Батальонных и дивизионных умельцев хватало . Один мог хорошие финки мастерить,второй посуду,третий - зажигалки,четвёртый звёзды офицерские. Материала любого на выбор - снарядного гильзача,самолётной обшивки,цинкованой жести под ногами и вокруг валом,можно делать что угодно. Кроме чисто хозяйственных нужд такие вещи в солдатском быту могли идти в обмен на курево,спирт,тушонку ,новые портянки и т.д. Кроме способа отвлечься или найти себе занятие в периуды затишья это ещо и такая своеобразная солдатская валюта. Самостоятельно изготовленные или доработанные предметы обихода имели широкое хождение ,дарились,выменивались в солдатском кругу, иногда попадая и на другую сторону к неприятелю. Видел когда-то фото подписного немецкого котелка минимум трижды поменявшего своего владельца. На фото пример моего личного ,,окопного творчества,, просто пробовал , личная кружка и финарь сделанный из обломанного штыка К-98. Обломанный штык попался мне ещо в лет 12, да так и остался в инструменте.Позже получил ручку и ножны.Гарнитура на финке винтовочно-снарядный гильзач.
Звёздочки послевоенные,в г.Щербинка между Подольском и Москвой был штамповочный завод,где делали значки,звёздочки и т.д. В детстве оттуда таскали брак и недоделанные значки,хорошо помню именно такие "непроштамповки" А то, что в окопах под Спасом-нечего странного:после войны вдоль большака военные стояли.
В плане окопного искусства, кто то собирает материал? Памятные вазы, котелки, кружки, ложки, портсигары с символикой, рисунками и надписями и т.д. Итальянец Памятная ваза с Дона. Мадьяр Как у остальных?
Мадьярские памятные вазы, изготовленные из гильз в основном всплывают с Подонья. Участок линии фронта и тылы 2 в.а . Воронежская область, Белгородская. Датировки на вазах 1942 , реже 1943. Сюжеты чаще стандартные, но есть и изумительные произведения. Пусть грубоватые, но реально воспроизводящие руками создателя, его окружающий мир среди хаоса и смерти. Одна из вкусняшек, моих - памятная ваза без вести пропавшего мадьярского артиллериста Иштвана Мольнара. Свой автопортрет он запечатлел на поверхности гильзы. Как и положено бравому вояке, в мундире, застёгнутом на все пуговице, наградами и в стальном шлеме. С серьёзным лицом. В последние дни сентября, батарея Иштвана стояла за селом Новая Успенка. Самые жестокие бои и потери на тот момент, для Мольнара были позади. И он не спеша работал над гильзой, бережливо хранившейся до того вместе с другими, в ящике для отстрелянных гильз, выстрелов его ухоженного и грозного 47 орудия. Иштван и не думал, что его судьба сложится по другому. Не будет Победы. Его награды, которые он отчеканил на памятной вазе - орудие, стальной шлем - будут безвозвратно потеряны. А сам он, сгинет без вести вместе с сотнями других мадьяр в снежных, заметаемых ледяными метелями полях у села Маарковки, во время бесславного отхода Памятная ваза, заботливо сохраняемая хозяином, уже в октябре переехала вместе с орудиями, боеприпасами, кухней под Сторожевое. Вместе с своими товарищами, Были вырыты глубокие блиндажи, устроены нары, поставлены печи. Орудия установлены на позициях. Оставалось только перезимовать и атаковать русских. Нооо....13 января 1943 года стал чёрным днём для 2-й в.а. Батарея Иштвана уже не покинула своих позиций. Это было бегство. Гильза осталась в блиндаже. Памятная ваза "храброго воина" Мольнара была. отброшена впопыхах, во время быстрых сборов. Она упала на дно блиндажа и осталась там, многие десятилетия. А в 2012 году, этот раритет, поднятый с глубины 3 метров, "увидел" солнце. Здравствуй, Иштван.
