенишев изучал нравы и быт русских крестьян из чисто прагматических соображений. Он был уверен, что сохранить стабильность общества можно, только научившись хорошо управлять людьми. А для этого нужно знать мировоззрение «управляемых», их поведение, вкусы, привычки и потребности. Выяснить всё это Тенишев решил с помощью массового опроса русского населения страны, особенно её центральных районов, где находились основные промышленные предприятия, и где крестьянство пополняло ряды рабочих. Князь лично составил программу из 491 вопроса и отправил 350 корреспондентов в 24 губернии страны. Это были люди из народа: представители сельской, волостной власти, земские чиновники и небольшое число образованных крестьян. Бюро Тенишева собирало информацию чуть больше двух лет. Но поставленная князем цель – издание труда под названием «Быт великорусских крестьян-землепашцев» - выполнена не была. В 1903 году он внезапно умер и не успел завершить своё грандиозное этнографическое предприятие. Материалы этой обширной работы издаются в наши дни. Более того, без использования материалов, собранных бюро Тенишева, в настоящее время не выходит ни один труд о быте и нравах русского крестьянства. Сегодня предлагаем ознакомиться каким были физические природные свойства крестьян. «Крестьяне росту среднего с открытым взглядом, ровной самоуверенной походкой. Борода большая, окладистая, волосы длинные, стриженные в кружок. Мужчины к тому же сильные, крепкие, сухощавые. Мужиков с придурью и идиотов нет. Женщины красивы: черты лица правильные, здоровый вид как и у мужчин. Сила крестьянская: во время луговых работ две девки или бабы могут унести копну сена не менее 15 пудов (245 кг). Выносливостью и силою отличаются мужчины. Например, при работе на пароходах свободно переносят грузы весом 10—12 пудов. Мужчина свободно несет с берега на пригорок груз весом в 4—5 пудов (80 кг). Правда, встречаются и «мякони» — рыхлые натуры, не выдерживающие продолжительных работ, но их немного». Другой корреспондент добавляет: «крестьяне физически сильны, проворны, ловки. Особо подчеркивается здоровье. Зрение и слух хорошие. Из двухсот семейств села Петракова Владимирского уезда страдало близорукостью одно. Очки, если и носят, то начиная с 50—55 лет. Пожилые в 60 и 70, нередко и в 80 и 90 лет хорошо видят и могут работать. Глуховатые встречались чаще, даже среди молодых. Жару переносят хорошо, к холоду малочувствительны по причине регулярного закаливания с детства. Сами крестьяне этот факт объясняли тем, что «кожа толще». В 30-градусный мороз мужчины ходят в тулупе нараспашку, иной раз в старых и худых кафтанах молотят хлеб, дрова рубят. Летом, в июле, когда жара достигает тоже 37 и 40 градусов, жнут рожь, не имея на голове ничего, и работают ежедневно по 14-15 часов в день».
Дмитриев Максим Петрович Н. Новгород. Грузчики в ожидании работы. Нижегородские босяки Фотограф Фомин Ф. Деревенская семья
Охотник сибиряк из староверов. Захар Прокопьевич Мухин, крестьянин д. Означенной Енисейской губернии 1913 год