Итальянцы, волею судьбы, оказавшиеся в августе 1942 года на берегах Дона, также оставили нам на память сильные по своей выразительности рисунки и разного содержания надписи на металле войны - котелках и флягах. В отличии от мадьяр, у весёлых итальянцев не было тяги к изготовлению памятных ваз с традиционным государственными гербом и надписью - на память о боях (войне) 1942 ну или 43 г. Итальянцы рисовали всё что угодно - любимых, сюжеты из окопной жизни гербы своих провинций, работяг мулов, оружие, танки, машины и не без этого - фашистскую символику и девизы. А вот и прекрасный образец окопного искусства. Фляга из села Дубрава Богучарского района, хранившаяся как "сувенир" у одного из жителей. Сейчас в музее. Военный инженер Франческо, верящий в Победу и великого дуче, просто создал эпический шедевр - сагу о величии итальянской 8-а. Тут тебе и танк несущийся на врага и истребитель пикирующий с неба и фашистский символика - ликторский топорик, свастика и многое другое. А на другой стороне фляги - цитата из речи вождя Италии и кумира Франческо - Муссолини Кстати, под флягой видна итальянская газета тех лет. Лежали у бабули в сундучке, как подстилочка на которую укладывали вещи. Я как то писал на Тризне об альпийцах, воевавших под Россошью. У них были маленькие и незаменимые помощники, трудяги войны - муллы.Они и в дождь, жару и в метель с жгучими морозами перевозили на себе, для альпийцев, различные, тяжёлые, грузы. Когда альпийцы в в январе 43 г были разгромлены, на улицах освобождённой Россоши да и в других населённых пунктах, среди брошенной техники, снаряжения, ящиков из под боеприпасов бродили в поисках хоть какой то еды, сотни голодных, с грустными глазами, обречённых на смерть мулов. Это мне рассказала, ныне покойная, местная жительница. Один из альпийских стрелков отдавая должное мулу, оставил на своём котелке, выразительный рисунок, этого скромного и незаменимого помощника - мулла с грузом. Он упорно идёт вперёд, идёт склонив свою голову от непосильной тяжести, идёт 7-й десяток лет. Ну и конечно, как же, итальянцу - без капитолийской волчицы. Она также обрела свою "жизнь" на котелке альпийского стрелка. Она и сосущие молоко волчицы Ром и Ремул наполняли гордостью итальянца, о принадлежности к великой Римской империи, некогда владычествующей на просторах Древнего Мира. Надеялся альпиец, что она, волчица, как священный оберег поможет на Дону, одержать славную Победу над русским медведем. Но, увы, медведь потревоженный в берлоге разметал и 8 итальянскую армию и альпийский корпус. Так и осталась в промёрзшей огневой точке, прорисованная на алюминиевом котелке погибшего альпийца, одинокая волчица с 2-мя братьями. Правда она уже почти 4 года, отогревается в музее Кстати, в освобождённой Россоши в штабе командующего альпийского корпуса генерала Наши, среди всевозможных трофеев, была обнаружен регалия альпийцев - капитолийская волчица. Она уже более 60 лет является ярким экспонатом "Арсенала", филиала областного краеведческого музея Воронежа
Немного отклонимся от окопного искусства выраженного в металле. Итальянцы, были набожны. Им было присуща вера в помощь святых, и в первую очередь святой Мадонны. В освящённых их капелланами молельных храмах-капонирах вырубленных в мелу, были установлены иконы, высечены надписи с мольбой о помощи. Своего рода окопное искусства, руками солдат, так хотевших вернуться домой. Надо сказать, что большинство их, так и осталось в тех капонирах. Союзники -немцы, презирали итальянцев, которых считали мягкотелыми. Забрав нахрапом подвижную, высокопроходимую технику и горючее у итальянцев, немцы по сути оставили италов умирать в глубоких снегах, Подонья
PaulZibert, спасибо, за оценку постов с их содержимым. Много есть чего удивительного в массе своей, находок по ВОВ. Предметы окопного искусства 2 W, сильно отличаются по своему исполнению, от "сувенирного" окопного искусства ПМВ. Многое таится за неприхотливыми рисунками и надписями солдат по обе линии фронта. Но градация есть. Поделки очумелых ручек это одно..окопное творчество (прикладное) и ..искусство (хоть и в основном в грубом исполнении и плоскостное) Но есть и шедевры. Лет десять тому назад, удалось мне попасть в курский краеведческий музей. И там срежи разного рода железяк разных размеров, я вдруг узрел прекрасный образец окопного искусства, запечатлённой на гильзе танковой пушки, танкистом 11-й ТД . Дедуля экскурсовод просто в ступор пал, когда увидел, как я пританцовывал вокруг, этой памятной вазы с мыльницей (фотик) . Конечно, надежды Гитлера на операцию Цитадель и общий настрой духа, в частн6ости танкистов 11-й тд был оптимистичен. На памятной гильзе вычеканены все составляющие триады немецких памятных ваз - символика этой дивизии, Марс - Бог войны, так почитаемая и желанная награда каждого военнослужащего Вермахта в целом и танкистов в том числе - Железный крест с дубовыми листьями и...надпись в память о походе России. Явно, что изготовлена ваза, танкистом, преисполненным гордостью, от того , что он попал в эту дивизию и находится на острие сокрушительного удара бронированного кулака. Ну и конечно он надеялся и верил, его произведение станет в будущем реликвией - после окончательной победы над русским медведем...Ан ..не вышло))) Но вернусь, к солдатам Италии. Среди впечатляющих своими сюжетами из повседневной жизни альпийских стрелков на их котелках, хранящихся в Россоши у одного из уважаемых мною историков -краеведов, есть на одном из них, изображение "любимой", девушки Беллы. На алюминиевом "холсте", походного котелка тоскующий о своей девушке альпиец, прочертил, её до боли запомнившееся любимое лицо и тревожный взгляд, которым она провожала его, в бескрайние просторы России поглотившей без вести уже немало тех, кто пришёл туда с оружием в руках. Кто знает, встретились потом или нет, эти двое влюблённых...?
Спасибо! Продолжение будет следовать, тем более что готовлю по теме выставку Ветры памяти, доносят до нас с рукотворных памятников окопного искусства чувства, души солдат ВОВ, веривших- мы вернёмся. Вот надпись на котелке итальянца - СОЮЗ ДВУХ СЕРДЕЦ. Но война перечеркнула их союз. Война - это конец всему... и счастью влюблённых тоже. А наши воины, молодые красноармейцы, ощутив привкус Победы гордо оставляли свои призывы бить врага, на поверхности котелков, самодельных портсигаров, как сделал вот этот, красноармеец Зелепукин (не иначе молоденький комсомолец-сталинец) вычертивший острым лезвием ножа на своём трофейном котелке - красноармейскую звёздочку и призыв ВПЕРЁД, НА ЗАПАД))) Это память о подвиге, переданная нам через 70 летие - нашими дедами, вышедшими Победителями в самой жестокой, глобальной войне на матушке Земле. Звёзды приближающийся Победы запестрели на самодельных, алюминиевых портсигарах бойцов и командиров нашей родной Армии. Владельцу этого портсигара, уже было за 30. Он уже знал цену любой Победы - малой и большой. Не зря процарапал воин сверху звезды свою дату рождения 1905 год. Он жив и надеется дойти до Берлина. Дай Бог, что он дошёл до этого проклятого логова и вернулся домой, к жене, деткам малым и стареньким родителям, ждущим своего сына, родненького.
Открою ещё один файл с фото. С него на нас глянет уморительная плутоватая рожица улыбающегося итальянского солдата в шинельке с бустиной на голове, запечатлённого на боковой крышке алюминиевого котелка. Это - автопортрет, но какой)) Парни подняли находку под Харьковом, лет 7 назад. Явно, хозяин котелка, был жизнерадостным малым. Солдат экспедиционного корпуса в России, нам из зимы 41 года (на Украине), так и намекает с итальянской непосредственностью -жизнь, это счастье и я её поймал)) После 13 января 43 года, на итальянских котелках, такие весёлые физиономии исчезают. 8 ит армия, а затем и альпийский корпус, почти полностью были разгромлены в течении января месяца. Немногим из них удалось выжить и не попасть в плен. За сим, всё - пора отдохнуть, тяпнуть стопочку коньячку, за то что бы не было войн в этом мире. А солдаты умирали только в книжках и худ. фильмах
13 января 1943 года, залпы орудий и рык сталинских органов на Сторожевском плацдарме на Дону, возвестил о начале Острогожско-Россошанской операции .40-яармия первой из всех ударных груп войск Воронежского фронта нанесла сокрушительный удар по позициям дивизий 2 венг.а. Операция развивалась удачно. Нашим бойцам приходилось без передыху громить и преследовать полуживых от мороза мадьяр, а другим войскам фронта - очумевших от всего происходящего дивизии теплолюбивых итальянцев, 8-й ит.а. и небольших по численности, но вполне боеспособных немцев. За дни боев, редко удавалось бойцам даже письмо чиркнуть, а не то что мастерить портсигары, мундштуки и тд. и украшать их рисунками и надписями. Поесть бы, вовремя - да горяченького. Но....после атаки во время коротких передышек молодое пополнение, комсомольцев-сталинцев находило время, что бы запечатлеть миг пьянеющего чувства Победы над злейшем врагом, здесь на Воронежской земле. Хочется спать юному красноармейцу Роме, сидя в капонире у костра рядом с заснувшими мертвецким сном на час, боевыми товарищами. Но взяв руки подобранный здесь же, котелок врага, боец острием штыка вписывает на чужой металл дату начала победоносного наступления, и его в том числе Ромы - первое. Он и подписался гордо - Рома с решительной, в слове - буквой А, задорно подчеркнувшей изогнутой своей передней ножкой имя воина. А за именем прочертил год своего рождения. 1918. Одно плохо - через час Рома с ротой пошёл в бой и котелок так остался лежать у догорающего костра. За десятилетия котелок затянуло в капонире под Сторожевым. Но пришло время и алюминиевый "друг солдата" нашёлся, вместе с проржавевшими банками "второго фронта", пустыми цинками, горами стрелянных мадьярских и немецких гильз и остатками кострища - пережжённой землёй . А котелок, теперь в нашем музее. Котелок красноармейца 40й армии Воронежского фронта, храброго комсомольца-сталинца, Романа
В районе Волхова, немало мест, где нет нет, да поднимет лопата отъявленного фаната военной археологии удивительны образчик окопного искусства. Один из них, уже подзабытый в безбрежном океане инета, я выставляю - это подсвечник сделанный из гильзы немецкой ракетницы, найденный в начале ХХI века, под Волховом. Немцы, как и впрочем и русские, как Вы хорошо представляете, знали, что ночи таят в себе опасность - кошмар бесшумной атаки или бесславный плен в качестве языка разведки. Но опасность можно попытаться предупредить, осветив ярким её, ярким светом маленькой звезды, выпущенной из ракетницы. А гильзы, оставшиеся после выстрелов, как оказалось представляли из себя для немецких солдат, очень хороший материал для изготовления маленьких и удобных светлячков -подсвечников для блиндажа, капонира, лисьей норы и т.д. -где горящая свеча заботливо вставленная в аккуратную гильзочку, создавала видимость давно забыты го уюта далёкого милого дома. Но если уже подобран с дна траншеи подсвечник, почему же усталому от тревожной ночи гренадеру не отобразить на его поверхности запомнившийся навсегда, за год сидения, с 1942 по 1943 пейзаж, стоявший перед его глазами. Немного времени и на стенках подсвечника вырастает ель, холмик близлежащей русской высотки и памятная надпись - Волхов, с датами. Ох уж этот Волхов. - болота с вечной сыростью, комары, гнилая вода, и фанатики -русские, не знающие страха. Эта, немецкая "память о Волхове" осталась, там же в болотах, но фанатик копа ухитрился поднять её невредимой. Но какой же на ней, выразительный сюжет)) Так и видишь тоскливый взгляд, немецкого гренадера, сжимающего в руке гильзочку-подсвечник и мечтающего вернуться домой, в тепло и уют к любимой, ненаглядной Гретхен.... но видящего сейчас, перед собой - лишь непроходимые смертельные топи, Волхова. Такова была его судьба, солдата Вермахта, посмотревшего в холодные глаза бескрайней и враждебной для него. завоевателя - России.
Думаю все же ,что храбрый комсомолец-сталинец Рома ,со своей 40 армией Ворнежского фронта ( с конца октября 1 й Украинский фронт) ,благополучно с боями дошел до берегов Днепра. По приказу Ставки В Г К , Киев должен быть освобожден к 26 годвщине Октябрьской революции .Частям 40 и 27 армии В.Ф был отдан приказ форсировать реку в ее Большой излучине и захватить плацдарм южнее Киева. Знаменитый Букринскй плацдарм, откуда Красная армия должна была развивать наступление на Киев.Рома со своими бойцами, изготовил на скорую руку плот и под ударами германской артилерии и авиации на рассвете 24 сентября начали форсирование реки .Середины Днепра достигли уже чрез пару часов, ( в то время ,Днепр в этом месте был шириной в несколко км).А кругом обломки лодок, плотов, заярдных ящиков. Вопли раненых и утопающщих взывающих к помощи. В небе юнкерсы не щадно бомбят переправы, с высокого правого берега перегретые стволы немецких M G изливают мириады смертоносного свинца.Смерть носилась на земле,в воздухе и на волнах седого Днепра. И сдесь на самой средине Днепра храбрый сталинец-комсомолец Рома поднял руки к небу и закричал не своим голосом " Боже, помоги и спаси и сохрани!!! " . Ведь как говорят в народе : " Не бывает атеистов в окопах под огнем " Нахлебавшись кровавой Днепровской воды, Рома все же добрался до правого берега. Картина которая предстала пред его очами повергла его в ужас, сухими обветренными губами,сквозь разрывы и свист пуль он едва слышно прошептал : " Боже, сколько же сдесь народу положили!! " А дальше ? Что же было дальше ? Отвечу словам из книги Виктор Астафьев " Прокляты и убиты ". "Я был южнее Киева, на тех самых Букринских плацдармах (на двух из трех). Ранен был там и утверждаю, до смерти буду утверждать, что так могли нас заставить переправляться и воевать только те, кому совершенно наплевать на чужую человеческую жизнь. Те, кто оставался на левом берегу и, "не щадя жизни", восславлял наши "подвиги". А мы на другой стороне Днепра, на клочке земли, голодные, холодные, без табаку, патроны со счета, гранат нету, лопат нету, подыхали, съедаемые вшами, крысами, откуда-то массой хлынувшими в окопы."